Научная статья на тему 'Финансовый механизм повышения энергоэффективности и финансовая устойчивость управляющих организаций жилищно-коммунального хозяйства России'

Финансовый механизм повышения энергоэффективности и финансовая устойчивость управляющих организаций жилищно-коммунального хозяйства России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменева Е. А., Шохин Е. И.

В статье в рамках представленного финансового механизма повышения энергоэффективности ЖКХ рассмотрены методы финансирования во взаимосвязи с некоторыми его инструментами и рычагами. Обобщены, дополнены и систематизированы организационно-финансовые риски инвестора, потребителя и государства. Выявлено положительное влияние энергосервисных проектов на финансовую устойчивость управляющих организаций ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый механизм повышения энергоэффективности и финансовая устойчивость управляющих организаций жилищно-коммунального хозяйства России»

Финансы ЖКХ

Удк 336.64

финансовый механизм повышения энергоэффективности и финансовая устойчивость управляющих организаций жилищно-коммунального

хозяйства России*

Е. А. КАМЕНЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов E-mail: kameneva. e@rambler. ru

Е. И. ШОХИН, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой корпоративных финансов

E-mail: finance@ifbsm. ru Финансовый университет при Правительстве РФ

В статье в рамках представленного финансового механизма повышения энергоэффективности ЖКХ рассмотрены методы финансирования во взаимосвязи с некоторыми его инструментами и рычагами. Обобщены, дополнены и систематизированы организационно-финансовые риски инвестора, потребителя и государства. Выявлено положительное влияние энергосервисных проектов на финансовую устойчивость управляющих организаций ЖКХ.

Ключевые слова: финансовый механизм, финансирование, инвестиции, энергосбережение, энергоэффективность, жилищно-коммунальное хозяйство, финансовая устойчивость.

Правительство России выдвигает задачу удвоения ВВП. Однако в настоящее время страна обременена тяжелейшим грузом энергоемкости.

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета при Правительстве РФ на 2013 г.

Без решения данной проблемы, на взгляд авторов, достичь намеченных результатов невозможно.

Большие надежды в этом плане возлагались на Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. Но ожидаемых результатов он не принес. Это в определенной степени связано с отсутствием соответствующего методического обеспечения, разработанных мер и механизмов аккумуляции и инвестирования денежных средств, стратегии финансирования энергосбережения и энергоэффективности.

В соответствии с исследованиями Центра по эффективному использованию энергии, до 70 % потенциала энергоэффективности заложено именно в жилищно-коммунальной сфере [8].

На основе разработанных и утвержденных программ и концепций развития энергосбережения и энергоэффективности в ЖКХ и для их реали-

зации выстраивается финансовый механизм. Он представляет собой совокупность методов, форм, инструментов и рычагов финансового обеспечения процесса функционирования ЖКХ и предоставления жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, а также государственного (муниципального) регулирования этих процессов. Организация финансового механизма предполагает выработку форм, методов и инструментов, направленных на рациональное использование ресурсов в процессе управления финансами.

Говоря о способах воздействия государства на общество, следует выделить две основные группы:

- правовое регламентирование;

- финансовое воздействие [2].

Структура финансового механизма повышения энергоэффективности ЖКХ

Причем, рассматривая государственное воздействие на конкретную отрасль, нельзя четко разграничить эти группы и представить описание методов и инструментов финансового механизма, ограничиваясь заданными рамками. Как правило, правовое регламентирование обосновывает, утверждает и осуществляет контроль за практическим финансовым воздействием. Что касается финансового воздействия, то при исследовании отраслевых финансовых отношений наблюдаются многочисленные процессы взаимодействия всех субъектов - участников предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг и процессов энергосбережения.

В представленном финансовом механизме можно выделить методы финансирования - способы и приемы, с помощью которых обосновываются

и контролируются конкретные управленческие решения, связанные с поиском источников финансирования, построения их рациональной структуры и использования:

- бюджетное финансирование;

- заемное финансирование;

- смешанное финансирование.

В процессе реализации финансовых отношений в сфере энергосбережения и энергоэффективности ЖКХ используются определенные инструменты - контрактные обязательства, обеспечивающие механизм реализации отдельных управленческих решений субъекта экономических отношений и фиксирующие эти отношения с другими экономическими субъектами.

Рычаги финансового механизма - формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений (см. рисунок).

В рамках представленного финансового механизма рассмотрим более подробно методы финансирования во взаимосвязи с некоторыми его инструментами и рычагами.

Финансирование предполагает полное или частичное покрытие издержек субъекта (бюджетное финансирование выпадающих доходов предприятий вследствие тарифного регулирования и т. д.).

1. Бюджетное финансирование. Базовым принципом отбора претендентов на получение финансовых средств из государственного и муниципального бюджета на модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры и экономию энергоресурсов является использование конкурсных процедур, которые направлены на отбор конкретных инвестиционных проектов. Функция по контролю за законностью, достаточностью финансирования, соблюдением интересов государства возлагается на уполномоченные органы и организации.

В качестве инструмента бюджетного финансирования можно отметить субсидии - выплаты потребителям, предоставляемые за счет государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти. В сфере бюджетного финансирования процессов энергосбережения и энергоэффективности необходимо руководствоваться ст. 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ [1].

При распределении среди получателей средств федерального бюджета на реализацию целевых программ по энергосбережению и энергоэффективности (например, программы модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации) финансовые ресурсы выделяются поэтапно. Проекты, ставшие победителями на проведенном конкурсе, получают целевое софи-нансирование через систему Федерального казначейства. Бюджетные средства перечисляются непосредственно на расчетные счета организаций, осуществляющих энергосервисные проекты, по факту выполнения работ.

Еще один инструмент, используемый при бюджетном финансировании в рамках реализации инвестиционных проектов в сфере энергосервиса, -бюджетные инвестиции (ст. 79 и 80 Бюджетного кодекса РФ). Цель бюджетных инвестиций - сохранение контроля за операционной и инвестиционной деятельностью организаций коммунального комплекса.

Механизмы реализации бюджетных инвестиций:

- участие органов местного самоуправления в капитале предприятий, реализующих инвестиционную политику;

- закрепление бюджетных инвестиционных обязательств по модернизации объектов инфраструктуры с проведением конкурсов на заключение долгосрочного договора аренды или концессионного соглашения;

- привлечение бюджетных и/или заемных средств и поручительство органами власти по займам, используемым для реализации инвестиционной политики в случае привлечения инвестором.

Бюджетные инвестиции служат финансовой основой при формировании государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере энергосбережения и энергоэффективности в ЖКХ.

Эксплуатация объектов муниципальной инженерной инфраструктуры на условиях ГЧП позволяет совместить частное управление с общественным (публичным) владением. В этом случае собственник (чаще всего - муниципалитет) передает в управление частному оператору инженерную инфраструктуру для производства, распределения и поставки коммунальных услуг, а также осуществления всех контактов с потребителями.

Оператор располагает долгосрочным договором сроком от 10 до 30 лет. Длительность такого договора объясняется тем, что ответственность за поддержание в рабочем состоянии инженерной инфраструктуры потребует от оператора осуществления крупных затрат (например, на реконструкцию теплоисточника или тепловых сетей), амортизация которых возможна только в долгосрочном периоде. Оператор получает свой доход напрямую, выставляя счета потребителям и оплачивая территории (муниципальному образованию, субъекту РФ) годовую арендную плату (концессионный платеж) за пользование инфраструктурными объектами.

Как правило, в условиях контракта на управление или в концессионном соглашении собственник инфраструктуры (концедент) предусматривает обязательства частного оператора (концессионера) по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Исходя из этого, оператор предлагает собственнику (концеденту) несколько вариантов энергоэффективных инвестиционных проектов, которые должны быть приняты к реализации. Например:

- снизить потери в теплосетях;

- внедрить систему учета потребления энергоресурсов;

- повысить КПД оборудования;

- перейти на новый вид топлива;

- сократить выбросы вредных веществ в окружающую среду и др. [7].

Среди таких энергосберегающих проектов могут быть обязательные и неизбежные, даже если они не рентабельны для оператора и жителей. Сюда относятся также инвестиции, необходимые для соблюдения норм по защите окружающей среды, или те, которые должны увеличить надежность за счет замены устаревших частей оборудования, сетей. Энергосберегающие инвестиции, как правило, повышают рентабельность производства и предоставления коммунальных услуг.

Тесно связан с бюджетным финансированием такой рычаг в финансовом механизме повышения энергоэффективности, как тарифная политика.

2. Заемное финансирование - привлечение средств в обмен на обязательство их возврата с процентами (выпуск облигаций, привлечение кредитов и т. д.). Применительно к проектам энергоресурсосбережения, инициируемым исполнительными органами власти соответствующего уровня или организацией ЖКХ (управляющей организацией, ресурсоснабжающей организацией), заемное финансирование проекта сводится к преобразованию экономии, получаемой от проведения энергоэффективных мероприятий, в потоки денежных поступлений, которые могут быть использованы для выплаты основной суммы заемных средств и процентов.

Финансирование заемными средствами может быть осуществлено в виде облигационных займов, банковских или бюджетных кредитов. В соответствии со ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете.

Еще одним инструментов заемного финансирования могут стать специальные фонды для осуществления масштабных инвестиционных проектов по экономии энергоресурсов и повышению энергоэффективности (например фонд энергосбережения).

3. Смешанное финансирование осуществляется путем комбинации перечисленных методов, инструментов и рычагов. Такие рычаги, как экономические санкции, система материального

поощрения, могут воздействовать на предприятие как со стороны государства, так и со стороны производителей энергоносителей.

Процесс финансирования энергосервисных инвестиционных проектов в ЖКХ возможно осуществить с помощью следующих рычагов:

1) использование механизма экономии: формирование прибыли инвестора в рамках энергосервисного контракта; инвестор - энергосервисная компания или ресурсоснабжающая организация;

2) включение затрат в тариф в качестве инвестиционной надбавки в соответствии с КЛВ-методикой, применяемой ресурсоснабжающей организацией; инвестор - ресурсоснабжающая организация;

3) начисление конечным потребителям энергосервисного накопительного платежа; инвестор -управляющая организация.

Риски инвестора (энергосервисной компании, ресурсоснабжающей организации, управляющей организации), потребителя и государства, а также преимущества реализации энергосервисных проектов для всех стейкхолдеров процессов энергосбережения и энергоэффективности в ЖКХ наглядно представлены в табл. 1.

Рассмотрим более подробно риски и возможности для энергосервисной компании и для управляющего субъекта.

Риски и возможности для энергосервисной компании.

Прежде всего - это риск недостижения запланированного потенциала экономии. Такое может произойти по причине низкой квалификации энергоаудиторов либо из-за некачественного выполнения работ по модернизации многоквартирного дома, или из-за применения некачественных материалов.

Второй риск - риск неплатежей со стороны собственников жилья. Расчеты потребителей по энергосервисным контрактам будут осуществляться с привычным для оплаты услуг ЖКХ показателем платежной дисциплины. Указанный риск можно компенсировать за счет соответствующего увеличения срока контракта. Таким образом, добросовестные собственники в любом случае рассчитаются за неплательщиков. Риск отказа от выплат со стороны собственников, которые приобрели квартиры уже после заключения контракта и не были проинформированы продавцом о наличии обязательств перед энергосервисной компанией, может быть существенно снижен путем включения в энергосервисные контракты условий об обязательном соответствующем уведомлении покупателя квартиры.

Таблица 1

Организационно-финансовые риски и возможности для субъектов реализации инвестиционных проектов в сфере энергосбережения и энергоэффективности в ЖкХ

субъект экономических отношений Возможности риски

Государство Достижение целей стратегии энергоэффективности; увеличение ВВП; снижение социальной напряженности Общие риски

Жильцы многоквартирных домов Повышение качества жизни без дополнительных затрат (если не начисляется плата за энергосервис) Несоответствие ожиданиям: совокупная стоимость жилищно-коммунальных услуг скорее всего не будет коррелировать с нарастающей экономией энергоресурсов

Энергосервисная компания Генерация финансового результата Недостижение запланированного потенциала экономии; неплатежи жильцов; неточный прогноз изменения тарифов

Ресурсоснабжающая организация Модернизация инфраструктуры; сокращение потерь в сетях и аварийных ситуаций Снижение «цены» производственной и инвестиционной программ; снижение финансовых результатов вследствие сокращения объема продаж

Управляющий субъект (УО, ТСЖ, ЖСК) Повышение качества оборудования; в перспективе - экономия средств; повышение финансовой устойчивости Общие риски

Третий риск связан с неточным прогнозом изменения тарифов. Он может быть предотвращен путем полноценной подготовки к заключению контракта. Информацию о возможности перевода котельных на новые виды топлива (что повлечет снижение тарифов) следует получить заблаговременно [6].

Риски и возможности для управляющего субъекта.

Эти риски, по мнению авторов, нельзя считать специфическими, т. е. присущими только для процессов реализации энергосберегающих мероприятий.

В настоящее время управляющие субъекты осуществляют приобретение коммунальных ресурсов у организаций коммунального комплекса и обязаны полностью и своевременно рассчитываться за эти ресурсы вне зависимости от того, насколько полно и своевременно эти ресурсы были оплачены потребителями. Структура платежей за обслуживание клиентов управляющей компании на 70-80 % состоит из платы за коммунальные услуги и на 20-30 % - из платы за жилищные услуги (за содержание и ремонт). Исходя из структуры платежей понятно, что управляющий субъект в основном действует как посредник между ресурсоснабжающей организацией и потребителями, аккумулируя соответствующие платежи и перечисляя их на счета ресурсоснабжающих организаций [5]. «Заработать» компания может только

путем предоставления услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме. Подобная отраслевая специфика негативным образом отражается на финансовом состоянии управляющих субъектов:

- появляются значительные объемы дебиторской задолженности со стороны бюджета и жильцов;

- автоматически возникает кредиторская задолженность перед поставщиками коммунальных ресурсов (табл. 2) [3].

Как видно из анализа данных табл. 2, удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов хоть и уменьшается, но в абсолютном выражении растет. В 2012 г. доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов составила 93 %. Именно реализация энергосервисных инвестиционных проектов может стать практическим решением данной проблемы.

Для выявления взаимосвязи реализации энергосервисных инвестиционных проектов в многоквартирных домах с повышением финансовой устойчивости управляющих организаций производились расчеты эффективности реального инвестиционного проекта по установке автономных источников энергии - газогенераторных установок.

Когда в абсолютном выражении вследствие нарастающей экономии энергоресурсов у конечного

Таблица 2

Структура оборотных активов управляющей организации (г. Москва)

в 2009-2012 гг., тыс. руб.

Показатель 2009 2010 2011 2012

Запасы 6 770 6 713 16 122 23 178

НДС по приобретенным ценностям 9 6 3 -

Дебиторская задолженность (более года) 15 - - -

Дебиторская задолженность (менее года) 470 733 585 750 654 001 686 690

Краткосрочные финансовые вложения - 3 894 2 894 -

Денежные средства 11 855 19 138 37 414 13 955

Прочие оборотные активы - - - 13 743

Оборотные активы 489 382 615 501 710 434 737 566

Доля дебиторской задолженности, % 96 95 92 93

Таблица 3

Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности управляющей

организации (г. Москва ) в 2011-2014 гг., тыс. руб.

Показатель 2011 2012 2013 2014

Выручка 1 818 647 2 197 774,5 2 576 902,0 2 956 029,5

Дебиторская задолженность 686 690 303 470 249 198 90 265

Коэффициент оборачиваемости 2,65 7,24 10,34 32,75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Период оборота, дней 135,93 49,71 34,81 10,99

потребителя уменьшится стоимость коммунальных услуг, у управляющего субъекта кроме повышения финансовой устойчивости появится возможность изменить структуру платежа, т. е. увеличить долю платы за содержание и ремонт. Кроме того, энергосервис являет собой эффективный инструмент сокращения дебиторской задолженности управляющего субъекта (табл. 3). При оптимистичном прогнозе к концу третьего года реализации энергосервисного инвестиционного проекта будет достигнут показатель периода оборота дебиторской задолженности в 11 дней.

Возникает уникальная ситуация, когда вследствие реализации мероприятий по повышению энергоэффективности обслуживаемых многоквартирных домов у управляющей организации появляется возможность в среднесрочной перспективе:

- решить проблему взыскания дебиторской задолженности, которая в силу отраслевой специфики имеет наибольший удельный вес в составе оборотных активов;

- завоевать конкурентное преимущество на рынке благодаря участию в модернизации жилого дома и «скидки» в цене за коммунальные услуги для конечных потребителей;

- значительно расширить клиентскую базу (площадь обслуживаемых помещений) и увеличить выручку;

- достичь оптимальных значений ликвидности, оборачиваемости, платежеспособности и кредитоспособности;

- вследствие конкурентного преимущества по ценовому фактору улучшить показатели основной деятельности, привлечь финансирование, развивать инвестиционную деятельность, соответствовать современным стандартам корпоративного управления, в том числе - развивать социальные и благотворительные программы.

Реализация инвестиционных энергосервисных проектов в целях обеспечения энергосбережения и энергоэффективности ЖКХ высвободит огромный потенциал энергоэффективности и позволит:

- существенно снизить издержки по содержанию домов;

- повысить качество жилищно-коммунальных

услуг;

- «укрепить» финансы управляющих субъектов - улучшить их финансовое состояние и повысить финансовую устойчивость.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Ефимова С. Б. Основы бюджетно-расходной политики государства. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет. 2006.

3. КаменеваЕ. А., Седаш Т. Н., ТютюкинаЕ. Б., Шохин Е. И. Финансовый механизм повышения энергоэффективности (на примере ЖКХ России): монография. М.: Научные технологии. 2013.

4. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

5. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ.

6. УльрихМ. А. Энергосервисные контракты в жилищном фонде: новые возможности для управляющих компаний // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2010. № 10.

7. Энергосбережение в ЖКХ / под ред. Примака Л., Чернышова Л. М.: Академический проект, Альма Матер. 2011.

8. Энергоэффективность в России: скрытый резерв. Группа Всемирного банка. Центр по эффективному использованию энергии. URL: http://www. cenef. ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.