Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ ЗАПАДНЫХ СТРАН'

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ ЗАПАДНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
196
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСТВО / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / АБСЕНТЕИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шурыгина Елена Геннадьевна

Гражданское общество прививает людям, находящимся в нем, ощущение ответственности за общественное благополучие. Это порождает стремление человека к социальной активности. В период становления личности, в студенчестве, человек делает выбор по поводу того, быть ему социально активным или сохранять пассивность, в какой области выражать себя социально. Выявлено, что причиной интенсивной социальной активности студентов на Западе является практика раннего формирования социально активной позиции: школьная система образования в западной педагогической парадигме благоприятствует актуализации вопросов помощи социуму. Особое внимание в развитых странах уделяется волонтерской деятельности студентов. Такая деятельность способствует экономии средств государственного бюджета в социальной и медицинской сферах, формируя при этом гражданские и профессиональные качества студента. Особую роль играет педагогическое волонтерство. Выделены три ключевые негативные тенденции развития форм социальной активности студентов в рассматриваемых странах: кризис гражданского и политического сознания студенческой молодежи, абсентеизм; деполитизация и разочарование в политических процессах и представителях власти; десоциализация, вызванная переходом активности в интернет и пандемией, затронувшей студенческое сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITY OF STUDENT YOUTH: WESTERN EXPERIENCE

Functioning of any civil society develops a sense of responsibility for the public welfare. This leads to a person’s desire for social activity. In the period of personality formation, during student life, people make a choice about whether they should be socially active or passive, in which area to express themselves socially. The article revealed that the reason for the intensive social activity of students in the West is the practice of early formation of a socially active position: the school education system in the Western pedagogical paradigm itself favors the actualization of issues of assistance to society. Particular attention in the developed countries is paid to the volunteer activities of students. Such activities contribute to saving the state budget in the social and medical spheres, while forming the civil and professional qualities of the student. Pedagogical volunteering plays a special role. Three key negative trends in the development of forms of social activity of students in the countries under consideration are identified: the crisis of civil and political consciousness of student youth, absenteeism; depoliticization and disillusionment with political processes and government representatives; desocialization caused by the transition of activity to the Internet and the pandemic that affected the student community.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ ЗАПАДНЫХ СТРАН»

Социальная активность студенческой молодежи: опыт западных стран

Шурыгина Елена Геннадьевна,

кандидат социол. наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин (ООД) Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия (ФГБОУ ВО РГУП) E-mail: shurigina@list.ru

Гражданское общество прививает людям, находящимся в нем, ощущение ответственности за общественное благополучие. Это порождает стремление человека к социальной активности. В период становления личности, в студенчестве, человек делает выбор по поводу того, быть ему социально активным или сохранять пассивность, в какой области выражать себя социально. Выявлено, что причиной интенсивной социальной активности студентов на Западе является практика раннего формирования социально активной позиции: школьная система образования в западной педагогической парадигме благоприятствует актуализации вопросов помощи социуму. Особое внимание в развитых странах уделяется волонтерской деятельности студентов. Такая деятельность способствует экономии средств государственного бюджета в социальной и медицинской сферах, формируя при этом гражданские и профессиональные качества студента. Особую роль играет педагогическое волонтерство. Выделены три ключевые негативные тенденции развития форм социальной активности студентов в рассматриваемых странах: кризис гражданского и политического сознания студенческой молодежи, абсентеизм; деполитизация и разочарование в политических процессах и представителях власти; десоциализация, вызванная переходом активности в интернет и пандемией, затронувшей студенческое сообщество.

Ключевые слова: социальная активность, студенчество, гражданское общество, благотворительность, волонтерство, дигитализация, абсентеизм.

Современное гражданское общество характеризуется социальностью, т.е. акцентом на отношениях «человек - человек», «человек - группа», а не акцентом на отношения человека и вещей. Кроме того, сущностной характеристикой гражданского общества является относительная автономность человека от государства при сохранении цивилизованности, понимаемой как стремление к учету интересов других людей и общества.

На личностном уровне гражданский тип общества проявляет себя в свободе выбора и креативности личности, в ощущении ответственности за общественное благополучие. Именно в таком обществе возможно существование идеи гражданского участия, суть которой заключается в том, что человек обеспечивает свои потребности и нужды, но при этом добровольно возлагает на самого себя и ряд обязательств, связанных с заботой об общественном благе [6, с. 201]. В таких условиях и рождается стремление человека к социальной активности, причем первые шаги к ней люди делают еще в подростковом и студенческом возрасте. В период становления личности человек делает относительно осознанный выбор по поводу того, быть ему социально активным или сохранять пассивность, в какой области выражать себя социально. При этом зачастую выбранные на данном этапе направления социальной активности сохраняются в сознании человека как приоритетные на протяжении всего дальнейшего жизненного пути.

В студенческие годы семейная и родительская среда перестает быть ключевым центром социального функционирования личности, а спектр ее интересов меняется в сторону иных социальных сред - друзей, одногруппников, соратников по интересам. Большинство студентов проводит большую часть времени вне дома, где они способны проявлять самостоятельность и совершать собственный экзистенциальный выбор. Студенческая среда характеризуется активным процессом объединения молодых людей в неформальные группы, что обусловлено повышенным уровнем необходимости в социальных и эмоциональных контактах с людьми аналогичного возраста и социального статуса [8, с. 68].

В целом же для любого постиндустриального демократического общества характерно преобладание горизонтального типа взаимодействий над вертикальными. По мнению ряда исследователей, тенденция к группированию стала особенно отчетливой во второй половине ХХ в., что, в свою очередь, неразрывно связано со становлением гражданского общества на Западе - гражданского общества в современном его понимании.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Студенты представляют собой совершенно особую социально-возрастную группу. Студенческая молодежь стран Запада уже со второй половины ХХ в. предлагает миру новые модели и формы социализации и инкультурации, социального творчества и личностного развития, причем данные модели находятся «в амплитуде как позитива, так и негатива» [6, с. 199]. Р. Фатихова говорит о том, что студенты - коллективный субъект, который имеет ряд отличительных черт: во-первых, студенты образованны, обладают достаточно широким кругозором и устремленностью в будущее; во-вторых, студентам в большей степени, чем другим молодежным социальным группам присуще внутреннее стремление к социальной активности и подвижности; в-третьих, студенты находятся на этапе формирования профессионально-личностных качеств, развитие которых во многом определяется социальной активностью [10, с. 1002].

Правительства развитых стран мира уже давно осознали необходимость принятия во внимания социальную активность студентов, ведь студенческая молодежь представляет собой самый динамичный субъект социокультурного развития и, более того, движущую силу любого общества. В социокультурном развитии постиндустриальных обществ кардинально изменилось понимание роли индивидуальной личности в жизни социума; в нем выработаны новые подходы к пониманию социального и индивидуального, «к проекции будущего» [6, с. 200], к смыслу и ценности активной социальной деятельности молодой личности.

Западные исследователи применяют различные подходы к типологии и анализу различных форм социальной активности студентов; одной из наиболее цитируемых типологий в англоязычной науке является классификация по критерию мотивационной структуры личности (либо по критерию продолжительности и системности социальной активности):

1) эпизодическое участие в общественной жизни, выраженной в форме демонстраций, митингов, разовый действий, в ходе которых личность стремится к выражению собственных взглядов на конкретные политические и социальные ситуации. При этом молодого человека нельзя считать последовательным борцом за определенные социальные идеи;

2) продолжительное активное участие в политических партиях, организациях, объединениях.

Недостатком вышеописанной типологии является то, что социальная активность молодежи в данном случае практически отождествляется с активностью политической. Рассмотрим в данной связи и другие критерии классификации форм социальной активности молодежи. На основании 5 критерия предмета деятельности можно диффе-§ ренцировать социальную активность молодежи й на политическую, экологическую, гражданскую еЗ (на Западе) или патриотическую (в русскоговоря-ав щих странах), культурно-просветительскую и бла-

готворительную. По нашему мнению, имеет смысл объединить две вышеописанные типологии и рассматривать типы студенческой активности как с точки зрения ее регулярности и системности, так и в соответствии с ее предметно-тематическими векторами.

Ряд американских и британских исследователей рассматривают применяемые на практике формы социальной активности студенческой молодежи с точки зрения субъектно-объектной структуры данной активности:

1) human - human interaction («человек - человек») - благотворительность и волонтерство;

2) human - production («человек - производство») - деятельность социально-экономического характера;

3) human - environment («человек - природа») -экологическая деятельность;

4) human - state («человек - государство») - активность в политической сфере и сфере студенческого и территориального самоуправления;

5) human - society («человек - общество») - активность в культурной и медийной сферах. Схожий подход представлен и в некоторых публикациях российских специалистов (отметим в качестве примера работы А.И. Балог [1, с. 143]).

Среди особых тенденций, определяющих развитие форм социальной активности в странах Запада, отметим цифровизацию. Цифровое пространство порождает конкуренцию между «реальной» социальной активностью и социальной активностью, протекающей в дигитализирован-ной среде [9, с. 190]. Даже те формы социальной активности, которые традиционно считались деятельностью «офлайн», переводятся в виртуальный режим (издание студенческих газет на сайтах, виртуальные клубы по интересам и субкультуры, агитационная и природоохранная активность в Интернете и др.). Более того, деструктивные формы социальной активности молодежи также способны перейти в онлайн-среду (Р.М. Шамионов в данной связи указывает на феномен «токсического рас-тормаживания» за счет ослабления психологических барьеров [9, с. 190]).

Говоря о динамике развития форм социальной активности и доли студентов, включенных в нее, применительно к странам западного мира, следует заметить, что политическое и гражданское участие студентов обнаруживает существенные вариации между странами и в границах отдельных стран (активность студентов вузов крупных мегаполисов - активность студентов периферийных вузов). В регионах и странах с более высоким уровнем экономического развития (страны так называемой «старой Европы» - Франция, Германия, Англия и др.) очевиден более высокий уровень вовлеченности студентов в социальные процессы; студенты таких стран проявляют активность на выборах в органы власти на любом уровне и даже выдвигают собственные кандидатуры. Более того, чем выше экономический уровень государства,

тем активнее студенты принимают участие в социальной и природоохранной деятельности. Тем не менее, не обнаруживается корреляции между экономическим положением страны и долей студентов, задействованных в деструктивных и противозаконных формах социальной активности (нанесение граффити и системный вандализм, участие в деструктивных субкультурах и группировках).

Такие страны, как США, Канада, Австралия, страны Западной Европы являются мультикуль-турными, многонациональными государствами и направленность студенческой социальной активности напрямую зависит от принадлежности студента к конкретной этнической группе; в случае принадлежности студента к этническому меньшинству резко повышается вероятность его участия в политизированных акциях по защите интересов данного и любого другого меньшинства (приведем в качестве показательного примера движение Black Lives Matter, участники которого более чем на 30% состояли из чернокожих учащихся колледжей США, движение Stop Asian Hate, поддерживаемое студенческими сообществами множества штатов США).

М. Баррет в своей публикации для ООН говорит о том, что расхождения в степени внеунивер-ситетской активности между студентами определяются микросоциальными факторами: важным фактором представляется родительское поведение. Студенты, родители которых интересуются политикой и социальной тематикой, с большей долей вероятности продемонстрируют высокую степень подобного интереса. Кроме того, важным фактором, определяющим активность или пассивность студента является та база, которую создает сам университет: при наличии в образовательном учреждении популярных и интересных объединений студенты будут стремиться стать их членами, и при попадании они будут стремиться проявить себя там [2].

Еще одной причиной высокой доли студентов, задействованных в разных формах социальной активности на Западе, является практика раннего формирования социально активной позиции. Сама по себе школьная система образования в западной педагогической парадигме благоприятствует актуализации дискуссий на этические, социальные, гражданские и политические темы. Школы в Канаде, Австралии, Америке и странах Европы поощряют выражение мнений и разнообразие взглядов и дают возможности для их выражения в практической деятельности. Все это приводит к тому, что студент демонстрирует высокий уровень социальной и политической заинтересованности. Политический вектор социальной активности за рубежом развит гораздо более явно в сравнении в Россией и иными странами постсоветского пространства, образовательные учреждения которых предлагают, по сути, лишь уроки гражданско-патриотического воспитания и передачу точечных знаний о функционировании общества, экологии,

гражданственности. Полезным для вовлечения учеников школ и студентов является и функционирование в школах, колледжах и университетах прообразов демократических институтов, предоставляющих учащимся возможность принимать активное участие в принятии стратегических решений посредством выбора представителей класса, ученических советов, студенческих комитетах. Социальная активность школьников не ограничивается политической сферой; существует множество массовых молодежных организаций и движений, направленных на иные предметные сферы. В США, к примеру, крайне популярным является скаутское движение, сущность которого заключается в спортивно-оздоровительных мероприятиях, воспитывающих гражданское сознание, развивающих жизненно важные навыки в плане само- и взаимопомощи, способствующих социализации подростка. Впоследствии такой подросток, поступающий в вуз, стремится к продолжению социальной активности. Объединения, формируемые в колледжах и университетах англоязычных стран и стран Европы, продолжают практику, начатую в школах, и создают наиболее благоприятную среду для собственной социализации, среду безболезненного, «мягкого» вхождения молодого человека в «общество взрослых».

Рассмотрев молодежные политики западных стран, можно прийти к выводу о том, что все они направлены на предоставление стартовых возможностей в реализации рекреативного и духовного потенциала свободного времени студента. Правительства стран в этих целях принимают достаточно эффективные законодательные пакеты, направляют финансовые средства на программы по развитию студенческой активности, координируют деятельность государственных институтов, общественных организаций, частных фондов.

Во Франции правительство организует социальную активность студентов посредством им-плементации программы «Обновление культуры для народа» (движение «Народ и культура»), программной целью которой провозглашается искоренение деструктивных духовно-нравственных тенденций в развитии общества и молодежи. В стране функционирует развитая сеть студенческих клубов по интересам; представляет интерес работа Центров каникул и досуга, где происходит профессиональная подготовка аниматоров и преподавателей-организаторов досуга молодежи. Политический вектор социальной активности представлен практиками самоуправления, действующего в форме кооперативов учащихся.

В Германии модель организации социальной активности студентов встроена в модель помощи семье под руководством Министерства семьи. В Германии, кроме того, популярна модель использования культурного наследия для культурно-патриотического и художественно-нравственного воспитания молодежи [6, с. 200].

В Великобритании вопросами социальной активности студентов, помимо вузов, занимаются

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

социально-досуговые центры, на базе которых открываются клубы, объединения. Муниципалитеты, как правило, располагают специальными отделами, сотрудничающими с государственной службой трудоустройства, муниципальными службами, которые могут предоставлять рабочие места для студентов. Социальная активность студентов Великобритании организуется и на базе сеттлментов (settlement) - объединений людей, собирающихся для обмена знаниями и умениями. С течением времени сеттлменты распространились в США и европейских странах [4, с. 141].

Положительный опыт развития концепции студенческой социальной активности, накопленный в западном мире, активно перенимают и другие страны. Кроме того, США, Канада и Великобритания финансируют и реализуют ряд крупных проектов под эгидой ЮНЕСКО («Молодежь в изменяющемся мире», «Досуг как сфера борьбы с наркоманией среди молодежи» и др.) [5, с. 159]. Программным документом, определяющим подобную деятельность на международном уровне, является Декларация ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаи-мопонимания[16].

Особое внимание в англоговорящих странах уделяется волонтерской деятельности студентов. Преимущества волонтерской активности студентов двунаправленны: во-первых, такая деятельность способствует экономии средств государственного бюджета в социальной и медицинской сферах, а во-вторых - формирует как гражданские, так и профессиональные качества будущего специалиста. В Англии и США волонтерство студентов выступает инструментом воспитания законопослушного и социально активного гражданина [12, с. 5723]. Положительный имидж волонтерского движения в студенческих кругах способствует формированию инициатив добровольческого движения, имеющего колоссальные масштабы и институционализированные формы.

Особую роль в Канаде, США и Великобритании играет так называемое педагогическое волонтер-ство (educational volunteering, volunteer teaching) [17]. В вышеперечисленных странах существуют следующие виды наставничества студентов-волонтеров: school-based (в школе), community-based (в общественной организации) [3, с. 175]. Несмотря на некоторые отличия, большинство национальных практик похожи. Подобный вектор волонтерства студентов как формы социальной активности не нашел широкого распространения в российской практике, хотя некоторые неформальные формы такого добровольчества, безусловно, обнаружить можно [3, с. 174].

В Соединенных Штатах, на основании закона от 2001 г. No Child Left Behind [18], волонтеры-5 студенты массово привлекаются к образователь-5 ной деятельности школьников. Успех педагогиче-й ского волонтерства подтверждается и тем фактом, еЗ что со временем оно вышло на международный ¡в уровень: студенты, участвующие в программах

volunteer teaching, на некоторый период покидают страну для того, чтобы обучать детей в странах, где наблюдается нехватка учителей, результирующая в переполненность учебных классов. Ведущую роль в данном движении играет структура GVI, деятельность которой охватывает множество стран Азии, Латинской Америки, Океании: Лаос, Таиланд, Коста-Рика, Фиджи и многие другие [15, с. 1115]. Волонтерские программы подобного рода реализуются множеством организаций (к примеру, вышеотмеченная GVI, the National Mentoring Partnership (США), AYMN (Австралия) [14] и др.

Несмотря на положительную в целом динамику развития форм социальной активности студентов в странах западного мира, существует и ряд негативных тенденций. Рассмотрим три из них, которые проявляются особенно отчетливо. Исследователи все чаще говорят о кризисе гражданского и политического сознания студенческой молодежи. Проблема абсентеизма и аполитичности молодежи имеет, на наш взгляд, глобальный характер. Возможно, такая ситуация объясняется избыточным массивом информации, поступающей в сознание современных студентов, который «ведет к утрате ее ценности в сознании реципиента, и информация просто начинает игнорироваться» [7, с. 39]. По мнению Н.Р. Романовой, молодежь, «перекормленная политической информацией, закрывает фильтры принимающей информацию системы психики» [7, с. 39].

Второй отрицательной тенденцией в рассматриваемом нами процессе является узкая направленность студенческих сообществ и деполити-зация. Разочарование в политических процессах и представителях власти приводит к тому, что молодые граждане сосредоточивают свои ресурсы на отдельных проблемах, дистанцируясь таким образом от «токсичного», по их мнению, политического дискурса. Все это можно проиллюстрировать примерами колоссальной популярности студенческих движений, направленных на борьбу с глобальным потеплением, загрязнением окружающей среды, ростом нищеты, использованием низкооплачиваемого и рабского труда; студенты активно борются с порочными практиками мульти-национальных корпораций.

Третьей тенденцией, имеющей деструктивный вектор по отношению к социальной активности студентов, является текущая десоциализация. Данная проблема тесно связана с дигитализаци-ей стеденческой активности, отмеченной нами ранее. Пандемия Covid-19 заставила многие вузы во всем мире перейти на дистанционную форму обучения; перевести же в удаленный формат социальные практики оказалось зачастею невозможным [11]. Студенты столкнулись с разрывом социальных связей и утратой дополнительных форм самореализации. Даже после завершения пандемии далеко не все из них смогли возобновить прежний уровень социальной активности. Множество студентов вынуждены предпочесть трудоустройство социальной активности: глобаль-

ная пандемия существенно снизила благосостояние студентов и их семей [13].

Таким образом, налицо корелляция между уровнем экономического развития страны и уровнем социальной активности студентов. В рассматриваемых нами странах с высоким уровнем социально-экономического развития студенты способны реализоваться во множестве сфер социальной активности, причем не только в границах своей страны, но и за рубежом. Положительная динамика развития форм и технологий социальной активности студенческой молодежи на Западе является результатом плодотворных усилий государства в области молодежной политики и социальной защиты.

Литература

1. Балог, А.И. Социальная активность студенческой молодежи / А.И. Балог // ИСОМ. - 2015. -№ 6-2. - С. 143-146.

2. Баррет, М. Гражданская и политическая вовлеченность молодежи и глобальная гражданственность / М. Баррет // Организация Объединенных наций [Электронный ресурс]. - 2022. -Режим доступа: https://www.un.org/ru/chronicle/ article/21743. - Дата доступа: 13.07.2022.

3. Бочко, К.А. Педагогическая деятельность волонтеров в России и за рубежом: теория и практика / К.А. Бочко // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2019. - № 193. - С. 172-186.

4. Вдовенко, Т.В. Сфера досуга в странах Западной Европы / Т. Вдовенко, Г.М. Цинченко // Управленческое консультирование. - 2015. -№ 6 (78). - С. 138-149

5. Никитина, М.А. Социальная активность студенческой молодежи в современном мире / М.А. Никитина, В.А. Сенникова // Инновационная наука. - 2018. - № 6. С. - 158-160.

6. Оленина, Г.В. Добровольческое движение молодежи за рубежом / Г.В. Оленина // МНКО. -2014. - № 6 (49). - С. 199-203.

7. Романова, Н.Р. Гражданское выгорание как фактор абсентеизма и аполитичности студенческой молодежи / Н.Р. Романова // Психолог. - 2017. - № 3. - С. 35-50.

8. Суровенкова, М.А. Досуговая деятельность современной студенческой молодежи / М.А. Су-ровенкова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2013. - № 1. - С 67-71.

9. Шамионов, Р.М. Эмпирическая модель социальной активности молодежи / Р.М. Шамионов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2022. - № 2. -С.188-196.

10. Fatykhova, R. Social Activity Of Student Youth: Levels And Factors Of Its Development / R. Fatykhova // Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age. - 2020. - Pp. 1001-1010.

11. Li, Y. Psychological distress among health professional students during the COVID19 outbreak / Y. Li, Y. Wang, J. Jiang, U.A. Valdimarsdottir,

K. Fall, F. Fang // Psychol. Med. - 2021. - Vol. 7. -Pp. 23-29.

12. Nevolina, V.V. Managing Students' Social Activity in the Context of Digital Transformations: Socio-Cultural Determinants and Constructive Basis / V.V. Nevolina, V.B. Volkova, I.I. Shatskaya, K.A. Prokhodtsev, A.A. Zharkova, G.V. Karpenko, A.M. Yudina // Journal of Positive School Psychology. - 2022. - Vol. 6. - No. 2. - Pp.5718-5725.

13. Plakhotnik, M.S. The Perceived Impact of COV-ID-19 on Student Well-Being and the Mediating Role of the University Support: Evidence From France, Germany, Russia, and the UK / M.S. Plakhotnik, N.V. Volkova, J. Cuiling, D. Yahiaoui, G. Pheiffer, K. McKay, S. Newman, S. ReiBig-Thust // Frontiers in Psychology. - 2021. - Vol. 12. - Pp.80-89.

14. Volunteers to help teachers and schools address barriers to learning (Technical Aid Packet). [Electronic source]. - 2022. - Mode of access: http:// smhp.psych.ucla.edu/pdfdocs/volunteer/volunt. pdf. - Date of access: 13.07.2022.

15. Wang, L. Parental volunteering: The resulting trends since no child left behind / L. Wang, D. Fa-he // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. -2011. - Vol. 40 (6). - Pp. 1113-1131.

16. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами [Электронный ресурс]. - 2022. - Режим доступа: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/youth_peace_ideals.shtml. - Дата доступа: 13.07.2022.

17. Education Volunteer [Электронный ресурс]. -2022. - Режим доступа: https://www.volunteer-world.com/en/volunteer-abroad/education. - Дата доступа: 13.07.2022.

18. No Child Left Behind Elementary and Secondary Education Act (ESEA) // U.S. Department of Education [Электронный ресурс]. - 2022. - Режим доступа: https://www2.ed.gov/nclb/landing. jhtml. - Дата доступа: 13.07.2022.

SOCIAL ACTIVITY OF STUDENT YOUTH: WESTERN EXPERIENCE

Shurygina E.G.

Russian State University of Justice

Functioning of any civil society develops a sense of responsibility for the public welfare. This leads to a person's desire for social activity. In the period of personality formation, during student life, people make a choice about whether they should be socially active or passive, in which area to express themselves socially. The article revealed that the reason for the intensive social activity of students in the West is the practice of early formation of a socially active position: the school education system in the Western pedagogical paradigm itself favors the actualization of issues of assistance to society. Particular attention in the developed countries is paid to the volunteer activities of students. Such activities contribute to saving the state budget in the social and medical spheres, while forming the civil and professional qualities of the student. Pedagogical volunteering plays a special role. Three key negative trends in the development of forms of social activity of students in the countries under consideration are identified: the crisis of civil and political consciousness of student youth, absenteeism; depoliticization and disillusionment with political processes and government representatives; des-ocialization caused by the transition of activity to the Internet and the pandemic that affected the student community.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

Keywords: social activity, students, civil society, charity, volunteering, digitalization, absentheism.

References

1. Balog, A.I. Social activity of student youth / A.I. Balog // ISOM. -2015. - No. 6-2. - S. 143-146.

2. Barrett, M. Civil and political involvement of youth and global citizenship / M. Barrett // United Nations Organization [Electronic resource]. - 2022. - Access mode: https://www.un.org/ru/chron-icle/article/21743. - Access date: 07/13/2022.

3. Bochko, K.A. Pedagogical activity of volunteers in Russia and abroad: theory and practice / K.A. Bochko // Izvestiya RGPU im. A.I. Herzen. - 2019. - No. 193. - S. 172-186.

4. Vdovenko, T.V. The sphere of leisure in the countries of Western Europe / T. Vdovenko, G.M. Tsinchenko // Management consulting. - 2015. - No. 6 (78). - pp. 138-149

5. Nikitina, M.A. Social activity of student youth in the modern world / M.A. Nikitina, V.A. Sennikova // Innovative science. -2018. - No. 6. S. - 158-160.

6. Olenina, G.V. Volunteer movement of youth abroad / G.V. Olenina // MNKO. - 2014. - No. 6 (49). - P. 199-203.

7. Romanova, N.R. Civil burnout as a factor of absenteeism and apolitical student youth / N.R. Romanova // Psychologist. -2017. - No. 3. - S. 35-50.

8. Surovenkova, M.A. Leisure activities of modern student youth / M.A. Surovenkova // Bulletin of the association of universities of tourism and service. - 2013. - No. 1. - From 67-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Shamionov, R.M. Empirical model of youth social activity / R.M. Shamionov // Izv. Sarat. University Nov. ser. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy. - 2022. - No. 2. - S. 188-196.

10. Fatykhova, R. Social Activity Of Student Youth: Levels And Factors Of Its Development / R. Fatykhova // Humanistic Practice in Education in a Postmodern Age. - 2020. - Pp. 1001-1010.

11. Li, Y. Psychological distress among health professional students during the COVID19 outbreak / Y. Li, Y. Wang, J. Jiang, U.A. Valdimarsdottir, K. Fall, F. Fang // Psychol. Med. - 2021. -Vol. 7.-Pp. 23-29.

12. Nevolina, V.V. Managing Students' Social Activity in the Context of Digital Transformations: Socio-Cultural Determinants and Constructive Basis / V.V. Nevolina, V.B. Volkova, I.I. Shatskaya, K.A. Prokhodtsev, A.A. Zharkova, G.V. Karpenko, A.M. Yudi-na // Journal of Positive school psychology. - 2022. - Vol. 6. -No. 2. - Pp.5718-5725.

13. Plakhotnik, M.S. The Perceived Impact of COVID-19 on Student Well-Being and the Mediating Role of the University Support: Evidence From France, Germany, Russia, and the UK / M.S. Plakhotnik, N.V. Volkova, J. Cuiling, D. Yahiaoui, G. Pheiffer, K. McKay, S. Newman, S. ReiUig-Thust // Frontiers in Psychology. - 2021. - Vol. 12. - Pp.80-89.

14. Volunteers to help teachers and schools address barriers to learning (Technical Aid Packet). [Electronic source]. - 2022. -Mode of access: http:// smhp.psych.ucla.edu/pdfdocs/volun-teer/volunt.pdf. - Date of access: 07/13/2022.

15. Wang, L. Parental volunteering: The resulting trends since no child left behind / L. Wang, D. Fahe // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. - 2011. - Vol. 40(6). - P.p. 1113-1131.

16. Declaration on the dissemination among young people of the ideals of peace, mutual respect and understanding between peoples [Electronic resource]. - 2022. - Access mode: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/youth_ peace_ideals.shtml. - Access date: 07/13/2022.

17. Education Volunteer [Electronic resource]. - 2022. - Access mode: https://www.volunteerworld.com/en/volunteer-abroad/ education. - Access date: 07/13/2022.

18. No Child Left Behind Elementary and Secondary Education Act (ESEA) // U.S. Department of Education [Electronic resource]. -2022. - Access mode: https://www2.ed.gov/nclb/landing. jhtml. - Access date: 07/13/2022.

o d

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.