УДК 336:368 Ю.Э. Слепухина,
А.Ю. Казак
ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы формирования и использования такой экономической категории, как финансовый потенциал страховщика. Исследованы существующие взгляды и научные теории в этой области, проведен анализ современного понятийного аппарата. Предложены, во-первых, авторская многоуровневая терминологическая пирамида потенциала страховщика, в основе которой лежит базовое понятие ресурсов страховой организации, а вершиной является рыночный потенциал; во-вторых, система управления этими потенциалами, способствующая повышению уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости страховой организации, что особенно важно в условиях преодоления негативных последствий кризисных явлений на мировых финансовых рынках.
Ключевые слова: страховая организация, финансовый потенциал, ресурсы страховой организации, конкурентоспособность страховой организации.
Yu.E. Slepukhina, A.Yu. Kazak
INSURANCE COMPANY FINANCIAL POTENTIAL
The article considers the problems of creating and using insurer financial capacity. The author has researched the existing views and scientific theories in this field. The author presents her own multilevel terminology system of insurer financial capacity. The first level of the system is constituted by the concept of insurance company resources and the top level is constituted by market potential. She also suggests the system of financial potential management which can increase competitiveness and financial stability of an insurance company. It is vital for overcoming the negative impact of the crisis on the world financial markets.
The key words: insurance company, financial potential, insurance company resources, competitiveness of an insurance company.
Отсутствие единства в понимании терминологии, применяемой для характеристики финансового потенциала страховой организации, зачастую приводит к отождествлению некоторых понятий и противоречивости методологических подходов, что усложняет выбор методического инструментария для их исследования.
С началом периода демонополизации страхового рынка России, социально-экономических и государственных основ страхования в научной отечественной литературе стал иногда применяться термин «финансовый потенциал страховой организации» (ФПСО). Появление данного термина, а вслед за ним и целой совокупности относительно новых понятий обусловило необходимость уточнения и совершенствования понятийного аппарата исследований в сфере финансов страховой организации. Необходимость более глубокого и всестороннего изучения финансового потенциала обусловлена отраслевой спецификой структуры финансовых ресурсов страховой организации, объективной необходимостью осуществления инвестиционной деятельности, интегрированностью страховых организаций в финансовую систему государства.
Рассмотрение финансового потенциала в трудах отечественных и зарубежных исследователей сводится в основном к отождествлению данной категории с понятием финансовых ресурсов страховой организации. Представляется, что каждая позиция имеет рациональную основу и право на существование, однако следует отметить, что финансовые ресурсы являются лишь главным элементом финансового потенциала страховой организации, но не самим финансовым потенциалом.
Ряд авторов считают, что финансовый потенциал страховой организации - «это финансовые ресурсы страховой организации, находящиеся в хозяйственном обороте» [9]. В другом источнике под финансовым потенциалом страховой организации понимаются «финансовые ресурсы, находящиеся в хозяйственном обороте и используемые для проведения страховых операций и осуществления инвестиционной деятельности» [6]. Еще одна точка зрения: «Средства, находящиеся в распоряжении страховой организации, представляют собой ее финансовый потенциал, предназначенный для выполнения страховщиками своих обязательств при наступлении страховых случаев, а также для обеспечения нормального функционирования страховой организации. Эти ресурсы включают в себя как текущие поступления страховых премий, так и имеющиеся в распоряжении страховщиков собственный и привлеченный капитал» [5]. То есть главная отличительная особенность рассмотренных определений состоит в том, что внимание акцентируется только на базовом понятии ФПСО - финансовых ресурсах страховой организации.
В зарубежной страховой науке также имеются исследования в области ФПСО. В частности, механизм формирования и использования капитала страховой компании, предложенный профессором Г. Лукаршем представлен на рисунке.
На наш взгляд, в данной схеме наиболее полно выделены факторы, определяющие содержание финансового потенциала страховой организации, поэтому предложенный механизм целесообразно использовать при исследовании сущности ФПСО и разработке
методического обеспечения его управления. Таким образом, понятие «финансовый потенциал страховой организации» (ФПСО) хотя и редко употребляется в специальной литературе по страхованию, безусловно, является более емким и системообразующим по отношению к используемому понятию.
Рассмотрев различные точки зрения, обратимся к предпосылкам, формирующим более глубокое содержание ФПСО. Формирование капитала страховой организации представляется как процесс привлечения финансовых ресурсов в страховое производство, управление их движением, трансформацией в конкретные формы капитала, способные «профинансировать» обязательства страховщика, т.е. обеспечить его платежеспособность в любой момент времени. Привлечение финансовых ресурсов страховой организацией происходит в процессе осуществления страховой, инвестиционной и финансовой деятельности. Финансовые ресурсы в данных сферах деятельности динамически взаимосвязаны и их движение представляет собой кругооборот средств организации.
Принятие и исполнение страховых обязательств, т.е. собственно предоставление страховой услуги, является основным направлением деятельности страховой организации и ведет к тому, что создаются предпосылки для осуществления других направлений. При этом роль инвестиционной и финансовой деятельности как капиталообразующих факторов не менее важна, чем собственно страховая деятельность. Механизм инвестиционной деятельности является общепринятым, вложение средств должно обеспечивать определенный доход. Особенностью осуществления процесса инвестирования в страховых компаниях Российской Федерации является жесткое государственное регулирование инвестиционной деятельности.
Кругооборот средств страховой компании представляет собой взаимодействие нескольких относительно самостоятельных денежных потоков:
- аккумулирование страховых взносов в страховом фонде и последующее их распределение среди ограниченного круга страхователей в форме страховых выплат;
- инвестирование временно свободных средств страховых резервов с целью получения дохода;
- использование собственного капитала в качестве инвестиционного источника и его пополнение за счет
чистой прибыли, эмиссионного дохода и других поступлений;
- предоставление и получение услуг по перестрахованию, позволяющее увеличивать доходы, обеспечивать финансовую устойчивость и платежеспособность страховой организации и т.д.
Исследование сущности ФПСО целесообразно продолжать в двух направлениях, первое из которых связано с продолжением дискуссии по вопросам сущности и содержания понятия «финансовый потенциал», второе - с попыткой построения целостной системы понятий, взаимосвязанных с ФПСО.
С одной стороны, финансовый потенциал страховой организации следует рассматривать как совокупность финансовых ресурсов страховщика (ресурсное направление), что в настоящее время доминирует в науке. С другой стороны, определять финансовый потенциал как способность страховой организации создавать и осваивать финансовые ресурсы и резервы с позиции обеспечения ее финансовой устойчивости (результативное направление). Интегрируя названные сущностные характеристики, можно предположить, что финансовый потенциал - это способность предприятия к дальнейшей его деятельности, основанная на наличии финансовых ресурсов. Вследствие этого потенциальные возможности страховой организации определяются прежде всего наличием финансовых ресурсов и возможностью использования внутренних резервов развития страховой организации.
В результате обобщения зарубежного и отечественного опыта управления финансами страховой организации нами были сделаны выводы о необходимости уточнения и систематизации понятийного аппарата ФПСО. Отсутствие единства в понимании терминологии, применяемой для характеристики различных сторон финансового потенциала, зачастую приводит к отождествлению ряда понятий и противоречиям, что усложняет выбор методического инструментария для его управления как системой.
Исследование объекта как системы в методологическом плане неотделимо от анализа условий его существования. «Система может быть понятна как целостное лишь в том случае, если она в качестве системы противостоит среде» [1]. Возникает вопрос: что следует понимать под средой в контексте нашего исследования ? Необходимо различать широкую (то, что не вклю -чается в систему) и узкую (то, что нас непосредственно интересует в среде) трактовку среды [7]. Если принять в качестве исходной представленную точку зрения, то в качестве среды в широком смысле слова можно представить не только другие потенциалы страховой организации, но систему более высокого иерархического уровня, например страховой рынок. Но нас в данном случае интересует, какие условия продуцирует эта система, какое влияние она оказывает на финансовый потенциал страховой организации. Другими словами, в среде в широком смысле нас интересует только то, что
Механизм формирования финансового потенциала страховой организации [10]
непосредственно связано с финансовым потенциалом страховой организации. Среда, в которой функционирует финансовый потенциал страховой организации, может быть охарактеризована совокупностью условий общеэкономических, финансовых, политических, социальных, демографических, инфраструктурных, нормативно-правовых, экологических, природных, проявляющих свое воздействие на его состояние. В узком смысле среда функционирования ФПСО ограничивается рамками рыночного потенциала страховой организации.
Сообразно с этим формируемая конструкция терминов должна всесторонне охарактеризовать финансовый потенциал с учетом специфики деятельности страховой организации. Предпринятая попытка выделения уровней дефинирования понятий, на наш взгляд, позволяет лучше понять сущность категории и ее место в структуре рыночного потенциала страховой организации, способствует выявлению связей и отношений между понятиями.
В основе терминологической пирамиды лежит базовое понятие «ресурсы страховой организации». Ресурсы страховой организации - понятие комплексное и включает:
- организационные ресурсы (способы принятия решений, организация системы планирования, контроля и т.д.);
- кадровые ресурсы (численность и уровень квалификации кадров);
- информационные ресурсы (сведения о системе и внешней среде, объемы перерабатываемой информации, ее достоверность, своевременность и т.д.);
- финансовые ресурсы (совокупность собственных, привлеченных и заемных финансовых ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность страховой организации);
- имущественные ресурсы (нематериальные акти -вы, основные средства инвестиционные активы, денежные средства и др.).
Некоторые исследователи к ресурсам относят также менеджмент, рассматриваемый как совокупность теории, знаний и умений по осуществлению взаимодействий и оптимального сочетания различных ресурсов для увеличения возможностей организации через достижение эффекта системности [8].
Отмечается большая вариантность объединения различных ресурсов в единое целое, что приводит к огромному разнообразию внутреннего строения организации и их состояний. Улучшая внутреннее строение, т.е. работая над совершенствованием пропорций и поддержанием сбалансированности видов используемых ресурсов, страховая организация увеличивает свои потенциальные возможности, а следовательно, конкурен -тоспособность.
Рыночный потенциал страховой организации, несомненно, зависит от внутренней среды, но в значи-тельно большей степени - от внешних условий: величины потребительского спроса, действий конкурентов, инвестиционного климата в стране, политики правительства в области страхования, ситуации на финансовом рынке. На практике не столь редки случаи, когда возможности организации по предоставлению отдельных видов страхования достаточно высоки, но этот страховой продукт не пользуется спросом у покупателей из-
за нестабильности экономики. Например, страхование жизни, являясь долгосрочным видом страхования, в силу инфляционных процессов и ограниченности инвестиционного рынка теряет свои позиции в структуре страхового портфеля компаний. Это случается зачастую и тогда, когда допущены ошибки в определении целей организации или они плохо увязаны по уровням управления и во времени, в итоге потенциал организации уменьшается. Для обеспечения соответствия рынку необходимы поиски нового качества и иных пропорций, составляющих потенциала. Если этого не происходит, конкурентоспособность организации снижается. Рыночный потенциал страховой организации - сложное понятие, включающее в себя, на наш взгляд, четыре основных составляющих: организационный потенциал, страховой потенциал, финансовый потенциал, инвестиционный потенциал.
В связи с этим вторым уровнем дефинирования является организационный потенциал страховой организации. Организационный потенциал страховой организации - это способность учредителей и менеджеров своевременно выявлять факторы, генерирующие хозяйственные риски и мобилизовать внутренние резервы для эффективного управления страховой организацией.
В понятии третьего уровня главным образом отражается содержание деятельности страховой организации. Страховой потенциал можно определить как совокупные возможности организации по разработке качественных и разнообразных страховых продуктов, доведению их до потребителей с целью обеспечения страховой защиты их интересов и прибыльности своей деятельности.
Выделение понятия «финансовый потенциал» в рамках четвертого уровня дефинирования обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, в ряде работ это понятие отождествляется с понятием «финансовые ресурсы», хотя, на наш взгляд, различно содержание этих терминов. Но при этом следует заметить, что понятие «потенциал» невозможно раскрыть, не прибегая к понятию «ресурсы». Необходимо принять во внимание еще одно важное обстоятельство - двуединую природу понятия «потенциал»: единство качественной и количественной определенности. Качественная определенность искомого понятия как раз и может быть обозначена термином «финансовая устойчивость».
Во-вторых, в ряде публикаций понятие «финансовый потенциал» рассматривается как характеристика финансового состояния страховой организации, более того, иногда понятия «финансовый потенциал», «финансовая устойчивость», «финансовое состояние» подменяют друг друга, что является недопустимым [2; 4]. При определении водораздела следует принять во внимание то, что актуализация финансового потенциала может иметь место лишь при определенных условиях, формируемых финансовой политикой страховой организации. Все сказанное выше позволяет нам рассматривать понятие «финансовый потенциал страховой организации» в качестве важнейшего элемента рыночного потенциала, проявляющегося в способности страховой организации управлять элементами ФПСО с целью обеспече-
ния достаточного уровня финансовой устойчивости на определенных этапах ее развития.
В качестве основных элементов ФПСО, позволяющих обеспечивать финансовую устойчивость, кроме ресурсного блока, следует выделить: страховой портфель, инвестиционный портфель, тарифную политику, механизм перестрахования, систему управления рисками. Часть этих элементов является гарантиями финансовой устойчивости в соответствии с законодательством, а именно собственные средства, страховые резервы, перестрахование, обоснованные страховые тарифы. Остальные элементы (страховой и инвестиционный портфель, тарифная политика, система финансового управления) включены нами в состав ФПСО по той же причине, что предыдущие элементы. Эффективное использование потенциальных возможностей, заложенных в этих элементах, позволяет повышать финансовую устойчивость страховой организации.
Финансовый потенциал является переменной величиной, формируемой под влиянием множества внешних и внутренних факторов, которые должны быть учтены при разработке методических основ управления объектом.
К основным внутренним факторам относятся: общая стратегия компании и корпоративные решения, уровень и приоритеты финансового менеджмента, а также объем собственного капитала и страховых резервов, результативность деятельности, клиентская база и ее устойчивость, сбалансированность страхового портфеля, тарифная, инвестиционная и перестраховочная политика компании.
Внутренние факторы практически все являются управляемыми. Эффективное управление внутренними факторами позволяет обеспечивать достаточный уровень финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации.
Ко внешним факторам можно отнести следующие: нормативно-правовое регулирование, порядок лицензирования, налогообложение, уровень конкуренции на страховом рынке, уровень инфляции, состояние региональной политики, конъюнктуру мирового страхового рынка и др. Внешние факторы практически не управляемы со стороны страховой организации, но их влияние необходимо оценивать для обеспечения конкурентоспособности.
Объективной основой выделения пятого уровня де-финирования понятий является инверсия страхового цикла, когда страховой взнос предшествует выполнению обязательств страховщика.
Таким образом, страховая организация в течение определенного периода имеет возможность распоряжаться средствами, полученными от страхователей, инвестируя их в различные сферы, в том числе и в реальный сектор экономики. Концентрация в руках страховщиков значительных финансовых ресурсов превращает страхование в важнейший фактор развития национальной экономики. Через страхование осуществляется трансформация временно свободных денежных средств, полученных от различных владельцев полисов, в активный капитал, действующий как на отечественном, так и на мировом инвестиционном рынке. В странах с развитыми страховыми рынками страховщики
находятся в числе крупных инвесторов. На мировом рынке страховые компании, занимающиеся страхованием жизни, входят в тройку лидеров по степени участия в инвестиционных операциях. В некоторых случаях страховые компании составляют серьезную конкуренцию банковским и финансовым структурам. Крупнейшие западные страховые компании достаточно широко используют лизинговые операции. Объектами лизинга чаще всего выступают различные виды электронной техники, транспортные средства, оборудование. Владея объектами недвижимости производственного и бытового назначения, страховщики имеют возможность получать арендную плату Нередкой бывает ситуация, когда по итогам финансового года страховая компания имеет убытки от непосредственной страховой деятельности, покрывая их за счет прибыли от инвестиционных операций [3].
Инвестиционный доход является дополнительным источником развития страховой организации, а зачастую и единственным. За счет инвестиционного дохода страховая компания может существенно снизить для страхователей страховой тариф или предоставить гарантированные бонусы.
Все сказанное позволяет сформулировать понятие инвестиционного потенциала страховой компании, под которым, на наш взгляд, следует понимать способность страховой организации реализовать возможности, содержащиеся в инвестиционных ресурсах, при соблюдении принципов диверсификации, ликвидности, прибыльности, возвратности. Указанные возможности предопределяются совокупностью собственного капитала и страхового фонда, которые являются временно или относительно свободными от страховых обязательств и используются для инвестирования с целью получения инвестиционного дохода. Между финансовым и инвестиционным потенциалом существует тесная связь, обусловленная наличием общих элементов, а именно собственного капитала и страховых резервов. Но ресурсы, обеспечивающие инвестиционный потенциал, в суммарном выражении меньше ресурсов финансового потенциала на сумму расходов на ведение дела, страховых выплат и заемных средств. Если объемы указанных вычетов увеличиваются в большей степени, чем возрастает объем страхового фонда и собственного капитала, то может сложиться ситуация, когда при увеличении финансового потенциала страховой компании ее инвестиционный потенциал уменьшается. На практике существуют компании, у которых при большом финансовом потенциале совершенно отсутствует инвестиционный потенциал.
Инвестиционный потенциал, как и финансовый, является переменной величиной, формирующейся под влиянием множества факторов, таких как объем и виды страховых резервов, размер собственного капитала, структура страхового портфеля, эффективность страховых операций, условия государственного регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций, сроки страховых договоров и др.
Таким образом, представленная терминологическая конструкция позволяет обеспечить системный подход к исследованию содержания ФПСО и выявлению взаимосвязей с другими потенциалами страховой орга-
низации, осмыслению места и роли ФПСО в рыночном потенциале страховой организации.
1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
2. Кириллова Н. Финансовая устойчивость и несостоятельность страховых компаний // Страховое дело. 2001. № 5.
3. Кричевский Н.А., Волжанин ДА. Проблемы и перспективы развития страховой инвестиционной деятельности // Финансы. 2004. № 11.
4. Лайков А.Ю., Цыганов А.А. Проблемы развития страхового рынка // Финансы. 2003. № 7.
5. Орланюк-Малицкая Л.А. Платежеспособность страховой организации. М.: АНКИЛ, 1994.
6. Основы страховой деятельности: учебник / ред. Т.А. Федорова. М.: БЕК, 2001.
7. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974.
8. Сосненко Л .С. Исследование экономического потенциала предприятия // Дайджест-финансы. 2003. № 1.
9. Чернова Г.В. Основы экономики организации по рисковым видам страхования. СПб.: Питер, 2005.
10. Accounting and finance for managers in insurance. Course book 940. London, 1994.
УДК 336.22 Л.В. Фролова
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Электронная коммерция представляет собой новый, динамично развивающийся вид предпринимательской деятельности, который получил широкое распространение в последнее десятилетие. Отсутствие значимых исследований в области налогообложения субъектов электронной коммерции говорит об актуальности данной статьи. В статье проанализирован опыт ведущих, экономически развитых стран в области правового регулирования электронной коммерции (а именно опыт Соединенных Штатов Америки и стран Европейского Союза), пред -ложена законодательная стратегия, которая способствовала бы интеграции электронной коммерции в глобальный и открытый рынок и восприятию характерных для такого рынка универсальных правил.
Ключевые слова: налогообложение, субъекты электронной коммерции, правовое регулирование.
L.V. Frolova
LEGAL PROBLEMS OF THE TAXATION OF ELECTRONIC ENTERPRISE ACTIVITY
Electronic commerce presents a new, dynamically developing kind of enterprise activity which gained wide spread last decade. Lack of significant research in the field of electronic commerce taxation speaks about the topicality of this article. The experience of leading economically developed countries (namely the United States of America and the European Union) in the field of legal control of electronic commerce is analyzed. The author suggests legislative strategy which would promote integration of electronic commerce into the global and open market and understanding of universal rules characteristic of this field of business.
The key words: taxation, subjects of electronic commerce, legal regulation.
В начале 70-х гг ХХ в. заключение договоров в предпринимательской и потребительской сфере путем электронного обмена данными стало реальностью. В со -временном мире электронная экономическая деятельность приобрела глобальный и разветвленный характер. Это потребовало в целом обновления и усовер-шенствования правовой инфраструктуры бизнеса, а также создания специальных юридических норм и правил, адресованных непосредственно бизнесу он-лайн (on-line). Электронные коммерческие операции в Ин-тернете в последние 10 лет наращивали свои объемы так быстро, что многие эксперты продолжают недооценивать их рост и развитие. Электронная коммерция (будь то розничные продажи по схеме бизнес-клиент (B2C) или сделки типа бизнес-бизнес(В2В)) занимает сейчас важное место в торговых операциях.
По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в 2008 г. объем рынка электронной торговли в России вырос на 34,6% и составил 128,31 млрд руб. В том числе: сектор В2В (business-
to-business) составил 4,04 млрд руб., реализация товаров населению, сектор В2С (business-to-customer), - 110 млрд руб., торговля с государственным сектором, В2А (business-to-administration), - 14,27 млрд руб. А объем рынка моментальных платежей (оплата товаров и услуг через Интернет посредством банковских карт и «электронных денег») в 2008 г. в 5 раз превысил объем рынка электронной торговли и составил 536 млрд руб.
Электронная экономическая деятельность в узком смысле - экономическая деятельность указанного вида, осуществляемая в информационной среде глобальной компьютерной сети Интернет и с использованием этой сети. Под электронной экономической деятельностью в широком смысле подразумевается совокупность процессов, направленных на перераспределение товаров и услуг, формирующихся в ходе осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а также процессов, направленных на обеспечение такого перераспределения, формирующихся в ходе осуществления хозяйствующими субъек-