ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В настоящей статье рассматриваются вопросы правовой природы фирменного наименования как средства индивидуализации юридических лиц, а также проблемы правового регулирования в сфере защиты прав юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности.
Автором проводится анализ научных трудов по тематике «фирменное наименование как средство идентификации участников торгового оборота», а так же предпринимается попытка применить полученные результаты к современной практике. Ключевые слова: фирменное наименование, результаты интеллектуальной деятельности, индивидуализация, предпринимательская деятельность, государственная регистрация.
Россия относительно недавно встала на путь частно-правового развития экономических отношений. Административное регулирование рынка сильно тормозило рыночные отношения. Государственная монополизация производства и сферы услуг не могла дать должный толчок к развитию рыночных отношений. В настоящее время насыщение рынка различными товарами и услугами является одним из условий существования рыночной экономики. При такой динамике появления все новых и новых товаров и услуг, а кроме того, и участников гражданского оборота, без индивидуализации этих составляющих рынка обойтись тяжело.
Роль таких средств выполняют исторически сложившаяся группа объектов промышленной собственности, получившая название средств индивидуализации участников оборота и производимой ими продукции. Эта группа состоит из двух родственных по выполняемым функциям подгрупп - подгруппы средств индивидуализации участников гражданского оборота и подгруппы средств индивидуализации продукции.
Одним из средств индивидуализации юридических лиц является фирменное наименование, которое представляет собой название юридического лица, определенное в его учредительном документе и занесенное в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛИП).
Понятие «фирма» (фирменное наименование) давали многие ученые.
Например, Цитович П.П. определял фирменное наименование как имя, под которым ведется торговля данного лица1. В свою очередь, Шершеневич Г.Ф. отождествлял «фирму» с названием торгового предприятия, как обособленного частного хозяйства2. Каминка А.И., анализируя два определения торговой фирмы, а именно фирменное наименование как название торгового предприятия и как обозначение собственника торгового предприятия, пришел к выводу о том, что не имеет смысла признавать фирму предприятием, так как такое признание с необходимостью привело бы нас к запрету переносить
фирму на другое предприятие того же лица или вести под одной и той же фирмой несколько различных предприятий3.
В литературе советского периода встречаются следующие определения: «фирма - это наименование, под которым владелец предприятия, единолично или как юридическое лицо, выступает в торговом обороте»; «фирмой называется то имя, под которым торговое (в том числе и торгово-промышленное) предприятие выступает в обороте и которое индивидуализирует это предприятие в ряду других участников оборота»; «фирмой называется наименование предприятия». Таким образом, главное назначение фирменного наименования - это индивидуализация участников гражданского оборота, субъекта предпринимательской деятельности среди подобных ему субъектов, т.е. юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Отсюда сразу становится ясно, что некоммерческие юридические лица иметь фирменное наименование не могут.
Согласно п. 3 ст. 1474 ГК РФ4 не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Исходя из смысла данной статьи, можно сделать вывод, что юридическое лицо может иметь фирменное наименование, которое:
1) не было использовано другим юридическим лицом для осуществления аналогичной деятельности (например, не может быть две туристической фирмы под названием «Нео-тур» и т.п.). Организационно-правовая форма значения не имеет;
2) не было включено в единый государственный реестр юридических лиц и закреплено за фирмой, которая имеет сходную организационно-правовую форму с регистрируемым юридическим лицом.
Причем два этих компонента должны быть в совокупности. Требования, предъявляемые к фирменному наименованию и именуемые принципами фирмы, предопределяют структуру последней. Модель указанной структуры была предложена Розенбергом В.В. в 1914 году и до последнего времени не претерпела каких-либо существенных изменений5.
В структуре фирменного наименования выделяется две части: основная и необходимая. Основная часть именуется корпусом фирмы, а необходимая - добавлениями. В литературе встречаются различные точки зрения на состав этих частей. Так, Розенберг В.В. полагал, что содержанием корпуса фирмы является указание на владельца предприятия, а «эти прочие отношения находят свое отражение в добавлениях к корпусу фирмы. К числу таких именно отношений предприятия относятся:
1) юридическая форма владения торгово-промышленным предприятием (единоличное, полное товарищество, акционерная компания);
2) указания, служащие для отличия личности владельца или предприятия (например, «преемник», «вдова», «братья», обозначение предмета предприятия и т.п.);
3) рекламные прибавки («центральный», «единственный», «старейший» и т.п.)»6.
При этом акционерная компания, по общему правилу, имеет фирму не именную, а предметную. Название акционерного общества заимствуется или от предмета его деятельности, или представляет специально придуманное наименование.
Анализируя научную литературу по вопросам структуры фирменного наименования, можно сделать вывод, что корпусом фирмы является указание на организационно-правовую форму, а добавлениями - собственно название юридического лица, идентифицирующее конкретного участника предпринимательской деятельности. В п. 2 ст. 1473 ГК РФ устанавливается обязанность создаваемого юридического лица иметь в своем фирменном наименовании как корпус фирмы (указание на организационно-правовую форму), так и добавления (собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности).
Ст. 54 ГК РФ устанавливает обязательное требование к фирменному наименованию юридического лица. Из смысла данной статьи следует, что любое юридическое лицо должно содержать наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях и наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Данная норма ст. 54 ГК РФ является общей.
Для каждого отдельной организационно-правовой формы существуют свои требования, установленные федеральным законодательством. Например, в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ7 установлена обязанность юридических лиц, регистрирующихся в соответствующей организационно-правовой форме, указывать в фирменном наименовании, кроме самого названия, также слова «с ограниченной ответственностью. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру «ООО».
Согласно положениям Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ8 полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «закрытое акционерное общество» или «открытое акционерное общество» либо аббревиатуру «ЗАО» или «ОАО». Аналогичные содержания имеются и в ряде других нормативных правовых актов России.
Согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
• полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
• полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
• полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
• полные или сокращенные наименования общественных объединений;
• обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Несмотря на желание законодателя защитить потребителя наверняка, предъявляя вышеуказанные требования п. 4 ст. 1473 ГК РФ, последние зачастую попадают в ловушку. Исходя из смысла данной нормы, юридические лица не могут иметь фирменное наименование, которое содержит полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Получается, что если назвать юридическое лицо так, как мог бы назваться какой-то орган государственной либо местной власти, но которого нет, то такое юридическое лицо будет зарегистрировано. Допустим, назвать организацию «ООО департамент трудоустройства». Конечно, обязательное веление указывать в названиях (фирменных наименованиях) юридических лиц организационно-правовую форму также играет существенную роль, но все же многие попадаются на такую удочку, о чем свидетельствует криминальная практика в области мошенничества.
Также следует отметить, что фирменные наименования - атрибут индивидуализации исключительно коммерческих юридических лиц; некоммерческие юридические лица, согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ, не могут иметь фирменное наименование, даже если они осуществляют разрешенную для них законном предпринимательскую деятельность.
Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.
Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства Российской Федерации, если более 75% акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом.
В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, акционерное общество обязано в течение трех месяцев внести соответствующие изменения в свой устав.
Использование в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний не всегда соответствует положениям законодательства, регулирующего эти вопросы. Многие организации своими названиями претендуют на общероссийский статус независимо от реальных масштабов своей деятельности, произвольно используют элементы государственной символики при наличии в названии слов «российский» и «федеральный». Практически неразличимые названия негосударственных организаций и государственных органов вводят граждан в заблуждение. Органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций, не всегда проверяют обоснованность использования в их названиях наименований «Россия», «Российская Федерация», слова «федеральный» и образованных на их основе слов и словосочетаний. В конечном счете, это приводит к необоснованному использованию данных слов и словосочетаний, что зачастую вводит в заблуждение граждан России.
Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. В связи с этим, следует разобрать права на средства индивидуализации коммерческих юридических лиц по порядку.
Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».
Требование к содержанию фирменного наименования сельскохозяйственных и рыболовецких артелей сформулированы в п. 3 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза), согласно этому нормативному акту, должно содержать ее наименование и слова «сельскохозяйственная артель» или «колхоз» или «рыболовецкая артель» или «рыболовецкий колхоз».
Требования к содержанию фирменного наименования субъекта страхового дела - юридического лица определены в п. 3 ст. 4.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица должно содержать:
указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела; указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов «страхование» и (или) «перестрахование», либо «взаимное страхование», либо «страховой брокер», а также производных от таких слов и словосочетаний; обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела.
При этом субъект страхового дела - юридическое лицо не вправе использовать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела.
Требования к содержанию фирменного наименования кредитной организации отражены в ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»: «Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».
Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридического лица, получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем фирменном наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.
Банк России при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации, если предполагаемое фирменное наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в фирменном наименовании кредитной организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», а также образованных на их основе слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном федеральными законами, о которых уже шла речь выше.
В целях устранения отмеченных недостатков впредь до принятия законодательных актов о государственной символике Правительство Российской Федерации издало Постановление, в соответствии с которым в названиях организаций (за исключением политических партий, профессиональных союзов, религиозных объединений, а также общественных объединений, имеющих статус общероссийских) наименования «Россия», «Российская Федерация», слово «федеральный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в соответствии с актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации9.
Согласно действующему законодательству, юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языка. Как известно, данная правовая норма очень актуальна для многоязычного населения нашей страны. Конституция РФ гласит: «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Как считает автор, реализация данного конституционного права находит свое отражение и в способности называть ту или иную организацию на родном языке народов Российской Федерации. Данным правом широко пользуются в нашей стра-
не. Среди примеров можно назвать одну из религиозных газет Дагестана «Нурул Ислам», мордовскую прессу «Эрзян Мастор» и многие другие.
Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица. Содержание данной нормы ГК РФ говорит о том, что название юридического лица может быть на любом языке: русском или языке народов России. Однако указание на организационно-правовую форму должно быть только на русском языке. Показывая в примере действие данной нормы на дагестанской газете, можно показать, как это будет выглядеть: юридическое лицо может иметь название «ООО Нурул Ислам», или «Акционерное общество Нурул Ислам», или «Потребительский кооператив Нурул Ислам» и т.д.
Некоторые ученые считают, что указание в законодательстве России на то, что юридические лица имеют право или должны иметь полное и сокращенное наименование, является основанием для выделения двух видов фирменных наименований: полное и сокращенное. Другие же ученые производят деление фирменных наименований на первичные и производные. Первичные фирменные наименования идентифицируют вновь создаваемые предприятия, а производные относятся к предприятиям, которые переходят из рук в руки и продолжают, несмотря на смену владельцев, свое дальнейшее существование.
Интересен и тот факт, что в случае, если регистрируемое юридическое лицо не выполнило требования, предписываемые ему п.п. 3 и 4 ст. 1473 ГК РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования, т.е. отказывать в государственной регистрации юридического лица в этом случае орган, ее осуществляющий, не вправе. Кроме того, за отказ в регистрации предусмотрена уголовная ответственность (ст. 169 УК РФ).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. - М., 2001. - С.95
2 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. - М., 1994. - С. 75
3 См.: Каминка А.И. Очерки торгового права. - М., 2002. - С. 183-184
4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 2Э0-ФЗ // СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496
5 См.: Розенберг В.В.Фирма Догматический очерк. - Спб., 1914. - С. 21-22
6 См.: Розенберг В.В.Фирма Догматический очерк. - Спб., 1914. - С.55, 56
7 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ, 16.02.1998, № 7, ст. 785
8 Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 1
9 Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 г № 1463 «Об использовании в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация» // СЗ РФ, 16.12.1996, № 51, ст. 5816