Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Патимат Гаджиевна

В статье анализируется экономическая безопасность государства в современных реалиях. Отмечается, что уровень экономической безопасности государства, в первую очередь, следует изучать через призму такого индикатора, как финансовая безопасность, при этом соизмерять степень реализации национальных интересов с актуальными угрозами, а именно процессами тенизации системы экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MONITORING AS A KEY TOOL FOR INCREASING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes the economic security of the state in modern realities. It is noted that the level of economic security of the state, first of all, should be studied through the prism of such an indicator as financial security, while commensurate the degree of realization of national interests with current threats, namely the processes of shadowing the economic system.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_6_562 УДК 336

Исаева Патимат Гаджиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, анализа и аудита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e -mail: isaevapatimat@rambler. ru

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье анализируется экономическая безопасность государства в современных реалиях. Отмечается, что уровень экономической безопасности государства, в первую очередь, следует изучать через призму такого индикатора, как финансовая безопасность, при этом соизмерять степень реализации национальных интересов с актуальными угрозами, а именно процессами тенизации системы экономики.

Ключевые слова: финансовая безопасность; мониторинг; экономическая безопасность; стабильность; национальная экономика.

UDC 336

Isaeva Patimat Gadzhievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Analysis and Audit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e -mail: isaevapatimat@rambler. ru

FINANCIAL MONITORING AS A KEY TOOL FOR INCREASING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes the economic security of the state in modern realities. It is noted that the level of economic security of the state, first of all, should be studied through the prism of such an indicator as financial security, while commensurate the degree of realization of national interests with current threats, namely the processes of shadowing the economic system.

Keywords: financial security; monitoring; economic security; stability; National economy.

Преступность в финансовой сфере сопровождает трансформационные процессы в отечественной экономике, является одним из главных индикаторов всей системы экономической безопасности страны. Количество совершенных преступлений, их состав зависят от степени наличия кризисных явлений в экономике, управляемости со стороны государства процессами развития экономики, функционирования и развития финансовой системы. Значительный ущерб интересам российского общества наносят правонарушения во внешнеэкономической

деятельности. По итогам 2020 г. в данной сфере было выявлено 1,2 тыс. преступлений (+44,9 %). Возбуждено 198 уголовных дел по фактам сокрытия валютной выручки. Обеспечено же возвращение в Российскую Федерацию лишь ее незначительной части на сумму 33,5 млн долларов США и 6,8 млрд российских рублей. По расчетам ЦБ РФ отток капитала из Российской Федерации составляет около 1,2 млрд долларов каждый год, следует также подчеркнуть замедление данных темпов с февраля 2022 г. с момента начала специальной военной операции на

Украине в связи с ужесточением институциональных условий. Процесс криминализации кредитно-финансовой системы во многом объясняется отсутствием эффективного законодательства и контроля над банковскими операциями со стороны контролирующих организаций и особенно правоохранительных органов. Получила распространение практика проникновения в банковский персонал преступных элементов. Отчасти этим объясняется отзыв у тысячи кредитных организаций лицензий на право ведения банковских операций [1; 4; 6].

Финансовая безопасность государства дает возможность субъектам национальной экономики чувствовать себя защищенными от любого незаконного влияния в финансовой сфере. На сегодняшний день достичь со -стояния эффективной национальной и финансовой безопасности не представляется возможным в связи с отсутствием адекватной и рациональной государственной политики. Дефицит четких действий государства с целью преодоления проблемы отмывания доходов противоправного происхождения порождает немало угроз непосредственно для национальной безопасности и стабильности финансовой системы Российской Федерации. Процессы легализации доходов, полученных преступным путем, с каждым годом начинают приобретать признаки проблемы глобального масштаба, ведь все больше так называемых схем отмывания средств имеют транснациональный характер и связаны с организованной преступностью.

В современных условиях развития Российской Федерации финансовая безопасность является одной из важнейших составных частей экономической безопасности, которая, в свою очередь, является базисом для национальной безопасности любого государства. Поскольку именно состояние защищенности экономики от финансовых угроз характеризует национальную безопасность государства, прежде всего, как залог независимости, стабильности и эффективности условий жизнедеятельности развития общества.

Защита финансовой системы на всех уровнях управления - это важная задача для большинства стран, Российская Федерация не стала исключением, ведь решить экономические проблемы государства, региона или среднестатистического предприятия

просто невозможно без обеспечения его финансовой безопасности и стабильности.

Таким образом, финансовая безопасность государства является главным критерием, который определяет способность отдельной страны самостоятельно реализовывать экономическую, финансовую политику, что полностью дает приоритет национальным интересам.

В процессе данной деятельности государство в лице уполномоченных органов предпринимает соответствующие меры, направленные на обеспечение развития государства, выступающие против влияния на экономические процессы финансовых кризисов; умышленного воздействия на них отрицательных общемировых экономико-финансовых отношений; влияния так называемых теневых структур на национальную социально-политическую систему. Во всех странах встречается теневая экономическая деятельность, но ее рост и размер зависят от уровня защищенности экономической безопасности, от скорости развития неблагоприятных экономических процессов. Теневая экономики оказывает негативное влияние на экономическое развитие государства, создавая препятствия для развития национальной экономики, снижая уровень жизни населения и препятствуя борьбе с организованной преступностью [2; 3; 5].

Согласно оценкам Международного валютного фонда, у незаконных финансовых картелей находится в обороте от 590 млрд до 1,5 трлн долларов США. В Российской Федерации показатели, по разным оценкам, составляют от 40 до 60 % валового внутреннего продукта. На сегодняшний день достичь состояния эффективной экономической и финансовой безопасности не представляется возможным в связи с практически отсутствием адекватной и рациональной государственной политики.

Современное состояние экономки Российской Федерации характеризуется нестабильностью в производстве, разбалансировкой государственной финансовой системы, напряженной ситуацией на рынке кредитных ресурсов и платежей, несовершенством налогового и экономического законодательства, регулирующего финансово-хозяйственные отношения. Нарушена система государственного контроля за деятельностью как го-

сударственных, так и коммерческих предприятий. Все эти факторы способствуют росту количества должностных злоупотреблений, хищений государственного, коллективного и частного имущества, направления значительной части финансов не в сферу производства, а на обслуживание мошеннических схем, выведении валютных средств за границу, что обостряет криминогенную обстановку в стране.

Необходимость контроля над финансовыми потоками с целью предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, стала одним из главных оснований создания в Российской Федерации институциональной системы противодействия этим видам преступности, что включает в себя систему мер административно-правового, финансово-правового, уголовно-правового характера. К ключевым элементам системы финансового мониторинга следует относить правовые нормы, устанавливающие основания деятельности субъектов финансового мониторинга, виды, методы и приемы финансового мониторинга.

Термин «финансовый мониторинг» зачастую отождествляется с термином «противодействие доходам, полученным преступным путем». Ряд ученых считает, что реализация комплекса мероприятий по предотвращению отмывания средств нашла свое отражение через становление института государственного контроля - финансового мониторинга.

Финансовый мониторинг можно определить как комплекс средств и мероприятий по предотвращению легализации доходов, полученных способами, нарушающими действующее законодательство, и улучшающий уровень экономической безопасности государства.

Некоторые авторы предлагают следующее определение системы финансового мониторинга с методологической точки зрения: как совокупность форм и методов взаимодействия, возникающего при проведении финансовых операций клиентами через финансовые учреждения с учетом законодательно возложенных на них обязанности обеспечения мер относительно полного и своевременного предотвращения легализации преступных доходов, а также сбора, обработки и анализа информации и их передача в специализированные государственные органы.

В современных условиях существуют следующие тенденции развития финансового мониторинга:

- рост эффективности досудебного сопровождения дел о легализации доходов (объем арестованных активов субъектов первичного финансового мониторинга вырос в два раза);

- увеличение общей результативности мероприятий по финансовому мониторингу (объем выделенных активов, действующих в процессах легализации доходов значительно вырос);

- расширение объективной базы финансового мониторинга (доля транзакций, отобранных для контроля Росфинмониторин-гом, уменьшилась почти на 25 %; удельный вес операций, подпадающих под внутренний финансовый мониторинг, возрос на 14 %);

- изменение субъектной структуры первичного финансового мониторинга (банками предоставлялось почти 97 % сообщений о подозрительных финансовых операциях, страховыми компаниями - 2 %, субъектами первичного финансового мониторинга -1 %);

- рост нагрузки на сотрудников Росфин-мониторинга (объем работы вырос на 60 %; кадровый состав сократился на 25 % за последние пять лет);

- недостаточность финансового обеспечения (объем бюджетных ассигнований на функционирование Росфинмониторинга сократился на 20 %, причем в их структуре почти на 30 % возросла доля затрат на оплату труда);

- улучшение уровня кадрового и методического обеспечения субъектов финансового мониторинга (количество обучающих мероприятий, консультаций и писем методического характера для субъектов первичного финансового мониторинга выросло почти в два раза).

Принимая во внимание характер изменений, происходящих в современной социальной, политической и экономической жизни нашего государства, учитывая распространение легализации доходов, полученных преступным путем, и степень социальной опасности данных процессов, можем констатировать насущную необходимость преодоления угроз финансовой безопасности, которая является приоритетным направлением обеспечения национальных интере-

сов и всей системы экономической безопасности Российской Федерации. Учитывая то, что в условиях дисфункции государственных органов теневая экономика выполняет компенсаторные функции ради удовлетворения мотивирующих интересов участников хозяйственных отношений, очевидной является потребность в формировании институтов, которые бы нейтрализовали ее функциональность как общественного института и тем самым повысили уровень экономической безопасности страны.

Список литературы

1. Абдулкадыров А. С. Актуальные военно-технические аспекты совершенствования политики национальной безопасности РФ // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2018. № 2-1 (22). С. 61-67.

2. Аверьянова Н. Н. Финансовый мониторинг : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. Ю. А. Чиханчина, А. Г Братко. Т. 1. М. : Юстицин-форм, 2018.

3. Бодров В. А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с легализацией преступных доходов : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2008. 207 с.

4. Гаджимагомедов М. Д. Анализ легализации преступных доходов как общественного явления в современной экономике // Военно-экономический вестник. 2021. № 2. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/07ECVV221. pdf (дата обращения: 10.09.2022).

5. Прошунин М. М. Финансовый мониторинг в си-

стеме противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (российский и зарубежный опыт) : автореф. ... дис. д-ра юрид. наук: 12.00.14. М., 2010. 45 с.

6. Тельнова К. Ю. Теневая экономическая деятельность ключевая угроза безопасности Российской Федерации // Военно-экономический вестник. 2021 № 4. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/05ECVV421.pdf (дата обращения: 10.09.2022).

References

1. Abdulkadyrov A. S. Actual military-technical aspects of improving the national security policy of the Russian Federation. National security and strategic planning. 2018. No. 2-1 (22). pp. 61-67.

2. Averyanova N. N. Financial monitoring: a textbook for undergraduate and graduate studies / edited by Yu. A. Chikhanchin, A. G. Bratko. Vol. 1. M.: Justicinform, 2018.

3. Bodrov V. A. Criminal law and criminological problems of combating corruption legalization of criminal proceeds : dis. ... cand. jurid. sciences': 12.00.08. M., 2008. 207 p.

4. Gadzhimagomedov M. D. Analysis of the legalization of criminal proceeds as a social phenomenon in the modern economy. Military-economic Bulletin. 2021. No. 2. URL: https://voenvestnik.ru/PDF/07ECVV221.pdf (date of address: 09/10/2022).

5. Proshunin M. M. Financial monitoring in the system of countering the legalization of criminal proceeds and the financing of terrorism (Russian and foreign experience) : abstract ... dis. Dr. yurid. sciences': 12.00.14. Moscow, 2010. 45 p .

6. Telnova K. Yu. Shadow economic activity is a key threat to the security of the Russian Federation. Military-economic Bulletin. 2021 No. 4. URL: https://voenvestnik.ru/ PDF/05ECVV421. pdf (accessed: 09/10/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.