Научная статья на тему 'Физическая картина мира и геометрия'

Физическая картина мира и геометрия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая картина мира и геометрия»

2Ш:

У = 15D;

Рис. 1. Графики экспериментальных зависимостей, полученных при параллельной работе СГ методом ведущего генератора: 1- внешние характеристики СГ1 и СГ2;

2 - отклонения токов СГ1 и СГ2 -12)/ 2 от среднего значения (11+12)/ 2

Видно, что напряжение на общих шинах постоянно и оно равно среднему значению между напряжениями холостого хода СГ1 и СГ2. Максимальное отклонение тока от среднего значения составило 1 А (оно меньше в восемь раз, отклонения тока при проведении эксперимента по распределению реактивных токов СГ, обладающих статическими внешними характеристиками) и составляет менее 2 % от номинального тока СГ (56,5 А).

Таким образом, подтверждены великолепные возможности предложенного метода ведущего генератора: достигается астатическая внешняя характеристика СГ при практическом отсутствии отклонения реактивных токов генераторов электростанции от их среднего значения.

Севрюк В. П.

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА И ГЕОМЕТРИЯ.

При изучении физической формы движения материи формируется физическая картина мира (ФКМ), которая представляет собой систему физических теорий, наиболее общих положений, принципов и гипотез, лежащих в основе единой научной картины мира, характеризующей определенный исторический этап развития научных знаний об окружающем мире (В. Ф. Ефименко).

Физическая картина мира слагается из механической картины мира (МКМ), 'электромагнитной картины мира (ЭМКМ), квантово-полевой картины мира (КПКМ).

Каждый этап развития знаний об окружающем нас мире характеризуется соответствующим способом их описания. Практически на всех этапах развития и совершенствования знаний широко использовался математический способ описания. Внедрены практически все разделы математики (теоретическая физика). Из всех разделов математики для описания мы выделяем геометрию, так как в материальном мире реализуются многомерные пространства, которые и являются объектом изучения геометрии. Соответствующей структуры пространства ассоциируются с каждой физической системой и с каждым процессом. Многомерные пространства присутствуют при формировании всех составляющих физической картины мира. Даже при формировании МКМ присутствуют многомерные пространства с искривлением и закручиванием. С позиций геометрии изучение физических систем и процессов сводится к изучению пространства, ассоциируемого с данными системами и процессами. В этом случае геометрия выступает в качестве геометрического метода.

При описании физических процессов, протекаемых в земных условиях, на Солнце и звездах, в межзвездных областях, могут быть привлечены пространства, которые совпадают с пространствами Эвклида, Римана, Картана, Кавагучи, Финслера, линейных элементов высшего порядка и более

общие пространства - пространства тензорных опорных элементов, спиновые пространства И спиновые пространства с тензорным опорным объектом.

Геометрия вводит общие формы изменения дифференциально-геометрических объектов при наличии тех или иных связей.

На количественном уровне физика и геометрия решают одну задачу, а именно, по известному значению физической величины (дифференциально-геометрического объекта) в одной точке требуется определить значение этой же физической величины (дифференциально-геометрического объекта) в бесконечно близкой к ней точке.

Между геометрическими связностями и физическими законами существует соответствие. Если для какой-то физической системы между физическими законами и геометрическими связностями установлено соответствие, то для данной физической системы ставится в соответствие модель геометрического пространства.

Геометрическое описание связывается с введением геометрических образов, идей, операций, пространственных форм и отношений, а при рассмотрении отдельных вопросов сохраняется и сама геометрическая форма изложения.

Действия в рамках геометрических моделей математически корректны и наглядны благодаря пространственным образам, которые вносят геометрии. Геометрическими образами выступает кривая, поверхность, фигуры с различными формами и др.

Геометрия способствует развитию пространственного способа мышления, поскольку операции проводятся с геометрическими образами.

Единство геометрии и физики такое, какое оно существует между физикой и математикой. Г еометрия имеет дело с многообразием связей, физика же имеет дело только с теми связями, которые реализуются на практике.

На переносах тензорных и спинорных полей основываются дифференциальные уравнения скалярного, спинорного, векторного и более высокого ранга тензорных полей, которые в физике описывают те или иные процессы, физические состояния.

Действие той иди иной теории регламентируется заданием геометрических структур.

Привлечение геометрических положений в ФКМ делает дальнейшее математическое описание строго запрограммированными и ограниченными рамками соответствующего геометрического пространства.

Кондрашина Е.Ю.

Кулага И.М.

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Контроль самостоятельной работы студентов организуется и планируется. Это является исключительно актуальным для студентов заочной формы обучения, так как они получают знания в основном сами, самостоятельно, что находится в соответствии с Болонской конвенцией.

Обучение в вузе зависит от остаточных знаний студентов, приобретенных в средних учебных заведениях и, естественно, от умения работать самостоятельно. В связи с бурным ростом информации во всех областях знаний и учетом естественных (ограниченных) границ времени, отводимых на изучение каждой дисциплины, возникает настоятельная необходимость тщательного отбора необходимого материала, предлагаемого для самостоятельного изучения. Современная дидактика предлагает достаточное количество различных методов и приемов по организации планирования, контроля и самостоятельной работы студентов.

Студенты заочной формы обучения ограничены в общении с преподавателем. У них крайне ограничено количество лекций (только установочная лекция), практических, лабораторных и консультаций. Усиливается работа с техническими средствами обучения (компьютером). В этой связи на преподавателя возлагается большая ответственность за эффективное проведение учебных занятий, особенно, установочной лекции. На установочной лекции надлежит четко довести до студентов объем их работы по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.