Научная статья на тему 'Финансовый рынок России как объект криминологического исследования'

Финансовый рынок России как объект криминологического исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объект криминологической безопасности финансового рынка России / финансовый рынок / уровень теневой экономики / финансово-экономические отношения / нелегальные действия / система обеспечения криминологической безопасности / специальные криминологические меры / уровень криминологической безопасности / степень криминологической защищенности личности / общества и государства в экономической сфере

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакасов Рифат Румович

Введение: в статье представлены результаты исследования финансового рынка России как объекта криминологической безопасности. Автор преследует цель уточнения понятия «финансовый рынок», что в дальнейшем позволит своевременно определять степень общественной опасности правонарушений в сфере рынка финансовых услуг, уровень теневой экономики и ее влияние на развитие финансового рынка России. Материалы и методы: материалом исследования послужили нормативные правовые акты, доктринальные положения и аналитические данные, связанные с исследованием финансового рынка, статистические показатели выявленных нелегальных действий, совершаемых на национальном финансовом рынке. В качестве методологического инструментария выступила совокупность общенаучных и специальных юридических методов познания (диалектический, формально-юридический, статистический, лингвистический и эмпирические). Результаты исследования: в процессе криминологического исследования финансово-экономических отношений, сложившихся на финансовом рынке России, выявлена необходимость повышения уровня их криминологической безопасности в сфере рынка финансовых услуг за счет разработки специальных мер защиты, что позволит снизить уровень криминальных угроз и рисков для всех участников (субъектов) национального финансового рынка, а также обеспечить максимально возможный уровень криминологической защищенности личности, общества и государства в экономической сфере. Обсуждение и заключение: по результатам исследования финансового рынка автор определяет финансово-экономические отношения как объект, который возникает при действии участников финансового рынка России, характеризующегося беспрецедентным ростом нелегальной деятельности, низким уровнем выявления и документирования недобросовестных практик, повышенным уровнем латентности нелегальных действий, в результате чего возникает острая необходимость в создании условий для бесперебойного и эффективного функционирования системы обеспечения криминологической безопасности в современных реалиях; модернизации процесса не только повышения уровня финансовой грамотности населения, но и обучения специалистов, осуществляющих защиту финансового рынка от преступных посягательств на внутриведомственном, межведомственном и международном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological Research of the Russian Financial Market as an Object of Criminological Research

Introduction: the article presents the results of the study of the object of criminal security in the Russian financial market. The author’s goal is to clarify the concept of financial market which will allow determining the degree of public danger of crimes in the financial services markets, the level shadow economy and its influence on the Russian financial market. Materials and Methods: the research materials included: regulations, doctrinal provisions and analytical data related to the study of the financial market, statistical indicators of identified illegal actions committed in the national financial market. The methodological tools were: a set of general scientific and special legal methods: dialectical, formal legal, statistical, linguistic and empirical methods of cognition. Results: as a result of a criminological study of the Russian financial market, it was established that the object of criminological research is financial and economic relations arising in the Russian financial market. Based on the foregoing, it is necessary to note the increase in the level of criminological security of financial and economic relations emerging in the financial services market, which requires the creation of special protection measures that will reduce the level of criminal threats and risks for all participants (subjects) of the national financial market, as a result of which the level of criminological protection of the individual, society and state in the economic sphere. Discussion and Conclusions: based on the results of the financial market research, the author defines financial and economic relations as an object arising from the actions of participants in the Russian financial market, characterized by an unprecedented increase in illegal activities, a low level of detection and documentation of unfair practices, an increased level of latency of illegal actions, as a result of which there is an urgent need to create conditions for uninterrupted and effective the functioning of the criminological security system in the conditions of modern realities, modernization of the process of increasing not only the level of financial literacy of the population, but also the training of specialists who protect the financial market from illegal encroachments at the intradepartmental, interdepartmental and international levels.

Текст научной работы на тему «Финансовый рынок России как объект криминологического исследования»

Научная статья УДК 343.9

DOI: 10.37973/^ТМККШ-2024-56-9

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК РОССИИ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рифат Румович Бакасов, Академия управления МВД России, Москва, Россия, bakasovrifat@yandex.ru

Аннотация

Введение: в статье представлены результаты исследования финансового рынка России как объекта криминологической безопасности. Автор преследует цель уточнения понятия «финансовый рынок», что в дальнейшем позволит своевременно определять степень общественной опасности правонарушений в сфере рынка финансовых услуг, уровень теневой экономики и ее влияние на развитие финансового рынка России.

Материалы и методы: материалом исследования послужили нормативные правовые акты, док-тринальные положения и аналитические данные, связанные с исследованием финансового рынка, статистические показатели выявленных нелегальных действий, совершаемых на национальном финансовом рынке. В качестве методологического инструментария выступила совокупность общенаучных и специальных юридических методов познания (диалектический, формально-юридический, статистический, лингвистический и эмпирические).

Результаты исследования: в процессе криминологического исследования финансово-экономических отношений, сложившихся на финансовом рынке России, выявлена необходимость повышения уровня их криминологической безопасности в сфере рынка финансовых услуг за счет разработки специальных мер защиты, что позволит снизить уровень криминальных угроз и рисков для всех участников (субъектов) национального финансового рынка, а также обеспечить максимально возможный уровень криминологической защищенности личности, общества и государства в экономической сфере.

Обсуждение и заключение: по результатам исследования финансового рынка автор определяет финансово-экономические отношения как объект, который возникает при действии участников финансового рынка России, характеризующегося беспрецедентным ростом нелегальной деятельности, низким уровнем выявления и документирования недобросовестных практик, повышенным уровнем латентности нелегальных действий, в результате чего возникает острая необходимость в создании условий для бесперебойного и эффективного функционирования системы обеспечения криминологической безопасности в современных реалиях; модернизации процесса не только повышения уровня финансовой грамотности населения, но и обучения специалистов, осуществляющих защиту финансового рынка от преступных посягательств на внутриведомственном, межведомственном и международном уровнях.

Ключевые слова: объект криминологической безопасности финансового рынка России; финансовый рынок; уровень теневой экономики; финансово-экономические отношения; нелегальные действия; система обеспечения криминологической безопасности; специальные криминологические меры; уровень криминологической безопасности; степень криминологической защищенности личности, общества и государства в экономической сфере

© Бакасов Р.Р., 2024

Для цитирования: Бакасов Р.Р. Финансовый рынок России как объект криминологического исследования // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2024. Т. 15. № 2 (56). С. 64 - 70. DOI: 10.37973/^ТМККШ-2024-56-9

Scientific article

UDC 343.9

DOI: 10.37973/VESTNIKKUI-2024-56-9

CRIMINOLOGICAL RESEARCH OF THE RUSSIAN FINANCIAL MARKET AS AN OBJECT OF CRIMINOLOGICAL RESEARCH

Rifat Rumovich Bakasov,

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia,

bakasovrifat@yandex.ru

Abstract

Introduction: the article presents the results of the study of the object of criminal security in the Russian financial market. The author's goal is to clarify the concept of financial market which will allow determining the degree of public danger of crimes in the financial services markets, the level shadow economy and its influence on the Russian financial market.

Materials and Methods: the research materials included: regulations, doctrinal provisions and analytical data related to the study of the financial market, statistical indicators of identified illegal actions committed in the national financial market. The methodological tools were: a set of general scientific and special legal methods: dialectical, formal legal, statistical, linguistic and empirical methods of cognition.

Results: as a result of a criminological study of the Russian financial market, it was established that the object of criminological research is financial and economic relations arising in the Russian financial market. Based on the foregoing, it is necessary to note the increase in the level of criminological security of financial and economic relations emerging in the financial services market, which requires the creation of special protection measures that will reduce the level of criminal threats and risks for all participants (subjects) of the national financial market, as a result of which the level of criminological protection of the individual, society and state in the economic sphere.

Discussion and Conclusions: based on the results of the financial market research, the author defines financial and economic relations as an object arising from the actions of participants in the Russian financial market, characterized by an unprecedented increase in illegal activities, a low level of detection and documentation of unfair practices, an increased level of latency of illegal actions, as a result of which there is an urgent need to create conditions for uninterrupted and effective the functioning of the criminological security system in the conditions of modern realities, modernization of the process of increasing not only the level of financial literacy of the population, but also the training of specialists who protect the financial market from illegal encroachments at the intradepartmental, interdepartmental and international levels.

Keywords: object of criminological security of the Russian financial market; financial market; level of the shadow economy; financial and economic relations; illegal actions; system for ensuring criminological security; special criminological measures; level of criminological security; level of criminological protection of the individual, society and state in the economic sphere

© Bakasov R.R., 2024

For citation: Bakasov R.R. Criminological Research of the Russian Financial Market as an Object of Criminological Research. Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2024;15(2):64-70. (In Russ.). DOI: 10.37973/VESTNIKKUI-2024-56-9

Введение

Финансовый рынок, являясь частью экономической системы, реагирует на малейшие изменения в экономике государства, выступая индикатором, отражающим в целом состояние экономики страны. Его эффективность во многом зависит от ряда экономических показателей, таких как объем денежной массы, профицит/дефицит госбюдже-

та и сальдо платежного баланса, а также госдолг, уровень инфляции, валютный курс и др.

Последние геополитические события, повлекшие введение в отношении России экономических санкций1 (замораживание активов, ряд энергетических мер и др.), оказывают существенное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, экономику страны, отдельные

1 Путеводитель по санкциям и ограничениям. URL: https://base.garantru/57750632/#friends (дата обращения: 24.01.2024).

ее сегменты, включая финансовый рынок. Эти процессы замедляют переструктуризацию современной экономики российского государства, отрицательно влияя на финансовую активность, в том числе и на инвестирование в наиболее важные секторы экономики, а введение недружественными государствами экономической блокады наносит вред не только отечественной государственной экономике, но и всей мировой экономической системе.

Интенсивно развивающийся рынок финансовых услуг, внедрение новейших цифровых технологий, использование современных платежных систем, с одной стороны, способствуют развитию цифровой экономики, а с другой - несут криминологические риски и угрозы безопасности финансового рынка России. Криминогенная обстановка в данном сегменте российской экономики остается сложной, несмотря на меры, предпринимаемые государством в лице Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ).

Для обеспечения криминологической безопасности финансового рынка необходимо изучить современное состояние криминальных угроз в финансовой системе государства, обеспечить взаимодействие между заинтересованными органами государственной власти, осуществить мониторинг с целью выявления причин и условий, способствующих совершению преступных посягательств в указанной сфере, для дальнейшей их нейтрализации.

Обзор литературы

Изучению проблемы обеспечения экономической безопасности на современном этапе становления российской экономики посвящены труды ведущих отечественных криминологов: Н.Ф. Кузнецовой, М.М. Бабаева, А.И. Долговой, Т.В. Пинкевич, В.А. Плешакова, В.С. Овчинского, Г.К. Мишина, И.А. Никитина и др. Научные труды этих ученых составляют основу изучения вопросов обеспечения криминологической безопасности, в том числе разработки специальных мер криминологической защиты. Вместе с тем нелегальные действия на финансовом рынке вызывают интерес государства к изучению существу-

ющих проблем, а также разработке, внедрению современных технологий в целях нейтрализации криминальных угроз и рисков личности, обществу и государству.

Материалы и методы

Материалами исследования явились нормативные правовые акты, доктринальные положения и аналитические данные, связанные с исследованием финансового рынка и статистические показатели нелегальной деятельности в указанной сфере. В ходе работы над статьей использовались общенаучные и частнонаучные методы (логический, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический и др.).

Результаты исследования

В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации1 определены основные задачи государственной экономической политики Правительства Российской Федерации, которые отражены в принятой Стратегии развития финансового рынка2. Согласно этим документам приоритетным направлением развития национальной экономики является финансовый рынок, входящий в финансовую систему России.

В течение последних семи лет развитие финансового рынка послужило причиной изменений условий реструктуризации и постановки задач, решение которых принципиально важно для российской экономики и ее финансового рынка. Особую значимость в экономической сфере имеют созданные условия, обеспечивающие усиление роли финансового рынка, защиту прав его участников, доступность рынка финансовых услуг для граждан и бизнеса, цифровизацию инфраструктуры рынка, выстраивание системы внешнеторговых платежей и расчетов, что в конечном счете позволит обеспечить финансовую стабильность государства3, в том числе посредством поддержания национальной валюты4.

Одним из основных вопросов при исследовании финансового рынка является определение границ этого термина. В современной России термин «финансовый рынок» начинает употребляться в 1990 г. в связи с принятием Положения об акционерных обществах5. Именно в этот период

1 О стратегии экономической безопасности Российской Федерации: утв. указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 (в действ. редакции). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 24.01.2024).

2 Об утверждении стратегии развития финансового рынка РФ до 2030: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 4355-р (ред. от 21.12.2023). СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/search/ (дата обращения: 24.01.2024).

3 Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации // Центральный Банк России. URL: https: // www.cbr.ru/about_br/publ/onfinmarket/ (дата обращения: 24.01.2024).

4 Путин подписал указ о расчетах за сельхозпродукцию в нацвалютах // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/ politics/putin-podpisal-ukaz-o-raschetakh-za-selkhozprodukciyu-v-nacvalyutakh.html (дата обращения: 24.01.2024).

5 Об утверждении Положения об акционерных обществах: постановление Совмина РСФСР от 25.12.1990 № 601 (ред. от 15.04.1992, с изм. от 24.11.1993). URL: https: // www. consultant. ru/ document/ cons_ doc_LAW_38/ (дата обращения: 24.01.2024).

зарождается национальный финансовый рынок вследствие перехода к частным формам собственности, использования ценных бумаг (акций, облигаций и др.), финансовых продуктов (кредиты, займы и др.) и формирования института субъектов (участников) финансового рынка.

Государство, выступая в роли регулятора финансового рынка, управляя всеми активами, равномерно распределяет их между участниками рынка, на котором может выступать в качестве заемщика и кредитора, устанавливать контроль и надзор за всеми участниками рынка, то есть имеет возможность осуществлять манипулирование (в экономике это называется прямое и косвенное воздействие).

Вместе с тем национальный финансовый рынок носит корпоративный, сугубо индивидуальный характер и имеет особый статус мегарегу-лятора1, а это значит, что государство, помимо разработки нормативно-правового законодательства и надзора за участниками рынка финансовых услуг, может установить монополию на некоторые сферы экономики и внести ограничения на выполнение операций определенного вида.

В современных условиях существует необходимость в законодательном закреплении объема понятия «финансовый рынок», поскольку именно это позволит определять виды экономической деятельности, их содержание, сферу влияния, а также разрабатывать направления деятельности по обеспечению криминологической безопасности рынка финансовых услуг (с определением сил и средств, необходимых для его защиты).

На доктринальном уровне вопрос о понятийном аппарате функционирования финансового рынка обсуждался неоднократно. Так, по мнению А.А. Артюхова, финансовый рынок - это совокупность отношений, обусловленных движением финансовых инструментов, предложением и оказанием финансовых услуг определенного вида (или нескольких видов), объединяемых по признакам единства оказывающих услуги субъектов и единства правового регулирования указанных отношений [1, с. 18].

В результате проведенного исследования выявлено, что единого мнения у экспертов при определении объема понятия «финансовый рынок» не сложилось. Так, А.А. Суэтин рассматривает финансовый рынок как место, где осуществляется продажа-покупка финансового капитала, денежных средств [2, с. 28]; в свою очередь, Н.И. Быкова утверждает, что финансовый рынок представ-

ляет собой особую сферу рыночных отношений, которая регулирует и направляет свободные денежные активы, а также осуществляет заимствование от собственников сбережений для дальнейшего их предложения другим субъектам за определенное вознаграждение [3, с. 10].

Более широкое понимание финансового рынка предложено В.М. Коркиным. По его мнению, это сложная система денежно-финансовых отношений, основанная на прямых и обратных связях между ссудными и валютными торговыми площадками, а также между другими виртуальными видами деятельности рынка финансовых услуг

[4, с. 21].

Наиболее информативным с юридической точки зрения можно считать понимание финансового рынка, предложенное в трудах Л.Н. Красавиной, которая рассматривает его как рыночные отношения, в сущности, обеспечивающие концентрацию и перераспределение денежных капиталов в целях бесперебойности и эффективности воспроизводства; именно поэтому понятие «финансовый рынок» требует более широкой трактовки (с включением в него фондового, страхового, кредитного, валютного и иных рынков) [5, с. 12 - 18].

Вместе с тем проведенный научный анализ понятия «финансовый рынок» позволил прийти к выводу, что это совокупность складывающихся финансово-экономических отношений на финансовом рынке России в целях фиксации, централизации и перераспределения денежных активов и финансовых инструментов разного вида и номинала, объединенных по принципу единства, целостности и идентичности нормативно-правового и финансового регулирования, а также защиты прав и законных интересов всех субъектов (участников) финансового рынка.

Финансовый рынок включает в себя оборотные активы и объединяет следующие структурные сегменты: кредитный рынок, фондовый рынок, валютный рынок, рынок драгоценных металлов, страховой рынок, денежный рынок и др.

Акцентируя внимание на финансово-экономических отношениях, следует иметь в виду, что цель субъектов финансового рынка - получение прибыли при совершении сделок и операций на рынке финансовых услуг, что относится к частному праву; публичное же право реализуется в процессе создания и обеспечения стабильной и непрерывной работы любых сегментов финансового рынка на основе защиты прав и законных

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, утв. Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149702/ (дата обращения 22.11.2023).

интересов его участников. Поэтому финансовый рынок, будучи явлением частно-публичным, требует разработки комплекса мер по нормативно-правовой охране не только деликтных правоотношений, но и норм публичного права. Это, в свою очередь, позволит реализовать основополагающие принципы Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), гарантирующие единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8), устанавливающие правовые основы (финансовые, валютные, кредитные и др.) единого рынка (п. «ж» ст. 71) и не допускающие установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74)1.

Как указано выше, Конституция РФ гарантирует охрану и защиту прав участников рынка при ведении финансовой деятельности. Государство в лице ЦБ РФ как мегарегулятора усиливает свою роль на финансовом рынке, оказывая значительное влияние на все виды деятельности и на действия участников финансового рынка не только посредством создания обширной законодательной базы, но и осуществляя надзор и контроль за действиями на рынке финансовых услуг. Вместе с тем действиями ЦБ РФ не затрагиваются финансово-экономические отношения не только при выходе на финансовый рынок, но и при выборе направлений финансово-экономической деятельности, что усложняет дальнейшую разработку мер безопасности.

Государство, действуя как наблюдатель2, реагирует на любые нелегальные проявления посредством разработки и принятия правовых норм. Так, расширены полномочия ЦБ РФ в части под-

готовки проектов законодательных и иных нормативных актов в области развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации3.

Анализируя нормативно-правовое законодательство финансового рынка России, следует отметить, что в настоящее время приняты нормативные правовые акты, которые обеспечивают развитие всех сфер жизнедеятельности российского государства посредством определения государственных приоритетов и постановки конкретных задач для достижения целей национального стратегического развития Российской Федера-ции4. Их принятие плодотворно влияет на укрепление позиций России в качестве сильного и независимого государства, основной целью которого является повышение уровня жизни населения. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»5, создаются стабильные условия для устойчивого экономического роста в результате повышения уровня и качества жизни населения страны и обеспечения национальной безопасности.

Законодательное обеспечение финансового рынка, создание системы криминологической безопасности, выработка специальных мер криминологической защиты способствуют развитию экономической сферы и положительно влияют на политические, экономические и социальные процессы не только на внутреннем, но и на внешнем рынке финансовых услуг.

Преступления, совершаемые на финансовом рынке, всегда связаны с деятельностью субъектов

1 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. URL: https://rg.ru/documents/2020/07/04/konstituciya-site-dok.html (дата обращения: 15.01.2024).

2 История банка России. URL: https://www.cbr.ru/about_br/history/ (дата обращения: 16.01.2024).

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, утв. Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149702/ (дата обращения: 17.01.2024).

4 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения 24.02.2024); О стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 (в действ. редакции). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 20.11.2023). О стратегии экономической безопасности Российской Федерации, утв. указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 (в действ. редакции). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 24.01.2024); Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. URL: https://base.garant.ru/71759142/#block_1000 (дата обращения 24.02.2024); О Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 24.02.2024); Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 4355-р (ред. от 21.12.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_436693/(дата обращения 24.02.2024) и др.

5 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 320 (ред. от 26.08.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162186/efib3f7b153471ee2e74453693f980f767916946/ (дата обращения 24.02.2024).

рынка финансовых услуг, так как привлечение активов и их использование изначально несет в себе риски, что требует определения видов преступной деятельности и использования вкладываемых активов.

Противоправные действия, как правило, совершаются в отношении лиц, осуществляющих вклады денежных и имущественных активов, со стороны финансовых организаций и иных лиц (брокеров, дилеров и др.). Этот вид преступлений определен в разделе VIII Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления в сфере экономики» и включает следующий перечень совершаемых преступлений на рынке финансовых услуг, ответственность за которые предусмотрена ст. 159, 1591, 1595, 160, 1701, 171, 1721, 1722, 174, 1741, 177, 185, 1851, 1852, 1853, 1854, 1856, 186, 195 УК РФ. Данный перечень охватывает не весь спектр совершаемых на рынке финансовых услуг преступлений, но если охватывает, то санкции за совершение преступлений такого рода не являются репрессивными, а носят предупредительный характер.

Согласно приведенным данным ЦБ РФ, только за 2023 г. возбуждено почти 130 уголовных дел, 620 дел по административным правонарушениям, из которых 460 - за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов. Кроме того, в рамках надзора ЦБ РФ принято 1300 иных мер реагирования, а также ограничен доступ к 11,2 тысячам интернет-ресурсов, которые, по мнению мегарегулятора, принадлежат нелегальным участникам финансового рынка.

ЦБ РФ предоставляет сведения о любых нелегальных проявлениях, информация о которых доводится до правоохранительных органов, Федеральной антимонопольной службы России, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Однако предпринимаемых мер по противодействию нелегальной деятельности, по нашему мнению, явно недостаточно. Так, в 2020 -

2023 гг. количество совершенных правонарушений увеличилось на 4,3 тыс., т.е. почти на 400%. Сравнительный анализ данных 2022 и 2023 гг., проведенный по материалам ЦБ РФ, выявил увеличение количества нелегальных проявлений на 771 правонарушение (что составило 115,5%1 от общего массива правонарушений).

Обсуждение и заключение

Нелегальные действия на финансовом рынке наносят значительный ущерб экономической сфере. Согласно стратегии экономической безопасности, правоохранительным органам необходимо противодействовать любым противоправным проявлениям в экономическо-хозяйственной сфере государства. Эта деятельность должна быть направлена прежде всего на пресечение коррупционных проявлений во всех государственных структурах, в том числе в контрольно-надзорных органах, призванных обеспечивать безопасность экономической деятельности страны. Однако в настоящее время на рынке финансовых услуг отсутствуют благоприятные для выявления преступлений (нелегальных действий) условия, причиной чего является неразработанность процедуры отслеживания нелегальных проявлений в сфере финансового рынка.

Финансовый рынок - один из основных объектов национальной экономики, к важнейшим структурным элементам которого относятся денежный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, валютный рынок, страховой рынок, рынок драгоценных металлов и др. Он обеспечивает значительный потенциал роста и развития национальной экономики, является залогом экономической стабильности и независимости, что требует существенных затрат на обеспечение криминологической безопасности.

Законодательное закрепление термина «финансовый рынок» позволит повысить качество, эффективность выявления и недопущения любых криминальных проявлений в сфере финансовых услуг.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Артюхов А.А. К вопросу о понятии финансового рынка // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009. № 1. С. 18. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-finansovogo-rynka (дата обращения: 30.01.2024).

2. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок. Москва: Кнорус, 2004. 216 с.

3. Быкова Н.И. Формирование финансового рынка в РФ и роль банков в его развитии: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.10. Санкт-Петербург, 1999. 245 с.

4. Коркин В.М. Ссудный рынок России. Москва: Экзамен, 2001. 319 с.

1 Центральный Банк России. Противодействие нелегальной деятельности на финансовом рынке в 2023 году. URL: https://

www.cbr.ru/analytics/inside/2023_2/ (дата обращения: 25.02.2024).

5. Красавина Л.Н. Финансовый рынок как фактор инновационного развития экономики: системный подход // Банковское дело. 2008. № 8 С. 12 - 18.

6. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. 2021. Т. 5. № 3. С. 167 - 182.

7. Сулашкин С.С. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Т. 1. Москва: Научный эксперт, 2008. 467 с.

REFERENCES

1. Artyuhov A.A. K voprosu o ponyatii finansovogo rynka // Vestnik RUDN. Seriya: YUridicheskie nauki. 2009. №1. S. 18. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-finansovogo-rynka (data obrashcheniya: 30.01.2024).

2. Suetin A.A. Mezhdunarodnyj finansovyj rynok. Moskva: Knorus, 2004. S. 28.

3. Bykova N.I. Formirovanie finansovogo rynka v RF i rol' bankov v ego razvitii: dis. ... d.e.n.: 08.00.10. Sankt-Peterburg, 1999. 245 s.

4. Korkin V.M. Ssudnyj rynok Rossii. Moskva: Ekzamen, 2001. S. 21.

5. Krasavina L.N. Finansovyj rynok kak faktor innovacionnogo razvitiya ekonomiki: sistemnyj podhod // Bankovskoe delo. 2008. № 8 S. 12 - 18.

6. Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov M.N. Tenevaya ekonomika kak faktor destabilizacii ekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstva // Tenevaya ekonomika. 2021. T. 5. № 3. S. 167 - 182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Sulashkin S.S. Gosudarstvennaya politika protivodejstviya korrupcii i tenevoj ekonomike v Rossii. T. 1. Moskva: Nauchnyj ekspert, 2008. 467 s.

Информация об авторе:

Бакасов Рифат Румович, адъюнкт Академии управления МВД России, Москва, Россия, bakasovrifat@ yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Information about the author:

Bakasov Rifat Rumovich, Adjunct of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the

Russian Federation, Moscow, Russia, bakasovrifat@yandex.ru

The author has read and approved the final version of the manuscript.

Статья получена: 29.02.2024.

Статья принята к публикации: 25.06.2024.

Статья опубликована онлайн: 28.06.2024.

Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.