Научная статья на тему 'Условия развития финансового посредничества российских страховых организаций'

Условия развития финансового посредничества российских страховых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИНАНСОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробейникова Елена Владимировна, Нехрапова Наталия Юрьевна

В статье на основе анализа показателей деятельность отечественных страховых компаний и структуры их инвестиций, выявлены факторы, сдерживающие развитие финансового посредничества страховщиков. Предложен комплекс мероприятий по оптимизации условий, направленных на развитие посреднической деятельности страховых организаций в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия развития финансового посредничества российских страховых организаций»

Условия развития финансового посредничества российских страховых

организаций

Conditions for the development of financial intermediation Russian insurance

companies

Коробейникова Елена Владимировна

к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Самарского института (филиала) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»,

e-mail: [email protected] Нехрапова Наталия Юрьевна аспирант кафедры Банковского дела и страхования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье на основе анализа показателей деятельность отечественных страховых компаний и структуры их инвестиций, выявлены факторы, сдерживающие развитие финансового посредничества страховщиков. Предложен комплекс мероприятий по оптимизации условий, направленных на развитие посреднической деятельности страховых организаций в России.

Abstract. On the basis of performance analysis of domestic insurance companies and the structure of their investments, identified factors constraining the development of financial intermediation insurers. A set of measures to optimize the conditions aimed at promoting mediation of insurance companies in Russia.

Ключевые слова. Страховая организация, финансовое посредничество страховых организаций, структура инвестиций, информационная прозрачность, экономические стимулы.

Key words. Insurance company, financial intermediation of insurance companies, investment structure, information transparency, economic incentives.

В современных условиях тенденции развития зарубежных страховых рынков свидетельствуют о перерождении роли и значения страховых организаций как финансовых институтов, содействующих совершенствованию системы финансирования и повышающих тем самым эффективность движения капитала в экономике. Результаты функционирования российской страховой отрасли, пока не соответствуют масштабам национальной экономики, и не позволяют отечественным страховщикам в полной мере реализовывать

посреднические функции по аккумуляции и размещению денежных средств. Усиление инвестиционной составляющей страховых институтов в России является важной макроэкономической задачей.

Оценка основных показателей развития страхового рынка России свидетельствует о ежегодном приросте общего объема страховых операций, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Ключевые показатели российских страховщиков за период 2008-2013 гг.

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Количество страховщиков, ед. 786 702 618 579 469 432

Страховые премии (без учета ОМС), млрд. руб. 555,0 513,18 555,8 663,66 812,47 904,86

Прирост премий, % - -7,5 8,3 19,4 22,4 11,4

ВВП, млрд. руб. 41276,8 38807,2 46321,8 55798,7 62356,9 66689,1

Доля премий (без ОМС) в ВВП, % 1,34 1,32 1,23 1,22 1,32 1,36

Объем страховых резервов, млрд. руб. 386,9 377,1 421,7 523,1 612,7 686,4

Прирост страховых резервов, % - -2,5 11,8 24,0 17,1 12,0

Доля резервов в ВВП, % 0,94 0,97 0,91 0,94 0,98 1,03

Премии, по страхованию жизни, млрд. руб. 19,3 15,7 22,5 34,7 52,9 84,89

Прирост премий по страхованию жизни, % - -18,7 43,3 54,2 52,4 60,5

Доля премий по страхованию жизни в ВВП, % 0,05 0,04 0,05 0,06 0,08 0,13

Составлено автором по данным ЦБ РФ [1

Показатели данной таблицы свидетельствуют о положительных темпах роста страховых платежей и страховых резервов, составляющих основу их инвестиционных возможностей. Однако, реализация страховыми компаниями основной функции в финансовом посредничестве, связанной с перераспределением капитала посредством трансформации имеющихся активов и участием в создании новой стоимости, т.е. реализация капиталотворческой функции, на сегодняшний день, осуществляется слабо, о чем свидетельствуют невысокие показатели доли страховых премий и страховых резервов в ВВП, а также низкий показатель доли премий по страхованию жизни, приблизившийся к отметке 0,13 % по итогам работы за

2013 год. Оценивая роль страховых компаний в организации инвестиционного процесса, необходимо отметить, что по сравнению со страховыми рынками развитых стран, одной из существенных отличий отечественной страховой отрасли, является невысокий объем собираемых страховых премий по реальному страхованию жизни, которое считается стратегически важным и перспективным продуктом и служит основой долгосрочных ресурсов для финансового сектора.

Анализ инвестиционных портфелей страховых компаний России в 2012 году по сравнению с 2008 г. позволил определить, что за анализируемый период времени в структуре инвестиций страховщиков существенных изменений не произошло. В 2012 году, как и пять лет назад, существенная доля инвестиций - порядка 1/3 пришлась на высоколиквидные активы: депозиты банков и наличные денежные средства. Объем вложений в государственные и муниципальные ценные бумаги, а так же в акции и облигации частных корпораций является незначительным и не превысил 10 % (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура инвестиций российских страховых организаций

Доходность инвестиций российских страховщиков на сегодняшний день является не высокой и не превышает уровень инфляции (рисунок 2).

14

12 10 8 6 4 2 0

2008 Г. 2009 Г. 2010 Г. 2011 Г. 2012 Г.

Рисунок 2 - Динамика рентабельности инвестиций страховых организаций и показателей инфляции в РФ

Снижение показателя доходности инвестированного капитала российских страховщиков обусловлено финансовым кризисом, нестабильностью на финансовом рынке, убытками, полученными от операций с ценными бумагами, а также снижением общей доходности финансовых инструментов, обращающихся на российском рынке.

На сегодняшний день основную прибыль страховые компании получают не от инвестиционной деятельности, а непосредственно от маржи при продаже страховых продуктов и проведении страховых выплат. Однако, в связи с достаточно активным выходом на рынок страхования банков, ростом уровня комиссионного вознаграждения по операциям банкострахования, происходит снижение маржи, особенно в розничном страховом сегменте.

Не смотря на рост в абсолютном выражении показателей отечественного страхового рынка, величина инвестиционного потенциала и его структура не позволяет использовать его в качестве источника долгосрочных финансовых вложений, востребованных реальным сектором экономики и финансовым рынком (рисунок 3).

2012 г. -►

2008 г. ............................................►

Рисунок 3 - Инвестиции страховых компаний России в основные сектора экономики, в % к ВВП

Таким образом, анализ современной российской страховой практики подтверждает реализацию отечественными страховщиками их страховых функций и определяет низкую степень развития инвестиционной функции, т.е. функции финансового посредничества.

Вместе с тем, на макро и микроуровне существует объективная необходимость развития посреднических функций страховых компаний, и в первую очередь инвестиционной и сберегательной функции, поскольку их развитие будет обеспечивать поступление инвестиционных ресурсов в экономику, а также повышать финансовую устойчивость и конкурентоспособность страховых компаний.

Для осуществления перехода деятельности отечественных страховщиков на качественно новую ступень развития, определяемую повышением роли их финансово-посреднической деятельности, необходимо, путем совмещения усилий самих страховых организаций, органов государственного регулирования и других участников финансового рынка, нивелировать

достаточно большое количество факторов, сдерживающих развитие финансового посредничества страховщиков.

Формирование устойчивых взаимосвязей между страховыми компаниями, банками и другими финансовыми институтами, их интеграция возможны только при условии создания соответствующего информационного пространства, прозрачного для всех участников рынка. Для решения этой задачи особую актуальность приобретает снижение информационной асимметрии экономического пространства по двум взаимодополняющим направлениям:

- во-первых, обеспечение информационной открытости страховых институтов;

- во-вторых, обеспечение прозрачности потребителей страховых услуг.

Обеспечение информационной открытости финансовых посредников, в

том числе страховых компаний, наряду с повышением качества их отчетности, должно обеспечиваться введением МСФО, а также установлением единых подходов к процедуре формирования рейтингов страховых организаций. Все это говорит о необходимости разработки единых российских стандартов финансовой и маркетинговой информации, учитывающих возможности страховщиков анализировать и создавать формы контроля, в том числе общественного за предоставляемой информацией, которая должна давать реальное представление о финансовом положении страховых институтов, а также об особенностях предлагаемых ими страховых продуктов и услуг. В частности основными критериями при определении рейтинга надежности страховых компаний должны быть:

- показатели эффективности работы страховщика (включая положение компании на рынке и внешние факторы устойчивости);

- кредитоспособность страховщика;

- эффективность управления рисками;

- степень лояльности к клиентам и репутация на рынке.

Следует отметить, что главную роль в процессе предоставления общественности надежной и актуальной информации, должны играть органы страхового надзора, которые способны стимулировать заинтересованность страховщиков в формировании режима максимальной финансовой прозрачности и раскрытии информации.

Целям расширения информационной прозрачности потребителей страховых услуг, будет способствовать переход предприятий к новым стандартам деятельности, основанным на системе национальных кредитных рейтингов. Развитая система рейтингов должна стать механизмом управления рыночной репутацией организаций и их доступом к финансированию.

Проблема обеспечения информационной прозрачности потребителей страховых услуг должна решаться не только со стороны спроса, но и с позиции их предложения. Со стороны предложения страховых продуктов информационная асимметрия может нивелироваться на базе создания единого информационного поля по изучению потенциального потребителя финансовых услуг. Общекорпоративная информация о потенциальном потребителе необходима как всей системе финансовых посредников для разработки единой эффективной политики вовлечения средств населения в систему движения денег и капитала, так и в частности страховым организациям для совершенствования их взаимоотношений с клиентами и успешного продвижения собственных продуктов. Изучение потребительских предпочтений потенциальных страхователей позволит создать наиболее предпочтительную для страховой компании структуру страховых продуктов, оптимизировать их существующий ассортимент и создать базу постоянных клиентов [2].

Еще одним фактором, сдерживающим развитие финансового посредничества страховщиков, является отсутствие соответствующей среды и стимулов для развития накопительного страхования жизни. Невысокая степень доверия потребителей, рост ставок по срочным банковским депозитам, достаточно высокий уровень инфляции и отсутствие надежных долгосрочных

инструментов финансового рынка, являются основными факторами, блокирующими возможности развития данного сегмента страхования [3].

В этой связи необходимо в первую очередь сформировать систему государственных гарантийных фондов на базе специально созданной правительственной организации, аналогичной государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», а также ввести институт «специального депозитария». Государство могло бы предоставить свои гарантии по договорам страхования жизни, на основании включения в единую, уже действующую систему гарантирования вкладов вместе с банками, или специально созданной обособленной структуры, исключительно для страховщиков жизни в виде государственного гарантийного фонда, обеспечивающего ответственность страховых компаний за выполнение обязательств перед клиентами, в том числе в случае неплатежеспособности или банкротства.

Создание для страховых компаний по страхованию жизни системы, аналогичной системе страхования вкладов, способствовало бы увеличению потребительского спроса, расширению информационной прозрачности, популяризации знаний о страховании и явилось бы положительным фактором привлечения действительно долгосрочных инвестиций в экономику.

Отсутствие экономических стимулов, в том числе налоговых сдерживает развитие страхования жизни, как основного инвестиционного потенциала страховщиков, в связи с чем, существует необходимость внесения изменений, и дополнений в Налоговый кодекс РФ, в части предоставления льгот по страхованию жизни в рамках предоставления социальных налоговых вычетов, для физических лиц, купивших на собственные средства полисы долгосрочного страхования.

Проблема отсутствия долгосрочных и надежных инструментов для размещения средств страховых резервов по договорам страхования жизни и направление этих ресурсов в реальный сектор экономики должна быть решена через создание соответствующей нормативно-правовой базы и предоставление дополнительных государственных гарантий в виде надежных государственных

ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций, которые должны стать рыночным инструментом, способствующим развитию реального накопительного страхования жизни, обеспечивающим приток инвестиций в отечественную экономику. Помимо решения вопроса разработки на государственном уровне инструментов для надежного инвестирования активов страховых компаний в долгосрочные надежные инструменты, необходимо определить приоритетные направления инвестирования в рамках государственных национальных проектов и государственных инвестиционных программ. Создание условий для инвестиционной деятельности страховых компаний не только обеспечит реализацию принципов системности, но и позволит решить проблему удлинения сроков ресурсов, которая является центральной для финансирования сектора малого и среднего бизнеса.

Кроме того, в качестве одного из направления развития деятельности страховщиков в качестве финансовых посредников является разработка и продвижение новых страховых продуктов в рамках страхования жизни. Инвестиционный потенциал рассматриваемых финансовых институтов может раскрыться только с выводом в массовый характер долгосрочного накопительного страхования жизни - мощного канала привлечения средств населения, позволяющего перейти населению в категорию индивидуальных инвесторов. Следовательно, одним из важнейших вопросов для развития страхования жизни должно стать создание конкурентоспособных страховых продуктов, основанных на мониторинге интересов потенциальных страхователей и достижения баланса в вопросе цена и качество. В целом развитие инвестиционной активности страховых компаний по указанным направлениям, способствовало бы решению комплексной задачи, связанной с повышением уровня капитализации российских страховщиков.

В целях повешения уровня транспарентности страховых компаний и обеспечения роста доверия со стороны потребителей страховых услуг существует необходимость, во-первых, разработать и внедрить эффективную систему прогнозирования и менеджмента самими страховщиками, во-вторых

создать объединенную базу данных по действующим страховым компаниям, а также базу данных страховых историй.

Страховым компаниям следует разрабатывать параметры страховой защиты совместно с клиентами и механизм четкого исполнения обязательств на этапе урегулирования убытка. Такой подход, с одной стороны, поможет решить проблему доверия клиента, участвующего в диалоге со страховщиком. С другой стороны, он будет способствовать качественному наполнению страхового портфеля, поскольку страховщик получит возможность всесторонней оценки страхуемых рисков и получения страховой премии, соответствующей этой оценке. Кроме того, в рамках защиты прав потребителей и формирования доверительных отношений необходимо ввести институт страхового омбудсмена, а также разработать и принять типовые условия формирования страховых продуктов по массовым видам страхования, а также механизм оценки ущерба.

Формирование страхового портфеля, связанного со стимулированием спроса на страховые услуги страховые компании должны осуществлять с помощью внедрения новых технологий обслуживания потребителей, в связи с чем, отечественным страховым компаниям необходимо расширять объемы продажи страховых продуктов через Интернет. Данное направление является достаточно перспективным, поскольку позволяет минимизировать затраты, связанные с заключением, обслуживанием и ведением договоров страхования особенно на больших расстояниях.

В целом, в процессе создания условий для повышения эффективности финансового посредничества страховых компаний необходимо учесть два принципиальных момента. Во-первых, для создания соответствующей экономической среды существует необходимость разработки интегрированной стратегии, как единой системы действий, охватывающей развитие экономической и инвестиционной среды, страхового, банковского и других секторов, построенной на принципах комплексности и этапности решения основных задач. В связи с чем, необходимо подвергнуть переосмыслению

специфическую роль финансового посредничества страховых компаний, их сравнительные преимущества, факторы экономии на масштабе и ассортименте, задачи и формы государственного регулирования.

Во-вторых, переход к развитому финансовому посредничеству страховых компаний возможен не только в ходе реализации мер, направленных на развитие самого страхового рынка, его институтов и инструментов, но и при условии достижения российскими предприятиями определенной стадии развития, что требует параллельного решения проблем реального сектора.

Реализация предложенного комплекса мероприятий не только позволит стимулировать посредническую деятельность страховщиков к активному вовлечению в процесс аккумуляции капитала, но и создаст необходимые предпосылки для усиления их взаимодействия с реальным сектором в рамках финансирования инфраструктурных проектов и другими финансовыми институтами. Реализация данных мероприятий, будет способствовать формированию необходимой бизнес-среды, обеспечивающей эффективное функционирования страховых компаний в качестве финансовых посредников. Библиографический список.

1 Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]: http://cbr.ru/ (дата обращения 30.04.2014 г.)

2 Садыкова Л.М., Коробейникова Е.В. Модель оптимизации ассортимента страховых продуктов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 13 (149). - С. 309-313.

3 Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 г. № 1293-р «Об утверждении стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] : http://consultant.ru/ (дата обращения 30.04.2014 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.