УДК 368 ББК 65.271-31 У 50
Л.К. Улыбина
Кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов Кубанского
государственного аграрного университета, г. Краснодар. E-mail: [email protected].
Методологические аспекты институциональной трансформации страхового рынка в условиях финансовой глобализации
(Рецензирована)
Аннотация. В статье на основе институционального анализа формирования страхового сектора автор предложил модель развития страхового рынка и его институтов в воспроизводственном процессе как механизме защиты и инвестиционного обеспечения экономического роста на основе институциональных параметров взаимодействия государства, корпоративного сектора, домохозяйств, учитывая совокупность факторов и основных индикаторов развития страхового рынка в условиях финансовой глобализации
Ключевые слова: глобализация, страховой институт, стратегическое развитие, страховой рынок.
L.K. Ulybina
Candidate of Economics, Professor of Finance Department, Kuban State Agrarian
University, Krasnodar. E-mail: [email protected]
Methodological aspects of institutional transformation of the insurance market in the conditions of financial globalization
Abstract. In this paper, based on the analysis of institutional formation of the insurance sector, the author proposed a model for the development of the insurance market and its institutions in the reproduction process as a mechanism of protection and investment for economic growth on the basis of the institutional parameters of interaction between government, the corporate sector and households, considering the totality of the factors and key indicators of the insurance market development in the context of financial globalization.
Keywords: globalization, insurance institute, strategic development, insurance market.
В условиях глобализации страховой институт выступает в роли стабилизатора экономики, с помощью которого общество имеет возможность компенсации ущерба вследствие наступления непредвиденных страховых событий; накопленные в фондах страхования финансовые ресурсы также являются одним из основных источников инвестирования воспроизводственных процессов хозяйства страны.
Институциональный анализ функционирования страхового сектора позволил разработать модель экономического развития страхового рынка и его институтов в воспроизводственном процессе экономики как механизм защиты экономического роста.
Разработанная модель включает в себя институциональные взаимоотношения участников рынка, а также факторы, влияющие на устойчивость институциональной среды развития страховых услуг.
В индустриальных странах мира страховые компании по своей мощности и размерам концентрируемого в них капитала стоят наравне с банками, тесно взаимодействуя с ними (рис.1).
Рисунок 1. Модель развития страхового рынка и его институтов в воспроизводственном процессе
Объем мировых активов возрос в 2010 г. до 79,3 трлн. долл., из них фонды страховых компаний составили 24,6 трлн. долл., или 31% (в США - 26,0 %, в странах ЕС - 49%, Азия -22%, в других странах - 3%) [1].
Долгосрочные инвесторы играют важнейшую роль в развитии финансовых услуг. Более эффективное распределение капитала:
- компании по страхованию жизни и пенсионные фонды стремятся сбалансировать обязательства в долгосрочной перспективе - и охотнее вкладывают средства в проекты с большим социально-экономическим потенциалом;
- эффективность и опыт направления средств из разных портфелей на инвестиции со сходным профилем риска или сроком.
Повышение ликвидности рынков капитала:
- долгосрочные институциональные инвестиции повышают обеспеченность капиталом;
- важным стимулом является привлечение сбережений и их инвестирование в рынок капитала (они создают или углубляют местные рынки долговых инструментов);
- расширение и диверсификация местных рынков капитала благодаря выполнению функций страховщиков благотворно влияют на рынок капитала и потребителей финансовых
продуктов;
- усиление конкуренции между компаниями способствует дальнейшему развитию продуктов и их большей специализации.
Трансформационные процессы в экономической системе обусловили развитие страхования в России.
В современных условиях страховой бизнес является одним из динамично развивающихся сфер предпринимательства. Страховые премии в 2011 г. составили 1279, 9 млрд. руб., что больше по сравнению с 2007 г. в 1,7 раза. В 2011 г. страховщиками было возмещено в соответствии с обязательствами домохозяйствам и корпоративному сектору 890,4 млрд. руб. Доля взносов страховых компаний в ВВП страны варьируется от 2,3% в 2007 г. до 2,4% в 2011 г. (в индустриальных странах 8-12%).
Средства свободных от обязательств страховых резервов, инвестированные в экономику страны в объеме 552,9 млрд. руб., увеличились в 1,2 раза по сравнению с базисным 2007 годом. В системе страхового бизнеса, по оценкам экспертов, занято от 250 до 350 тыс. чел. [2].
Несмотря на позитивные темпы роста страхового и инвестиционного потенциалов страховых институтов в условиях институциональных преобразований, в стране не удалось в полной мере сформировать и развить устойчивый для общественного воспроизводства страховой рынок.
Стратегическая модель позитивного развития страховых институтов и рынка в условиях институциональной социально-экономической модернизации экономики предполагает, что национальная система страхования имеет ресурсы, позволяющее ей эффективно использовать функциональное назначение в воспроизводственном процессе.
«К 2020 г. уровень страховой защиты рисков, традиционно подлежащих страхованию в развитых странах, должен приблизиться к 100%, совокупный объем рынка должен достигнуть до 4% от ВВП. Высокая доля тяжелой промышленности в ВВП, значительный износ активов промышленных предприятий, неблагоприятные природные условия и ряд других специфических для России факторов дают основания предполагать, что оптимальное соотношение взносов по видам иным, чем страхование жизни, в ВВП должно превышать среднемировой уровень» [3].
Дальнейшие темпы развития страхования в России обусловливают определение его роли в экономических перспективах государства, так как не все задачи, определенные в развитии страхования в России, удалось решить.
Факторы, негативно влияющие на развитие страхования:
- не обеспечен платежеспособный спрос домохозяйств и корпоративного сектора на страховые продукты;
- неразвитость обязательного страхования, что влияет на развития рынка добровольного страхования;
- недостаточность надежных инструментов для инвестирования страховых резервов;
- ограниченные механизмы конкуренции в важных секторах рынка страхования;
- не разработанность системы мер по совершенствованию налогового законодательства по страхованию;
- недостаточная капитализации страховых институтов, а также неразвит механизм национального перестраховочного рынка, приводящий к оттоку значительных капиталов за границу.
Большой урон экономики наносят расходы, связанные с последствиями катастроф, аварий, стихийных бедствий, которые оплачиваются в большей части за счет средств федерального и регионального бюджетов, средств домохозяйств и корпоративного сектора (табл. 1).
Таблица 1
Структура чрезвычайных ситуаций и их последствия в России
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
коли- чество % коли- чество % коли- чество % коли- чество % коли- чество %
Техногенные 2248 83, 4 1966 91,3 270 63,7 178 49,9 185 62,3
Природные 402 15, 0 152 7,1 133 31,4 115 32,2 65 21,9
Биолого- социальные 43 1,6 36 1,6 21 4,9 43 12,0 42 14,1
Крупные террористиче ск ие акты - - - - - - 21 5,9 8 2,6
Всего чрезвычайных ситуаций 2693 100 ,0 2154 100,0 424 100,0 357 100,0 297 100,0
Погибло, чел. 5199 4455 723 680 751
Пострадало, чел. 27335 2176 1873 2992 1134
Из-за недостаточно сформированных страховых резервов компенсация убытков страховыми организациями зачастую происходит избирательно, вследствие чего имущественные интересы домохозяйств и корпоративных клиентов ущемляются, наблюдается рост потерь от предпринимательских рисков (табл. 2).
Таблица 2
Страховые возмещения по страховым рискам в 2011 г. [2]
Страховая компания Страховые возмещения, млн. руб. Риски и объекты страхования
РОСНО (страховщик), группа перестраховщиков (риски по договору были перестрахованы на 99,2%) 6 000 Авария на Саяно - Шушенской ГЭС
ОСАО СОГАЗ 1200 Авария на Новокуйбышевском НПЗ
ВСК (страховщик), Hannover Re, SCOR, Partner, Sirius, GIC of India, Polish Re, Milli Re, Sava Re, группа российских страховых и перестраховочных компаний Свыше 1000 Пожар на заводе «Конкордия» (Калининградская обл.)
Альфа - страхование 858 (размер судебного иска от страхователя к страховщику) Требование страхового возмещения убытков в результате поломки оборудования, перерыва в производстве на Лебедянском ГОК
Альфа - страхование 600 (судебный иск страхователя) Требование Федеральной сетевой компании ЕЭС по доплате за пожар на подстанции «Чагино» в 2008 г.
Гефест, Ингосстрах (состраховщики), группа 509 Шторм, смыв части свайных конструкций причалов и др.
перестраховщиков имущества на строительстве грузового порта в г. Сочи
РЕСО-Г арантия 308 Пожар на складе Сясьского ЦБК
Страховой дом ВСК 280 Пожар на производственно -складском комплексе (Московская обл.)
Росгосстрах 180 Затопление плавучего дока (Мурманск)
ВСК 169 Гибель воздушного судна АН-74 (г. Иваново)
Ингосстрах 115 Повреждение урожая яблок в результате заморозков, града и засухи (ОАО «НПГ «Сады Придонья», Волгоградская обл.)
Ингосстрах 110 Пожар на складском комплексе (Московская обл.)
СЦ «Спутник» (страховщик), РСЦ (перестраховщик) 105 Неудачный запуск космических. аппаратов (ГЛОНАСС)
Альфа - Страхование 105 Пожаром на подстанции «Сабурово» (ОАО «МОЭСК»)
Капитал Перестрахование 94 Пожар на плавучем ресторане «Викинг» в Москве
Всего 1500 Х
В связи с этим основными индикаторами развития институтов страхования остаются разработка и реализация мероприятий по повышению страховой защиты домохозяйств, корпоративных клиентов и государства, которые являются драйверами предпринимательской инициативы и формирования долгосрочных финансовых ресурсов для экономики.
Основными мероприятиями по развитию страховых институтов являются:
- формирование правовой базы страхового рынка и его институтов;
- формирование сбалансированной структуры добровольных и обязательных инструментов страхования;
- разработка эффективных инструментов государственного регулирования и надзора в сфере страхового сектора;
- мотивирование перевода сбережений домохозяйств в долгосрочные инвестиции с использованием инструментов долгосрочного страхования жизни;
- поэтапные интеграционные процессы национального страхового рынка с международным страховым сообществом.
Для существующего уровня платежеспособного спроса общества приоритетным его развитием должны стать инструменты обязательного страхования, которые позволят сформировать страховую защиту для домохозяйств и корпоративных клиентов, а также значительно снизить затраты федерального и регионального бюджетов на возмещение потерь пострадавшим в результате наступления эвентуальных событий.
Для этого необходимо организовать инвентаризационные процедуры по выявлению опасных объектов, определить их реальную стоимость, возможные риски для предоставления обязательной страховой защиты, а также найти источники реализации страховой защиты.
Обязательная форма страхования в своей основе должна формировать страховые резервы для компенсационных выплат застрахованным лицам или выгодоприобретателям вследствие страховых событий, исключая факты бесхозяйственности.
Обоснованные финансово-экономические расчеты позволяют принятие нормативноправовых актов в защите интересов страхователей в обязательной форме.
В основе направлений по развитию обязательного страхования будет являться:
- мониторинг по развитию обязательного страхования;
- введение обязательных форм страхования опасных объектов имеющих динамический ряд значительных рисков и их последствий.
Для обеспечения организации страховых выплат необходимо создавать гарантийные фонды по видам страхования.
Развитие предпринимательства в стране обусловливает реализацию страхования профессиональной ответственности (арбитражных управляющих, аудиторов, врачей, риэлтеров) и страхования ответственности (производство товаров, работ, услуг) в результате причинения вреда третьим лицам.
Осуществимой задачей для страхового рынка и его институтов является дальнейшее развития инструментов добровольного личного страхования (жизни, пенсионное).
Страхование жизни позволяют формировать долгосрочные инвестиционные ресурсы для экономики страны и регионов. Оценка демографической ситуации показывает прирост населения пенсионного возраста, что определяет развития добровольного страхования (рент, аннуитетов) для средних и возрастных групп.
Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики (рис.2).
Г осинвестиции ► Налог. стимул Субси- дии
+ +
Инвестиции Страхователь
граждан жизни
Премии ка* % от ВВП
Управление активами. активы как % от ВВП ^3 Структура активов доля фондового ры~ка ^3 Рост фондового рынка и рост ВВП
О Дополнительные раб-смие места
Снижение потребности в пенсионном обеспечении
Дополнительные наго'овые “осгупле-ия (НДС. НДФЛ и прочее)
інфрастук
тура
Финан-
совый
сектор
Не-финансовый сектор
Выгода для граждан
Рост секторов экономики
Рост фмчансоеого сектора и фондовых рымов
Рост ютвестиций в частный сектор
Доходы и экономия бюджета
Сбережения / пеисиотое обеспечение Дополнительное потребление
г ▼ ▼
о НДФЛ Снижение потребности госфинансирования пенсий о Дополнительные НДС
Дополнительные рабочие места
X
о
Доп. соц налоги и НДФЛ
h-,- налоги на прибыль организаций
Рисунок 2. Роль развития страхования жизни на экономический потенциал страны
Инструменты страхования жизни должны быть разработаны на основе механизма гарантирования страхователям получения накопленных ресурсов по договорам страхования в соответствии с коэффициентами дисконтирования.
Развитие инструментов страхования жизни требует дальнейшей специализации страховщиков, создания законодательных основ по актуарной деятельности и института актуариев, связанной с актуарными расчетами по страховым резервам и тарифам, анализа и прогнозирования эффективности инвестиционных программ.
Необходимо развивать инструменты добровольных видов страхования от несчастных случаев и медицинского страхования. Данные программы - важные мотивационные элементы «социального пакета» для работодателя и сотрудников. Это потребует совершенствование законодательства и налогового механизма, регулирующего отношения участников данных программ.
Важными направлениями в развитии института страхования является совершенствование ОМС граждан в России, переход на страховой принцип на основе комплементарности систем обязательного страхования и социального обеспечения.
Необходимо продолжить механизм совершенствования налогообложения страховых операций по программам долгосрочного страхования, для формирования стимулов физическим и юридическим лицам в целях эффективной защиты от наиболее существенных рисков.
Следует включить в перечень социальных налоговых вычетов затраты граждан при страховании ими наиболее жизненно важных имущественных интересов (связанных с жизнью и здоровьем, владением, пользованием, распоряжением жилыми помещениями и домашним имуществом). Целесообразно расширить перечень расходов организаций по различным видам страхования ответственности, включаемых в затраты, применяемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Приоритетной задачей национальной системы страхования выступает развитие инвестиционной политики, которая предусматривает выработку мер для формирования благоприятного инвестиционного климата в воспроизводственном процессе, обеспечивает развитие направлений инвестирования средств страховых институтов.
Для привлечения инвестиций в развитие экономики, а также обеспечения страхователям возможности применения надежных форм страхования сбережений, направленных в институт страхования, рационально распределять направления вложений финансовых ресурсов страховщиков с учетом видов страхования, срока действия контракта, нормативов, разделения потоков на иные виды страхования и страхование жизни, стимулировать долгосрочные инвестиции.
Для эффективного развития страхового рынка необходимо разработать механизм для осуществления деятельности страховщиками на равных условиях на территории Российской Федерации. Для этих целей необходимо:
- совершенствовать систему организации тендеров, страховых институтов по привлечению средств федерального, регионального бюджета;
- организовывать мониторинг функционирования ведущих страховых компаний, мониторинг по концентрации капитала на страховом рынке.
Для существования конкуренции на рынках финансовых услуг не должно быть государственного участия в уставных капиталах страховых организаций.
Условие либерализации страхового рынка на среднесрочные перспективы - это развитие инструментов долгосрочного страхования жизни, которое формирует внутренний инвестиционный ресурс. В условиях международной интеграции и финансовой глобализации страхового рынка необходимо развитие интеграционных механизмов для снижения оттока капитала.
Основным принципом в интеграционных процессах с международными торговыми и финансовыми организациями является плавная либерализация страхового рынка в соответствии с уровнем развития приоритетов финансового рынка.
Нормативно-правовое законодательство требует развития и совершенствования следующего:
- формирования правовых основ в работе обществ взаимного страхования;
- совершенствования нормативно-правового налогового законодательства по страховым инструментам;
- установления основных приоритетов в развитии обязательных видов страхования;
- совершенствования инструментов и механизмов государственного надзора по страховому рынку.
Все это позволит модифицировать государственное регулирование в сфере страхового дела, система законодательства должна формироваться на глубоких теоретических и научных знаниях и в соответствии с требованиями международных стандартов, включая концептуальные мероприятия по развитию национальной страховой системы.
Стратегия развития финансового рынка России 2012-2020 гг. определялась ключевыми направлениями деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка Российской Федерации [2].
Общей целью стратегии было обеспечение ускоренного экономического развития страны путем превращения финансового рынка в важнейший фактор социально -экономического развития.
Несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций.
Целью стратегии является превращение финансового рынка в один из главных механизмов реализации инвестиционных программ корпоративного сектора с одновременным созданием условий для эффективного инвестирования частных накоплений и средств обязательных накопительных систем ( табл.3).
Таблица 3
Сценарии формирования и развития страховой деятельности в России до 2020 г.
Сценарии развития
Инерционный Инновационный
- введение пакета новых видов обязательного страхования; - экстенсивное развитие страхового рынка; - отсутствие качественных изменений и инновационных решений; - ориентация страхования на краткосрочный финансовый результат. - осуществление комплекса мероприятий по стимулированию интереса граждан к добровольному страхованию; - развитие инфраструктуры, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности; - внедрение новых направлений деятельности страховщиков, например, страхового поручительства; - комплексное совершенствование законодательства; - повышение клиентоориентированности.
Проблема развития рынка страхования тесно связана с проблемой регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций.
Для стимулирования деятельности по инвестированию страховых резервов необходимо усовершенствовать на законодательном уровне регулирование в части унификации требований, касающихся размещения страховых резервов и инвестирования средств институциональными инвесторами иных категорий. Необходимо также принятие Правительством Российской Федерации нормативно правовых актов, направленных на стимулирование роста капитализации и финансовой устойчивости страховых компаний.
Кроме того, для развития страховой отрасли следует осуществлять мероприятия по следующим направлениям:
- развитие добровольных форм страхования;
- повышение емкости страхового рынка и уровня капитализации страховых компаний;
- повышение прозрачности страхового бизнеса, в том числе доступности информации о страховых операциях и показателях деятельности страховых компаний и предоставление российскими страховыми компаниями комплексной, надежной и доступной страховой защиты домохозяйств и корпоративных клиентов;
- расширение использования механизмов страхования для снижения нагрузки на бюджеты всех уровней.
Стратегическое развитие страховых институтов страхового сектора финансового рынка должно основываться на:
1. Активизации роли страхования в экономике и обществе (в потребностях реальной экономики, гармонизации международных отношений, создании международного финансового центра, формировании удобного инвестиционного климата).
2. Повышении эффективности и рентабельности страховой деятельности, ориентации бизнеса на долгосрочную перспективу.
3. Востребованности страховых услуг в обществе и ориентированности на потребителя.
4. Изменении восприятия страховыми организациями целей своей деятельности состоящим :
- в повышениии ответственности исполнения обязательств по договорным страховым обязательствам;
- во внедрении отделов риск-менеджмента в страховых институтах;
- в социальной ответственность страховых организаций;
- в развитии здоровой конкурентной среды и культуры страхового бизнеса;
- в повышении роли субъектов страхового дела в развитии финансового рынка;
5. Инфраструктурных изменениях рынка.
6. Целях создания, повышения роли и эффективности деятельности профессиональных объединений и саморегулируемых организаций на страховом рынке;
7. Совершенствовании системы страхования (развитие новых видов страхования).
8. Совершенствовании форм и методов контроля, переориентация контроля на обеспечение финансовой устойчивости страхового рынка.
9. Создании эффективных инструментов защиты участников страховых взаимоотношений.
Примечания:
1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.swissre.com
2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fsfr.ru.
3. [Электронный ресурс]. URL: http://insurance . expert.ru
References:
1. [Electronic resource]. URL: http://www.swissre.com
2. [Electronic resource]. URL: http://www.fsfr.ru.
3. [Electronic resource]. URL: http://insurance.expert.ru