Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ / ИСКУССТВО / МУЗЫКА СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джуккаев Мурат Халитович, Гогоберидзе Зураб Меджитович

Данная работа освещает влияние физической культуры на решение социальных проблем. Актуальность содержания статьи заключается в том, что в общественной жизни присутствуют разные виды деятельности, которым не уделяется должного внимания. В сознании членов социума укрепилось понятие, что это просто бесполезное занятие и трата времени. В школе урокам искусства, музыки и спорта отводится недостаточное внимание со стороны администрации школы и родителей, так как по этим предметом не проводится обязательное итоговое тестирование в конце учебного процесса. Научной новизной является то, что в статье описана важность физического воспитания для решения социальных проблем. В последнее время выросла его роль в создании баланса между всеми аспектами человеческой сущности: психическим, моральным или физическим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джуккаев Мурат Халитович, Гогоберидзе Зураб Меджитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND ITS IMPACT ON SOLVING SOCIAL PROBLEMS

This work reflects the influence of physical culture on the solution of social problems. The relevance of the content of the article lies in the fact that in public life there are different types of activities that are not given due attention. In the minds of members of society the notion that this is just a useless exercise and a waste of time has become firmly established. The school administration and parents pay insufficient attention to lessons in art, music and sports, since there is no compulsory final testing in these subjects at the end of the educational process. The scientific novelty of the article is that it describes the importance of physical education for solving social problems. In recent years, its role has been growing in creating a balance between all aspects of the human essence: mental, moral or physical.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ»

6. Лепшокова Е.А. Языковая ситуация и языковая политика в США / Е.А. Лепшокова.// Традиции и инновации в системе образования: материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Изд-во: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева: 2018. - С. 120-124.

7. Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения: материалы научно-практической конференции с международным участием. - Изд-во: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 143-147

Педагогика

УДК 796.011.3

кандидат педагогических наук, доцент Джуккаев Мурат Халитович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент Гогоберидзе Зураб Меджитович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Аннотация. Данная работа освещает влияние физической культуры на решение социальных проблем. Актуальность содержания статьи заключается в том, что в общественной жизни присутствуют разные виды деятельности, которым не уделяется должного внимания. В сознании членов социума укрепилось понятие, что это просто бесполезное занятие и трата времени. В школе урокам искусства, музыки и спорта отводится недостаточное внимание со стороны администрации школы и родителей, так как по этим предметом не проводится обязательное итоговое тестирование в конце учебного процесса. Научной новизной является то, что в статье описана важность физического воспитания для решения социальных проблем. В последнее время выросла его роль в создании баланса между всеми аспектами человеческой сущности: психическим, моральным или физическим.

Ключевые слова: физическая культура, социальные проблемы, человеческая сущность, искусство, музыка спорт.

Annotation. This work reflects the influence of physical culture on the solution of social problems. The relevance of the content of the article lies in the fact that in public life there are different types of activities that are not given due attention. In the minds of members of society the notion that this is just a useless exercise and a waste of time has become firmly established. The school administration and parents pay insufficient attention to lessons in art, music and sports, since there is no compulsory final testing in these subjects at the end of the educational process. The scientific novelty of the article is that it describes the importance of physical education for solving social problems. In recent years, its role has been growing in creating a balance between all aspects of the human essence: mental, moral or physical.

Keywords: physical culture, social problems, human essence, art, music, sports.

Введение. Сегодня физическая культура и спорт имеют большую социальную значимость. Они являются действенным способом физического формирования человека, роста и сохранения его здоровья. Это мир коммуникации и демонстрации общественной энергичности людей, рационального способа организации и проведения их свободного времени. Они также оказывают влияние и на иные стороны человеческой жизни: престиж и общественное положение, трудовую деятельность, на построение нравственно - интеллектуальных характеристик, ценностных ориентаций.

Физкультура и спорт дают всем членам общества огромные потенциалы для развития, для поднятия самооценки. Они учат радоваться успехам, расстраиваться над поражениями. Они учат радоваться и чувствовать гордость за безграничность допустимых потенциалов человека.

Физическое воспитание или спортивное воспитание относятся к тем видам воспитания, без которых невозможно формирование полноценного общества.

В статье поставлена цель, показать, что физическое воспитание или спорт стимулируют личность, придают физическую энергию, помогают вырабатывать отдельные важные нравственные качества. Личность в общественной и в частной жизни должна быть наделена различными навыками и умениями, хорошими манерами и положительными нравственными качествами. Физическое воспитание является неотъемлемой частью и основным компонентом государственного образования, которое люди получают в течение своей жизни.

Практическая значимость. В статье представлено, что физическое воспитание важно для поддержания формы и здоровья тела. Оно также способствует социальному развитию общества в целом. Многие важные социальные инициативы наших дней, особенно молодежные, имеют математические корни или связи в той или иной форме. Физическое воспитание помогает человеку позитивно взаимодействовать со своим окружением, а также укрепляет человеческую личность и совершенствует его коммуникативные навыки.

Изложение основного материала статьи. Спорт - очень сложное и иногда непоследовательное явление. Воздействие его на формирование человека противоречиво. Поэтому люди, занимающиеся спортом, видят в нем, то одну, то другую его сторону. Работа над собой, огромные физические и волевые упражнения, битва за наилучший итог, за победу в состязаниях воспринимаются спортсменами неодинаково.

Ясно, что, увлекаясь спортом, человек, прежде всего, улучшает и укрепляет свой организм, свою возможность распоряжаться своими двигательными действиями. Это имеет большое значение. Спорт, безусловно, является одним из главных средств совершенствования движений, формирования нужных человеку двигательных физических способностей. Во время занятий спортом укрепляется его воля, характер, улучшается умение распоряжаться собой, живо и точно разбираться в различных непростых обстоятельствах, вовремя разрешать проблемы. Спортсмен занимается вместе с приятелями, состязается с противниками и неизбежно набирает опыт коммуникации.

Люди, которые занимаются различными видами спорта, смогли установить прочные отношения с членами своего окружения и заслужить большое уважение со стороны других членов общества. Физическое воспитание ориентировано на то, чтобы личность была способна правильно использовать свой потенциал. "Нынешние реалии российского общества призывают к даче качественного высшего образования всевозможными методами: включением инновационных средств обучения, увеличением действенности технологий выстраивания хода учебы, разнообразием целей и предсказываемых итогов" [1, c. 2721.

Социальное происхождение физической культуры, как одной из сфер социально потребной деятельности социума, обусловливается прямыми надобностями работы и прочих видов жизнедеятельности человека. Оно также определяется склонностями социума к обширному применению ее в виде одного из главнейших способов развития и заинтересованностью самих людей в своем совершенствовании.

Выявление вероятных потенциалов человека содействует развитию таких личностных качеств человека, как самоуверенность, твердость, скромность, желание и настоящая вероятность осилить трудности. Мерилом такого формирования относительно трудовых действий является его пригодность тем запросам производства, которые предъявляются к физической деятельности человека.

Физические возможности формируются, когда человек делается более универсальным с точки зрения развития двигательной способности и вероятности результативного показа им нужных действий в производстве. Физическая культура стоит в этом деле на первом месте.

Физическая культура является общностью истинной (практической) и совершенной (психической) деятельности. Во время этого процесса человек входит во взаимосвязи и взаимоотношения с социальным и природным миром. Чем теснее будут его взаимосвязи, тем полнее и слаженнее будет сформирован человек, тем больше будут его связи с окружающей средой.

Так как физическая культура есть доля цивилизации мира, то ей характерны общекультурные общественные функции.

На данном этапе правительство России уделяет большое внимание на то, чтобы молодое поколение с пользой использовало свое свободное время. Для этого по всей стране сооружаются комплексы для занятия спортом, для ведения здорового образа жизни. Молодежная политика направлена на ограждение молодежи от вредных привычек, так как здоровое поколение - залог развитого, цивилизованного общества.

Было построено множество университетских спортивных и специализированных центров, которые занимаются распространением спорта и физической культуры в обществе ввиду важности физического воспитания во всех аспектах. В учреждениях работают над созданием различных спортивных курсов для всех, кто желает к ним присоединиться, и поощряют научные исследования в этой области с целью их развития и продвижения.

Существуют организации, готовящие компетентных педагогов, специализирующихся на физическом воспитании, которые могут передать остальным свой спортивный опыт, а также возможность заполнить все упущения, чтобы достичь успеха в различных видах спорта. "Они содействуют формированию креативных способностей. Они могут побудить к использованию теоретических знаний на практике" [2, с. 112].

Человек, развивая свою культуру, увлекается общественной работой, которая нацелена на сохранение и укрепление здоровья. Физическая культура способствует развитию психологии и физических данных человека. Но условием достижения успеха является активное занятие спортом.

Физическая культура составляет определенную область общественной культуры, но она важная и самостоятельная область. Эта область действия социума, которая решает вопросы государственной программы по упрочению, сохранению и вырабатыванию здоровья человека. Они используются согласно практическим потребностям общества. Этот вид культуры возник и начал свое развитие тогда, когда складывалась всеобщая культура социума [3].

Физическая культура является многогранным явлением общества. Она относится почти ко всем видам жизнедеятельности социума, глубоко проникает в структуру образа жизни личности. В результате занятия физической культурой личность приобретает всесторонние и гармоничные качества. Не следует считать физическую культуру только оздоровительной, укрепляющей организм - это слишком упрощенно. Это значит, не замечать её одушевляющей роли как источника созидательных сил, бодрого, жизнерадостного ощущения [4].

В общественной жизни, в системе среднего и высшего образования, воспитательной системе, в обыденной жизни и в сфере трудовой организации и здорового времяпровождения, физкультура выполняет разные функции. Эти функции способствуют формированию социального направления физкультурного движения. Участники настоящего движения работают над применением, расширением и приумножением значимости физкультуры среди подрастающего поколения и людей старшего возраста [7].

Как было указано выше, этот вид культуры выполняет разные социальные функции следующего содержания: образовательную, спортивную, прикладную, рекреативную, оздоровительно-восстановительную [6].

С 2017 года уменьшилось количество людей с диагнозом «алкоголизм» и «наркомания». Они осознают важность бережного отношения к своему здоровью и ведут более правильный образ жизни. Массовое занятие физической культурой и отказ от нездоровых повадок - признак современного общества. Социальные проблемы, такие как алкоголизм, наркомания решаются в связи с увеличением числа занимающихся спортом и физической культурой. Вопрос укрепления семьи решается посредствам создания семейных программ физической культуры и спорта. Совместное посещение спортивных клубов будет способствовать сплоченности пары, позволит больше времени проводить друг с другом и с детьми [5].

Выводы. В социуме спорт является существенным способом формирования нового человека, совмещающего в себе внутреннее богатство, нравственную аккуратность и физическую безупречность. Он содействует увеличению общественной и трудовой предприимчивости людей, экономической действенности производства. Сейчас стоит задача превратить занятие физической культурой во всенародное. Его основой должна стать научно аргументированная программа развития, которое касается всех кругов социума.

Важнейшими задачами формирования подрастающего поколения являются:

- упрочение здоровья;

- правильное физическое формирование;

- передача подрастающему поколению необходимых навыков;

- умножение их опыта;

- помощь вырабатыванию основных морально-волевых свойств.

Итак, физическая культура содействует физическому улучшению, упрочению здоровья, верному и разумному использованию свободного времени, приспособлению человека в социуме. Она воздействуют на другие стороны существования: способствует росту трудовой деятельности, этических и умственных возможностей.

С каждым годом физическая культура становится труднее, увлекательнее. Количество людей, проявляющих заинтересованность спортом, регулярно растет. А, следовательно, систематически растет и воздействие физкультуры на всестороннее развитие личности.

Литература:

1. Лепшокова Е.А. Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках / Е.А. Лепшокова. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020 - № 4 (182). Часть 1 -С. 272-275

2. Лепшокова Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

3. Лепшокова Е.А. Формирование творческих способностей у подростков на уроках английского языка в общеобразовательной школе / Е.А. Лепшокова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Карачаевск, 2004. - 23 с.

4. Лепшокова С.М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде / С.М. Лепшокова. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук -Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский гос. ун-т, 2003. - 23 с.

5. Тоторкулова К.А. Воспитание основ толерантности у дошкольников средствами физического воспитания / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы X международной конференции -Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 285-289

6. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр.и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

7. Эриксон Эрик Х. Детство и общество / Эрик Х. Эриксон. - Санкт-Петербург: АСТ, 1996. - 332 с.

Педагогика

УДК 378.046.4

научный сотрудник Жигалова Евгения Александровна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

Аннотация. Автор предлагает решать проблему повышения качества профессиональной подготовки сотрудников МВД России на современном этапе путём внедрения форм интерактивного обучения. В исследовании использовались описательный метод обзора научной литературы, сопоставительный анализ отечественной практики интерактивного обучения, метод моделирования организационно-педагогических условий внедрения форм интерактивного обучения в образовательный процесс вузов МВД (на примере курсов профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности «Полицейский»). В публикации представлена общая содержательная характеристика комплекса методов и форм интерактивного обучения, способствующих совершенствованию коммуникативных компетенций сотрудников полиции. Выявлено, что использование форм интерактивного обучения в подготовке сотрудников полиции позволяет реализовать компетентностный и личностно-развивающий подходы; отбор методов и форм интерактивного обучения на курсах профессиональной подготовки должен согласовываться с профессиональными умениями слушателей, навыками социального и профессионального взаимодействия.

Ключевые слова: сотрудники полиции, общественно ориентированная деятельность, профессиональная подготовка, коммуникативные компетенции, интерактивное обучение.

Annotation. The author proposes to solve the problem of improving the quality of professional training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the present stage through the introduction of forms of interactive learning. The descriptive method of scientific literature review, comparative analysis of the domestic practice of interactive learning, the method of modeling of organizational and pedagogical conditions of implementation of forms of interactive learning in the educational process of universities of the Ministry of Internal Affairs (on the example of training courses for privates and junior commanding officers, first hired to the Interior Ministry of the Russian Federation in the position of "Policeman") were used in the study. The publication presents a general substantive characteristic of a set of methods and forms of interactive training, contributing to the improvement of communicative competence of police officers. It is revealed that the use of forms of interactive learning in police training allows to implement competence and personality-development approaches; the selection of methods and forms of interactive learning in professional training courses should be consistent with the professional skills of students, skills of social and professional interaction.

Keywords: police officers, socially-oriented activities, professional training, communicative competences, interactive training.

Введение. Пандемия COVID-19 оказала влияние на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе на деятельность правоохранительных органов, которые в условиях чрезвычайных полномочий властей играют ведущую роль и определяют жизнеспособность и эффективность государства. Как отмечается в докладе международной организации Global Initiative Against Transnational Organized Crime [23], вопрос легитимности полиции и доверия к правоохранительным органам становится главным фактором эффективности усилий государства для регулирования общественных отношений в условиях чрезвычайных режимов и неопределённости.

Деятельность полиции в Российской Федерации выступает частью государственной политики обеспечения безопасности, защиты прав и свобод граждан. Эффективность правоохранительной деятельности во многом зависит от уровня правового сознания граждан, роста общественных организаций правоохранительной направленности. Полиция и институты гражданского общества призваны стать партнёрами в практике обеспечения общественной безопасности [13]. Основой взаимодействия полиции и институтов гражданского общества является концепция общественно ориентированной деятельности полиции [11], направленная на предупреждение правонарушений, выявление причин и условий противоправного поведения, устранение последствий правонарушений.

Изложение основного материала статьи. В этой связи актуальным направлением курсов профессиональной подготовки сотрудников МВД России является формирование у них компетенций для осуществления общественно ориентированной деятельности. В современном государстве сотрудники полиции должны владеть не только высоким уровнем профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, гражданско-правового сознания, но и коммуникативными компетенциями [17], позволяющими вести разговор в вежливой форме, используя корректный официально-деловой стиль речи.

Интерес к проблеме формирования коммуникативных компетенций подтверждают публикации, в которых рассматривается роль навыков социального позиционирования [10], диалогического мышления [15], навыков вербального и невербального общения [1] решения служебных задач оперативными сотрудниками полиции.

Формирование и развитие коммуникативных компетенций необходимо рассматривать в контексте теории интерактивного обучения [8; 2; 5], используя различные формы и методы интерактивного обучения [4; 7; 9; 21], в том числе в обучении юриспруденции [6].

Методы исследования. Обсуждение проблемы повышения качества профессиональной подготовки сотрудников полиции основывается на анализе современного опыта педагогической деятельности в вузах МВД России и предполагает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.