Научная статья на тему 'Финтех-инновации на рынке мобильных платежных сервисов через призму современного маркетинга'

Финтех-инновации на рынке мобильных платежных сервисов через призму современного маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНТЕХ-МАРКЕТИНГ / ФИНТЕХ-ИННОВАЦИИ / МОБИЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломоец Анна Валерьевна, Шхалахова Светлана Юрьевна

В статье авторы инновационные изменения на рынке мобильных платежных сервисов, прогрессивная технологическая трансформации которых с позиции маркетинга формирует системные предпосылки для повышение эффективности продуктово-сервисного предложения и его последующего таргетирования на конкретные клиентские сегменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финтех-инновации на рынке мобильных платежных сервисов через призму современного маркетинга»

5. Стратегия деятельности Фонда инфраструктурных и образовательных программ до 2020 года. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.rusnano.com/infrastructure.

6. Строительство российской наноиндустрии и развитие её правового обеспечения. Слушания «Проблемы правового обеспечения развития наноиндустрии и продвижения нанотехнологической продукции». 09.11.2015. - М.: УК РОСНАНО, 2015. - 43 с.

Kovaleva Olga Evgenievna, Candidate for a Master's Degree (e-mail: interec@volsu.ru) Volgograd state university, Volgograd, Russia Inshakova Elena Ivanovna, Doct. Econ. Sci., professor (e-mail: interec@volsu.ru) Volgograd state university, Volgograd, Russia DEVELOPMENT OF RUSSIAN NANOINDUSTRY IN CONDITIONS OF ECONOMIC SANCTIONS IMPOSITION

Abstract. The role of nanoindustry in providing innovative development of Russian economy is argued in the paper. Dynamics of Russian nanoindustry's current state in the context of the impact of internal problems and the unfavorable external environment on its functioning as a result of imposition of sanctions is characterized. Potential of nanoindustry in implementing the import substitution policy is substantiated, and new vectors of RUSNANO investment strategy and state support to overcome the problems of nanoindustry development in Russia are identified.

Keywords: nanoindustry, modernization of economy, nanoindustry output, sanctions against the Russian Federation, import substitution policy.

ФИНТЕХ-ИННОВАЦИИ НА РЫНКЕ МОБИЛЬНЫХ ПЛАТЕЖНЫХ

СЕРВИСОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА Коломоец Анна Валерьевна, студент (annettofficial@mail.ru) Шхалахова Светлана Юрьевна, аспирант (sveta03081990@mail.ru) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону, Россия

В статье авторы инновационные изменения на рынке мобильных платежных сервисов, прогрессивная технологическая трансформации которых с позиции маркетинга формирует системные предпосылки для повышение эффективности продуктово-сервисного предложения и его последующего таргетирования на конкретные клиентские сегменты.

Ключевые слова: финтех-маркетинг, финтех-инновации, мобильные платежные сервисы.

Практически все новые бизнесы, имеющие прорывные темпы роста в последнее десятилетие опирались не столько на эффективный маркетинг, сколько на прорывные решения в части продукта и модели организации продуктово-сервисного предложения, что обеспечило им скачкообразное

развитие, несмотря на неослабевающее конкурентное давление со стороны других игроков рынка.

Инновации ломают барьеры входа на рынок, позволяют возвести новые, выводят из поля традиционной рыночной конкуренции, отчасти обнуляют потенциал и разрешающие возможности бенчмаркинга. Копирование решений порождает идентичное преобразование предложения, ценовое противостояние в котором результируется в синхронное падение прибылей корпораций, выстоять в котором могут лишь гиганты, имеющие диверсифицированный бизнес, эффект масштаба, расширяющие возможности демпинга на локальных рынках. Именно такого рода эффект мы наблюдали в 2008 - 2009 гг. и в текущий кризис, когда маркетинг и программы лояльности оказались примитивизированы, однообразны, а сама рыночная борьба оказалась на острие исключительно ценового противостояния, бенефициаром которого выступил транснациональный бизнес.

Все это указывает на радикальное изменение рынка, в котором спрос и предложение спешно трансформируются в рамках радикального преобразования продуктов и моделей организации бизнеса, которые стимулируют еще более динамичную эволюцию спроса.

Отсюда, маркетинг становится, пожалуй, самой непростой темой с точки зрения систематизации, обобщений. В последние годы в среде маркетинга произошли кардинальные изменения, в частности в экономике, природной среде и технологиях. Теперь фирмы реализуют товары и услуги через разнообразные каналы, прямые и непрямые. Их конкуренция между собой формирует новое рыночное пространство, а совмещение каналов продаж и многоканальная организация сбыта порождает новые технологии рыночного роста и управления.

Все информационные технологии очень сильно ускоряют процессы в экономике. Интернет - это громадный рынок, где на продажу выставлены все возможные товары и услуги. Быстрая эволюция гаджетов и беспрепятственный доступ в интернет из любой локации являются важнейшими факторами влияния на развитие маркетинговых тенденций будущего. По статистике мобильный трафик уже опередил компьютерный.

В ближайшее время основой маркетинга станут мобильные технологии. Исходя из того как внимание смещается на экраны меньшего размера, у компаний появляется шанс зафиксировать более воодушевленные отношения с клиентами, применяя силу гаджетов.

Неотъемлемой частью жизни нынешнего индивида стал мобильный телефон. Разработчики укореняют новые технологии, делая «обычный» гад-жет настоящим карманным компьютером. Ничего удивительного, ведь какой-либо товар, который очаровывает внимание многочисленных покупателей, является примером внедренных инноваций.

Сотовые телефоны могут выполнять не только функцию общения, но потенциально являются платежным девайсом. Уже сейчас можно гаранти-

ровать, что в скором времени мобильные телефоны вытеснять с рынка большую часть платежных инструментов, в особенности платежные карты.

Довольно обычной процедурой является оплата с помощью пластиковой банковской карты, поэтому на сегодняшний день это не является уже инновацией, следовательно, рассматривать данный вид оплаты не будем. Пробуждает актуальность и интерес новшество бесконтактных технологий Near Field Communication (NFC). Это опция бесконтактной оплаты, с ее помощью можно просто прикоснуться мобильным телефоном к платежному терминалу и платеж пройдет в считанные секунды.

Всего пару десятилетий назад мы не могли представить, что будем открывать, входную дверь в подъезд с помощью маленьких магнитов, было немыслимо.

Так же как и открывать другие двери с помощью специальных карт. А что будет еще через 20 лет, страшно представить. Домофонные ключи, беспроводные устройства, передача данных по воздуху, повсеместный Wi-Fi, теперь и бесконтактные платежи. И все выше перечисленное уже совмещено и также относится к одной из главных инноваций состоящей всего лишь из трех букв - NFS.

Новая технология поразительно отличается от того же Bluetooth, хоть и является его близким родственником. Эта система подарила миру актуальную возможность - экономию времени. Например, при оплате товаров и услуг. Бесконтактные платежи - это новая технология, для услуг, где требуется моментальный расчет и где нужно рассчитаться достаточно в жатое время большому количеству людей. Например, в метро идет поток людей, если традиционный платеж будет осуществляться, то мы заметим, что это занимает уйму времени, поэтому буквально приложили карточку, произошло молниеносное соединение и мы прошли.

В центральной Азии впервые технология была запущена одним из банков Казахстана. С чипом-NFS стали выпускаться пластиковые карты, появились специальные терминалы. Для владельцев Master Card - это карты и терминалы PlayPass, для держателей VISA это payWave. Такие терминалы считывают, информацию не прикасаясь карточкой.

Мы рассмотрели ситуацию с банковской картой, такую же операцию мы могли бы проделать со смартфоном. Это немного иной вид оплаты. Вместо кошелька, мы будем использовать мобильный телефон. Оплата происходит по принципу «Wave and Pay» - что в переводе означает «взмахни и заплати». Владелец смартфона подносит свой гаджет к специальному датчику, и сумма списывается со счета.

На сегодняшний день проект используется во всем мире, но впереди планеты всей - Япония. Телефоном можно оплатить почти все, что находиться вокруг человека.

Терминалы установлены в кафе, такси, станциях метро. В данный момент NFS используется на многих популярных гаджетах многих крупных компаний.

Бесконтактные платежи действительно необыкновенное новшество в XXI веке, очень удобно, быстро, а главное безопасно. Практичность и уникальность предложения данной инновации рушит все стереотипы оплаты, существующие на рынке. Неповторимость, оригинальность, новизна этого продукта обращает на себя внимание и делает его выдающимся.

Получается сегодня мобильный телефон «венец творения» с помощью его можно делать все что угодно.

Естественно, для пользователей главным показателем является «безопасность» их средств. Весьма значительным вопросов для клиентов банков является надежность системы, защищенность трансакций и защищенность счетов, которые действуют дистанционно.

«Существует не просто высокий спрос на новые способы оплаты - подавляющее большинство людей хотят платить смартфоном. И многие готовы делать это уже сейчас», - заявил Энн Кернс, президент MasterCard по международным рынкам. Платёжные системы уже можно считать не финансовой системой, а инновацией.

С невероятной скоростью растет рынок мобильной коммерции. Стоит заметить, что этот рост происходит благодаря мобильным устройствам, а не планшетам, как эксперты предполагали раннее.

Все привыкли считать, что мобильная коммерция это до сих пор смс, контент, звонки и прочее, но это совершенно не так. Термин мобильной коммерции объясняют в США и в Европе так: «Мобильная коммерция -это когда с использованием мобильных телефонов, смартфонов, индивиды могут покупать те или иные товары и использовать их в своей повседневной жизни. Это все платежи, которые связаны посредством мобильного устройства, все платежи которые проходят, с помощью девайса или его прикосновения.

В штатах и в Европе инфраструктура для мобильной коммерции очень четко налажена. Мобильные платежи у них работают «как часы».

В России на текущий момент собралась критическая масса мобильных устройств. Бесспорно данные все разные. Но на данном этапе уже накопилась большая масса людей, которые готовы платить за услуги, пользоваться и которые уже понимают, как это работает.

К сожалению, есть и другая сторона этой системы. Это связано с рядом проблем. Первая проблема связана с наличием NFC-чипом в телефонах. Не все производители имеют такую функцию. Вторая проблема - менталитет. Это также большая проблема, которая мешает проводить оплату мобильным телефоном. Большое количество бабушек, дедушек, мам и пап, которые не пользуются такими смартфонами.

Эксперты убеждены, что именно аналитика является ключом, способным в полной мере раскрыть потенциал мобильных технологий. Они уверены в том, что эта система будет пользоваться спросом в России, но не исключают, что систему NFC сможет заменить другая технология, так на-

пример, было, когда Bluetooth вытеснил инфракрасный порт. С NFC такая же ситуация.

Существуют также на рынке новая система оплаты под названием PayQR. Для офлайн оплаты не требуется карта и не нужен крутой смартфон с NFC, а банально достаточно камеры смартфона.

Этот способ оплаты выглядит таким образом: Пользователь скачивает приложение и привязывает банковскую карту к девайсу и есть QR - код. Клиент приходит в ресторан, сканирует код и оплачивает. Это экономит уйму времени и дарит удобство и комфорт. Не нужно ждать официанта, человек открывает меню, выбирает блюдо, сканирует QR - код, происходит транзакция и мгновенно оплачивается счет.

Аналитики считают, что есть задаток у этой технологии, так как эта система не требует большой инфраструктуры, рынок, по сути, готов. Достаточно внедрить QR - коды, а пользователю достаточно иметь приложение, с помощью которого он будет оплачивать товары и услуги с привязанной банковской картой.

Электронная коммерция, мобильная коммерция, безусловно, являются важными драйверами изменения, которые происходят в платежных системах.

В настоящее время среднестатистический человек, который вышел на улицу без смартфона считает себя беспомощным и незащищенным. Сейчас для человека мобильное устройство гораздо важнее, чем бумажник. Лучше индивид потеряет кошелек, чем телефон. А пять лет назад все было совсем по-другому. Сейчас в мобильном телефоне у человека находится «вся жизнь».

В разных странах Европы мы видим, что мобильная коммерция, мобильная система платежей, платежи при помощи мобильного телефона может быть не NFC, а другие технологии сейчас очень бурно развиваются.

Эксперты убеждены, в скором времени люди будут записывать все свои записи, всю важную информацию именно в телефоны.

Рекордный рост электронной коммерции, несмотря на глобальную экономическую стагнацию. Запросы на вывод торговли онлайн сегодня подают практически все традиционные точки продаж. Это экономически эффективней. Затраты на содержание интернет ресурса не поддаются сравнению затратам на зарплату персоналу, аренду торговых площадей и коммунальных выплат.

По последним новостям в России начинает работу платежный сервис Apple Pay. Который как раз таки позволяет расплачиваться за покупки с помощью IPhone или Apple Watch. Правда, систему поддерживают не все яблочные устройства, а только IPhone 6 старше. Первым банком, который поддержит эту технологию, станет Сбербанк. Для начала пользования такой услугой, нужно загрузить с помощью приложения данные своих банковских карт в телефон, потом в магазине нужно просто поднести гаджет к платежному терминалу, только к такому, который поддерживает бескон-

тактные платежи, далее подтверждаем операцию отпечатком пальца и в итоге покупка совершена.

На первый взгляд, кажется все очень просто, но снова возникает самый главный вопрос, как быть уверенным в безопасности данной процедуры. Разработчики таких бесконтактных платежных систем уверяют, что с безопасностью все хорошо, аргументируя это тем, что номер карты и ее код не хранится ни на устройстве, ни на серверах Apple. При совершение покупки, после того, как отпечаток пальца подтверждается, генерируется уникальный номер учетной записи, с помощью которого генерируется одноразовое число «Token» для каждой транзакции. И уже потом передается в банк этот код, а не номер карты. И после этого покупка одобряется и верифицируется.

Мобильные платежные системы подобны друг другу. Их распространение зависит от того, как быстро россияне привыкнуть к этой «новой» форме денег, которые теперь выглядят, как обычный телефон.

Список литературы

1. Годин, С. Фиолетовая корова. Сделайте свой бизнес выдающимся! [Электронный ресурс]: http://perfectionlife.com/set-godin-fioletovaya-korova-sdelaj-svoj-biznes-vydayushhimsya

2. Золотухин, Д. Профессиональные мессенджеры и агрегаторы определят будущее ритейла // Retail&Loyalty. - 2016. - №5 (59).

3. Рево, П. Банк или платежный агрегатор: ассортимент для ритейлера // Retail&Loyalty. - 2016. - №7 (61).

4. Стародубов, Б. Карты лояльности в смартфоне: почему победа за приложениями - агрегаторами? // Retail&Loyalty. - 2016. - №7 (61).

Kolomoets Anna Valeryvna, student (Annettofficial@mail.ru) Rostov State University of Economics (RSEU) Rostov-on-Don, Russia Shhalahova Svetlana, PhD student (Sveta03081990@mail.ru) Rostov State University of Economics (RSEU) Rostov-on-Don, Russia FINTECH-INNOVATION IN THE MOBILE PAYMENT SERVICE THROUGH MODERN MARKETING Abstracts: The authors innovative changes in the market of mobile payment services, advanced technological transformation that from the marketing point system creates the preconditions for improving the efficiency of product-service offering and its subsequent targeting specific customer segments.

Keywords: fintech marketing fintech-innovation, mobile payment services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.