Санкт-Петербурга и их роль в становлении физической культуры и спорта России (конец XIX века - 1917 г.г.): дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2004. -198 с.
5. Пуни А.Ц. О структуре волевых качеств спортсмена и планирование их развития в процессе тренировки // Теория и практика физ. культуры. 1964. №3. С.27-31.
6. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов / Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Веткина З.Н. и др./ Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
Abrashina I.V., Popova E.V., Soldatova M.A. Osobennosti reshenija vospitatel'noj zadachi na uroke fizicheskoj kul'tury / I.V. Abrashina, E.V. Popova, M.A. Soldatova //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. -2014. - S. 25-29.
© И.В. Абрашина, Е.В. Попова, М.А. Солдатова, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —
УДК 37.01
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И СПОРТ КАК ОБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СМИ
Д.А. Сиджимова, Т. Димитров. Медицинский унивеситет (София, Болгария), e-mail: [email protected]
Резюме. Физическая культура, являясь частью воспитания и развития личности, тесно связана с укреплением здоровья, с развитием основных двигательных навыков, с закаливанием, с формированием спортивного духа, с повышением работоспособности, а также с творческим долголетием и продлением жизни человека. Место СМИ в данном процессе особенно важно для утверждения знаний, идей и действий, направленных на физическое и духовное совершенствование. В последнее время в Болгарии развитию спорта придается большое
значение, что является причиной проведения множества кампаний
для повышения физической активности и популяризации
спортивных занятий.
Ключевые слова: СМИ, физическое воспитание, спорт.
Средства массовой информации (СМИ) не только транслируют достижения науки и культуры, но они являются и ключевым элементом в процессе формирования интеллекта подрастающего поколения. Следовало бы рассматривать гармоничное развитие личности как результат целостной целенаправленной стратегии, учитывающей значение семьи, школы и общества и использующей возможности СМИ для популяризации намеченных воспитательных целей и задач.
СМИ являются полифункциональной системой. В разных теоретических постановках акцентируются на различных по содержанию и количеству функциях СМИ, но в большинстве этих исследований указывается на наличие следующих основных функций:
• Информационная функция, которая связана с трансляцией общественно-значимых фактов и событий, причем необходимо соблюдение основного правила журналистики: „Факт неприкосновен, а комментарий свободен".
• Социальная функция способствует: а) формированию человеческой индивидуальности в конкретный социально-исторический момент; б) интеграции общества; в) цивилизованному решению конфликтов; г) поддержанию общественных ценностей и норм; д) построению моделей поведения.
• Коммуникативная функция СМИ выражается в обогащении речевого фонда и культурного уровня аудитории.
• Воспитательная функция направлена на формирование мировоззрения, на отношение к общественно-значимым проблемам.
• Культурно-образовательная функция удовлетворяет потребность в информации из области культуры, науки, спорта и т. д.
• Развлекательная функция связана с уплотнением свободного времени и получением эстетического и духовного наслаждения.
• Рекламно-справочная функция воздействует посредством демонстрации прототипных образов и определенного стандарта жизни.
Исключительно полезен потенциал СМИ для формирования здорового образа жизни, для стимулирования физического развития, для
утверждения знаний, взглядов, идей, эмоций и действий, направленных на физическое и духовное совершенствование. Физическое воспитание является частью воспитания и развития личности и связывается с укреплением здоровья, с развитием основных двигательных навыков, с закаливанием, с формированием спортивного духа, с повышением работоспособности, творческого долголетия и продлением жизни человека, а также с организацией правильного распорядка дня и соблюдением правил гигиены. СМИ активно популяризируют основные методы физического воспитания, а именно туризм и спорт, а также способствуют выработке условных динамических стереотипов поведения и утверждают образ здоровой в духовном, эмоциональном и физическом отношении личности.
За последние два месяца (декабрь-январь 2014) в Болгарии наблюдается активная популяризация физической культуры и спорта при помощи СМИ. Это национальные инициативы и проекты, направленные на повышение физической культуры и формирование здорового образа жизни. СМИ являются средством транслирования данной информации, при этом следует отметить, что Интернет занимает первое место среди всех каналов распространения информации.
Одной из самых успешных кампаний, которая проводится в шестой раз (за предыдущие пять лет 12 000 детей воспользовались данной возможностью), является проект: «Научись кататься на лыжах». Министерство молодежи и спорта в сотрудничестве с Министерством образования и Болгарской федерацией по лыжному спорту организовала на данный зимний сезон бесплатное обучение 2840 детей с 1-го по М-ый класс (10). Это демонстрация модерной политики менеджмента зимних видов спорта. Официальное открытие проекта прошло 19 января 2014 г. и совпало с проведением Мирового дня снега. Специальным гостем события был трехкратный олимпийский чемпион Альберто Томба. Общественный интерес и социальная польза обусловили отражение данной инициативы во всех национальных СМИ, а в Интернете можно было узнать подробности о том, каковы возможности принять участие в данном мероприятии.
Другой положительной инициативой, подтверждающей тенденцию в устойчивой национальной политике в области спорта и физического воспитания, является программа „Спорт для детей в свободное время", которая реализуется в 64 болгарских городах в 2014 г. (11_). В бесплатных занятиях спортом смогут принять участие 10 000 детей под руководством
квалифицированных специалистов спорта. Цель программы - создание мотивации у детей на участие в спортивных занятиях и укрепление их физической дееспособности, разнообразие и полноценное использование свободного времени и его заполнение полезной двигательной активностью. Основные электронные и печатные медиа в Болгарии анонсировали старт данной кампании, а на интернет странице Министерства молодежи и спорта находится информация и списки всех спортивных занятий в разных участвующих городах, даты и места проведения тренировок.
Толерантное, культурное и спортсменское поведение и отношение к другим является частью физической культуры и воспитания. В Болгарии стартовала кампания „Движение за язык без ненависти" (12), которая осуществляется в партнерстве правительственных и неправительственных организаций. Данная инициатива является частью проекта Совета Европы „Молодые люди против языка ненависти онлайн", начавшегося в 2012 г. и продляющегося до 2015 г. Кампания направлена на борьбу с рассизмом и дискриминацией, а основная цель связана с тем, чтобы молодые люди обладали определенными знаниями и компетенциями для выявления языка ненависти, а также с уверенностью в противодействии нарушителям прав человека, рассизму, ксенофобии и агрессии. Основная часть проекта осуществляется в Интернете, так как он направлен на молодых людей в возрасте 13-30 лет, которые являются активными потребителями мировой сети, а там часто становятся объектом языка ненависти. Кампания стремится повысить осведомленность молодежи о рисках языка ненависти и стимулировать ее медийную и интернет-грамотность, а также повысить гражданскую активность при отстаивании прав человека он- и офлайн.
Современная тенденция в утверждении здорового образа жизни как гарантия долголетия, профессионального и личного успеха отдельного индивида и общества в целом неразрывно связана с формированием интереса к физической культуре и спорту. Существенное значение в процессе физического воспитания имеют СМИ, своим потенциалом информирующие массовую аудиторию и убедительным набором средств воздействующие на сознание адресатов. Для эффективности осуществления намеченных целей необходимо и активное проведение национальной политики для популяризации и утверждения спорта и порождения интереса к нему со стороны подрастающего поколения.
Литература:
1. Аустерман А. Педагогика на медиите, в сб. Антология по теория на възпитанието, съст. Л. Димитров, София, 1997 г., изд. „Веда Словена -ЖГ", стр. 301 - 307.
2. Визев Кр., M. Визева. Някои аспекти на стареенето и трудоспособността. Социална Медицина, 2011, Т № 2, с. 23-26.
3. Визев Кр., Промени в нервната и хумурална регулация в онтогенетичен аспект, сп. Здраве и наука. №3, 2013. с. 10-12.
4. Мудрик А. Социальная педагогика, Москва, 2003, изд. „Akademia".
5. Петев Т. Аудитории на масмедиите. Пъблик рилейшънс и реклама, София, 2000, изд. „Атлантис - ГК".
6. Петрова Г. Педагогическото общуване. Здравен мениджмънт 2003. №4; с. 7-21.
7. Попов Т. Семейно възпитание. Семейството като възпитателна среда. Детерминанти, функции, задачи, стилове и методи на семейно възпитание. В: Педагогика. Теория на възпитанието. Учебник на студенти от ФОЗ, МУ-София. Под н. рък. и ред. на проф. Т. Попов. „Везни". С., 2007. ISBN 978-954-9825-08-4.
8. Попов Т., П. Гацева, Г. Петрова, Д. Сиджимова. Состояние здоровья детей дошкольного возроста в 2002-2007г., Современный детский сад. 2008. №8; с. 20-23.
9. Радев Е., Кр. Визев, М. Визева. Видове подходи при определяне и изучаване на стреса, Тридесет и втора научно-технологична сесия, Контакт 2013, Интердисциплинарната идея в действие, ТЕМТО, София, 2013, с. 225-228.
10.
http://mpes.govemment.bg/Pages/Press/News/Default.aspx?evntid=iSrK°/o2fWB 8Za8%3d
11. http://www.sportal.bg/news.php?news=468602
12. http://www.nohate.bg
Sidzhimova D. A., Dimitrov T. Fizicheskaja aktivnost' i sport kak ob#ekt vospitatel'noj funkcii SMI / D. A. Sidzhimova, T. Dimitrov //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 1. - 2014. - S. 30-34.
© Д. А. Сиджимова, Т. Димитров, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —