Финансы АПК
УДК 338.434
ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АПК САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
О.Н. ТЕРЕНТЬЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационной деятельности
и управления бизнесом Е-mail: [email protected] С.М. БАСКАКОВ, аспирант кафедры инновационной деятельности и управления бизнесом Е-mail: [email protected] Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И.Вавилова
В статье проведен анализ финансового потенциала АПК Саратовской области. Ключевыми характеристиками выбраны: общий объем государственной финансовой поддержки сферы, сальдированный финансовый результат деятельности сельхозтоваропроизводителей, задолженность аграриев по кредитам и займам. Осуществлены оценка эффективности кредитования и субсидирования регионального АПК, их сравнительный анализ. Предложена авторская методика расчета величины оттока финансовых средств из аграрного сектора экономики, основанная на определении дополнительных затрат, которые несут сельхозтоваропроизводители в результате возврата кредитов и займов и уплаты по ним процентов. Обоснована необходимость изменения общего подхода к кредитованию сферы, основанного на целенаправленном снижении уровня рентабельности специализированной кредитной организации, действующей в интересах сельского хозяйства.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, финансовая поддержка, кредитование, субсидирование, эффективность, рентабельность
Рассматривая финансовый потенциал АПК Саратовской области в качестве фундаментального экономического базиса деятельности региональных сельхозтоваропроизводителей, следует исходить, прежде всего, из того, что аграрное производство (даже в регионах с преимущественно сельскохозяйственной специализацией) по-прежнему в серьезной степени зависит от финансовой помощи государства. Сейчас, к примеру, несмотря на существенные финансовые расходы на поддержку аграрного сектора региона, осуществляемые на постоянной и систематической основе, на прилавках саратовских магазинов легко можно встретить яблоки из Аргентины, картофель из Египта, овощи из Голландии, сыр из Прибалтики, рыбу из Норвегии и т.д. В условиях рыночных механизмов хозяйствования и членства России в ВТО наличие на продовольственном рынке регионов импортных продуктов питания, с одной стороны, достаточно естественное явление. С другой стороны, жестко ограниченные рамки объема государственной поддержки национального агропромышленного
комплекса, установленные при вступлении РФ в ВТО, в которые отечественное сельское хозяйство легко укладывается в настоящее время, со временем могут стать серьезным экономическим препятствием на пути эффективного развития аграрной сферы страны [3].
Если учитывать потенциальные возможности Саратовской области самостоятельно обеспечить себя продовольствием, то все это побуждает обратить более пристальное внимание на эффективность и направленность бюджетных расходов в указанной сфере.
Основой государственной финансовой поддержки сельского хозяйства традиционно является сельскохозяйственное субсидирование, выраженное в различных формах:
—компенсации процентной ставки по кредитам;
— возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий;
— целевые субсидии на развитие элитного семеноводства и животноводства, на приобретение сельскохозяйственной техники и т.д.
Задачу развития национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора и
сельских территорий решает ОАО «Россельхоз-банк», 100% уставного капитала которого принадлежит государству. Это учреждение предназначено для кредитования сельхозтоваропроизводителей в рамках специальных программ и по специальным кредитным условиям [6].
Из бюджетов всех уровней за 2005-2011 гг. в качестве субсидий сельскохозяйственным производителям Саратовской области было выделено 9 333,1 млн руб. Одновременно в виде кредитов и займов агропромышленным комплексом региона было привлечено 47 561 млн руб. (табл. 1).
Как показывает анализ данных табл. 1, роль субсидирования в обеспечении финансовой стабильности и ликвидности сельхозтоваропроизводителей региона имеет явную тенденцию к росту. Если в 2005 г. вклад субсидий в рентабельность продукции составлял 2,1%, то в 2008 он был на уровне 6,5%, а в 2011 — 13,5% (табл. 2). Это говорит о том, что от субсидий зависит все большее число региональных фермерских хозяйств.
По отношению к более чем двукратному росту объема валовой продукции сельского хозяйства области (+155,4%) уровень рентабельности по всей
Таблица 1
Объем финансовой поддержки АПК Саратовской области за 2005-2011 гг., млн руб. [5]
Год Субсидии из бюджетов всех уровней Объемы кредитов и займов, привлеченных сельскохозяйственными организациями Всего
2005 136,0 1 693,1 1 829,1
2006 333,9 2 294,6 2 628,5
2007 382,2 4 338,1 4 720,3
2008 500,6 4 573,2 5 073,8
2009 2 546,3 12 283,0 14 829,3
2010 3 104,0 12 039,9 15 143,9
2011 2 330,1 10 339,1 12 669,2
Итого... 9 333,1 47 561,0 56 894,1
Год Объем валовой продукции сельского хозяйства, млн руб. Рентабельность по всей хозяйственной деятельности, % Рентабельность продукции сельского хозяйства, % Сальдированный финансовый результат, млн руб. Затраты на производство продукции сельского хозяйства, млн руб. Задолженность по кредитам и займам на конец года, млн руб.
Без учета субсидий С учетом субсидий
2005 34 921 5,7 8,6 10,7 575,7 7 777,8 1 780,3
2006 38 650 10,0 11,0 15,6 610,3 8 311,1 2 412,8
2007 54 435 32,1 36,5 41,2 2 915,1 9 805,1 3 319,3
2008 67 453 23,3 22,6 29,1 1 927,3 10 468,0 5 682,4
2009 64 004 8,8 -2,1 10,3 1 150,8 15 480,3 6 925,2
2010 70 657 3,4 -9,8 9,4 435,4 15 768,2 8 333,6
2011 89 475 12,9 -1,8 11,7 1 839,5 18 305,5 9 936,7
Таблица 2
Отдельные финансово-экономические показатели АПК Саратовской области
за 2005-2011 гг. [5]
хозяйственной деятельности колебался разнонаправленно: от +5,7% в 2005 г. до +12,9% в 2011 г. При этом 2007 г. для региональных аграриев был наиболее рентабельным — +32,1%.
Обращает на себя внимание динамика колебаний показателей сальдированного финансового результата при постоянном увеличении затрат на производство продукции и уровня задолженности по кредитам и займам. С 2005 г. затраты на производство сельскохозяйственной продукции в среднем увеличивались на 1 504 млн руб. ежегодно и в 2011 г. составили 18 305,5 млн руб. (+135%). Задолженность по кредитам и займам за этот же период росла еще большими темпами: с 1 780,3 млн руб. до 9 936,7 млн (+458%). Рост сальдированного финансового результата АПК области, несмотря на вливание в сферу 56 894,1 млн руб. в виде субсидий и кредитов, составил всего 1 263,8 млн руб. (+219,5%), что представляется крайне недостаточным. По мнению авторов, именно сальдированный финансовый результат является для аграриев основой возможности систематического погашения взятых на себя финансовых обязательств.
Проведенный анализ позволяет выделить одну из ключевых особенностей финансовой составляющей АПК Саратовской области — более чем пятикратное превышение величины привлеченных фермерами кредитов по сравнению с размером предоставленных им субсидий. Это свидетельствует о том, что целевое сельскохозяйственное кредитование как вид государственной финансовой поддержки регионального АПК является более чувствительным и более значимым для фермера, так как в большей степени покрывает потребности аграриев в финансовых ресурсах.
Роль и значимость программ финансовой поддержки российского фермерства, реализуемых Россельхозбанком, трудно переоценить. Однако необходимо отметить, что кредитные продукты, предлагаемые им, отнюдь не дешевые. Минимальный размер процентной ставки кредитных продуктов в настоящее время составляет 14% годовых, а до 2012 г. -12% годовых. Хотя, к примеру, в Германии льготный государственный кредит для фермеров предоставляется под 1% годовых на срок до 28 лет. Кроме того, для молодых фермеров в этой стране предусматриваются особо льготные условия для получения кредита [1].
Одним из способов оценки эффективности кредитования, учитывающей также рентабельность,
размер процентной ставки за кредит и налога на прибыль, сумму используемого заемного и собственного капитала, является метод финансового рычага (financial leverage). В соответствии с ним, чем выше удельный вес заемных средств в общей сумме используемого капитала, тем больший уровень прибыли будет получен на собственный капитал (при условии, что рентабельность активов больше процентной ставки за кредит). Если ставка за кредит выше рентабельности активов, то использование заемного капитала убыточно [2].
Эффект финансового рычага (в процентах) ЭФР рассчитывается по следующей формуле:
ЭФР = (1 — Сн) (КР — Ск) ЗК/СК, где Сн — ставка налога на прибыль в десятичном выражении (единый сельскохозяйственный налог — 6%), %;
КР — коэффициент рентабельности (в данном случае — рентабельности по всей хозяйственной деятельности АПК региона, а также рентабельности продукции сельского хозяйства с учетом и без учета субсидий), %; С — средневзвешенный размер процентной ставки за кредит (в ОАО «Россельхозбанк» — 12%);
ЗК — средняя сумма используемого заемного капитала (объемы кредитов и займов, привлеченных сельскохозяйственными организациями), млн руб;
СК — средняя сумма собственного капитала (величина затрат на производство сельскохозяйственной продукции), млн руб. Динамика полученных данных, характеризующих эффективность сельскохозяйственного кредитования агропромышленного комплекса Саратовской области (в том числе с учетом субсидирования), представлена в табл. 3 и на рисунке.
Расчеты показывают, что в целом сельскохозяйственное кредитование в Саратовской области (кривая а) было эффективным и приносило прибыль сельхозтоваропроизводителям в 2007, 2008 и 2011 гг. Аналогичные вычисления, проведенные по рентабельности продукции сельского хозяйства без учета и с учетом субсидий (кривые в и с), имеют схожую направленность. Вместе с тем субсидирование (кривая с) позволило существенно снизить негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и погодных аномалий в России в 2010 г., не допустив падения показателя ниже отметки -1,87%. Для повышения
Таблица 3
Эффективность кредитования АПК Саратовской области в 2005-2011 гг., %
Год По всей хозяйственной деятельности АПК области Продукции сельского озяйства без учета субсидий Продукции сельского хозяйства с учетом субсидий
2005 -1,29 -0,7 -0,27
2006 -0,52 -0,26 0,93
2007 8,36 10,19 12,14
2008 4,64 4,35 7,02
2009 -2,39 -10,51 -1,27
2010 -6,17 -15,65 -1,87
2011 0,48 -7,33 -0,16
График эффективности кредитования АПК Саратовской области в 2005-2011 гг.: а — по всей хозяйственной деятельности АПК области; в — продукции сельского хозяйства без учета субсидий;
с — продукции сельского хозяйства с учетом субсидий
эффективности сельскохозяйственного кредитования необходимо увеличение рентабельности всех видов деятельности в сфере аграрного производства, которая должна быть не меньше 20%.
Для оценки эффективности субсидирования сельского хозяйства авторами использована методика, разработанная учеными Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (ВНИ-ЭТУСХ), основанная на расчете прироста выхода сельскохозяйственной продукции от дополнительного вливания финансовых средств (финансовый результат поддержки — ФРП, млн руб.) с последующим определением ее эффективности [4]
ФРП = (ВП • ОП) / ЗВП, где ВП — валовая продукция сельского хозяйства, млн руб.;
ОП — объем выделенных субсидий, млн руб.;
ЗВП — затраты на производство валовой продукции, млн руб.
Эффективность субсидирования АПК Эфин определяется следующим образом:
а = фрп / оп.
фин
Сводные данные о результатах оценки эффективности субсидирования АПК Саратовской области за исследуемый период представлены в табл. 4.
Как показывает анализ данных табл. 4, на каждый вложенный рубль субсидий сельхозтоваропроизводители области получают не менее 4 руб. прибыли, что свидетельствует о целесообразности и востребованности государственного финансирования аграрного производства в регионе. Вклад субсидирования в общий финансовый результат АПК прямо пропорционален размеру вложенных
Таблица 4
Экономические показатели субсидирования АПК Саратовской области
в 2005-2011 гг.
Год Финансовый результат поддержки Эффективность субсидирования
Млн руб. В процентах от валовой продукции
2005 610,6 1,74 4,48
2006 1 552,8 4,01 4,65
2007 2 121,9 3,89 5,55
2008 3 225,7 4,78 6,44
2009 10 527,8 16,4 4,13
2010 13 908,9 19,7 4,48
2011 11 389,2 12,7 4,88
Всего... 43 336,9 - -
средств и имеет положительную динамику роста по отношению к общему объему валовой продукции сельского хозяйства как в абсолютных (+10 778,8 млн руб.), так и в относительных (+10,96%) величинах. Однако здесь, по мнению авторов, следует отметить тревожную тенденцию, которая связана со все возрастающей зависимостью саратовских фермеров от государственной поддержки и возможными предпосылками к утрате ими самостоятельности.
Предлагаемая учеными ВНИЭТУСХ методика оценки субсидирования АПК адаптирована авторами для определения кредитной нагрузки на сельское хозяйство региона. Авторы исходили из того, что кредитование как способ финансовой поддержки для фермеров носит лишь временный характер. Рано или поздно привлеченные средства придется вернуть с процентами, т.е. изъять финансовые ресурсы из сельскохозяйственного производства в большем объеме, чем было вложено изначально. Возврат кредитов и уплата по ним процентов есть не что иное, как дополнительные затраты, которые несут сельхозтоваропроизводители, что приводит к оттоку финансовых средств из аграрного сектора экономики. Выплаты по кредитам (в отличие от субсидирования) не дадут прироста объема валовой продукции, а, наоборот, уменьшат его.
Если эффективность субсидирования определялась выходом продукции на единицу затрат на ее производство, то применительно к кредитованию, по мнению авторов, расчет должен быть построен на определении размера выхода продукции, которую необходимо дополнительно произвести сельхозтоваропроизводителям области для обеспечения своих обязательств по займам.
На первоначальном этапе определим, во сколько обойдется 1 руб. привлеченных кредитов аграриям области:
СТК = [ЗВП (ОК +ЗК)] / (ВП • ОК), где СТК — стоимость привлеченных кредитных средств, руб./руб.
ОК — объем привлеченных кредитов, млн руб.; ЗК — задолженность по кредитам на конец года, млн руб.
Затем рассчитаем величину оттока финансовых средств из АПК региона (с учетом выплаты как суммы основного долга, так и процентов по займам), которая покажет, насколько дорогим в целом будет использование кредитов для сельского хозяйства области:
ОФС = СТК • ОК +ОК, где ОФС — отток финансовых средств из АПК региона, млн руб.
Сводные показатели проведенных расчетов представлены в табл. 5.
Проведенные расчеты показывают, что в реальности саратовский фермер за каждый рубль заемных средств дополнительно выплачивает кредитным организациям от 30 до 40 коп. С учетом возврата основного долга, отток финансовых средств из АПК региона за исследуемый период составил 65 716,6 млн руб. Именно столько валовой продукции фактически недополучило сельское хозяйство области.
Сравнивая результирующие значения табл. 4, 5, можно понять, что экономический эффект от субсидирования сельхозтоваропроизводителей (+43 336,9 млн руб.), т.е. эффективность государственной поддержки сферы, полностью нивелируется финансовыми потерями аграрного сектора в результате закредитованности фермеров (-65 716,6 млн руб.). Дороговизна сельскохозяйственных кредитов и связанная с этим чрезмерная закредитованность фактически приводят саратовских сельхозтоваропроизводителей к тому, что привлекаемые ими кредиты все в большей степени направляются не на
Таблица 5
Экономические показатели кредитования АПК Саратовской области в 2005-2011 гг.
Год Стоимость привлеченных кредитных средств, руб./руб. Отток финансовых средств из АПК области
Млн руб. В процентах от валовой продукции
2005 0,46 2 471,93 6,39
2006 0,44 3 304,22 8,54
2007 0,32 5 726,29 10,51
2008 0,35 6 173,82 9,15
2009 0,38 16 950,54 26,48
2010 0,38 16 615,06 23,51
2011 0,40 14474,74 16,17
Всего... - 65 716,6 -
развитие и инновации, а на погашение ранее взятых займов и обязательств.
Таким образом, общий анализ полученных данных дает основание полагать, что приоритетным на данном направлении является не увеличение субсидирования региональных сельхозтоваропроизводителей, а реализация в их интересах менее затратных механизмов кредитования. Снижение бремени долговой нагрузки на сельское хозяйство видится в том, чтобы максимальный уровень рентабельности для специализированной кредитной организации, действующей в интересах сельского хозяйства, не превышал величины собственных издержек. Это позволит существенно сократить ставки по кредитам, реально сделать их более доступными и начать финансовое оздоровление сельского хозяйства.
Список литературы
1. Нещадин А. Опыт государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства за рубежом // Аграрное обозрение. 2009. № 3.
2 . Продченко И.А. Теоретические основы финансового менеджмента (учебный курс). URL: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook063/book/index/ index.html?go=part-007*page.htm .
3 . Терентьева О.Н., Баскаков С.М. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность 2013. № 6. С. 31-37.
4 . Толманов В.Е. Методика оценки эффективности и распределения средств господдержки сельского хозяйства. Организационно-экономический механизм государственной поддержки сельского хозяйства: материалы научно-практической конференции. М.: Росинформагротех. 2004. С. 107-114.
5. URL: http://www.srtv.gks.ru.
6. URL: http://www.rshb.ru.
Finance of agro-industrial complex
THE FINANCIAL CAPACITY OF THE SARATOV REGION'S AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX: KEY FEATURES AND PRODUCTIVITY
Oksana N. TERENT'EVA, Sergei M. BASKAKOV
Abstract
The article analyzes financial capacity of the agrarian and industrial complex of the Saratov region . The authors offer key characteristics: total volume of the government financial support, balanced financial result of agricultural producers, farmers' payment on credits and loans. The paper gives an assessment of efficiency
of crediting and subsiding of the regional agrarian and industrial complex, their comparative analysis. The authors' method of calculation of outflow volume of financial means from agrarian sector of the economy, based on the determination of additional costs incurred by producers of agricultural products as a result of repayment of loans and payment of interest thereon.
The authors reveal the necessity of changing the overall approach to lending sphere, based on planned lowering profitability of specialized credit institution acting in the interests of agriculture .
Keywords: agro-industrial complex, financial support, crediting, subsidy assistance, efficiency, profitability
References
1. Neshchadin A. Opyt gosudarstvennogo reguli-rovaniia i podderzhki sel'skogo khoziaistva za rubez-hom [Foreign experience of government regulation and support of agriculture]. Agrarnoe obozrenie — Agrarian review, 2009, no. 3.
2. Prodchenko I.A. Teoreticheskie osnovy fmans-ovogo menedzhmenta (uchebnyi kurs) [Theoretical bases of financial management (training course)]. Available at: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook063/book/in-dex/index.html?go=part-007*page.htm. (In Russ.)
3. Terent'eva O.N., Baskakov S.M. Problemy obespecheniia prodovol'stvennoi bezopasnosti re-giona [Problems of ensuring food security of a region].
Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost '—National interests: priorities and security, 2013, no. 6, pp. 31-37.
4. Tolmanov V.E. [Methods for an assessment of efficiency and distribution of means of government support of agriculture]. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm gosudarstvennoi podderzhki sel 'skogo khoziaistva: materialy nauchno-prakticheskoi konfer-entsii [Proc. Sci. Conf. "Organizational and economic mechanism of government support of agriculture"]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2004, pp. 107-114.
Oksana N. TERENT'EVA
Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov, Russian Federation [email protected] Sergei M. BASKAKOV Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov, Russian Federation Romann1960@mail . ru