общие пространства - пространства тензорных опорных элементов, спиновые пространства И спиновые пространства с тензорным опорным объектом.
Геометрия вводит общие формы изменения дифференциально-геометрических объектов при наличии тех или иных связей.
На количественном уровне физика и геометрия решают одну задачу, а именно, по известному значению физической величины (дифференциально-геометрического объекта) в одной точке требуется определить значение этой же физической величины (дифференциально-геометрического объекта) в бесконечно близкой к ней точке.
Между геометрическими связностями и физическими законами существует соответствие. Если для какой-то физической системы между физическими законами и геометрическими связностями установлено соответствие, то для данной физической системы ставится в соответствие модель геометрического пространства.
Геометрическое описание связывается с введением геометрических образов, идей, операций, пространственных форм и отношений, а при рассмотрении отдельных вопросов сохраняется и сама геометрическая форма изложения.
Действия в рамках геометрических моделей математически корректны и наглядны благодаря пространственным образам, которые вносят геометрии. Геометрическими образами выступает кривая, поверхность, фигуры с различными формами и др.
Геометрия способствует развитию пространственного способа мышления, поскольку операции проводятся с геометрическими образами.
Единство геометрии и физики такое, какое оно существует между физикой и математикой. Геометрия имеет дело с многообразием связей, физика же имеет дело только с теми связями, которые реализуются на практике.
На переносах тензорных и спинорных полей основываются дифференциальные уравнения скалярного, спинорного, векторного и более высокого ранга тензорных полей, которые в физике описывают те или иные процессы, физические состояния.
Действие той иди иной теории регламентируется заданием геометрических структур.
Привлечение геометрических положений в ФКМ делает дальнейшее математическое описание строго запрограммированными и ограниченными рамками соответствующего геометрического пространства.
Кондрашина Е.Ю.
Кулага И.М.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Контроль самостоятельной работы студентов организуется и планируется. Это является исключительно актуальным для студентов заочной формы обучения, так как они получают знания в основном сами, самостоятельно, что находится в соответствии с Болонской конвенцией.
Обучение в вузе зависит от остаточных знаний студентов, приобретенных в средних учебных заведениях и, естественно, от умения работать самостоятельно. В связи с бурным ростом информации во всех областях знаний и учетом естественных (ограниченных) границ времени, отводимых на изучение каждой дисциплины, возникает настоятельная необходимость тщательного отбора необходимого материала, предлагаемого для самостоятельного изучения. Современная дидактика предлагает достаточное количество различных методов и приемов по организации планирования, контроля и самостоятельной работы студентов.
Студенты заочной формы обучения ограничены в общении с преподавателем. У них крайне ограничено количество лекций (только установочная лекция), практических, лабораторных и консультаций. Усиливается работа с техническими средствами обучения (компьютером). В этой связи на преподавателя возлагается большая ответственность за эффективное проведение учебных занятий, особенно, установочной лекции. На установочной лекции надлежит четко довести до студентов объем их работы по
изучаемой учебной дисциплине, планирование, организацию самостоятельной работы, консультациям, контролю и самоконтролю.
Контроль за организацией планирования самостоятельной работы студентов возлагается, естественно, на преподавателя. В помощь преподавателю в настоящее время вводятся технические средства (компьютер с программами в контролирующем режиме). Итоговым контролем эффективности работы студентов до сих пор являются зачеты и экзамены с различными формами их проведения (индивидуальный и фронтальный опрос, письменные ответы на поставленные теоретические вопросы и др.), Естественно, согласно Болонской конвенции, для студентов заочной формы обучения следует приветствовать сдачу зачетов и экзаменов в течение семестра. Рейтинговая система (тестирование).
Высшей же ступенью контроля какой-либо деятельности любого лица в обществе выступает самоконтроль. Поскольку студент заочной формы обучения крайне ограничен в общении с преподавателем, то преподавателю надлежит приложить усилии в направлении привития навыков и умений по организации самоконтроля при выполнении работ самостоятельно. Это очень важное звено в его дальнейшей работе в должности инженера. Поскольку формы и методы по привитию навыков и умений разнообразные, то студенты должны бьггь обеспечены надлежащими методическими пособиями.
Например, студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу. Традиционные задачи предлагаются, когда для решения той или иной задачи предлагается именно такое количество данных, что позволяет решить задачу однозначно и полностью. Но можно предложить одно лишнее данное. Зачем оно? Противоречие. Студент несколько раз перерешивает задачу. Странно, можно решить и без одного данного. Задача основательно исследуется. Студент себя принудительно проконтролировал. Инженер на практике при решении той или иной производственной задачи может иметь достаточно большое количество данных. При одних данных он получает один ответ, а при решении с другими данными он проконтролирует этот ответ.
Приводит к самоконтролю, к тщательному разбору задачи и предложение задачи с недостающими данными. С другой стороны, все это вынуждает студента появляться на консультации для выяснения противоречий.
Усольцев В.К.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Определение динамических параметров объекта управления является актуальной и в тоже время достаточно сложной задачей. Затраты на определение динамических параметров объектов существенно возрастают с увеличением мощности этих объектов. Определение динамических параметров в лабораторных условиях становиться не эффективным, если параметры- объекта существенно изменяются в процессе эксплуатации. Поэтому актуальным является определение динамических параметров объекта в процессе его нормальной эксплуатации.
Для определения динамических параметров объекта в процессе эксплуатации могут использоваться специальные тестовые сигналы малой величины, которые накладываются на рабочие сигналы, не нарушая нормальной эксплуатации объекта, или ведется статистическая обработка реакции объекта на случайные отклонения от заданного режима, которые имеют место из-за случайного характера возмущений, действующих на объект.
Исполнительные устройства, непосредственно воздействующие на объект управления, помимо основного полезного сигнала часто создают дополнительные высокочастотные составляющие, обусловленные принципом работы этих исполнительных устройств. Например, широко применяемые для управления электроприводами, гальваническими процессами и т.п., тиристорные преобразователи помимо полезной постоянной составляющей напряжения создают целый спектр высокочастотных гармоник, которые можно использовать для идентификации динамических параметров объекта. Аналогичная ситуация наблюдается при использовании в качестве исполнительного устройства широтно-импульсного модулятора, в выходном напряжении которого содержатся частоты кратные частоте модуляции.