Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МИНИМИЗАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МИНИМИЗАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров И. В., Балабанов А. А.

В настоящее время криминологическое обеспечение экономической безопасности является необходимым условием независимости страны‚ важнейшей составляющей национальной безопасности. Данный вывод основан на содержании Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, причем серьезной угрозой выступает теневая экономика‚ что вызывает интерес к этой проблеме. Авторами проведен анализ воззрений ученых на понятие «теневая экономика», который позволил сформулировать ее дефиницию как совокупность социально-экономических отношений‚ результаты реализации которых скрыты от государственной системы учета и контроля либо существуют в искаженном виде. Факторами, способствующими формированию и развитию рассматриваемого вида экономики, служат недобросовестное поведение предпринимателей, связанное с нарушением законодательства для получения максимальной прибыли‚ в том числе сокрытие части товарооборота, незарегистрированная занятость, нарушение правил декларирования, уклонение от уплаты налогов‚ деятельность, осуществляемая без регистрации. Дана характеристика вопросам минимизации теневой экономики для криминологического обеспечения экономической безопасности Республики Крым. Исследованы уровень социально-экономического развития региона‚ состояние коррупционных преступлений и других общественно опасных деяний в сфере экономики‚ сформулированы пути нейтрализации данных негативных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петров И. В., Балабанов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPEСTS OF MINIMIZATION OF THE SHADOW ECONOMY IN THE CONTEXT OF CRIMINOLOGICAL ENSURING ECONOMIC SECURITY (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA)

In the modern period, criminological ensuring economic security is a necessary condition for the independence of the country, the most important component of national security. This conclusion is based on the content of the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030, moreover, a serious threat is the shadow economy that causes the interest to this problem. The authors have analyzed the scientists' views on the concept of "shadow economy", which made it possible to formulate its definition as a set of socio-economic relations the results of the implementation of which are hidden from the state system of accounting and control or exist in a distorted form. The factors contributing to the formation and development of the given type of economy are defined as dishonest behavior of entrepreneurs related to violation of legislation in order to gain maximum profit among which are concealment of part of the commodity turnover, unregistered employment, violation of declaration rules, tax evasion, activities carried out without registration. The issues of elimination of shadow economy to criminological ensure the economic security of the Republic of Crimea are characterized. The level of socio-economic development of the region, the state of corruption and other socially dangerous acts in the economy are studied, the ways to eliminate these negative phenomena are specified.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МИНИМИЗАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)»

УДК 343.9

doi: 10.25724/VAMVD.DDDD

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МИНИМИЗАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

В КОНТЕКСТЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Игорь Валентинович Петров*, Андрей Александрович Балабанов**

* Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, [email protected] ** ЭКЦ МВД по Республике Крым, Симферополь, Россия, [email protected]

Аннотация. В настоящее время криминологическое обеспечение экономической безопасности является необходимым условием независимости страны, важнейшей составляющей национальной безопасности. Данный вывод основан на содержании Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, причем серьезной угрозой выступает теневая экономика, что вызывает интерес к этой проблеме.

Авторами проведен анализ воззрений ученых на понятие «теневая экономика», который позволил сформулировать ее дефиницию как совокупность социально-экономических отношений, результаты реализации которых скрыты от государственной системы учета и контроля либо существуют в искаженном виде. Факторами, способствующими формированию и развитию рассматриваемого вида экономики, служат недобросовестное поведение предпринимателей, связанное с нарушением законодательства для получения максимальной прибыли, в том числе сокрытие части товарооборота, незарегистрированная занятость, нарушение правил декларирования, уклонение от уплаты налогов, деятельность, осуществляемая без регистрации. Дана характеристика вопросам минимизации теневой экономики для криминологического обеспечения экономической безопасности Республики Крым. Исследованы уровень социально-экономического развития региона, состояние коррупционных преступлений и других общественно опасных деяний в сфере экономики, сформулированы пути нейтрализации данных негативных явлений.

Ключевые слова: криминологическая безопасность, коррупция, преступление, регион, социально-экономическое развитие, теневая экономика

Для цитирования: Петров И. В., Балабанов А. А. Региональные аспекты минимизации теневой экономики в контексте криминологического обеспечения экономической безопасности (на примере Республики Крым) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 2 (61). С. 47—51. doi: 10.25724/VAMVD.DDDD

REGIONAL ASPECTS OF MINIMIZATION OF THE SHADOW ECONOMY

IN THE CONTEXT OF CRIMINOLOGICAL ENSURING ECONOMIC SECURITY (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA)

Igor Valentinovich Petrov*, Andrey Aleksandrovich Balabanov**

* Kuban state technological university, Krasnodar, Russia, [email protected]

** The Crimean criminal investigation center of the Ministry of the Internal Affairs of Russia for the Republic of Crimea, Simferopol, Russia, [email protected]

Abstract. In the modern period, criminological ensuring economic security is a necessary condition for the independence of the country, the most important component of national security. This conclusion is based on the content of the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030, moreover, a serious threat is the shadow economy that causes the interest to this problem.

© Петров И. В., Балабанов А. А., 2022

The authors have analyzed the scientists' views on the concept of "shadow economy", which made it possible to formulate its definition as a set of socio-economic relations the results of the implementation of which are hidden from the state system of accounting and control or exist in a distorted form. The factors contributing to the formation and development of the given type of economy are defined as dishonest behavior of entrepreneurs related to violation of legislation in order to gain maximum profit among which are concealment of part of the commodity turnover, unregistered employment, violation of declaration rules, tax evasion, activities carried out without registration. The issues of elimination of shadow economy to criminological ensure the economic security of the Republic of Crimea are characterized. The level of socio-economic development of the region, the state of corruption and other socially dangerous acts in the economy are studied, the ways to eliminate these negative phenomena are specified.

Keywords: criminological security, corruption, crime, region, socio-economic development, shadow economy For citation: Petrov I. V., Balabanov A. A. Regional aspects of minimization of the shadow economy in the context of criminological ensuring economic security (on the example of the Republic of Crimea). Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 47—51, 2022. (In Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.DDDD

Исследование региональных аспектов минимизации теневой экономики в контексте криминологического обеспечения экономической безопасности целесообразно начинать с определения основных понятий, а именно с раскрытия категорий «экономическая безопасность», «теневая экономика» [1].

В отечественной доктрине понятие «экономическая безопасность» трактуется различным образом. Академик Л. И. Абалкин в числе первых охарактеризовал ее как состояние экономической системы, которое позволяет ей успешно развиваться и выполнять социальные функции, что, в свою очередь, помогает государству реализовывать независимую экономическую политику [2, с. 3]. Отдельные авторы определяют данный термин как систему факторов и условий, гарантирующих независимость отечественной в целом и региональной в частности экономики, ее устойчивость и возможность постоянного обновления [3]. Иная позиция принадлежит ученым, рассматривающим это понятие как совокупность различных условий (экономических, политических, законодательных), позволяющих на длительное время сформировать наибольшее количество экономических ресурсов на душу населения максимально дешевым способом [4]. Последний вариант представляется нам наиболее удачным и подходящим для целей настоящей работы.

Понимание термина «теневая экономика» в науке также многообразно. Заметим, что наряду с ним используются и другие: «скрытая экономика», «подпольная экономика», «нелегальная экономика», «неформальная экономика» и т. п. Соглашаясь с М. В. Головко, «теневой экономикой» будем называть деятельность, не подпадающую под законодательную регламентацию и выходящую за ее пределы [5, с. 110].

По содержанию криминологические детерминанты теневой экономики можно разделить на экономические, правовые и общественно-политические. К первым относятся несовершенство процесса приватизации, высокие налоги, хищения бюджетных средств и т. д. Ко вторым — несовершенство действующего законодательства, коррумпированность служащих и правоохранительных органов. К третьим — нестабильность рынка, низкий уровень зарплат и др. [6] Таким образом, «теневая экономика» объединяет различные нелегально возникающие экономические отношения в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, сокрытие подобной деятельности от налогообложения. Исходя из этого, наиболее распространенными видами правонарушений в данной сфере являются уклонение от налогов, коррупционная деятельность, неформальная занятость, производство контрафактной продукции, нелегальная миграция [7]. Их совершению способствует недобросовестное поведение предпринимателей, связанное с нарушением законодательства для получения максимальной прибыли, которое выражается в сокрытии части товарооборота, нарушении правил декларирования доходов, осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации.

В любой стране с высоким уровнем безработицы всегда существует теневая экономика, поскольку граждане берутся за выполнение всякой работы, за какую платят деньги. По подсчетам ученых, теневой сектор экономики в России охватывает приблизительно 40 % трудоспособного работающего населения, получающего «серую» (лица, принятые на работу по трудовому договору, получающие часть зарплаты неофициально, наличными в виде премии) или «черную» (лица, принятые на работу без оформления трудового договора, получающие

зарплату наличными непосредственно от работодателя) зарплату [7].

Экономическая безопасность нашего государства состоит из экономической безопасности его регионов. На рынке труда в субъектах Российской Федерации наблюдается явный недостаток предложений официальных рабочих мест, поэтому по данным исследователей около 250—300 тыс. крымчан трудоустроены без оформления трудового договора и получают зарплату наличными непосредственно от работодателя. Потери бюджета Республики Крым от теневого трудоустройства составляют порядка 7—8 млрд руб. в год1.

Республика Крым представляет собой уникальный субъект и стратегически важный регион в Азово-Черноморском бассейне. В силу своего географического положения она имеет большое геополитическое значение. Внешнее воздействие на экономическую безопасность этого субъекта Российской Федерации оказывает введение экономических и финансовых санкций, транспортная блокада, которую создает Украина, критический недостаток пресной воды и др. На состояние экономики региона влияют и осуществляемые в России реформы, профессионализм политического и хозяйственного руководства.

Уровень социально-экономического развития региона определяется с помощью показателей материальной обеспеченности граждан. Можно отметить ежегодные положительные изменения, связанные с приростом доходов жителей Республики Крым. Однако все финансовые достижения в данной сфере нивелируются постоянной инфляцией, из-за чего средний уровень зарплат крымчан ниже общероссийского [8]. Наиболее это заметно из анализа следующих цифр:

— индекс промышленного производства в Республике Крым составил в добывающей промышленности — 94,5 %, обрабатывающей — 98,0 %, предоставлении электрической энергии, газа, пара, водоснабжении и кондиционировании воздуха — 102,0 %, сборе и утилизации отходов — 111,6 %;

— в сфере сельского хозяйства было намолочено зерновых и зернобобовых культур 529,9 тыс. тонн (+63,7 %), овощей было собрано 4,4 тыс. тонн (+94,1 %);

— в животноводстве было реализовано на убой 90,2 тыс. тонн скота и птицы (-1 %), общий объем полученного молока — 116,3 тыс. тонн (+0,6 %), на 6,8 % уменьшился объем производства яиц;

1 См.: Власти Крыма подсчитали объемы теневой занятости в регионе // Лента новостей Крыма. URL: https://crimea-news.com/economy/2020/11/19/728633.html (дата обращения: 25.11.2021).

— в сфере оказания услуг перевозки пассажиров автомобильным транспортом произошло уменьшение показателей на 39,4 % (перевезено 51,6 млн пассажиров), пассажирооборот в целом снизился на 43,2 %;

— оборот розничной торговли составил 144 247,1 млн руб. (-8,2 %);

— на 47,3 % снизилась эффективность работы многих предприятий2.

Анализ представленных цифр свидетельствует о том, что по сравнению с иными субъектами Российской Федерации показатели экономического развития Республики Крым намного ниже. Названные факторы демонстрируют имеющуюся угрозу экономической безопасности региона и формируют благоприятную почву для существования теневой экономики.

В сферу теневой экономики более других вовлечена туристическая индустрия Республики Крым. Руководствуясь данными независимых исследований в названной области, 8 июля 2020 г. власти Крыма совместно с правительством России составили план по легализации деятельности гостиниц в теневом секторе. Для этого был определен ряд льгот, включая налоговые, предоставляемых предпринимателям, чтобы обеспечить процесс выхода гостиниц, которые оформлены как индивидуальное жилищное строительство, и их работников из «тени»3. Однако реализация плана не привела к ожидаемому результату, поскольку, кроме чисто экономических проблем, свое негативное влияние оказали и иные нерешенные вопросы. Так, за последнее время число преступлений в сфере экономики в Крыму выросло на 30 %. Сотрудниками органов внутренних дел было выявлено 514 тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономической деятельности, 264 из которых были совершены в крупном и особо крупном размерах, 190 преступлений — коррупционной направленности, 14 — в сфере налогообложения4.

2 См.: Социально-экономическое положение Республики Крым в 2021 году. URL: https://xn—ftbdbylaamdOevc.xn--p1ai/novosti/ekonomika/soczialno-ekonoiriicheskoe-polozhenie-respubliki-kryim-2021-goda.html (дата обращения: 25.11.2021).

3 См.: В Крыму разработали план по легализации теневого гостиничного сектора. URL: https://tass.ru/ekonomika/ 8914255 (дата обращения: 25.11.2021).

4 См.: Информационно-аналитическая справка о состоянии преступности и основных результатах оперативно-служебной деятельности МВД по Республике Крым в январе — декабре 2021 г. URL: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost/Rezultati_dejatelnosti/2020/ (дата обращения: 26.11.2021).

Высокий уровень экономической преступности в регионе негативно сказывается на степени экономической привлекательности Республики Крым в целом. Потенциальные инвесторы не решаются вкладывать собственные деньги в развитие инфраструктуры, так как периодически огласке предаются факты хищений государственных средств и случаи совершения коррупционных посягательств. Широкий общественный резонанс получили преступления, связанные со взяточничеством. Первым из них стало преступление, квалифицированное как вымогательство взятки, совершенное в сфере здравоохранения главным врачом Ленинской центральной районной больницы г. Симферополя. Он потребовал более 750 тыс. руб. за покровительство одной из частных фирм, которая взялась за реализацию государственного контракта в рамках проекта «Здоровье». Второе преступление коррупционной направленности было связано со строительством модульного детского сада в г. Евпатории. За покровительство в заключении договора субподряда замдиректора управления капстроительства администрации г. Симферополя вместе с коллегами требовал от предпринимателя денежные средства в крупном размере. Третье преступление коррупционной направленности было совершено служащими Госстройнадзора региона, вступившими в преступный сговор и требовавшими от предпринимателя 240 тыс. руб. каждые полгода на протяжении пяти лет за покровительство при строительстве одного из жилых комплексов в г. Евпатории1. Перечисленные проблемы значительно ослабляют экономическую привлекательность региона, демонстрируют пораженность ключевых властных структур коррупцией, неспособность правоохранителей справляться с преступностью.

В целях изменения ситуации органами власти было принято решение о разработке и реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [9]. Нейтрализовать существующие угрозы планируется путем повышения уровня безопасности, интенсификации экономического роста, эффективности производства, активного внедрения цифровых технологий, привлечения инвестиций. Для технологического прорыва требуется совершенствование науки и образования, формирование структуры высокопрофессиональных специалистов.

Таким образом, повышению уровня безопасности в Республике Крым будет способствовать постепенный вывод сфер экономической деятельности из теневого сектора. Для этого с правовой позиции потребуется актуализация законодательной базы, внедрение строгих антикоррупционных правил, создание эффективной системы статистического и бухгалтерского учета, изменение процедуры юридического оформления предпринимательской деятельности, внедрение комплекса мер по изобличению неофициальных мест размещения туристов (индивидуальных домовладений, оказывающих гостиничные услуги), декриминализация экономики в целом и т. д. [10, с. 12]. С экономической позиции необходимо развитие внутренней инфраструктуры региона, повышение конкурентоспособности Республики Крым по отношению к иным субъектам Федерации, привлечение российских и иностранных инвестиций, создание комфортных условий для предпринимательской деятельности.

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

2. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4—13.

3. Концепция национальной безопасности России в 1995 г. // Обозреватель. Проблемы. Анализ. Прогнозы. 1995. № 3А (спецвыпуск).

1 См.: Пять самых громких коррупционных скандалов в Крыму. URL: https://crimea-news.com/incident/2021/12/26/ 742877.html (дата обращения: 26.11.2021).

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 208 on 13 May 2017. "On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030". Collection of legislation of the Russian Federation. 2017; No. 20; Art. 2902. (In Russ.).

2. Abalkin L. I. Economic security of Russia: threats and their reflection. Voprosy economiki, 4—13, 1994. (In Russ.).

3. Concept of National Security of Russia in 1995. Observer. Problems. Analysis. Forecasts, 1995. (In Russ.).

4. Illarionov A. Criteria of Economic Security Level. Voprosy economiki, 35—43, 1998. (In. Russ.).

5. Golovko M. V. Shadow economy in the system of threats to national economic security: factors,

4. Илларионов А. Критерии уровня экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35—43.

5. Головко М. В. Теневая экономика в системе угроз национальной экономической безопасности: факторы, эволюция, направления противодействия: дис. ... д-ра экон. наук. Санкт-Петербург, 2020. 426 с.

6. Экономическая безопасность. Экономико-правовое обеспечение: учебник / А. С. Молчан, И. В. Петров, Е. В. Королюк [и др.]. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 335 с.

7. Данилов Д. Б. Производство по делам об ответственности лиц за незаконное использование товарного знака по инициативе органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. 239 с.

8. Срибный В. И. Обеспечение экономической безопасности Республики Крым: угрозы и контрмеры // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 3. С. 1697—1710.

9. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: закон Республики Крым от 9 января 2017 г. № 352-ЗРК/2017 // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. 2017. № 1.

10. Петров И. В., Балабанов А. А. Актуальные проблемы влияния теневой экономики на экономическую безопасность Республики Крым и меры по противодействию // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 3 (49). С. 7—13.

Петров Игорь Валентинович,

профессор кафедры экономической безопасности Кубанского государственного технологического университета, доктор экономических наук, профессор; [email protected]

Балабанов Андрей Александрович,

главный эксперт ЭКЦ МВД по Республике Крым; [email protected]

evolution, directions of counte raction. Dissertation of the doctor of economic sciences. Saint Petersburg; 2019: 426. (In Russ.).

6. Molchan A. S., Petrov I. V., Korolyuk E. V. et al. Economic security. Economic and legal support. Textbook. Moscow: UNITI-DANA; 2020: 335. (In Russ.).

7. Danilov D. B. Proceedings in cases of liability of persons for illegal use of a trademark on the initiative of internal affairs bodies. Dissertation of the candidate of juridical sciences. Saratov; 2012: 239. (In Russ.).

8. Sribny V. I. Ensuring economic security of the Republic of Crimea: threats and countermeasures. Economic relations, 1697—1710, 2019. (In Russ.).

9. The Law of the Republic of Crimea No. 352-ZRKK/2017 on 9 January 2017. "On the strategy of socio-economic development of the Republic of Crimea until 2030". Vedomosti State Council of the Republic of Crimea. 2017; No. 1. (In Russ.).

10. Petrov I. V., Balabanov A. A. Actual problems of the influence of the shadow economy on the economic security of the Republic of Crimea and measures to counteract. Bulletin of the Krasnodar university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 7—13, 2020. (In Russ.).

Petrov Igor Valentinovich,

professor at the economic security department of Kuban State Technological University, doctor of economic sciences, professor; [email protected]

Balabanov Andrey Aleksandrovich,

chief expert of the Crimean

criminal investigation center

of the Ministry of the Internal Affairs of Russia

for the Republic of Crimea;

[email protected]

Статья поступила в редакцию 21.03.2022; одобрена после рецензирования 31.03.2022; принята к публикации 18.05.2022.

The article was submitted 21.03.2022; approved after reviewing 31.03.2022; accepted for publication 18.05.2022.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.