Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА, ОСВАИВАЮЩЕГО ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА, ОСВАИВАЮЩЕГО ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезинов Владимир Николаевич, Захарова Марина Александровна, Карпачева Ирина Анатольевна

Проблема развития социальной активности будущего учителя актуализируется тем, что для общества созидательная деятельность педагога - важнейший ресурс, обеспечивающий социально значимые изменения социума, а для самого студента проявления его социальной активности - это возможность проявления себя как субъекта, способного ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, в политической, научной, спортивной, общественной, благотворительной деятельности. Оценка проявлений социальной активности студентов осуществлялась на основе опроса, экспертных оценок и наблюдения. Выборочная совокупность составила 200 респондентов в возрасте от 18 до 22 лет, являющихся обучающимися вторых курсов по программам педагогической направленности в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, обучающихся. Из них 48 юношей и 152 девушки. Выявлено, что все респонденты отмечают значимость и деятельностный характер социальной активности и сознательно включаются в разнообразные виды деятельности, при этом приоритетными для них являются социально-благотворительная (82%) и спортивно-оздоровительная (64%). Лишь 2% опрошенных считают общественную деятельность бесполезной и непопулярной. Определены ведущие мотивы участия студентов в общественной жизни: осознание своей «нужности» людям (72%), удовлетворение от принесенной пользы (66%), дополнительная возможность профессионального роста (55%), знакомство/встреча с интересными людьми (54%). Предложены методические рекомендации по развитию социальной активности обучающейся молодежи в вузе, направленные на создание и реализацию организационно-педагогических условий, определяющих среду развития социальной активности будущих учителей. Исследование представляет практическую ценность для специалистов, разрабатывающих содержание, технологии, управление профессиональной подготовкой и воспитанием будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мезинов Владимир Николаевич, Захарова Марина Александровна, Карпачева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF A STUDENT MASTERING THE TEACHING PROFESSION

The problem of the development of social activity of the future teacher is actualized by the fact that for society, the creative activity of a teacher is the most important resource that ensures socially significant changes in society, and for the student himself, the manifestation of his social activity is the opportunity to manifest himself as a subject capable of navigating a complex socio-cultural space, in a political, scientific, sports, social, charitable activities. The assessment of the manifestations of students' social activity was carried out on the basis of a survey, expert assessments and observation. The sample consisted of 200 respondents: 48 males and 152 females aged 18 to 22, the 2nd year students in pedagogical programs at Yelets State University named after I.A. Bunin. It was revealed that all respondents note the importance and activity-based nature of social activity and consciously engage in various types of activities, while social and charitable (82%) and sports and health (64%) are priorities for them. Only 2% of respondents consider social activities useless and unpopular. The leading motives of students' participation in public life were determined: awareness of their pertinence (72%), satisfaction with the benefits brought (66%), additional opportunity for professional growth (55%), meeting interesting people (54%). Methodological recommendations for the development of social activity of students in the university are proposed, aimed at creating and implementing organizational and pedagogical conditions that determine the environment for the development of social activity of future teachers. The research is of practical value for specialists who develop content, technologies, management of professional training and education of a future teacher.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА, ОСВАИВАЮЩЕГО ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-01/ Дата публикации: 28.02.2021 УДК 378.1

В. Н. Мезинов, М. А. Захарова, И. А. Карпачева

Развитие социальной активности студента, осваивающего профессию учителя

Проблема развития социальной активности будущего учителя актуализируется тем, что для общества созидательная деятельность педагога - важнейший ресурс, обеспечивающий социально значимые изменения социума, а для самого студента проявления его социальной активности - это возможность проявления себя как субъекта, способного ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, в политической, научной, спортивной, общественной, благотворительной деятельности.

Оценка проявлений социальной активности студентов осуществлялась на основе опроса, экспертных оценок и наблюдения. Выборочная совокупность составила 200 респондентов в возрасте от 18 до 22 лет, являющихся обучающимися вторых курсов по программам педагогической направленности в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, обучающихся. Из них 48 юношей и 152 девушки.

Выявлено, что все респонденты отмечают значимость и деятельностный характер социальной активности и сознательно включаются в разнообразные виды деятельности, при этом приоритетными для них являются социально-благотворительная (82%) и спортивно-оздоровительная (64%). Лишь 2% опрошенных считают общественную деятельность бесполезной и непопулярной. Определены ведущие мотивы участия студентов в общественной жизни: осознание своей «нужности» людям (72%), удовлетворение от принесенной пользы (66%), дополнительная возможность профессионального роста (55%), знакомство/встреча с интересными людьми (54%). Предложены методические рекомендации по развитию социальной активности обучающейся молодежи в вузе, направленные на создание и реализацию организационно-педагогических условий, определяющих среду развития социальной активности будущих учителей.

Исследование представляет практическую ценность для специалистов, разрабатывающих содержание, технологии, управление профессиональной подготовкой и воспитанием будущего педагога.

Ключевые слова: будущий педагог, социальная активность, социальная среда, активное обучение, ценностные ориентации, социокультурный опыт

Ссылка для цитирования:

Мезинов В. Н., Захарова М. А, Карпачева И. А. Развитие социальной активности студента, осваивающего профессию учителя // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 113-126. doi: 10.32744^е.2021.1.8

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-01/ Accepted: 16 December 2020 Published: 28 February 2021

V. N. MEZINOV, M. A. ZAKHAROVA, I. A. KARPACHEVA

Development of social activity of a student mastering the teaching profession

The problem of the development of social activity of the future teacher is actualized by the fact that for society, the creative activity of a teacher is the most important resource that ensures socially significant changes in society, and for the student himself, the manifestation of his social activity is the opportunity to manifest himself as a subject capable of navigating a complex socio-cultural space, in a political, scientific, sports, social, charitable activities.

The assessment of the manifestations of students' social activity was carried out on the basis of a survey, expert assessments and observation. The sample consisted of 200 respondents: 48 males and 152 females aged 18 to 22, the 2nd year students in pedagogical programs at Yelets State University named after I.A. Bunin.

It was revealed that all respondents note the importance and activity-based nature of social activity and consciously engage in various types of activities, while social and charitable (82%) and sports and health (64%) are priorities for them. Only 2% of respondents consider social activities useless and unpopular. The leading motives of students' participation in public life were determined: awareness of their pertinence (72%), satisfaction with the benefits brought (66%), additional opportunity for professional growth (55%), meeting interesting people (54%). Methodological recommendations for the development of social activity of students in the university are proposed, aimed at creating and implementing organizational and pedagogical conditions that determine the environment for the development of social activity of future teachers.

The research is of practical value for specialists who develop content, technologies, management of professional training and education of a future teacher.

Keywords: future teacher, social activity, social environment, active learning, value orientations, sociocultural experience

For Reference:

Mezinov, V. N., Zakharova, M. A., & Karpacheva, I. A. (2021). Development of social activity of a student mastering the teaching profession. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 49 (1), 113-126. doi: 10.32744/pse.2021.1.8

_Введение

Современное российское общество переживает сложный период трансформации: экономической, политической, социокультурной. Развивающемуся обществу нужны образованные, мобильные, социально активные, готовые к сотрудничеству молодые люди, способные самостоятельно делать выводы и выбирать дальнейшую стратегию действий.

Проблема развития социальной активности будущего учителя актуализируется реальным состоянием социокультурного развития молодежи, необходимостью воспитания личности, формирования ее системы культурных ценностей, обеспечивающей ориентацию и личностную реализацию в социокультурном пространстве.

Актуальность проблемы определяется несколькими обстоятельствами:

• на социально-педагогическом уровне она обусловлена тем, что социальная активность студента предопределяет интеграцию профессиональных и личностных изменений, дополняющих друг на друга, преобразование ролей и статусов индивида, преумножение его личностного и карьерного потенциала;

• на научно-теоретическом уровне связана с определением специфики социальной активности будущего учителя как основы профессиональной зрелости, включающей в себя сформированность психологического, умственного, трудового, духовного, правового, мировоззренческого сознания;

• на научно-методическом уровне актуальность определяется различиями между реальной практикой педагогического обеспечения решения проблемы и его научно-теоретическим обоснованием, поиском системы организационно-педагогических условий развития социальной активности будущего учителя.

Актуализация проблематики исследования обосновывается потребностью преодоления ряда противоречий:

• между востребованностью в системе образования, обществе, государстве педагогов с социально-активной позицией и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ ее формирования в вузе;

• между возможностями культурно-образовательной среды вуза в развитии социальной активности будущего учителя и ограниченным уровнем ее использования;

• назревшей необходимостью формирования у личности социально-активной позиции, инициативности, убеждений, взглядов, установок к активному взаимодействию в образовательном процессе вуза и имеющимся в наличии содержательно-методическим обеспечением названного процесса.

Среди актуальных задач развития социальной активности будущего учителя в системе высшего образования необходимо отметить следующие:

• понимание феномена социальной активности будущего учителя в науке не отличается единообразием;

• не в полной мере освещаются вопросы социальной активности личности будущего учителя, понимания ее сути, форм проявления, тенденций изменения;

• усиливающиеся требования общества, государства к созидательной деятельности учителя.

Цель исследования заключается в теоретическом анализе и эмпирическом определении проявлений социальной активности будущего педагога и разработке организационно-педагогических условий, определяющих среду развития социальной активности будущих учителей.

_Обзор литературы

Понятие «социальная активность» выступает предметом исследования различных научных областей, зачастую рассматривается с точки зрения междисциплинарного подхода. В философии, социологии, психологии, педагогике его анализируют и изучают в различных аспектах: с одной стороны, как поведение человека, изменяющее окружающую его среду и собственную психику, с другой, как позитивные действия, в основе которых лежат общественно значимые потребности.

Одним из первых в научный оборот психологии термин «социальная активность» ввел А. Адлер. В основе социальной активности, по мнению ученого, лежит социальный интерес - потенциальная способность человека к эмпатическому разделению чувств других людей [19]. Э. Фромм вводит понятие, близкое по сущностным характеристикам к понятию «социальная активность». Внутреннюю активность личности, нацеленную на продуктивное использование своих потенциальных возможностей, он обозначает термином «продуктивная активность». Причем, Э. Фромм отмечает, что продуктивная активность обязательно выражается в социально-полезной деятельности [20].

В отечественной психологии вопросы изучения сущности понятия «социальная активность личности» отражены в исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. Теоретическое осмысление понятия «социальная ситуация развития», введенного Л.С. Выготским, позволяет практически осуществить процесс развития личности [4]. С.Л. Рубинштейн определяет социальную активность как форму диалектической связи человека с социумом (взаимодействие), в ходе которой меняется и окружающий человека мир, и сам человек [13].

Нет однозначного подхода и к определению понятия «социальная активность обучающихся». Анализ зарубежных и отечественных исследований показывает, что данный термин рассматривается исследователями многообразно:

• как социальное взаимодействие, социальный диалог, который включает нормативные установки, ценности, принятый стиль общения и поведения, а также мировоззрение (Д. Вуд, Р. Ларсон, Дж. Браун [25]);

• как сознательная и целенаправленная деятельность, которая выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности, как целостно-социально-психологическое качество личности (В.З. Коган [12]);

• как мотивы поведения, ценностные ориентации, способность человека решать общественные задачи (К.А. Абульханова-Славская [1]);

• как готовность личности к участию во всех видах общественной деятельности, благодаря которой субъект познает и преобразует себя и социальную реальность (Ю.Л. Воробьев, Б.Н. Ковалев [3]).

• как качественная характеристика личности обучающегося, стремящегося кардинально преобразовать окружающий социум (Ю.Н. Рюмина [14]);

• как интегральное качество в различных видах самодеятельности (В.А. Заболоцкий [9], А.П. Зайко [10]);

• как системообразующий фактор профессионального самоопределения, «придающего ему субъектный характер, задающего направленность и формирующего всю специфику данного процесса» (Т.Г. Емельянова [7, с. 330]).

Анализируя сущностные особенности социальной активности студентов, исследователи акцентируют внимание на ее роли в будущей социальной, в том числе профессиональной, адаптации. Н.В. Трофимова сформулировала идею о совокупности социально значимых действий, направленных на осознанное и целенаправленное взаимодействие с социальной средой, способствующих преобразованию себя и социума. В этом случае, социальная активность отражает возможность осуществления социальной субъектности индивида, его осознанной позитивной жизненной стратегии [17]. М. Там считает, что социальная активность предоставляет обучающимся возможность общаться и взаимодействовать друг с другом и людьми из разных слоев общества и придерживающихся разных убеждений. Такая разнообразная социальная деятельность дает студентам возможность развить способность критического мышления, непредвзятость, заводить больше друзей, расширить жизненный опыт, приобрести большие возможности и шансы на реализацию карьерных целей [24]. К.А. Абульхано-ва-Славская в социальной активности выделяет посредническую роль между деяниями личности и требованием общества, их постоянного согласования. Исследователь утверждает: основными формами субъектного отношения человека к собственной жизнедеятельности выступают инициатива и ответственность. [1].

Наиболее полное, на наш взгляд, представление сущностных характеристик социальной активности студентов представлено в исследовании Е.М. Харлановой. Исследователем выделены такие особенности, как: 1) самодетерминированность (в качестве источника социальной активности выступают потребности личности, внутреннее, осознанное побуждение); 2) включенность в социальное взаимодействие; 3) просо-циальность (направленность на преобразование самого себя и окружающего социума во благо общества и личности, в соответствии с законами, нравственными идеалами, социальными нормами) [18].

В зависимости от степени выраженности тех или иных характеристик социальной активности обучающихся («меры развития сущностных сил социального субъекта» (Л.Н. Коган [12]) можно говорить о различных уровнях социальной активности. В.А. Ситаров и В.Г. Маралов на основе соотношения активности и реактивности личности выделили четыре уровня развития социальной активности: нормативный, нормативно-личностный, личностно-продуктивный и продуктивно-творческий [15]. С точки зрения практической применимости представляет интерес подход Е.С. Соколовой [16], основанный на соотношении социальной инициативы и социальной исполнительности. Исследователем выделены следующие уровни: инициативный (соотношение собственной инициативы и организаторских способностей), исполнительский (соотношение ответственности и деятельности специалиста как исполнителя) и допустимый (отражает активное участие в предлагаемых мероприятиях).

Обобщение исследований, посвященных поиску путей развития социальной активности студентов в вузе, свидетельствует о разнообразии подходов и идей, предлагаемых зарубежными и отечественными учеными. В частности, обосновывается идея интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов и ее потенциал в плане решения обозначенной задачи.

В частности, С. Макиннис сформулировал идею о совокупности социально значимых и учебных действий студентов в процессе обучения в университете. Он предполагает, что, принимая некоторые решения относительно природной и социальной среды, своей учебной деятельности, молодые люди могут играть активную роль не только в своем обучении в университете, но и в различных областях социума. Такая деятельность будет способствовать формированию личных целей, развитию будущего специалиста, его конкурентоспособности, социальной активности. Он призывает к тому, чтобы образовательный опыт помогал обучающимся принимать активное участие в общественной жизни своего университета [23].

М. Херри, К. Рэдфорд, К. Шеклок развивают вышеизложенную идею и обосновывают в качестве одного из путей развития социальной активности студентов обеспечение многочисленных и разнообразных взаимодействий студентов: 1) в ходе освоения образовательных программ (включая лекции, семинары, обсуждения в группах сверстников); 2) в ходе общения с преподавателями во внеучебной деятельности (например, научной работе и пр.); 3) в иных сферах жизни в университете (участие в спортивных и студенческих сообществах). По мнению ученых, такое включение в разнообразные виды деятельности развивает способности к независимому мышлению и эффективному обучению, создает своеобразную среду, где руководство, преподаватели и студенты плодотворно сотрудничают [26].

Г. Кух разработал комплексный подход к диагностике результатов социальной активности студентов, предполагающий оценку следующих аспектов: 1) личная компетентность (самосознание, автономия, уверенность, социальная компетентность и целеустремленность); 2) когнитивная сложность (рефлексивное суждение и применение знаний); 3) знания и академические навыки (знания и академические навыки); 4) практическая компетентность (практическая компетентность и профессиональная компетентность); 5) гуманизм (альтруизм и эстетика) [21; 22].

Подводя итог вышесказанному отметим, что социальная активность обучающегося - это его личностная характеристика, совокупность инициативных действий, внешнее проявление активности в его целенаправленном взаимодействии с окружающей средой, сознательная преобразующая деятельность, направленная на самореализацию личности.

Л V V V

Социальная активность может носить как ситуативный, эпизодический, так и стойкий характер, может подниматься до устойчивого личностного качества. Социальная активность выражается в деятельностном участии студента в освоении социокультурного опыта. Естественным условием проявления социальной активности выступает жизненная позиция, потребности и мотивы личности.

_Материалы и методы

Методологической основой проведенного исследования явились междисциплинарные научные исследования о сущности человеческой активности, о взаимообусловленности личности и социальной среды, процессов адаптации, социализации и обособления в обществе, о предопределяющей роли деятельности в социальном формировании личности, а также:

• на философском уровне: теории деятельности, положения деятельностного подхода (В.А. Лекторский, Ф.Т. Михайлов, С.Л. Рубинштейн и др.);

• на общенаучном уровне: работы, связанные с личностно-ориентированным (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Н.А. Селиванова и др.) и междисциплинарным (В.С. Безрукова, А.Н. Джуринский, И.Д. Зверев и др.) подходами;

• на конкретно-научном уровне: концепции социализации и воспитания личности (В.И. Загвязинский, Л.В. Мардахаев, В.А. Мудрик), положения о сущности социальной активности личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.А. Ситаров и др.).

Работа выполнялась при помощи теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: анализ, педагогическая интерпретация, сравнение, обобщение, конкретизация.

Эмпирические методы: оценка проявлений социальной активности студентов осуществлялась на основе обобщения результатов, полученных в ходе опроса, экспертных оценок и наблюдения.

Опрос студентов - будущих педагогов был нацелен на выявление понимания обучающимися данного термина, мотивов участия в мероприятиях общественной направленности, установление степени их включенности в различные виды деятельности: учебную, социальную, волонтерскую и пр. В опросе предлагалось 3 модуля вопросов: биографический (возраст, уровень предыдущего образования с указанием образовательной организации, участие в самоуправлении ученического коллектива на уровне предыдущего образования с указанием должности/поручения), мо-тивационно-смысловой и деятельностный. Мотивационно-смысловой модуль был представлен вопросами:

1. Выберите один или несколько вариантов проявлений социальной активности человека:

• помощь пожилым,

• донорство,

• посещение домов-интернатов,

• участие в экологических акциях,

• участие в патриотических акциях,

• Ваш вариант ответа.

2. Какой характер, на Ваш взгляд, носит социальная активность?

• познавательный,

• благотворительный,

• деятельностный,

• Ваш вариант.

3. Проранжируйте по степени значимости мотивы Вашего участия в общественных мероприятиях, акциях, флеш-мобах, встречах социально-ориентированного характера:

• удовлетворение от принесенной пользы,

• знакомство/встреча с интересными людьми,

• дополнительная возможность профессионального роста,

• осознание своей «нужности» людям,

• возможность завести полезные знакомства,

• возможность повысить свой социальный статус в группе,

• способ найти решение существующей личной проблемы,

• способ достичь косвенный результат через разовое участие.

В деятельностном модуле респондентам предлагались следующие вопросы:

1. Как часто Вы принимаете участие в общественных мероприятиях?

• систематически,

• периодически,

• не участвую вообще.

2. Укажите причины, препятствующие Вашему систематическому участию в общественной жизни.

• дефицит свободного времени,

• недостаточный уровень знаний и умений,

• бесполезность и непопулярность этой деятельности,

• Ваш вариант.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В общественных мероприятиях какой направленности Вы чаще всего принимаете участие?

• гражданско-патриотической,

• экологической,

• социально-благотворительной,

• спортивно-оздоровительной,

• культурно-досуговой,

• Ваш вариант.

Количественные результаты подводились путем подсчета количества ответов по каждой обозначенной альтернативе в вопросе.

Результаты ответов на последний вопрос сопоставлялись с результатами использования метода экспертных оценок.

В ходе непосредственного и опосредованного наблюдения за работой обучающихся на занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла констатировался характер их деятельности в освоении профессионально значимыми компетенциями (репродуктивный, продуктивный).

Исследование проводилось в течение двух лет (2018-2020 гг.), в нем приняли участие 200 студентов вторых курсов (48 юношей и 152 девушки), в возрасте 18-22 лет, обучающихся по программам педагогической направленности в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина.

_Результаты исследования

Исследование проявлений социальной активности будущих учителей невозможно без изучения степени понимания студентами сущности данного феномена. Менее половины опрошенных (36%) отметили системность и разнообразность различных видов деятельности социальной направленности. В ответах большинства студентов (64%) преобладали частные варианты проявления социальной активности (помощь пожилым, донорство, посещение домов-интернатов, участие в экологических акциях и т.п.). Вместе с тем, следует отметить, что все респонденты отметили деятельностный характер социальной активности.

Представляет интерес изучение мотивов участия студентов в общественных мероприятиях. Студентам было предложено проранжировать по степени значимости мотивы их участия в тех или иных акциях, флеш-мобах, встречах социально-ориентированного характера: удовлетворение от принесенной пользы, знакомство/встреча с интересными людьми, дополнительная возможность профессионального роста, осознание своей «нужности» людям, возможность завести полезные знакомства, возмож-

ность повысить свой социальный статус в группе, способ найти решение существующей личной проблемы, способ достичь косвенный результат через разовое участие. Результаты свидетельствуют, что студенты стремятся к проявлению социальной активности в различных формах ее проявления (см. диаграмму 1), причем в их деятельности преобладают внутренние мотивы.

Диаграмма 1 Самооценка студентами мотивов участия в общественно-полезных

мероприятиях

В качестве причин, препятствующих систематическому участию в общественной жизни, студенты отметили дефицит свободного времени (42%), недостаточный уровень знаний и умений (13%), бесполезность и непопулярность этой деятельности (2%).

гражданско-патриотическая

социально-благотворительная

спортивно-оздоровительная

культур но-до суговая

9В 1

Диаграмма 2 Социальная активность студентов по видам деятельности

На диаграмме 2 представлены количественные результаты (в абсолютных величинах) экспертных оценок (представители дирекции институтов, кураторы) участия студентов в различных видах общественно-полезной деятельности: культурно-досуго-вой, спортивно-оздоровительной, социально-благотворительной, гражданско-патри-отической (в т.ч. экологической).

_Обсуждение результатов

Результаты исследования свидетельствуют, что у трети студентов, обучающихся по программам педагогического профиля, преобладает индивидуалистическая, практическая направленность в проявлении социальной активности, наблюдается недостаточная готовность к активному включению в решение социальных задач. Обучающиеся, относящиеся к данной группе, не способны к проявлению системных инициативных действий, внешнему проявлению активности, целенаправленному взаимодействию с окружающей средой, сознательной преобразующей деятельности, направленной на самореализацию и саморазвитие. Полученные данные коррелируют с результатами эмпирических исследований полученные П.А. Бавиной [2], А.П. Зайко [10] и др. Вышесказанное актуализирует необходимость решения проблемы развития социальной активности будущих учителей в вузе.

Анализ публикаций по проблеме развития социальной активности будущих учителей и личный опыт авторов позволяют сделать вывод о том, что развитие социальной активности будущих учителей обусловлено особенностями ее развития в процессе деятельности в условиях специально созданной образовательной среды, что коррелирует с выводами других исследователей. В частности, Т.В. Гусева отмечает, что «богатство духовного мира человека, его активность целиком определяются содержанием и объемом практической деятельности, общественными связями» [5, с.231]; А.А. Жамков замечает, что социальная активность может проявляться «...в ходе социального взаимодействия студента с образовательной средой» [8, с. 111]; А.И. Ковалева и В.А. Луков акцентируют внимание на роли не только объективных условий, но и субъективного фактора [11]; Н.А. Драган обосновывает систему факторов, формирующих социальную активность личности (индивидуальных, микросреды и макросреды), аккумулирующих систему условий на уровнях личностных качеств студента, его ближайшего социального окружения и общих социальных условий его окружения [6].

Таким образом, социальная активность как личностное качество развивается под влиянием среды, представляющей собой средоточие условий, обеспечивающих не только осознание значимости деятельности, определяющей социальную активность личности, но и пробуждение желания и формирование умений осуществлять эту деятельность. По мнению Т.В. Гусевой, такая среда должна сочетать три типа условий: «мотивационные условия - необходимо стимулировать проявление активности через осознание потребности в общественно-значимой деятельности; обогащение социального опыта путем вовлечения в практику культурных форм взаимодействия; помощь педагогов и психологов в успешной реализации возникающих социальных мотивов» [5, с. 112].

С учетом вышесказанного в качестве методических рекомендаций по развитию социальной активности обучающейся молодежи в вузе мы предлагаем создание и реа-

лизацию следующих организационно-педагогических условий, определяющих среду развития социальной активности будущих учителей:

• создание культурно, когнитивно, социально, творчески, профессионально обогащенной образовательной среды, позволяющей включать студентов в деятельность по активному познанию мира, профессии, себя, и ориентированной на признание ценности личностного потенциала;

• актуализация социально-профессиональных знаний и ожиданий будущего учителя в процессе активного обучения: проблемные лекции, семинар-дискуссии; разбор конкретных педагогических, коммуникативных и иных ситуаций; общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса; осуществление социально-проектной деятельности;

• стимулирование позитивной мотивации участия студентов в социально полезной деятельности;

• использование потенциала социокультурной среды университета, представляющей собой единое образовательное пространство, совокупность всех субъектов образовательного процесса, их структурное сосуществование и взаимодействие, способствующей развитию и саморазвитию личности студента и его вовлечению в общественно-полезную деятельность;

• развитие органов студенческого самоуправления, обеспечение информационного обмена в доступных для студентов механизмах взаимодействия с целью расширения круга социальных взаимосвязей и сотрудничества.

_Выводы

Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.

1. Социальная активность студентов представляет собой, в первую очередь, совокупность инициативных действий, в основе которых лежат духовные потребности и интересы, альтруистические побуждения и гуманные наклонности. Социальная активность может рассматриваться и как личностная характеристика, и как сознательная преобразующая деятельность, направленная на самореализацию, самоосуществление личности. Степень проявления социальной активности выражается в деятельностном участии студента в освоении социокультурного опыта, а сознательное включение в разнообразную жизнедеятельность: политическую, научную, спортивную, общественную, благотворительную, является одним из критериев и показателей успешной самореализации.

2. Низкая социальная активность большинства студентов обусловлена: отсутствием в ближайшем окружении студента людей, у которых ярко выражены ценности и установки на общественную деятельность; недостаточной социализирующей ролью общественных организаций; инертностью студентов, ограниченной потребностью быть социально активным и отсутствием личного опыта в общественной деятельности.

3. Выделенные нами организационно-педагогические условия могут стать определяющими среду развития социальной активности студентов.

_Благодарности

Благодарим ректорат Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина за поддержку и возможность проведения исследования, коллег и студентов, которые приняли участие в эмпирическом исследовании, а также рецензентов журнала «Перспективы науки и образования» за помощь в подготовке статьи к публикации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: избранные психологические труды. М.: МОДЭК, 1999. 224 с.

2. Бавина П.А. Применение метода проектов в развитии социальной активности студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 475.

3. Воробьев Ю.Л., Королев Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. М.: МГСУ "Союз", 2003. 500 с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 3 Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

5. Гусева Т.В. Социальная активность как компонент конкурентоспособности личности студента // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 19. С. 228-233.

6. Драган Н.А. Воспитание социальной активности студента // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2. С.104-106.

7. Емельянова Т.Г. Социальная активность студентов ССУЗа как составляющая профессионального самоопределения в зависимости от их участия в волонтерском движении // Психология образования: Региональный опыт. Материалы Второй национ. науч.-практ. конф. М., 2005. С. 330-331.

8. Жамков А.А. Развитие социальной активности студента - будущего педагога в системе высшего профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 5. С. 110-112.

9. Заболоцкий В.А. О механизмах мотивации влияющих на социальную активность студентов // Казанская наука. 2015. № 6. С. 202-204.

10. Зайко А.П. Факторы формирования социальной активности современных студентов колледжей // Дискуссия. Социологические науки. 2015. № 6 (58). С.96-102.

11. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. 350 с.

12. Коган В.З. Понятие «активность личности» как категория социальной психологии // Некоторые проблемы личности. М.: Мысль, 1971. С. 69-82.

13. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии . М.: Педагогика, 1976. 416 с.

14. Рюмина Ю.Н. Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 02. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2013/13520.htm. (дата обращения: 15.06.2020).

15. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 164-176.

16. Соколова Е. С. Социальная активность современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. C. 197-202.

17. ТрофимоваН.В. Модельформирования социальнойответственностистудентовколледжав благотворительной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (115). С. 22-29.

18. Харланова Е.М. Развитие социальной активности будущих специалистов: психолого-педагогический аспект: Учебное пособие. Челябинск. Изд-во Челябинского государственного педагогического университета, 2009. 249 с.

19. Adler, A., Ansbacher, H. L., & Ansbacher, R. R. (Eds.). (1973). Superiority and social interest: A collection of later writings. New York: Viking Press.

20. Fromm, E. (1964). Man for Himself. An Inquiry into the Psychology of Ethics. New York.

21. Kuh, G.D. (1993). In their own words: What students learn outside the classroom. American Educational Research Journal, 30 (2), 277-304.

22. Kuh, G.D. (1995). The other curriculum: Out-of-class experiences associated with student learning and personal development. Journal of Higher Education, 66, 123-155.

23. McInnis, C. (2001). Researching the first year experience: Where to from here? Higher Education Research and Development, 20(2), 105-114.

24. Tam, M. (2002). Measuring the effect of higher education on university students. Quality Assurance in Education, 10 (4), 223-228.

25. Wood, D., Larson, R.V., Brown J.R. (2009). How adolescents begin to feel more responsible through participation in youth programs. Children's Dev. 80. 295-309. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2008.01260.x.

26. Xerri, M.J., Radford, K. & Shacklock, K. (2018) Student engagement in academic activities: a social support perspective. Higher education. 75: 589-605. https://doi.org/10.1007/s10734-017-0162-9.

REFERENCES

1. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Psychology and consciousness of personality. Moscow, MODEK Publ., 1999. 224 p. (in Russian).

2. Bavina P.A. Application of the project method in the development of social activity of students. Modern problems of science and education, 2015, no. 2, 475 p. (in Russian).

3. Vorob'ev Ju.L., Korolev B.N. In search of meaning and truth. Activity and personal development. Moscow, MGSU "Sojuz" Publ., 2003. 500 p. (in Russian).

4. Vygotskiy L.S. Collected works in 6 tons T. 3 Problems of psyche development. Moscow, Pedagogics Publ., 1983. 368 p. (in Russian).

5. Guseva T.V. Social activity as a component of the student's personality competitiveness. Problems and prospects for the development of education in Russia, 2013, no. 19, pp. 228-233. (in Russian).

6. Dragan N.A. Education of Student Social Activity. TSUScience Vector. Series: Pedagogy, psychology, 2013, no. 2, pp. 104-106. (in Russian).

7. Emel'yanova T.G. Social activity of students of SSUZ as a component of professional self-determination depending on their participation in the volunteer movement. Psychology of education: Regional experience. Materials of the Second Nation. Conf. Moscow, 2005, pp. 330-331. (in Russian).

8. Zhamkov A.A. Development of social activity of a student - a future teacher in the system of higher professional education. Society: sociology, psychology, pedagogy, 2017, no. 5, pp. 110-112. (in Russian).

9. Zabolockij V.A. On the mechanisms of motivation of students influencing social activity. Kazan Science, 2015, no. 6, pp. 202-204. (in Russian).

10. Zajko A.P. Factors of formation of social activity of modern college students. Discussion. Sociological sciences, 2015, no. 6 (58), pp. 96-102. (in Russian).

11. Kovaleva A.I., Lukov V.A. Sociology of youth: theoretical issues. Moscow, Society Publ., 1999. 350 p. (in Russian).

12. Kogan V.Z. The concept of "personality activity" as a category of social psychology. Some personality problems. Moscow, Mysl' Publ., 1971. pp. 69-82. (in Russian).

13. Rubinshteyn S.L. Problems of general psychology. Moscow, Pedagogy Publ., 1976. 416 p. (in Russian).

14. Rjumina Ju.N. Formation of social activity of university students in the process of volunteer activity. Concept. 2013. no. 02. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13520.htm (accessed 11 February 2021)

15. Sitarov V.A., Maralov V.G. Social activity of the individual (levels, criteria, types and ways of its development). Knowledge. Understanding. Ability, 2015, no. 4, pp. 164-176. (in Russian).

16. Sokolova E.S. Social activity of modern Russian youth. Knowledge. Understanding. Ability, 2011, no. 1, pp. 197-202. (in Russian).

17. Trofimova N.V. Model of formation of social responsibility of college students in charitable activities. Izvestia of Volgograd State Pedagogical University, 2017, no. 2 (115), pp. 22-29. (in Russian).

18. Harlanova E.M. Development of social activity of future specialists: psychological and pedagogical aspect: Textbook. Chelyabinsk. Publishing House of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2009. 249 p. (in Russian).

19. Adler, A., Ansbacher, H. L., & Ansbacher, R. R. (Eds.). Superiority and social interest: A collection of later writings -New York: Viking Press, 1973.

20. Fromm, E. Man for Himself. An Inquiry into the Psychology of Ethics. New York, 1964.

21. Kuh, G.D. (1993). In their own words: What students learn outside the classroom. American Educational Research Journal, 30(2): 277-304.

22. Kuh, G.D. (1995). The other curriculum: Out-of-class experiences associated with student learning and personal development. Journal of Higher Education, 66: 123-155.

23. Mclnnis, C. (2001). Researching the first year experience: Where to from here? Higher Education Research and Development, 20(2): 105-114.

24. Tam, M. (2002). Measuring the effect of higher education on university students. Quality Assurance in Education, 10(4): 223-228.

25. Wood, D., Larson, R.V., & Brown, J.R. How adolescents begin to feel more responsible through participation in youth programs. Children's Dev, 2009, 80: 295-309. doi: 10.1111/j.1467-8624.2008.01260.x.

26. Xerri, M.J., Radford, K. & Shacklock, K. (2018). Student engagement in academic activities: a social support perspective. Higher education, 75: 589. doi: 10.1007/s10734-017-0162-9.

Информация об авторах Мезинов Владимир Николаевич

(Российская Федерация, Елец) Профессор, доктор педагогических наук Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

E-mail: vmezinov127@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-6192-7035 Scopus ID:57202098058

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Захарова Марина Александровна

(Российская Федерация, Елец) Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и образовательных технологий Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

E-mail: mazaharova@rambler.ru ORCID ID: 0000-0001-8723-5221 Scopus ID:57204709887

Карпачева Ирина Анатольевна

(Российская Федерация, Елец) Доцент, кандидат педагогических наук, директор

института филологии Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина E-mail: ikar1971@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-2929-6453 Scopus ID: 57196466932

Information about the authors

Vladimir N. Mezinov

(Russian Federation, Yelets) Professor, Doctor of Education Bunin Yelets State University E-mail: vmezinov127@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-6192-7035 Scopus ID:57202098058

Marina A. Zakharova

(Russian Federation, Yelets)

Assistant Professor PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Department of Pedagogy and Educational Technologies Bunin Yelets State University E-mail: mazaharova@rambler.ru ORCID ID: 0000-0001-8723-5221 Scopus ID:57204709887

Irina A. Karpacheva

(Russian Federation, Yelets) Assistant Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Director of the Institute of Philology Bunin Yelets State University E-mail: ikar1971@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-2929-6453 Scopus ID: 57196466932

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.