Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ШКОЛЫ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стародубцева Оксана Сергеевна, Корнева Галина Викторовна

Внутренний контроль в учреждениях основного общего и среднего образования имеет определенные особенности, отдельные из которых обусловлены спецификой финансирования их деятельности. В процессе постоянного поиска в построении системы финансирования учреждений основного общего и среднего образования наиболее адекватной современным реалиям развития экономики России и запросам потребителей образовательных услуг сформирована ее модель, предусматривающая, в том числе, проектное финансирование, оказывающее влияние на организацию внутреннего контроля в школах, которая должна соответствовать специфике осуществляемого управления, в том числе посредством финансового контроллинга. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблем и перспектив финансого контроля в бюджетных образовательных учреждениях основного общего и среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL CONTROL IN BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Internal control in institutions of basic general and secondary education has certain features, some of which are due to the specifics of financing their activities. In the process of constant search in building a system of financing of institutions of basic general and secondary education that is most adequate to the modern realities of the development of the Russian economy and the needs of consumers of educational services, its model has been formed, which includes, among other things, project financing that has an impact on the organization of internal control in schools, which should correspond to the specifics of the management being carried out, including through financial controlling. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the problems and prospects of financial control in budgetary educational institutions of basic general and secondary education.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Столыпинский вестник №8/2022

Научная статья Original article УДК 657.6

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

FINANCIAL CONTROL IN BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Стародубцева Оксана Сергеевна, магистрант, Московский Государственный Университет Технологий и Управления имени К.Г. Разумовского (Россия, Москва, улица Земляной Вал, 73) тел. фон +7 (495) 91503-40, danio74@mail.ru

Корнева Галина Викторовна, научный руководитель, к.э.н. доцент, доцент кафедры Финансов, бухгалтерского учета и экономической безопасности, Московский Государственный Университет Технологий и Управления имени К.Г. Разумовского (Россия, Москва, улица Земляной Вал, 73) тел. фон +7 (495) 915-03-40, g.korneva@mgutm.ru

Starodubtseva Oksana Sergeevna, undergraduate, Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky (Russia, Moscow, Zemlyanoy Val street, 73) tel. phone +7 (495) 915-03-40, danio74@mail.ru Korneva Galina Viktorovna, scientific adviser, Ph.D. Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance, Accounting and Economic Security, Moscow State University of Technology and Management named after

Столыпинский вестник

4212

K.G. Razumovsky (Russia, Moscow, Zemlyanoy Val street, 73) tel. background +7 (495) 915-03-40, g.korneva@mgutm.ru

Аннотация. Внутренний контроль в учреждениях основного общего и среднего образования имеет определенные особенности, отдельные из которых обусловлены спецификой финансирования их деятельности. В процессе постоянного поиска в построении системы финансирования учреждений основного общего и среднего образования наиболее адекватной современным реалиям развития экономики России и запросам потребителей образовательных услуг сформирована ее модель, предусматривающая, в том числе, проектное финансирование, оказывающее влияние на организацию внутреннего контроля в школах, которая должна соответствовать специфике осуществляемого управления, в том числе посредством финансового контроллинга. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблем и перспектив финансого контроля в бюджетных образовательных учреждениях основного общего и среднего образования.

Abstract. Internal control in institutions of basic general and secondary education has certain features, some of which are due to the specifics of financing their activities. In the process of constant search in building a system of financing of institutions of basic general and secondary education that is most adequate to the modern realities of the development of the Russian economy and the needs of consumers of educational services, its model has been formed, which includes, among other things, project financing that has an impact on the organization of internal control in schools, which should correspond to the specifics of the management being carried out, including through financial controlling. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the problems and prospects of financial control in budgetary educational institutions of basic general and secondary education.

4213

Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетные образовательные учреждения, школы, внутренний контроль, проектное финансирование, финансовый контроллинг.

Keywords: financial control, budgetary educational institutions, schools, internal control, project financing, financial controlling.

Обратим внимание на способы организации внутреннего контроля. Как правило, школа применяет один из них на основе оценки объемов своей деятельности, численности работников, рекомендаций учредителя. В случае получения программно-целевого финансирования более востребованной является комбинация способов организации внутреннего контроля. Например, при наличии отдельного структурного подразделения, обладающего контрольными функциями, в целях контроля за достижением показателей и индикаторов программы развития, назначаются работники, которые имеют соответствующие профессиональные компетенции по ее отдельным направлениям, определяется лицо или структурного подразделение, осуществляющее общую координацию по результатам внутреннего контроля достигнутых результатов. [3, с. 19]

Утвержденные индикаторы и контрольные показатели результативности программ развития составляют те контрольные точки, в отношении которых школам необходимо осуществлять внутренний контроль. К традиционным объектам внутреннего контроля таким, как материальные, трудовые, финансовые ресурсы с позиции подтверждения достоверности ведения бухгалтерского учета, подготовки и обеспечения мер по повышению экономности и результативности их использования, следует добавить: достижение показателей и индикаторов программ развития школы. [7, с. 69]

Особенностью реализации программы является использование единой одноименной информационной системы, данные которой формируются на основании показателей формы № 1-Мониторинг (Мониторинг по основным

4214

направлениям деятельности образовательной организации основного общего и среднего образования). При этом нивелируется такой значительный недостаток внутреннего контроля учреждений основного общего и среднего образования, как несоблюдение принципа независимости при его организации, что свойственно значительному количеству учреждений основного общего и среднего образования, в связи с наличием у Минобрнауки России необходимых дистанционных инструментов верификации предоставляемой школами информации. [6, с. 61]

Показатели мониторинга учреждений основного общего и среднего образования формируют «.. .иллюзию контроля качества образования», и что такая отчетность учреждений основного общего и среднего образования не редко содержит завышенные данные о получаемых ими доходах, другую недостоверную информацию по образовательной, научно-исследовательской и финансово-экономической деятельности.

В связи с этим, можно определить, что в процессе внутреннего контроля четко определяется еще один важный блок его объектов, которые представлены в показателях статистической отчетности и мониторинга учреждений основного общего и среднего образования, используемые в проектном финансовом контроллинге.

Выполнение учреждением показателей и индикаторов программы должно сопровождаться поддержанием высокого уровня качества финансового менеджмента, которые развивают представление об объектах внутреннего финансового контроля, учитывающего особенности финансового контроллинга учреждения основного общего и среднего образования. В условиях риск-ориентированного подхода к контрольной деятельности в школе можно определить приоритет проведения контрольных мероприятий в отношении тех показателей, индикаторов качества финансового менеджмента школах, которые находятся в «красной зоне». [5, с. 58]

4215

Аналогично могут быть представлены показатели качества финансового менеджмента школ «удовлетворительного уровня» и «высокого уровня», которые также составляют ключевые точки, формирующие объекты внутреннего финансового контроля.

Программно-целевое финансирование во многом определяет нацеленность внутреннего контроля на обеспечении выполнения индикаторов и показателей программы; осуществление предварительного контроля формируемых их стратегических значений в целях достижимости результатов реализации программы; обеспечение своевременности принятия управленческих решений по осуществлению программы с использованием инструментов текущего контроля.

Все это способствует совершенствованию теории и практики стратегического внутреннего контроля. Последнее время в соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и началом реализации в нашей стране программы «Цифровая экономика Российской Федерации» такими авторами, как Сафина Р.Р., Асаева К.А., Каморджанова Н.А., Татуев А.А., Овчарова Н.И., Галюта О.Н., Залевская М.А., Булыга Р.П., Бурцева К.Ю., Сафонова И.В., Мельник М.В., и др., широко обсуждаются вопросы цифровизации осуществления контроля в различных экономических субъектах. [1, с. 50]

Активное применение цифровых технологий в бюджетной сфере способствует развитию цифровизации внутреннего контроля учреждений государственного сектора, в т.ч. учреждений основного общего и среднего образования, создает условия для гармонизации и стандартизации процессов внутреннего и внешнего контроля, кардинально изменяет модель контроля: от проверки и наказания к мониторингу и предупреждению.

В этом аспекте представляет определенный интерес возможность использования школами электронных информационных ресурсов

4216

контролирующих органов для оперативного определения возникающих рисков и более качественного осуществления внутреннего контроля. Следует, однако, отметить, что стандартизация контрольной деятельности должна быть освобождена от излишней ее бюрактаризации в целях обеспечения максимальной своевременности получаемых результатов и реагирования на возникающие негативные отклонения. [4, с. 22]

Для характеристики организации внутреннего контроля, в т.ч. на предмет ее соответствия целям финансового контроллинга, следует отметить, что система управления формируется в рамках горизонтально-сетевой модели, основанной на принципах децентрализации и делегирования полномочий основным структурным подразделениям.

Директор школы, определяющий основные направления развития школы, несет персональную ответственность за результаты осуществляемой деятельности, в т.ч. за итоги реализации крупных проектов; реализует управление. В связи с этим, ответственным за принятие решений в области выстраивания эффективной системы управления школой, основанной на использовании технологий стратегического менеджмента, менеджмента качества и бюджетирования, в целом, а также в рамках крупных проектов, предусматривающих финансирование из средств бюджетов, является директор школы.

Применяемая в система внутреннего финансового контроля обеспечивает возможность ее развития для целей финансового контроллинга, в т.ч. проектного финансового контроллинга. Имеющиеся Положения об отделе внутреннего финансового контроля и аудита, должностные инструкции его работников, Положение о внутреннем финансовом контроле формируют основу для вовлечения работников отдела в реализацию системы проектного финансового контроллинга, при условии внесения в указанные документы отдельных редакционных правок в отношении определения субъектов и объектов внутреннего финансового контроля, способов его осуществления.

4217

Функционирующая система менеджмента качества в школе также способствует четкому выстраиванию механизма проектного финансового контроллинга, включая его контрольную составляющую. [8, с. 869]

Таким образом, особенности программно-целевого финансирования учреждений основного общего и среднего образования, специфика проектного финансового контроллинга определяют следующие характеристики организации внутреннего контроля: [2, с. 45]

- расширяются контрольные точки и объекты внутреннего контроля;

- появляется потребность в комбинировании способов его организации;

- снижается негативное влияние несоблюдения в школах принципа независимости при организации внутреннего контроля на его результаты;

- возникает необходимость осуществления стратегического внутреннего контроля, наиболее важным направлением которого является контроль за состоянием, плановым и прогнозным изменением внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на показатели и индикаторы стратегической программы развития школаа;

- появляется возможность цифровизации внутреннего контроля школаа и создаются условия для гармонизации и стандартизации процессов внутреннего и внешнего контроля;

- использования школами электронных информационных ресурсов контролирующих органов для оперативного определения возникающих рисков и более качественного осуществления внутреннего контроля.

Таким образом, внутренний контроль учреждений основного общего и среднего образования необходимо модернизировать с учетом стратегического характера процесса проектного финансирования, возможностей цифровизации контрольной деятельности.

Выделенные характеристики организации внутреннего контроля в школах могут быть использованы для дальнейшего развития его теории и практики в целях обеспечения большей результативности и эффективности

4218

использования средств бюджета на выполнение образовательных, научных,

инфраструктурных задач, поставленных государством.

Литература

1. Акмурзина, Л. С. Организация и методы финансового контроля бюджетных учреждений / Л. С. Акмурзина, Л. Х. Курбанаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. -№ 1-2(40). - С. 48-51.

2. Герасимова, Л. Н. Риск-ориентированный подход к организации внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях / Л. Н. Герасимова // Бухучет в здравоохранении. - 2019. - № 11. - С. 37-49.

3. Гилязова, Л. А. Развитие финансового контроля в деятельности бюджетных учреждений / Л. А. Гилязова, Э. Ф. Нурдавлятова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. - № 1(35). - С. 18-20.

4. Демина, И. Д. Методические аспекты проведения внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении / И. Д. Демина, А. А. Коробицкая // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2022. - № 3. - С. 18-24.

5. Еремин, С. Г. Государственный контроль финансовых ресурсов в системе управления бюджетными учреждениями / С. Г. Еремин // Право и экономика. - 2022. - № 5(411). - С. 55-61.

6. Казанкова, Т. Н. Финансовый и бюджетный контроль, особенности бюджетного контроля / Т. Н. Казанкова // Проблемы развития предприятий: теория и практика. - 2020. - № 1-3. - С. 60-62.

7. Соловьева, М. И. Повышение эффективности системы финансового планирования бюджетных образовательных учреждений / М. И. Соловьева // Молодой ученый. - 2020. - № 38(328). - С. 68-71.

8. Умархаджиев, М. Х. Р. Повышение эффективности системы финансового планирования бюджетных образовательных учреждений / М. Х. Р. Умархаджиев, С. С. А. Вазкаева, Х. К. Хожаева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 9(134). - С. 867-870.

References

1. Akmurzina, L. S. Organization and methods of financial control of budgetary institutions / L. S. Akmurzina, L. Kh. Kurbanaeva // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - No. 1-2 (40). - P. 48-51.

2. Gerasimova, LN Risk-based approach to the organization of internal financial control in budgetary institutions / LN Gerasimova // Accounting in health care. - 2019. - No. 11. - P. 37-49.

4219

3. Gilyazova, L. A. Development of financial control in the activities of budgetary institutions / L. A. Gilyazova, E. F. Nurdavlyatova // Scientific electronic journal Meridian. - 2020. - No. 1 (35). - P. 18-20.

4. Demina, I.D. Methodical aspects of internal financial control in a budgetary institution / I.D. Demina, A.A. Korobitskaya // Accounting and taxation in budgetary organizations. - 2022. - No. 3. - P. 18-24.

5. Eremin, S. G. State control of financial resources in the management system of budgetary institutions / S. G. Eremin // Law and Economics. - 2022. - No. 5 (411). - P. 55-61.

6. Kazankova, T. N. Financial and budgetary control, features of budgetary control / T. N. Kazankova // Problems of enterprise development: theory and practice. - 2020. - No. 1-3. - P. 60-62.

7. Solovieva, M.I. Improving the efficiency of the financial planning system of budgetary educational institutions / M.I. Solovieva // Young scientist. - 2020. - No. 38(328). - P. 68-71.

8. Umarkhadzhiev, M. Kh. R. Improving the efficiency of the system of financial planning of budgetary educational institutions / M. Kh. - 2021. - No. 9(134). -P. 867-870.

© Стародубцева О.С., Корнева Г.В., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2022.

Для цитирования: Стародубцева ОС., Корнева Г.В. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2022.

4220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.