Научная статья на тему 'Проекты развития взаимодействия ТЭК и ЖКХ: проблемы прогнозирования и управления'

Проекты развития взаимодействия ТЭК и ЖКХ: проблемы прогнозирования и управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усманова Тальия Хайдаровна

В статье рассматриваются проблемы прогнозирования и управления проектами развития ТЭК и ЖКХ, выявления приоритетных направлений и планирования инновационных технологий при сложившемся конфликте интересов в их экономических взаимоотношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Projects of Development of Interaction of FEC and HCS: Problems of Forecasting and Management

The paper has presented the problems of forecasting and managing projects on the development of fuel and energy complex and housing and communal services, the identification of priority areas, and the planning of innovative technologies in the current conflict of interests in their economic relations.

Текст научной работы на тему «Проекты развития взаимодействия ТЭК и ЖКХ: проблемы прогнозирования и управления»

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Т.Х. Усманова

ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЭК И ЖКХ: ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ*

В статье рассматриваются проблемы прогнозирования и управления проектами развития ТЭК и ЖКХ, выявления приоритетных направлений и планирования инновационных технологий при сложившемся конфликте интересов в их экономических взаимоотношениях.

В современных условиях функционирование системы ЖКХ и качество обслуживания населения не могут расцениваться как удовлетворительные. При неполной оплате населением услуг ЖКХ действуют завышенные тарифы на услуги, существенно превышающие затраты их производителей и жилищных организаций. Причем часть платежей населения не поступает производителям коммунальных услуг, а присваивается финансовыми посредниками системы ЖКХ, ЕРКЦ.

Системы обеспечения жилищно-коммунального хозяйства в значительной мере технологически и морально устарели. Их низкая надежность приводит к значительным потерям тепла, воды, электроэнергии, газа. В то же время вяло текущая модернизация жилищного хозяйства в регионах проводится без учета дальнейших перспектив, т.е. по принципу устранения «узких мест» в системе и ликвидации аварий.

Текущая ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Проблемы развития ЖКХ в России, наряду с проблемой ветхого жилья и состояния дорог, являются наиболее острыми. Неудовлетворенность коммунальными и жилищными услугами превратилась в общенациональный вызов [1]. Уровень неплатежей, дебиторской задолженности ТЭК и кредиторской задолженности ЖКХ не позволяют эффективно планировать развитие экономики отраслей жилищно-коммунального хозяйства. Развитие ЖКХ включает модернизацию, реконструкцию и новое строительство жилищного фонда и коммунального комплекса, а также формирование эффективных финансовых моделей и денежных потоков на основе обоснованных тарифов на жизненно важные жилищно-коммунальные услуги. Формирование тарифов ЖКХ базируется на показателях Стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, где указаны целевые ориентиры их изменения, планирования субсидий, перекрестного субсидирования и т.д. [2]. В то же время развитие территорий и регионов России зависит от реализации программ государственной поддержки в области энергосбережения, повышения энергетической и экологической эффективности инновационных проектов, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства [3].

Решение проблем просроченной задолженности ресурсоснабжающим организациям становится одним из приоритетных направлений деятельности как региональных властей, так и федерального центра. Это требует внесения изменений в существующее законодательство и методы управления развитием ЖКХ [4], так как недостатки нормативно-правового регулирования и методологии управления негативно влияют на развитие процессов и объектов в системе ЖКХ во многих регионах [5].

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на 2017 год.

Т.Х. Усманова

При переходе от плановой к рыночной экономике были нарушены прежние потоки поставок, сбыта, потребления и финансирования различных объектов ТЭК и ЖКХ [6]. Многие компании по производству, передаче, сбыту топливно-энергетической продукции в настоящее время несут огромные издержки из-за неэффективных финансовых взаимоотношений между отраслями ТЭК и ЖКХ, которые в конечном счете влияют на управление жилищным фондом на уровне муниципальных образований [7; 8].

Данные табл. 1 показывают, что задолженность населения по оплате за жилищные и коммунальные услуги в последние десять лет почти не росла. В то же время значительная кредиторская задолженность производителям за электроэнергию, газ и воду со стороны жилищных и коммунальных предприятий регионов России не только не снижалась, а наоборот, имела тенденцию к увеличению. Долги производителям за газ и тепло в регионах накапливаются. По мнению экспертов, нет гарантии их снижения, хотя, по итогам отчетной информации, текущие счета за поставку газа многими потребителями были оплачены почти на 100%.

Таблица 1

Динамика показателей оплаты жилья и коммунальных услуг*

Показатель 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г.. 2015 г.

Удельный вес расходов на оплату жилого

помещения и коммунальных услуг в по-

требительских расходах домашних хо-

зяйств, % 4,7 8,3 9,2 8,8 8,9 9,5

Индекс физического объема (к предыдущему

году), %:

жилищно-коммунальные услуги, всего 97,7 101,1 104,7 100,1 100,3 98,7

в том числе:

жилищные услуги 84,2 102,5 106,0 101,6 99,7 98,1

коммунальные услуги 100,9 100,7 103,5 99,7 100,7 99,6

Возмещаемая населением величина затрат на

предоставление жилищно-коммунальных

услуг на жилплощадь, руб. в месяц,: 146,1 663,5 1301,0 1598,0 1715,0 1840,6

в том числе:

жилищных услуг 32,6 149,6 299,1 369,9 411,3 494,1

коммунальных услуг 113,5 514,3 1004,0 1228,0 1303,0 1346,4

Доля возмещения населением затрат на пре-

доставление жилищно-коммунальных ус-

луг, % 53 85 90 90 93 94

в том числе:

жилищных услуг 51 83 85 83 94 96

коммунальных услуг 54 86 91 92 93 93

Задолженность по оплате жилищно-комму-

нальных услуг всего,

млрд. руб. 13,1 36,1 95,1 109,4 111,0 135,8

% 12,9 7,0 6,9 6,1 5,7 6,4

* Здесь и далее таблицы рассчитаны по данным Росстата.

Крупнейшие региональные госкомпании субъектов Российской Федерации, осуществляющие поставку тепла в регионе, не могут рассчитаться по задолженности с ПАО «Газпром». Причем, некоторые регионы намерены рассчитаться с ПАО «Газпром» по долгам за газ, передав в собственность газового поставщика региональные газовые сети, принадлежащие местным муниципальным предприятиям, тем самым предлагается переложить решение проблемы неплатежей на компанию «Газпром».

Управление структурами ТЭК и ЖКХ в отдельно взятых территориях зависит от конкретной ситуации в регионе. Объективно обоснованные расчеты за поставленную горячую воду, отопление и газ «увязают» в неразрешимых конфликтах интересов обособленных и индивидуальных институциональных структур ТЭК и ЖКХ.

Задолженности компаний ЖКХ перед организациями ТЭК постоянно растут. В то же время в самой сфере управления и эксплуатации жилого фонда ситуация улучшается по большинству показателей (табл. 2).

Таблица 2

Основные финансовые показатели деятельности организаций по управлению и эксплуатации жилого фонда

Показатель 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Сальдированный финансовый результат

(прибыль минус убыток), млн. руб. -13595 -2567 -3353 -5516 -4249

Сумма прибыли, млн. руб. 3488 6008 5997 8326 9969

Удельный вес прибыльных организаций в

общем числе организаций, % 42,1 57,6 66,3 70,2 72,0

Рентабельность проданных товаров,

продукции (работ, услуг), % -17,0 -5,3 -3,2 -1,0 1,2

Рентабельность активов, % -1,4 -1,0 -1,0 -1,4 -1,1

Коэффициент автономии (на конец года), % 87,0 43,4 29,9 38,6 39,4

Коэффициент обеспеченности собственными

оборотными средствами (на конец года), % -32,1 4,9 5,3 10,9 16,3

Коэффициент текущей ликвидности (на ко-

нец года), % 69,9 111,8 114,7 128,3 138,3

Система генерации, передачи и потребления топливно-энергетических ресурсов, поступающих в жилищно-коммунальное хозяйство, построена таким образом, что постоянно возникает конфликт интересов участников. Без устранения этого конфликта невозможен переход к научно-обоснованной методологии управления и контроля в течение всего цикла обеспечения услугами, в том числе к цифровой технологии, индикативному и электронному управлению [9]. В табл. 3 приведены показатели кредиторской и дебиторской задолженности в системе производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также предприятий, управляющих эксплуатацией жилищного фонда и предоставлением коммунальных, социальных и персональных услуг.

Таблица 3

Структура кредиторской и дебиторской задолженности в системе ТЭК и ЖКХ за 2014 г.

Показатель Кредиторская задолженность, млрд. руб. В том числе просроченная Дебиторская задолженность ЖКХ перед ТЭК, млрд. руб. В том числе просроченная

млрд. руб. % млрд. руб. %

1. Производство и распреде-

ление электроэнергии, газа

и воды 2044 379 18,5 1843 435 23,6

2. Управление эксплуатацией

жилого фонда 139 20,5 14,7 116 17,1 14,7

3. Предоставление прочих

коммунальных, социаль-

ных и персональных услуг 126 9,9 7,9 145 9,2 6,4

4. Общий итог задолженно-

сти стр. 2+ стр. 3 265 30,4 11,5 261 26,3 10,1

5. Не компенсируемая сумма

задолженности ЖКХ пе-

ред организациями ТЭК,

стр. 1 - стр. 4 1779 348,6 19,6 1582 409 25,8

Строка 1 табл. 3 показывает наличие дебиторской задолженности системы ЖКХ перед организациями ТЭК, а также кредиторской задолженности производителей и распределителей электроэнергии, газа и воды. Можно заметить, что значительная часть дебиторской задолженности ЖКХ перед ТЭК не может быть компенсирована. Конфликт

интересов ТЭК и ЖКХ усугубляется с каждым годом. Проблема имеет глобальный межотраслевой характер, и пока соответствующие министерства и ведомства не могут решить этот конфликт интересов в рамках только одной структуры.

Общие долги перед поставщиками газа и тепла во многих регионах приобретают катастрофические размеры, что мешает планировать проекты энергосбережения и повышения их энергетической и экологической эффективности. Основная масса долга потребителей приходится на предприятия коммунальной энергетики. Навести порядок во взаиморасчетах без системно воспроизводимого конфликта интересов управленческих институциональных структур в рамках эффективного менеджмента и обеспечения устойчивого развития территорий [10; 11] возможно только путем преодоления недостатков и порождающих их причин в сфере управления ЖКХ. К их числу относится, прежде всего, несовершенная методика формирования тарифов на услуги и не основанная на статистике практика определения размера субсидий, выделяемых из местных, региональных и федеральных бюджетов. Кроме того, необходимо создание эффективных механизмов финансирования и обеспечения возвратности капитальных затрат на модернизацию объектов ЖКХ.

Необходима централизованная поддержка проектов инновационной модернизации процессов обеспечения услугами ЖКХ. Возможности такой поддержки регламентируются в Государственной программе энергосбережения и энергоэффективности, где главным целевым показателем является экономия энергоресурсов, влияющих на энергосбережение и экономический рост в масштабах всей страны. В [9] показано, что энергоемкость ВВП России в 2000-2011 гг. снизилась в основном за счет структурных сдвигов в экономике, а технологическое обновление обеспечивало сокращение энергоемкости менее чем на 1% в год. Если в 1998-2008 гг. снижение энергоемкости ВВП составило 48%, т.е. около 5% в год, и опережало аналогичные показатели в ведущих странах мира, то после кризиса 2008 г. энергоемкость в 2009 г. возросла на 2,3%, а в 2010 г. - еще на 0,5% [9]. Рост энергоэффективности, в том числе и на объектах ЖКХ, неустойчив и практически не отразился на тарифах для населения.

Системно-функциональный подход к управлению развитием сферы ЖКХ. Перспективное развитие процессов обеспечения коммунальными услугами взамен текущего устранения «узких мест» и аварийных ситуаций означает переход к использованию новых технологий активного управления проектами. Предложенный в [12] системно-функциональный подход основан на применении эффективных технологических решений с учетом влияния на себестоимость услуг в рамках полного жизненного цикла. Модернизация систем обеспечения коммунальными услугами предполагает выбор проектов и реализуемых в них инновационных решений с учетом стоимости, длительности жизненного цикла, качества услуг и возможных рисков.

К основным составляющим системно-функционального подхода относятся прогнозирование, реализация проектов, осуществляемых в рамках структур государственно-частного партнерства (ГЧП), подготовка проектов в рамках Федерального фонда управления развитием процессов обеспечения коммунальными услугами и его региональных отделений.

Прогнозирование перспектив развития процессов и объектов коммунального обеспечения. Прогноз перспектив развития процессов ЖКХ может служить основой обоснования стратегии развития систем обслуживающих их объектов и выбора эффективных проектов. Методические основы прогнозирования развития базируются на учете закономерностей научно-технологического развития и закономерностей развития конкретных исследуемых процессов и объектов, а также выборе адекватных этим особенностям методов прогнозирования [13-15].

Процессы оказания услуг и объекты жилищно-коммунального хозяйства имеют свои характерные свойства, определяемые в том числе их пространственной рассредоточен-ностью и территориальными климатическими особенностями, высокой социальной важностью качественных и надежных коммунальных услуг Взаимосвязанный учет этих свойств применительно к конкретным процессам и объектам в регионах и муниципальных образованиях должен стать основой механизма формирования прогнозов.

Информационная и статистическая база прогнозирования должна включать матрицы межотраслевых и межмуниципальных балансов и дополнительные таблицы, публикуемые Росстатом. В настоящее время баланс - информационная база для прогнозирования по каждому году представлена всего шестью таблицами [16]: потоки затрат и выпусков продукции в текущих ценах производителей; потоки затрат и выпусков продукции в постоянных ценах производителей 2010 г.; матрица налогов на используемые продукты; матрица торговой наценки; матрица транспортных наценок; матрица используемых импортных продуктов.

Прогнозирование полного жизненного цикла развития процессов ТЭК и ЖКХ должно предусматривать решение следующих назревших проблем:

- снижение изношенности генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны; повышение надежности энергоснабжения;

- преодоление длительного технологического отставания в создании и освоении энергоэффективных парогазовых, экологически чистых угольных и энергосетевых технологий;

- повышение энергетической и экономической эффективности отрасли (низкий коэффициент полезного действия большинства тепловых электростанций, высокие потери (до 40%) в электрических сетях, неоптимальная загрузка генерирующих мощностей Единой энергетической системы России);

- снижение чрезмерной зависимости энергетики от природного газа;

- ограничение перекрестного субсидирования между группами потребителей энергии, между электрической и тепловой энергией.

В составе стратегических целей развития полного жизненного цикла развития ТЭК и ЖКХ необходимо учитывать:

- сбалансированное развитие генерирующих и сетевых мощностей, обеспечивающих необходимый уровень надежности снабжения электроэнергией как страны в целом, так и всех ее регионов;

- расширенное строительство и модернизацию основных производственных фондов в энергетике для обеспечения потребностей экономики и общества в энергии;

- обеспечение экономической обоснованности цен и тарифов на соответствующие товары и услуги;

- разработку и реализацию механизма сдерживания цен за счет технологического инновационного развития отрасли, снижения затрат на строительство генерирующих и сетевых мощностей;

- опережающее развитие атомной, угольной и возобновляемой энергетики, направленное на снижение зависимости отрасли от природного газа, а также на диверсификацию топливно-энергетического баланса страны;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля, парогазовых установок с высокими коэффициентами полезного действия, управляемых сетей нового поколения и других новых технологий для повышения эффективности отрасли;

- синхронизацию модели рынка энергии и модели рынка теплоснабжения в целях обеспечения приоритета комбинированной выработки электрической и тепловой энергии и создания условий для повышения энергоэффективности сферы теплоснабжения.

В рамках реализации содействия инновационному развитию топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства с опорой на потенциал РАН и отраслевых НИИ должна быть обеспечена поддержка разработки и внедрения конкурентоспособной техники и технологий, обновления, модернизации и ввода новых мощностей [17].

Прогнозирование полного жизненного цикла процессов энергосбережения, повышения качества коммунальных услуг и развития экологических проектов в рамках государственно-частного партнерства предполагает софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляются средства федерального бюджета на реализацию эффективных региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также решения экологических проблем [1]. Отбор субъектов Российской Федерации - получателей субсидий осуществляется исходя из критериев, включающих достижение показателей эффективности подготовки и реализации региональных программ [9].

Преимущества механизмов и инструментов государственно-частного партнерства позволяют сохранять компании по производству коммунальных услуг и не доводить их до банкротства, как это происходит в настоящее время в коммерческих проектах. Участие государства в партнерстве предполагает, прежде всего, возможность контроля за финансовыми потоками и позволяет сохранить предприятие. Положительный мировой опыт ГЧП позволяет допускать организацию и реализацию проектов, ориентированных на результат, т. е. на формирование высокой добавленной стоимости в рамках всего жизненного цикла таких проектов. Нарушения в управлении проектами в последние годы привели к каскадным банкротствам значительного числа предприятий и организаций в России и в мире [9; 18].

Чтобы избежать банкротства в рамках новых проектов ГЧП, необходимо иметь возможность для стимулирования и содействия реализации мероприятий по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования. Подобные мероприятия должны иметь страхование на основе предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической и экологической эффективности, привлекаемым организациями, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации [9].

Как показывает практика в регионах России, балансовая стоимость тепловых сетей за последние годы не переоценивалась, поэтому они могут быть переданы по размеру долга, не соответствующего их реальной стоимости. В этой связи в настоящее время сложно привлекать инвестиционные средства в проекты ТЭК и ЖКХ без учета прогнозов их развития, включая достоверные оценки их реальной стоимости. При этом особое внимание необходимо уделить подготовке профессиональных кадров, которые могут объективно ориентироваться в противостоянии интересов ТЭК и ЖКХ. Проблема подготовки и повышения квалификации специалистов во многих регионах стоит остро из-за экономии средств по этой статье расходов.

Одной из насущных проблем, которые обсуждались в Государственном Совете по проблемам ЖКХ, было предложение об установлении на федеральном уровне порядка долгосрочного регулирования роста платежей ЖКХ. При этом было отмечено, что «... политика госрегулирования тарифов должна быть понятной и прозрачной, чтобы инвестор понимал, когда и с какой доходностью он сможет вернуть вложенный капитал . инвестиции в ЖКХ должны быть выгодными, и это справедливый, оправданный подход, никакого другого пути эффективной модернизации отрасли нет и быть не может» [10].

Научное и методическое обоснование модернизации объектов коммунальной инфраструктуры требует кардинального пересмотра многих позиций, которые до сих пор тормозят формирование проектов развития и обеспечения прозрачности тарифов ЖКХ и построения адекватной финансовой модели. Нередко возникают вопросы в связи со сложностью жесткого контроля проектных процессов по качеству и срокам исполнения. Однако самая сложная ситуация разворачивается вокруг возвратности инвестиций, а также отсутствия компенсации тех услуг, которые ТЭК уже оказал системе ЖКХ.

Стратегия долгосрочного развития Российской Федерации предусматривает границы повышения тарифов ЖКХ, инфляции и других основных экономических показателей. При отсутствии прозрачности тарифов ЖКХ и обоснованных прогнозов трудно на основе имеющихся механизмов приблизить фактические показатели к планируемым. Поэтому адаптация в каждом регионе своего учетного процесса, налогообложения и аудита и эффективного прогнозирования процессов в условиях неопределенности представляется хотя и сложной, но необходимой и возможной.

Действующее законодательство рассчитывает на обязательность выполнения всех пунктов законов и подзаконных актов. Однако в условиях переходной экономики не обеспечен эффективный контроль в данной системе и возможен уход государства от регулирования многих аспектов. Все это способствовало формированию компаний, которые становятся банкротами в системе ЖКХ через каждый год-полтора. Именно такие компании наносят невосполнимый урон жилищно-коммунальному хозяйству в аккумулировании финансовых средств для капитального и текущего ремонта, а также в рамках переселения из ветхого фонда. До сих пор нет законодательства, которое могло бы остановить увеличение дебиторской задолженности организаций, оказывающих услуги ЖКХ. Самый крупный и явный пример конфликта интересов ТЭК и ЖКХ - это ООО «Межрегионгаз». Дебиторская задолженность населения компенсируется кредиторской задолженностью перед ПАО «Газпром». И такие примеры - не единичны. Все эти противоречия связаны с неэффективной учетной политикой и с отсутствием финансового моделирования на уровне участников процесса.

В настоящее время население оплачивает коммунальные платежи в некоторых регионах на уровне 95-98%. Однако даже в них регулярно отключают энергию за неоплату счетов энергоснабжающих организаций, поскольку население не может противостоять бесконтрольным со стороны государства и стейкхолдеров действиям разнообразных ТСЖ, ЖСК, УК и т. д.

Интересы населения и поставщиков услуг могут быть согласованы при условии эффективного прогнозирования и планирования производства коммунальных услуг, передачи, управления, аккумулирования финансовых ресурсов в системе ТЭК и ЖКХ на уровне муниципального образования. Прогнозирование полного жизненного цикла проектов ТЭК и ЖКХ создаст основу взаимосвязанного рассмотрения множества проблем и согласования интересов. Информационная система должна быть основана на консолидированной отчетности, где учитывается не только затратная сторона оказания услуг, не только налоги, но и инвестиционная составляющая в тарифе, которая реально отражает финансовое участие инвестора в производственном процессе и возможности компенсации инвестиционных вложений. Прогнозирование и дальнейшее развитие полного жизненного цикла энергосервисных и экологических проектов ГЧП требует их экспертизы, отбора по приоритетным направлениям, оценки размеров их бюджетного и внебюджетного финансирования, создания государственной информационной системы.

Важным направлением совершенствования проектов ТЭК и ЖКХ является повышение качества человеческого капитала и кадрового потенциала в сфере комму-

Т.Х. Усманова

нальных услуг. В рамках планирования таких проектов необходимо предусмотреть создание курсов повышения квалификации, обучение лиц, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической и экологической эффективности. Основным направлением должно быть финансирование мероприятий, направленных на формирование энергоэффективных моделей взаимодействия систем ТЭК и ЖКХ в рамках государственно-частного партнерства [2].

Накопившиеся проблемные ситуации в сфере ЖКХ имеют многосоставный характер, а на практике их разрешение осуществляется без предвидения развития процессов и объектов ЖКХ, по принципу ликвидации «узких мест» и текущего устранения аварий. Для решения проблем развития сферы коммунальных услуг назрела необходимость системно-функционального подхода, который предполагает прогнозирование полного жизненного цикла процессов обеспечения услуг, моделирование перспектив модернизации и подготовку целевых инвестиционных проектов. Поиск вариантов модернизации основан на выявлении резервов снижения (сохранения на достигнутом уровне) затрат и тарифов. В их числе для обеспечения прозрачности финансовых потоков от потребителей коммунальных услуг к их поставщикам важное место отводится созданию государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального хозяйства.

Литература

1. Ивантер В.В. и др. Восстановление экономического роста в России //Проблемы прогнозирования. 2016. № 5. С. 3-17.

2. Трачук А.В., Линдер Н.В., Зубакин В.А., Золотова И.Ю., Володин Ю.В. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: проблемы и пути решения. СПб: Изд. дом «Реальная экономика», 2017. 64 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.

4. Баринов В.А., Барон Ю.Л., Батенин ВМ., Безруких П.П., Бушуев В.В. и др. Энергетика России: взгляд в будущее // Обосновывающие материалы к Энергетической стратегии России на период до 2030 г. Институт систем энергетики им. Л А. Мелентьева СО РАН. М.: Издательский дом «Энергия», 2010. С. 616.

5. Авдийский В.И., Безденежных ВМ. Экономическая безопасность и устойчивость сложных социально-экономических систем //Проблемы развития современных социально-экономических систем (ПАУЭР-2014). Сб. Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. 2015. С. 9-24.

6. Сенчагов В.К. Национальная структурная политика — путь к обеспечению экономической безопасности //Вестник РАЕН. 2015. № 5. С. 64-70.

7. Николаев В.А., Исаков Д.А. Методология стратегического анализа рисков социальных систем // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 316-318.

8. Исаков ДА. Управление рисками развития муниципальных экономических систем. М.: МАКС Пресс, 2010.160 с.

9. Башмаков И.А. Разработка комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности: методология и практика. Автореф. дис. докт. эконом. наук. М.: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 2013. 40 с.

10. Усманова Т.Х. Менеджмент устойчивого социально-экономического развития регионов в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1 (25). С. 123-131.

11. Усманова Т.Х. Инновационный менеджмент как инструмент развития человеческого капитала и повышения качества жизни //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 3 (27). С. 98-106.

12. Комков Н.И., Усманова Т.Х., Исаков ДА. Системно-функциональный подход к обеспечению коммунальными услугами //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 7. № 4 (32). С .468-477.

13. Комков Н.И. и др. Методические и организационные основы управления развитием компаний. СПб: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. 522 с.

14. Инновационная модернизация и технологическое развитие: отказ или корректировка стратегии? // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2013. № 15. С. 4-11.

15. Комков Н.И., Романов С.В., Лазарев А.А. Возможности и проблемы системно-технологического проектирования // В кн. «Прогнозирование перспектив технологической модернизации экономики России». М.: МАКС-Пресс, 2010. С. 49-78.

16. Широв А.А. Роль инструментальных методов анализа и прогнозирования при обосновании экономической политики //Проблемы прогнозирования. 2017. № 2. C. 3-9.

17. Akimov V., Porfiriev B. The Institutional Framework and Governance Model of Russia's Crisis Policy: Disaster focus // Crises in Russia: Contemporary Management Policy and Practice from a Historical Perspective. Москва. 2012. Pp. 63-80.

18. Komkov N.I. Complex Forecast of Scientific and Technological Development: Experience and Lessons Learned // Studies on Russian Economic Development. 2014. Т. 25. № 2. Pp. 111-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.