Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЛЕГАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА'

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЛЕГАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
финансовый рынок / нелегальный участник финансового рынка / финансовая пирамида / Банк России / мегарегулятор / финансовое право / мошенничество / нелегальные кредиторы / признаки финансовой пирамиды.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шепелева Д.В.

Статья включает разделы, посвященные применению научных концепций к данной категории «нелегальный участник финансового рынка», истории возникновения первых финансовых пирамид, характерным признакам нелегальных участников финансового рынка, ведущей роли Банка России по выявлению данной категории субъектов, включая инициативы Банка России в отношении чистоты деятельности субъектов финансового рынка. В выводах статьи предпринята попытка отметить наиболее эффективные формы и инструменты по пресечению незаконной деятельности нелегальных участников финансового рынка, выделены положительные аспекты просветительской деятельности Банка России в части финансовой грамотности граждан, применение им превентивных мер реагирования и имплементация новых международных принципов валютного контроля, позволяющих повысить прозрачность добросовестной работы участников финансового и валютного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шепелева Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЛЕГАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-339-344 NIION: 2018-0076-10/21-289 MOSURED: 77/27-023-2021-10-487

ШЕПЕЛЕВА Дина Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ, e-mail: dvshepeleva@fa.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕЛЕГАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ

ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Аннотация. Статья включает разделы, посвященные применению научных концепций к данной категории «нелегальный участник финансового рынка», истории возникновения первых финансовых пирамид, характерным признакам нелегальных участников финансового рынка, ведущей роли Банка России по выявлению данной категории субъектов, включая инициативы Банка России в отношении чистоты деятельности субъектов финансового рынка. В выводах статьи предпринята попытка отметить наиболее эффективные формы и инструменты по пресечению незаконной деятельности нелегальных участников финансового рынка, выделены положительные аспекты просветительской деятельности Банка России в части финансовой грамотности граждан, применение им превентивных мер реагирования и имплементация новых международных принципов валютного контроля, позволяющих повысить прозрачность добросовестной работы участников финансового и валютного рынка.

Ключевые слова: финансовый рынок, нелегальный участник финансового рынка, финансовая пирамида, Банк России, мегарегулятор, финансовое право, мошенничество, нелегальные кредиторы, признаки финансовой пирамиды.

SHEPELEVA Dina Viktorovna,

PhD (Law), Associate Professor of the Department of International and Public Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation

INDENTIFYING THE ACTIVITIES OF ILLEGAL FINANCIAL MARKET

PARTICIPANTS

Annotation. The article includes sections devoted to the application of scientific concepts to this category of «illegal financial market participant», the history of the first financial pyramids, the characteristic features of illegal financial market participants, the leading role of the Bank of Russia in identifying this category of entities, including the initiatives of the Bank of Russia regarding the purity of the activities of financial market entities. The key problem will be highlighted the most acute and unresolved problems of modern legislation in relation to illegal participants in the financial market, actual gaps in the law. In the conclusions of the article, an attempt is made to note the most effective forms and tools for suppressing the illegal activities of illegal financial market participants, the positive aspects of the Bank of Russia's educational activities in terms of financial literacy of citizens, the use of preventive response measures and the implementation of new international principles of currency control, allowing to increase the transparency of the fair work of financial and currency market participants.

Key words: financial market, illegal participant of the financial market, financial pyramid, Bank of Russia, mega-regulator, financial law, fraud, illegal creditors, signs of a financial pyramid.

Введение

Актуальность статьи связана с необходимостью научного изучения категории «нелегальный участник финансового рынка», который все

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

чаще проявляется в современных финансовых правоотношениях с негативной стороны.

Степень научной разработанности темы - проявления нелегальных участников на финансовом рынке исследуются в трудах О.С. Зиниши-

ной, Н.В. Климовских, Е.С. Рясковой, Е.В. Лаптевой, И.Г. Князевой, А.В. Иванчина.

Цель статьи - основной целью статьи станет рассмотрение причин деятельности нелегальных участников финансового рынка.

Задача статьи - основной задачей статьи будет выделение наиболее острых и нерешенных проблем современного законодательства в отношении нелегальных участников финансового рынка, фактических пробелов в праве.

Описание метода исследования. Методологической основой исследования является комплекс современных общенаучных, общелогических и частнонаучных методов познания: диалектический, исторический, формально-логический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический методы.

Характерные черты нелегальных участников финансового рынка

Статистика по экономическим преступлениям и правонарушениям в современном Российском государстве, увы, неутешительна. Рассмотрим статистку более подробно на примере данных (отчетности) Банка России. Таким образом, основными методами исследования станут такие методы, как статистический, а также обратимся к историческому, формально-юридическому методам. Во многом такая неутешительная динамика связана с внедрением в наш современный финансово-экономический рынок цифровой экономики, цифровизации и цифровых инструментов [1, с. 84], возможности которых развязывают руки мошенникам в построении их мошеннических схем. Неутешительность динамики подчеркивает и повышенный спрос на кредитование, которое дает возможность нелегальным участникам финансового рынка активно действовать, совершенствовать свои схемы и выдавать займы под видом микрофинансовых организаций. Доверчивые граждане порой, имея уже не один кредит или ипотеку, берут новые кредиты, чтобы вложиться в финансовые пирамиды, исход такого вложения печально известен, возврат денежных средств практически не возможен, а выявление финансовой пирамиды, раскрытие ее руководителей и привлечение их к ответственности - процесс длительный. Так, характерными признаками, позволяющими предположить о наличии фактов осуществления нелегальных действий по представлению потребительских займов, являются следующие:

- размещение в наименовании хозяйствующего субъекта слов, словосочетаний или аббревиатур «комиссия», «комиссионный магазин», «скупка», «ломбард» вкупе с обозначениями режима работы «24 часа» (что в случае деятельности ломбардов образует самостоятельное нару-

шение ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах»);

- указание в соответствующих разделах сайта или рекламной печатной продукции информации о ведении лизинговой деятельности и выдачи займов под залог паспорта транспортного средства/транспортного средства;

- наличие сведений о предоставлении займов от имени индивидуального предпринимателя, либо общества с ограниченной ответственностью, в наименовании которого нет слова «ломбард»;

- отсутствие в качестве основного вида деятельности ОКВЭД 64.92.6 («Деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества») при наличии в наименовании слова «ломбард».

Президентом РФ приоритетной задачей перед органами власти в Российской Федерации еще в 2017 г. обозначено обеспечение экономической безопасности, о которой прямо говорится в Указе Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»1. Поэтому деятельность нелегальных участников финансового рынка, безусловно, вредит экономической безопасности РФ и требует ее своевременного выявления и пресечения. В юридической науке имеется позиция относительно особой функции Банка России по вопросу выявления таких субъектов, а именно О.С. Зиниша, Н.В. Климовских, Е.С. Ряскова считают, что Банк России регулярно разрабатывает методики, обеспечивающие финансовую безопасность субъектов финансового рынка, направленные на своевременное выявление недобросовестных действий [2, с. 20-25; 3, с. 56-60; 4, с. 137-149]. Банк России, имея в вопросе выявления таких нелегальных действий и субъектов ведущую роль, проявляется как мегарегулятор, получивший такое обозначение после передачи ему в 2013 г. полномочий упраздненной Службы по финансовым рынкам [5, с. 76-83].

Функция Банка России в выявлении нелегальных участников финансового рынка

Обратимся к статистическим данным. Согласно данным Банка России, факт просроченных долгов по кредитам Россиян к 1 сентября 2021 г. составил приблизительно 1.006 трлн руб., в то время как на 1 января 2021 г. это значение находилось на отметке 932.4 млрд руб. В это же время указанное значение по показателю год к году увеличился на 10.5%, т.е. с 910.3 млрд руб. до текущих значений. Всего общий объем задолженности по информации Банка России за год вырос на 24.2% и

1 См.: URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216629/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

достиг отметки 23.6 трлн руб. Одновременно в августе 2021 г., согласно данным Объединенного бюро кредитных историй, в третий раз подряд обновлен исторический рекорд по выданным населению кредитам наличными средствами - 1.82 кредитов за один лишь месяц.

Целесообразнее исходить из практического опыта Банка России, который благодаря деятельности главного управления в Хабаровске и Краснодаре, а также Департамента о противодействии недобросовестным практикам сообщает о выявленных недобросовестных субъектах в правоохранительные органы, осуществляя поиск лиц, предлагающих услуги без соответствующих разрешительных документов, пресечение недобросовестных действий на финансовом рынке, противодействие манипулированию рынком, а также, выявляя финансовые пирамиды и лиц, не внесенных в соответствующие реестры.

Особую функцию играет мониторинг нелегальной деятельности участников финансового рынка, ее осуществляет ФинЦЕРТ Банка России. Данный метод применяется Банком России в рамках надзора и позволяет оперативно выявлять нарушения и осуществлять своевременное реагирование на них. Центр реагирования и мониторинга на компьютерные угрозы в финансово-кредитной сфере представляет собой специальное структурное подразделение реагирования на компьютерные угрозы.

Благодаря такой работе Банка России можно отслеживать список нелегальных участников -компаний, которые Банк России определил как нелегальные (порядка более 1900 компаний). Допускается анонимное информирование Банка России, который также примет и проверит информацию на предмет нелегальной деятельности на финансовом рынке. Информация на сайте обновляется каждые 10 дней. Полагаем, что данный список - это реальные формы угроз экономической безопасности, имеющие правовую оболочку - организации. Еще в 2018 г. в третьем разделе своей Концепции о противодействии недобросовестным действиям на финансовом рынке1 Банк России определил четыре формы мошеннических схем: 1) деятельность без лицензий; 2) недобросовестная практика продаж финансовых услуг; 3) кибермошенничество; 4) фиктивные активы. Все четыре формы применяются организациями, попадающими в «черный список» Банка России. В список субъектов с признаками нелегальной деятельности Банком России вносятся следующие

субъекты: нелегальные кредиторы2, финансовые пирамиды3, а также нелегальные профессиональные участники рынка ценных бумаг4 (в т.ч. нелегальные форекс-дилеры). Актуальный список таких компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке можно увидеть на сайте Банка России5.

Обратимся к истории, в 2018 г. был создан Центр компетенции по противодействию деятельности финансовых пирамид [6, с. 12].

Финансовая пирамида как разновидность нелегальных участников финансового рынка

Рассмотрим более детально характерные признаки финансовых пирамид. К характерным признакам, свидетельствующим о вероятном осуществлении деятельности по принципам «финансовой пирамиды» можно отнести:

- указание на нехарактерно высокий по сравнению со средним по рынку уровнем доходности по вкладам, а также её гарантия (что запрещено действующим законодательством, кроме случаев банковских вкладов);

- организация привлечения средств осуществляется по принципу сетевого маркетинга (multilevel marketing, MLM), когда доход участника (инвестора или вкладчика) формируется за счет инвестиций/вложений новых привлекаемых им участников;

- использование в обозначениях компании или публичного проекта символики и обозначений, сходных (вплоть до степени смешения) с иными известными брендами и компаниями;

- отсутствие в аналитических системах данных, позволяющих подтвердить деятельность;

- наличие сведений о страховании вкладов (инвестиций) физических лиц, аналогично системе страхования банковских вкладов;

1 См.: Концепция Банка России противодействия недобросовестным действиям на финансовом рынке [Электронный' ресурс]. - Режим доступа. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/48603/concept_ countering_unfair_action s.pdf

2 Лица, в деятельности которых имеются признаки осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских кредитов / займов, не имеющие права на ее осуществление.

3 Деятельность по привлечению денежных средств или иного имущества, при которой выплата дохода или предоставление иной выгоды осуществляются за счет привлеченных денежных средств и/ или иного имущества при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, ответственность за которую предусмотрена статьями 14.62 КоАП РФ, 172.2 или 159 УК РФ.

4 Лица, в деятельности которых имеются признаки предоставления на территории Российской Федерации финансовых услуг, определенных Федеральным законом от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг», без наличия соответствующего разрешения Банка России.

5 URL: https://www.cbr.ru/inside/warning-list/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

- отсутствие в открытом доступе образцов договоров, на основании которых осуществляется вложение (инвестирование) денежных средств, либо отсутствие в таких образцах положений, в соответствии с которыми у соответствующей компании, физического лица, публичного проекта отсутствуют какие-либо обязательства перед вкладчиком;

- сайт сети Интернет компании, физического лица или публичного проекта зарегистрирован в офшорной юрисдикции, вместе с тем, содержит информацию исключительно на русском языке;

- отсутствие на сайте и в местах осуществления деятельности подробной информации о руководстве компании;

- компания, публичный проект (а также сайт сети Интернет) зарегистрированы за несколько месяцев до начала деятельности по привлечению денежных средств;

- компания имеет пороговый (минимум) уставной капитал.

Понятие «финансовая пирамида» в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует. Вместе с тем, в настоящее время по совокупности признаков уголовным законодательством «финансовой пирамидой» признается лицо (хозяйствующий субъект, физическое лицо, публичный проект) или группа лиц, осуществляющих деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества в отсутствие законной, предпринимательской деятельности или иной законной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества.

Наиболее ранним примером в истории является финансовая пирамида шотландца Джона Ло, в 18 в. он создал финансовую пирамиду, получив прозвище «отца инфляции» [7, с. 45 - 50]. Одной из первых финансовых пирамид в истории ХХ в. была пирамида, созданная в 1919 г. мошенником Чарльзом Понци, она называлась «The Securities and Exchange Company», в ней предлагалось участникам вкладывать денежные средства под высокий процент на основе долговых расписок [8, с. 66].

Наука под финансовой пирамидой понимает «модель», «конструкт», «систему», объединенные, так или иначе, одним общим свойством -привлечение денежных средств через все новых и новых участников. И.Г. Князева относит к финансовой пирамиде «модель» получения дохода, где денежные средства от нижестоящих попадают в руки к вышестоящим участникам [8, с. 65]. Е.В. Лаптева в своей статье упоминает финансовую

пирамиду как «конструкт», обращая внимание, что в нем практикуется конкретный и единственный способ получения дохода как это описывает Г.Г. Дмитриади по принципу системы [9, с. 26]. Как верно отмечает А.В. Иванчин, изучая проблемы организации финансовых пирамид, объективную сторону ст. 172 УК РФ образует исключительно организация деятельности по привлечению денежных средств, а не сама деятельность [10, с. 67].

Заключение

Выводы. Обобщая результаты исследования, важно подчеркнуть, что вопрос разработки и внедрения административного порядка блокировки сайтов нелегальных участников финансового рынка был поставлен еще в 2018 г. Было предложено предоставить это право Банку России в порядке надзора, т.к. на данный момент Фин-ЦЕРТ лишь осуществляет мониторинг и дает рекомендации по противодействию этим рискам, а сам Банк России ведет открытый публичный список таких участников. В 2019 г. Правительство РФ такую идею поддержало, подготовлена концепция законопроекта, разрешающего Банку России блокировать сайты финансовых пирамид и мошенников до суда. Процедура следующая: Банк России обращается в суд о признании информации, распространяемой мошенническими сайтами запрещенной, через административное исковое заявление направляет уведомление в Прокуратуру РФ, далее Роскомнадзор требует удаления запрещенной информации от провайдера в течение суток, в противном случае его ждет блокировка. Закон начнет свое действие с 1 декабря 2021 г. В заключение статьи стоит отметить, что в сфере выявления и пресечения нелегальных участников финансового рынка имеется ряд юридически нерешенных вопросов и серьезных проблем. Данные проблемы приводятся в качестве результатов исследования:

1) отсутствие легального, юридического закрепления данной категории «нелегальный участник финансового рынка», «финансовая пирамида» (ст. 172.2 УК РФ лишь раскрывает признаки организации деятельности и предусматривает наказание) на уровне федерального закона;

2) в связи с первой проблемой отсутствие конкретного состава в УК РФ и КоАП РФ и жестких юридических санкций в КоАП РФ и УК РФ к данной категории «нелегальный участник финансового рынка» (на данный момент правоохранительными органами применяются составы ст. 159 УК РФ -мошенничество, ст. 172.2 - организация деятельности по привлечению денежных средств, ст. 14.62 КоАП - деятельность по привлечению

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

денежных средств и (или) иного имущества, ст. 14.1 КоАП - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), ст. 171.5 УК РФ - незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов));

3) отсутствие у Банка России возможности административного порядка блокировки сайтов нелегальных участников финансового рынка (с 1.12.2021 г. ситуация изменится, такая возможность будет предоставлена). Имеющийся на данный момент механизм неэффективен. В реестре Банка России 1.9 тыс. компаний с признаками нелегальной деятельности;

4) низкая юридическая грамотность и доверчивость граждан, вступающих в финансовые пирамиды под предлогом «инвестирования» и «быстрого дохода», вкладывающихся в онлайн сервисы, позволяющие нелегальным участникам (финансовым пирамидам) быстро списывать деньги доверчивых инвесторов и переводить их на оффшорные счета;

5) отсутствие императивной гарантии возврата вложенных инвестиций в финансовые пирамиды. В настоящее время законодательство не предусматривает выплат со стороны Банка России лицам, пострадавшим от деятельности нелегальных участников рынка. Так же мегарегулятор не может вмешиваться в гражданские правоотношения лиц, незаконно предоставляющих финансовые услуги и их клиентов;

6) эффективным методом снижения числа потенциальных пострадавших от деятельности нелегальных участников финансового рынка может служить судебный порядок ограничения доступа к сайтам сети Интернет в случаях, когда в отношении хозяйствующего субъекта установлено его отсутствие в государственном реестре микрофинансовых организаций, порядок ведения которого установлен ст. 4 Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и соответствующим указанием Банка России от 19 ноября 2020 г. № 5627-У «О ведении Банком России государственного реестра микрофинансовых организаций».

Среди положительных аспектов контроля за деятельностью нелегальных участников финансового рынка важно подчеркнуть следующие результаты исследования:

1) просветительскую работу Банка России в отношении финансовой грамотности граждан, им разработана стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 -2023 годы. Среди методов можно отметить наибо-

лее эффективным онлайн зачет финансовой грамотности и онлайн приложение «ЦБ-онлайн»1;

2) превентивные меры реагирования. За второй квартал 2021 г. Банк России инициировал 11 849 запросов операторам связи для принятия мер реагирования в отношении номеров телефонов, используемых в противоправных целях и направил в адрес регистраторов доменных имен запросы на проведение проверок и снятия 1449 доменных имен сети Интернет, с использованием которых осуществлялась противоправная деятельность, направил информацию о 359 доменах сети Интернет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий и последующего ограничения доступа в соответствии со ст. 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»2;

3) Банком России внедрен в российскую правовую систему Глобальный кодекс Валютного рынка (FX Global Code)3, разработанный Рабочей группой при Банке международных расчетов и представляющий собой свод международно-признанных практик добросовестной работы на валютном рынке. Мегарегулятор данным Кодексом подготовил рекомендации банкам и некредитным финансовым организациям рассматривать возможность применения в своей деятельности принципов данного Кодекса;

4) в российской правовой системе появился Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инновации" в Российской Федерации»4, который определяет направления разработки, апробации и внедрения цифровых инновации" в различных сферах, включая финансовый рынок, что позволит в том числе упорядочить правоотношения на финансовом рынке с целью внедрения цифровых технологий, которые, возможно, будут применяться для выявления и пресечения нелегальных участников финансового рынка.

Список литературы:

[1] Шепелев Д.В. Влияние цифровизации и цифрового пространства в Российской Федерации: перспективы развития // Legal bulletin. - 2021. - № 2. - Т. 6. - С. 84.

1 Банк России выпустил мобильное приложение «ЦБ онлайн» [Электронный' ресурс]. - Режим доступа -URL: https://www.cbr. ru/press/event/?id=8016

2 См.: URL: https://www.cbr.ru/analytics/ib/ review_2q_2021/

3 См.: URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/ File/32852/Global_code_currency_market.pdf

4 См.: СЗ РФ. - 2020. - № 31 (ч. I). - Ст. 5017.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

[2] Зинишина О.С. Мероприятия Банка России по противодействию нелегальной деятельности участников отечественного финансового рынка // Валютное регулирование, валютный контроль. - 2021. - № 2. - С. 20 - 25.

[3] Климовских. Н.В. Банковское мошенничество в современном мире // Актуальные вопросы севременной экономики - 2020. - № 3. - С. 56 - 60.

[4] Ряскова Е.С. Трансформация функции" Центрального банка Россиискои Федерации как мегарегулятора // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2018. - Т. 20. - № 4. - С. 137-149.

[5] Аминова Э.М. Финансовая безопасность в сфере финансовых рынков на современном этапе // Вопросы российского и международного права. - 2017. - Т. 7. - № 2А. - С. 76-83.

[6] Клишина Ю.Е., Углицких О.Н. Роль мегарегулятора в обеспечении финансовой безопасности участников финансового рынка. Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 1. - № 7. - С. 12.

[7] Лаптева Е.В. Джон Ло — организатор первой финансовой пирамиды в Европе // Гуманитарные науки. - 2012. - № 3. - С. 45 - 50.

[8] Князева И. Г., Окунев Д.О. Финансовая пирамида: сущность, риски, эволюция // Вестник современной науки. - 2015. - № 2. - С. 66.

[9] Лаптева Е.В. Финансовая пирамида: феномен и исторические прецеденты // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 12 (73). - декабрь. - С. 26.

[10] Иванчин А.В. Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества (ст. 172 УК): вопросы квалификации и реконструкции состава: сб. науч. тр. по материалам Всеросс. науч.-практ. конф. «Развитие наук антикриминального цикла в свете глобального вызова обществу», Ярославский государственный ун-т, 2021. - С. 67.

Spisok literatury:

[1] Shepelev D.V. Vliyanie cifrovizacii i cifrovogo prostranstva v Rossijskoj Federacii: perspektivy raz-vitiya // Legal bulletin. - 2021. - № 2. - T. 6. - S. 84.

[2] Zinishina O.S. Meropriyatiya Banka Rossii po protivodejstviyu nelegal'noj deyatel'nosti uchast-nikov otechestvennogo finansovogo rynka // Valyut-noe regulirovanie, valyutnyj kontrol'. - 2021. - № 2. -S. 20 - 25.

[3] Klimovskih. N.V. Bankovskoe moshennich-estvo v sovremennom mire // Aktual'nye voprosy sevremennoj ekonomiki - 2020. - № 3. - S. 56 - 60.

[4] Ryaskova E.S. Transformaciya funkcií Cen-tral'nogo banka RossfískoT Federacii kak megaregu-lyatora // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya. - 2018.

- T. 20. - № 4. - S. 137-149.

[5] Aminova E.M. Finansovaya bezopasnost' v sfere finansovyh rynkov na sovremennom etape // Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. -2017. - T. 7. - № 2A. - S. 76-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Klishina Yu.E., Uglickih O.N. Rol' megaregu-lyatora v obespechenii finansovoj bezopasnosti uchastnikov finansovogo rynka. Ekonomika i upravle-nie: problemy, resheniya. - 2019. - T. 1. - № 7. - S. 12.

[7] Lapteva E.V. Dzhon Lo — organizator pervoj finansovoj piramidy v Evrope // Gumanitarnye nauki.

- 2012. - № 3. - S. 45 - 50.

[8] Knyazeva I. G., Okunev D.O. Finansovaya piramida: sushchnost', riski, evolyuciya // Vestnik sovremennoj nauki. - 2015. - № 2. - S. 66.

[9] Lapteva E.V. Finansovaya piramida: fenomen i istoricheskie precedenty // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2016. - № 12 (73). - dekabr'.

- S. 26.

[10] Ivanchin A.V. Organizaciya deyatel'nosti po privlecheniyu denezhnyh sredstv i (ili) inogo imush-chestva (st. 172 UK): voprosy kvalifikacii i rekonstruk-cii sostava: sb. nauch. tr. po materialam Vseross. nauch.-prakt. konf. «Razvitie nauk antikriminal'nogo cikla v svete global'nogo vyzova obshchestvu», Yaro-slavskij gosudarstvennyj un-t, 2021. - S. 67.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.