Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2160
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / ГАРМОНИЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогоберидзе Зураб Меджитович, Гогоберидзе Фатима Юсуповна

Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи физического и духовного развития личности. В нынешних условиях ориентация физического развития членов общества обращена не только на укрепление здоровья, но и на формирование духовной культуры личности. В статье рассмотрена взаимосвязь физического и духовного развития личности. В учебно-воспитательном процессе поменяются мотивационно-ценностные ориентации для духовного развития обучающихся. Применение такой методики дает положительные результаты в процессе формирования физической культуры человека и его духовного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогоберидзе Зураб Меджитович, Гогоберидзе Фатима Юсуповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN PHYSICAL AND SPIRITUAL DEVELOPMENT

This article is devoted to the problem of the relationship between the physical and spiritual development of a person. The relevance of the content of the article lies in the fact that in the current conditions, the orientation of physical development is directed not only to strengthening health, but also to spiritual and physical formation. Scientific novelty: the article examines the relationship between the physical and spiritual development of a person. With the correct conduct of the educational and pedagogical process in physical education lessons, the motivational and value orientations of students and their spiritual development will change. This attitude will give positive results in the process of forming a person's physical culture and his spiritual development.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

Выводы. В результате проведенного исследования в Казанском федеральном университете, в Институте психологии и образования было выявлено, что система высшего педагогического образования Российской Федерации имеет несколько иные понятия о менторинге, которые зачастую сводятся к понятию о наставничестве.

Активизация международных интеграционных процессов приводит к возникновению новых форматов взаимодействия. В отечественной практике существовало определение «наставник», однако наставник - это человек, который имеет большой опыт профессиональной деятельности и он способен наставить на правильный путь начинающего эту деятельность. Ментор - это в большей степени признанный и авторитетный профессионал, достигший больших успехов в профессии, человек, который способен не только передать свой опыт воспитаннику, но и наметить ему план карьерного роста, обеспечить его движение по траектории успеха [2].

На Западе существует очень высокий уровень внешней мотивации вузовских преподавателей, Российские педагоги больше подвержены внутренней мотивации. На Западе менторинг воспринимается как почетная миссия, в России менторинг только лишь обретает популярность. Соблюдение некоторых подходов в классификации Американского менторинга позволит определить стиль индивидуального управления, а также научит делегировать и организовывать деятельность преподавателя в вузе с максимальной отдачей, что позволит назвать менторинг - неопровержимым элементом для эффективности образовательной среды. В связи с этим успех менторинга будет зависеть от соблюдения вышеизложенных аспектов и позволит обеспечить эффективное взаимодействие преподавателя со студентом.

Вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что проблема менторинга в системе высшего педагогического образования является малоизученной областью. Это составит перспективу наших дальнейших исследований.

Литература:

1. Гарифуллина А.М. Реализация научных основ менторинга в американской системе дошкольного образования /

A.М. Гарифуллина // Вестник Северо-Кавказского Федерального университета: научный журнал. - 2020. - №1(76). -С. 179-185.

2. Габдулхаков В.Ф. О технологиях педагогического образования в федеральных университетах / В.Ф. Габдулхаков // Сборник тезисов профессорского форума. - Москва: Российский университет дружбы народов. - 2019. - №6(28). -С. 162-164.

3. Гарифуллина А.М. Педагогическая технология подготовки будущих педагогов к работе в детской поликульттурной среде / А.М. Гарифуллина // Казанская наука: научный журнал. Казань. - 2017. - №6. - С. 104-107.

4. Гарифуллина А.М. Наставнический подход в контексте дошкольного образования: проблемы и перспективы /

B.Ф. Габдулхаков, А.М. Гарифуллина // «Вестник образования»: сборник статей и методических материалов III Международной образовательной сессии «Высшая школа педагогики: Учитель, Воспитатель, Наставник». - МО. - 2019. -№3. - С. 112-116.

5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. МакКи // Альпина Паблишер. - Москва, 2017. - 388 с.

6. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / С.Р. Кови // Альпина Паблишер. - Москва, 2018. - 265 с.

7. Кларин М.В. Сто лет исследовательского обучения в России // Психолого-педагогический поиск: учеб. пособие / М.В. Кларин // Москва: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2016. - № 1. - С. 66-87.

8. Garifullina A.M. / Almira M. Garifullina, M.V.G. Zakirova, S.N. Bashinova, N. Pomortseva, Aisylu M. Garifullina / Self-actualization of a young teacher's personality in multicultural child educational environment // Proseedings IFTE-2019 V International Forum on Teacher Education. - Kazan, 2019. - P. 102-111.

9. Golman D. Social Intelligence. - Нью-Йорк, 2007. - URL: https://books.google.ru/books/about/Social Intelligence.html?id=o9loAwAACAAJ&redir esc=y (дата обращения 14.10.20).

10. Doran G.T. There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives. - США, 1981. - URL: https://community.mis.temple.edu/mis0855002fall2015/files/2015/10/S.M.A.R.T-Way-Management-Review.pdf (дата обращения 28.11.19).

11. Kegan R., Laskow Lahey L. Immunity to change: how to overcome it and unlock the potential in yourself and your organization. - Бостон, 2009. - URL: https://www.researchgate.net/publication/47217822 Immunity_to_change_how_to_overcome_it_and_unlock_the_potential_in_your self_and_your_organization (дата обращения 14.10.20).

Педагогика

УДК 796.011.3

кандидат педагогических наук, доцент Гогоберидзе Зураб Меджитович

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных работ Гогоберидзе Фатима Юсуповна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи физического и духовного развития личности. В нынешних условиях ориентация физического развития членов общества обращена не только на укрепление здоровья, но и на формирование духовной культуры личности. В статье рассмотрена взаимосвязь физического и духовного развития личности. В учебно-воспитательном процессе поменяются мотивационно-ценностные ориентации для духовного развития обучающихся. Применение такой методики дает положительные результаты в процессе формирования физической культуры человека и его духовного развития.

Ключевые слова: физическая культура, духовное развитие, гармония, личность.

Annotation. This article is devoted to the problem of the relationship between the physical and spiritual development of a person. The relevance of the content of the article lies in the fact that in the current conditions, the orientation of physical development is directed not only to strengthening health, but also to spiritual and physical formation. Scientific novelty: the article examines the relationship between the physical and spiritual development of a person. With the correct conduct of the educational and pedagogical process in physical education lessons, the motivational and value orientations of students and their spiritual development will change. This attitude will give positive results in the process of forming a person's physical culture and his spiritual development.

Keywords: physical culture, spiritual development, harmony, personality.

Введение. Предметом общей физиологии человека является взрослый организм. Актуальность темы статьи заключается в том, что человек является биологическим объектом природной экосистемы и членом общества. Он живет под влиянием сложной совокупности погодных, химических, радиоактивных, электромагнитных, звуковых и других средств, банального общественно-экономического мира его проживания. Поэтому здоровье - это общий итог сложной согласованности человека с окружающим миром.

В тесной связи с физическим формированием находится и духовное формирование. В его динамике есть большие колебания, определенные неровностью формирования нервной системы и созревания психических функций. Ученые доказывают, что основная разница между людьми заключается в уровни умственного занятия, надобностях, кругозорах, аргументах, этическом поведении. Духовное формирование зависит от отдельных закономерностей.

Между возрастом человека и периодом духовного формирования существует некоторая зависимость: при взрослении человека время его духовного созревания замедляется. Духовное созревание человека во многом определено особенностями его психофизиологического формирования и наоборот.

Степень духовного созревания человека определяется количеством его внешних связей и взаимоотношений, разнообразием работы. Духовное формирование людей происходит по-разному. Это определено природными предпосылками, уровнем инициативности человека, нацеленной на самосовершенствование, особенностями влияния наружных факторов.

Практическая значимость темы в том, что взаимосвязь духовного и физического развития личности является основой гармоничного существования человека, поэтому нужно заботиться как о физическом теле, так и о духовном.

Цель исследования: изучение взаимосвязи физического и духовного развития личности.

Задачи данного исследования:

1) изучить основы физического и духовного развития личности;

2) рассмотреть взаимосвязь физического и духовного развития личности.

При работе над данной темой использованы методы теоретического анализа, обобщение и интерпретация педагогической литературы по теме исследования.

Изложение основного материала статьи. Будущее нашего государства, которое обладает богатой тысячелетней культурой, зависит не только от духовного воспитания, но и от содержания определенного ряда ценностей, которые закладываются в молодых людей, в их сердца.

Э.Х. Эриксон, который разделил развитие человеческого эго на восемь стадий, определил стадии умственного развития, характеризующиеся физическими, когнитивными и импульсивными изменениями, при которых внутренние кризисы переживаются в каждый период, и заявил, что если кризис в каждом периоде будет успешно преодолен, человек набирается сил и легко может перейти к следующему шагу.

Он также утверждал, что духовное развитие не ограничено во времени, оно непрерывно, в отличие от физического развития. Дефицит чего-либо и неудача в одном периоде могут быть компенсированы в следующие периоды, когда созданы соответствующие условия, и их негативное влияние на развитие личности может быть устранено [7].

Под духовным и физическим развитием личности и взаимосвязи этих качеств понимается одновременная работа ума и разума. Ум - это показатель осознанной деятельности, он способствует личности рассуждать, мыслить, изобретать вещи и предметы, которые требуют вложений интеллекта.

В воспитании всесторонне развитой личности главное значение приобретает качество физкультурного занятия, где происходит отношение сторон духовного и двигательного содержания, которые связаны с олицетворением телесности. Педагогу необходимо передать своим воспитанникам любовь к физической культуре, которая приобретается ими при организации особенной педагогической обстановки на занятиях. "Он содействует формированию креативных способностей. Он может побудить к использованию теоретических знаний на практике" [2, с. 112].

На таких занятиях складываются отношения преподавателя с учениками при выполнении общей деятельности. Такая деятельность выполняется учениками индивидуально и самостоятельно, отличается оригинальностью.

"Нынешние реалии российского общества призывают к даче качественного высшего образования всевозможными методами: включением инновационных средств обучения, увеличением действенности технологий выстраивания хода учебы, разнообразием целей и предсказываемых итогов" [1, с. 272].

Педагогический эффект будет достигнут при условии, если занимающиеся приобрели новые знания по физкультуре, умения и навыки по двигательным упражнениям, при развитии положительного мотива и потребности заниматься физкультурой. Но самое главное, если они осознают необходимость саморазвития, самовоспитания. Преподаватель работает над формированием потребностей разного характера, так как они способствуют становлению культурной личности.

На занятиях по физкультуре реализуются все значимые потребности:

- материальные, они взаимосвязаны с формированием физических способностей, с двигательными умениями и навыками;

- духовные, которые получают удовлетворение в видах деятельности как познавательных, проектировочных, ценностно-ориентационном виде работы, также в эстетическом и коммуникативном.

Реализация перечисленных потребностей происходит на занятиях по физкультуре и в физкультурной деятельности личности вообще. Для реализации физических и духовных потребностей необходимы соответствующие условия, которые должны быть созданы в процессе обучения, способствующие всестороннему развитию личности. Значительная роль для решения этой проблемы отводится активной работе СМИ, которые берут на себя ответственность за воспитание, просвещение и образование подрастающего поколения и всего населения страны [5].

Современные средства массовой информации совершенствуют свою работу касательно физкультуры. Они работают над формированием положительного мнения общества об этом виде деятельности, где выявляются ее культурные, социальные, экономические и воспитательные возможности.

Идеальная личность - это всесторонне развитая личность, которой свойственна физическое совершенство. Концепт «физическое совершенство» воспринимается как духовное и физическое единство, неотъемлемый компонент этого понятия [3].

Развитие личности осуществится при условии удовлетворения потребностей, физических способностей, и такие способности становятся стимулом их дальнейшего роста.

Таким образом, концепт «культура личности» становится базовым касательно понятий «всесторонне развитая личность», а также «физическая культура личности». Структурные компоненты физической культуры, куда входят единство и целостность человека, играют ведущую роль в становлении развитой личности. Физическое совершенствование для личности это не только результат его занятий спортом, это также творческий подход к самому себе, где духовность, занимающая особое место [4].

Личность формируется во всей полноте сущностных сил, если это формирование протекает при взаимосвязи двух культур духовной и физической. Именно сквозь призму человеческого измерения предоставленное явление открывает все свои потенциальные возможности в совершенствовании любой личности и общества в целом.

Образование постоянно впитывает общечеловеческий опыт и направляет его в русло цивилизации, закладывая основу для дальнейшего развития культуры. Моральный дух общества напрямую влияет на психическое и физическое здоровье нации.

Способность адекватной и продуктивной умственной деятельности зависит от физической подготовки. Физическая культура своеобразным образом (через прохождение интенсивных физических регулярных нагрузок) подготавливает нервную систему человека к неблагоприятным факторам, одолевающим его ежедневно из неблагоприятной окружающей среды.

Физическая культура является частью всеобщей цивилизации социума. Она воспроизводит методы физкультуры, итоги, обстоятельства, нужные для продвижения вперед, обращенные на постижение, формирование и руководство физиологическими и психическими данными человека, улучшение его самочувствия, подъём работоспособности.

Культура - это соединение материальных и духовных ценностей, сотворенных и организовываемых человечеством во время социально-исторической практики и изображающих исторически завоеванный этап в формировании мира. Физическая культура, таким образом, является неотъемлемой долей всей цивилизации, развития и формирования.

В литературе, искусстве, музыке и кинематографии отражается занятие человека спортом. Результатом занятия человека физической культурой являются также последние научные сведения о структуре, формировании и работе человеческого организма, его связи с окружающим миром. На основе научных исследований мастера составляют приемлемые способы использования физических упражнений для спортивной подготовки, формирования физических навыков, совершенствования физического положения и улучшения здоровья. Все это является отражением духовного существования людей (мира). Итогом являются духовные ценности.

Выводы. Таким образом, физическое здоровье человека состоит из некоторой степени физической натренированности и функционального состояния организма. Основным мерилом является его энергетическая возможность - умение заряжаться энергией из окружающего мира, собирать её и использовать для снабжения физиологических функций. Физическое здоровье - это природное состояние тела, определенное обычной правильной работой всех органов. Оно является главной частью здорового образа жизни. При правильной работе всех физиологических органов весь организм человека, в общем, правильно работает и формируется.

Человеческий организм является саморегулируемой системой. Главными качествами физического здоровья являются работа сердечнососудистой, дыхательной и иммунной системы. Данные работы этих систем относятся не только к здоровью человека. Его жизнь находится в прямой зависимости от них. Духовное здоровье зависит от методов его мышления, взгляда на людей, на происшествия, положения, на собственное положение в окружении. Для того, чтобы быть духовно здоровым надо уметь жить в мире с окружающими людьми, уметь разбирать всевозможные ситуации и предугадывать их формирование.

В основном болезни появляются на базе духовной неудовлетворенности. При недостатке духовной удовлетворенности в сознании происходят негативные психические процессы. Они вредят физическому здоровью человека и являются причиной возникновения всяких недугов. Волнение, неудовлетворение, раздражительность являются показателями проблем с психикой. При помощи разнообразных мероприятий можно исправить проблемы с психологическим состоянием.

Всякие волнения и переживания оказывают влияние на духовное здоровье человека. Здесь настрой задают побуждения.

Духовное здоровье, в отличие от психического, можно восстановить при помощи размышления над теми или иными побуждениями и принятия на основе этого размышления других методов действий.

Литература:

1. Лепшокова Е.А. Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках / Е.А Лепшокова. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - Часть 1. -С. 272-275

2. Лепшокова Е.А. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: Материалы международного сборника научных статей. Выпуск XIX - Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020. - С. 109-114

3. Лепшокова Е.А. Формирование творческих способностей у подростков на уроках английского языка в общеобразовательной школе / Е.А. Лепшокова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Карачаевск, 2004. - 23 с.

4. Лепшокова С.М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде / С.М. Лепшокова. // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук -Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский гос. ун-т, 2003. - 23 с.

5. Тоторкулова К.А. Воспитание основ толерантности у дошкольников средствами физического воспитания / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы X международной конференции -Карачаевск: Издательство: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017 - С. 285-289

6. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр.и доп. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

7. Эриксон Эрик Х. Детство и общество / Эрик Х. Эриксон. - Санкт-Петербург: АСТ, 1996. - 332 с.

Педагогика

УДК 37.013.43

кандидат филологических наук, доцент Градская Татьяна Вячеславовна

Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород)

ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Аннотация. В статье раскрываются содержание и объем понятия коммуникативной компетенции, рассматриваются потенциальные сложности реализации коммуникативной функции в области идиоматики, с которыми чаще всего сталкиваются студенты Высшей школы перевода НГЛУ им. Н.А. Добролюбова на занятиях по практике английского языка. Автор статьи основывается на собственном опыте преподавания английского языка как иностранного и также руководствуется результатами полученных ею результатов научных исследований в областях педагогики, лингвистики и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.