темпы физического развития и подготовленности детей как маркеры эффективности двигательной активности
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 23.04.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Доктор биологических наук Т.Ф. Абрамова1 Кандидат педагогических наук Т.М. Никитина1 А.В. Полфунтикова1 Д.Н. Пухов2
1 Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
2 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS RATES AS MARKERS OF EFFECTIVENESS OF CHILDREN'S MOTOR ACTIVITY
Dr. Biol. T.F. Abramova1 PhD T.M. Nikitina1 A.V. Polfuntikova1 D.N. Pukhov2
1 Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow
2 St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - определить уровень и темпы физического развития и подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве маркеров эффективности двигательной активности. Методика и организация исследования. Обследовано 365 мальчиков 6-10 лет с различной двигательной активностью: 150 детей, не занимающихся спортом (далее - НЗ); 106 футболистов и 109 борцов со стажем занятий от 8 месяцев до 1,5 года. Количество детей в возрастных группах: среди детей, не занимающихся спортом, - от 25 до 39 человек; среди футболистов - от 20 до 27 человек, среди борцов - от 20 до 29 человек. Обследования проводились при согласии родителей.
Программа тестирования сформирована с учетом актуальных показателей нормативов ГТО и оценки физического развития и подготовленности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. В ходе исследования применялись методы: антропометрия, калипероме-трия, физиометрия, пульсометрия, педагогические, графический анализ. Результаты исследования и выводы. На основании сравнительного анализа уровня и темпов физического развития и подготовленности выявлены физические качества, развитие которых не находит должного внимания в программах физического воспитания, что касается кистевой силы и гибкости на всем рассматриваемом возрастном периоде, в меньшей мере - силы ног и ловкости (в период от 9 до 10 лет). Программы спортивной подготовки требуют повышения внимания к развитию гибкости, в футбольной подготовке - усиления внимания к развитию кистевой силы как показателя общей физической подготовленности в период 7-9 лет.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие, борцы, футболисты, не занимающиеся спортом, 6-10 лет, темпы развития.
Annotation
Objective of the study was to determine the physical development and physical fitness rates in preschoolers and primary school children as markers of effectiveness of their motor activity.
Methods and structure of the study. Sampled for the study were 365 boys aged 6-10 years with different levels of motor activity: 150 non-sporting children (hereinafter referred to as NS); 106 footballers; 109 wrestlers with different sports experience (from 8 months to 1.5 years). The number of children in the age groups was as follows: 25 to 39 - among the non-sporting subjects; 20 to 27 - among the footballers, and 20 to 29 - among the wrestlers. The tests were run with the consent of the subjects' parents.
The testing program was developed with due regard to the relevant GTO Complex standards and physical development and physical fitness tests for pre-school institutions and general education schools.
The methods applied were as follows: anthropometry, caliperometry, physiometry, pulsometry, pedagogical observations, and graphical analysis. Results of the study and conclusions. Based on the comparative analysis of the physical development and physical fitness rates, we were able to identify the physical qualities not duly considered in physical education programs: wrist strength and flexibility throughout the age period under review, to a less degree
- leg strength and agility (between 9 and 10 years of age). Athletic training programs require increased attention to the development of flexibility, in football
- to the development of wrist strength as an indicator of the overall physical fitness between 7 and 9 years of age.
Keywords: physical fitness, physical development, wrestlers, non-sporting footballers, 6-10 year-old, development rate.
Введение. Двигательная активность является одним из ведущих внешних факторов, способствующих наилучшей реализации анатомо-физиологических задатков в становлении физической подготовленности в детском возрасте [3].
Физическая подготовленность детей в возрасте от 6 до 10 лет формируется в рамках физического воспитания в детском саду или школе, либо в условиях спортивных занятий, что различается по объему и по содержанию воздей-
ствия. Программы подготовки спортсменов этого возраста соответствуют требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки, наряду с укреплением здоровья на спортивно-оздоровительном этапе или этапе начальной подготовки ориентированы на обучение физическим упражнениям и техническим действиям базовых видов спорта, по времени превышая в 3-4 раза объем общеобразовательных занятий по физической культуре [8].
Известно положительное влияние раннего начала занятий спортом наряду с односторонним или специализированным развитием компонентов физической подготовленности [2, 9]. Актуальные тренды снижения показателей здоровья и физической подготовленности подрастающего поколения ставят вопрос о необходимости выявления слабых звеньев содержания физической активности в различных сферах, что возможно на основании сравнительного анализа уровня и темпов развития компонентов физического развития и подготовленности детей 6-10 лет с различной двигательной активностью.
Цель исследования - определить уровень и темпы физического развития и подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве маркеров эффективности двигательной активности.
Методика и организация исследования. Программа тестирования сформирована с учетом актуальных показателей нормативов ГТО и оценки физического развития и подготовленности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах [6, 4].
Методы: антропометрия, калиперометрия, физиометрия, пульсометрия, педагогические, графический анализ [1, 5, 7]. Определялись: длина и масса тела, обхватные размеры конечностей, жироотложение, ЖЕЛ (на выдохе), ЧСС, кистевая сила, время в челночном беге (10х3 м), длина прыжка с места двумя ногами, гибкость при наклоне вперед стоя на гимнастической скамье. При графическом анализе использовалось
ю
i:
1« < 2
8 Дг инат ела, с Л
/ 9
7 / 10
8 9 V
7 10^ □ 1
б
6 ?4
§2 <
о М. 1сса тела, кг
7 1 8 9 X ю
1 А 1&
116 120 124 128 132 136 -о—школьники —•—футболисты
21 25 29 33
■о—школьники —•—футболисты кг "•—борцы
2
г
$ о г 1-1
£
к. n £ —10
6 13 v » 1 v'
□ 8 9
5 4
I 3
5 2
5 1 56 0 -3-!
8 ЖМ %
9 / V 1С
-л / X
7. ч • /
Л1? \9' Л
7 10 6 \
42 43 44
-о—ШКОЛЬНИКИ
—•—футболисты
12 14 16 18 20 22 24
75 80 85 90 95 100 -школьники —»-футболисты уд/мин -борцы
Рис. 1. Возрастная динамика морфофункциональных показателей детей от 6 до 10 лет с различной двигательной активностью (ось у - скоростная характеристика, ось х - величина показателя; номера точек соответствуют возрастам)
геометрическое представление траекторий динамической системы в фазовой плоскости, совмещающей две переменные одной системы - независимой переменной и скорости ее изменения, что называется фазовым портретом и отражает общие закономерности поведения системы. В основе графического метода лежит качественная теория дифференциальных уравнений типа dx/dt = F (хг.. хп), где х - независимая переменная, dx/dt - скорость изменения [7].
Обследовано 365 мальчиков 6-10 лет с различной двигательной активностью: 150 детей, не занимающихся спортом (далее НЗ); 106 футболистов и 109 борцов со стажем занятий от 8 месяцев до 1,5 года. Количество детей в возрастных группах: среди детей, не занимающихся спортом, -от 25 до 39 человек; среди футболистов - от 20 до 27 человек, среди борцов - от 20 до 29 человек. Обследования проводились при согласии родителей.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ возрастных изменений показателей морфофункционального статуса и физической подготовленности детей 6-10 лет, среди которых - не занимающиеся спортом, юные футболисты и борцы, показал следующее (рис. 1, 2).
Длина тела (ДТ) статистически не отличается в группах мальчиков, отражая приоритет возрастных закономерностей развития. Темпы прироста ДТ демонстрируют одновременное влияние закономерностей развития и спортивного отбора в соответствии с требованиями вида спорта, составляя за 4 года в группе НЗ 16,6 % (максимальны - от 7 до 9 лет, минимальны - от 9 до 10 лет), у футболистов - 18,4 % (максимальны - от 7 до 8 лет, минимальны - от 6 до 7 лет), у борцов - 14,6 % (равномерны - от 6 до 9 лет, минимальны - от 9 до 10 лет). Масса тела (МТ) также статистически не различается между детьми с различной двигательной активностью, обнаруживая тенденции к наименьшим величинам в группах футболистов, различия минимальны в возрасте 6 лет (в пределах 1 кг), возрастая до 2-3 кг в период от 7 до 10 лет. Темпы нарастания МТ в период от 6 до 10 лет близки, но максимальны в группе НЗ (58,8 %), минимальны у борцов (51,3 %), составляя у футболистов 54,2 %. Периоды наибольшего повышения МТ в группе НЗ ориентированы на 6-8 лет (30 %); в группе футболистов - на 7-8 лет (22 %); у борцов - равномерное повышение МТ в период от 6 до 9 лет (12-15 % ежегодно); во всех группах минимальные темпы прироста МТ характерны для перехода от 9 к 10 годам (5-9 %), наименьшие - в группе борцов. Близкие значения показателей физического развития в анализируемых группах детей позволяют корректное сопоставление показателей физической подготовленности.
Наиболее значимо различия двигательной активности проявляются в уровне и скоростях изменения лабильных компонентов массы тела, что отражается возрастной динамикой мышечной (ММ) и жировой (ЖМ) масс в фазовой плоскости. Фазовые портреты (ФП) ММ отражают минимальный уровень и отсутствие сдвигов от 6 до 10 лет в группе НЗ (в 6 лет - 41,2 %, в 10 - 41,4 %), что сопровождается повышением в периоды 6-7 лет и 8-9 лет, снижением в периоды 7-8 лет и 9-10 лет; максимальный уровень ММ и направленное повышение от 7 до 10 лет при незначимом снижении от 6 до 7 лет - в группе борцов (в 6 лет - 44,6 %, в 10 - 46,1 %); футболисты также отличаются ростом содержания ММ (в 6 лет - 43,3 %, в 10 - 45,2 %), лимитированным снижением в период 8-9 лет. Фазовые портреты ЖМ отражают минимальные уровень и скорости нарастания от 6 до 10 лет в группе борцов (в 6 лет - 12,6 %, в 10 - 14,4 %); максимальный уровень и направленное повышение ЖМ от 6 до 10 лет с наибольшим приростом от 7 до 8 лет (26,4 %) - в группе НЗ (в 6 лет - 16,5 %, в 10 - 25,9 %); футболисты занимают проме-
№ 8 • 2020 Август | August
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
IS CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
8
6 f«
я2
<
о
k 7 (истевая с
4 8
9 1/\. 'Ssv»s9 1 10
7 <J б 8
6 8 10 9
10C1 Челночн у _6 ыйбег с б
!\8»
9N 2'
t 7
9,5 10,5 11,5
С
—школьники —•—футболисты борцы
Гиб кость
\ 8
Ь ю
-школьники —•—футболисты -борцы
-о-школьники -•—футболисты —•—борцы
Рис. 2. Возрастная динамика показателей физической подготовленности детей от 6 до 10 лет с различной двигательной активностью (ось у - скоростная характеристика, ось х - величина показателя; номера точек соответствуют возрастам)
жуточное положение (в 6 лет - 13,0 %, в 10 - 17,1 %). В период от 9 до 10 лет в группах спортсменов - снижение, в группе НЗ - повышение ЖМ.
Возрастная динамика выделяет ФП футболистов с более низкими по уровню и скорости возрастными сдвигами ЧСС относительно борцов и НЗ, отражая специфику вида спорта на всем протяжении рассматриваемого периода. Влияние возраста и характера двигательной активности на развитие физических качеств отражается в их поступательном повышении во всех группах, но и различиями в скоростях изменения и пределах изменчивости с наименьшими темпами и уровнем качеств в группе НЗ. Кистевая сила наиболее выраженно повышается у спортсменов (35 % за 4 года), у борцов - равномерный ежегодный прирост на всем рассматриваемом периоде, у футболистов наиболее выражен-но повышается от 6 до 7 лет при снижении темпов прироста до 0 от 7 до 9 лет, свидетельствуя о снижении внимания к развитию этого качества; в группе НЗ - отсутствие изменений от 7 до 8 и от 9 до 10 лет (прирост за 4 года - 12,6 %). Скорость и ловкость в челночном беге наилучшим образом развиваются: у борцов - в период от 6 до 7 лет и от 8 до 9 лет (10 и 7 %), за 4 года повышаясь на 18,6 %; у футболистов -в период от 6 до 7 лет (9 %), за 4 года - на 18 %; в группе НЗ -с 8 до 9 лет (10 %), ухудшаясь в период от 9 до 10 лет, общий прирост - 15 %. Сила ног (прыжок в длину) максимально развивается: у футболистов - в период от 6 до 7 лет (14,6 %), за 4 года возрастая на 45 %; у борцов - также от 6 до 7 лет (7 %), за 4 года повышаясь на 31 %; в группе НЗ - с 8 до 9 лет (14 %), снижаясь в период от 9 до 10 лет, общий прирост -21%. Гибкость выявляет возрастное снижение в период от 6 до 10 лет во всех группах с наибольшим проявлением в группе НЗ, наименьшим - в группе борцов.
Вывод. Сравнительный анализ уровня и темпов физического развития и подготовленности детей 6-10 лет с различной двигательной активностью позволил определить физические качества, развитие которых не находит должного внимания в программах физического воспитания, что в первую очередь касается кистевой силы и гибкости на всем рассматриваемом возрастном периоде, в меньшей мере - силы ног и ловкости (в период от 9 до 10 лет). Программы спортивной подготовки, особенно в борьбе, требуют повышения
внимания к развитию гибкости, в футбольной подготовке -усиления внимания к гармонизации силовой подготовленности, в частности развития силы рук, в период от 7 до 9 лет как важного показателя общей физической подготовленности.
Литература
1. Абрамова Т.Ф. Лабильные компоненты массы тела - критерии общей физической подготовленности и контроля текущей и долговременной адаптации к тренировочным нагрузкам: методические рекомендации / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочет-кова. - М.: ООО «Скайпринт», 2013. - 132 с.
2. Абрамова Т.Ф. Влияние систематических занятий спортом на физическое развитие и физическую подготовленность детей 6-10 лет / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, А.В. Полфунтикова и др. // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. - 2019. - № 3. - С. 5-14.
3. Бальсевич В.К. Онтокинезиологя человека / В.К. Бальсевич. -М.: «Теория и практика физической культуры», 2000. - 275 с.
4. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: «Просвещение», 2004. - 56 с.
5. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы / под ред. Г.Н. Сердюковской. - М., 1995. - 142 с.
6. Приказ Минспорта России от 12.02.2019 № 90 «Об утверждении государственых требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"» (ГТО) [Электронный ресурс] URL: https://minjust.consultant.ru/documents/ 42248?items =1&page=5 (дата обращения - 05.02.2020).
7. Романовский Ю.М. Что такое математическая биофизика / Ю.М. Романовский, Н.В. Степанова, Д.С. Чернавский. - М.: «Просвещение», 1971. - 136 с.
8. Федеральные стандарты спортивной подготовки [Электронный ресурс] URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/ podgotovka/82/5502/ (дата обращения - 07.02.2020).
9. Хвацкая Е.Е. Проблема ранней специализации (профессионализации) / Е.Е. Хвацкая, Н.Е. Латышева // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2015. - Вып. 1. - С. 194-200.
References
1. Abramova T.F., Nikitina T.M., Kochetkova N.I. Labilnye komponenty massy tela - kriterii obshchey fizicheskoy podgotovlennosti i kontro-lya tekushchey i dolgovremennoy adaptatsii k trenirovochnym nagru-zkam [Labile body weight components - criteria for general physical fitness and control of current and long-term adaptation to training loads]. Method. recommendations. M.: Skyprint publ., 2013. 132 p.
2. Abramova T.F., Nikitina T.M., Polfuntikova A.V. et al. Vliyanie sistemat-icheskikh zanyatiy sportom na fizicheskoe razvitie i fizicheskuyu podgo-tovlennost detey 6-10 let [Influence of systematic sports on physical development and physical fitness of 6-10 year-olds]. Vestnik Mosk-ovskogo universiteta. Seriya 23: Antropologiya. 2019. No. 3. pp. 5-14.
3. Bal'sevich V.K. Ontokineziologya cheloveka [Human Ontokinesiol-ogy]. M.: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2000. 275 p.
4. Lyakh V.I., Zdanevich A.A. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya uchashchikhsya 1-11 klassov [Comprehensive physical education program for 1-11 grade students]. M.: Prosveshchenie publ., 2004. 56 p.
5. Serdyukovskoy G.N. [ed.] Organizatsiya meditsinskogo kontrolya za razvitiem i zdorovyem doshkolnikov i shkolnikov na osnove massovykh skrining-testov i ikh ozdorovlenie v usloviyakh detskogo sada, shkoly [Organization of medical control over development and health of preschoolers and schoolchildren on basis of mass screening tests and their rehabilitation in kindergarten, school]. M., 1995. 142 p.
6. Prikaz Mincporta Rossii ot 12.02.2019 # 90 «Ob utverzhdenii go-sudarstvenykh trebovaniy Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa "Gotov k trudu i oborone"» (GTO) [Order of the Ministry of Sports of Russia dated 12.02.2019 No. 90 "On approval of state requirements of Russian physical culture and sports complex 'Ready for Labor and Defense'] [Electronic resource] Available at: https:// minjust.consultant.ru/documents/ 42248?items =1&page=5 (date of access: 05.02.2020).
7. Romanovskiy Yu.M., Stepanova N.V., Chernavskiy D.S. Chto takoe matematicheskaya biofizika [Meaning of mathematical biophysics]. M.: Prosveshchenie publ., 1971. 136 p.
8. Federalnye standarty sportivnoy podgotovki [Federal standards for sports training] [Electronic resource] Available at: https://www. minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/ (date of access -07.02.2020).
9. Khvatskaya E.E., Latysheva N.E. Problema ranney spetsializatsii (pro-fessionalizatsii) [Problem of early specialization (professionalization)]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2015. no. 1. pp. 194-200.