Научная статья на тему 'Выраженность и особенности синдрома эмоционального выгорания социальных и медицинских работников с различным уровнем физической активности'

Выраженность и особенности синдрома эмоционального выгорания социальных и медицинских работников с различным уровнем физической активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
314
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ И МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИКИ / EMOTIONAL BURNOUT / PHYSICAL ACTIVITY / SOCIAL AND MEDICAL WORKERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Деменев С. В., Хамидуллина Г. Ф., Гейко Г. Д., Иванова А. Ю., Зенуков И. А.

Профессиональная деятельность сопровождается воздействием большого спектра стресс-факторов, обусловленных высокой интенсивностью межличностного общения. В статье описывается предпринятая попытка ослабить синдрома эмоционального выгорания на организм социальных и медицинских работников посредством использования двигательной терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Деменев С. В., Хамидуллина Г. Ф., Гейко Г. Д., Иванова А. Ю., Зенуков И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional activity is accompanied by the influence of a wide range of stress factors, caused by high intensity of interpersonal communication. The article describes the attempt to weaken the influence of the syndrome of emotional influence on the body of social and medical workers through the application of movement therapy.

Текст научной работы на тему «Выраженность и особенности синдрома эмоционального выгорания социальных и медицинских работников с различным уровнем физической активности»

С. В. Деменев, Г. Ф. Хамидуллина, Г. Д. Гейко,

А. Ю. Иванова, И. А. Зенуков

ВЫРАЖЕННОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, физическая активность, социальный и медицинский работники.

Профессиональная деятельность сопровождается воздействием большого спектра стресс-факторов, обусловленных высокой интенсивностью межличностного общения. В статье описывается предпринятая попытка ослабить синдрома эмоционального выгорания на организм социальных и медицинских работников посредством использования двигательной терапии.

Keywords: emotional burnout, physical activity, social and medical workers.

Professional activity is accompanied by the influence of a wide range of stress factors, caused by high intensity of interpersonal communication. The article describes the attempt to weaken the influence of the syndrome of emotional influence on the body of social and medical workers through the application of movement therapy.

Введение

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -это состояние эмоционального и физического истощения, возникающее вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности [1]. Несмотря на то, что стресс имеет физиологическую природу и является нормальным компонентом повседневной жизни, слишком сильный или продолжительный во времени стресс неблагоприятен для представителей всех профессий. В большей степени риску выгорания подвержены люди, чей труд связан с высокой ответственностью и повседневными обязанностями. Другими словами, СЭВ свойственен людям, которые постоянно сталкиваются с негативными переживаниями других людей и оказываются личностно вовлечёнными в них. Главную роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затруднённые отношения в системе человек-человек, например, педагог-ученик, социальный работник-клиент, врач-пациент, руководитель-

подчинённый. Взаимоотношения между социальным работником и клиентом, попавшим в трудную жизненную ситуацию - одна из важнейших проблем социальной работы [2-6].

Таким образом, социальные работники, сочетающие в своей работе, как правило, несколько специальностей - психолога, педагога, менеджера подвергнуты СЭВ в не меньшей, а зачастую даже в большей степени, чем врачи.

В научной литературе описано 3 фактора, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания - личностный, ролевой и организационный. По мнению В.В. Бойко «эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранное психотравмирующее воздействие» [1].

Специалисты выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуаль-ные и социальные.

Анализ литературных источников по проблеме исследования [1,7-13] (Табл. 1) свидетельствует, что в наибольшей степени СЭВ подвержены психиатры и терапевты, а также врачи с небольшим стажем. Молодые врачи испытывают эмоциональный шок при столкновении с реальной действительностью [3].

В данных исследованиях использовались опросник В.В. Бойко [1], госпитальная шкала тревоги и депрессии HADS [8-13] и специально разработанная Maslach & Jackson (1981) методика Maslach Bumout Inventory (MBI) [1].

Таблица 1 - Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей

Специальность врача СЭВ (%)

Отсутст- вует Форми- руется Сформи- рован

Психиатр 21,8 35,1 43,1

Терапевт 37,5 30,4 32,1

Хирург 37,1 37,1 25,8

Главный врач 59,0 33,3 7,7

Стоматолог 38,2 31,3 30,5

Среди основных мероприятий, направленных на предупреждение СЭВ, авторы в качестве одного из эффективных средств приводят двигательную активность. Хорошую разгрузку дают дозированная ходьба, бег, плавание, танцы [7].

В связи с этим, целью настоящей работы являлось выявление особенностей, частоту встречаемости синдрома эмоционального выгорания в зависимости от уровня физической активности для своевременного планирования превентивных мероприятий.

Экспериментальная часть

Исследование проводилось на базе социальных служб г. Казани и Республики Татарстан в сентябре - октябре 2012 гг.

В эксперименте принимали участие три группы испытуемых в возрасте 30-40 лет: выпускники факультета социотехнических систем Казанского государственного технологического университета по специальности «Социальная работа» (132 чел.). Из совокупной выборки нами были выделены две группы: группа А (45 чел.) (специалисты с высоким уровнем физической активности, которые регулярно в течение длительного времени (не менее года) занимаются фитнес-клубах), группа Б (56 чел.) (специалисты со средним уровнем физической активности, не имеющие регулярных занятий фитнесом, но предпочитающие ходьбу или езду на велосипеде вместо поездки на автомобиле) и группа В (31 чел.) (с низким уровнем физической активностью, не посещающие фитнес-клубы, отказывающиеся от любых доступных форм двигательной активности)

В работе использованы общепринятые методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко), теста К. Томаса, методики «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Роттера, методики «Диагностика индивидуально-

типологических свойств» (Л.Н. Собчик), 16-ти факторный личностный опросник Кеттела. Для измерения уровня тревожности использовали методику Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина [6].

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов опросника показал, что 19,4 % специалистов оценивали свою работу как тяжелую, а 38,7 % отметили, что она «тяжелее, чем всегда». 12,9 % респондентов ответили, что в процессе работы сталкивались с эмоциональным стрессом, 12,9 % испытывали тревожные и даже депрессивные состояния, 43,6 % - словесным оскорблениям и угрозам. Отмечая особенности своей профессиональной деятельности, 32,3 % респондентов отметили, что она связана со значительными эмоциональными и психическими перегрузками, 30,6 % - с дефицитом времени, а 58,7 % отметили, что их работа заключается в общении с большим количеством пессимистически настроенных людей. Так, 43,6 % всех социальных работников считают, что их профессиональная деятельность связана с недостаточным участием в принятии решений, а 27,4 % - с малой самостоятельностью в работе. Из общего числа опрошенных 54,8 % отмечают, что их работа затрудняет взаимоотношения с родными и близкими. 90,3 % социальных работников полагают, что необходимо оказывать адресную социальную помощь населению, а 37,1 % отметили, что за время работы стали жестче относиться к потенциальным клиентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Результаты тестирования показали, что сложившегося СЭВ нет ни у одного из респондентов с высокой двигательной активностью, у 12% опрошенных СЭВ находится в фазе формирования с начальной степенью выраженности, т.н. «напряжением» (по В.В. Бойко) [1].

По методике Водопьяновой по субшкале «эмоциональное истощение» у 7,8 % выявлен высокий уровень, у 32,5 % - средний, а у 59,7 % - низкий

уровень «выгорания». По субшкале «деперсонализация» у 15,6 % обследуемых определялся высокий, у 32,8 % - средний и у 51,6 % - низкий уровень «выгорания». По субшкале «редукция личностных достижений» у 18,4 % специалистов выявлен высокий, у 45,4 % - средний, а у 36,2% низкий уровень «выгорания». Причем у 21,5 % социальных работников одновременно отмечались средние показатели «выгорания» по двум, у 7,6 % по трем субшкалам, а у 6,3 % обследованных по двум субшкалам выявлены высокие показатели. Эти результаты существенно отличаются от данных других авторов, например при диагностики СЭВ у оперативных работников [9].

Высокий уровень средних значений у социальных работников соответствует стилю межличностного поведения «ответственный-

великодушный» (7,8%), низкий уровень «недо-верчивый-скептический» - (2,7%) с высоким уровнем физической активности; с низким уровнем физической активности высокий уровень «от-ветственный-великодушный» (8,4%), низкий уровень «недоверчивый-скептический» (2,0%); с низким уровнем физической активности высокий уровень «ответственный-великодушный» (8,9%), низкий уровень «недоверчивый-скептический» (2,3%); у специалистов по социальной работе с высоким уровнем физической активности высокий уровень «ответственный-великодушный» (6,3%), низкий уровень «недоверчивый-скептический» (2,5%), с малоподвижным уровнем жизни: высокий уровень «ответственный-великодушный» (6,4%), низкий уровень «недоверчивый-скептический» (3,2%), со среднем уровнем физической активности высокий уровень «сотрудни-чающий-конвенциальный» (7,5%), низкий уровень «недоверчивый-скептический» (2,1%).

Анкетный опрос специалистов с позитивным отношением к физической культуре позволил выявить основные мотивы занятий (табл. 2). Представители группы Б предпочитают заниматься самостоятельно (38%), практически не уделяя внимания технической стороне вопроса (только 11% опрошенных изъявляли желание контролировать технику выполнения упражнений). Однако 34% представителей группы Б считали необходимым получать методические рекомендации во время занятий и контролировать физиологические показатели (17%). Специалисты с высоким уровнем физической активностью в большей степени нуждались во внимании тренера (23%), контроле техники (27%) и физиологических показателей (25%).

Результаты настоящего исследования свидетельствуют о разнице в степени выраженности СЭВ специалистов с разным уровнем физической активности. Несмотря на различие в мотивации к занятиям фитнесом, полученные в ходе исследования результаты убедительно свидетельствуют о том, что в профессиональной деятельности социальных работников необходимо уделять особое внимание созданию благоприятных условий для систематических занятий физической культурой, что в свою

очередь способствует профилактике возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Таблица 2 - Мотивационная сфера специалистов

Мотивы Группа А (п=45) Группа Б (п=56)

1. Общения 2,78+0,26 4,15+0,19

2. Познания 3,15+0,17 2,75+0,16

3. Материальных благ 2,56+0,18 4,16+0,15

4. Развития характера и психических качеств 3,57+0,17 4,58+0,19

5. Физического совершенствования 3,83+0,16 4,96+0,04

6. Улучшения самочувствия и здоровья 2,55±0,16 4,15±0,19

7. Эстетического удовольствия и здоровья 2,82±0,14 4,12±0,21

8. Направленность на коллективизм 3,76±0,18 4,82±0,16

9. Потребность в одобрении 2,63±0,19 5,00±0,00

10. Повышение престижа, желание славы 4,75±0,18 3,25±0,15

11. Приобретение полезных для жизни умений и знаний 2,56±0,14 3,54±0,16

12. Субъективные 2,32±0,18 3,96±0,23

13. Объективные 2,45±0,12 2,27±0,13

• Различия достоверны при р<0,05

2. Павлова А.С., Лифанов А.Д., Быкова Н.В., Гейко Г. Д., Кечаев В.В., Зенуков И.А., Вестник Казан. технол. унта, 15, 8, 213-216 (2012).

3. Павлова А.С., Лифанов А.Д., Зенуков И.А., Вестник Казан. технол. ун-та, 16, 3, 323-325 (2013).

4. Павлова А.С., Лифанов А.Д., Зенуков И.А., А.Ф. Халилова., Вестник Казан. технол. ун-та, 15, 23, 226-230 (2012).

5. Наговицын Р.С., Ипатов И.В., Вестник Казан. технол. ун-та, 14, 24, 289-294 (2011).

6. Коломиец М.В., Вестник Казан. технол. ун-та, 15, 4, 207-210 (2012).

7. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. -СПб: Питер, 2005. - 336 с.

8. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко - СПб. : Питер, 1999. - 105 с.

9. Винокур В.А., Врачебные ведомости, 1, С. 82 (2008).

10. Винокур В.А., Рыбина О.В., Врачебные ведомости, 1, С. 73-75 (2004).

11. Кондурцев В.А., Врачебные ведомости, 2, С. 30-38 (2006).

12. Скугаревская М.М., Медицинские новости, 7, С. 3-9 (2002).

13. Чуваков Г.И., Чувакова О.А., Андреева С.М.,

Врачебные ведомости, 3. - С. 65-69 (2007).

Литература

1. Сивас Н.В. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 79, 9, 127-130 (2011).

© С. В. Деменев - ст. преп. каф. физического воспитания КНИТУ, Г. Ф. Хамидуллина - доц. той же кафедры; Г. Д. Гейко -канд. техн. наук, доц. той же кафедры, А. Ю. Иванова - сотр. КГМУ, И. А. Зенуков - канд. техн. наук, доц., зав. каф. физического воспитания КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.