Научная статья на тему 'Финансовый потенциал региона: сущность и подходы к оценке'

Финансовый потенциал региона: сущность и подходы к оценке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3863
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / FINANCIAL POTENTIAL / ECONOMY OF THE REGION / FINANCIAL RESOURCES / FINANCIAL FLOWS / ESTIMATION METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вербиненко Елена Александровна

Рассмотрены различные научные взгляды на сущность и состав финансового потенциала региона. Представлены существующие методологические подходы к формированию оценки регионального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL POTENTIAL OF THE REGION: ESSENCE AND ESTIMATION APPROACHES

The article covers different scientific views on the essence and composition of financial potential of the region. The existing methods of the formation of the estimation of the regional potential are presented.

Текст научной работы на тему «Финансовый потенциал региона: сущность и подходы к оценке»

УДК 336:332.14 (470.21)

ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА: СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ Е.А. Вербиненко

Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН

Аннотация

Рассмотрены различные научные взгляды на сущность и состав финансового потенциала региона. Представлены существующие методологические подходы к формированию оценки регионального потенциала.

Ключевые слова:

финансовый потенциал, экономика региона, финансовые ресурсы, финансовые потоки, методика оценки.

В современных условиях в России возрастает роль региональных аспектов развития экономики. Сегодня большая доля полномочий и ответственности в финансовой сфере легла на регионы, обнаружилось множество сложных и болезненных проблем, от решения которых зависит в целом будущее государства.

В рамках региональных финансов сегодня решаются задачи социальноэкономического развития субъектов РФ. Одной из первых выступает проблема разрешения противоречий между обязанностями региональных властей и их финансовыми возможностями. Необходимо, во-первых, определить, сколько нужно регионам финансовых ресурсов, во-вторых, каковы действительные полномочия субъекта федерации. В настоящее время очень важным является построение таких финансовых отношений, которые позволили бы формировать и использовать финансовый потенциал регионов с максимальным экономическим и социальным эффектом.

Необходимость определения финансового потенциала на уровне каждого региона является исходной ступенью в разработке любых сводных программ и прогнозов развития. Для определения совокупного объема финансового потенциала региона необходимо выявить потенциальную результативность использования каждого отдельно взятого ресурса территории, произвести соизмерение ресурсов и привести их к интегральному виду, к рациональному сочетанию ресурсов для получения максимально возможного эффекта удовлетворения потребностей региона.

От динамики, величины и качества финансового потенциала в значительной степени зависит уровень развития территории, стабильность политической ситуации, условия жизни населения, а также возможность государственного финансового регулирования социально-экономических процессов посредством финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти региона. В то же время следует отметить, что в настоящее время не существует единого определения этого понятия и применяются разные подходы к определению сущности и состава финансового потенциала региона. Термин «потенциал» трактуется в энциклопедическом словаре как «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [1].

В связи с этим, финансовый потенциал включает в себя не только финансовые ресурсы, которыми располагает регион в настоящее время, но и те финансовые средства, которые могут быть привлечены для выполнения функций регионального уровня власти. Финансовый потенциал региона зависит от наличия различных видов ресурсов, которыми он располагает независимо от того, используются они или нет. В экономической литературе понятие «финансовый потенциал» иногда используется как синоним налогового потенциала. Чаще всего это встречается англоязычной экономической литературе применительно к странам с развитыми формами моделей бюджетного федерализма. Четкое разграничение финансового и налогового потенциала представляется принципиально важным для Российской Федерации в условиях использования термина «налоговый потенциал» в Методике распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Полагаем, что финансовый и налоговый потенциал обозначают принципиально различные экономические явления. Налоговый потенциал представляет лишь часть финансовых ресурсов, которая в соответствии с действующим налоговым законодательством представляет собой либо объект налогообложения, либо источник уплаты налогов, либо оценку потенциальных налоговых доходов.

Налоговый потенциал формирует базу налоговых доходов бюджета. Финансовый потенциал формирует как налоговую базу, так и неналоговые доходы бюджета. То есть, налоговый потенциал является составной частью потенциала финансового.

Финансовый потенциал рассматривается Э.А. Исаевым как «формирование общего механизма регулирования финансовых возможностей, интеграционные экономические и финансовые процессы территорий, их взаимосвязи с федеральным бюджетом» [2]. Автор предлагает три основные характеристики финансового потенциала:

1) как особая самостоятельная форма экономического потенциала государства или региона;

2) как единство финансовых отношений и финансовых ресурсов в их возобновлении и развитии;

3) как категория, отражаемая посредством финансовой системы и звеньев.

В своем исследовании С.В. Зенченко определяет экономическую сущность финансового потенциала тремя аспектами [3]: 1) как способность региона производить ресурсную базу для обеспечения производственно-экономической деятельности, выполнения социальных задач и обеспечения устойчивости регионального развития; 2) как совокупность имеющихся на территории финансовых и денежных ресурсов, необходимых для поддержания устойчивой экономической деятельности региона; 3) как результат экономических отношений региона.

Финансовый потенциал как совокупность финансовых ресурсов, составляющих денежный капитал, которые общество может выделить для обеспечения инвестиционного процесса, воспроизводства капитала определяет О. Колчина [4]. То есть предлагается учитывать только ту часть финансовых ресурсов, которая идет на расширенное воспроизводство. Но расширенное воспроизводство возможно, если осуществляется в первую очередь простое воспроизводство. При этом возникают финансовые потоки, которые создают возможности для других хозяйствующих субъектов, домохозяйств. Они платят налоги и создают возможность функционирования государства. Поэтому финансовый потенциал должен включать все финансовые ресурсы, а не только те, которые обеспечивают инвестиционный процесс.

По мнению Г.Б. Ивановой и Р.А. Прокопенко [5], для полного представления финансового потенциала территории надо рассматривать всю совокупность финансовых потоков:

• производство товаров и услуг;

• материальные затраты на производство товаров и услуг, которые создают спрос на иные товары и услуги производственного характера;

• инвестиции фирм;

• доходы домохозяйств из различных источников;

• налоги, в том числе федеральные, региональные и местные;

• расходы бюджетов, в том числе федеральных, региональных и местных.

И тогда представляется, что финансовый потенциал следует определять как совокупность всех финансовых потоков территории: текущих и инвестиционных затрат фирм, текущего потребления и сбережений домохозяйств, доходов бюджета данного региона. Первоначально он проявляется как объем выпущенной продукции, затем как валовый региональный продукт (ВРП), который в свою очередь распределяется и перераспределяется между фирмами, домохозяйствами и государством.

Основой методики оценки регионального финансового потенциала являются существующие статистические базы. В настоящее время расчеты могут производиться на основе системы национальных счетов (СНС); статистических характеристик отдельных финансовых потоков; интегрированного метода, который объединяет различную информацию о финансовых потоках.

В системе национальных счетов первичный финансовый потенциал определяется по счету производства. Вторичные финансовые потенциалы (текущий, инвестиционный, бюджетный), вместе представляющие ВРП, могут быть рассчитаны по иным счетам. Ограниченность использования СНС в том, что не все счета рассчитываются для отдельных территорий, что особенно характерно не для субъекта в целом, а на внутрирегиональном (муниципальном) уровне. Поэтому специфика расчета ВРП как на уровне субъекта, так и на внутрирегиональном уровне не позволяет говорить о нем, как о наиболее приемлемом и точном показателе оценки регионального финансового потенциала.

Оценка финансового потенциала на основе статистических характеристик отдельных финансовых потоков базируется:

• для текущего финансового потенциала на таких показателях, как объем «текущего» спроса фирм и домохозяйств - материальные затраты на производство продукции, товаров, услуг, расходы домохозяйств на покупку товаров и оплату услуг.

Текущий финансовый потенциал может быть оценен исходя из достаточно традиционного показателя ВРП, произведенного на данной территории.

ФП 2 НБ^ ' +врп.

где j=l..n; ФП - финансовый потенциал i-ro субъекта Федерации; Н Б,,. - j-й элемент национального богатства и финансовых активов i-го субъекта Федерации по состоянию на начало года, в котором производится оценка; Kj - коэффициент, определяемый параметрами ликвидности j-го элемента национального богатства; ВРЦ - валовой региональный продукт, произведенный на территории в i-го субъекта Федерации в текущем году; n - количество элементов национального богатства [6].

• для инвестиционного финансового потенциала - источники самофинансирования производителей и направления их использования: прибыль, амортизация, вложения в основной капитал, прирост запасов, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения; объемы сбережений населения и направления их использования: вложения в активы коллективных инвесторов, «в чулок»; направления использования аккумулированных средств коллективными инвесторами;

• для бюджетного потенциала, в том числе налогового - налоговые и неналоговые доходы, которые могут быть собраны на территории.

Интегрированный метод, объединяющий различную информацию о финансовых потоках, позволяет использовать преимущества информационной базы как системы национальных счетов (СНС), так и отдельных статистических показателей. Применение такого подхода позволит получить боле точную оценку рассматриваемых параметров за счет проведения одновременного анализа результатов, полученных в разных методиках расчетов.

Выбранная статистическая база должна быть многофункциональной, то есть применима не только для расчета финансового потенциала, но и для решения других задач по управлению регионом; системной, так как формы проявления финансового потенциала многогранны; оперативно обновляться; быть универсальной для всех регионов.

Информационной базой, которая удовлетворяет приведенным требованиям, являются паспорта территорий. На их основе возможно формировать исходные данные для расчета финансового потенциала. Паспорта территорий позволяют увидеть фактически существующие финансовые потоки в регионе, а также потенциальные возможности увеличения этих потоков с учетом тенденций социально-экономического развития региона.

Для итоговых характеристик финансового потенциала авторы методики предлагают следующие показатели, рассчитанные на основе фактически существующих финансовых потоков:

суммарный финансовый потенциал, который состоит из первичного произведенного на территории финансового потока;

итоговый результат утечек и притоков доходов, связанных с фирмами и домохозяйствами (разница между суммарным финансовым потенциалом и совокупным текущим и инвестиционным потенциалом фирм и домохозяйств).

Предлагаемая методика оценки финансового потенциала региона позволяет определить наличие неиспользованных финансовых ресурсов в регионе. Именно эти ресурсы могут служить основой инновационного развития территории.

На основе оценки финансового потенциала регионов могут решаться следующие основные задачи:

• группировка регионов с целью выявления наиболее финансово сильных и наиболее финансово слабых регионов при построении системы или оценке результатов межбюджетных расчетов;

• определение возможности размещения тех или иных облигационных займов на территории различных регионов;

• определение возможностей реализации тех или иных программ и проектов, точнее, выбор наиболее привлекательных с этой точки зрения регионов и т.д.

И уже в зависимости от конкретной задачи могут использоваться те или иные методы оценок финансового потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2009. 1358 с. 2. Исаев Э.А. Финансовый потенциал крупного экономического района. М.: Экономика, 2007. 206 с. 3. Зенченко С.В. Финансовый потенциал региона: методы и модели оценки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. 4. Колчина О. Разработка методики оценки инвестиционного образования // Муниципальная власть. 2006. № 3. С. 79. 5. Иванова Т.Б., Пропенко Р.А. Финансовый потенциал территорий: оценка и принятие управленческих решений // Региональная экономика: теория практика. 2007. № 11(50). С. 82. 6. Лыкова Л. Финансовый потенциал субъектов Федерации // Федерализм. 2008. № 3. С. 41.

Сведения об авторах

Вербиненко Елена Александровна - к.э.н., доцент, зав. отделом формирования финансовой политики Северных регионов; e-mail: engec.apachi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.