Научная статья на тему 'Финансовый рынок России в условиях санкционных ограничений: поиск альтернативных источников формирования инвестиций'

Финансовый рынок России в условиях санкционных ограничений: поиск альтернативных источников формирования инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Финансовый рынок / санкции / денежно-кредитная политика / внутренние источники инвестиций / ВВП / замещающие облигации / акции / частные инвесторы / Financial market / sanctions / monetary policy / domestic sources of investment / GDP / substitute bonds / stocks / private investors

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Е. Ю.

Формирование условий на финансовых рынках, которые бы обеспечили эффективное функционирование национального бизнеса, всегда было многогранной задачей и требовало учета значительного числа факторов. Многочисленные санкции, существенно ограничив западные рынки для российского бизнеса, вынудили его перестраивать направления и структуру внешних связей. Учитывая, что российская экономика остается частью мировой экономики, переориентация на новые внешние рынки также будет способствовать изменениям каналов влияния внешней конъюнктуры на условия российского рынка. Санкции против РФ эту задачу еще больше осложняют. Оперативные меры Правительства и Банка России позволили стабилизировать ситуацию на финансовом рынке. В условиях закрытия рынков капитала недружественных стран резко возрастает роль внутренних источников финансирования структурной трансформации российской экономики и реализации процессов импортозамещения товаров, услуг и технологий, необходима выработка системных мер, направленных на развитие национального финансового рынка. Для стабильного и адекватного насыщения экономики финансовыми ресурсами важнейшим является перестройка механизма формирования денежного предложения с опорой не на внешние, а на внутренние источники. Сложившаяся система формирования национальной ликвидности в странах показывает, что многие экономики, в первую очередь развитые, основной упор делают на внутренние источники формирования. А в последнее время такие механизмы все чаще применяют также и развивающиеся страны. Это дает возможность развиваться на основе национальных приоритетов и уменьшает их зависимость от мировой конъюнктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian financial market in the context of sanction restrictions: the search for alternative sources of investments

Creating conditions in financial markets that would ensure the effective functioning of national business has always been a multifaceted task and required taking into account a significant number of factors. Numerous sanctions, significantly limiting Western markets for Russian business, forced it to restructure the directions and structure of foreign relations. Given that the Russian economy remains a part of the global economy, the reorientation to new foreign markets will also contribute to changes in the channels of influence of the external environment on the conditions of the Russian market. Sanctions against the Russian Federation make this task even more difficult. The operational measures of the Government and the Bank of Russia have helped to stabilize the situation in the financial market. With the closure of the capital markets of unfriendly countries, the role of internal sources of financing for the structural transformation of the Russian economy and the implementation of import substitution processes for goods, services and technologies is sharply increasing. It is necessary to develop systemic measures aimed at the development of the national financial market. For a stable and adequate saturation of the economy with financial resources, the most important thing is to restructure the mechanism of forming the money supply based not on external, but on internal sources. The current system of formation of national liquidity in countries shows that many economies, primarily developed ones, focus on internal sources of formation. And recently, such mechanisms have been increasingly used by developing countries as well. This makes it possible to develop on the basis of national priorities and reduces their dependence on the global market.

Текст научной работы на тему «Финансовый рынок России в условиях санкционных ограничений: поиск альтернативных источников формирования инвестиций»

Б01 10.46320/2077-7639-2024-3-124-82-90

Финансовый рынок России в условиях санкционных ограничений: поиск альтернативных источников формирования инвестиций

Соколова Е.Ю.

Формирование условий на финансовых рынках, которые бы обеспечили эффективное функционирование национального бизнеса, всегда было многогранной задачей и требовало учета значительного числа факторов. Многочисленные санкции, существенно ограничив западные рынки для российского бизнеса, вынудили его перестраивать направления и структуру внешних связей. Учитывая, что российская экономика остается частью мировой экономики, переориентация на новые внешние рынки также будет способствовать изменениям каналов влияния внешней конъюнктуры на условия российского рынка. Санкции против РФ эту задачу еще больше осложняют. Оперативные меры Правительства и Банка России позволили стабилизировать ситуацию на финансовом рынке. В условиях закрытия рынков капитала недружественных стран резко возрастает роль внутренних источников финансирования структурной трансформации российской экономики и реализации процессов импортозамещения товаров, услуг и технологий, необходима выработка системных мер, направленных на развитие национального финансового рынка. Для стабильного и адекватного насыщения экономики финансовыми ресурсами важнейшим является перестройка механизма формирования денежного предложения с опорой не на внешние, а на внутренние источники. Сложившаяся система формирования национальной ликвидности в странах показывает, что многие экономики, в первую очередь развитые, основной упор делают на внутренние источники формирования. А в последнее время такие механизмы все чаще применяют также и развивающиеся страны. Это дает возможность развиваться на основе национальных приоритетов и уменьшает их зависимость от мировой конъюнктуры.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Соколова Е.Ю. Финансовый рынок России в условиях санкционных ограничений: поиск альтернативных источников формирования инвестиций // Дискуссия. - 2024. - Вып. 124. - С. 82-90.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Финансовый рынок, санкции, денежно-кредитная политика, внутренние источники инвестиций, ВВП, замещающие облигации, акции, частные инвесторы.

DOI 10.46320/2077-7639-2024-3-124-82-90

The Russian financial market in the context of sanction restrictions: the search for alternative sources of investments

Sokolova E.Y

Creating conditions in financial markets that would ensure the effective functioning of national business has always been a multifaceted task and required taking into account a significant number of factors. Numerous sanctions, significantly limiting Western markets for Russian business, forced it to restructure the directions and structure of foreign relations. Given that the Russian economy remains a part of the global economy, the reorientation to new foreign markets will also contribute to changes in the channels of influence of the external environment on the conditions of the Russian market. Sanctions against the Russian Federation make this task even more difficult. The operational measures of the Government and the Bank of Russia have helped to stabilize the situation in the financial market. With the closure of the capital markets of unfriendly countries, the role of internal sources of financing for the structural transformation of the Russian economy and the implementation of import substitution processes for goods, services and technologies is sharply increasing. It is necessary to develop systemic measures aimed at the development of the national financial market. For a stable and adequate saturation of the economy with financial resources, the most important thing is to restructure the mechanism of forming the money supply based not on external, but on internal sources. The current system of formation of national liquidity in countries shows that many economies, primarily developed ones, focus on internal sources of formation. And recently, such mechanisms have been increasingly used by developing countries as well. This makes it possible to develop on the basis of national priorities and reduces their dependence on the global market.

FOR CITATION APA

Sokolova E.Y. The Russian financial market in the context of sanction restrictions: the search for alternative sources of investments. Diskussiya [Discussion], 124, 82-90.

KEYWORDS

Financial market, sanctions, monetary policy, domestic sources of investment, GDP, substitute bonds, stocks, private investors.

Формирование условий на финансовых рынках, которые бы обеспечили эффективное функционирование национального бизнеса, всегда было многогранной задачей и требовало учета

значительного числа факторов. Многочисленные санкции, существенно ограничив западные рынки для российского бизнеса, вынудили его перестраивать направления и структуру внешних связей.

Учитывая, что российская экономика остается частью мировой экономики, переориентация на новые внешние рынки также будет способствовать изменениям каналов влияния внешней конъюнктуры на условия российского рынка. Санкции против РФ эту задачу еще больше осложняют.

Оперативные меры Правительства и Банка России позволили стабилизировать ситуацию на финансовом рынке [1]. В условиях закрытия рынков капитала недружественных стран резко возрастает роль внутренних источников финансирования структурной трансформации российской экономики и реализации процессов импортоза-мещения товаров, услуг и технологий, необходима выработка системных мер, направленных на развитие национального финансового рынка [ 2 ].

Высокий уровень интегрированности российского рынка в глобальную финансовую систему сделал его уязвимым перед санкциями. Традиционно международные инвесторы играли весьма значительную роль на рынке ценных бумаг российских эмитентов. Так, на 1 января 2022 г. на их долю приходилось более 50% рынка суверенных еврооблигаций, 20% ОФЗ в обращении, но лишь около 5% в секторе негосударственных долговых бумаг [3]. По разным оценкам, международные инвесторы контролировали 50 - 60% free float российского рынка акций на начало текущего года.

В рамках ответных санкций российские власти запретили принимать поручения на продажу ценных бумаг от нерезидентов, а средства, направляемые в адрес иностранных инвесторов при погашении ценных бумаг или регулярных выплат, должны зачисляться на счета типа «С», использование средств на которых ограничено вложением в ОФЗ на первичных аукционах.

В сложившихся условиях доходности ОФЗ перестали зависеть от действий нерезидентов и определялись внутренними факторами: ключевой ставкой, бюджетной политикой, настроениями внутренних инвесторов. Несмотря на отсутствие нерезидентов, Минфин смог привлечь рекордный объем средств (3,3 трлн руб.) во многом благодаря размещению серий ОФЗ с переменным купоном (флоатеров). Основными инвесторами в ОФЗ стали российские коммерческие банки, которым покупка ОФЗ позволяет управлять процентным риском и улучшать нормативы ликвидности [4].

Рекордный объем размещения ОФЗ в санкционных условиях может говорить о том, что сейчас есть ликвидность, которая ищет своего применения, а также о том, что на фоне других

возможностей ОФЗ остаются одним из немногих возможностей стабильного низкорискового размещения средств. Кроме того, также это говорит

0 востребованности инструментов для улучшения структуры балансов банков. ОФЗ отчасти оттянули на себя тот профицит ликвидности, который вновь стал постоянно наблюдаться у банков.

В результате введения санкций ЕС против Национального расчетного депозитария (НРД) и приостановки европейскими Бигос1еаг и Оеагяйеат работы с НРД, российские компании-заемщики, занимавшие на иностранных рынках, лишились возможности осуществлять платежи по евробондам [ 5 ]. В этих условиях потребовалось создание такого инструмента, как замещающая облигация, которые дают возможность восстановить платежи по облигациям отечественным инвесторам.

Замещающие облигации номинированы в иностранной валюте, но расчеты проходят через российскую платежную инфраструктуру - в рублях по курсу Банка России на дату соответствующей выплаты. Рынок «замещающих» облигаций по итогам I квартала 2023 г. превысил 15 млрд долл. США. При этом общий объем рынка российских корпоративных еврооблигаций - 71 млрд долл. США [ 6 ]. Минфин и Банк России готовят законодательные изменения, которые обяжут российские компании выпускать «замещающие» облигации -мера коснется евробондов с погашением не ранее

1 января 2024 г. С учетом сокращения профицита по счету текущих операций и вероятного ослабления рубля можно предположить, что эти бумаги будут пользоваться повышенным спросом, в том числе со стороны частных инвесторов. При этом нельзя исключать, что некоторые заемщики будут использовать валютные облигации с расчетами в рублях в будущем для привлечения нового финансирования. Можно говорить о том, что на внутреннем рынке появился новый класс активов.

Результатом ухода крупных иностранных инвесторов стало снижение возможностей для хеджирования рисков. Значительная часть дери-вативного рынка приходилась на банки-нерезиденты. Отсутствие работающего рынка дерива-тивов негативно скажется на работе участников финансового рынка и компаний реального сектора. К примеру, снижение возможностей хеджирования процентного риска может привести к сокращению объемов кредитования, чрезмерному повышению кредитных ставок, убыткам кредиторов, которые, как правило, финансируют свои активные операции краткосрочными пассивами.

В этих условиях возможно было бы рассмотреть формирование специальных механизмов, которые могли бы нивелировать эти возникающие перекосы. На переходном этапе развитию рынка производных финансовых инструментов могло бы способствовать участие центрального банка в качестве маркетмейкера рынка.

Объем вторичных торгов акциями, а также индекс Мосбиржи после снижения в феврале восстановились лишь частично. Индекс Мосбиржи остается на 30% ниже докризисных уровней. В отсутствие иностранных инвесторов, которые были основными игроками на рынке акций, привлечение долевого капитала стало менее доступным [7]. С другой стороны, отечественные инвесторы, оказавшись ограниченными во вложениях в иностранные акции, сосредоточили весь потенциальный спрос на российских ценных бумагах, и количество участников - физических лиц на отечественном рынке акций уже в 2022 г. составило 81%.

В сегменте корпоративных облигаций объем торгов восстановился до докризисных уровней, а стоимость новых размещений превысила его. Это объясняется тем, что доля вложений иностранных инвесторов на рынке рублевых негосударственных облигаций была незначительной и составляла около 5%. Вместе с тем в условиях повышенной неопределенности в-спред к кривой бескупонной доходности ОФЗ в среднем вырос на 10-15 п.п., существенно удорожав заимствования [8].

Российские компании лишились возможности занимать иностранную валюту на внешних рынках. Постепенно в 2022 г. начались выпуски облигаций в китайских юанях, и к 30 апреля 2023 г. на финансовом рынке появились выпуски на сумму 80,7 млрд юаней (около 12 млрд долларов США) таких отечественных эмитентов как Альфа-Банк, Русал, Норникель, Совкомфлот, Роснефть и др. Конечно, облигации в китайских юанях занимают незначительную долю на рынке, примерно 3,7% от всех обращающихся корпоративных заимствований, но можно констатировать смену тренда по выпуску облигаций с западного на восточный. Внешнеторговый оборот в китайской валюте должен способствовать обеспечению рынка ликвидностью. Тем не менее это вопрос для обеспечения стабильности в данном сегменте требует пристального внимания.

На Мосбирже торговля юанем в марте 2023 г. достигла рекордных 2 трлн руб., что в 74 раза больше, чем в начале 2022 г., когда объем валютных торов достигал 27 млрд руб.

Тем не менее, уже в конце марте 2023 г. банки столкнулись с нехваткой юаневой ликвидности. До этого рынок уже сталкивался с отрицательными ставками по свопам в долларе и евро из-за дефицита этих валют на спотовом рынке. В январе банки начали применять своп, предполагающий продажу юаней за рубли, который был запущен Банком России в январе 2023 г.

Вероятно, в отдельных сегментах изменения на финансовом рынке не поспевают в целом за изменяющимися потребностями бизнеса. В случае если нехватка юаневой ликвидности будет периодически появляться, это может привести к росту доходности этих инструментов, что в конечном итоге может негативно отразиться на привлекательности размещения облигаций в юанях. Вопрос подержания рынка ликвидностью должен находиться под пристальным вниманием регулятора. Возможно целесообразно усиление функций мар-кет-мейкера, которым кроме Банка России может также быть наделен крупный коммерческий банк.

В кризисные периоды именно финансовый сектор первым реагирует на возросшие риски, и в первую очередь встают во весь рост проблемы с ликвидностью, обесценивается национальная валюта. В конце февраля 2022 г. рубль резко подешевел, сформировался дефицит рублевой ликвидности, начался отток средств вкладчиков, доходности на денежном рынке и на рынке ОФЗ резко возросли [9]. Важнейшим антисанкционным механизмом является обеспечение экономики достаточным объемом ликвидности по приемлемой цене, что позволит ей не только функционировать стабильно, но также будет способствовать обеспечению экономического развития и роста.

В России на протяжении последних 30 лет ключевым источником формирования финансовых ресурсов служила внешняя сфера - в частности, внешние займы, а также приток валютной ликвидности в результате внешнеторговых операций. Такой механизм делает финансовую базу развития страны подверженным внешним рискам - внешней конъюнктуре, а, следовательно, также повышает уязвимость внутренних условий от санкций.

В санкционных условиях, когда ограничен доступ к внешним займам, повышается спрос на ликвидность на внутреннем рынке. Объемы внешнего долга снижаются с 2014 г. В 2022 г. он уменьшился на 21,1% [10]. Очевидно, объемы внешних займов должны восполняться экономике на внутреннем рынке. Зарубежные инвесторы также располагали долгосрочными ресурсами, по-

этому с их уходом с российского рынка вследствие санкций резко возросла актуальность формирования долгосрочной ресурсной базы фондирования.

Исторически Россия следует континентальной модели развития финансовой системы, при которой основным источником фондирования бизнеса являются не инструменты фондового рынка, а кредиты в банках. Вместе с тем горизонт инвестирования банков ограничен недостатком длинных пассивов, процесс формирования которых требует длительного времени.

Специализированные механизмы рефинансирования призваны поддержать банковское кредитование приоритетных отраслей экономики. В разное время Банк России предлагал различные механизмы предоставления кредитов Банка России, обеспеченных:

— договорами страхования АО «ЭКСАР»;

— кредитными договорами АО «МСП Банк», поручительствами АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;

— залогом прав требования по кредитам, предоставленным лизинговым компаниям;

— кредитами на осуществление инвестиционных проектов.

Важной опорой экономики в текущий кризисный период являются льготные кредиты правительства. В марте 2022 г. была запущена программа кредитной поддержки, в рамках которой порядка 800 системообразующих предприятий получили льготные кредиты на сумму около 1,2 трлн руб. под менее 11% годовых. Затраты государства составили 43 млрд руб., остальные средства были привлечены предприятиями (т. е. каждый государственный рубль привлек 28 руб. кредитных средств). Эти средства предназначены для перестройки логистических процессов, сохранения рабочих мест, поиска новых рынков сбыта, формирования запасов комплектующих и др. Порядка 300 млрд руб. кредитов получили 850 предприятий малого и среднего бизнеса. В 2023 г. в этот сектор планируется направить еще 21,5 млрд руб. Поменялся также сам принцип предоставления средств при субсидировании части займов при финансировании проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности (8 млрд руб.). Вводится ограничение на минималь-

ный объем вложений в инвестиционные проекты (150 млн руб.), а не максимальный лимит, что ограничивало развитие [11].

В отсутствие нерезидентов необходимо также максимально вовлечь внутренние ресурсы частных и институциональных инвесторов. По итогам марта 2023 г. число физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, достигло 24,5 млн, ими открыто 41,4 млн счетов. Подавляющее большинство частных инвесторов предпочитают инвестировать на рынке самостоятельно, а не вкладываться в инструменты коллективных инвестиций, что является отражением низкого уровня доверия к профессиональным участникам.

По данным Банка России, совокупный портфель пенсионных средств в 2022 г. в России вырос на 5,4% и на конец года превысил 7,1 трлн рублей за счет роста стоимости ценных бумаг и доходов от инвестирования, а также притока участников добровольной пенсионной системы, который составил 40,5 тыс. человек. Несмотря на рост совокупного портфеля в абсолютном выражении, отношение портфеля к ВВП продолжало снижаться, до 4,6% ВВП в IV квартале 2022 г. По этому показателю Россия заметно отстает от других стран с развитым финансовым рынком.

По данным Банка России, совокупный чистый приток средств в ПИФ в IV квартале 2022 г. составил 764,1 млрд руб. - максимальное значение за всю историю наблюдений. Общее число пайщиков - физических лиц всех типов фондов по итогам 2022 г. увеличилось до 8,2 млн человек. Общая стоимость активов ПИФов по итогам 2022 г. составила 8,6 трлн рублей.

По данным Банка России, объем страховых премий по итогам 2022 г. вырос до 1,8 трлн рублей (+0,5% к 2021 г.), составив 1,2% ВВП (1,3% ВВП в 2021 г.). По этому показателю Россия также заметно отстает от других стран с развитым финансовым рынком.

Основополагающим условием эффективного функционирования финансового рынка является взвешенная макроэкономическая политика, обеспечение финансовой и ценовой стабильности, сохранение доверия населения и бизнеса к финансовым институтам, развитие финансового рынка на основе свободной рыночной конкуренции.

Возможности бюджета по финансированию новых задач посредством ранее применявшихся механизмов, по сути, ограничены. Оставшийся объем ЗВР России даже после заморозки превышает нормативы покрытия импорта на 5 месяцев (минимально-требуемый показатель составляет

3 месяца, в РФ - 8 месяцев). ЗВР РФ до заморозки превышали необходимый минимум примерно в 9 раз (по критерию покрытия трехмесячного импорта). Это расширяет возможности инвестиционных процессов в экономике РФ. Однако возможности применения этих средств ограничены. Изменившиеся условия вынуждают российского регулятора несколько менять подходы. Однако применявшийся длительный период механизм в целом сохраняется. Это продолжает формировать риски нестабильности с ликвидностью.

Для стабильного и адекватного насыщения экономики финансовыми ресурсами важнейшим является перестройка механизма формирования денежного предложения с опорой не на внешние, а на внутренние источники. Сложившаяся система формирования национальной ликвидности в странах показывает, что многие экономики, в первую очередь развитые, основной упор делают на внутренние источники формирования. А в последнее время такие механизмы все чаще применяют также и развивающиеся страны. Это дает возможность развиваться на основе национальных приоритетов и уменьшает их зависимость от мировой конъюнктуры.

В частности, все большее распространение получили механизмы покупки национальных гособлигаций своим национальным центральным банком, который для этой покупки осуществляет целевую эмиссию. Отметим, что в России доля российских гособлигаций в формировании денежной базы рубля составляет менее 1 - 2%, тогда как в США и Японии аналогичный показатель достигает 80 - 95% [12]. Это, по сути, означает, что вся монетизация проводится на основе приоритетов структурной политики и реализуется денежно-промышленная политика (mondustrial policy).

Текущий кризисный период вынудил Правительство РФ повышать государственные расходы и перейти к дефицитному бюджету. При этом в условиях закрытых внешних рынков средства необходимые для финансирования растущих расходов привлекались на внутреннем рынке. Основным покупателем размещаемых ОФЗ, как выше писали, выступали российские коммерческие банки. В немалой степени адаптация российской экономики к новым условиям поддерживалось расширением государственных расходов и государственного спроса. Такая тенденция очевидно будет актуальной и необходимой в ближайшие годы для успешной трансформации

экономики с акцентом на развитие приоритетных направлений.

Крайне важно продумать, как перейти при формировании ликвидности от системы, которая практикуется в РФ (на основе внешних займов и валютной выручки), к практике, при которой ликвидность формируется на основе приоритетов экономического развития. Новые проекты, по сути, должны финансироваться новыми деньгами, а не путем оттягивания старых денег, которые уже выполняют свою работу в других сферах.

При этом размещение ОФЗ на внутреннем рынке, когда покупателем являются банки, оттягивает финансовые ресурсы банковского сектора, который мог бы направить их на кредитование реального сектора. Это способствует сохранению ставок на высоких уровнях, и они особенно высоки на длинном конце кривой ОФЗ, т. е. по более длинным ресурсам. Ставки находятся на высоких уровнях с сентября 2022 г., когда более активно стали размещать ОФЗ на внутреннем рынке. Среди причин высокой ставки, помимо высокой неопределенности и ожиданий продолжения программы заимствований, очевидно является недостаток ликвидности в секторе. На это обращает внимание также Банк России: «на ценообразование может влиять ограниченная ликвидность рынка в этом сегменте», как заявила Э. Набиуллина на пресс-конференции [13].

Высокие ставки помимо сдерживания экономического роста удорожают обслуживание государственного долга. Следовательно, бюджету будут необходимы дополнительные доходы, что в условиях недостаточной экономической активности в стране получить проблематично. Отметим, что это особенно актуально, учитывая довольно высокую долю ОФЗ с плавающими ставками - к концу 2022 г. их доля достигла 38% всего объема ОФЗ, что повышает подверженность выплат по ним от уровня ключевой ставки, которая остается на высоких уровнях [14]. В 2021 г. Счетная палата указывала, что безопасный уровень ОФЗ с плавающей ставкой составляет 25% [15].

При наращивании ликвидности в экономике часто опасаются усиления инфляционных тенденций. При этом учитывая, что российская экономика в значительной степени недоинвестирована, новую ликвидность необходимо направлять в приоритетные сферы, которые будут способствовать структурным качественным изменениям в экономике. Более того, у российской экономики есть потенциал абсорбирования ликвидности с относительно низкими инфляционными последстви-

ями. Более 20 лет рост монетизации практически постоянно опережал рост инфляции (накопленный прирост монетизации выше, чем накопленный рост инфляции более чем в 10 раз). О возможности целевого финансирования и низкой инфляции при этом начал говорить даже Банк России: «Государственные расходы, в частности инвестиции в развитие отдельных значимых отраслей, могут вносить вклад в расширение производственного потенциала экономики и изменение ее структуры. В этом случае ускорение экономического роста не будет формировать повышательного давления на инфляцию» [16].

На данном этапе целесообразно расширять механизмы, способствующие удлинению ресурсов в экономике, а при необходимости прибегать и к более неординарным решениям. Важно способствовать повышению трансмиссионного механизма, который будет облегчать возможности перетока средств из финансового в банковский сектор. О важности этого также говорит тот факт, что при востребованности ресурсов в реальной экономике одновременно увеличивается объем средств коммерческих банков на депозитах в Банке России. Среди возможных мер, может быть, долгосрочное финансирование коммерческих банков со стороны Банка России (по опыту ЕЦБ, запустившего с июня 2014 г. программу целевого долгосрочного кредитования европейских коммерческих банков на 4 года под почти нулевую процентную ставку с тем, чтобы они активнее кредитовали компании и предприятия (Targeted Long-Term Repo Operation, TLTRO)). Инвестирование этих средств будет способствовать росту товарного предложения, либо снижению стоимости производимой продукции.

Поддержка развития финансового рынка и ее более тонкая настройка под решение наиболее актуальных задач также будет способствовать абсорбции ликвидности экономикой на низкоинфляционной основе. Тем более, что по уровню монетизации экономики Россия заметно отстает от стран с развитым финансовым рынком. Санкции, существенно ограничив западные рынки для российского бизнеса, вынудили его перестраивать направления и структуру внешних связей. Учитывая, что российская экономика остается частью мировой экономики, переориентация на новые внешние рынки также будет способствовать изменениям каналов влияния внешней конъюнктуры на условия российского рынка. Формирование условий на финансовых рынках, которые бы обеспечили эффективное функционирование национального бизнеса, всегда

было многогранной задачей и требовало учета значительного числа факторов. Санкции против РФ эту задачу еще больше осложняют.

На текущий период главная роль в управлении финансированием экономикой отводится Правительству РФ, тогда как Банк России играет относительно вспомогательную роль, вернувшись к проведению скорее жесткой денежно-кредитной политики. При этом в целом несмотря на принятые антисанкционные меры со стороны

Список литературы

1. Банк России. Меры Банка России по стабилизации ситуации на финансовом рынке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/press/event/7icN12710 (дата обращения: 01.04.2023).

2. Интерфакс. Правительство и ЦБ назвали первые меры поддержки экономики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/699486 (дата обращения: 01.04.2023).

3. Ермак А., Сулима М. Рынок облигаций: существенное снижение цен по итогам года на фоне крайне жесткой ДКП Банка России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://region.ru/uploaC/iblock/b05/Rynok_obligatsii_2023. pCf?yscliC=ltvlo0pj5w363474564 (дата обращения: 15.03.2024).

4. БКС Экспресс. Банк России: как изменился рынок облигаций. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bcs-express. ru/novosti-i-analitika/bank-rossii-kak-izmenilsia-rynok-obligat sii?yscliC=ltvlub9ryl379185338 (дата обращения: 25.04.2023).

5. РБК. НРД под санкциями ЕС. Что можно и нельзя делать с бумагами России и США. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/629a30349a794 73eb9e76922?yscliC=ltvlxhh9o6669299860 (дата обращения: 03.05.2023).

6. Банк России. Обзор рисков финансовых рынков. Август 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr. ru/Collection/Collection/File/46320/0RFR_2023-08.pCf (дата обращения: 10.09.2023).

7. Московская биржа. Фондовый рынок. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.moex.com/ru/news/ (дата обращения: 15.03.2024).

8. Ермак А., Сулима Е. Рынок облигаций: высокая вола-тильность на фоне большой неопределенности. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://region. ru/uploaC/iblock/163/1636Cac7fCa373295c7C23b801b63 cec.pCf?yscliC=ltvm6kx6qh514508817 (дата обращения: 23.05.2023).

9. Банк России. Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки. - № 2-3(72-73) февраль-март 2022 г. - [Электронный

References

1. The Bank of Russia. Measures of the Bank of Russia to stabilize the situation in the financial market. - [Electronic resource]. -Access mode: https://www.cbr.ru/press/event/?iC=12710 (accessed date: 1.4.2023).

2. Interfax. The government and the Central Bank named the first measures to support the economy. - [Electronic resource]. -Access mode: https://www.interfax.ru/business/699486 (accessed date: 1.4.2023).

3. Ermak A., Sulima M. Bond market: a significant decrease in prices at the end of the year against the background of an

Правительства и монетарных регуляторов риски бесперебойной работы экономики и стабильности финансового сектора сохраняются. Целесообразным является расширение подходов регулятора и увеличение активности в обеспечении структурной трансформации экономики. При правильном выстраивании подходов это может заложить долгосрочные основы для обеспечения устойчивости экономики в секционных условиях.

ресурс]. - Режим доступа: https://asros.ru/upload/iblock/439 /3ep4j2ee1tn5tjj29e9q4732dqr4crv5/Likvidnost-bankovskogo-sektora-i-finansovye-rynki-_Vypusk-_2_3-_-fevral-_-mart-2022-goda_.pdf?ysclid=ltvma5ud3o819623057 (дата обращения: 05.05.2023).

10. Ведомости. Внешний долг России сократился в 2022 г. на 21%. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vedomosti.ru/economics/news/2023/03/29/968698-vneshnii-dolg-sokratilsya?ysclid=ltvmfhzv8m16168305 (дата обращения: 01.04.2023).

11. Правительство России. Системообразующие предприятия АПК, промышленности и торговли смогут получить льготные кредиты на поддержание бесперебойной работы. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government. ru/docs/44840/ (дата обращения: 05.05.2023).

12. Соколова Е. Ю. Расширение кредитования реального сектора -необходимое условие поступательного развития страны // Финансовые рынки и банки. - 2021. - № 11. - С. 81-86.

13. Заявление Председателя Банка России Э. Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров Банка России 28 апреля 2023 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cbr.ru/press/event/?id=14741.

14. ФИНАМ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// bonds.finam.ru/news/item/dolya-ofz-s-plavayushchim-dokhodom-dostigla-38-ot-obshchego-obema-goszaymov---siluanov/ (дата обращения: 01.02.2024).

15. Ведомости. Структура российского госдолга вызвала опасения Счетной палаты. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/202l/03/22/862655-struktura-gosdolga (дата обращения: 10.09.2023).

16. Банк России. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и на период 2024 и 2025 годов. Ноябрь 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2023_2025/ (дата обращения: 01.02.2024).

extremely tough PREP of the Bank of Russia. - [Electronic resource]. - Access mode: https://region.ru/upload/iblock/ b05/Rynok_obligatsii_2023.pdf?ysclid=ltvlo0pj5w363474564 (accessed date: 15.3.2023).

4. BCS Express. The Bank of Russia: how the bond market has changed. - [Electronic resource]. - Access mode: https://bcs-ex-press.ru/novosti-i-analitika/bank-rossii-kak-izmenilsia-rynok-ob-ligatsii?ysclid=ltvlub9ryl379185338 (accessed date: 25.4.2023).

5. RBC. NSD is under EU sanctions. What can and cannot be done with the securities of Russia and the USA. - [Electronic

resource]. - Access mode: https://quote.rbc.ru/news/arti-cle/629a30349a79473eb9e76922?ysclid=ltvlxhh9o6669299860 (accessed date: 3.5.2023).

6. Bank of Russia. An overview of the risks of financial markets. August 2023. - [Electronic resource]. - Access mode: https:// cbr.ru/Collection/Collection/File/46320/ORFR_2023-08.pdf (accessed date: 10.9.2023).

7. Moscow Stock Exchange. The stock market. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.moex.com/ru/news / (accessed date: 15.3.2023).

8. Ermak A., Sulima E. Bond market: high volatility against a background of great uncertainty. - [Electronic resource]. -Access mode: https://region.ru/upload/iblock/163/1636dac7f-da373295c7d23b801b63cec.pdf?ysclid=ltvm6kx6qh514508817 (accessed date: 23.5.2023).

9. The Bank of Russia. Liquidity of the banking sector and financial markets. - No. 2-3(72-73) February-March 2022. -[Electronic resource]. - Access mode: https://asros.ru/upload/ iblock/439/3ep4j2ee1tn5tjj29e9q4732dqr4crv5/Likvidnost-bankovskogo-sektora-i-finansovye-rynki-_Vypusk-_2_3-_-fevral-

_-mart-2022-goda_.pdf?ysclid=ltvma5ud3o819623057 (accessed date: 5.5.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Statements. Russia's external debt decreased by 21% in 2022. -[Electronic resource]. - Access mode: https://www.vedomosti. ru/economics/news/2023/03/29/968698-vneshnii-dolg-sokratil-sya ?ysclid=ltvmfhzv8m16168305 (accessed date: 1.4.2023).

Информация об авторе

Соколова Е.Ю., кандидат экономических наук, доцент Кафедры банковского дела и монетарного регулирования Финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва, Российская Федерация).

© Соколова Е.Ю., 2024.

11. Government of Russia. Backbone enterprises of the agro-industrial complex, industry and trade will be able to receive preferential loans to maintain uninterrupted operation. - [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/docs/44840 / (accessed date: 5.5.2023).

12. Sokolova E. Y. Expansion of lending to the real sector - a necessary condition for the progressive development of the country // Financial markets and banks. - 2021. - No. 11. - Pp. 81-86.

13. Statement by the Chairman of the Bank of Russia E. Nabiullina following the meeting of the Board of Directors of the Bank of Russia on April 28, 2023. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.cbr.ru/press/event/?id=14741.

14. FINAM. - [Electronic resource]. - Access mode: https:// bonds.finam.ru/news/item/dolya-ofz-s-plavayushchim-dok-hodom-dostigla-38-ot-obshchego-obema-goszaymov---silu-anov / (accessed date: 1.2.2024).

15. Vedomosti. The structure of the Russian state debt has raised concerns of the Accounting Chamber. - [Electronic resource]. -Access mode: https://www.vedomosti.ru/economics/arti-cles/2021/03/22/862655-struktura-gosdolga (accessed date: 10.9.2023).

16. The Bank of Russia. The main directions of the unified state monetary policy for 2023 and for the period 2024 and 2025. November 2022. - [Electronic resource]. - Access mode: https://cbr.ru/about_ br/publ/ondkp/on_2023_2025 / (accessed date: 1.2.2024).

Information about the author

Sokolova E.Y., PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Banking and Monetary Regulation, Faculty of Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation).

© Sokolova E.Y., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.