Научная статья на тему 'Итоги приватизации государственной собственности в Красноярском крае'

Итоги приватизации государственной собственности в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРИВАТИЗАЦИОННЫЕ ЧЕКИ / ДЕНЕЖНЫЕ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ И ЧЕКОВЫЕ АУКЦИОНЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНКУРСЫ / КОММЕРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кропачев С. В.

В статье представлены итоги процесса приватизации в Красноярском крае, выделены его основные этапы, организаторы и участники, рассмотрены общие итоги денежных, специализированных чековых аукционов, инвестиционных конкурсов в период 1991-1999 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги приватизации государственной собственности в Красноярском крае»

В статье представлены итоги процесса приватизации в Красноярском крае, выделены его основные этапы, организаторы и участники, рассмотрены общие итоги денежных, специализированных чековых аукционов, инвестиционных конкурсов в период 1991-1999 гг.

Ключевые слова: приватизация, государственная и муниципальная собственность, приватизационные чеки, денежные, специализированные денежные и чековые аукционы, инвестиционные конкурсы, коммерческие конкурсы

Итоги приватизации государственной собственности в Красноярском крае

С.В. КРОПАЧЕВ, кандидат экономических наук, Институт экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета, Красноярск. E-mail: [email protected]

Процесс первичной приватизации предприятий еще долго будет будоражить умы политиков, экономистов, историков. Есть много вопросов, на которые необходимо дать ответы: насколько правильно и эффективно проводилась приватизация государственной и муниципальной собственности? В чем состоял выигрыш государства, трудовых коллективов и населения? Эффективно ли управление государственными пакетами акций? Какова зависимость между изменением структуры собственников и финансово-экономическим состоянием предприятия? Насколько принимаемые новыми собственниками управленческие решения в области развития производства, социальной сферы и охраны здоровья населения соответствуют необходимым нормам, интересам региона1? Наконец, куда и как исчезла собственность десятков миллионов

1 См., например, Кропачев С.В., Матыцин С.В., Лыхина А.М. Постприватизационное перераспределение акционерной собственности (на примере приватизированных предприятий Красноярского края)/7 Современная экономика: проблемы и решения: сб.науч.тр. Вып.2.- Красноярск: КрасГУ, 2001. - С.131-141; Кропачев С.В, Лыхина А.М, Федоренко А.С. Оценка влияния структуры собственников на показатели финансово-экономического состояния акционерного общества/Современная экономика: проблемы и решения: сб.науч.и метод. тр. Вып.3.- Красноярск: КрасГУ, 2002. - С.118-129.

ЭКО. - 2011. - №6

граждан России, вложивших свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФы) и специализированные инвестиционные фонды приватизации (СИФПы)?

По нашему мнению, анализ процесса приватизации на примере такого крупного региона, как Красноярский край2, дает достаточно оснований для ряда обобщающих выводов относительно последствий приватизационных процессов во всей России.

Процесс перераспределения собственности в Красноярском крае, как и в целом по России, прошел в несколько этапов.

Этапы приватизации

На первом этапе (19911992 гг.) происходила, в основном, продажа непосредственно за деньги предприятий сферы обслуживания (так называемая «малая приватизация») и аренда с правом выкупа предприятий. Второй этап (1993 г. - июль 1994 г.) - это активное акционирование, зарождение и развитие в крае рыночной инфраструктуры. Основой оборота ценных бумаг того периода послужили приватизационные чеки. Отличительная черта - формирование широкого слоя частных собственников, а также пакетов акций, временно закрепленных в государственной собственности, позволяющих органам государственного управления края контролировать деятельность наиболее важных для края предприятий (акционерных обществ).

Государственной программой приватизации предусматривалось три варианта льгот работникам и администрации акционируемых предприятий. По первому работники получали 25% от уставного капитала привилегированных акций бесплатно, до 10% обыкновенных - за плату (по цене, равной 70% номинальной стоимости, с возможной рассрочкой на три года) и до 10% обыкновенных акций - через Фонд акционирования работников предприятия; руководители (должностные лица администрации предприятия) могли купить до 5% от уставного капитала обыкновенных акций по номинальной стоимости. По второму варианту работники имели возможность приобрести 51% всех обыкновенных акций по цене, превышающей номинальную на 70%, и до 10% акций дополнительно через Фонд акционирования работников предприятия. При третьем варианте группа работников (как правило, руководители) могла купить 20% обыкновенных акций, и работники в целом (включая указанную группу) - еще 20%. Им также разрешалось выкупить позже до 10% обыкновенных акций через Фонд акционирования работников предприятия. Отмечу, что третья модель в Красноярском крае практически не применялась.

2 Исходные материалы предоставлены Фондом имущества Красноярского края.

Первая модель являлась наиболее дешевым инвестиционным вариантом для работников, но серьезно ограничивала их контроль над предприятием. Вторая гарантировала условно контрольный пакет акций трудовому коллективу, однако по гораздо большей цене (в 1,7 раза). В 1992-1993 гг. многие крупные предприятия края предпочли первую модель: АО «Зубр» (Красноярский мясокомбинат), АО «Сиб-тяжмаш», АО «КраМЗ», АО «ДЗНВА» (Дивногорский завод низковольтной аппаратуры), АО «Сибэласт» (Красноярский завод синтетического каучука), АО «Красноярскэнерго» и др.

Наиболее широко в крае применялся второй вариант, по которому в 1992-1994 гг. приватизировано более 74% предприятий. Это - очевидный признак стремления трудовых коллективов сохранить контроль над собственными предприятиями, стать независимыми от государственного или муниципального контроля. При этом реструктуризация в намерения менеджеров не входила.

После проведения закрытой подписки для работников приватизируемого предприятия в нормативных документах была жестко определена последовательность дальнейших шагов: продажа акций (именно акций, а не пакетов) на чековом аукционе, и только после этого продажа на инвестиционном конкурсе, из фонда акционирования предприятия, или иные способы.

Основными участниками чековых аукционов стали сами предприятия (их посредники), чековые инвестиционные фонды, крупные институциональные и частные инвесторы. Если мелкие инвесторы стремились вложить чеки прежде всего в предприятия, кажущиеся надежными с обывательских позиций, то фонды и крупных сторонних инвесторов могли интересовать земельный участок, здание, действительная доходность предприятия, перспектива продажи крупного пакета, возможность реконструкции и увеличения мощностей, экспортный потенциал.

Основным мотивом для самих предприятий, безусловно, был выкуп контрольного пакета и, по возможности, любых дополнительных пакетов акций сверх него (для сохранения дивидендов в коллективе и как гарантия от крупных внешних собственников). Для крупного инвестора, желавшего приобрести контрольный или «околоконтрольный» пакет акций, единственным способом достижения такой цели являлся инвестиционный конкурс.

По законодательству конкурс мог быть только открытым, а критерием выбора победителя служила общая величина инвестиций, дисконтированная на весь период их реализации с учетом ставки Центрального банка России на момент проведения конкурса. В ходе первичного размещения акций победитель конкурса мог рассчитывать примерно на 18-22% уставного капитала, но по требованию победителя, после осуществления им инвестиционной программы (в размере не менее 50% уставного капитала), предприятие обязано провести вторую эмиссию и передать победителю конкурса акции на сумму, равную 50% уставного капитала, установленного на момент создания предприятия. Другими словами, в случае выполнения условий конкурса внешний инвестор мог быстро, законно и без значительных издержек стать владельцем контрольного пакета акций предприятия.

По факту широкое акционирование привело к заметному распылению финансовых вложений мелких инвесторов - не решались задачи по обновлению производственной базы акционированных предприятий, внедрению новых технологий. Замедление процесса обновления основных производственных фондов было связано и с концентрацией в руках государства значительной доли контрольных пакетов. Так, в Красноярском крае на 1 января 1995 г. суммарный пакет акций в руках государства составлял 33,5% их общего количества.

Избранная стратегия заметно сдерживала приток крупных инвестиций в приватизированные предприятия ведущих отраслей хозяйства края.

Итак, с завершением массовой приватизации закончился этап «всенародного» распределения собственности. Его важнейшим итогом по определению стало формирование новых экономических структур - акционерных обществ, биржевого и внебиржевого рынков корпоративных ценных бумаг, включая инфраструктуру торговли и вторичный рынок акций приватизированных предприятий, чековых инвестиционных фондов (специализированные инвестиционные фонды приватизации) (табл. 1), системы (пока переходной, но уже довольно мощной) институциональных инвесторов (страховые общества, холдинговые компании, негосударственные пенсионные фонды и т.п.). Возник также социальный слой собственников.

Таблица1. Стоимость активов специализированных инвестиционных фондов приватизации (СИФП) Красноярского края на 01.10.1994 г., млн руб.

СИФП Среднегодовая стоимость активов

«Бест» 1,9

«Главный» 912,6

«ГРИКО-инвест» 620,3

«Ковчег» 2905,7

«Надежда» 99,6

«Надежность» 291,7

«Ника» 97,6

«Паритет» 280,0

«Сибирский» 75,2

«Сономед» 901,3

«Такмак» 112,8

«Тим-фонд» 39,7

Итого 6338,3

Третий этап приватизации (с июля 1994 г. по 1999 г.) характеризуется возвратом к жесткой, плановой (по графикам) продаже за деньги на различных торгах (аукционных, конкурсных, инвестиционных) приватизированных предприятий, предприятий-банкротов, значительной части государственной доли акций различных акционерных обществ, а также земельных участков под приватизированными объектами - с целью пополнения бюджетов различных уровней.

Выручка, покупатели, источники средств

С начала приватизации и по 1999 г. в Красноярском крае было приватизировано 1253 предприятия (объекта) различных форм собственности (табл. 2). Если в 1991-1994 гг. основную их долю составили объекты краевой, то в последующем - федеральной собственности.

Около половины от общей стоимости уставного капитала всех предприятий, приватизированных за 1991-1994 гг., приходилась на 1994 г., причем 70,2% из них - на первое полугодие (табл. 3).

В таблице 4 представлена информация по приватизации предприятий имущественным комплексом.

Таблица 2. Распределение приватизированных предприятий по формам собственности, 1991—1999 гг.

Форма собственности 19911994 1995 1996 1997 1998 1999

ед, % ед, % ед, % ед, % ед, % ед, %

Федеральная 328 29,58 38 52,05 27 57,45 6 54,55 8 66,67 0 0,00

Государственная (краевая) 483 43,55 14 19,18 13 27,66 4 36,36 4 33,33 1 100

Муниципальная 298 26,87 21 28,77 7 14,89 1 9,09 0 0,00 0 0,00

Итого 1109 100 73 100 47 100 11 100 12 100 1 100

Таблица 3. Сведения по продаже акций акционерных обществ федеральной и краевой собственности, 1991—1994 гг., ед.

Год Предприятия Уставный капитал в ценах 1992 г., млн руб. Акции, переданные Фонду Продано Остаток

по номинальной стоимости по цене аукциона в том числе за чеки по номинальной стоимости по цене последних торгов

Федеральная собственность

1991 0 0 0 0 0 0 0 0

1992 2 2,632 1316 1316 37342 1050 0 0

1993 104 10523,8 3410958 2910751 15264934 7468950 500208 4845940

1994 166 11888,9 2742088 2553624 33171706 1601270 188465 1236103

Итого 272 22415,33 6154362 5465691 48473982 9071270 688673 6082043

паевая собственность

1991 1 377,8 37782 0 0 0 37782 37782

1992 73 389,2 183821 182477 704250 156820 1343 28824

1993 188 2266,9 919441 836563 4156387 1480310 82879 281514

1994 114 1770,5 561435 492852 3860536 384000 68583 1283988

Итого 376 4804,35 1702479 1511892 8721173 2021130 190587 1632108

Процесс массовой приватизации был неравномерным из-за задержки утверждения Государственной программы

Таблица 4. Информация по предприятиям, приватизированным целым имущественным комплексом, 1991—1994 гг., тыс. руб.

Год Предприятия, ед. Продано

феде- крае- муници- федеральная краевая муниципальная

ральная вая пальная началь- цена началь- цена началь- цена

ная прода- ная прода- ная прода-

цена жи цена жи цена жи

1991 0 1 0 0 0 15160 15160 0 0

1992 18 66 116 94159 138514 427571 2617544 56533 873700

1993 10 30 109 69184 142691 121760 293017 95846 784030

1994 20 9 46 618630 952375 319003 372379 383693 1418764

Итого 48 106 271 781973 1233580 883494 3298100 536072 3076494

приватизации государственного и муниципального имущества на 1992 г., несвоевременной разработки Госкомимуществом РФ организационно-методических подзаконных актов, регулирующих порядок приватизации.

Объем полученной выручки по всем видам продаж за 1991-1994 гг. составил 32797,5 млн руб. (табл. 5). Из всех способов приватизации основную часть полученной выручки обеспечила продажа объектов и акций на аукционах (конкурсах).

Таблица 5. Объем выручки (1991—1999 гг. — в неденоминированных рублях), млн руб.

Период Всего Деньги Приватизационные чеки, ед. *

млн руб. % млн руб. %

1991-1992 943,0 0,78 943,0 0,92

1993 13516,7 11,19 3151,3 3,07 1036545

1994 18337,8 15,18 10659,0 10,38 767885

1995 38248,7 31,67 38248,7 37,24

1996 23068,2 19,10 23068,2 22,46

1997 17226,0 14,26 17226,0 16,77

1998 3731,7 3,09 3731,7 3,63

1999 5692,0 4,71 5692,0 5,54

ИТОГО: 120764,1 100,00 14753,2 100,00 1804430

* Справочно: приватизационные чеки в выручке учитывались по номиналу в 10000 руб.

Эффективность проведенных в 1992-1993 гг. торгов характеризуется отношением начальной и продажной цен на объекты приватизации (табл. 6).

Таблица 6. Эффективность аукционных и конкурсных торгов, проведенных в 1992—1993 гг.

Показатели Всего, В том числе собственность:

млн руб. муниципальная краевая федеральная

1992 г.

Цена предприятий

(без акционерных обществ)

- начальная (Н) 517,6 17,1 399,9 100,5

- продажная (П) 937,9 292,3 488,0 157,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение (Н) к(П) 1,8 17,0 1,2 1,6

1993 г.

Цена предприятий

(без акционерных обществ):

- начальная (Н) 320,6 98,5 151,4 70,7

- продажная (П) 1 843,7 1 450,0 303,1 90,5

Отношение (Н) к (П) 5,7 14,7 2,0 1,2

Значительное превышение продажной цены приватизированных на аукционах и конкурсах предприятий над их первоначальной оценкой - следствие, с одной стороны, конкуренции покупателей, а с другой - применения действовавшей методологии определения стоимости приватизированных предприятий, не позволявшей точно оценить реальную их стоимость в условиях высокой инфляции, что снизило доходы от приватизации.

Основными покупателями акций на торгах государственного и муниципального имущества в 1992 г. выступали юридические лица - товарищества (78,2% всех покупателей), образованные на основе трудовых коллективов приватизированных объектов.

В качестве основных покупателей на чековых аукционах, проведенных Фондом имущества края в 1993 г., оказались физические лица (94,4% всех участников), которые приобрели 58,2% выставленных на продажу акций. Остальная часть -41,8%, пришлась на юридические лица, составившие всего 5,6% участников аукционных торгов. В среднем каждое физическое лицо приобрело 561 акцию, а юридическое - по 6802 акции.

Таким образом, почти половина акций, выставленных на чековые аукционы, стала собственностью небольшой группы организаций, представляющих различные коммерческие фирмы, чековые фонды, холдинговые компании.

В приобретении государственных и муниципальных предприятий, выставленных на коммерческие торги (аукционы, конкурсы), лидировали юридические лица. Это объясняется тем, что только группа лиц, объединенная в товарищество, акционерное общество, способна была сконцентрировать необходимый капитал для участия в коммерческих торгах, поскольку фактическая цена имущества, выставляемого на торги, в десятки раз превышала первоначальную. В торгах практически не участвовали внешние (по отношению к границам Красноярского края) покупатели.

Анализ структуры средств покупателей, направленных ими в 1992-1993 гг. для приобретения государственных и муниципальных предприятий, показывает заметные сдвиги в сторону личных средства граждан, а также приватизационных чеков (табл. 7).

Таблица 7. Изменения источников средств, привлекаемых в 1992—1993 гг. покупателями для приобретения ими в частную собственность приватизируемых государственных и муниципальных предприятий,%

Выручка от приватизации 1992 1993 1993 к 1992

За счет личных средств граждан 1,70 76,70 617,9 раза

Фондов экономического стимулирования

предприятий 72,00 2,70 51,70

Средств предприятий, признаваемых

покупателями 26,30 20,60 10,9 раза

Значительный рост объемов выручки, а также сдвиги в структуре источников средств, используемых для оплаты приобретаемой частной собственности, связаны, в основном, с акционированием, проведенным с помощью приватизационных чеков как средства оплаты акций, приобретаемых населением края на чековых аукционах.

Если в 1992 г. 72% всех доходов от приватизации составляли обезличенные средства из фондов экономического стимулирования предприятий (как средства оплаты приобретаемых

в частную собственность государственных и муниципальных объектов), то в 1993 г. почти такая же доля (76,7%) приходилась уже на личные средства граждан в виде приватизационных чеков.

Специализированные чековые и денежные аукционы

Коренные сдвиги в структуре источников средств для оплаты приватизированного государственного и муниципального имущества также связаны с организацией и проведением в крае специализированных чековых аукционов. В Красноярске был создан Региональный аукционный центр, образована сеть депозитариев на основе государственных и коммерческих банков, а также привлечены к этой работе по договору с Фондом организации-посредники, использовалась система всероссийских специализированных чековых аукционов.

Создание Регионального аукционного центра позволило не только упорядочить процесс акционирования в крае с помощью приватизационных чеков, но и усилить контроль за принимаемыми в уплату за приватизируемое государственное имущество чеками, а также оценить степень интереса, который проявляли покупатели других регионов Российской Федерации к акциям акционерных обществ Красноярского края. Проведение Фондом имущества края серий чековых аукционов в 1993 г. и в январе-июле 1994 г. значительно увеличило объемы продаж акций акционерных обществ открытого типа, составляющих основную долю приватизированных в крае предприятий.

В целом с начала приватизации и по 1 июля 1994 г. было организовано и проведено 290 чековых аукционов (из них 182- в 1994 г.). В 1993 г. на них было реализовано более 40% акций, принятых для продажи, а в 1994 г. объем продаж вырос более чем в 2,6 раза. Из 380 акционерных обществ, действовавших в крае на начало 1994 г., в 294 были проданы все акции, подлежащие продаже в соответствии с законодательными актами, а в оплату приобретенных акций было получено более 1 млн приватизационных чеков, или около 35% всех выданных населению края. За шесть месяцев 1994 г. были проданы акции 153 акционерных обществ с суммарным уставным капиталом 13 млрд руб.

Через Всероссийский чековый аукцион жители Красноярского края могли участвовать в приобретении акций крупных акционерных обществ, представляющих северные, центральные и восточные регионы России. По состоянию на 1 января 1994 г. в Красноярском крае продавались акции акционерных обществ «Нижнетагильский металлургический комбинат»», «Юганскнефть», «Кузнецкий металлургический комбинат», «Алтайский тракторный завод», «Омский каучук», «Дальневосточное морское пароходство» и другие.

В числе акционерных обществ, чьи акции были выставлены на торги в 1994 г., преобладали предприятия цветной металлургии, строительного комплекса, автомобильного транспорта, энергетики. Этим, в основном, был обусловлен высокий интерес покупателей к приобретению акций, проданных на чековом аукционе.

В 1994 г. Региональным аукционным центром были выставлены на продажу акции ведущих предприятий Красноярского края, Сибири и России: АО «Красноярский завод холодильников "Бирюса"», АО «ЛОМО», РАО «ЕЭС России», АО «Ростелеком», РАО «Норильский никель», АО «Красно-ярскэнерго», АО «Ачинский НПЗ», АО «Ачинский глиноземный комбинат». Из них около 45,2% приходилось на расположенные в Красноярске и Ачинске.

Особой популярностью пользовались акции АО «Красноярский завод холодильников "Бирюса"» (курс аукциона - на один приватизационный чек - 5 акций по 250 руб.), АО «Ростелеком» (9 акций по 12,6 руб.), АО «Ачинский НПЗ» (17 акций по 25 руб.); АО «КрАЗ» (7 акций по 125 руб.); АО «ЛОМО» (3 акции по 50 руб.).

По состоянию на 1 июля 1994 г. в качестве платежного средства при выкупе приватизированного имущества Фондом имущества края было использовано 61,4% приватизационных чеков, выданных населению Красноярского края, 38,6% были аккумулированы коммерческими структурами, не принимавшими участия в аукционных торгах.

В числе активных покупателей акций, проданных на специализированных чековых аукционах в 1994 г., следует отметить ЧИФы и другие коммерческие фирмы (табл. 8).

Таблица 8. Итоги специализированных чековых аукционов в 1993-1994 гг.

Показатель Всего В том числе:

1993 1994

Кол-во предприятий 290 109 181

Их суммарный уставный капитал, млн руб. 17821 4808 13013

Число занятых на предприятиях работников, чел. 332617 150770 181847

Выставлено на продажу пакетов акций, млн руб. 4674 1414 3260

Продано на чековых аукционах (суммарный пакет акций), млн руб. 4339 1345 2994

Средневзвешенная доля уставного капитала, приватизированного на чековых аукционах, % 24 28 22

Число приватизационных чеков, принятых к оплате на чековых аукционах, ед. 1173470 695590 477880

Средневзвешенный курс аукциона, тысячерублевых акций на один чек 3,538* 1,52 9,73

Проданы остатки акций за рубли, млн руб. 335 69 266

Выручка от продажи за рубли, млн руб. 7478 118 7360

Средневзвешенный курс аукциона, тыс. руб. 22,30 1,71 27,67

* Справочно: средневзвешенный курс чековых аукционов, проведенных по России, составил 2,4 тысячерублевых акций на один чек («КоммерсантЪ». - 1995. - № 1).

После продажи Фондом имущества края пакетов акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, от 50 до 80% акций было сосредоточено у трудовых коллективов ведущих отраслей хозяйства края. Наибольшая доля акций в конце 1994 г. находилась в руках трудовых коллективов предприятий цветной металлургии (84,9%), топливно-энергетического комплекса (71,7), торговли и снабжения (68,4), автомобильного транспорта (60,8), строительства и строительных материалов (56,6) и машиностроения (50,1).

Инвестиционные конкурсы начали проводиться только с апреля 1994 г., после официальной публикации Госкомимуществом РФ соответствующего Положения, поэтому в 1994 г. состоялось лишь три инвестиционных конкурса по приватизации объектов, имеющих государственные пакеты акций.

Наиболее интенсивно процесс денежной приватизации проходил в 1995 г. (приватизировано 73 предприятия - это

50,69% от всех приватизированных за 1995-1999 гг.). С каждым годом доля приватизированных предприятий сокращалась: 1995 г.- 50,69%; 1996 г.- 32,64%; 1997 г.- 7,64%; 1998 г. - 8,33%; 1999 г. - 0,70%. В последующие годы приватизировались единичные государственные предприятия, в основном посредством проведения конкурсов.

В 1995 г. наибольшим спросом пользовались акции заготовительных и снабженческих предприятий, наименьшим -ЖКХ и научно-технических обществ. В общем количестве приватизированных предприятий за период с 1996 по 1998 годы самую большую долю составили предприятия строительства и строительных материалов (табл. 9).

Таблица 9. Сведения по продаже акций акционерных обществ федеральной и краевой собственности в 1995—1998 гг., тыс. руб.

Устав- Устав- Акции, переданные фонду Продано Остаток

Год чество предприятий, ед. ный капитал в ценах 1992 ный капитал в ценах 1994 по номинальной стоимости по цене аукциона по номинальной стоимости по цене последних торгов

Федеральная собственность

1995 18 711451 583220 337503 191088 2944625 146415 5806072

1996 8 495343 832056 800742 83803 1238006 716939 23140079

1997 1 0 1051486 252356 0 0 252356 252356

1998 2 34720 0 20831 0 0 20831 20831

итого 29 1241514 2466762 1411432 274891 4182631 1136541 29219338

паевая собственность

1995 11 234746 0 90748 88896 1961709 1852 107881

1996 8 703744 0 358164 343317 2857628 14847 264759

1997 1 2305 0 0 0 0 0 0

1998 0 0 0 0 0 0 0 0

итого 20 940795 0 448912 432213 4819337 16699 372640

За 1995-1998 гг. из общего числа предприятий, приватизированных целыми имущественными комплексами, около 60% составили объекты федеральной собственности, 32% - объекты муниципальной собственности и лишь 8% - краевой (табл. 10). Однако именно по объектам краевой собственности продажная цена более чем пятикратно превышала начальную.

Таблица 10. Информация по предприятиям, приватизированным целым имущественным комплексом, 1995—1998 гг.

Год Принято, ед. Продано, тыс. руб

федеральная краевая муниципальная федеральная краевая муниципальная

начальная цена цена продажи начальная цена цена продажи начальная цена цена продажи

1995 16 2 17 1265548 1282934 354276 3600000 490689 2601645

1996 16 2 7 3613080 3745813 224074 263402 496420 527345

1997 5 1 0 561405 564675 100000 105000 0 0

1998 6 1 0 1051409 691781 88400 88400 0 0

Итого 43 6 24 6491442 6285203 766750 4056802 987109 3128990

К 1998 г. в акционерных обществах определились акционеры, владеющие блокирующими и контрольными пакетами голосующих акций. Это стало одной из причин снижения спроса на акции. Кроме того, из-за отсутствия финансовых возможностей значительная часть потенциальных покупателей по-прежнему не участвовала в специализированных и обычных денежных аукционах. По этой причине только в 1998 г. 16 раз торги объявлялись несостоявшимися.

В закрытой подписке на акции в 1995-1997 гг. участвовали акционерные общества края:

- в 1995 г. - с общим уставным капиталом 10566,6 млн руб., реализовано акций по номиналу на 975,539млн руб., в уплату за акции поступило средств на сумму 3318,9 млн руб.

- в 1996 г. - с общим уставным капиталом 2159,9 млн руб., реализовано акций по номиналу на 173,6 млн руб., в уплату за акции поступило средств на сумму 506,7 млн руб.

- в 1997 г. - 4 акционерных общества края с общим уставным капиталом 107,7 млн руб., реализовано акций по номиналу на 0,51 млн руб., в уплату за акции поступило средств на сумму 0,86 млн руб.

В 1998-1999 гг. закрытых подписок на акции не проводилось. В 1995-1999 гг. Фондом имущества края в соответствии с утвержденными графиками осуществлялась продажа акций как на специализированных денежных аукционах (СДА), так и на обычных. Проведено СДА в 1995 г.- 49, в 1996 г.- 20, в 1997 г.- 10, в 1998 г.- 3.

С 1995 г. по 1997 г. Фонд участвовал в проведении 48 всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов: в 1995 г.- в 13, в 1996 г.- в 18, в 1997 г.- в 17 (табл. 11).

Таблица 11. Результаты специализированных (1) и обычных (2) аукционов по продаже акций акционерных обществ Красноярского края за 1995-1999 гг.

Показатель 1995 1996 1997 1998*

1 2 1 2 1 2 1 2

^л-во предприятий, ед. 35 146 15 34 8 15 3 11

Суммарный уставной капитал, тыс.руб. 2184917 8296138 3669907 1387195 409179 1141512 76,94 506,74

Число занятых на предприятиях работников, чел. 13081 97344 13509 13003 2385 2094

Выставлено на продажу пакетов акций (по номинальной стоимости), тыс. руб. 147046 1128170 173462 369390 101328 445534 64,93 69,61

Продан на аукционах суммарный пакет акций, тыс. руб. 84140 1128170 154900 99054 47566 72777 64,93 69,61

Средневзвешенная доля уставного капитала, приватизированного на аукционах, % 3,90 13,60 4,22 7,14 11,62 6,38 17,80 7,02

Сумма денежных средств, принятых к оплате на аукционах, тыс. руб. 2385040 25308705 8785600 3085952 763831 5597930 395,10 1182,90

Средневзвешенная продажная цена акции (приведенной к 1000 руб.), руб. 28346 22672 57003 31154 16058 76918 28,85 33,24

* В данной графе цены приведены в деноминированном выражении.

Следует отметить, что объем предложений на продажу пакетов акций приватизированных предприятий на первичном рынке ценных бумаг края с целью наполнения федерального бюджета не обеспечил прогнозируемый объем доходов от приватизации, так как объем предложений превысил спрос на акции.

В 1995 г. было проведено 17 инвестиционных конкурсов, в 1996 г. - 5, в 1997 г. - 1 инвестиционный конкурс, 5 коммерческих конкурсов с инвестиционными условиями по приватизации объектов, имеющих государственные пакеты акций, в 1998 г. - 3 таких коммерческих конкурса, в 1999 г. - 1 коммерческий конкурс с социальными условиями, на котором было продано государственное предприятие «Проектно-сметное бюро».

На инвестиционных и коммерческих конкурсах с инвестиционными условиями были проданы пакеты акций следующих акционерных обществ (АО):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1995 г. - «Красноярский инженерно-информационный центр "Искра"», «Недокурское ЛПЗ», Гостиница «Красноярск», «Краснокаменское рудоуправление», «Ирбинское рудоуправление», «Красноярсклеспромпроект», «Пировский леспромхоз», «Назимовский леспромхоз», «Красноярсккрайгражданстрой», «Квант», Гостиница «Октябрьская», «Красноярскком-бытоптторг», «Сибцветметниипроект», «Лесстрой», «Диорит», а также индивидуальное частное предприятие «Максан» и Высогогорский ЛПХ.

1996 г. - «Таежинский ЛПХ», Красноярский завод холодильников «Бирюса», «Сиб-электросталь», «Красноярскхимстройоптторг», Красноярский институт «Водоканалпроект».

1997 г. - «КИСК», Ресторан «Октябрьский», «Проектмаш», «Красноярскнефтепродукт», «Проектно-технологическое бюро», Центр по МТС и К «Авиакомплект».

1998 г. - «Лесстройторг», «Крайхимсервис», «СМУ-102».

С завершением массовой приватизации закончился этап приватизации предприятий «на скорую руку», когда не было надлежащей нормативной базы; не обеспечивалось эффективное проведение аукционных и конкурсных торгов, основанное на правильном определении стартовой цены приватизируемого объекта; не было всесторонней рекламы и не создавалась конкурентная среда потенциальных покупателей. В результате возникло множество судебных дел, связанных с расторжением договоров купли-продажи объектов приватизации.

Итоги и выводы

Так в чем же состоит выигрыш государства, трудовых коллективов и населения от проведения приватизации? Что стало с «околоконтрольными» пакетами акций, полученными работниками предприятия по закрытой подписке по второй модели приватизации?

Ситуацию, которая складывалась в трудовых коллективах в первые месяцы после проведения приватизации предприятия,

иначе как эйфорией назвать сложно. Работники почувствовали себя хозяевами, у них появилась возможность голосовать на общем собрании акционеров по повестке дня, участвовать в выборе состава совета директоров и даже генерального директора АО, и, наконец, получать дивиденды по итогам года. Но вскоре эйфория развеялась: вдруг выяснилось, что даже полный зал единомышленников среди работников АО при голосовании по повестке дня не может провести свое решение, если несколько крупных собственников акций, заручившихся поддержкой государственного 20%-ного пакета, имеют другое мнение.

Кризис, с которым столкнулась экономика переходного периода, привел к неплатежам, бартерной системе расчетов, накоплению задолженности в бюджет и Государственный пенсионный фонд, несвоевременной выплате заработной платы. Задержки по выплате заработной платы на некоторых предприятиях Красноярского края достигали 6 месяцев и даже полутора лет. В этих условиях были прекращены выплаты дивидендов, а на большинстве предприятий они даже не начинались. Многие работники новоиспеченных АО и их семьи оказались на грани выживания.

В этой ситуации появились предприимчивые сторонние инвесторы (реже - руководители самого предприятия), которые начали скупку акций у работников на внебиржевом рынке. В результате условно контрольные пакеты акций, приобретенные по второй модели, в 1995-1999 гг. оказались проданными по ценам в десятки раз ниже их реальной стоимости, а к 2004-2006 гг. на руках у населения края практически не осталось акций, полученных по закрытой подписке во время приватизации.

Захват контрольного пакета и смена собственников на предприятии во многих случаях приводили акционерные общества к банкротству и последующей распродаже основных фондов, зданий и сооружений, другого имущества предприятия. Например, прекратили свое существование АО: «Искра» (Красноярский завод телевизоров), «Квант», «Зубр» (Красноярский мясокомбинат), «Канский хлопчатобумажный комбинат», «Ачинская швейная фабрика». На грани банкротства в разное время находились «Сибтяжмаш», «Химволокно»,

Красноярский шинный завод, «Сибэлектросталь», испытывал финансовые затруднения Красноярский завод холодильников «Бирюса».

Красноярский шинный завод распродавал в 2009 г. имущество, чтобы расплатиться с долгами по зарплате работникам.

В январе 2011 г. долги предприятия «Сибтяжмаш» составляли около 18 млн руб. Работники были отправлены во временные отпуска. Электроснабжение «Сибтяжмаша» было в очередной раз приостановлено.

Положительным примером является Красноярский завод холодильников «Бирюса» - один из крупнейших производителей холодильной техники в России. На сегодняшний день «Бирюса» производит 45 базовых моделей бытовых холодильников, морозильных камер, торгового холодильного оборудования: морозильные лари, шкафы-витрины, прилавки-витрины и 26 моделей компрессоров. На заводе производство полного цикла - до 90% деталей изготавливаются самостоятельно из материалов и комплектующих известных мировых производителей, таких как BASF, Danfoss, DOW, Ticona, Ilpea, Samsung. Производство оснащено оборудованием ведущих фирм из Германии, Италии, Японии, Кореи. Сегодня продукция «Бирюса» реализуется как на территории России, так и в странах СНГ, Монголии, Афганистане.

Интересная ситуация сложилась с СИФП Красноярского края. В первые годы после создания деятельность этих структур контролировалась специально созданным отделом в Краевом комитете по управлению госимуществом (ККУГИ) и одновременно Федеральной комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ) России (так как фонды являлись акционерными обществами). Все конфликты акционеров фонда с их учредителями рассматривались в первую очередь в ККУГИ. Во второй половине 1990-х под давлением ККУГИ инвестиционные фонды провели реорганизацию и стали обычными ОАО. Тем самым с фондов был снят очень действенный контроль.

Следует отметить еще один момент - приобретенные на чековых аукционах активы (акции предприятий) в СИФП ставились на баланс в зависимости от количества вложенных приватизационных чеков по их номиналу, который оценивал-

ся в 10 тыс. руб. После деноминации рубля в 1998 г. цена актива уменьшилась в 1000 раз. Если, например, СИФП вкладывал 500 чеков в аукцион (а это достаточно крупное вложение), то стоимость всех приобретенных акций на аукционе в ценах 1998 г. составляла в деноминированном номинале чеков всего 5 тыс. руб. Чтобы налоговая инспекция не предъявляла претензии, достаточно было продать данный пакет акций с прибылью, например, на 20% дороже, то есть за 6 тыс. руб.

Таким образом, у фондов появился соблазн продать такие пакеты, формально фиксируя прибыль, за символическую цену своим структурам или приближенным физическим лицам. А реальная стоимость могла составлять сотни тысяч и даже несколько миллионов рублей. Опротестовать сделки было вправе только общее собрание акционеров СИФП, но информация тщательно скрывалась от большинства мелких акционеров - пенсионеров, работников бюджетных отраслей, которые сдали свои ваучеры в фонд.

С 2000-х годов большинство ОАО, созданных на базе бывших СИФП, перевели все существенные активы в другие юридические структуры (или продали их подставным физическим лицам). Лишь некоторые выплачивали акционерам (и то периодически) абсолютно мизерные дивиденды. Общие собрания акционеров проводились и проводятся без рассылки комплекта документов и бюллетеней, а объявления об общем собрании акционеров, как правило, размещаются в дешевых малотиражных СМИ, которые основная масса акционеров не читает.

Подведем итог. Два основных фактора - устранение контроля со стороны ККУГИ и особенности бухгалтерского учета вложений фонда - привели к сильнейшей коррупции внутри СИФП и полной дискредитации роли СИФП как посред-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.