Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФАКТОР / МОЛОДЁЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эргашов К.А.

В этой статье освещается роль физической культуры и спорта в нашей повседневной жизни, важность здорового образа жизни в обществе и идея социального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT AS A FACTOR OF YOUTH SOCIAL HEALTH FORMATION

This article highlights the role of physical culture and sports in our daily lives, the importance of a healthy lifestyle in society, and the idea of social well-being.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ»

Эргашов. К.А. преподаватель

кафедра "Межфакультетная физическая культура и спорт" Андижанский государственный университет

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ

Аннотация: в этой статье освещается роль физической культуры и спорта в нашей повседневной жизни, важность здорового образа жизни в обществе и идея социального благополучия.

Ключевые слова. Физическое воспитание, спорт, здоровый образ жизни, социальное здоровье, фактор, молодёжь.

Ergashov. K.A. teacher

Department of "Interfaculty Physical Culture and Sports"

Andijan State University

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT AS A FACTOR OF YOUTH SOCIAL HEALTH FORMATION

Annotation: This article highlights the role of physical culture and sports in our daily lives, the importance of a healthy lifestyle in society, and the idea of social well-being.

Key words. Physical education, sport, healthy lifestyle, healthcare, factor,

youth.

В современном обществе физическая культура и спорт являются одним из наиболее сложных и многогранных процессов общественной жизни. В последние десятилетия XX века и в начале XXI века одной из основных задач ученых работающих во всех областях науки стала задача разработки комплекса мер, которые бы позволили сохранить и укрепить здоровье человека, продлить его активную жизнь, преодолеть различного рода болезни. Но одни только достижения в области медицины, генетики, экологии не способны сделать человека здоровым. Решение такой задачи невозможно без повышения социальной значимости физической культуры и спорта, без достижения понимания населением важности физической активности, без формирования взгляда на физическую культуру и спорт, как на факторы здоровья, здорового образа жизни.

Здоровье социально как по своей сущности, так и по форме детерминации различных сфер жизнедеятельности. В настоящее время человечество столкнулось с целым рядом глобальных вызовов. Это

необратимые антропогенные изменения экологической ситуации, вооружение человека новейшими средствами воздействия преобразования природы и самого себя, отсутствие необходимой социальной базы здравоохранительного движения.

Целенаправленное создание условий, адекватных гуманистическому образу жизни, требует сегодня глубокой мировоззренческой переориентации общества в отношении здоровья не только всего населения, но ив том числе и здоровья подрастающего поколения как важнейшей социальной ценности.

В ситуации, сложившейся в настоящее время в социальной сфере, особое беспокойство вызывает ухудшающееся состояние здоровья населения и особенно молодежи, как особой социально-демографической категории. При этом не нуждается в доказательствах тот факт, что молодое поколение представляет собой репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социальный, политический и культурный резерв будущего общества. Из этого контингента будут в будущем пополняются трудовые ресурсы, комплектоваться Вооруженные силы.

Несмотря на многообразие спортивных мероприятий и всеобщую пропаганду здорового образа жизни, не все подходят к занятию спортом систематизировано. Как правило, усиленное внимание к спорту у людей просыпается только при необходимости сбросить вес или поправить фигуру перед сезоном отпусков или непосредственно перед спортивными соревнованиями. Также мало кто интересуется тем, какие физические нагрузки необходимы разным людям, в зависимости от возраста, пола, веса и состояния здоровья. Чтобы поддерживать в норме свое здоровье и основные жизненно важные органы тела, необходимы регулярные физические занятия с постепенным увеличением нагрузки на организм. Только соблюдение систематических занятий спортом способствует улучшению настроения человека, повышает физическую выносливость и помогает предотвратить возникновение болезни.

Благодаря достижениям науки и техники, медицина во многом избавила человека от опасности ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Вместе с тем, двадцатый век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химического загрязнения внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно-техническим прогрессом.

Образ жизни современного человека характеризуется гиподинамией и гипокинезией, перееданием, информационной загруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением

лекарственными препаратами и т.д., что приводит в конечном счете к развитию так называемых болезней цивилизации.

Распространенность среди учащихся школ и студентов курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о том, что существующие методы формирования культуры здорового образа жизни пока не дают желаемых результатов. Эффективность существующих методов гигиенического воспитания, используемых как в школе, так и в семье требует существенной корректировки.

Физическая культура - часть общей культуры общества, самое широкое, собирательное понятие, которое включает все достижения, накопленные в процессе общественно -исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.). Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих развитию и совершенствованию физической и духовной конституции людей.

Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Сфера физической культуры населения взаимосвязана с жизнедеятельностью цеголого ряда социальных институтов (семья, здравоохранение, образование, спорт, армия и др.). Каждый из институтов, "задействованный" в процессе производства и воспроизводства физической культуры, имеет свою структуру, характеризующуюся определенным способом связи элементов, составляющих целое.

Сегодня, в век технического прогресса, когда снижается уровень здоровья населения при большой технической нагрузке и недостаточной двигательной активности, роль физической культуры и спорта еще более возрастает. Не вызывает сомнения, что насыщенный эмоциональный фон в достаточной степени снижает уровень здоровья и самочувствия студентов, травмирует их психику.

В связи с этим особую актуальность приобретает поиск наиболее адекватных путей и методов укрепления психофизического состояния студентов, выявление психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса, разработка оздоровительных технологий, способных снизить физиологическую и психологическую цену адаптации и обеспечить формирование устойчивых установок на здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностной ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием.

Физическая культура личности характеризуется уровнем ее образования в сфере физической культуры, оптимальной физической подготовленности, что находит отражение в здоровом стиле жизни, в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности. К критериям, положенным в оценку степени сформированности физической культуры личности, можно отнести:

• степень потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

• интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

• характер сложности и творческий уровень этой деятельности; выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений данного человека в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм, патриотизм);

• проявление самоорганизации, самообразования, самовоспитания и

самосовершенствования в физической культуре;

• уровень физического совершенства и отношения к нему; владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного физического совершенствования;

• системность и глубина усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

• широту диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков

и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, как интегрированный результат физического воспитания, самоподготовки студента сформированность физической культуры личности будущего специалиста должна проявляться в его активном отношении к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе (стиле) жизни, в быту и профессиональной деятельности.

Формирование здоровой личности невозможно без наличия твердых жизненных позиций в человеке, обусловленных грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью; окружающей среде, в которой он проживает, обществу;

развитию культуры спорта, способствующей регулированию физического состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма; рациональному распределению свободного времени, отдавая приоритет активному отдыху,

все это в совокупности - непременно приводит к гармоничному единству всех

компонентов здоровья человека и целостному развитию личности. Использованные источники:

1. Андронов О.П. "Физическая культура, как средство влияния на формирование личности". - М.: Мир, 1992. - С. 178.

2. Столяров В.И. Теория и методология современного физического воспитания: состояние разработки и авторская концепция: монография. -Киев: НУФВСУ, 2015. - С. 704.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.