Научная статья на тему 'Фискальный анализ первых итогов приватизации в Азербайджане'

Фискальный анализ первых итогов приватизации в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фискальный анализ первых итогов приватизации в Азербайджане»

ФИСКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ФИСКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРВЫХ ИТОГОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Губад Ибадоглу, кандидат экономических наук, доцент Азербайджанского государственного экономического университета

Процесс приватизации государственных предприятий прежде всего зависит от уровня формирования и развития биржевых операций, финансовых сделок, являющихся неотъемлемой частью рынка капитала. Опыт отдельных стран показывает, что в связи с недостатком ликвидных средств и капитала, а также слабым развитием фондового рынка многие страны, особенно постсоциалистические (за исключением Венгрии, Восточной Германии и Узбекистана), для обеспечения равновесия между спросом и предложением добиваются эффективной организации процесса приватизации путем применения альтернативных вариантов финансирования (чеков, ваучеров, купонов, сертификатов и т д).

На практике фискальные цели приватизации были свойственны странам «третьего» мира, Латинской Америки и новым индустриальным странам Юго-Восточной Азии. В этих странах приватизация наряду с обслуживанием фискальных целей способствовала также погашению государственных долгов, уменьшению внутренних субсидий, а также концентрации первоначально накопленного капитала в различных фондах путем институциональных инвестиций. Одним из заслуживающих внимания моментов в практике этих стран является не только уменьшение государственных субсидий в результате приватизации, но также и перечисление средств от этих операций государству. Так, например, в Мексике в результате приватизации к концу 1998 г. государственные трансферты уменьшились на 50%, что означает экономию в 4 млрд дол. с 1982 г. В то же время с 1980 по 1991г. доходы от приватизации в Мексике составили 8,3 млрд дол.

Фиксальное значение приватизации зависит от характера поставленных целей. Так как основной целью проводимых по модели массовой приватизации процессов имущественной трансформации является системные изменения и обеспечение социальной справедливости, то достижений

значительных фискальных результатов в постсоциалистических странах в целом не наблюдается.

Следует помнить, что некоторые цели противоречат друг другу, зачастую действуя по принципу сообщающихся сосудов: например, чем дороже инвестор заплатит за предприятие (цель доходов в госбюджет) и (или) чем большими будут его обязательства по отношению к трудовому коллективу (социальная цель), тем меньше он вложит в производство (цель привлечения инвестиций). Некоторые цели в принципе невыполнимы, например восстановление уравнительно понимаемой социальной справедливости путем раздачи населению ваучеров в ходе массовой приватизации. Массированная пропаганда, обещающая населению либо быстрое восстановление справедливости, либо ощутимую материальную прибыль от участия в приватизации рано или поздно вызывает чувство обмана и отталкивает широкие слои общества от приватизации.

Несмотря на то, что в большинстве постсоциалистических стран доходы от приватизации не велики, они все же играют положительную роль в определении реальной рыночной цены государственного имущества и спроса на него. Однако отношение населения и внутренних оппонентов к этой проблем неоднозначно. Ведь в случаях, когда продажная стоимость приватизируемого предприятия не совпадает с балансовой стоимостью его активов, лица, ответственные за процесс приватизации, подвергаются критике. Но здесь следует учесть, что приватизируются не фонды, не оборудование, а юридические лица и их бизнес-деятельность. В балансе юридических лиц существуют как активная, так и пассивная стороны. Если к активам относится оборудование, то к пассивам относятся долги и обязательства. Вспомним, что в Германии практиковался случай, когда государственное имущество при приватизации продавалось за одну немецкую марку. Что касается соотношения между целью приватизации и доходами от при-

Таблица 1

Доходы от приватизации собственности по странам (1990 - 1998 гг.)

Страны Всего Население 1998 г., млн чел. На душу населения

дол. Азербайджан = 1,0

млн дол. Азербайджан = 1,0

Азербайджан 75 1,0 7,9 9,5 1,0

Бразилия 66 729 890 162,8 412,4 43

Великобритания 64 044 854 58,7 1 092,0 115

Италия 63 474 845 57,6 1 102,2 116

Франса 48 531 647 58,9 824,7 87

Австралия 47 594 635 18,7 2 560,3 270

Япония 46 720 623 126,4 369,6 39

Испания 35 434 472 39,4 900,0 95

Мексика 31 458 419 95,8 328,0 35

Аргентина 28 404 379 36,1 786,4 83

Португалия 21 023 280 10,0 2 108,6 222

Германия 15 717 210 82,0 191,6 20

Венгрия 12 666 169 10,1 1 252,8 132

Нидерланды И 839 158 15,7 753,6 79

Канада 10 585 30,3 141 349,3 37

Малайзия 10 028 134 22,2 452,1 48

Бельгия 8 438 113 10,2 826,4 87

Польша 8 281 110 38,7 214,1 23

Австрия 8212 109 8,1 1 016,3 107

Норвегия 8 051 107 4,4 1 817,4 191

Россия 7 998 107 146,5 54,6 6

Перу 7 957 106 24,8 320,8 34

ватизации, то естественно, что в программах массовой приватизации, преследующих больше цели социальных и политических преобразований, это соотношение характеризуется обратной попорци-анальностью. Это подверждается представленной в табл. 1 информацией о доходах различных стран, полученных в результате приватизации.

Как видно из таблицы, передовые страны постсоциалистического пространства занимают одно из последних мест в данном списке. Что касается, остальных стран, то самые высокие показатели после Бразилии зафиксированы в развитых странах, особенно в Великобритании, которая считается классической родиной приватизации.

Совершенно другую картину представляют доходы от приватизации на душу населения. По этому показателю выделяются развивающиеся страны, в том числе Австралия (12 560,3 дол.), Португалия (2 108,6 дол.). Невозможно сравнивать Азербайджан по этому показателю с названными странами, так как доходы от приватизации на душу населения в республике составили 10 дол. США. Показатель Азербайджана даже в сравнении с постсоциалистическими странами является незначительным, так как в России соответствующий показатель составил 54,6, в Польше - 214,1, в Венгрии - 1 252,8.

Однако здесь следует отметить один важный аспект. Ведь в рассматриваемый период в Азербайджане была осуществлена лишь первая государственная программа по приватизации государ-

ственных имущества. Но к 1 январю 2002 г. доходы от приватизации по всем источникам превысили 700 млрд манатов (140 млн дол.), что обусловливает увеличение доходов от приватизации вдвое. Даже в этом случае Азербайджан отстает по своим показателями от России в 3 раза, от Польши в 10 раз, а от Венгрии в 65 раз.

В Азербайджане доходы от приватизации по всем источникам в рамках первой государственной программы приватизации государственного имущества в 1995 - 1998 гг. составили 300 млрд манат, или 75 млн дол., за 1995 - 2000 гг. доходы государства от приватизации составили около 460 млрд манатов (95 млн дол.). Из этой суммы 175 млрд манатов (36 млн дол.) составили поступления от продажи малых предприятий и объектов, 210 млрд манатов (44 млн дол.) - акции средних и крупных предприятий, 52 млрд манатов (10,7 млн дол.) - опционов. От приватизации одного малого предприятия в бюджет поступило 5,6 млн манатов (1 152 дол.), а от среднего и крупного предприятия - 197 млн манатов (41,3 тыс. дол.).

Для сравнения отметим, что в Польше в 1997 г. доходы государства от приватизации составили 1,9 млрд дол., а в России соответствующий показатель составил 4,2 млрд дол. Однако в России масштабы приватизации значительно больше, чем в Польше.

В Венгрии в 1990 - 1995 гг. в связи с приватизацией, в экономику страны были привлечены 11

млрд дол. иностранных инвестиции, в Чехии - 6,7 млрд дол. В Азербайджане ожидания большего притока иностранных инвестиций не оправдались, и этот показатель составил всего 100 млн дол.

Иностранные инвесторы купили акций более 50 предприятий. Они активно участвовали в приватизации хлопкоочистительных заводов, ряда предприятий пищевой, легкой промышленности и др. В целом ими куплено до 15% всех проданных на чековых и денежных аукционах акций приватизированных предприятий.

Созданы условия для участия иностранных инвесторов в приватизации посредством приобретения государственных приватизационных опционов. В соответствии с законом «О приватизации государственного имущества», иностранные инвесторы могут воспользоваться государственными приватизационными чеками посредством представления приватизационных опционов. Опцион - это ценная бумага на предъявителя, продаваемая за наличные деньги. Он выпускается в целях обеспечения участия иностранцев в приватизации государственной собственности. Согласно действующему законодательству Азербайджана, иностранные инвесторы могут принимать участие в процессе приватизации путем покупки опционов.

Правительство приступило к продаже опционов с мая 1997 г. Его цена первоначально была установлена в размере 2 тыс. манат (приблизительно 0,5 дол.). Затем она поднялась до 4 тыс. манат и с 1 ноября 1997 г. была увеличена в 25 раз и определена в размере 100 тыс. манат (25 дол.). Этим же распоряжением был установлен верхний предел количества продажи опционов иностранцам - 400 тыс. штук в одни руки.

Наконец, постановлением кабинета министров от 25 апреля 1998 г. пена государственного приватизационного опциона определяется следующим образом: не менее 10% и не более 15%

номинальной стоимости акций, приходящихся на один приватизационный чек по результатам последних десяти чековых аукционов (согласно последним вариантам, цену опциона определяет государственный комитет по ценным бумагам). Затем установленная цена одного опциона приравнивается рыночной цене одного приватизационного чека.

В целом данные табл. 2 и анализ процесса приватизации различных стран, позволяют заключать, что объем доходов от приватизации также зависит от этапов и проведения. Проследим эту тенденцию.

Анализ по источникам и годам показывает, что доходы от приватизации в рамках первой государственной программы по приватизации государственного имущества (с января 1995 г. по август 2000 г.) были сравнительно больше, и в итоге их удельный вес составил 70%. В связи с тем что первый год осуществления этой программы был посвящен подготовке процессов акционирования, основным источником доходов были доходы от приватизации малых предприятий.

В целом преобладание поступлений от этих источников за первые годы приватизации отчетливо видны и в итоге их больший удельный вес по сравнению с остальными источниками, объяснятся этим фактором.

Во-вторых, с фискальной позиции анализ динамики приватизационных поступлений по годам показывает, что этот процесс достиг пика в 1998 г. Это можно пронаблюдать и в анализе динамики доходов поступающих в государственный бюджет от приватизации (см. рисунок).

Как видно из рисунка, за последние 7 лет поступления в бюджет от приватизации и аренды государственных имуществ изменялись зигзагообразно. За этот период показатель достиг своего пика в 1998 г., что означает интенсивность про-

Таблица 2

Динамика доходов, полученных от приватизации и аренды государственного имущества, млн манатов

№ п/п Отрасль 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. Всего

1 Малая приватизация 14 617 68 084 89 845 38 741 25 422 46 997 48 716 332 420

2 Продажа акций 24 046 47 793 75 696 7 577 28 437 14 859 198 409

3 Продажа опционов 51 316 817 307 10 52 450

4 Аренда земли 3 037 4006 2 639 6 807 5 849 22 337

5 Инвестиционные конкурсы 2 065 1 165 10 863 11 627 25 719

6 Другие источники 25 160 237 89 1 091 517 638 2 757

7 Арендная плата 1 528 16 430 16 060 12 201 11 669 9 458 (П ЪМ

Всего 14 641 145 133 158 161 136 964 50 106 105 289 91 145 701 440

---"Ч I | I 1111 -"Ч ' ■ ■)""" "' ~

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Удельный вес поступлений от приватизации в общих доходах бюджета

ведения первого этапа приватизации. В целом невозможность выражения удельного веса бюджетных поступлений от приватизации двузначным числом соответствует целям этой программы. Начиная с 2000 г., уменьшение поступлений от приватизации в бюджет объясняется тем, что 25% доходов, полученных в результате приватизации по второй государственной программе, оставались в распоряжении Госкомимущества.

Центральной проблемой в осуществлении программы массовой приватизация является не только объем доходов, полученных от приватизации, но и правила его использования. Естественно, что в зависимости от целей приватизации это может оцениваться и как финансовая деятельность. Однако опыт показывает, что, несмотря на то, что массовые приватизационные программы различных стран преследуют одну и ту же цель, все же распределение доходов от приватизации различается (табл. 3).

В табл. 3 распределение доходов приватизации в России, на Украине, Киргизии, Узбекистане и Азербайджане представлено в сравнительном отношении. Если в Азербайджане доходы от приватизации в результате первой государственной программы полностью предназначались для государственного бюджета, то во второй государственной приватизационной программе это проблема была поставлена по иному. Это связано с тем, что министерство по государственному имуществу (сейчас министерство экономического развития), как лицо ответственное за приватизацию, использовало 25% на привлечение незави-

симых финансовых советников, распространение информации о приватизации, осуществление методического обеспечения, проведения ряда оздоровительных мероприятий перед приватизацией. В целом, привлечение всего объема доходов от приватизации в государственный бюджет характерно для ряда постсоциалистических стран. В отдельных случаях сказывается политический режим страны. В качестве примеров смогут служить Туркменистан и Таджикистан, где президенты страны лично решают, в каких направлениях использовать эти средства.

Характеристика структуры, динамики и сравнительного анализа качественных и количественных показателей фискальных итогов приватизации в Азербайджане позволяет заключить, что этот процесс не является удовлетворительным. Наши выводы объясняются следующими отрицательными тенденциями, которые во многом оказывают сильное воздействие на фискальные итоги.

Во-первых, большинство этих предприятий испытывают острую нехватку в средствах, так как собственные и привлеченные средства для этих целей являются недостаточными. Отсутствие в Азербайджане соответствующего рынка капитала, неэффективное кредитование затрудняют привлечение дополнительных средств для функционирования этих предприятий. Еще более усугубляет ситуацию существующее тяжелое налоговое бремя в производственных отраслях и проблема взаимных неплатежей.

Следует отметить, что ошибки, допущенные в процессе приватизации, стали серьезными препятствиями для последующего развития приватизируемых предприятий. В первую очередь из-за неверно установленной формулы (55+30+15) у предпринимателей, приобретавших контрольные пакеты акций предприятий в ходе льготной подписки для коллектива и на чековых аукционах, денежные аукционы не вызывали интереса. Других инвесторов, готовых платить "живые" деньги, не устраивает вложение 30% акций. Поэтому на многих предприятиях проведение денежных аукционов не состоялось. Как следствие, задерживается процесс трансформации предприятий.

Распределение средств Россия Украина Киргизия Узбекистан Азербайджан

В республиканский бюджет 71 80 75 40 75

В местный бюджет 10 - 15 20 -

В фонд поддержки малого и среднего бизнеса 1 20 3 30 -

В государственный приватизационный фонд 4,2 - 7 -

В распоряжении Госкомимущества республики 12,8 - - 10 25

В различные фонды, в том числе и общественные 5,3 - - - -

Таблица 3

Распределение средств, поступающих от разгосударствления и приватизации, %

Таблица 4

Состояние продажи акций приватизированных средних и крупных предприятий (май 1997 - март 1999)

Количество Доля, в %

Средние и крупные предприятия

Всего... 955 100

Из них:

предприятия, у которых куплено около 50% акций 12 1,3

предприятия, у которых куплено от 50 до 66% акций 61 6,4

предприятия, у которых куплено от 66 до 75% акций 663 69,4

предприятия, у которых куплено от 75 до 90% акций 43 4,5

предприятия, у которых куплено более 90% акций 176 18,4

Источник: Материалы Госкомимущества Азербайджана // Вести о приватизации. - 1999. - № 3,- С. 2.

В результате из-за неверно установленной формулы 30% акций - платных, а 70% бесплатных, из 955 государственных предприятий, преобразованных в АО в результате первой государственной приватизационной программы, конкретно 663 АО не проданы. Итак, из-за этих ошибок проиграли и государственный бюджет, и новые частные предприятия. По этой причине удельный вес средств, полученных от продажи акций в общем объеме доходов от приватизации, составил 35%. По расчетам экспертов и специалистов, в Азербайджане государственный бюджет потерял около 500 млрд манатов в результате применения неверно установленной формулы распределения акций.

В результате распределения акций из-за неверно установленной формулы всего на 176 предприятиях куплено более 90% акций, а на остальных лишь частично.

Данные табл. 4 ознакомят с положением реализованных акций предприятий, преобразованных в АО в рамках первой приватизационной программы.

Как видно из табл. 4, на первом этапе приватизации до 70% крупных и средних предприятий, сформированных в АО, смогли реализовать лишь 66 -75% своих акций. Подобный результат объясняется и тем, что акции в основном реализовыва-лись на чековых аукционах (55%) и путем закрытой абонентной подписки (до 15%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, небольшой объем приватизационных поступлений также объясняется тем, что в 99,9% малых предприятиях под прикрытием трудового коллектива фактическим покупателем является директор, действующий на неконкурентной основе. Преднамеренное устранение искусственным путем от участия в процессе приватизации альтернативных покупателей помешало формированию на аукционах настоящей стоимости малых предприятий.

В-третьих, в связи с неправильной приватизационной формой малых предприятий метод продажи с отсрочкой, с фискальной позиции также явился неэффективным.

Посредствам этого способа инвестиционные возможности даже малых предприятий стали ограничиваться. Это может объясняться и тем, что собственник лишился права закладывать свое имущество.

В настоящее время тысячи малых предприятий, несмотря на истечение срока оплаты, не стали оплачивать полностью даже 40% аукционной цены. В целом, хотелось бы отметить, что в мировой практике широко распространена прямая и бессрочная продажа малых предприятий.

В-четвертых, выражение в различных интервалах коэффициентов, применяемых к продажней цене предприятия и даже в отдельных случаях, возможность увеличения его верхней границы до 4 чиновниками государственного имущественного комитета, с одной стороны, способствует снижению цены приватизируемого предприятия, увеличивая маневренные возможности последних, с другой - широкому распространению коррупции в этом процессе.

Еще одна проблема, которая возникла из-за отсутствия нормальной программы реабилитации и оздоровления приватизированных предприятий, привела к тому, что часть предприятий попала в руки собственников, которые не собираются заниматься бизнесом (или не способны).

Произведя небольшой «косметический» ремонт предприятия, они пытаются продать его другим, более крупным инвестором, по более высокой цене.

Достаточных капиталов для необходимых инвестиций у них нет, и выигрыш в разнице между покупной и продажной ценой их вполне устраивает.

Все это приводит к замедлению темпов экономического развития страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.