Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукманова Н.Б., Малинин А.В., Пухов Д.Н.

Цель исследования - провести анализ физической активности как детерминанты формирования культуры здорового образа жизни детей школьного возраста. Методика и организация исследования. Проанализированы результаты анкетирования 534 школьников 11-летнего возраста по самооценке здоровья, удовлетворенности жизнью, мотивационной заинтересованности в поддержании здоровья, физического развития, двигательной компетентности и физической подготовленности в двух группах, отличающихся по уровню физической активности. Результаты исследования и выводы. Представленные данные демонстрируют взаимосвязь высоких показателей вовлеченности в занятия физическими упражнениями и спортом и оценки детьми школьного возраста характера своих дружеских отношений, доверия и взаимопомощи. Связь уровня физической активности и успешной социализации детей школьного возраста имеет взаимообусловленный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ACTIVITY AS A DETERMINANT OF THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE CULTURE IN SCHOOL-AGE CHILDREN

Objective of the study was to analyze physical activity as a determinant of the formation of a healthy lifestyle culture for school-age children. Methods and structure of the study. The results of a survey of 534 11-year-old schoolchildren on self-assessment of health, life satisfaction, motivational interest in maintaining health, physical development, motor competence and physical fitness in two groups that differ in the level of physical activity were analyzed. Results and conclusions. The presented data demonstrate the relationship between high rates of involvement in physical exercises and sports and school-age children's assessment of the nature of their friendships, trust and mutual assistance. The relationship between the level of physical activity and successful socialization of school-age children is interdependent.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК/UDC 37.062.5

Поступила в редакцию 29.06.2023 г.

Кандидат биологических наук, доцент Н.Б. Лукманова1 Научный сотрудник А.В. Малинин1 Д.Н. Пухов1

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

PHYSICAL ACTIVITY AS A DETERMINANT OF THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE CULTURE IN SCHOOL-AGE CHILDREN

PhD N.B. Lukmanova1 Researcher A.V. Malinin1 D.N. Pukhov1

ISaint-Petersburg scientific-research institute for physical culture, St. Petersburg

Информация для связи с автором: dpuhov@spbniifk.ru

Аннотация

Цель исследования - провести анализ физической активности как детерминанты формирования культуры здорового образа жизни детей школьного возраста.

Методика и организация исследования. Проанализированы результаты анкетирования 534 школьников 11-летнего возраста по самооценке здоровья, удовлетворенности жизнью, мотивационной заинтересованности в поддержании здоровья, физического развития, двигательной компетентности и физической подготовленности в двух группах, отличающихся по уровню физической активности.

Результаты исследования и выводы. Представленные данные демонстрируют взаимосвязь высоких показателей вовлеченности в занятия физическими упражнениями и спортом и оценки детьми школьного возраста характера своих дружеских отношений, доверия и взаимопомощи. Связь уровня физической активности и успешной социализации детей школьного возраста имеет взаимообусловленный характер.

Ключевые слова: дети школьного возраста, самооценка здоровья, физическая активность, мониторинг, здоровый образ жизни.

Abstract

Objective of the study was to analyze physical activity as a determinant of the formation of a healthy lifestyle culture for school-age children. Methods and structure of the study. The results of a survey of 534 11-year-old schoolchildren on self-assessment of health, life satisfaction, motivational interest in maintaining health, physical development, motor competence and physical fitness in two groups that differ in the level of physical activity were analyzed. Results and conclusions. The presented data demonstrate the relationship between high rates of involvement in physical exercises and sports and school-age children's assessment of the nature of their friendships, trust and mutual assistance. The relationship between the level of physical activity and successful socialization of school-age children is interdependent.

Keywords: school-age children, self-esteem health, physical activity, monitoring, a healthy lifestyle.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Школьный возраст - наиболее ответственный период в формировании двигательных координаций ребенка, становлении индивидуальных интересов и мотиваций к занятиям физическими упражнениями, в том числе и спортивными [3]. Исследования показывают высокую степень влияния физической активности на морфофункциональное состояние, психомоторное развитие, изменение уровня самооценки здоровья, мотивационную заинтересованность участия в физкультурно-спортивной деятельности школьников [4, 5, 7, 9]. С целью изучения показателей здоровья и физической подготовленности школьников с различной двигательной ак-

тивностью исследователи ставят вопрос о необходимости выявления слабых звеньев содержания физической активности в различных возрастных группах школьников [1].

Под внутренней картиной здоровья понимается комплексное субъективное представление человека о своем здоровье, механизмах его формирования, причинах ухудшения, совокупность эмоциональных переживаний в состоянии здоровья, способах его поддержания и сохранения, включающая следующие взаимосвязанные структурные компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий [2, 6]. При изучении основных факторов

формирования и развития компонентов личностной спортивной культуры школьников 9-10 лет обоснованы для использования в практике следующие факторы: когнитивный (интеллектуальный), эмоционально-волевой (аффективный), коммуникативный, морально-нравственный, мотивационный, рефлексивно-аналитический, деятельностный [8].

Заинтересованность исследователей изучением разных аспектов здоровья школьников подчеркивает актуальность изучения темы и свидетельствует о высокой роли физической активности в формировании культуры здорового образа жизни детей школьного возраста.

Цель исследования - провести анализ физической активности как детерминанты формирования культуры здорового образа жизни детей школьного возраста.

Методика и организация исследования. Работа выполнена с использованием онлайн-опроса в информационно-аналитической системе «Мониторинг физической активности населения Российской Федерации» при участии 534 школьников обоего пола 11 -лет.

Для сравнения результатов анкетирования школьников был определен основной фактор - «физическая активность». Респонденты были разделены на две группы, отличающиеся по уровню физической активности. Первую группу составили школьники, которые имели физическую активность только в рамках предмета «физическая культура» (1М^РА-3 = 268 человек), во вторую группу вошли школьники, которые занимались в спортивных секциях и кружках, помимо занятий физической культурой в школе (1М^РА-7 = 266 человек).

Обработка результатов анкетирования и последующий анализ проводился с использованием х2 для статистической оценки достоверности различий. Были проанализированы ответы респондентов по семи переменным, связанным с самооценкой удовлетворенности жизнью, здоровья, физического развития, развития базовых двигательных действий, физической подготовленности, мотивации к занятиям физической культурой для улучшения здоровья.

Поскольку, под внутренней картиной здоровья понимается комплексное субъективное представление человека о своем здоровье, механизмах его формирования, причинах ухудшения, совокупность эмоциональных переживаний в состоянии здоровья, способах его поддержания и сохранения, нами изучались переменные, связанные с ценностно-мотивационными и эмоциональными компонентами развития личностной самооценки школьников.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования уровня удовлетворенности жизнью школьников 11 лет при ответе на вопрос «Представь себе лестницу. Верхняя ступенька этой лестницы «10» означает лучшую для тебя жизнь, нижняя ступенька «0» - худшую для тебя жизнь. Как ты оцениваешь, на какой из ступеней лестницы ты находишься сейчас?» (рис. 1) самооценка школьников второй группы достоверно выше, значительно отличается (р<0,01;

баллы

10 9 8 7

6 5 4 3

2 1 0

30

1МУРД-7

40

I МУРА -3

60 %

Рис. 1. Результаты самооценки удовлетворенности жизнью школьников 11 лет по шкале «Лестница Кантрила»

Плохое

Удовлетворительное

Хорошее

Отличное

0

20

40

60

80

■ МУРА- 7 ■ МУРА - 3 %

Рис. 2. Результаты самооценки своего здоровья в группах сравнения

5

4,5

3,5

2,5

У26

У30

I МУРА-3

У53

I МУРА-7

У57

Рис. 3. Результаты анкетирования по вопросам, связанным с самооценкой физического развития (V26, V30), двигательной компетентности (V53)) и физической подготовленности (У57) (в баллах)

Х2=60,357) по максимальному баллу (10). Средний балл показателя самооценки удовлетворенности жизнью по шкале «Лестница Кантрила» у школьников второй группы составляет 8,5 балла, против 7,7 балла респондентов первой группы. Надо отметить, что независимо от некоторых отличий результатов в группах сравнения, средний результат находится в «области успеха», и школьники 11 лет считают себя успешными.

На рис. 2 представлено сравнение ответов респондентов в первой группе «1М^РА-3» с ответами во второй группе «1М^РА-7» на вопрос «Как бы ты оценил/ла состояние своего здоровья?». Результаты самооценки своего здоровья свидетельствуют о более высокой оценке здоровья респондентов второй группы. Так, 56,2% школьников второй группы оценивают своё здоровье, как «отличное», при этом только 25,4% школьников первой группы считают «отличным» своё здоровье. Средний балл самооценки состояния здоровья в первой группе составил 4,1 балла, во второй группе - 4,45 балла.

Результаты анкетирования по вопросам, связанным с самооценкой физического развития ^26, V30), двигательной компетентностью ^53) и физической подготовленностью ^57), показаны на рисунке 3. Более высокие значения показателей отмечаются во второй группе «1М^РА-7». Различия между ответами в группах достоверны (р<0,01; х2=66,762). Расчет среднего балла ответов по переменным V26, V53, V57 во второй группе составил от 4,0 до 4,4.

По данным аспектам также демонстрируются выраженные различия между 1М^РА3 и 1М^РА7, наименее значимые различия представлены в оценке возможности взаимопомощи в группе мальчиков 13 лет.

Выводы. Таким образом, представленные данные наглядно демонстрируют взаимосвязь высоких показателей вовлеченности в занятия физическими упражнениями и спортом и оценки детьми школьного возраста характера своих дружеских отношений, доверия и взаимопомощи.

№9 • 2023 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

4

3

2

Связь уровня физической активности и успешной социализации детей школьного возраста имеет взаимообусловленный характер. Высокая вовлеченность в занятия физической культурой и спортом благоприятно влияет на характер дружеских отношений, и в то же время вовлеченность в дружеские отношения становится фактором повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Литература

1. Абрамова Т.Ф. Темпы физического развития и подготовленности детей как маркеры эффективности двигательной активности / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, А.В. Полфунтикова, Д.Н. Пухов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 58-60.

2. Арчакова Т.О. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика / Т.О. Арчакова, А.Н. Веракса, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 6. - С. 68-76.

3. Бальсевич В.К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 4. - С. 56-59.

4. Волокитина Т.В. Характеристика физического состояния детей 7-9 лет с разным уровнем физической подготовленности (Лон-гитюдное исследование) / Т.В. Волокитина, Н.Б. Лукманова, О.А. Сафонова // Вестник Поморского университета. Серия: Естественные науки. - 2011. - № 1. - С. 38-44.

5. Зимина Л.А. Характеристика некоторых факторов, влияющих на здоровье молодежи / Л.А. Зимина, А.В. Боева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. -№ 1 Ч. 3. - С. 347-351.

6. Комков А.Г. Показатели ресурса здоровья и стиля поведения российских школьников / А.Г. Комков // Труды международного симпозиума «Здоровье и поведение школьников». - СПб.: СПбНИ-ИФК, 2004. - С. 52-66.

7. Маточкина А.И. Результаты и перспективы проведения исследований по международной научной программе «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» / А.И. Маточкина, А.В. Малинин, Д.Н. Пухов // Адаптивная физическая культура. -2018. - № 3 (75). - С. 20-22.

8. Чернышенко Ю.К. Основные факторы формирования и развития компонентов личностной спортивной культуры школьников 9-10 лет / Ю.К. Чернышенко, С.М. Ахметов, В.А. Баландин, Г.Н. Пашков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 279-283.

9. Ярлыкова О.В. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста, имеющих разный уровень физической подготовленности / О.В. Ярлыкова, М.С. Белышева // Гуманитарный научный журнал. - 2017. - № 1. - С. 111-115.

References

1. Abramova T.F., Nikitina T.M., Polfutikova A.V., Pukhov D.N. Tempy fizicheskogo razvitiya i podgotovlennosti detey kak markery effek-tivnosti dvigatelnoy aktivnosti [The rates of physical development and readiness of children as markers of the effectiveness of physical activity]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 8. pp. 58-60.

2. Archakova T.O., Veraksa A.N., Zotova O.Yu., Perelygina E.B. Sub-yektivnoye blagopoluchiye u detey: instrumenty izmereniya i vozrast-naya dinamika [Subjective well-being in children: measurement tools and age dynamics]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. 2017. Vol. 22. No. 6. pp. 68-76.

3. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Novyye vektory modernizatsii sistem massovogo fizicheskogo vospitaniya detey i podrostkov v obshcheobrazovatel'noy shkole [New vectors of modernization of the systems of mass physical education of children and adolescents in general education school]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2003. No. 4. pp. 56-59.

4. Volokitina T.V., Lukmanova N.B., Safonova O.A. Kharakteristika fizicheskogo sostoyaniya detey 7-9 let s raznym urovnem fizicheskoy podgotovlennosti (Longityudnoye issledovaniye) [Characteristics of the physical condition of children 7-9 years old with different levels of physical fitness (Longitudinal study)]. Zhurnal: Vestnik Pomorskogo univer-siteta. Seriya: Yestestvennyye nauki. 2011. No. 1. pp. 38-44.

5. Zimina L.A., Boeva A.V. Kharakteristika nekotorykh faktorov, vliyayush-chikh na zdorovye molodezhi [Characteristics of some factors affecting the health of young people]. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamen-talnykh issledovaniy. 2016. No. 1 (part 3). pp. 347-351.

6. Komkov A.G. Pokazateli resursa zdorovya i stilya povedeniya ros-siyskikh shkolnikov [Indicators of the health resource and behavioral style of Russian schoolchildren]. Zdorovye i povedeniye shkolnikov [Health and behavior of schoolchildren]. Proceedings of the international symposium. St. Petersburg: SPbNIIFK publ., 2004. pp. 52-66.

7. Matochkina A.I., Malinin A.V., Pukhov D.N. Rezultaty i perspektivy provedeniya issledovaniy po mezhdunarodnoy nauchnoy programme «Povedeniye detey shkolnogo vozrasta v otnoshenii zdorovya» [Results and prospects of research on the international scientific program "Behavior of school-age children in relation to health"]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2018. No. 3 (75). pp. 20-22.

8. Chernyshenko Yu.K., Akhmetov S.M., Balandin V.A., Pashkov G.N. Osnovnyye faktory formirovaniya i razvitiya komponentov lichnostnoy sportivnoy kultury shkolnikov 9-10 let [The main factors of formation and development of the components of personal sports culture of schoolchildren aged 9-10]. Uchenyye zapiski universiteta Lesgafta. 2018. No. 12 (166). pp. 279-283.

9. Yarlykova O.V., Belysheva M.S. Fizicheskoye vospitaniye detey mlad-shego shkolnogo vozrasta, imeyushchikh raznyy uroven fizicheskoy podgotovlennosti [Physical education of children of primary school age with different levels of physical fitness]. Gumanitarnyy nauchnyy zhur-nal №1. 2017. pp. 111-115.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА КАК ОПТИМАЛЬНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / И.В. ВОЛКОВА, А.С. БОЛЬШЕВ, М.С. ВИТУШКИНА И ДР. - НИЖНИЙ НОВГОРОД: ННГАСУ, 2022. - 119 С. - ISBN 978-5-528-00504-1.

В учебном пособии рассмотрены базовые положения физической культуры - развитие основных физических качеств: ловкости, скорости, гибкости, силы и выносливости, развиваемые у студентов средних специальных и высших учебных заведений посредством игровых видов спорта, реализуемых на занятиях физической культурой. В данном пособии раскрываются методы рационального применения игровых видов спорта для достижения поставленной цели - оптимального развития физических качеств у студенческой молодежи, для приобщения молодых людей к физической культуре и спорту в целом. Учебное пособие предназначено для преподавателей физической культуры и студентов среднего и высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.