Научная статья на тему 'Потенциал развития страхового сектора России и стран Евросоюза'

Потенциал развития страхового сектора России и стран Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩИЙ РЫНОК СТРАХОВАНИЯ / СТРУКТУРА СТРАХОВЫХ ПРЕМИЙ / СТРАХОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / THE EUROPEAN UNION (EU) / COMMON INSURANCE MARKET / STRUCTURE OF INSURANCE PREMIUMS / INSURANCE BEHAVIOR / INSTITUTIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суменкова Людмила Алексеевна

Рассмотрена терминологическая культура в сфере страхования у потенциальных потребителей данного вида услуг. Дана краткая характеристика отечественного и зарубежного страхового сектора. Изучен интеграционный потенциал дальнейшего развития российского и европейского страховых рынков как закономерного, объективного процесса (использован сценарный подход). Наибольшее внимание уделено институциональным особенностям страховых рынков стран Евросоюза для прогноза развития страховой деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSURANCE SECTOR DEVELOPMENT POTENTIAL IN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION

The article deals with the terminological culture in the field of insurance among the potential consumers of this kind of service. It gives a brief description of domestic and foreign insurance sector; studies the integration potential of the further development of Russian and European insurance markets as a regular, objective process (scenario-based approach is used). The article focuses on the institutional features of the insurance markets of the EU countries for forecasting insurance business development in Russia.

Текст научной работы на тему «Потенциал развития страхового сектора России и стран Евросоюза»

УДК 911.3

ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО СЕКТОРА РОССИИ И СТРАН ЕВРОСОЮЗА

© Л.А. Суменкова1

Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Россия, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1.

Рассмотрена терминологическая культура в сфере страхования у потенциальных потребителей данного вида услуг. Дана краткая характеристика отечественного и зарубежного страхового сектора. Изучен интеграционный потенциал дальнейшего развития российского и европейского страховых рынков как закономерного, объективного процесса (использован сценарный подход). Наибольшее внимание уделено институциональным особенностям страховых рынков стран Евросоюза для прогноза развития страховой деятельности в России. Ил. 2. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: общий рынок страхования; структура страховых премий; страховое поведение; институциональный подход; Европейский Союз.

INSURANCE SECTOR DEVELOPMENT POTENTIAL IN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION L.A. Sumenkova

V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS,

1 Ulan-Batorskaya St., Irkutsk, 664033, Russia.

The article deals with the terminological culture in the field of insurance among the potential consumers of this kind of service. It gives a brief description of domestic and foreign insurance sector; studies the integration potential of the further development of Russian and European insurance markets as a regular, objective process (scenario-based approach is used). The article focuses on the institutional features of the insurance markets of the EU countries for forecasting i n-surance business development in Russia.

2 figures. 8 sources.

Key words: Common insurance market; structure of insurance premiums; insurance behavior; institutional approach; the European Union (EU).

Страховой сектор является важным элементом финансовой системы. В экономике стран страхование обеспечивает стабильность и защиту в промышленности и социальной среде от природных и техногенных рисков. Страхование как часть финансового рынка находится в прямой зависимости от нормативно-правового урегулирования и экономических связей между Россией и ее партнерами. В рамках равноправного партнерства России в составе стран - участниц Всемирной торговой организации (ВТО) - возникает целый ряд задач по оптимизации всей финансовой системы страны. В данных условиях мы рассмотрели возможности объединения стратегий развития российского страхового сектора и стран Евросоюза по нескольким позициям.

Поскольку в рамках единого торгового пространства страховой рынок России начал стремиться к европейским стандартам, то можно говорить, что он станет транснациональным. Можно также предположить, что дальнейшее планируемое расширение внешнеэкономических связей приведет к целому ряду изменений в предоставлении отечественных страховых услуг. В первую очередь, возможно, приход зарубежных страховщиков повысит уровень доступности страхования и качество предоставления страховых услуг населению. Однако экономика России станет весьма зависима от зарубежного капитала. В данном исследовании рассмотрим сценарии возможных путей развития страховых отношений России и ЕС.

Терминологическая культура как сдерживающий фактор развития страхового дела

Этимология английского слова insurance свидетельствует об его латинских истоках (secures - безопасный, надежный: от se - свободный от..., cura (англ. care) - заботы, хлопоты), и в первичном значении оно может быть переведено как «свободный от забот, от беспокойства и в этом смысле уверенный», что достаточно полно отражено в экономическом значении понятия страхование - система финансовых компенсаций в случае неблагоприятных обстоятельств в обмен на регулярную выплату определенных сумм (премий). То есть человек за свои денежные средства получает уверенность, что его имущественные интересы, в том числе касающиеся жизни и здоровья, защищены страховщиком - организацией, обеспечивающей страховую защиту. В русском же языке этимологический смысл слова страхование связан со словом страх [6]. В этом, по нашему мнению, и кроется одна из главных причин, сдерживающих развитие страхования на рынке услуг. В сознании соотечественника слово страх ассоциируется в первую очередь не с возможными страховыми рисками, а с реальной возможностью потерять все, что имеется в собственности, тогда как страховое поведение рядового европейца определяет уверенность, что при наступлении страхового случая у него будет реальная возможность «начать жизнь с нуля» и прийти к изначальному образу жизни в кратчайшие сроки, бла-

1Суменкова Людмила Алексеевна, аспирант, тел.: 89501109547, e-mail: passwrd@mail.ru Sumenkova Lyudmila, Postgraduate, tel.: 89501109547, e-mail: passwrd@mail.ru

годаря деятельности страховой компании. Недостаточный уровень доверия к отечественным страховым компаниям является сдерживающим фактором страхового дела. Однако доминирующим фактором развития страхового бизнеса является экономический потенциал населения. Состоятельная часть населения предпочитает хранить сбережения во вкладах и ценных бумагах, приобретать недвижимость и валюту [5].

Переориентация массового сознания в пользу страхования - длительный и трудный процесс, поскольку недоверие формировалось десятилетиями в ходе многочисленных денежных реформ, всегда проводившихся неожиданно и в кратчайшие сроки, часто с очень значительными потерями для населения.

Рынок отечественных страховых организаций расширяется в основном за счет введения новых видов обязательного страхования (медицинского, автогражданской ответственности). Значительно труднее сделать это в добровольном страховании, поскольку каждого потенциального клиента необходимо убедить в необходимости заключения договора. При отсутствии же доверия к институту страхования и высоком уровне страховых взносов это очень сложно. Привлечение новых клиентов добровольного страхования возможно при существенном снижении страховых взносов и упрощении процедуры выплат. При массовом характере добровольного (а не только обязательного) страхования даже при меньшем размере взноса деятельность страховых компаний будет рентабельна

[5].

Сравнительная характеристика отечественных и зарубежных страховых услуг

По объему собранной страховой брутто-премии

можно говорить о степени доверия населения к страховщикам. В России за 2011 г. по данному показателю было собрано 43 млн дол. или 664,4 млрд руб. (без учета обязательного медицинского страхования (ОМС), так как оно спонсируется государством), что соответствует 19 месту в мире. Ближайшими соседями по объему собранной страховой брутто-премии стали Бельгия (41 млн дол.) и Ирландия (52 млн дол.), соответственно 18 и 20 места. Наибольший показатель в мире у США (1,2 млрд дол.), в ЕС - Великобритания (319 млн дол.). В целом же на Европу (включая Россию) приходится 1,6 млрд дол. собранной брутто-премии.

Доля страховой премии в ВВП является важным показателем, демонстрирующим роль страхования в экономике страны. Так, в России на 2011 г. его значение составляет 2,4%. В странах европейского содружества средний показатель - 7%, при этом лидерами являются Нидерланды (13,2% - 2 место в мире), Великобритания (11,8%) и Швейцария (10%).

Общая сумма страховых взносов за 2011 г. в России составила около 40 млрд дол. (1269 млрд руб., включая ОМС), в ЕС - около 1500 млрд дол. (1079 млрд евро). При этом величина страховой премии на душу населения, которая отображает степень платежеспособности, на 2011 г. в России остается относительно небольшой - около 330 дол. на человека (50 место в мире). В странах ЕС средний показатель составляет более 1500 дол. (от 8000 дол. на человека в Швейцарии до 122 дол. на человека в Румынии) [8].

В структуре страховых премий России и ЕС также наблюдаются очевидные различия (рис. 1, 2).

■ Страхование жизни

■ Имущественное страхование

■ Страхование здоровья и несчастных случаев*

■ Страхование ответственности

■ Автострахование

■ Другие виды страхования *включая ОМС

Рис. 1. Структура страховых премий России на 2011 г., % (составлено и рассчитано по [3]; отсчет по часовой стрелке)

■ Страхование жизни

4,3

2,9

7,9

1 Имущественное страхование

I Страхование здоровья и несчастных случаев

Страхование ответственности

1 Автострахование

1 Другие виды страхования

Рис. 2. Структура страховых премий стран ЕС на 2011 г., % (составлено и рассчитано по [7]; отсчет по часовой стрелке)

На лидирующей позиции (более половины всех премий) в России - страхование здоровья и страхование от несчастных случаев, а в ЕС - страхование жизни. На втором месте - имущественное страхование (Россия) и автострахование (ЕС). Наименьшие значения имеют страхование ответственности и другие виды. Как в отечественном, так и в зарубежном страховом портфеле предпочтение отдается личным видам страхования, в основном благодаря государственным мерам. На втором плане остаются имущественные интересы граждан. Самым непопулярным видом является страхование ответственности. Однако следует учитывать, что данная структура относительна, так как в основу классификации страхования заложены различные критерии. Как и во всем мире, в странах ЕС действует система «страхование жизни - страхование не жизни»; в России же два вида волеизлияния страхового поведения - обязательное и добровольное - и три подотрасли: личное и имущественное страхование и страхование ответственности. Корректировка данных российских и европейских страховщиков под мировые стандарты может привести к незначительному расхождению значений.

Стратегия развития современного страхового сектора Российской Федерации

Новый этап становления страхового сектора связан с началом рыночных, в том числе институциональных преобразований в стране и принятием пакета документов о создании Российской страховой компании (Постановление Правительства РФ «О создании Российской государственной страховой компании» от 10.02.92 г. № 76). Тогда произошло акционирование Госстраха РСФСР. Отношение к страхованию как к социально значимому инструменту рыночной экономики относят к периоду обсуждения проекта закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспорта (2000 г.). В новых условиях рыночной экономики в России закономерно возникает ряд предпосылок для развития как классических видов страхования (по мировым образцам), так и специфических, в том числе конъюнктурных [1].

Составной частью современной научной концепции развития страхования выступает необходимость создания экономического и организационно-правового механизма стимулирования развития страхования в целом, в том числе с акцентом на определенных, наиболее социально значимых видах страхования. Оправданным считается стимулирование государством долгосрочного страхования жизни, в котором у него наибольшая экономическая заинтересованность (стимулы выступают чаще всего в виде либерального налогового механизма, в предоставлении страхователям тех или иных налоговых льгот и вычетов). Во-первых, налоговые послабления целесообразно применять, прежде всего, в интересах страхователей, а не страховщиков. Во-вторых, не нужно изобретать особые страховые льготы, необходимо применять общий режим вычета из налогооблагаемой базы расходов по страхованию, как и других расходов граждан, предприятий и организаций. Также к числу важных организационно-финансовых мер относится разграни-

чение операций по страхованию жизни и иным видам страхования. Но разделение страховых компаний по этим признакам форсировать нельзя. Оно будет оправданным и полезным для всех субъектов страхового рынка при одновременном (а лучше опережающем) решении вопросов налогообложения и создании надежных и доходных объектов инвестирования резервов, в том числе в виде государственных ценных бумаг. Совершенно необходимо формирование эффективных правовых механизмов по мониторингу финансового состояния страховых организаций, по их финансовому оздоровлению, реструктуризации и передаче страховых портфелей, а также по процедуре банкротства страховых организаций.

Страхование принадлежит к такой сфере деятельности, где нельзя однозначно ориентироваться на ослабление государственного регулирования, а тем более дерегулирование (по крайней мере, в ближайшие годы). Несомненно, некоторые аспекты страхования будут выходить из-под надзора. Однако по другим аспектам регулирующую роль государственных органов надо усиливать. И теоретически, и практически уже в ближайшие годы необходимо учитывать неизбежность диалектического перехода количества в качество страховой защиты. Этот процесс, в принципе, уже начался, но пока он носит в значительной мере эпизодический характер, проявляется как фактор слабой конкуренции на рынке. Поэтому последовательные тенденции качественных изменений будут обеспечиваться устранением искусственных преград для конкуренции, а также законодательным повышением требований к созданию и деятельности страховых компаний, к профессиональной подготовке руководителей, к качеству страховых продуктов (правил страхования) [1].

Стратегия развития единого страхового рынка Европейского пространства

Основной особенностью страхового рынка ЕС является институциональный подход: формирование единого страхового пространства и единообразного национального страхового законодательства. Важным правовым актом считается принятое в 1975 г. Римское соглашение, в ряде статей которого (ст. 52, 59 и 67) провозглашаются свобода учреждения, свобода предоставления услуг и свобода движения капитала на территории стран - участников соглашения.

В результате длительной подготовительной работы были приняты Директивы ЕС по страхованию иному (прочему), чем страхование жизни (1973 г.) и по страхованию жизни (1979 г.), которые заложили единые правовые основы страхования в Западной Европе. Указанные директивы устанавливают:

• формирование единого понятийного инструментария в целях формирования единого страхового права;

• принцип разделения страховых обществ на общества, занимающиеся страхованием жизни, а также общества, занимающиеся страхованием иным, чем страхование жизни;

• единую классификацию видов страхования в целях лицензирования и страхового надзора;

• единые правовые основания, определяющие порядок и условия учреждения страховых организаций, требования к размеру уставного капитала, бизнес-планам, персоналу страховых организаций и т.д.;

• единые правила формирования и инвестирования страховых резервов, их состав [4].

Директивы «второго поколения» в области страхования, принятые в 1988 г. (страхование иное, чем страхование жизни) и 1990 г. (страхование жизни), установили единые принципы оценки финансового положения страховых организаций, правила применимости к договору страхования национального права, предоставив некоторое преимущество (в правовом отношении) стране местонахождения страхового риска, и правила применимости финансового права к доходам от страховой деятельности.

Директивы «третьего поколения», принятые в 1992 г., предусмотрели возможность свободы предоставления страховых услуг страховщиками, учрежденными на территории одного из государств и контролируемыми страховым надзором этого государства, страхователям на территории любого другого государства ЕС.

Таким образом, единый страховой рынок ЕС был создан тремя «поколениями» страховых директив: первое поколение касалось права учреждения, второе - свободы предоставления страховых услуг, и третье превратило эти два принципа в единый рынок. Поэтапно принятые нормативно-законодательные акты в форме директив отдельно регулировали личное и другие виды страхования, поскольку страхование жизни нуждается в более детальном регулировании. Поэтому сначала появился единый рынок имущественного страхования, а через несколько лет - и личного [4].

Последствия вступления российского страхового сектора в ВТО

Наличие собственных филиалов за рубежом, безусловно, может стать конкурентным преимуществом для российской страховой компании. Тем не менее, массового выхода российских страховщиков на иностранные страховые рынки ожидать не следует. Свои филиалы за рубежом смогут открыть лишь 3-5 российских страховщиков. Причин тому в экономическом пространстве как постиндустриальных, так и развивающихся стран несколько.

1. Для развитых рынков, в первую очередь рынков стран ЕС, основным ограничением станет необходимость выполнения требований Solvency II, предполагающих, помимо наличия капитала, крайне высокий уровень организации управленческого учета. Кроме того, чтобы конкурировать с иностранными страховщиками на развитых страховых рынках, российские компании должны будут существенно повысить собственную эффективность.

2. Для рынков развивающихся стран основную роль будут играть институциональные ограничения: целый ряд стран СНГ не является членами ВТО (Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан). К тому же обязательства по либерализации рынков финансовых услуг берут на себя не все члены ВТО (многие из них предпочитают брать такие обяза-

тельства лишь частично). При этом все чаще практикуются двусторонние договоренности по открытию финансовых рынков. Формальное открытие рынков зачастую сопровождается жесткими ограничениями на вход. Наиболее распространенные ограничения - по форме присутствия (филиалы, совместные предприятия, дочерние компании), по уровню надежности (требования к капиталу, тестирование финансового состояния), по суммарной доле в уставном капитале, по размещению страховых резервов. Так, чтобы открыть филиал на украинском страховом рынке, компания-нерезидент должна иметь капитал не ниже 150 млн евро (6,2 млрд руб. по курсу ЦБ на конец 2011 г.) и рейтинг надежности определенного уровня (рейтинг должен быть установлен Госфинуслуг). Требованию по капиталу в настоящий момент удовлетворяют порядка 10 российских страховщиков [2].

Необходимость ведения учета в соответствии с законодательством принимающей страны будет означать высокие расходы, окупить которые возможно лишь при значительных объемах бизнеса. Поэтому российские страховщики скорее будут переоформлять дочерние компании за границей в филиалы, чем выходить на «пустое поле». Во-первых, большинство активных мировых игроков уже и так присутствуют в России (за исключением некоторых японских и американских компаний). Во-вторых, условия открытия филиалов будут достаточно жесткими (значительный опыт работы, совокупные активы не менее 5 млрд дол.). Такие требования потенциально смогут выполнить не более 150 страховых компаний в мире, в основном страховщики жизни.

Вступление в ВТО также скажется на сегменте страховых посредников (в первую очередь брокеров). Приходу иностранцев в этот сегмент будет способствовать отсутствие достаточного количества сильных национальных игроков, а также минимальные барьеры входа на рынок.

Эксперты выделяют три сценария развития российского страхового рынка до и после его либерализации в рамках ВТО:

Сценарий 1. Формирование сильного страхового рынка до прихода филиалов иностранных компаний и внешняя экспансия национальных страховщиков (компаний с российскими собственниками). В этом случае после либерализации рынка доля иностранцев (филиалов и дочерних компаний) в совокупных взносах стабилизируется на уровне 50% (по итогам 2010 г. значение этого показателя было равно 43%), а в десятке лидеров рынка будут присутствовать 5-6 национальных компаний.

Сценарий 2. Постепенное «выдавливание» с рынка национальных игроков, не сумевших повысить собственную конкурентоспособность. В данном варианте рыночная доля иностранцев будет выше, чем означена в первом сценарии (от 60 до 70%), а в десятке лидеров страхового рынка будут преобладать иностранные компании.

Сценарий 3. Переход страхового рынка под контроль иностранных структур. Этот сценарий маловероятен, поскольку на российском страховом рынке

сформировался целый ряд сильных национальных игроков. Данный сценарий возможен, если на законодательном уровне для иностранных компаний будут созданы существенные преференции (доля иностранцев может достигнуть 80%, а в топ-10 российского страхового рынка останется лишь 2-3 национальные страховые компании) [2].

Вне зависимости от сценария развития наибольшую рыночную долю иностранные страховщики получат в сегменте страхования рисков иностранных компаний, работающих в России, а также на формирующемся рынке страхования жизни.

Эффективность страховой деятельности России уже в рамках ВТО будет зависеть от институциональных условий, в том числе нормативно-правового характера, профессиональности национальных страховщиков. Приход филиалов компаний-нерезидентов будет способствовать развитию конкуренции, внедрению новых технологий, снижению стоимости страхования для рисков, ранее в значительной мере перестраховывающихся за рубежом. Неконкурентные страховые компании, а также компании, занимающиеся фронтированием рисков за рубеж, со временем будут вынуждены покинуть рынок. Государство при этом может как выиграть (в результате развития российского страхового рынка и/или если в конкурентной

борьбе победят национальные страховщики), так и проиграть (если резервы и прибыль будут уходить за рубеж, а страхование стратегически важных отраслей полностью перейдет под контроль иностранцев) [2].

Как видим, культура страхового поведения в Европе выше, чем на отечественном рынке. Большое влияние на нее оказывает этимологическое значение термина страхование, сложившееся в сознании населения. В структуре как отечественного, так и зарубежного страхового портфеля важная роль отводится безопасности жизни и здоровья человека. Таким образом, государственные программы при объединении страхового поля России и стран ЕС, возможно, будут направлены на сохранность имеющейся структуры. Объединение отечественного и европейского страхования создаст дополнительные трудности в нормативно-правовой организации. Разработка концепции объединения не дает однозначного сценария дальнейшего пути развития российского страхования. В связи с вступлением России в ВТО повысится конкуренция среди страховщиков различного пространственного обслуживания. Ориентированность на европейские стандарты в рамках интеграции страховых рынков приведет к доступности страховой услуги как индикатора качества жизни населения.

Статья поступила 03.12.2013 г.

Библиографический список

1. Научная концепция развития страхования на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]. URL: http://www.insur-info.ru/press/35472/ (дата обращения: 27.05.2013).

2. Последствия вступления в ВТО для российского страхового рынка: стратегия-2021 [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru/researches/insurance/entry_into_wto/ (дата обращения: 25.05.2013).

3. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. М.: Изд-во Росстата, 2012. 786 с.

4. Страховой рынок стран Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://

http://www.strahuemvseh.ru/index.php?p=34&page=content&r=1 0&s=75&subpage=s (дата обращения: 25.05.2013).

5. Суменкова Л.А. Состояние страховых услуг в Иркутской области: мат-лы XIV совещания географов Сибири и Дальнего Востока (Владивосток, 14-16 сентября 2011 г.). Владивосток: Дальнаука, 2011. С. 383-385.

6. Шапошников А. Этимологический словарь русского языка. В 2 т. Т. 2. М.: Litres, 2013.

7. European Insurance - Key Facts // Insurance Europe aisbl Brussels. August 2012.

8. World insurance in 2011 Non-life ready for take-off // Swiss Re, Sigma. 2012. № 3.

УДК 330

ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ © С.И. Сунгуров1

Всероссийский научно-исследовательский институт проблем научно-технического прогресса и информации в строительстве,

119331, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 29.

Рассмотрены основные направления инновационного обновления жилищной сферы. В числе организационных новаций исследована проблема создания и функционирования жилищно-строительных кооперативов. Уделено внимание созданию нормативно-правовых и информационных условий и механизмов общественного мониторинга и контроля процессов внедрения инноваций в жилищной сфере. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: инновации; жилищная сфера; условия инновационного развития; государственное регулирование; общественный контроль; риски; экспертиза; государственно-частное партнерство.

INNOVATIVE WAYS TO SOLVE HOUSING PROBLEM S.I. Sungurov

1Сунгуров Станислав Игоревич, аспирант, тел.: 89265270340, e-mail: mcua3@yandex.ru Sungurov Stanislav, Postgraduate, tel.: 89265270340, e-mail:mcua3@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.