Научная статья на тему 'Организация и методы финансового контроля бюджетных учреждений'

Организация и методы финансового контроля бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1596
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бюджетная организация / финансовый контроль бюджетных организаций / суть / методы и процессы финансового контроля / budget organization / financial control of budget organizations / the essence / methods and processes of financial control

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. С. Акмурзина, Л. Х. Курбанаева

В статье рассмотрены основные виды финансового контроля, функции контроля деятельности бюджетных организаций, а также процедуры, необходимые для осуществления контроля финансовой деятельности. Были изучены методы ведомственного и внутреннего финансового контроля. К методам ведомственного финансового контроля относятся выездные проверки, ревизии, документарные проверки и мониторинг. Метод внутреннего финансового контроля включает в себя предварительный, текущий и последующий контроль. Отмечается, что финансовый контроль за деятельностью бюджетных учреждений возлагается на учредителей данных учреждений. При этом важным критерием является контроль достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND METHODS OF FINANCIAL CONTROL OF BUDGETARY INSTITUTIONS

The article considers the main types of financial control, functions of control over the activities of budget organizations, as well as the procedures necessary for monitoring financial activities. Methods of departmental and internal financial control were studied. Methods of departmental financial control include field inspections, audits, documentary checks, and monitoring. The method of internal financial control includes preliminary, current and subsequent control. It is noted that financial control over the activities of budgetary institutions is assigned to the founders of these institutions. At the same time, an important criterion is to control the reliability, completeness and accuracy of financial statements.

Текст научной работы на тему «Организация и методы финансового контроля бюджетных учреждений»

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНЫХ учреждений

Л.С. Акмурзина, магистрант Л.Х. Курбанаева, канд. экон. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10059

Аннотация. В статье рассмотрены основные виды финансового контроля, функции контроля деятельности бюджетных организаций, а также процедуры, необходимые для осуществления контроля финансовой деятельности. Были изучены методы ведомственного и внутреннего финансового контроля. К методам ведомственного финансового контроля относятся выездные проверки, ревизии, документарные проверки и мониторинг. Метод внутреннего финансового контроля включает в себя предварительный, текущий и последующий контроль. Отмечается, что финансовый контроль за деятельностью бюджетных учреждений возлагается на учредителей данных учреждений. При этом важным критерием является контроль достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.

Ключевые слова. Бюджетная организация, финансовый контроль бюджетных организаций, суть, методы и процессы финансового контроля.

Особое место в сфере контроля в бюджетных организациях занимает финансовый контроль - это совокупность операций и действий по проверке финансовых и других связанных с ним вопросов деятельности бюджетных организаций.

Финансовый контроль можно разделить на следующие виды:

- внутренний и внешний;

- предварительный и последующий [1].

Счетная палата и контрольно-счетные

органы в субъектах РФ осуществляет внешний контроль финансов.

Суть финансового контроля заключается в проверке, ревизии, обследовании и санкционировании операций бюджетных учреждений.

Ревизия включает в себя следующие контрольные процедуры:

- целевое расходование бюджетных средств;

- эффективность размещения государственных заказов;

- оплату труда «бюджетников»;

- предпринимательскую деятельность бюджетного учреждения [2].

Итак, при осуществлении ревизии финансов бюджетных учреждений соблюдение устава и деятельности учреждений,

проверяется сметное финансирование согласно функциям деятельности учреждений и прочее.

В процессе контроля бюджетных финансов проверяется:

- правомерность и эффективность использования движимого и недвижимого имущества;

- внесение в реестр имущества недвижимости, находящийся в оперативном управлении, а также иного имущества;

- регистрация имущества согласно требованиям действующего законодательства;

- согласованность решения учредителя и органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом о предоставлении имущества в аренду;

- наличие заключенных договоров на сдачу в аренду нежилых помещений, их государственная регистрация;

- соблюдение требований о проведении конкурсных процедур при предоставлении имущества в аренду;

- соответствие заключенных договоров на аренду законодательству РФ;

- наличие договоров на возмещение предоставленных коммунальных услуг, полноту и своевременность поступления указанного возмещения;

- законное использование арендующими организациями площадей и соблюдение условий договоров;

- адекватность размера арендной платы, полнота и своевременность ее внесения;

- своевременность применения штрафных санкций за нарушение условий заключенных договоров;

- соблюдение ограничений по осуществлению крупных сделок;

- отсутствие фактов размещения бюджетным учреждением средств на депозитах в кредитных организациях, в том числе совершения сделок с ценными бумагами;

- акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами по арендной плате [3].

Казначейские органы ведут контроль по следующим направлениям:

- соответствие операции уставу бюджетного учреждения;

- не является ли платёж не предусмотренным законодательством авансовым платежом или капитальным вложением;

- адекватность платежа - наличие счёта, договора, сметы;

- по соответствующей статье расхода должен быть остаток;

- правильно оформленное платёжное поручение;

- наличие необходимого остатка лимитов бюджетных обязательств;

- законно ли получение наличных денег по данной статье расхода [4].

Таким образом, согласно нормативно-правовым актам ведется текущий контроль и формирует в себе правильность ведения учета и деятельности.

К методам ведомственного финансового контроля относятся выездные проверки, ревизии, документарные проверки и мониторинг. Решение по выбору методов принимается руководителем органа контроля. При этом обязательно учитывается результаты оценки бюджетных рисков, которые получены от финансово-экономических подразделений. Контрольные мероприятия устанавливаются исходя из необходимости достижения наилучших результатов ведомственного финансового контроля и при этом нужно привлечь наименьшей объем трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

К методам внутреннего контроля относят:

1. Предварительный контроль. Проводится до начала совершения хозяйственной операции и позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная осуществляемая учреждением операция.

2. Текущий контроль. Проводится на стадии формирования, распределения и использования финансовых ресурсов учреждения. Проверяется соблюдение финансовой дисциплины и по результатам проверки принимаются меры по предотвращению нарушений.

3. Последующий контроль. Осуществляется по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности [5].

А также в бюджетных учреждениях осуществляется внутренний контроль. Задачами внутреннего контроля является:

- установление соответствия осуществляемых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их обязательное отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;

- установление соответствия проводимых операций регламентам, полномочиям работников;

- соблюдение технологических процессов и операций, которые установлены в бюджетной организации при осуществлении функциональной деятельности;

- анализ системы внутреннего контроля учреждения, который позволяет выявить основные аспекты, влияющие на ее эффективность.

Пути осуществления внутреннего финансового контроля:

- в организации создается отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения или вводится должность ревизора, которые в свою очередь непосредственно подчиняются руководителю организации;

- в организации создается комиссия, действующая на постоянной основе, и на которую возлагается проведение данного контроля;

- проведение внутреннего финансового контроля возлагается на сотрудников структурных подразделений учреждения, но только в том случае, если внутренний контроль будет проводиться в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий [6].

Путь проведения контроля зависит от предполагаемого объема работ и возможностей учреждения, структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т.д.

На ряду с правами должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита имеют обязанности:

- соблюдение требований законодательства в установленной сфере деятель-

- согласно программе проводить аудиторские проверки;

- программа аудиторской проверки и ее результаты должны быть донесены руководителю или уполномоченному должностному лицу объекта аудита, а также с ее результатами [7].

Таким образом, осуществление финансового контроля за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, помимо органов государственного (муниципального) финансового контроля, возлагается на учредителей данных учреждений. При этом при проведении контрольных мероприятий акцент смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.

ности;

Библиографический список

1. Гроздова Н.Н. Повышение эффективности целевых программ использования бюджетных ресурсов // Мир экономики и права. - 2015. -№4. - С. 32-39.

2. Ельева М.С. Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов в современной экономике: автореф. дис. ... канд. эконом.наук : 08.00.10. - Волгоград, 2015. -26 с.

3. Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы. - 2013. - № 10. - С. 6-10.

4. Киреева М.С. Бюджетирование в бюджетных учреждениях с планом на социально-экономическое развитие страны // Управление социальными системами. - 2014. - №1. -С. 23-27.

5. Лухтанов Е.А. Финансовая устойчивость местных бюджетов / Е.А. Лухтанов, А.С. Карпова; Сибирский федеральный университет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2010/pdf/13/65a.pdf.

6. Макарова Е.В. Устойчивость экономической системы в условиях глобализации мировой экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Улан-Удэ, 2014. - 31 с.

7. Мишина С.В. Совершенствование управления бюджетными ресурсами // Финансы и кредит. - 2015. - №6. - С. 15-20.

ORGANIZATION AND METHODS OF FINANCIAL CONTROL OF BUDGETARY INSTITUTIONS

L.S. Akmurzina, Graduate Student

L.H. Kurbanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article considers the main types of financial control, functions of control over the activities of budget organizations, as well as the procedures necessary for monitoring financial activities. Methods of departmental and internal financial control were studied. Methods of departmental financial control include field inspections, audits, documentary checks, and monitoring. The method of internal financial control includes preliminary, current and subsequent control. It is noted that financial control over the activities of budgetary institutions is assigned to the founders of these institutions. At the same time, an important criterion is to control the reliability, completeness and accuracy of financial statements.

Keywords: budget organization, financial control of budget organizations, the essence, methods and processes of financial control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.