vyjivaniia-275169
12. Евроассоциация и новые возможности для развития малого бизнеса в Украине [Електронний ресурс]. - Режим
доступу:
http://gazeta.zn.ua/macrolevel/evroassociaciya-i-novye-vozmozhnosti-dlya-razvitiya-malogo-biznesa-v-ukraine- .html
УДК 336.226
ФИСКАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Непран А., В., к.э.н., доцент (ХТЭИ), Тимченко И. Е., к.э.н., доцент (ХЭПУ), Каменева Н. Н., к.э.н., доцент (УкрГУЖТ)
В статье рассматривается роль налога на добавленную стоимость в формировании и перераспределении национального дохода. Определено влияние основных факторов на величину поступлений от налога на добавленную стоимость. Установлена фискальная эффективность налога на добавленную стоимость с учетом всех финансовых потерь государства при бюджетном возмещении. Рост государственного долга по бюджетному возмещению НДС экспортерам несет существенные риски для государственных финансов. Предоставлены рекомендации относительно направления повышения эффективности налогообложения налогом на добавленную стоимость в Украине.
Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, эффективная ставка налога на добавленную стоимость, бюджетное возмещение.
Ф1СКАЛЬНА ЕФЕКТИВШСТЬ ПОДАТКУ НА ДОДАНУ ВАРТ1СТЬ
Непран А. В., к.е.н., доцент (ХТЕ1), Тимченко I. €., к.е.н., доцент (ХЕПУ), Каменева Н. М., к.е.н., доцент (УкрДУЗТ)
У статт1 розглядаеться роль податку на додану варт1сть у формуванш та перерозподт нацюнального доходу. Визначено вплив основних чинникгв на величину надходжень в1д податку на додану вартгсть. Встановлена фокальна ефективтсть податку на додану варт1сть з урахуванням вс1х фтансових втрат держави при бюджетному в1дшкодуванн1. Зростання державного боргу по бюджетному в1дшкодуванню ПДВ експортерам несе суттевг ризики для державних фтанс1в. Надано рекомендацп щодо напряму тдвищення ефективност1 оподаткування податком на додану варт1сть в Украж.
Ключовi слова: податок на додану вартгсть, ефективна ставка податку на додану вартгсть, бюджетне вiдшкодування.
© Непран А.В., Тимченко И.Е., Каменева Н.Н.
THE FISCAL EFFICIENCY OF THE TAX VALUE ADDED
Nepran A. V., Candidate of Economic Sciences, associate professor (KTEU), Timchenko I. E., Candidate of Economic Sciences, associate professor (KELU), Kameneva N. N., Candidate of Economic Sciences, associate professor (USURT)
The article examines the role of value added tax in the formation and redistribution of national income. It is established that the fiscal capacity of the VAT is not used in full. One of the factors that have a negative impact on the fiscal effectiveness of the VAT, is the increase in the budgetary compensation of exporters of the products. Financial losses of the budget from the VAT refunds to exporters include the repayment of debt through the issuance of bonds of internal state loan (government bonds) and the amount of state debt reimbursement of the amounts submitted prior to reimbursement. It is established that the actual amount of losses of the budget significantly exceed budget payments reimbursement of funds. For example, in 2010, in addition to the payment of budget refund in cash in the amount of UAH 40,7 billion financial losses of the budget amounted to UAH 22,9 billion, which accounted for 56,4 % of the total amount paid on account of debt repayment under the VAT money. The growth of public debt in the budgetary compensation of VAT to exporters, carries significant risks to public finances. Assessment of changes in tax losses and exports have led to the conclusion about the absence of sustainable trends relative elasticity of modifications of the budgetary compensation and exports. The influence of major factors on the amount ofproceeds from value added tax. Established the fiscal efficiency of the value added tax taking into account all financial losses of the state budget in compensation. Provided recommendations on the directions of increase of efficiency of taxation by value added tax in Ukraine.
Keywords: value added tax, the effective rate of value added tax, refund.
Постановка проблемы. В
современных условиях перед Украиной стоит важная проблема повышения конкурентоспособности отечественных предприятий как внутри страны, так и на внешних рынках. Одним из средств, направленных на повышение глобальной конкурентоспособности Украины, является налог на добавленную стоимость (НДС).
НДС является основной налоговой системы многих стран, обеспечивая поступление в бюджет значительных сумм. В 2005-2011 гг. поступления от НДС составили в среднем 6,6% ВВП государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [1]. В Украине НДС в настоящее время является самым крупным источником дохода бюджета. В 2015 г. поступления от НДС обеспечивали 35,2 % налоговых поступлений. Из-за значительного расширения масштабов налогообложения, НДС существенно влияет на объем и
структуру потребительского и
инвестиционного спроса и тем самым оказывает определенное влияние на экономическую конъюнктуру, на темпы экономического развития.
Эффективность НДС существенно снижается вследствие роста масштабов бюджетного возмещения НДС, что подрывает финансовую базу бюджета страны. За 2011-2015 гг. общий размер бюджетного возмещения НДС возрос на 59,9 % и достиг 68,4 млрд грн. Кроме того, существенно увеличилось количество мошеннических схем, а также наблюдается рост уклонений от уплаты этого налога. Таким образом, налоговые проблемы в настоящее время перешагнули чисто фискальные границы. Поэтому изучение процессов, происходящих в сфере налогообложения налогом на добавленную стоимость, является весьма актуальным.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам оценки фискальной
эффективности НДС посвящены исследования многих украинских и зарубежных ученых. Так, оценка фискальной эффективности НДС в Украине рассматривалась в работах В. Вишневского [2], О. Молдован [3], Г. Морозова, Е. Руденко [4]. Отдельные аспекты сближения законодательства НДС в Украине в контексте сближения с европейским законодательством рассмотрены в работе Н. Рековой и С. Мельник [5]. Целесообразность применение
выборочного механизма обратного начисления обязательств по НДС обоснованно Й. Кохом [6] и С. Раджагопаланом [7].
При оценке фискальной
эффективности НДС учитывалась роль налога в формировании и
перераспределении финансовых ресурсов государства. Вместе с тем при оценке фискальной эффективности НДС не нашло должного отражения ряд важных, на наш взгляд, моментов. Во-первых, при оценке бюджетного возмещения не учитывался объем задолженности государства, что несколько преувеличивало фискальную эффективность налога. Во-вторых, не исследовалось влияние отдельных факторов на поступление от НДС, а также на величину бюджетного возмещения.
Целью исследования является оценка фискальной эффективности налога на добавленную стоимость с учетом оценки задолженности по возмещению НДС, а также определение роли отдельны факторов, оказывающих влияние на поступление средств от налога в бюджет.
Результаты исследования.
Усиление роли государства и расширение его функций в современных условиях привели к увеличению доли налогов в национальном доходе многих стран. Это означало расширение масштабов перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Такой количественный сдвиг привел к глубокому качественному изменению роли налогов в
экономике. Изменяя налоговые ставки и манипулируя льготами, государство воздействует на объем и структуру потребительского и инвестиционного спроса, на распределение и использование прибыли и тем самым оказывает определенное влияние на экономическую конъюнктуру, характер экономического цикла, темпы экономического роста.
Наиболее значимым в современной налоговой системе Украины является НДС, посредством которого перераспределялось около 10 % ВВП страны. В 27 странах Европейского Союза (ЕС-27)
перераспределялось в 2012 г. около 7,1 %, или 922 млрд евро [8]. Объектом налогообложения являются поставки товаров и услуг, а также их ввоз.
Рост поступлений от налога на добавленную стоимость сопровождается некоторым снижением его фискальной эффективности в условиях кризисных явлений в экономике страны (табл. 1).
За последние годы развитие украинской налоговой системы
характеризуется ростом поступлений от НДС. Несмотря на увеличение абсолютных размеров, доля НДС в общем объеме налоговых поступлений снизилась с 38,9 % в 2011 г. до 35,2 % в 2015 г. Это, однако, не отменяет его ведущую роль НДС в формировании дохода бюджета страны. Следует отметить, что в 2016 г. кардинальных изменений в обложении НДС не произошло. Ставки налога остались без изменений ставки налога (20 %; 7 %), а также перечень операций, которые облагаются по ставке 0 %. В то же время произошли существенные изменения в перечне операций, которые освобождаются от НДС, в особенности для сельхозпроизводителей. Так, отменены льготы относительно операций по экспорту зерновых и технических. В тоже время экспортеры зерновых и технических культур получили право на выплаты возмещения НДС.
Таблица 1
Фискальная эффективность налога на добавленную стоимость _в Украине за 2011-2015 гг._
2011 р. 2012 р. 2013 р. 2014 р. 2015 р.
Поступления в бюджет от налога
на добавленную стоимость, млн
грн 130,1 138,8 128,3 139,0 178,5
Доля налога на добавленную
стоимость, %
в налоговых поступлениях 38,9 38,5 36,2 37,8 35,2
в ВВП 10,0 9,9 8,8 8,9 13,7
Рассчитано по: Государственная служба статистики Украины. [Электрон ресурс]: Режим доступа: hptt://www. ukrstat.gov.ua; Государственная казначейская служба Украины. [Электрон ресурс]: Режим доступа: http://www.treasury.gov.ua/main/uk/index.
Поступления от НДС в 2011-2014 гг. росли медленнее, чем номинальный ВВП. Как следствие, удельный вес НДС в валовом внутреннем продукте снизился по сравнению с 2011 г. на 1,1 %. Усиление инфляционных процессов в условиях кризиса, происходившего в украинской экономике, предопределило в значительной степени сокращение роли НДС как инструмента перераспределения
национального дохода. Лишь в 2015 г. наблюдалось усиление
перераспределительных процессов
посредством НДС.
Одним из средств повышения конкурентоспособности национальной налоговой системы является использование более низких ставков налога. Следует отметить, что в Украине в соответствии с ст. 193 Налогового кодекса Украины, основная ставка НДС составляет 20 %. Это в целом соответствует общеевропейским нормам. По данным Мирового банка, стандартная ставка НДС во Франции составляет 20 %, в Германии - 19 %, Швеция - 25 % [9]. Среди стран - членах ЕС наибольшая ставка НДС составляла 27 % в Венгрии, наименьшая в Люксембурге -17 % [10, с. 3]. Общая ставка НДС в странах - членах ЕС для товаров широкого потребления не должна быть меньше 15 % [5, с. 216].
В тоже время, как показывает
исторический опыт, снижение ставок налогов не является гарантией увеличения налоговых поступлений. Как отмечали Т. Ефименко, С. Гасанов и др., важную роль играют правила (режимы)
налогообложения различных видов доходов от хозяйственной деятельности, режимы их администрирования, характер налоговых льгот в общей совокупности и в рамках инклюзивного развития экономики страны в целом, наличие квалифицированной рабочей силы и надлежащую защиту прав собственности [11, с. 255].
Начиная с 1992 г. НДС является источником повышенных рисков формирования государственного бюджета Украины. Особенно возрастают риски бюджета в период финансово-экономических кризисов (табл. 2).
Приведенные данные дают основание сделать вывод, что фискальный потенциал НДС используется не в полной мере. За исследуемый период план поступлений от НДС оказался выполненным лишь в 2011 г. В остальные годы фактические поступления были значительно ниже запланированных, что негативно влияло на стабильность государственных финансов. В целом за 2008-2015 гг. недовыполнение плана поступлений от НДС составило 62,8 млрд грн.
Рассчитано по: Доходы сводного бюджета Украины за соответствующие годы/ Государственная казначейская служба Украины. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -http://www.treasury.gov.ua/main/uk/index.
Таблица 2
Выполнение плана поступлений от налога на добавленную стоимость_
Год План, млн грн Фактически поступило, млн грн Выполнение плана, %
2009 97643,0 84596,7 86,6
2010 90692,5 86315,9 95,2
2011 128457,5 130093,8 101,3
2012 164125,6 138826,8 84,6
2013 135679,8 128269,3 94,5
2014 142958,7 139024,3 97,2
2015 180006,1 178452,4 99,1
Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на фискальную эффективность НДС, является рост бюджетного возмещения экспортерам продукции. Налоговым законодательством Украины (ст. 193 НКУ) предусмотрены следующие ставки налога: 20 %, 0 % и 7 %. В соответствии с п.п. 195.1.1 НКУ, по нулевой ставкой налога облагаются операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины [12].
В настоящее время в Украине при определении сумы платежей по НДС используется кредитный метод, то есть как разницы между суммой налога, полученного от покупателей (налоговым обязательством), и суммой, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, потребленных в процессе производства (налоговый кредит). Это свидетельствует о приближении механизма исчисления и уплаты НДС в Украине до методики, используемой в наиболее развитых странах мира.
В условиях отсутствия финансовых ресурсов правительство Украины для возмещения сумм НДС, заявленных для возмещения экспортерами, стало использовать эмиссию ОВГЗ (ОВГЗ-НДС). Для погашения бюджетной задолженности по НДС в 2010 г. на основании Постановления Кабинета Министров
Украины от 12 мая 2010 г. № 368 «О выпуске облигаций внутренней
государственной ссуды для возмещения сумм налога на добавленную стоимость» [13] было осуществлено выпуск таких облигаций.
В 2014 г. вследствие стремительного роста долга по возмещению НДС правительство вернулось к практике выпуска среднесрочных государственных облигаций. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины 21.02.2014 г. № 139 «О выпуске облигаций внутренней ссуды для возмещения налога на добавленную стоимость» [14] за 2014 г. Министерство финансов Украины осуществило пять выпусков среднесрочных государственных облигаций номинальной стоимости 1000 грн сроком на пять лет на сумму 6,9 млрд грн. Включение объемов эмиссии ОВГЗ и бюджетной задолженности по НДС дает действительную картину финансовых потерь государственного бюджета страны. Это очень важно при оценке расходов бюджета страны и определении состояния долговой безопасности государственных финансов.
В табл. 3 приведены данные, характеризующие размер потерь бюджета страны от возмещения НДС экспортерам продукции.
Рассчитано по: Доходы сводного бюджета Украины / Государственная казначейская служба Украины. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://www.treasury.gov.ua/main/uk/index; Доходность ценных бумаг на первичном рынке / Национальный банк Украины. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://www.bank.ua.
Таблица 3
Общие потери бюджета для возмещения задолженности по НДС за 2009-2015 гг.
Год Бюджетное возмещение налога на добавленную стоимость денежными средствами, млн грн ОВГЗ, выпущенные для погашения просроченной бюджетной задолженности по налогу на добавленную стоимость, млн грн Налоговый долг на конец периода, млн грн Объём потерь бюджета от возмещения налога на добавленную стоимость — всего, млн грн
2008 34408,5 3847,7 38256,2
2009 34537,3 — 4710,8 39248,1
2010 40671,8 16442,7 6501,8 63616,3
2011 42779,1 — 3888,3 46667,4
2012 45959,0 — 5370,5 51329,5
2013 53447,6 — 6033,3 59480,9
2014 50216,3 6883,5 13499,6 70599,4
2015 68405,3 — 12876,4 81281,7
Фактические суммы потерь бюджета существенно превышают выплаты бюджетного возмещения денежными средствами. Например, в 2010 г. кроме выплат бюджетного возмещения денежными средствами в размере 40,7 млрд грн финансовые потери бюджета составили 22,9 млрд грн, что составило 56,4 % от общей суммы, выплаченной в счет погашения долга по НДС деньгами. В дальнейшем наблюдалось снижение общей задолженности государства по бюджетному возмещению НДС. Так, в 2014 г. общие финансовые потери бюджета от возмещения НДС составили 70,6 млрд грн, в том числе: денежными средствами — 50,2 млрд грн; путем эмиссии ОВГЗ для оформления возмещения НДС за специальным фондом государственного бюджета в соответствии со ст. 24 Закону Украины «О государственном бюджете Украины на 2014 год» — 6,9 млрд грн; задолженность по заявленным суммам — 13,4 млрд грн. В целом в 2014 и 2015 г. скрытие потери бюджета в виде эмиссии
НДС-облигаций и по суммам, заявленным для возмещения НДС, составили соответственно 60,6 и 18,8 %.
В тоже время следует отметить нарастание негативных явлений в сфере бюджетного возмещения НДС экспортерам, что проявляется в значительном росте государственной задолженности. Если на конец 2011 г. задолженность государства по выплатам экспортерам составила 3,9 млрд грн, то в 2014 г. она увеличилась в 3,9 раза и составила 13,5 млрд грн.
Рост финансирования
задолженности экспортерам по
возмещению НДС имел ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, эмиссия ОВГЗ привела к существенному перераспределению свободных денежных средств на рынке ссудного капитала в пользу государства. Это в условиях резко возросших масштабов перераспределения приводит к возрастанию напряжения на рынке ссудных капиталов. Во-вторых, эмиссия ОВГЗ-НДС стала одной из причин значительного роста государственного
долга и выплат по его обслуживанию, что, в свою очередь, значительно сокращает финансовые ресурсы государства, используемые для финансирования его основных функций.
Таким образом, рост
государственного долга по бюджетному возмещению НДС экспортерам несет существенные риски для государственных финансов. В условиях стремительного роста государственного долга это ложится дополнительной нагрузкой на
плательщиков налогов, вынуждает государство прибегать к повышению ставок налогов.
Резко снижает фискальную эффективность налога на добавленную стоимость возникновение отрицательного сальдо разницы между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом, которое подлежит возмещению из бюджета
(п.п. 200.4 статьи 200 НКУ). Возникновение отрицательного сальдо обусловлено тем, в соответствии со ст. 195 НКУ операции по экспорту товаров и отдельных видов услуг облагаются по нулевой ставке.
Абсолютный рост экспорта товаров и услуг приводит, соответственно к увеличению объемов бюджетного возмещения (табл. 4).
Большой интерес представляет собой оценка величины бюджетных потерь НДС, приходящиеся на 1 грн экспорта. В целом за 2009-2015 гг. величина бюджетных потерь, приходящаяся на 1 грн экспорта, колебалась в пределах 7,1 коп. в 2012 г. до11,6 коп. в 2010 г. В условиях резкого сокращения экспорта товаров наблюдалось соответствующее сокращение и налоговых выплат, однако их размеры сокращались более высокими темпами, чем величина экспорта.
Таблица 4
Соотношение потерь бюджета от возмещения НДС и экспорт в 2009-2015 гг.
Год Объём потерь бюджета от возмещения налога на добавленную стоимость — всего Экспорт Бюджетные потери налога на добавленную стоимость на 1 грн экспорта, коп.
млн грн темпы роста, % млн грн темпы роста, %
2009 39248,1 102,6 423564 95,2 9,3
2010 63616,3 162,1 549365 129,7 11,6
2011 46667,4 73,4 707953 128,9 6,6
2012 51329,5 110,0 719480 101,6 7,1
2013 59480,9 115,9 681899 94,8 8,7
2014 70599,4 118,7 770121 112,9 9,2
2015 81281,7 115,1 1044541 135,6 7,8
Рассчитано по: Доходы сводного бюджета Украины / Государственная казначейская служба Украины. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://www.treasury.gov.ua/main/uk/index.
Усиление экспортной ориентации украинской экономики приводит к увеличению бюджетных потерь НДС. В настоящее время доля экспорта по отношению к ВВП достигает 50 %. В этих условиях дальнейшее развитие экспортного потенциала неизбежно приводит к увеличению возмещения НДС экспортерам и, соответственно, к потерям бюджета.
Однако рост бюджетных потерь по НДС не может быть объяснен ростом экспорта. Так, в 2015 г. рост бюджетных потерь составил 10,7 млрд грн при увеличении экспорта на 274,4 млрд грн. Еще более показательным был 2013 г. Величина бюджетных потерь увеличилась в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 8,2 млрд грн, в то время как экспорт сократился на 37,6 млрд грн.
По мнению В. Пикинера, К. Швабий и др.: «Пояснение этому необходимо искать в криминализации процесса начисления возмещения, который был присущ поэтому периоду» [15, а 119]. Поэтому стремление правительства к наращиванию экспорта существенно увеличивает риски для государственных финансов, является одной из причин стремительного роста государственного долга и расходов по его обслуживанию.
Данные табл. 4 позволяют сделать вывод об отсутствии устойчивой зависимости роста бюджетных потерь от увеличения экспорта. Подтверждением этого является оценка коэффициента эластичности налоговых потерь бюджета от изменения экспорта. Его величина за исследуемый период изменялась от - 0,22
до +0,40.
Таким образом, стремление к наращиванию экспортного потенциала страны без учета финансово-экономических последствий усиливает риски разбалансированности
государственного бюджета, увеличивает задолженность по обязательствам, что в конечном счете оказывает отрицательное влияние на всю систему государственных финансов, и в особенности на долговую безопасность страны.
Основным источником поступлений НДС в бюджет является налог с ввезенных на территорию Украины товаров и услуг. В настоящее время поступления НДС от импорта товаров занимает значительную часть в общих поступлениях бюджета от НДС (табл. 5).
Таблица 5
Поступления НДС от импорта за 2011-2015 гг.
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Налог на добавленную
стоимость с ввезенных на
территорию Украины
товаров, млн грн 96025,0 101604,2 96543,7 107287,3 138764,3
Налог на добавленную
стоимость с
импортированных на
территорию Украины работ,
услуг, млн грн 0,3 0,3 0,9 -0,1 2,1
Всего поступлений НДС от
импорта товаров и услуг, млн
грн 96025,3 101604,5 96544,6 107287,2 138766,4
Импорт, млн грн 733526 791844 764730 834133 1084016
Эффективная ставка НДС, % 13,1 12,8 12,6 12,9 12,8
Поступления от НДС, млн грн 172872,8 184785,8 181716,9 189240,5 246857,7
Удельный вес НДС от импорта
в общем объеме налоговых
поступлений, % 55,5 55,0 53,1 56,7 56,2
Рассчитано по: Доходы сводного бюджета Украины / Государственная казначейская служба Украины. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://www.treasury.gov.ua/main/uk/index.
Доля поступлений НДС от импорта товаров и услуг составляет более половины всех поступлений от этого налога. Так, в 2015 г. за счет НДС от импорта товаров и услуг было получено 56,2 % всех поступлений
бюджета от НДС. Это в значительной мере формирует высокую зависимость формирования доходов от НДС от внешней конъюнктуры, что несет потенциально высокие риски для государственных
финансов в сфере формирования доходов бюджета.
Основным источником поступлений является НДС от импортированных на территорию Украины товаров, доля которого составляла 97-99 % от общего объема поступлений НДС от импорта. При этом следует отметить, что доля импорта услуг в общем объеме импорта составляет около 10-14 % (в 2015 г. - 12,9 %). Приведенные расчеты позволяет сделать вывод, что потенциальные возможности увеличения поступлений от НДС лежат в сфере налогообложения импорта услуг.
В ряде исследований предприняты попытки моделирования налоговых поступлений от ряда факторов. На основании построенной экономико-статистической модели М. Крупка, В. Кмит и Р. Паславськая пишут: «С увеличением объема чистого экспорта на 1 млн дол. США и при постоянных значениях объемов ВВП и денежной массы ожидается уменьшение налоговых поступлений до общего бюджета Украины на 100 тыс. грн [16, с. 221]. Вероятнее всего, полученный М. Крупкой, В. Квитом и Р. Паславской отрицательный знак перед показателем «чистый экспорт» можно объяснить лишь одним — уменьшением налоговых поступлений вследствие возмещения с бюджета НДС экспортерам. Однако фактические данные противоречат утверждениям авторов. Так, по данным
Государственного казначейства Украины, в 2015 г. бюджетное возмещение НДС денежными средствами составило 68,4 млрд грн, в то время как поступление НДС от импорта товаров и услуг — 138,8 млрд грн (в 2014 г. — соответственно 57,1 млрд грн (с учетом ОВГЗ) и 107,3 млрд грн). Даже если пересчитать на величину чистого экспорта, все равно поступления налога на добавленную стоимость с импорта товаров и услуг будут превышать примерно вдвое объемы бюджетного возмещения НДС. Следовательно, полученный М. Крупкой, В. Квитом и Паславской вывод об отрицательной зависимости налоговых поступлений от роста чистого экспорта противоречит фактическим данным и является ошибочным.
Для оценки влияния налогов на состояние экономики часто используются эффективные ставки налогов, величина которых учитывается при определении официальных доходов в стране. Величина эффективной ставки НДС от импорта характеризуется относительной
устойчивостью. В целом за 2011-2015 гг. эффективная ставка НДС от импорта товаров и услуг колебалась в пределах 12,6-13,1 % при стандартной ставке 20 %. Рост импорта стал главным фактором увеличения налоговых поступлений в бюджет от НДС (табл. 6).
Таблица 6
Влияние факторов на изменение поступлений НДС от ввезенных на территорию Украины товаров и услуг, млн грн
Год Прирост (+), снижение (-) НДС
Всего в том числе за счет:
импорта поступлений НДС на 1 грн импорта
2010 +193,0 +23663,1 -23470,1
2011 +22674,5 +19300,3 +3374,2
2012 +5579,3 +7638,1 -2058,8
2013 -5060,0 -3454,1 -1605,9
2014 +10742,6 +8740,7 +2001,9
2015 +31479,3 +32129,7 -650,4
В 2014 г. за счет увеличения импорта было обеспечено 81,4 % налоговых поступлений НДС. В 2015 г. прирост НДС от импорта составил 32,1 млрд грн, что значительно превышало сокращение поступлений НДС от снижения величины НДС, приходящиеся на 1 грн импорта. Это в конечном счете обеспечило рост поступлений НДС от импорта товаров и услуг в сумме 31,5 млрд грн. В период сокращения импорта наблюдалось соответствующее снижение поступлений НДС. В то же время изменение эффективной ставки НДС в целом негативно влияли на общую величину поступления НДС от импорта. Особенно значимыми были влияние снижения эффективной ставки в 2010 и в 2012 г.
Выводы. Подытоживая изложенное, приходим к выводу, в последние годы наблюдается снижение фискальной эффективности НДС. Это проявляется в устойчивом невыполнении плановых показателей, а также сокращении доли в налоговых поступлениях. В условиях экспортоориентированной экономики резко снижает фискальную эффективность НДС возрастающие объемы задолженности государства по бюджетному возмещению НДС. Отсутствие денежных средств в бюджете обусловило накопление государственного долга по возмещению НДС. Действительный уровень
налогообложения импорта оказывается значительно ниже 13 % в результате многочисленных льгот. Снижение эффективной ставки НДС стало одной из главных причин сокращения бюджетных поступлений от НДС.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. OECD Revenue statistics / OECD [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http: // stats .oecd. org/Index. a spx?DataSetCode=REV.
2. Налоговая политика: методология,
теория и практика: монография / В. П. Вишневский, О. В. Виецкая, О. Н. Гаркушенко и др.; под общ. ред. В. П. Вишневского / НАН Украины, Ин-т экономики пром-сти. - Донецк, 2011. - 528 с.
3. Молдован О. Напрями та мехашзми пщвищення фюкально!' та регулятивно! ефективносп ПДВ Анал^ична записка [Електронний ресурс] / О. Молдован. - Режим доступу : http://www.niss.gov.ua/articles/247/.
4. Морозова Г.С. Вплив податку на додану вартють на формування доходiв державного бюджету Украши / Г.С. Морозова, С.М. Руденко // Економка та держава. - 2014. - № 8. - С. 42-46.
5. Рекова Н. Ю. Особливосп ПДВ в Укра1ш в контекст зближення з европейським законодавством / Н. Ю. Рекова, С. В. Мельник / Бiзнес-iнформ. -2016. - № 3. - С. 214-219.
6. Koch J. EU amendment directive "VAT — reverse charge mechanism" / J. Koch; CEP. — 2009. — Dec. 7 [Web. resource]. — Режим доступу: http://www. cep.eu/fi
leadmin/user_upload/Kurzanalysen/Reverse_C harge/PB_ Reverse _Charge_EN.pdf.
7. Rajagopalan S. Reverse charging to prevent VAT fraud / S. Rajagopalan; Reckon LLP. — 2006. — Dec. [Web. resource]. — Режим доступу: http://www.reckon.co.uk/ reckon-reverse-charging-dec2006.pdf.
8. Tax revenue statistics / Eurostat. — 2014. — March [Web. resource]. — Режим доступу: http://ec. europa. eu/eurostat/stati sti csexplained/ index.php/Tax_ revenue_statistics#Fur-ther_Eurostat_information.
9. Данные Мирового банка. -[Электронный ресурс]. - Режим доступу: http://www.doingbusiness.org.
10. VAT rates applied in the member states of the European Union. - Luxembourg: Eurostat, 2015. - 29 p. [Web. resource]. -Mode of access: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/
documents/taxation/vat/how_vat_works/rates/v at_rates_en.pdf.
11. Модернiзацiя фшансово'1' системи Украши в процесi евроштеграцп: у 2 т. / Т. I. Сфименко, С. С. Гасанов, В. П. Кудряшов та ш. ; за ред. О. В. Шлапака, Т. I. Сфименко; ДННУ "Акад. фш. управлшня". - К., 2014. - Т. 1. - 2014. - 760 с.
12. Податковий Кодекс Украши вщ 2 грудня 2010 року № 2755-VI. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show /2755-17.
13. Про випуск обл^ацш внутршньо'1' державно'1' позики для вiдшкодування сум податку на додану вартють: Постанова Кабшету Мiнiстрiв Украiни № 368 вщ 12 травня 2010 року. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/368-2010-%Б0%БЕ.
14. Про випуск обл^ацш внутршньо! державно! позики для вщшкодування сум податку на додану вартють: Постанова Кабiнету МЫс^в Украши № 139 вщ 21 травня 2014 року. [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/139-2014-%D0%BF.
15. Пшшер В. О. Оцшка фiскального потенцiалу податку на додану вартють в Украiнi / В. О. Пшшер, К. I. Швабш // Науковий вiсник Нащонального унiверситету ДПС Украши (економiка, право), 2012. - № 2 (57). - С. 115-120.
16. Крупка М. I. Система адмшютрування податюв в Украшк стан, проблеми та перспективи/ Крупка М. I., Кмт В. М., Паславська Р. Ю. // Науковий вiсник ЛНТУ Украши. - 2016. - Вип. 26.2. -С. 217-225.
УДК 334.021
РОЗВИТОК КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРУ ЯК ПЕРЕДУМОВА ЕФЕКТИВНО1 РЕАЛ1ЗАЦП ТРАНСФОРМАЦ1ЙНИХ ПРОЦЕС1В В
ЕКОНОМ1Ц1
Прохорова В.В., д.е.н., професор (У1ПА)
В статт1 розглянуто теоретичш питання розвитку корпоративного сектору, що е передумовою ефективног реал1зацп трансформацтних процеЫв в економщ Украши. Автором видшено позитивы та негативы сторони д1яльност1 корпорацт, проанал1зовано д1яльн1сть оргатв управлгння корпоративним сектором в Украж. В статт1 зазначено, що в Украж не 1снуе окремого органу, який здтснював би управлгння корпоративним сектором, тому необх1дне його створення для контролю 1х д1яльност1.
Ключовi слова: корпоративний сектор, управлтня, тдприемства, економЫа, держава.
РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА КАК УСЛОВИЕ
ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ
Прохорова В.В., д.э.н., профессор (УИПА)
В статье рассмотрены теоретические вопросы развития корпоративного сектора, является предпосылкой эффективной реализации трансформационных
© Прохорова В.В.