Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 3. С. 232-245 Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 3, pp. 232-245
https://sport-journal.sgu.ru https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2023-2-3-232-245, EDN:XJJDSO
Научная статья
УДК 378.18:378.661(470.56):796
Физическая культура и спорт как средства развития социальной инициативности обучающихся
М. И. Болотова, М. А. Ермакова^
Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 46000, г. Оренбург ул. Советская, д. 6
Болотова Марина Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры истории Отечества, [email protected], https://orcid.org/0 0 0 0-0 0 01-7376-0 4 0 4
Ермакова Марина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0181-8368
Аннотация. Обоснована актуальность проблемы развития социальной инициативности личности в современных реалиях российского общества; доказано, что студенчество характеризуется наивысшей социальной активностью, и образовательная организация, представляя разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности (инновационную, научно-исследовательскую, социальную, спортивную, творческую и др.), обладает потенциалом развития гибких Soft Skills: коммуникативных, организаторских и лидерских. Определены содержательные характеристики социально инициативной личности, включающие активность, ответственность, исполнительность; рассмотрено понятие «социальная инициативность». По результатам анкетирования по исследуемой проблеме (выборка -2130 респондентов) было определено отношение студентов-медиков к социальной активности как деятельности, способной преобразовать социум и себя; к лидерству и инициативности, необходимых для достижения успеха; выявлены актуальные и востребованные виды социальных практик (событийное волонтерство, физическая культура и спорт, околоспортивные сообщества, туризм и др.). Авторами предложены наиболее интересные студенческому сообществу проекты и программы с целью формирования социального опыта.
Ключевые слова: социальная активность, социальная инициативность, физическая культура и спорт, околоспортивные сообщества, потенциал образовательной организации, событийное волонтерство, студенты-медики Для цитирования: Болотова М. И., Ермакова М. А. Физическая культура и спорт как средства развития социальной инициативности обучающихся // Физическое воспитание и студенческий спорт. 2023. Т. 2, вып. 3. С. 232-245. https://doi.org/10.18500/2782-4594-2023-2-3-232-245, EDN: XJJDSO
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Physical culture and sports as means of students' social initiative development
M. I. Bolotova, M. A. ErmakovaH
Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 6 Sovietskaya St., Orenburg 460000, Russia
Marina I. Bolotova, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7376-0404 Marina A. Ermakova, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0181-8368
Abstract. The article substantiates the relevance of the problem of the development of social initiative of the individual in the modern realities of Russian society; it is proved that students are characterized by the highest social activity and an educational organization, representing various types of educational and extracurricular activities (innovative, research, social, sports, creative, etc.), has the potential to develop flexible Soft Skills: communicative, organizational and leadership. The content characteristics of a socially initiative personality are defined, including activity, responsibility, performance; the concept of "social initiative" is considered. Based on the results of a survey on the problem under study (sample -2.130 respondents), the attitude of medical students to social activity as an activity capable of transforming society and
themselves, to leadership and initiative necessary for success was identified; relevant and in-demand types of social practices (event volunteering, physical education and sports, near-sports communities, tourism, etc.) were revealed. The authors have proposed the most interesting social projects and programs for the student community in order to form a social experience.
Keywords: social activity, social initiative, physical education and sports, near-sports communities, educational organization potential, event volunteering, medical students
For citation: Bolotova M. I., Ermakova M.A. Physical culture and sports as means of students'social initiative development. Physical Education and University Sport, 2023, vol. 2, iss. 3, pp. 232-245 (in Russian). https://doi.org/l0.18500/2782-4594-2023-2-3-232-245, EDN:XJJDSO
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC0-BY 4.0)
Введение
Современный мир развивается с невероятной скоростью, претерпевают изменения среда жизни и приоритеты людей. В этой связи меняется и социальный заказ общества на личность, что отражается в нормативных документах на государственном уровне: в Законе Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральном проекте «Социальная активность» и др., где главной целью развития общества и системы образования является формирование конкурентоспособной, мобильной, нравственно устойчивой, социально ответственной и инициативной личности.
В рамках исполнения Федерального проекта «Социальная активность» образовательные организации высшего образования создают условия для становления социальной позиции обучающихся как важного фактора развития гражданского общества.
Ведущим принципом современного цифрового образования выступает принцип персо-нализации, который способствует возрастанию активности и инициативы самого субъекта обучения, способствующих формированию гибких умений и навыков (Soft Skills), позволяющих ему быть творцом своей жизненной стратегии с учетом собственных потребностей и заказа общества.
Анализ педагогической практики доказывает, что образовательные организации высшего образования обладают достаточным потенциалом по формированию социального опыта у обучающихся. Участвуя в реализации социально значимых инициатив, событийном во-лонтерстве [1], творческой деятельности, клубных движениях, спортивных и околоспортивных сообществах [2], являясь инициаторами социально значимых проектов [3], студенческая молодежь осваивает гибкие умения и навыки,
способствующие их социальной мобильности в быстро развивающемся российском обществе, но при этом, по мнению М. В. Григорьевой, они должны быть максимально полезными самому человеку [4].
Задачи исследования:
- уточнить понятие социальной инициативности в педагогическом аспекте и ее взаимосвязь с социальной активностью личности;
- определить роль социальной инициативности для личностной и профессиональной самореализации;
- выявить потенциал околоспортивных сообществ, физической культуры и спорта по развитию социальной инициативности обучающегося.
Методика и организация исследования
Анализ научной литературы показал [3, 4], что «социальная активность» и «социальная инициативность» - понятия взаимообусловленные и являются основой такого качества личности, как социальная ответственность. Понятие «социальная активность» имеет различные трактовки, что объясняется чрезвычайным многообразием ее проявления.
Каждая эпоха выдвигала свой тип социально активной личности. Так, социальная активность в буржуазном обществе детерминирована индивидуалистическими устремлениями, а в социалистическом - коллективными, во благо общества и народа. Сегодня востребована конкурентоспособная, социально мобильная и активная личность, проявляющая личную инициативу и заинтересованность в самосовершенствовании и развитии общества.
В научных трудах ученых XVIII в. раскрывается связь философии с образованием, в том числе в аспекте социальной активности личности как меры ее включенности в систему общественных отношений. Так, в педагогической
концепции Ж.-Ж. Руссо важным принципом воспитания выступает идея развития активной самодеятельности обучающегося, который всегда должен быть в позиции исследователя и сам открывать научные истины. Немецкий деятель просвещения и философ В. А. Дистервег разработал принципы развивающего и воспитывающего обучения, в которых заложены идеи свободы выбора ребенком деятельности, развития детской активности и инициативности. Прогрессивный русский философ и педагог
B. В. Зеньковский определил развитие социальной активности и инициативы главными задачами социального воспитания через привитие «вкуса» к социальной деятельности.
Ученые-психологи (Л. С. Выготский,
C. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, Н. А. Бернштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлин-ский, А. В. Петровский, В. А. Петровский) выявили основные структурные компоненты активности (когнитивный, эмоциональный, оценочно-волевой, мотивационный, поведенческий), факторы, определяющие активность человека (внешние - социальные и внутренние - личностные) и механизмы осуществления активности личности.
Так как в задачи данного исследования не входит внесение новизны в понятие «социальная активность», то за основу возьмем его осмысление в рамках деятельностного подхода: интегральное личностное образование, способствующее достижению человеком высоких общественно и личностных значимых результатов в деятельности [5, 6]. Развитие социальной активности личности представляет собой целостный процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой, приспособления индивида к успешному функционированию в ней, активного освоения окружающего пространства с целью жизненного, профессионального, социального саморазвития личности [7].
Важно отметить, что именно готовность молодежи к самостоятельным активным начинаниям, предприимчивости и сформированная мотивация к общественной деятельности образуют интегративное социально востребованное качество личности - инициативность [8]. Человек, проявляя инициативу в деятельности, определяя цель, принимая некое самостоятельное решение, берет на себя ответственность за ее последствия, которые могут иметь социально или асоциально направленный характер.
При развитии социальной активности студента, по мнению В. А. Ситарова и В. Г. Мара-лова, следует учитывать и наличие социальной
реактивности, то есть отрицательного, неудачного прошлого опыта, который может приводить к неверным результатам. Активность, наоборот, ориентирована в будущее, субъект расширяет ситуацию, формулирует мотивы, проявляет готовность к своеобразному риску [5]. При этом инициатива определялась ими как выход за пределы заданных условий, как стремление искать новые пути для более успешного решения стоящих задач. В исследованиях ученых прослеживается готовность к проявлению инициативности от убеждений личности (Н. Е. Румянцев), ее интересов (М. С. Говоров), мотивации (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Новикова, И. Э. Плотник).
Во многих исследованиях инициативности как волевого качества подчеркивается, что без развития самостоятельности и самодеятельности невозможно ее проявление. Так, С. Л. Рубинштейн отмечал, что всякое волевое действие бывает целенаправленным, поэтому важным в трактовке социальной инициативности является указание на ее целевую основу.
Анализ классификации типов инициативности позволил нам выделить две ее характеристики: 1) инициативность как личностный почин, желание, стремление к инициативным действиям, степень участия; 2) инициативность как личностное качество, потребность инициировать и достигать цели без внешнего стимулирования [9].
Инициативность представляет собой важное качество личности, формирующееся в процессе деятельности и характеризующееся общественно-значимыми (просоциальными) мотивами и общественно ценными продуктами. [10]. Отметим, что социальная инициативность представляет собой не только общественно значимое явление, но и имеет глубоко личностный аспект, требующий изучения на уровне конкретного индивида. Так, С. Апанасевич в работе «Профессиональное качество: инициативность» выделяет такие аспекты инициативности: жизненный заряд и соответствующий темперамент, активность в различных видах деятельности и творчество, стремление к самоактуализации и самовыражению, совокупность личностных качеств (лидерство, мобильность, находчивость, ответственность, проактивность и др.) [11].
С понятием инициативности тесно связана проактивность, означающая способность действовать осознанно с тем, чтобы решить поставленные задачи, достигнуть поставленных целей, «закрыть» свои насущные желания
и потребности [12]. Социальная направленность инициативности предполагает способность действовать бескорыстно и во благо другого человека или общества; асоциальная направленность выражается в непринятии, безучастности к делам и состоянию других людей, антигуманных поступках, разрушении, унижении слабых. Степень влияния инициатив социального или асоциального характеров зависит не только от характера действий субъекта-инициатора или команды, но и от характера ответной реакции на такие инициативы других людей, что формирует определенную социально-воспитательную среду для реализации инициатив.
Раскроем компоненты социальной инициативности будущих специалистов [1]:
- мотивационный компонент включает осознание студентом личностных особенностей, потенциала, социальных функций, установок, субъективных позиций по отношению к выбранной им социальной деятельности. Данный компонент определяет и совокупность знаний, умений и качеств, позволяющих осуществлять целеполага-ние в социальной, учебной и профессиональной деятельности, в процессе которой осуществляется социальная активность будущего специалиста;
- операционный компонент включает формирование опыта в многообразных видах социальной деятельности посредством разработки социальных инициатив и их реализации через социальные действия;
- рефлексивный компонент характеризуется совокупностью умений, позволяющих осуществлять самоанализ и самооценку собственной активности;
- компонент «самосознание личности» характеризует взаимодействие внутренней и внешней активности личности в процессе саморегуляции в деятельности и общении. Выделенные компоненты следует рассматривать с позиций целостности, взаимосвязи и взаимообусловленности воспитания и развития личности.
Таким образом, социальная инициативность как интегрированное качество личности отражает ее способности к самостоятельным начинаниям с целью достижения социального успеха, характеризует ее творческое отношение к жизни, к социальному и природному окружению, основанное на умении личности самостоятельно принимать решения, быть готовой и способной действовать за пределами
поставленной задачи, что проявляется в мотивированном, операционном, рефлексивном отношении к себе и социуму с целью общественно значимого участия и преобразования [11].
Выделяются следующие параметры исполнительности [5]:
- умение ставить цель и определять задачи, важны мотивы, влияющие на их определение;
- ответственное исполнение с позиций зрелости личности, сознательности и самостоятельности;
- последовательное исполнение с позиций временной развертки исполнения и его качества;
- умение выбирать адекватные способы исполнения с позиций рациональных приемов и способов деятельности;
- устойчивое исполнение с позиций планомерности и последовательности;
- интенсивность (количественная сторона) и напряженность (качественная сторона) исполнения;
- результативное исполнение с позиций качества результата деятельности (оценка);
- уровень (нормативный, нормативно-личностный, личностно-продуктивный и продуктивно-творческий) исполнительности с позиций полноты включения личности в процесс реализации инициативы.
Методологические основы формирования социальной инициативности отражены в концепциях С. С. Гиля и С. В. Тетерского, раскрывающих механизмы воспитания социальной инициативности и ресурсной поддержки социальных инициатив детей и молодежи. Отмечается, что организационно-педагогическим механизмом развития социальной инициативности выступает поддержка инициатив детей и молодежи образовательными организациями и различными институтами гражданского общества [8]. На современном этапе исследования по проблеме приобретают более конкретный характер. Так, анализируются различные средства и условия развития инициативности в деятельности: проектной (С. Г. Леснико-ва), в групповой работе (Л. В. Даровских), социокультурной (А. Ш. Ибатулин), учебно-познавательной (И. Ю. Головинова), художественно-творческой (Л. П. Волкова).
Для нашей работы важны исследования, посвященные изучению проблемы развития социальной инициативности студенческой молодежи в учебно-профессиональной деятель-
ности (Н. П. Журавлева), внеучебной и общественной деятельности (Н. Г. Баженова, С. В. Тетерский, С. С. Гиль, А. В. Гришин, Р. Х. Канаев, А. Ш. Ибатулин, С. Г. Лесникова).
Развитие социальной инициативности актуально именно для студенческой молодежи, так как данный возрастной период характеризуется становлением профессионального самоопределения; формированием основ научного и гражданского мировоззрения; наличием развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе, окружению; наличием способности и потребности в реализации себя на гражданском поприще, в труде, будущей семейной жизни [13, 14].
Определив сущность понятий «социальная активность», «социальная инициативность» и их взаимообусловленность, подтвердив актуальность проблемы развития социальной активности студенческой молодежи, необходимо выявить эффективные направления деятельности образовательной организации высшего образования. За основу взяты результаты исследования, которые получены в ходе эксперимента (2022/2023 уч. г.), инициатором которого выступил Оренбургский государственный медицинский университет Минздрава России.
В исследовании принимали участие только респонденты образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования России, так как обучение в медицинском университете имеет ряд особенностей: продолжительный учебный день, длительные транспортные перемещения по городу в связи с особенностями расположения учебных корпусов и клинических баз, дополнительная работа на кафедрах с препаратами, симуляци-онными моделями и в библиотеках с атласами, литературными источниками, а также ночные дежурства и контакты с больными.
Результаты и их обсуждение
С целью выявления отношения студентов к социальной активности и наиболее актуальных и востребованнных направлений вне-учебной деятельности была разработана «Анкета для студента» [15]. В анкетировании приняли участие 2130 респондентов 8 образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования России (Балтийский Федеральный университет им. И. Канта; Волгоградский государственный
медицинский университет; Тюменский государственный медицинский университет; Казанский государственный медицинский университет; Рязанский государственный медицинский университет; Пермская государственная фармацевтическая академия; Первый московский государственный университет им. Сеченова; Оренбургский государственный медицинский университет). Представленное количество ответов на запрос отражает репрезентативность выборки и позволяет рассматривать полученные данные как достоверные.
Предствавим качественный и количественный анализ результатов, полученных при обработке анкеты. Данные, отраженные на рис. 1, позволили выявить понимание студентами важности социальной активности для личностного роста и развития - 81,7%, для профессиональной деятельности - 52% и для общественно-значимой деятельности - 46%. Были даны собственные варианты ответов, которые представляют интерес для понимания мотивации студентов к проявлению социальной активности: «для баллов в ординатуру», «для развития продуктивных идей», «для определения себя в обществе», «для психического здоровья», «чтобы следить за своим здоровьем». Только 1% респондентов проявили отрицательный тип отношения к социальной активности личности: «мне она не важна».
Молодые люди, включенные в социально активную деятельность, - это, прежде всего, лидеры, способные формировать свои команды, предлагать инициативы, достигать успеха в выбранном виде деятельности, использовать полученный опыт как социальный лифт в профессиональной сфере, общественной деятельности. Исходя из этой логики, респондентам было предложено выразить свое отношение к лидерам. Результаты представлены на рис. 2.
Большая часть респондентов (47,1%) выразила положительное отношение к лидерам: «Хорошо, что есть люди, готовые взять на себя ответственность». 35,2% респондентов изъявили желание быть лидером: «без проблем, молодцы, я тоже хочу быть таким». 13,7% опрошенных отнесли себя к категории лидеров, что свидетельствует о достаточном лидерском потенциале в группе и образовательной организации. Были и другие варианты ответов: «Я не люблю быть лидером, но могу нести ответственность», «Лидером можно и нужно быть в интересных тебе отраслях», «Хорошо, если не в ущерб учебе, чаще наоборот», «Мне безразличны лидеры» и т. д.
2 130 ответов
Личностного развития Профессиональной деятел... Общественно-значимой де...
Баллов в ординатуру Не кум, но активный ум (С)... Чтобы быть социально акт...
Материального Развития продуктивных идей Баллы для поступления в... Для всех вышеперечислен...
Developing mental health Очень обширное понятие,... Я не знаю, мне она не важна Все перечисленное Научные исследования Для определения себя в об...
Психического здоровья Следить за своим здоровь...
Социальная активность личности наиболее значима (по Вашему мнению) для:
-4 (0,2%)
-1 (0%)
-1 (0%)
-1 (0%)
-1 (0%)
-1 (0%)
1 (0%)
-1 (0%)
-1 (0%)
-1 (0%)
-1 (0%)
-1 (0%)
-1 (0 %)
-1 (0%)
-1 (0%)
-1 (0%)
I—1740 (81,7%)
500
1 ООО
1 500
2 000
Рис. 1. Распределение результатов опроса студентов-медиков о значимости социальной активности для личности, % Fig. 1. Distribution of the results of a survey of medical students on the importance of social activity for the individual, %
Рис. 2. Распределение результатов опроса студентов-медиков об отношении к лидерам, % (цвет онлайн) Fig. 2. Distribution of the results of a survey of medical students about attitudes towards leaders, % (color online)
Абсолютное большинство респондентов (61,5%) уверено подтвердили тезис о значимости социальной активности как лифта становления личности в профессиональной и общественной деятельности (рис. 3). 35,5% ответили неопределенно, не будучи уверенными: «может быть», и только 3 % ответили отрицательно.
Для выявления интереса студентов к предложенным в образовательной организации высшего медицинского образования направлениям внеучебной деятельности и социальным практикам респондентам предлагалось оценить степень их участия в мероприятиях (рис. 4).
Анализ данных показал достаточную включенность (36,9%) в студенческие организации и внеучебную деятельность, но 20% принимают участие в добровольно-принудительном порядке, что является основанием для поиска новых привлекательных для студентов проектов и практик.
Анкетирование способствовало выявлению значимых для студентов видов социальной активности (рис. 5). Лидирующую позицию среди обучающихся медицинских и фармацевтических университетов занимает волонтерство (добровольчество) (32,6%), в том числе волонтеры-медики, активисты
Рис. 3. Распределение результатов опроса студентов-медиков о значимость социальной активности как лифту в профессиональной и общественной деятельности, % (цвет онлайн)
Fig. 3. Distribution of the results of a survey of medical students on the importance of social activity as an elevator in professional
and social activities, % (color online)
Рис. 4. Распределение результатов опроса студентов-медиков о степени вовлеченности в мероприятия, проводимые
в университете, % (цвет онлайн)
Fig. 4. Distribution of the results of a survey of medical students on the degree of involvement in events held at the university, %
(color online)
ассоциации общественных объединений, ме-дийщики, волонтеры и активисты студенческих спортивных клубов, что явилось основанием на сегодняшний момент для разработки в Оренбургском государственном медицинском университете ряда проектов, направленных на развитие данного направления и вовлечения обучающихся в событийное волонтерство. С этой целью в университете планируется реализация проекта «Лаборатория здоровья», результатом которого станет подготовка высококвалифицированных волонтеров-медиков для проведения профилактических акций различного уровня. «Школа актива» предоставляет возможность взаимодействия подразделений Ассоциации общественных объединений студентов с целью развития каждого из объединений; «Марафон молодого медийщика» способствует развитию навыков владения фото-, видеоаппаратурой, правильного форми-
рования медицинского контента, продвижения имиджа университета, ведения социальных сетей с учетом медицинской и фармацевтической специфики. Научно-исследовательская деятельность традиционно для медицинских и фармацевтических университетов является приоритетной, поэтому 31,9% опрошенных выбрали ее в качестве направления своего профессионального роста.
Лидером социальных активностей являются физкультурно-оздоровительное и спортивное направления, пропаганда здорового образа жизни, отдельно выделено туристическое направление, так как именно спортивный образ жизни становится модным среди большей части современной молодежи [3, 12]. Анализ ответов респондентов показал, что из 11 направлений деятельности, в которых можно проявить социальную активность, выбирают данное направление 52% респондентов. Следу-
2 130 ответова Гражданских и воен... Добровольчество, в...
Туристических Олимпиадах, интелл... Пропаганда здорово... Физкультурно-оздор...
Никаких
Ни в каких Не принимаю Не принимаю участие Никаких Ничего Не участвую Сплю на лекциях Никаких, мне нужен...
Нет
Никто не предлагав...
Нигде не участвую Социально-проектной По убеждениям осн... Не принимал
Не принимаю, но хочу Пока что ни в каких Пока нигде и никак Пока не принимала... Нет времени Не принимаю Ранее принимала у... Не участвую в меро... Медиастудия вуза Не участвовала Пока что не участву...
Времени нет Затрудняюсь ответить Видеоклуб, помощь... Образование Я не участвую Не участвую, но хот... В тех, за что дают б... Не участвую, я сиг... Не участвовал
В каких мероприятиях, сообществах Вы принимаете активное участие в ходе обучения в вузе?
140 (6,6 /о)
ш^мя-юе (5%)
-279 (13,1 %)
■-20 (0,9 %)
1-12 (0,6 %)
I-9 (0,4 %)
1-10(0,5%)
1-12 (0,6 %)
; 8(0,4%)
I- 8 (0,4 %)
-4 (0,2 %)
-4 (0,2 %)
5 (0,2 %)
- 4 (0.2 %)
2 (0,1 %)
-2 (0,1 %)
3 (0,1 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-2 (0,1 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
2 (0,1 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-1 (0 %)
-695 (32.6 %)
1 680 (31,9 %)
0
200
400
600
800
Рис. 5. Распределение результатов опроса студентов-медиков по направлениям социальной активности
обучающихся, %
Fig. 5. Distribution of the results of a survey of medical students in the areas of social activity of students, %
ет отметить, что принимают активное участие в мероприятиях студенты не только имеющие определенную физическую и спортивную подготовку, но и создаются многочисленные инициативные группы и околоспортивные сообщества (болельщики, добровольцы, активисты, волонтеры), привлекающие к социальной деятельности большое количество студентов. Околоспортивные сообщества доказывают статус эффективной социальной практики. В этой связи видится актуальной реализация ряда проектов по вовлечению студентов: «Туриада врача 2023» - традиционное мероприятие, посвященное повышению мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом; повышению привлекательности туристического направления посвящен проект «ТурЯрмарка» как ряд образовательных интенсивов, погружающих студентов в традиционные и новые туристические направления; для студентов с ограниченными возможностями здоровья разработан образовательный интенсив «Новые горизонты».
Отдельно обучающиеся выделили направление развития студенческих отрядов, и с этой целью разработан социальный проект -форум карьерных возможностей «Призвание», в рамках которого лидеры студенческих медицинских отрядов смогут перенимать передовой опыт других отрядов, разрабатывать механизмы встраивания трудовых проектов в образовательный процесс, выстраивать взаимоотношения с учреждениями здравоохранения региона.
1% респондентов не желают принимать активное участие в жизни университета, и такие ответы можно объяснить или наличием социальной реактивности (отрицательным прошлым опытом) или личными качествами сту-
дентов (лень, застенчивость, нерешительность, неуверенность и т. п.). 2% респондентов указывают на то, что «никто не предлагает интересные мне направления», «не принимаю, но хочу», «занимаюсь другим делом, которого нет в университете» и т. д.
Среди причин неучастия студентов в мероприятиях респонденты называют высокую учебную загруженность, отсутствие времени, интереса, недостаточный уровень стимулирования со стороны кураторов, преподавателей, администрации образовательной организации высшего образования.
Для понимания развития интересных для студентов направлений деятельности был проведен анализ ответов на вопрос о том, лидером или руководителем какого направления деятельность Вы бы стали (рис. 6).
Самыми популярными ответами среди обучающихся стали: волонтерская, физкультурно-спортивная, туристическая, творческая, военно-патриотическая, интеллектуальная, научно-исследовательская. Но были и другие виды, выделенные обучающимися: «студенческие объединения по повышению стипендии», «являюсь председателем, поэтому интересны все направления», «сейчас не участвую, но хочу», «являюсь руководителем студенческого клуба по адаптации иностранных студентов к обучению» и др.
Одним из значимых этапов любого анализа данных является саморефлексия респондентов, что зачастую отражает объективную картину исследуемых данных. Анализ данных по оценке собственного уровня социальной активности представлен на рис. 7. Наибольшее число опрошенных затруднились ответить на данный вопрос, что свидетельствует
Рис. 6. Распределение результатов опроса студентов-медиков по направлениям деятельности с позиции лидерства, %
(цвет онлайн)
Fig. 6. Distribution of the results of a survey of medical students by areas of activity from the position of leadership, % (color
online)
2 130 ответов
15,3% \
\ 13,2% 11.7% -^M
Определите собственный уровень социальной активности в рамках деятельности вуза:
ф Включенность в общественные дела
# Способность вносить предложения I Способность коллективно
реализовывать поставленные задачи
# Способность самостоятельно реализовывать поставленные задачи
ф Способен повести за собой ф Затрудняюсь ответить
Рис. 7. Распределение респондентов по уровням проявления социальной активности в рамках деятельности
университета, % (цвет онлайн)
Fig. 7. The distribution of respondents according to the levels of manifestation of social activity within the framework
of the activities of the university, % color online)
об отсутствии системной работы по вовлечению обучающихся в социально активную деятельность в ряде университетов. 24% опрошенных указали на способность коллективно реализовывать поставленные задачи, и только 15,3% указали на способность самостоятельно реализовывать поставленные задачи. Способность вносить предложения высказали 11,7%,
9,4% респондентов способны повести за собой группу единомышленников, что в целом соответствует статистическим данным и ранее проведенным исследованиям в этой области.
Респондентам предлагалось выбрать качества, которые необходимы для проявления социальной активности (рис. 8). Лидирующие позиции удерживают: ответственность (80,2%),
Рис. 8. Распределение результатов опроса студентов-медиков о значимых качествах личности, необходимых
для проявления социальной активности, %
Fig. 8. Distribution of the results of a survey of medical students about the significant personality traits necessary
for the manifestation of social activity, %
умение общаться (64,7%), инициатива (55,7%), сила воли, повышенная работоспособность (41,2%), исполнительность (36,1%) и 30,2% выделили лидерство среди значимых качеств социально активной личности. Важно, что студенческая молодежь четко понимает и осознает важность сформированности именно тех качеств (инициативность, ответственность, исполнительность), которые определяют уровень социальной активности личности. Встречались и такие ответы, как «дотошность», «дисциплина», «внутренний огонь», «личный пример преподавателя» и т. д.
Дополнительно респондентам было предложено указать качества личности, которые формируются средствами физической культуры и спорта (рис. 9).
Этот вопрос является значимым с точки зрения выбранных видов социальной активности, где лидирующие позиции занимает деятельность, связанная с двигательной активностью, и околоспортивная деятельность. Среди выделенных респондентами качеств: сила воли, повышенная работоспособность - 85%, умение взаимодействовать в команде - 76,8%, исполнительность - 36,1%, мобильность - 31,9%, ответственность - 24,7%, лидерство - 23,1%, инициатива - 15,2%. Но встречались и уникальные ответы, которые заслуживают внимания: «выносливость», «терпение», «ничего не развивает, полезно для здоровья», «контроль над собой», «здоровый сон», «искренне считаю, что для социальной активности в ней нет необходи-
2 130 ответов
Ответственность Сила воли, повышенная...
Лидерство Умение взаимодействова...
Инициатива Исполнительность Мобильность
Какие качества, на Ваш взгляд, формирует физическая культура и спорт для успешной социальной активности личности? Выберите три:
Никакие 6 (0,3 %)
Дисциплина 3 (0,1 %)
-2 (0,1 %)
- 1 (0 %)
Здоровый сон 1 (0 %)
А -1 (0 %)
Никаких -2 (0,1 %)
Не понимаю сути вопроса -1 (0 %)
Самодисциплина -1 (0 %)
Красивое телосложение -1 (0 %)
Выносливость 1 (0 %)
Ничего из -1 (0%)
Целестремленность -1 (0 %)
Контроль над собой -1 (0 %)
Ничего -1 (0 %)
Упорство 1 (0 %)
Ничего 2(0,1 %)
Выносливость, терпение -1 (0 %)
Искренне считаю, что дл... -1 (0%)
Никакие 2(0,1 %)
Понятия не имею -1 (0 %)
Ничего из вышеизложен... -1 (0 %)
Никакие, улучшает здоро... -1 (0 %)
Терпение -1 (0 %)
Энергичность -1 (0 %)
527 {24,7 %)
492 (23,1 %)
324 (15,2 %)
=Zi '1810 (85 %) 1-1635 (76,8 %)
■—768 (36,1 %) 680 (31,9 %)
500
1 000
1 500
2 000
Рис. 9. Распределение результатов опроса студентов-медиков о качествах, формируемых физической культурой и спортом и необходимых для успешной социальной активности личности, %
Fig. 9. Distribution of the results of a survey of medical students about the qualities formed by physical culture and sports, and necessary for successful social activity of the individual, %
мости», «формирует красивое телосложение», «упорство», «энергичность» и т. д.
Ключевым вопросом в нашем исследовании был вопрос о предоставлении университетами достаточного объема практик и видов социальной активности для самореализации обучающихся. Анализ результатов показал (рис. 10), что наибольшее количество респондентов (78%) ответили, что университет, в котором они обучаются, предоставляет достаточное разнообразие видов социальной активности. 16,2% опрошенных затруднись ответить на этот вопрос и 5,9 % ответили «нет».
Таким образом, проведенное исследование показало, что, участвуя в реализации социально значимых инициатив (например, в волонтерских акциях, творческой деятельности, клубных движениях и др.), являясь инициаторами общественных проектов, студенческая молодежь осваивает навыки успешной социальной мобильности в сложном современном обществе. Анализ данных позволил выделить наиболее актуальные направления, которые легли в основу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы Оренбургского государственного медицинского университета.
Выводы
Проведенное исследование показало, что сегодня востребована личность, которую характеризуют социальная активность, инициативность, ответственность, исполнительность. Социальная активность во взаимосвязи с инициативностью и ответственностью формирует ценностные ориентации человека, являющиеся основанием при построении жизненной стратегии. Правильное и продуктивное сочетание
инициативы и ответственности позволяет личности полностью сохранять свою автономию и высокий уровень социальной активности.
Современный университет выступает учебной и экспериментальной площадкой для социальных практик, формирующих у студентов потенциал для эффективной «постуниверситетской» самореализации в профессиональной, личной и общественной жизни [16]. Университет, предлагая обучающемуся самореализоваться в значимых социальных инициативах (например, в волонтерских акциях, творческой деятельности, клубных движениях и др.), социальных проектах разных видов и уровней, способствует формированию у студенческой молодежи социального опыта, необходимого для успешной социальной и профессиональной мобильности в сложном современном обществе.
Практическая значимость данного исследования заключается в интерпретации результатов анкетирования студентов-медиков, которые позволяют ответственным за воспитательную и социальную работу образовательных организаций высшего образования развивать востребованные современной молодежью направления внеучебной деятельности; увеличение числа объектов социальной инфраструктуры студенчества, видов студенческих организаций и т. п. Так, анализ данных опроса позволил руководству Оренбургского государственного медицинского университета разработать новые направления, программы, проекты, практики по развитию социального опыта студенческой молодежи, которые легли в основу рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы университета.
2 130 ответов
r
/ / 16,2%
. 78%
L À
Как Вы считаете, предоставляет ли Ваш вуз разнообразные виды
социальных активностей для самореализации?
• Да
# нет
не знаю
Рис. 10. Распределение результатов опроса студентов-медиков о достаточности предоставляемых вузом социальных практик для проявления социальной активности личности, % (цвет онлайн)
Fig. 10. Distribution of the results of a survey of medical students on the sufficiency of the social practices provided by the university for the manifestation of the social activity of the individual, % (color online)
Список литературы
1. Новикова Г. В., Маль Г. С. Структура социальной активности молодежи в добровольческой деятельности и ее виды // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10, ч. 4 (52). C. 124-126. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.52.023
2. Коломыцева А. С., Ковалева М. В. Роль спорта и физической культуры в жизни современной молодежи // Научные высказывания. 2021. № 8 (8). С. 23-26.
3. Букина Т. С., Леденев В. В. Социальная инициативность молодежи как фактор развития страны // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 11. C. 119-120.
4. Григорьева М. В., Шаров А. А., Заграничный А. И. Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 1. С. 142-158. https://doi.org/10.17759/sps.2022130109
5. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164-176. https:// doi.org/10.17805/zpu.2015.4.15
6. Хайкин В. Л. Активность (характеристика и развитие). Воронеж : МОДЭК, 2000. 448 с.
7. Акимова М. К., Галстян О. А. Типология социальной активности молодежи в зависимости от принятия нравственных нормативов // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 51-61.
8. Тетерский С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: дис.... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004. 337 с.
9. Мирошниченко О. Ю. Социальная инициативность как интегративное социально востребованное качество личности // Образовательные инновации: опыт и перспективы: сборник материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции, Саратов, 25-26 февраля 2017 г. / под ред. Е. А. Рязанцевой, Л. Ю. Петровой, Н. В. Стребковой. Саратов : Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования», 2017. С. 334-337.
10. Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Международной научной конференции, Уфа, 20-23 июля 2012 г. Уфа : Лето, 2012. С. 157-160.
11. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 1 (103). С. 131136.
12. Александров Д. Что такое проактивность и как она помогает в карьере и жизни. URL: https://trends.rbc.ru/ trends/education/60faf8419a7947e2fc30cdef (дата обращения: 29.04.2023).
13. Алексеева В. В. Возрастные различия инициативности старших школьников и студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 2. С. 29-31.
14. Дашевская Л. В. Социальные инициативы студентов как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 23 с.
15. Шамионов Р. М, Григорьева М. В. Методика диагностики компонентов социально-ориентированной активности // Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 26-41. https://doi.org/10.17223/17267080/74/2
16. Кодякова Н. В. Социокультурная среда вуза в формировании социального опыта студентов-медиков // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 03-05 февраля 2016 г. Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2016. С. 3074-3077.
References
1. Novikova G. V., Mal G. S. The structure of youth social activity in volunteerism and its types. International Research Journal, 2016, no. 10, part 4 (52), pp. 124-126 (in Russian). https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.52.023
2. Kolomytseva A. S., Kovaleva M. V. The role of sports and physical education in the life of modern youth. Scientific Statements, 2021, no. 8 (8), pp. 23-26 (in Russian).
3. Bukina T. S., Ledenev V. V. Social initiative of young people as a factor in the development of the country. Bulletin of the Educational Consortium "Central Russian University". Series: Humanities, 2018, no. 11, pp. 119-120 (in Russian).
4. Grigoreva M. V., Sharov A. A., Zagranichny A. I. The structure of social activity and its correlation with the civic consciousness of young people. Social Psychology and Society, 2022, vol. 13, no. 1, pp. 142-158 (in Russian). https://doi.org/ 10.17759/sps.2022130109
5. Sitarov V. A., Maralov V. G. A person's social activity (levels, criteria, types and ways of its development). Knowledge. Understanding. Skill, 2015, no. 4, pp. 164-176 (in Russian). https://doi.org/10.17805/zpu.2015.4.15
6. Khaykin V. L. Aktivnost' (kharakteristika i razvitie) [Activity (Characteristics and Development)]. Voronezh, MODEK, 2000. 448 p. (in Russian)
7. Akimova M. K., Galstyan O. A. Typology of youth social activity depending on the adoption of moral standards. Psychological Questions, 2019, no. 3, pp. 51-61 (in Russian).
8. Teterskii S. V. Education of social initiative of children and youth. Diss. Dr. Sci. (Ped.). Tambov, 2004. 337 p. (in Russian).
9. Miroshnichenko O. Yu. Social initiative as an inte-grative socially demanded quality of the personality. In: Obrazovatel'nye innovatsii: opyt i perspektivy: sbornik materialov mezhregional'noj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Saratov, 25-26 fevralja 2017 g. Pod red. E. A. Rjazancevoj, L. Ju. Petrovoj, N. V Strebkovoj [Ryazant-seva E. A., Petrova L. Yu., Strebkova N. V., eds. Educational innovations: experience and prospects: Collection of materials of the interregional correspondence scientific and practical conference, Saratov, February 25-26, 2017]. Saratov, State Autonomous Institution of Additional Professional Education "Saratov Regional Institute for the Development of Education" Publ., 2017, pp. 334-337 (in Russian).
10. Shants E. A. Initiative as one of the socially significant qualities of a student's personality in socially useful activities.
In: Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii, Ufa, 20-23 ijulja 2012 g. [Topical issues of modern pedagogy: materials of the II International Scientific Conference, Ufa, July 20-23, 2012]. Ufa, Summer, 2012, pp. 157-160 (in Russian).
11. Borisova T. S. Activity and initiation as the basic part of forming young people social responsibility. Vestnik TGPU, 2011, no. 1 (103), pp. 131-136 (in Russian).
12. Aleksandrov D. What is proactivity and how it helps in career and life. Available at: https://trends.rbc.ru/trends/ education/60faf8419a7947e2fc30cdef (accessed April 29, 2023) (in Russian).
13. Alekseeva V. V. Age differences of initiativity of senior pupils and students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2009, no. 2, pp. 29-31 (in Russian).
14. Dashevskaya L. V. Social initiatives of students as a factor in improving the quality of specialist training at the university.
Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Saint Petersburg, 2005. 23 p. (in Russian).
15. Shamionov R. M., Grigorieva M. V. Technique for diagnostic assessment of socially-oriented activity components. Siberian Journal of Psychology, 2019, no. 74, pp. 26-41 (in Russian). https://doi.org/10.17223/17267080/74Z2
16. Kodyakova N. V. Socio-cultural environment of the university in the formation of the social experience of medical students. In: Universitetskij kompleks kak regional'nyj tsentr obrazovanija, nauki i kultury: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferentsii. Orenburg, 3-5 fevralja 2016 g. [University complex as a regional center of education, science and culture: materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference. Orenburg, February 3-5, 2016]. Orenburg, Orenburg State University Publ., 2016, pp. 30743077 (in Russian).
Поступила в редакцию 03.06.2023; одобрена после рецензирования 09.06.2023; принята к публикации 15.06.2023 The article was submitted 03.06.2023; approved after reviewing 09.06.2023; accepted for publication 15.06.2023