Научная статья на тему 'Финансовый потенциал территорий: оценка и принятие управленческих решений'

Финансовый потенциал территорий: оценка и принятие управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Т.Б., Прокопенко Р.А.

Актуальность оценки финансового потенциала муниципальных образований определяется тем, что от его объема и качества на территориях зависят возможности социально-экономического развития, стабильность политической ситуации, условия жизни населения. Исходя из воспроизводственного подхода к исследованию финансового потенциала, представляется, что следует определять его как совокупность всех финансовых потоков территории: текущих и инвестиционных затрат фирм, текущего потребления и сбережений домохозяйств, доходов бюджета данного региона. По мнению авторов, первоначально он проявляется как объем выпущенной продукции, затем как валовой региональный продукт (ВРП), который, в свою очередь, распределяется и перераспределяется между фирмами, домохозяйствами и государством с учетом специфики и особенностей каждого них…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый потенциал территорий: оценка и принятие управленческих решений»

Финансы региона

ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИЙ: ОЦЕНКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Т.Б. ИВАНОВА,

доктор экономических наук, профессор

Р.А. ПРОКОПЕНКО

Волгоградская академия государственной службы

Актуальность оценки финансового потенциала муниципальных образований определяется тем, что от его объема и качества на территориях зависят возможности социально-экономического развития, стабильность политической ситуации, условия жизни населения. В то же время следует отметить, что в настоящее время не существует единого определения этого понятия и применяются следующие подходы к его раскрытию:

• как совокупность финансовых ресурсов, составляющих денежный капитал, которую общество может выделить для обеспечения инвестиционного процесса, воспроизводства капитала [1], то есть предлагается учитывать только ту часть финансовых ресурсов, которая идет на расширенное воспроизводство;

• как совокупность всех финансовых ресурсов региона, которые либо вообще не составляют объекта налогообложения в рамках принятой в государстве налоговой системы, либо попадают под налогообложение лишь частично. Интегрирует налоговые и неналоговые доходы бюджета, возможности осуществлять заимствования на финансовых рынках для бюджетных целей, определяет инвестиционную привлекательность частного сектора экономики и перспективы его экономического развития [2], то есть финансовый потенциал близок к определению бюджетного потенциала, даваемого другими авторами [3];

• как аналог налогового потенциала — возможных налоговых поступлений, рассчитанных по налогооблагаемой базе с учетом действующих (прогнозных) ставок, установленного порядка их начисления в условиях стандартных налоговых условий и усилий.

Представляется, что все эти подходы не в полной мере отражают понятие «финансовый потенциал». Наиболее расширительной трактовкой является первый подход, но к его недостаткам относится учет только той части финансовых ресурсов, которая идет на расширенное воспроизводство. Но последнее невозможно, если не осуществляется в первую очередь простое воспроизводство. Создаваемые при этом финансовые потоки создают возможности для развития иных хозяйствующих субъектов, домохозяйств, уплаты ими налогов, то есть возможности для функционирования государства. Поэтому финансовый потенциал должен включать все финансовые ресурсы, а не только те, которые обеспечивают инвестиционный процесс.

Второй подход связан с учетом в понятии «финансовый потенциал» только тех ресурсов, которые участвуют в формировании бюджета. При этом не учитываются финансовые ресурсы, которые находятся в частном секторе и у домохозяйств. Без них же, как указывалось в приведенных выше аргументах, процесс регионального воспроизводства невозможен. Третий подход является еще более узким по сравнению с двумя предыдущими, так как не учитывает даже неналоговые доходы бюджетов.

Отличаются приведенные подходы и объектами, которые предлагается учитывать для расчета финансового потенциала. В двух первых подходах за основу расчета взяты финансовые ресурсы. В то же время нет однозначного мнения о том, что является финансовыми ресурсами. Например, в обзоре точек зрения по понятию «финансовые ресурсы», проведенному С. Ф. Федуловой [4], указывается, что под ними могут пониматься как только денежные средства, так и денежные и материальные одновременно.

В третьем подходе объектом анализа для расчета финансового потенциала являются только налоги, то есть часть финансовых ресурсов.

По нашему мнению, предлагаемые подходы к определению финансового потенциала не позволяют даже на теоретическом уровне получить его полную характеристику. Доказательством этого является следующая цепочка рассуждений, основанная на изучении достигнутого научного знания в области финансов. Возможность получения денежного эквивалента от материального ресурса возникает при его использовании субъектами экономических отношений. Без их взаимодействия в рыночной экономике материальные ресурсы отдачи в стоимостной форме не приносят. Их взаимодействие же позволяет сформировать фонд финансовых ресурсов, аналогом которого на национальном уровне принято считать ВВП, на региональном — ВРП.

Формой движения указанного фонда являются финансовые потоки, отражающие целенаправленное функционирование финансовых средств как потоков расходов и доходов на протяжении определенного времени. Именно это движение в количественном и качественном плане составляет основу финансового потенциала, охватывая все виды финансовых потоков, складывающиеся в экономике. Финансовые потоки неоднородны по своему содержанию. Их движение основано на движении материальных потоков, удовлетворяющих текущие и инвестиционные потребности хозяйствующих субъектов, государства и домо-хозяйств. Все эти потоки представляют постоянные, устойчивые взаимосвязи хозяйствующих субъектов, государственных органов, домашних хозяйств и общественных организаций по поводу производства, распределения, обмена и потребления ресурсов, товаров и услуг.

Финансовые потоки в соответствии с потребностями хозяйствующих субъектов, государства и домохозяйств могут быть разделены на две группы:

1) частных потоков — текущего потребления и инвестирования, каждый из которых в свою очередь делится на потоки, создаваемые фирмами и домохозяйствами;

2) государственных потоков — налогов, государственных расходов на текущее потребление и расширенное воспроизводство, в том числе по уровням бюджетов.

Общепринятая в мировой практике взаимосвязь движения этих финансовых потоков используется в системе национальных счетов (СНС).

Финансовые потоки перетекают из одного в другой. Поэтому для полного представления финансового потенциала территории надо рассматривать всю совокупность финансовых потоков:

• производство товаров и услуг;

• материальные затраты на производство товаров и услуг, которые создают спрос на иные товары и услуги производственного характера;

• инвестиции фирм;

• доходы домохозяйств из различных источников;

• налоги, в том числе федеральные, субфедеральные и местные;

• расходы бюджетов, в том числе федеральных, субфедеральных и местных. Взаимодействие указанных потоков дает воспроизводственную характеристику финансового потенциала через смену форм его проявления. Исходя из воспроизводственного подхода к его исследованию, представляется, что финансовый потенциал следует определять как совокупность всех финансовых потоков территории: текущих и инвестиционных затрат фирм, текущего потребления и сбережений домохозяйств, доходов бюджета данного региона. По мнению авторов, первоначально он проявляется как объем выпущенной продукции, затем как валовой региональный продукт (ВРП), который в свою очередь распределяется и перераспределяется между фирмами, домохозяйс-твами и государством с учетом специфики утечек и притоков каждого них. Кроме того, финансовый потенциал может быть как используемым (в виде сложившихся финансовых потоков), так и неиспользованным (представляющим возможность их увеличения).

Методика оценки регионального финансового потенциала определяется существующими статистическими базами, которые могут для этого использоваться. В настоящее время расчеты могут производиться на основе: 1) СНС; 2) статистических характеристик отдельных финансовых потоков; 3) интегрированного метода, объединяющего различную информацию о финансовых потоках.

В СНС первичный финансовый потенциал определяется по счету производства. Вторичные финансовые потенциалы (текущий, инвестиционный, бюджетный), в совокупности представляющие ВРП, могут быть рассчитаны по иным счетам — размещения первичных доходов, вторичное распределение доходов, использования доходов, капитала. Ограниченность использования СНС в том, что не все счета рассчитываются для отде-

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

83

льных территорий, что особенно характерно не для субъекта в целом, а на внутрирегиональном уровне. Поэтому специфика расчета как самого ВРП, так и возможностей его определения на внутрирегиональном (муниципальном) уровне, не позволяет говорить о нем как о наиболее приемлемом и точном показателе оценки регионального финансового потенциала.

Расчет финансового потенциала на основе статистических характеристик отдельных финансовых потоков предполагает использование таких показателей, как:

• для текущего финансового потенциала — объем «текущего» спроса фирм и домохозяйств — материальные затраты на производство продукции, товаров, услуг, расходы домохозяйств на покупку товаров и оплату услуг;

• для инвестиционного финансового потенциала — источники самофинансирования производителей и направления их использования: прибыль, амортизация, вложения в основной капитал, прирост запасов, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения; объемы сбережений населения и направления их использования: вложения в активы коллективных инвесторов, «в чулок»; направления использования аккумулированных средств коллективными инвесторами;

• для бюджетного потенциала, в том числе налогового — налоговые и неналоговые доходы, которые могут быть собраны на территории. В полностью сбалансированной системе «доходные» финансовые потоки равны «расходным», поэтому отдельные виды финансовых потенциалов на уровне каждого субъекта можно рассчитать как по «доходным», так и по «расходным» финансовым потокам, а разница между ними будет представлять собой утечки финансовых ресурсов и возможности роста финансового потенциала на последующих стадиях его воспроизводства. Преимущества этого метода в том, что в ряде указанных статистических показателях сразу получается характеристика утечек и притоков, причем в конкретной форме, например, доходах домохозяйств. Кроме того, эти показатели рассчитываются по всем территориям. Недостатком является получаемый в ряде случаев «двойной счет». Например, обязательные взносы и платежи домохозяйств частично учитываются в качестве доходов бюджета.

Смешанный подход, объединяющий различную информацию о финансовых потоках, позволяет использовать преимущества информационной

базы как СНС, так и отдельных статистических показателей. Так как каждая методика оценки макро- и мезоэкономических показателей имеет системные неточности, то применение смешанного подхода позволит получить более точную оценку рассматриваемых параметров за счет проведения одновременного анализа результатов, полученных в разных методиках расчетов.

Исходя из доминирующей сегодня в органах государственного управления идеологии БОР (бюджетирования, ориентированного на результат), выбранная статистическая база для оценки регионального финансового потенциала должна соответствовать следующим требованиям:

1) многофункциональности, то есть применением не только для расчета финансового потенциала, но и для решения иных задач управления территориями, так как это относительно снижает затраты на поддержание подобной информационной базы;

2) оперативности обновления, так как при изменении социально-экономического состояния объекта меняется и его финансовый потенциал;

3) системности, так как формы проявления финансового потенциала многогранны;

4) универсальности для всех территорий, чтобы иметь возможность расчета финансового потенциала для каждой территории по единой методике и получать сопоставимые результаты.

В настоящее время информационной системой, отвечающей подобным требованиям, являются паспорта территорий. Поэтому именно на их основе представляется наиболее целесообразным формировать исходные данные для расчета финансового потенциала.

Для оценки объема различных финансовых потоков показатели учитываются в действующих ценах как отражающие фактические величины, одним из факторов формирования которых является уровень инфляции. Косвенные оценки целесообразно проводить на основе характеристик, полученных на каждой отдельной территории, исходя из аксиомы, что они отражают специфику соотношения различных показателей именно этой территории, а так как образованы внутри нее по закону больших чисел, то могут быть проэкстраполированы на все расположенные на ней предприятия.

Статистические данные паспортов территорий позволяют получить характеристики: фактически существующих финансовых потоков, то есть тех, которые в настоящее время сложились на территории; потенциальных возможностей увеличения

фактически существующих финансовых потоков исходя из сложившихся тенденций социально-экономического развития региона.

Для итоговых характеристик финансового потенциала предлагаются следующие показатели, рассчитанные на основе фактически сложившихся финансовых потоков:

1. Суммарный финансовый потенциал — состоит из первичного произведенного на территории финансового потока — «объем производства» с учетом утечек и притоков, то есть сальдо финансовых взаимоотношений с другими уровнями власти, и представляет сумму этих показателей. Сальдо финансовых взаимоотношений с другими уровнями власти есть результат перераспределения налоговых и неналоговых доходов территории между бюджетами, а также средства, полученные от государственных внебюджетных фондов. Его величина в отличие от других утечек и притоков рассчитывается в паспорте территории и поэтому по влиянию на региональный финансовый потенциал может быть учтена достаточно точно.

2. Итоговый результат утечек и притоков доходов, связанных с фирмами и домохозяйствами — разница между суммарным финансовым потенциалом и совокупным текущим и инвестиционным потенциалом фирм и домохозяйств. Характеризует соотношение «чистое заимствование/чистое кредитование» по этим группам субъектов хозяйственной деятельности.

Недостатком показателя «итогового результата утечек и притоков доходов, связанных с фирмами и домохозяйствами» является его «засоренность» заимствованными средствами, так как по существующей методологии расчета в расходах домохозяйств и инвестициях фирм показываются не только собственные, но и заемные средства. Представляется, что тем не менее использование предложенного показателя возможно, так как показывает дополнительные возможности чистого кредитования/чистого заимствования по сравнению с уже сложившимися.

Смешанный подход, объединяющий различную информацию о финансовых потоках, позволяет использовать преимущества информационной базы как СНС, так и отдельных статистических показателей. Так как каждая методика оценки макро- и мезоэкономических показателей имеет системные неточности, то применение смешанного подхода позволит получить более точную оценку рассматриваемых параметров за счет проведения одновременного анализа результатов, полученных в разных методиках расчетов.

Предложенные методики оценки финансового потенциала региона позволяют определить наличие неиспользованных финансовых ресурсов, что особенно наглядно проявляется в дисбалансе доходов и расходов домохозяйств. Именно такие незадействованные ресурсы и могут служить основой инновационного развития территории. Положительная величина сальдо «чистое заимствование/чистое кредитование» характеризует чистое кредитование, что означает наличие свободных денежных ресурсов, отрицательное — чистое заимствование и возможности развития региона за счет привлеченных средств.

В первом случае для роста финансового потенциала следует создавать «точки экономического роста» внутри территории, то есть разрабатывать инновационные инвестиционные проекты, создавать условия для привлечения незадействованных финансовых ресурсов за счет эмиссии привлекательных финансовых инструментов. Во втором случае целесообразно проводить выборочную оценку эффективности заимствований, так как процедуры банкротства негативно сказываются на пополнении налоговой базы местных бюджетов и социальной стабильности в регионе, чтобы при получении негативных оценок своевременно разработать схему управления территорией при действии неблагоприятных факторов.

Рассмотрим результаты применения предложенной методики оценки возможностей роста инновационного развития территорий на примере Волгоградской области. Она занимает среднее место по уровню ВРП и потому может рассматриваться как типичная территория по уровню и тенденциям своего развития. В целом ее первичный финансовый потенциал составляет более 350 млрд руб., а суммарные вторичные финансовые потенциалы (ВРП) на душу населения — более 60 тыс. руб. [5]. В среднем по муниципалитетам Волгоградской области доли вторичных потенциалов в процентах к их первичному финансовому потенциалу следующие [6]:

• текущего финансового потенциала фирм, то есть издержек на производство продукции, товаров, услуг — 57,6 %;

• инвестиционного потенциала бизнеса, то есть средств, направляемых предприятиями на инвестиции, — 5,2 %;

• текущего финансового потенциала домохо-зяйств, то есть затрат на приобретение товаров, оплату услуг и обязательных платежей — 66,9 %;

• инвестиционного потенциала домохозяйств — 11 %;

• бюджетного финансового потенциала, то есть средств, поступающих в распоряжение бюджета каждого уровня, в том числе за счет межбюджетного перераспределения — 19 %. Распределение первичного финансового потенциала по видам отдельных составляющих его финансовых потоков показано на рис. 1. В сумме они не равны 100 % из-за существования утечек и изъятий различных субпотенциалов. Наибольшие доли имеют текущие финансовые потенциалы домохозяйств, фирм. Такой же характер имеет и бюджетный потенциал, так как в настоящее время он фактически идет на текущее содержание аппарата управления областью. Доли инвестиционных потенциалов существенно меньше только что указанных, хотя именно от них зависит возможность дальнейшего развития территории.

Анализ финансового потенциала муниципалитетов Волгоградской области на основе паспортов муниципальных образований показал, что из 37 рассмотренных территорий в 24 (65 %) в 2006 г. сложилось чистое заимствование. То есть сумма первичного финансового потока «объем производства» и сальдо взаимоотношений с вышестоящими органами управления меньше, чем сумма текущих и инвестиционных финансовых потоков фирм и домохозяйств. Следовательно, частные финансовые потоки больше, чем официально

Бюджетный

Инвестиционный домохозяйств

Инвестиционный фирм

Текущий домохозяйств

Текущий фирм

ь> |>

2

10

20

30

40

50

60

Рис. 1. Доли вторичных потенциалов в среднем по муниципалитетам Волгоградской области в 2006 г.

Источник: рассчитано авторами по паспортам муниципальных образований Волгоградской области.

зафиксированный объем производства после перераспределения с вышестоящими уровнями власти. Это означает: а) перераспределение финансовых потоков, созданных на других территориях (в виде сальдо взаимоотношений); б) наличие теневой экономики, в) займы домохозяйств и фирм. Для сельских муниципалитетов более характерно наличие теневой экономики, для городских — перераспределение созданных потоков по другим территориям и займы в финансовых институтах.

На 13 территориях (35 % от общего числа территорий) сложилось чистое кредитование. То есть сложившийся финансовый потенциал больше текущих финансовых потоков фирм и домохозяйств, что означает: а) наличие теневой экономики, б) существование неинвестируемых сбережений. В этих муниципалитетах есть внутренние ресурсы для развития территории, но надо создать условия для того, чтобы они были направлены на развитие производства.

Для сопоставимости данных по разным муниципалитетам сложившиеся и первичные финансовые потоки были пронормированы на 1 тыс. человек населения муниципалитета (табл. 1).

В целом по Волгоградской области как сложившийся, так и первичный финансовый потенциал на одного человека имеет смещенное распределение относительно нормального вправо и вверх, так как эксцессы соответственно равны по этим распределениям 8,68 и 9,04, а асимметрия 3,00 и 3,05. Это означает, что большая часть муниципалитетов имеет более высокие характеристики по сравнению со средними значениями.

В среднем первоначальный финансовый потенциал на 1 тыс. чел. ниже, чем сложившийся, а стандартное отклонение выше. То есть первоначально финансовые потенциалы резко неоднородны: максимальное значение на 1 тыс. чел. в 17,7 раза выше минимального. После перераспределения различия существенно выравниваются и максимум превышает минимум только в 1,39 раза (дифференциация уменьшается в 12,7 раза).

Сельские муниципалитеты в основном формируют свои доходы за счет безвозмездных поступлений, имеют незначительные неналоговые поступления. В 2006 — 2007 гг. на большинстве территорий произошел поворот от продажи муниципального имущества к его аренде.

70

Проценты

0

Таблица 1

Обобщающие характеристики сложившегося и первичного финансового потока на 1 тыс. чел. по муниципалитетам Волгоградской области

Показатель Отношение сложив- Сложившийся фи- Первоначальный Столбец 4 — Столбец 4 —

шегося финансового нансовый потенци- финансовый по- столбец 3 столбец 3

потенциала к первич- ал на 1 тыс. чел. тенциал на 1 тыс.

ному на 1 тыс. чел. чел.

Среднее 1,21 58344,83 53137,96 0,9 -5206,9

Стандартное отклонение 0,23 53180,6 59156,42 1,11 5975,5

Минимум 0,88 18824,55 16157,34 0,86 -2667,2

Максимум 1,68 26221,3 285920,59 1,09 23707,1

Источник: рассчитано авторами по паспортам муниципальных образований.

Разброс муниципальных районов по доле вторичных финансовых потоков в общем объеме их производства в 2007 г. показан в табл. 2. Из таблицы видно, что наиболее неоднородны финансовые потоки домохозяйств. Они по сравнению с нормальным распределением смещены в сторону больших значений. Наиболее стабильны (исходя из значений показателей дисперсии и стандартного отклонения) финансовые потоки бизнеса.

Проведем кластерный анализ территорий Волгоградской области по типичным соотношениям создаваемых финансовых потоков. По характеристикам формирования первичного финансо-

вого потенциала, то есть формированию объемов производства, выделяются пять групп территорий (табл. 3).

Первую группу составляют муниципальные образования, у которых промышленность практически не развита. Эта группа составляет 27 % от всех муниципальных образований области. Основную часть финансового потока «Объем производства» формирует сельское хозяйство (54 %). Во вторую группу входят те 24 % муниципальных образований, у которых уровень промышленности составляет 1 — 10 %. Средние показатели развития территорий этой группы следующие: уровень развития промышлен-

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистические характеристики вторичных финансовых потоков (в % к общему объему производства каждой территории в 2007 г.)

Статистические Финансовые потенциалы

характеристики Текущий Текущий Инвестиционный Инвестиционный Бюджетный

бизнеса домохозяйств бизнеса домохозяйств

Средняя 57,6 66,9 5,16 11,0 18,7

Медиана 57,9 56,2 3,2 9,3 19,7

Стандартное отклонение 4,17 47,9 5,7 10,2 9,9

Дисперсия 17,4 2299,3 32,8 104,5 98,9

Эксцесс 0,65 20,3 1,9 8,5 -0,59

Асимметрия -0,49 4,03 1,7 2,4 -0,15

Интервал 19,65 290,7 21,9 54,9 39,6

Минимум 46,1 23,9 0 0 0,92

Максимум 65,7 314,6 21,9 54,9 40,5

Источник: рассчитано авторами по паспортам муниципальных образований.

Структура формирования финансового потока «Объем производства» (в %, в среднем по группе)

Группа № Распределение формирование финансового потока «Объем производства» по видам отраслей

Промышленность Сельское хозяйство Розничная торговля Общественное питание Платные услуги

1 0 54 39 1 6

2 5 42 43 1 9

3 18 25 45 1 11

4 48 23 22 1 6

5 63 0,5 21 1 14,5

Источник: рассчитано авторами по паспортам муниципальных образований.

Таблица 3

ности составляет всего 5 %, сельского хозяйства — 42 % от общего объема и уступает розничной торговле на один процент, которая развита на 43 %. Объем производства общественного питания имеет ту же долю, что и у первой группы — 1 %.

Третья группа состоит из муниципалитетов с уровнем промышленности от 10 до 25 %, число территорий, составляющих данную группу, от всех муниципалитетов в совокупности составляет 27 %. В самой группе средний уровень промышленности 18 %, сельское хозяйство более развито и составляет 25 %. Наиболее развитый показатель для этой группы — розничная торговля, объем которой около

1 группа 2 группа

■ Промышленность еэ Общественное питание

3 группа 4 группа 5 группа

т Розничная торговля

□ Сельское хозяйство ■ Платные услуги

Рис. 2. Отраслевая структура объема производства по группам территорий, %

Источник: рассчитано авторами по паспортам муниципальных образований.

70 60 50 40 30 20 10 0

1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5 Группа ■ 1 ц2 ■ 3 14 ■ 5

Рис. 3. Доля вторичных финансовых потоков по группам территорий, выделенных на основе отраслевой структуры объема производства (в % к первичному финансовому потоку) Условные обозначения видов вторичных потенциалов: 1 — текущий финансовый потенциал бизнеса; 2 — текущий потенциал домохозяйств; 3 — инвестиционный потенциал бизнеса; 4 — инвестиционный потенциал домохозяйств; 5 — бюджетный потенциал

Источник: рассчитано авторами по паспортам муниципальных образований.

45 %. Платные услуги составляют 11 %, а наиболее слабо развито общественное питание.

В четвертую группу входят четыре муниципальных образования. Они составляют лишь 11 % от всех территорий области. Но средние показатели по промышленности в группе являются достаточно высокими — 48 %, сельское хозяйство и розничная торговля находятся примерно на одинаковом уровне и составляют 23 % и 22 % соответственно, а общественное питание и платные услуги — 1 и 6 %.

Пятую и последнюю группу предлагается рассматривать отдельно от остальных четырех групп. В нее входят три наиболее крупных городских поселения области: Волгоград, Волжский, Камышин и Михайловка. Средние показатели по промышленности в группе составляют 63 %. На втором месте стоит розничная торговля (21 %), платные услуги формируют 14,5 % объема производства, сельское хозяйство и общественное питание не развиты (0,5 % и 1 % соответственно).

Результаты кластерного анализа территорий приведены на рис. 2. Как видно, существует следующая закономерность: чем более развита промышленность, тем менее — сельское хозяйство. Доля розничной торговли в среднем по территориям варьируется в пределах от 0,2 % до 84 %. Это говорит о больших разрывах в развитии на территориях данного показателя и возможностях его роста.

Наихудшее развитие имеет общественное питание, которое по средним показателям для всех пяти групп не превышает одного процента объема производства. За ним следуют платные услуги, колеблющиеся от 6 % и до 11 %.

Объем производства является первичным финансовым потоком. Именно на основе выделенных в соответствии с его анализом групп территорий рассчитаем вторичные потенциалы. Результаты расчетов представлены на рис. 3.

Явное развитие и доминирующее положение имеют два показателя: текущий финансовый потенциал фирм и текущий финансовый потенциал домохозяйств. По остальным финансовым потокам, особенно в первых трех группах территорий, показатели

ниже среднего. Особенно слабое развитие имеет инвестиционная сфера домохозяйств и бизнеса. Распределение территорий по группам дает возможность формировать унифицированные программы воздействия на финансовый потенциал муниципалитетов, относящихся к однотипным кластерам.

На основе проведенного анализа финансового потенциала целесообразно для расширения возможностей его роста рекомендовать:

1) в области повышения финансового потенциала самих территорий:

• провести работу по составлению на основании паспортов муниципальных образований бизнес-планов их развития, для финансирования которой принять целевую программу роста финансового, налогового потенциала муниципальных образований и повышения качества жизни их населения, обратив особое внимание на развитие информационно-вычислительного обслуживания, связи и строительства. С одной стороны, эти отрасли обеспечивают наибольший прирост финансового потенциала за счет мультипликативного эффекта, с другой, создают возможности для аккумулирования свободных денежных средств фирм и домохозяйств. Для этого возможно проведение консультационных услуг по «точкам роста» в этих отраслях, введение госзаказа. Для сельских территорий, у которых сумма текущих и инвестиционных финансовых потоков фирм и домохозяйств больше произведенного объема производства, целесообразно уточнить объемы производства по данным проведенной в 2006 г. сельскохозяйственной переписи и внести соответствующие изменения в паспорта муниципальных образований. При разработке бизнес-планов муниципалитетов целесообразно использовать разработки ТЭО зон свободного экономического развития;

• для улучшения исходной информации принятия решений по повышению финансового потенциала муниципалитетов целесообразно внести коррективы в систему формирования информации по территориям, например, уточнить состав показателей паспортов муниципальных образований;

• исследовать возможности повышения отдачи сельского хозяйства, так как в большинстве районов области именно эта отрасль является преобладающей. Разработать целевую программу повышения товарности сельского хо-

зяйства, в которой предусмотреть инвестиции в перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию заводы. Предпринять меры для развития производственной кооперации, используя опыт активизации деятельности КПК, для того, чтобы облегчить реализацию сельскохозяйственной продукции по приемлемым для сельхозпроизводителей ценам;

• стимулировать рост объема платных услуг, так как именно они исходя из мировой практики являются наиболее динамично развивающимся сектором экономики;

2) в области изменения организации бюджетных

и межбюджетных отношений:

• «замораживать» безвозмездные поступления доходов в бюджеты тех муниципалитетов, которые не обеспечивают повышение своего финансового потенциала, для чего разработать систему оценки напряженности бизнес-планов и их выполнения под влиянием контролируемых и неконтролируемых муниципалитетом факторов;

• для развивающихся территорий изменить порядок изъятия средств по межбюджетному распределению, то есть провести разработку системы стимулирования муниципального и внутримуниципального развития, обеспечивающей использование в течение некоторого времени средств, полученных от реализации инвестиций, осуществленных по инициативе муниципалитета, на его территории, не направляя их на межбюджетное выравнивание. Это создаст стимулы для увеличения финансового потенциала территорий;

3) в области оптимизации направлений расходов

бюджетов:

• в связи с ростом стоимости услуг управления (рыночных и нерыночных), которые должны обеспечивать большую эффективность государственного управления, использовать для организации взаимодействия между до-мохозяйствами и фирмами, с одной стороны, и органами субфедеральной (федеральной) исполнительной власти, с другой стороны, принцип «одного окна»;

• направлять бюджетные инвестиционные средства на развитие прежде всего инфраструктуры — информационной, финансовой, инвестиционной (строительной). Это позволит развивать организованные формы сбережений для привлечения неинвестируемых финансовых ресурсов фирм и домохозяйств. До-

полнительным источником финансирования инфраструктуры может стать субфедеральное и муниципальные заимствования с размещением ценных бумаг по схеме IPO для ОАО «Роснефть». Помимо увеличения финансовых ресурсов это создаст возможности вовлечения в инвестиционный процесс неинвестируемых средств фирм и домохозяйств; • средства на развитие инфраструктуры и обеспечение «качества жизни» целесообразно направлять на выравнивание территориальной асимметричности развития муниципалитетов, в том числе за счет применения технологий удаленного электронного доступа к мощным, хорошо оснащенным центрам по различным видам деятельности.

Представляется, что проведенная оценка финансового потенциала Волгоградской области и направлений его повышения даст толчок продолжения работы в данном направлении. Таким образом, предложенные методики оценки финансового потенциала региона позволяют рассмотреть его в воспроизводственном аспекте и выявить наличие финансовых возможностей для инновационного развития территорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колчина О. Разработка методики оценки инвестиционного климата муниципального образования // Муниципальная власть. 2006. № 3. С. 79.

2. Сонина Т. Н, Евдокимова С. С. Научный вестник ВАГС: Сб. науч. ст. Выпуск 2. Социально-экономические исследования, экономический анализ и проблемы управления. - Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002. С. 119-120.

3. См., например, Яшин С.Н, Яшина Н.И. Некоторые аспекты анализа бюджетного потенциала муниципальных образований // Финансы и кредит. 2003. № 5. С. 36-37: «...Под бюджетным потенциалом следует понимать совокупность экономических и нормативно-правовых условий, позволяющих сформировать оптимальную величину доходов, покрывающих нормативные расходы данного уровня бюджета, а также обеспечить их целевое и эффективное использование».

4. Федулова С. Ф. Управление финансовыми ресурсами субъекта федерации и оценка эффективности их использования // Финансы и кредит. 2005. № 6. С. 37 - 38.

5. Макроэкономические показатели Волгоградской области. Стат. сборник // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. - Волгоград, 2006. С. 8 - 23.

6. Здесь и далее рассчитано авторами по паспортам муниципальных образований Волгоградской области.

Подписка eLIBRARy.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.