Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ И ОКОЛОСПОРТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ И ОКОЛОСПОРТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОКОЛОСПОРТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / СТУДЕНТЫ МЕДИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болотова М. М., Ермакова М. А., Чузова Е. С.

В статье обоснована актуальность проблемы развития социальной активности личности в современных реалиях российского общества; доказано, что студенчество характеризуется наивысшей социальной активностью, и социокультурная среда образовательной организации, представляя разнообразные виды деятельности (инновационную, научно-исследовательскую, социальную, спортивную, творческую и др.), обладает потенциалом развития гибких Soft Skills навыков: коммуникативных, организаторских и лидерских. В данной работе определены содержательные характеристики социально активной личности, включающие инициативность, ответственность, исполнительность. По результатам анкетирования по исследуемой проблеме (выборка составила 2130 респондентов из девяти образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования) было определено отношение студентов-медиков к социальной активности как деятельности, способной преобразовать социум и себя; к лидерству и инициативе, необходимых для достижения успеха; выявлены актуальные и востребованные виды социальных практик и внеурочной деятельности (волонтерство, физическая культура и спорт, туризм, научная). Авторами предложены социальные проекты и программы, наиболее интересные студенческому сообществу с целью самореализации в профессиональной, личной и общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Болотова М. М., Ермакова М. А., Чузова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND SPORTS-RELATED COMMUNITIES AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY AMONG STUDENTS

The article substantiates the relevance of the problem of developing the social activity of the individual in the modern realities of Russian society; it has been proved that students are characterized by the highest social activity, and the socio-cultural environment of an educational organization, representing a variety of activities (innovative, research, social, sports, creative, etc.), has the potential to develop flexible Soft Skills skills: communication, organizational and leadership. This paper defines the content characteristics of a socially active person, including initiative, responsibility, diligence. Based on the results of a survey on the problem under study (the sample consisted of 2130 respondents from nine educational institutions of higher medical and pharmaceutical education), the attitude of medical students to social activity as an activity that can transform society and themselves was determined; to the leadership and initiative needed to succeed; relevant and popular types of social practices and extracurricular activities (volunteering, physical culture and sports, tourism, scientific) were identified. The authors propose social projects and programs that are most interesting to the student community for the purpose of self-realization in professional, personal and social life.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ И ОКОЛОСПОРТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ И ОКОЛОСПОРТИВНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ

СРЕДЕ

Марина Ивановна Болотова, доктор педагогических наук, доцент, Марина Аркадьевна Ермакова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбург, Екатерина Сергеевна Чузова, аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Аннотация

В статье обоснована актуальность проблемы развития социальной активности личности в современных реалиях российского общества; доказано, что студенчество характеризуется наивысшей социальной активностью, и социокультурная среда образовательной организации, представляя разнообразные виды деятельности (инновационную, научно-исследовательскую, социальную, спортивную, творческую и др.), обладает потенциалом развития гибких Soft Skills навыков: коммуникативных, организаторских и лидерских. В данной работе определены содержательные характеристики социально активной личности, включающие инициативность, ответственность, исполнительность. По результатам анкетирования по исследуемой проблеме (выборка составила 2130 респондентов из девяти образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования) было определено отношение студентов-медиков к социальной активности как деятельности, способной преобразовать социум и себя; к лидерству и инициативе, необходимых для достижения успеха; выявлены актуальные и востребованные виды социальных практик и внеурочной деятельности (во-лонтерство, физическая культура и спорт, туризм, научная). Авторами предложены социальные проекты и программы, наиболее интересные студенческому сообществу с целью самореализации в профессиональной, личной и общественной жизни.

Ключевые слова: социальная активность, физическая культура и спорт, околоспортивные сообщества, инициативность, волонтерство, студенты - медики.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.03.p63-70

PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND SPORTS-RELATED COMMUNITIES AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY AMONG STUDENTS

Marina Ivanovna Bolotova, the doctor of pedagogical sciences, docent, Marina Arkadyevna Ermakova, the candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, Orenburg state medical University; Ekaterina Sergeevna Chuzova, the post-graduate student, Orenburg State

Pedagogical University

Abstract

The article substantiates the relevance of the problem of developing the social activity of the individual in the modern realities of Russian society; it has been proved that students are characterized by the highest social activity, and the socio-cultural environment of an educational organization, representing a variety of activities (innovative, research, social, sports, creative, etc.), has the potential to develop flexible Soft Skills skills: communication, organizational and leadership. This paper defines the content characteristics of a socially active person, including initiative, responsibility, diligence. Based on the results of a survey on the problem under study (the sample consisted of 2130 respondents from nine educational institutions of higher medical and pharmaceutical education), the attitude of medical students to social activity as an activity that can transform society and themselves was determined; to the leadership and initiative needed to succeed; relevant and popular types of social practices and extracurricular activities (volunteering, physical culture and sports, tourism, scientific) were identified. The authors propose social projects and programs that are most interesting to the student community for the purpose of self-realization in professional, personal and social life.

Keywords: social activity, physical culture and sports, sports-related communities, initiative, volunteering, medical students.

ВВЕДЕНИЕ

Устойчивым трендом современного цифрового образования является его персона-лизация, ведущая к возрастанию роли человеческого фактора, обусловленного формированием социальной инициативы и активности личности. Целевой ориентир данного процесса заключается в приобретение юношами и девушками нового опыта социальных отношений. Во исполнение Федерального проекта «Социальная активность» образовательные организации высшего образования направили вектор действий на создание условий для развития социальной активности обучающихся как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества.

Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании значимости развития у современной студенческой молодежи социальной активности как основы конструктивного образа жизни в условиях социокультурной и экономической трансформаций российского общества. Были решены следующие задачи: изучено состояние исследуемой проблемы в теории и практике; определено методом анкетирования соответствие между предлагаемыми вузом видами внеучебной деятельности и востребованными студентами в соответствии с их интересами и потребностями и на основе полученных результатов разработаны актуальные социальные проекты, программы, практики.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ научной литературы показал, что неоднозначность в трактовках понятия «социальная активность» объясняется сложностью и многообразием форм объекта исследования. Уже в трудах ученых XVIII века понятие «социальная активность» начинает приобретать глубокий философский и педагогический смысл: идеи развития самодеятельности, активности и инициативы ученика, который должен быть в позиции исследователя (Ж.-Ж. Руссо, В.А. Дистервег), привития «вкуса» к социальной деятельности (В.В. Зень-ковский).

Задачей нашего исследования не является внесение новых смысловых детерминант в понятие «социальная активность», поэтому за основу возьмем наработки современных исследователей, которые подчеркивают интегральность данного понятия и трактуют его как способность человека достигать высоких общественно значимых результатов в деятельности, дать что-то новое к общественному развитию [9], как интегральное личностное образование (В.Н. Мезинов, М.А. Захарова, И.А. Карпачева, А.Н.Ломов), направленное на реализацию форм деятельности (И.А. Дралюк, О.Д. Чугунова, Е.С. Мироненко), формирование которого важная задача подготовки современного специалиста, в том числе и медицинского работника [5].

Базируясь на психологическую структуру деятельности, в которой выделяются цель, мотив, способ, результат (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), исследователи-педагоги раскрывают структуру социальной активности в логике структурных компонентов деятельности. Так ряд ученых (А.И. Заграничный, М.В. Григорьева, Г.В. Новикова, А.А Шаров) выделяют следующие компоненты структуры социальной активности: мотивационный (совокупность знаний, умений и качеств, позволяющих осуществлять целеполагание в социальной, учебной и профессиональной деятельности), операционный (формирование опыта в многообразных видах социальной деятельности), рефлексивный (самоанализ и самооценка собственной активности в деятельности) [4, 8].

В.Л. Хайкин расширяется количество элементов структуры социальной активности, указывая важность компонента самосознание личности как «посредника» между выражением и реализацией внешних и внутренних тенденций человека, между деяниями личности и требованием общества как «источника пробуждения в человеке его «дремлющих потенциалов» [11, С. 77]. Полагаем, что рассматривать выделенные компоненты необходимо в целостности, взаимосвязи и взаимообусловленности, при этом системообразующей связью компонентов социальной активности будущего специалиста является его потребность

к преобразованию себя и социума через мотивированное и осознанное самовыражение сущностных сил в социально приемлемой деятельности.

Традиционная модель социальной активности включает в себя разные активности по содержанию: общественно-политическую, трудовую, познавательную художественно-творческая, коммуникативная, нравственная, аксиологическая и т. д. Но следует учитывать, что для поколения Ъ важна виртуальная социальная активность, которая проявляется в общении в социальных сетях, чатах, беседах, форумах различных сайтов, использовании интернет-СМИ, участии в онлайн голосовании, создании собственного сайт-журнала или веб-сайта с блогом и т.п. [10].

В работах психологов (Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реапа, Е.И. Степановой) доказывается, что именно студенчество как социальная общность характеризуется наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В этом возрасте развиваются и кристаллизуются личностные качества, которые определяют активную жизненную позицию, такие как инициативность, ответственность, исполнительность. Именно вышеперечисленные качества личности являются единицами анализа социальной активности студента в нашем исследовании.

В педагогике (Т.А. Бунакова, Т.А. Бурцева, И.Г. Лукичев, Н.Б. Русских, А.А. Сухарев, Е.А. Шанц) в рамках системного подхода «инициативность» трактуется как социально-значимое качество личности обучающегося, необходимое для общественно-полезной деятельности и направленное на самореализацию в этой деятельности [14]. Личность берет на себя определенную меру ответственности при решении общественных задач, обладающих социальными и просоциальными ценностями. В этом заключается отличие социальной инициативы от инициативы как психологического феномена, который может и не иметь общественно значимых ценностей.

Социальная активность во взаимосвязи с инициативностью и ответственностью формирует ценностные ориентации человека, являющиеся основанием при построении жизненной стратегии. Ответственность личности характеризует мотивацию исполнения с точки зрения ее социальности и зрелости: решение общественных задач, чувство долга, предвидение результатов и последствий своих действий как социально и личностно значимых. Правильное и продуктивное сочетание инициативы и ответственности позволяет личности полностью сохранять свою автономию и высокий уровень социальной активности. Связующим звеном между понятиями инициативность и ответственность является исполнительность, как составная часть деятельности, связанная с волевым действием, со сформированным уровнем сознательности и самостоятельности личности.

При развитии социальной активности студента, по мнению В.А. Ситарова и В.Г. Ма-ралова, следует учитывать и наличие социальной реактивности, то есть отрицательного, неудачного прошлого опыта, который может приводить к неверным результатам. Активность, наоборот, ориентирована в будущее, субъект расширяет ситуацию, формулирует мотивы, проявляет готовность к своеобразному риску [9].

Определив сущность понятия «социальная активность» и актуальность проблемы развития социальной активности у студенческой молодежи, необходимо выявить эффективные направления деятельности в образовательной среде вуза. За основу взяты результаты исследования, которые получены в ходе эксперимента (2022-2023 гг), инициатором которого выступил ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава РФ.

В исследовании принимали участие только респонденты образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования РФ, так как обучение в медицинском университете имеет ряд особенностей, которые неоднократно подчеркивались российскими исследователями: продолжительный учебный день; длительные транспортные перемещения по городу в связи с особенностями расположения

учебных корпусов и клинических баз; дополнительная работа на кафедрах с препаратами, симуляционными моделями и в библиотеках с атласами, литературными источниками; ночные дежурства и контакты с больными.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью выявления отношения студентов к социальной активности и наиболее актуальных и востребованнных направлений внеучебной деятельности в вузе была разработана и апробирована авторская анкета «Социальная активность студента в социокультурной среде вуза». В анкетировании приняли участие 2130 респондентов 8 образовательных организаций высшего медицинского и фармацевтического образования (Высшая школа медицины ОНК «Институт медицины и наук о жизни» БФУ им. И. Канта; ВолгГМУ; ТюмГМУ; КГМУ; РязГМУ; ПГФА; ПМГМУ им. Сеченова; ОрГМУ). Представленное количество ответов на запрос отражает репрезентативность выборки и позволяет рассматривать полученные данные как достоверные.

Предствавим качественный и количесвенный анализ результатов, полученных при обработке анкеты. Большая часть респондентов 81,7% отметила, что социальная активность значима для личностного роста и развития, 52% - для профессиональной деятельности и 46% - для общественно-значимой деятельности. Были даны собственные варианты ответов, которые представляют интерес для понимания мотивации студентов проявения социальной активности: «для баллов в ординатуру», «развития продуктивных идей», «для определения себя в обществе», «для психического здоровья», «чтобы следить за своим здоровьем». Только 1% респондентов не имеют интереса ни к какой другой деятельности, кроме учебы - «мне она (социальная активность) не важна».

Исходя из логики, что молодые люди, включенные в социально активную деятельность, это, прежде всего, инициаторы, активисты и лидеры, способные формировать свои команды, респондентам было предложено выразить свое отношение к лидерам. Чуть меньше половины респондентов (47,1%) выразили положительное отношение к лидерам: «Хорошо, что есть люди, готовые взять на себя ответственность». 35,2% респондентов изъявили желание быть лидером: «без проблем, молодцы, я тоже хочу быть таким». 13,7% опрошенных отнесли себя к категории лидеров, что свидетельствует о достаточном лидерском потенциале в группе и вузе.

Абсолютное большинство респондентов (61,5%) уверено подтвердили тезис о значимости социальной активности как лифту становления личности в профессиональной и общественной деятельности. 35,5% ответили неопределенно, не будучи уверенными: «может быть», и только 3% ответили отрицательно.

Для выявления интереса студентов к предложенным направлениям внеучебной деятельности и видам социальной активности в медицинском вузе респондентам предоставлялось оценить степень их участия в мероприятиях, проводимых в образовательной организации. Анализ данных показал слабую включенность (36,9%) в студенческие организации и внеучебную деятельность, а 20% принимают участие в добровольно-принудительном порядке, что является основанием для пересмотра или расширения существующих направлений деятельности и поиска новых привлекательных для студентов проектов и практик.

Среди причин неучастия студентов в мероприятиях респонденты называют высокую учебную загруженность, отсутствие времени, интереса, недостаточный уровень стимулирования со стороны кураторов, преподавателей, администрации вуза.

Анкетирование способствовало выявлению значимых для студентов видов социальной активности. Лидирующую позицию среди обучающихся медицинских и фармацевтических университетов занимает волонтерство (добровольничество) (32,6%), в том числе волонтеры: медики, активисты ассоциации общественных объединений, медийщики, волонтеры и активисты студенческих спортивных клубов, - что явилось основанием на

сегодняшний момент для разработки в ОрГМУ ряда проектов, направленных на развитие данного направления и вовлечения обучающихся в событийное волонтерство. С этой целью в университете планируется реализация проекта «Лаборатория здоровья», результатом которого станет подготовка высококвалифицированных волонтеров-медиков для проведения профилактических акций различного уровня. «Школа актива» предоставляет возможность взаимодействия подразделений Ассоциации общественных объединений студентов с целью развития каждого из объединений; «Марафон молодого медийщика» способствует развитию навыков владения фото-видео аппаратурой, правильного формирования медицинского контента, продвижения имиджа университета, ведения социальных сетей с учетом медицинской и фармацевтической специфики. Научно-исследовательская деятельность традиционно для медицинских и фармацевтических вузов является приоритетной, 31,9% опрошенных выбрали ее в качестве направления своего профессионального роста.

Лидером социальных активностей является физкультурно-оздоровительное и спортивное направления, пропаганда здорового образа жизни, отдельно выделено туристическое направление, так как именно спортивный образ жизни становятся модными среди большей части современной молодежи [3, 6]. Анализ ответов респондентов, показал, что из 11 направлений деятельностей, в которых можно проявить социальную активность, выбирают данное направление 52% респондентов. Следует отметить, что не только имеющие определенную физическую и спортивную подготовку студенты принимают активное участие в мероприятиях - создаются многочисленные инициативные группы и околоспортивные сообщества (болельщики, добровольцы, активисты, волонтеры), привлекающие к социальной деятельности большое количество студентов. Околоспортивные сообщества доказывают статус эффективной практики социальной деятельности. В этой связи видится актуальным реализация ряда проектов по вовлечению студентов в проекты: «Туриада врача 2023» - традиционное мероприятие, посвященное повышению мотивации в систематические занятия физической культурой и спортом; повышению привлекательности туристического направления посвящен проект «ТурЯрмарка» как ряд образовательных интенсивов, погружающих студентов в традиционные и новые туристические направления; для студентов с ОВЗ разработан образовательный интенсив «Новые горизонты».

Отдельно обучающиеся выделили направление развития студенческих отрядов, и с этой целью разработан социальный проект - форум карьерных возможностей «Призвание», в рамках которого лидеры студенческих медицинских отрядов смогут перенимать передовой опыт других отрядов, разрабатывать механизмы встраивания трудовых проектов в образовательный процесс, выстраивать взаимоотношения с учреждениями здравоохранения региона.

1% респондентов не желают принимать активное участие в жизни вуза, и такие ответы можно объяснить или наличием социальной реактивности (отрицательным прошлым опытом) [12] или личными качествами студентов (лень, застенчивость, нерешительность, неуверенность и т. п.). 2% респондентов указывают на то, что «никто не предлагает интересные мне направления», «не принимаю, но хочу», «занимаюсь другим делом, которого нет в вузе» и т. д.

Одним из значимых этапов любого анализа данных является саморефлексия респондентов, что зачастую отражает объективную картину исследуемых данных. 24% опрошенных указали на способность коллективно реализовывать поставленные задачи, и только 15,3% - указали на способность самостоятельно реализовывать поставленные задачи. Способность вносить предложения высказали 11,7% и 9,4% респондентов способны повести за собой группу единомышленников, что, в целом, соответствует статистическим данным и ранее проведенным исследованиям в этой области.

Респондентам предлагалось выбрать качества, которые необходимы для проявления социальной активности. Лидирующие позиции удерживают: ответственность (80,2%), умение общаться (64,7%), инициатива (55,7%), сила воли, повышенная работоспособность

(41,2%), исполнительность - 36,1% и 30,2% выделили лидерство среди значимых качеств социально активной личности. Важно, что студенческая молодежь четко понимает и осознает важность сформированности именно тех качеств (инициативность, ответственность, исполнительность), которые определяют уровень социальной активности личности.

Ключевым вопросом в нашем исследовании был вопрос о предоставлении вузом достаточно практик и видов социальной активности для самореализации обучающихся. Анализ результатов показал, что наибольшее количество респондентов (78%) ответили, что университет, в котором они обучаются, предоставляет достаточное разнообразие видов социальной активности. 16,2% опрошенных затруднись ответить на этот вопрос и 5,9% - ответили «нет».

Таким образом, анализ анкетирования позволил выявить понимание студентами важности проявления социальной активности в целом (81,7%) и отдельных её видов, в которых они принимают реальное участие: волонтёрская (32,6%), научно-исследовательская деятельность (31,9%), ФК и С, туризм, ЗОЖ (52%); интеллектуальные квесты, олимпиады (25,4%). Желание студентов быть лидером, инициатором дел (48,9%) свидетельствует о высоком лидерском потенциале в вузе.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало, что, каждая эпоха выдвигает свой тип социальной личности, сегодня востребована личность, которую характеризуют активность, инициативность, ответственность, исполнительность.

Современный вуз выступает учебной и экспериментальной площадкой для социальных практик, формирующих у студентов потенциал для эффективной «поствузовской» самореализации в профессиональной, личной и общественной жизни. Вуз, предлагая обучающемуся самореализоваться в значимых социальных инициативах (например, в волонтерских акциях, творческой деятельности, клубных движениях и др.), социальных проектах разных видов и уровней, способствует формированию у студенческой молодежи социального опыта, необходимого для успешной социальной и профессиональной мобильности в сложном современном обществе.

Практическая значимость данного исследования заключается в интерпретации результатов анкетирования, которые позволяют ответственным за воспитательную и социальную работу образовательных организаций высшего образования внести изменения в развитие актуальных для современной молодежи направлений внеучебной деятельности; увеличение числа объектов социальной инфраструктуры студенчества, видов студенческих организаций, поддержку социально значимой деятельности молодых людей и т. п.

Анализ данных позволил руководству Оренбургского государственного медицинского университета разработать востребованные направления, программы, проекты, практики, которые легли в основу рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова М.К. Типология социальной активности молодежи в зависимости от принятия нравственных нормативов /»М.К. Акимова, О.А. Галстян // Вопросы психологии. - 2019. - № 3. - С. 51-61.

2. Бочарова Е.Е. Культурно-исторические факторы детерминации направленности социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2019. - Т. 8, Вып. 4(32). - С. 348-361.

3. Гатило В.Л. Спорт как фактор формирования социального здоровья студенческой молодёжи / В.Л. Гатило, А.В. Ильин, С.В. Рыльский // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1; - URL: https://science-education.ra/ru/article/view?id=18074 (дата обращения: 01.02.2023).

4. Григорьева М.В. Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи /»М.В. Григорьева, А.А. Шаров, А.И. Заграничный //

Социальная психология и общество. - 2022. - Том 13, № 1. - С. 142-158.

5. Кодякова Н.В. Социокультурная среда вуза в формировании социального опыта студентов-медиков / Н.В. Кодякова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всероссийской научно-методической конференции. -Оренбург, 2016. - С. 3074 - 3077.

6. Коломыцева А.С. Роль спорта и физической культуры в жизни современной молодежи // Научные высказывания. 2021. № 8 (8). - С. 23-26.

7. Мустафина Д.Б. Формирование активной социальной позиции молодежи через волонтерскую деятельность как одного из видов социальной активности // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 6-2. - С. 34-36.

8. Новикова Г.В. Структура социальной активности молодежи в добровольческой деятельности и ее виды / Г.В. Новикова, Г.С. Маль // Международный научно-исследовательский журнал.- 2016. - №10 (52). - URL: https://research-journal.org/archive/10-52-2016-october/struktura-so-cialnoj-aktivnosti-molodezhi-v-dobrovolcheskoj-deyatelnosti-i-ee-vidy (дата обращения: 28.02.2023).

9. Селиванова С.С. Развитие профессиональной активности молодежи в сети интернет в современных условиях // Фундаментальные исследования. - 2022. - № 1. - С. 61-65;

10. Ситаров В.А., Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития)»/ В.А. Ситаров, В.Г. Маралов // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 4. - С. 164-176.

11. Хайкин В.Л. Активность (характеристика и развитие) / В.Л. Хайкин. - Воронеж : МОДЭК, 2000. - 448 с.

12. Шамионов Р.М. Социальная активность и склонность к риску студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции / Р.М. Шамионов // Социальная психология и общество -2021. - Т. 12, № 1. - С. 94-112.

13. Шамионов Р.М. Методика диагностики компонентов социально-ориентированной активности / Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева // Сибирский психологический журнал. - 2019. - № 74. - С. 26-41.

14. Шанц Е.А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности / Е.А. Шанц // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Международной. научной конференции. - Уфа : Лето, 2012. - С. 157-160.

REFERENCES

1. Akimova, M.K. and Galstyan, O.A. (2019), "Typology of social activity of youth depending on the adoption of moral standards", Questions of psychology, No. 3, pp. 51-61.

2. Bocharova, E.E. (2019), "Cultural and historical factors determining the direction of youth social activity", News of the Saratov University. New episode. Series Acmeology of education. Developmental psychology, Vol. 8, No. 4(32), pp. 348-361.

3. Gatilo, V.L., Ilyin, A.V. and Rylsky, (2015), "Sport as a factor in the formation of the social health of student youth", Modern Problems of Science and Education. Surgery, No. 1-1, available at; https://science-education.ru/ru/article/view?id=18074.

4. Grigoreva, M.V., Sharov, A.A. and Zagranichny, A.I. (2022), "The structure and motivation of social activity and its relationship with the civic consciousness of young people", Social psychology and society, Vol. 13, No. 1, pp. 142-158.

5. Kodyakova, N.V. (2016), "The socio-cultural environment of the university in the formation of the social experience of medical students", University complex as a regional center of education, science and culture: materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference, Orenburg, pp. 3074 -3077.

6. Kolomytseva, A.S. (2021), "The role of sports and physical culture in the life of modern youth", Scientific statements, No. 8 (8), pp. 23-26.»

7. Mustafina, D.B. (2015), "Formation of an active social position of youth through volunteering as one of the types of social activity", New Science: Strategies and Vectors of Development, No. 6-2, pp. 34-36.

8. Novikova, G.V. and Mal, G.S. (2016), "The structure of social activity of youth in volunteering and its types", International Research Journal, No. 10 (52), available at: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2011/10/10-4-52.pdf#page=124.

9. Selivanova, S.S. (2022), "Development of professional activity of youth in the Internet in modern conditions", Fundamental research, No. 1, pp. 61-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.