Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА'

ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
212
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК / УПРАВЛЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Боровская Людмила Владимировна

Рассмотрена сущность финансовой системы, финансового состояния региона, финансовый потенциал и его влияние на развитие экономики региона. Проведен анализ финансовых процессов. На основе проведенного анализа выявлены противоречия в совершенствовании финансового потенциала. Разработаны рекомендации по совершенствованию финансового потенциала на примере республики Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»

-т

SCIENCE TIME

ФИНАНСОВЫМ ПОТЕНЦИАЛ КРЫМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Боровская Людмила Владимировна, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

E-mail: blv 7@list. ru

Аннотация. Рассмотрена сущность финансовой системы, финансового состояния региона, финансовый потенциал и его влияние на развитие экономики региона. Проведен анализ финансовых процессов. На основе проведенного анализа выявлены противоречия в совершенствовании финансового потенциала. Разработаны рекомендации по совершенствованию финансового потенциала на примере республики Крым.

Ключевые слова: финансовое состояние региона, социальное и экономическое развитие, финансовая стратегия, финансовый потенциал, конкурентоспособность, рынок, управление, демография.

Введение

В настоящее время остаются нерешенными проблемы незаинтересованности территорий в результативном использовании финансовых ресурсов, отсутствия стимулов к выявлению резервов и наращивания финансового потенциала региона, отсутствует четкая концепция управления как финансовым потенциалом региона, так и его структурными элементами. Необходимость переосмысления роли финансового потенциала региона как фактора его социально-экономического развития в условиях финансовой глобализации, интернационализации банковской деятельности и финансовых рынков, усиление конкуренции по финансовым ресурсам актуализирует значение исследования проблем управления финансовым потенциалом региона.

Цель - ключевой идеей теории устойчивого развития является обеспечение высокого уровня жизни населения, что предполагает гармоничное развитие экономической, экологической и социальной сферы.

Целью статьи является изучениефинансового потенциала республики и мер, принятых государством для реализации антикризисной политики на современном этапе, социально-экономическое состояние и предложение

рекомендаций по ее усовершенствованию.

Основной материал

Отрицательные тенденции экономического развития Республики Крым, прогнозируемые снижения социальной активности, неэффективность территориальной структуры экономики, углубление диспропорций между территориями полуострова и, в целом, низкая конкурентоспособность экономики республики Крым, вызвали необходимость разработки стратегии управления финансовым потенциалом региона. Даже при наличии значительного экономического, научного, кадрового и природного потенциала, республика состоит в числе регионов с высокой территориальной неравномерностью развития и невысоким уровнем регионального производства.

Методологические и практические аспекты формирования, оценки и использования финансового потенциала на макро-, мезо- и микроуровнях широко освещены в научных трудах российских и зарубежных ученых.

Развитие региона предполагает достижение максимального эффекта от реализации всех составляющих социально-экономического потенциала региона, среди которых большое значение принадлежит финансовому потенциалу. При этом в современных условиях финансовый потенциал уже не может рассматриваться только с поглощения ресурсного подхода как совокупность финансовых ресурсов, которые формируются и используются субъектами региональной социально-экономической системы для обеспечения производственно-экономической деятельности, выполнение социальных функций, достижения устойчивости регионального развития [7].

Финансовый потенциал региона определяет способность финансовой системы региона обеспечить рост и развитие в кратко и долгосрочной перспективе за счет максимальной аккумуляции и эффективного использования доступных финансовых ресурсов, а также условия, создаваемые органами власти, бизнесом, домашними хозяйствами региона для достижения определенных финансовых результатов, обеспечение расширенного воспроизводства и социального развития. При этом критериями условия достижения поставленных целей является опора на собственные источники финансирования текущих потребностей региона, способность привлечения в необходимых объемах и на приемлемых условиях внешних ресурсов формирование ресурсной базы при допустимом уровне риска, наличие институтов, обеспечивающих эффективность управления финансами региона.

Проведенный анализ динамики показателей социально-экономического развития Республики Крым в условиях отраслевой специализации региона, сложившейся в последние десятилетия, дает возможность выделить целый ряд серьезных системных проблем социально-экономического развития республики

[3].

На наш взгляд, усиление диспропорциональности социально-экономического развития в пределах республики Крым обусловлено неравномерностью размещения, имеющегося природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий республики Крым, что вынуждает их специализацию и разделение по функциональным признакам на рекреационные, промышленные и аграрные субрегионы. Активное перераспределение ресурсов происходитв пользу крупных городов и мощных локальных монофункциональных экономических центров. Дотационность бюджетов и обострение социальной ситуации на территории большинства административно-территориальных единиц республики Крым, объясняется растущей диспропорциональностью социально-экономического развития территорий полуострова и усилением экономической отсталости проблемных субрегионов.

Указанное доказывает необходимость формирования системы управления финансовым потенциалом региона, разработки концептуальных основ реализации такого управления, определение целевых императивов управления финансовым потенциалом на мезоуровне.

Отметим ряд положений, лежащих в основе разработки концепции, определяющие ее логику и содержательное наполнение [8].

Во-первых, регион рассматривается, как сложная социально-экономическая система, которая является составной частью системы высшего порядка - национальной экономики, а следовательно, находится под регулирующим влиянием и согласовывает собственные цели развития с ее целями.

Во-вторых, финансовый потенциал выступает структурным элементом экономического потенциала региона производных от результативности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности субъектов экономики, расположенных на территории региона и способности органов местного самоуправления направлять аккумулированные средства на обеспечение социально-экономического развития.

В-третьих, управление финансовым потенциалом региона должно происходить на основе современных теорий, которые предусматривают необходимость государственного регулирования с целью обеспечения оптимальных соотношений в достижение экологических, экономических и социальных целей регионального развития.

В-четвертых, величина собственного финансового потенциала в системе управления развитием региона является объективным критерием оценки финансовой самодостаточности, а также определения необходимых для

реализации принятых управленческих решений объемов дополнительных внешних инвестиций.

Достижение эффективности управления финансовым потенциалом региона непосредственно зависит от выбранных целей и приоритетов как в управлении финансовым потенциалом, так и в финансовой политике региона в целом.

Результирующими критериями управления финансовым потенциалом региона являются количественные и качественные изменения в процессе финансового обеспечения регионального развития. Количественными критериям эффективности управленческих решений является увеличение финансового потенциала региона и задание его резервной части для достижения социально-экономических целей региона. Качество управления финансовым потенциалом региона оценивается повышением эффективности его использования и снижение влияния дестабилизированных факторов на региональное развитие [9].

Функционирование системы управления финансовым потенциалом региона происходит под постоянным влиянием политических, социально-демографических, финансово-экономических факторов регионального, национального и мирового уровня, что требует демонстрации основных проблем, которые дестабилизируют и снижают эффективность результатов управления.

Для Крыма характерны следующие проблемы экономического характера.

1. Высокая асимметричность финансового потенциала республики Крым и низкая эффективность его использования.

2. Размер финансового потенциала республики Крым и эффективность его реализации не рассматривается государством как объективный критерий оценивания самодостаточности и финансового состояния регионов. Результаты оценивания взаимозависимости дифференциации республики Крым по объемам ее финансового потенциала и предоставленными межбюджетными трансфертами в экономику страны показывают очень низкий уровень взаимозависимости.

3. Отсутствие надлежащих стимулов у региональных органов власти и органов местного самоуправления по активности в реализации налогового потенциала региона и наращивание инвестиционного потенциала. Очевидно, что, поскольку повышение фискальной эффективности как общегосударственных налогов, так и закрепленных налогов местных бюджетов ощутимо не влияют на доходы местных бюджетов, органы местного самоуправления не имеют заинтересованности в работе над реализацией налогового потенциала региона. Основные его составляющие -налоговый долг и теневая экономика - весьма перспективный источник увеличения доходов как местных, так и государственного бюджетов.

4. Низкий уровень использования такого инструмента межбюджетных

SCIENCE TIME

отношений, как горизонтальное выравнивание - предоставление трансфертов из одного бюджета в другой - не способствует оптимизации использования финансового потенциала путем его перераспределения в пределах региона. Задействование механизма горизонтального выравнивания позволит без вмешательства государства перераспределить средства между местными бюджетами в соответствии с потребностями.

5. Наличие различных законодательных актов, регулирующих финансовые отношения между субъектами экономики, в том числе и на уровне «государство -регионы», позволяет чиновникам, не нарушая действующего законодательства, принимать решения в пользу собственных интересов. Такая ситуация способствует росту коррумпированности в стране. В первую очередь это касается приватизации имущества и ресурсов сел, принадлежащих территориальным общинам, продажи объектов социальной сферы, земли и т.д.

6. Проблемы организационного характера обусловлены недостатками в законодательном обеспечении и связанные с определением полномочий органов местного самоуправления, касающиеся таких территориальных единиц как село, поселок, город районного подчинения.

Для оптимизации финансового потенциала развития региона необходимо:

- создание условий для повышения конкурентоспособности республики Крым и обеспечение сбалансированного развития городов и районов;

- совершенствование мониторинга развития Республики Крым;

- увеличение доходной части бюджета и повышение эффективности использования бюджетных средств;

- внедрение интенсивной модели экономического роста;

- модернизация статуса Республики Крым в международном разделении труда;

- развитие Крыма в качестве национального и международного центра туризма и рекреации;

- гарантированная реализация конституционных прав граждан России,

обеспечивается равным доступом населения к бюджетным услугам

(образования, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, административных услуг и т.п.);

- обеспечение социальной консолидации и межнационального согласия, прав и свобод граждан, их интересов в сфере национальной культуры и равноправного развития государственного языка, русского, крымскотатарскогои других национальных языков в республики Крым;

- обеспечение экологической безопасности - достижение мировых стандартов в сфере экологической безопасности, внедрение современных эколого-экономических режимов и зон природопользования, постепенный переход к самовоспроизводству природно-ресурсного потенциала.

Выводы

Управление финансовым потенциалом региона опосредует процесс деятельности всех субъектов управления по формированию финансовых ресурсов, создания, наращивания и эффективного использования финансового потенциала. Управление финансовым потенциалом должно осуществляться непрерывно с учетом особенностей этого региона в современных условиях , а также для внешних нерегулируемых уровней региона факторов. Итак, необходимо предусмотреть возможность гибкого и оперативного принятия управленческих решений, которые влияют на все аспекты деятельности региона. Это особенно важно, поскольку ныне на региональном уровне остро ощущается изменение пропорций государственного и корпоративного воздействия на возможности экономического роста региона, имеет место высокая динамичность и усиление воздействия факторов внешней среды.

Реализация управления финансовым потенциалом региона должна происходить на научно обоснованной основе, что требует конкретизации методологических принципов развития финансовых отношений как между субъектами региональной финансовой системы, так и в пределах финансовой системы государства.

Литература:

1. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garantru/70618342/#ixzz3PrSJ0I42 (Дата обращения: 08.01.2015)

2. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 "Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70614732/#ixzz3PrPGOemP.

3. Стратегия экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы [Электронный ресурс] // Справочно-информационный ресурс Министерства экономического развития Республики Крым. URL: http:// minek- crimea.ru/files/file /2014/department/strateg/strategiya2011-2020.pdf. (Дата обращения:19.02.2016)

4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.minfin.ru (Дата обращения:19.02.2016)

SCIENCE TIME

5. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.economy.gov.ru (Дата обращения:19.02.2016)

6. Официальный сайт Федеральной службы статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gks.ru (Дата обращения: 19.02.2016)

7. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления/ Ю.А. Беляев - М.: Издательский дом «Инфа-М», 2007. - 250 с.

8. Большаков С. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода /С.В.Болыпаков// Финансы/ Сб. науч. работ. -Москва: МГУ - 2000. - № 11.- 15-25

9. НешитойА.С. Финансы / А.С.Нешитой - М.: Издательский дом «Дашков и К»,

2008. - 501 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.