Научная статья на тему 'Физическая активность в профилактике и реабилитации синдрома эмоционального выгорания медиков'

Физическая активность в профилактике и реабилитации синдрома эмоционального выгорания медиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
773
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ВРАЧ / EMOTIONAL BURNOUT / PHYSICAL ACTIVITY / MEDIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сивас Наталия Викторовна

Врачебная деятельность сопровождается воздействием широкого спектра стресс-факторов, обусловленных высокой интенсивностью межличностного общения. В статье описывается предпринятая попытка ослабить синдрома эмоционального выгорания на организм медиков посредством использования двигательной терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical activity at prevention and rehabilitation of emotional burnout of medics

Medical activity is accompanied by the influence of a wide range of stress factors, caused by high intensity of interpersonal communication. The article describes the attempt to weaken the influence of the syndrome of emotional influence on the body of medics through the application of movement therapy.

Текст научной работы на тему «Физическая активность в профилактике и реабилитации синдрома эмоционального выгорания медиков»

- 520 с.

3. Караулова, Л.К. Физиология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 384 с.

4. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.

5. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2002. - 448 с.

6. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.

7. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена : пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М. : Просвещение, 1990. - 319 с.

Контактная информация: olychik.1983@mail.ru

УДК 614.256.5:616.89-008.48+796/799

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ И РЕАБИЛИТАЦИИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИКОВ

Наталия Викторовна Сивас, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика

И. П. Павлова

Аннотация

Врачебная деятельность сопровождается воздействием широкого спектра стресс-факторов, обусловленных высокой интенсивностью межличностного общения. В статье описывается предпринятая попытка ослабить синдрома эмоционального выгорания на организм медиков посредством использования двигательной терапии.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, физическая активность, врач.

PHYSICAL ACTIVITY AT PREVENTION AND REHABILITATION OF EMOTIONAL BURNOUT OF MEDICS

Natalia Viktorovna Sivas, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.-Petersburg Pavlov State Medical University

Annotation

Medical activity is accompanied by the influence of a wide range of stress factors, caused by high intensity of interpersonal communication. The article describes the attempt to weaken the influence of the syndrome of emotional influence on the body of medics through the application of movement therapy.

Keywords: emotional burnout, physical activity, medic.

ВВЕДЕНИЕ

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это состояние эмоционального и физического истощения, возникающее вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Хотя стресс в какой-то степени физиологичен и является нормальным компонентом обыденной жизни, слишком сильный или длительный стресс - токсичен. Наиболее подвержены риску выгорания люди, которые перегружены ответственностью и повседневными обязанностями. СЭВ свойственен людям, которые постоянно сталкиваются с негативными переживаниями других людей и оказываются личностно вовлечёнными в них. Главную роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затруднённые отношения в системе человек-человек, например,

педагог-ученик, врач-пациент, руководитель-подчинённый. Взаимоотношения между врачом и пациентом - одна из важнейших проблем медицины [4,6].

Таким образом, сотрудники медицинского вуза, сочетающие в своей работе, как правило, две специальности - врача и педагога, наиболее подвергнуты СЭВ.

Существует 3 фактора, играющих значительную роль в эмоциональном выгорании

- личностный, ролевой и организационный. В.В. Бойко утверждает, что эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранное психотравмирующее воздействие [1]. Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные и социальные.

Анализ данных литературы [2,5,8,9,10] (табл. 1) свидетельствует, что в наибольшей степени СЭВ подвержены психиатры и терапевты, а также врачи с небольшим стажем. Молодые врачи испытывают эмоциональный шок при столкновении с реальной действительностью [3]. В исследованиях использовались опросник Бойко [1], госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS [12] и специально разработанная Maslach & Jackson (1981) методика Maslach Bumout Inventory (MBI) [11].

Таблица 1

Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей

Специальность врача СЭВ (%)

отсутствует формируется сформирован

Психиатр 21,8 35,1 43,1

Терапевт 37,5 30,4 32,1

Хирург 37,1 37,1 25,8

Главный врач 59,0 33,3 7,7

Стоматолог 38,2 31,3 30,5

Среди профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных против СЭВ, литературные данные в качестве одного из основных средств приводят двигательную активность. Выделяемые в кровь при стрессе кортикоиды - адреналин и норад-реналин - являются гормонами, повышающими работоспособность и энергичность организма. Быстрое снижение концентрации кортикоидов в крови происходит при движении, физической активности. Если движение отсутствует, то повышенная концентрация кор-тикоидов в крови повышает тревожность и усиливает неблагоприятное воздействие стрессоров на организм. Хорошую разгрузку дают ходьба, бег, плавание, танцы [7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения влияния двигательной активности на профилактику и реабилитацию СЭВ были случайным образом отобраны медики СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, занимающиеся два раза в неделю оздоровительным плаванием в бассейне Университета. Характеристика контингента занимающихся:

- мужчины-врачи различных специальностей - 110 человек, средний возраст -63 года (max - 69 лет, min - 36 лет), из них во время обучения в Университете занимались физической культурой - 100%, тренировались в спортивных секциях - 50%, имеют спортивные разряды - 40%, звание профессора - 40%. Средний стаж занятий в бассейне - 12 лет (max - 24 года, min - 2 года).

- женщины-врачи различных специальностей - 127 человек, средний возраст -52 года (max - 70 лет, min - 35 лет), во время обучения в Университете занимались физической культурой - 89%, тренировались в спортивных секциях - 48%, имеют спортивные разряды - 26%, учёное звание доцента - 30%. Средний стаж занятий в бассейне - 9 лет (max - 30 лет, min - 1 год).

Обобщённый портрет участника эксперимента - успешный в профессии врач 57 лет со студенческих лет активно занимающийся физической культурой, продолжающий

по настоящее время вести активный образ жизни.

Анкетный опрос врачей - участников эксперимента, специалистов с более чем десятилетним стажем работы по специальности (110 мужчин и 127 женщин), регулярно занимающихся плаванием, позволил выявить основные мотивы занятий (табл. 2). Для мужчин преимущественными являлись релаксация (35%) и оздоровление (35%), у женщин - рекреация (30%) и оздоровление (29%). Женщины также положительно оценивали роль плавания в реабилитации после перенесенных заболеваний (25%). Различно отношение мужчин и женщин к роли тренера во время занятий плаванием, а, значит, и к задачам, которые они решают при помощи этих занятий (табл. 3). Большинство женщин предпочитали заниматься самостоятельно (38%), практически не уделяя внимания технической стороне вопроса (только 11% опрошенных изъявляли желание контролировать технику). Однако 34% женщин считали необходимым получать методические рекомендации во время занятий и контролировать физиологические показатели (17%). Мужчины в большей степени нуждались во внимании тренера (23%), контроле техники (27%) и физиологических показателей (27%).

Таблица 2

Мотивация занятий сотрудников, посещающих бассейн (в %)__________________

Мотивация Мужчины Женщины

релаксация 35 11

реабилитация 4 25

рекреация 14 30

оздоровление 35 29

общение 12 5

Таблица 3

Пожелания к работе тренера (в %)_________________________

Причины обращения мужчины женщины

методические рекомендации 23 34

контроль физиологических показателей 27 17

контроль техники 27 11

самостоятельно 23 38

С помощью опросника Бойко и шкалы депрессии и тревоги ИЛЭ8 все участники эксперимента были протестированы на наличие у них СЭВ. Результаты тестирования показали, что сложившегося СЭВ нет ни у одного из респондентов, у 12% опрошенных СЭВ находится в фазе формирования с начальной степенью выраженности, т.н. «напряжением» (по В.В. Бойко) [1].

ВЫВОДЫ

Несмотря на различие в мотивации у занимающихся плаванием, полученные в ходе исследования результаты убедительно свидетельствуют о том, что в профессиональной деятельности медика необходимо уделять особое внимание созданию условий для систематических занятий двигательной активностью, что в свою очередь способствует профилактике возникновения синдрома эмоционального выгорания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко - СПб. : Питер, 1999. - 105 с.

2. Винокур, В.А. Профессиональное «выгорание» медицинских работников / В. А. Винокур // Врачебные ведомости. - 2008. - № 1. - С. 82.

3. Винокур, В.А. Клинико-психологические характеристики синдрома профессионального «выгорания» у врачей / В.А. Винокур, О.В. Рыбина // Врачебные ведомости.

- 2004. - № 1. - С. 73-75.

4. Кондурцев, В.А. Как болеют, лечатся и умирают врачи / В.А. Кондурцев // Врачебные ведомости. - 2006. - № 2. - С. 30-38.

5. Кощеева, Н.А. Профессиональный стресс медицинских сестёр: последствия и профилактика / Н.А. Кощеева // Учёные записки СПб ГМУ им. акад. И.П. Павлова. -2007. - Том XIV. - № 1. - С. 10-12.

6. Сергеев, В.В. Раздумья врача / В.В. Сергеев // Избранные вопросы медицинской этики. - 2007. - Ч. I. - № 2. - С. 86-91 ; 2007. - Ч. II. - № 3. - С. 82.

7. Сидоров, П.И. Синдром эмоционального выгорания / П.И. Сидоров // Медицинская газета. - 2005. - № 43, 8 июня.

8. Ларенцова, Л.И. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей : психологические аспекты / Л.И. Ларенцова, Л.М. Барденштейн. - М. : Мед-книга, 2009. - 142 с.

9. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская // Медицинские новости. - 2002. - № 7. - С. 3-9.

10. Чуваков, Г. И. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медсестёр лечебно-профилактических учреждений / Г.И. Чуваков, О. А. Чувакова, С.М. Андреева // Врачебные ведомости. - 2007. - № 3. - С. 65-69.

11. Maslach, C. The measurement of expeneneed burnout / C. Maslach, S.E. Jackson // Journal of Occupational Behaviour. - 1981. - № 2. - P. 99-113.

12. Zigmond, A.S. The Hospital Anxiety and Depression scale / A.S. Zigmond, R.P. Snaith // Acta Psychiatr. Scand. - 1983. - Vol. 67. - P. 361-370.

Контактная информация: sport@spmu.rssi.ru

УДК 796.07; 796.034.2

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КАЧЕСТВА ФИТНЕС-УСЛУГ

Станислав Игоревич Смирнов, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается модель качества фитнес-услуг, ее структура и содержание. Материал представляет интерес для физкультурно-спортивных организаций, занимающихся оздоровительной работой.

Ключевые слова: модель качества, фитнес-услуги, фитнес центры.

WORKING OUT THE MODEL OF QUALITY OF FITNESS SERVICES

Stanislav Igorevich Smirnov, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article analyzes the model of quality of fitness services, its structure and content. The material is of interest for the physical training and sports organizations that are engaged in health improving work.

Keywords: model of quality, fitness service, centers of fitness.

Одним их эффективных путей управления сферой фитнес-услуг является повышение качества услуг. Анализ литературы [1-5], изучение практического опыта фитнес-центров показали, что в настоящее время проблема качества остается пока не до конца

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.