Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЕГО РОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЕГО РОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНЕШНИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ / FINANCIAL CONTROL / BUDGETARY INSTITUTION / INTERNAL FINANCIAL CONTROL / EXTERNAL FINANCIAL CONTROL / REGULATORY AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акмурзина Л.С., Галимова Г.А.

В статье рассмотрено понятие и роль финансового контроля бюджетных учреждений. Была представлена методика проведения финансового контроля в бюджетном учреждении. В связи с ростом данной потребности со стороны контролирующих органов, можно говорить об актуальности данной статьи. Определено, что внутренний и внешний контроль бюджетных учреждений является необходимостью в целях предотвращения негативных действий со стороны руководства учреждения и обеспечения достоверности бухгалтерского бюджетного учета, целесообразности расходования денежных средств по целевому назначению, правильности представления отчетности в контролирующие органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акмурзина Л.С., Галимова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF FINANCIAL CONTROL OF BUDGETARY INSTITUTIONS AND ITS ROLE AT THE PRESENT STAGE

The article discusses the concept and role of financial control of budgetary institutions. A methodology for conducting financial control in a budgetary institution was presented. In connection with the growth of this need on the part of regulatory authorities, we can talk about the relevance of this article. It was determined that internal and external control of budgetary institutions is a necessity in order to prevent negative actions by the management of the institution and to ensure the reliability of accounting budgetary accounting, the expediency of spending funds for their intended purpose, and the correctness of reporting to the regulatory authorities.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЕГО РОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ЕГО

РОЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Л.С. Акмурзина, магистрант Г.А. Галимова, канд. экон. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11010

Аннотация. В статье рассмотрено понятие и роль финансового контроля бюджетных учреждений. Была представлена методика проведения финансового контроля в бюджетном учреждении. В связи с ростом данной потребности со стороны контролирующих органов, можно говорить об актуальности данной статьи. Определено, что внутренний и внешний контроль бюджетных учреждений является необходимостью в целях предотвращения негативных действий со стороны руководства учреждения и обеспечения достоверности бухгалтерского бюджетного учета, целесообразности расходования денежных средств по целевому назначению, правильности представления отчетности в контролирующие органы.

Ключевые слова: финансовый контроль, бюджетное учреждение, внутренний финансовый контроль, внешний финансовый контроль, контролирующие органы.

Финансовый контроль, осуществляемый в бюджетных учреждениях представляет собой перечень мероприятий, цель которых - проверка финансовых и иных вопросов, с которыми сталкивается в ходе своей деятельности бюджетное учреждение. Значение финансового контроля сложно переоценить, ведь он позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, объективно и достоверно отражать все события, происходящие в учреждении и по данным бухгалтерского учета составлять достоверную отчетность, необходимую для анализа контролирующими органами для дальнейших решений в отношении учреждения.

В целях проведения эффективного финансового контроля бюджетных учреждений необходимо иметь четкую методику для его проведения. Первым шагом необходимо разработать и утвердить нормативные акты, определяющие методику и методологию работы контрольного отдела или контрольной группы, которая занимается данными функциями. Должны быть четко прописаны обязанности и ответственность каждого сотрудника данного отдела. Возможно возложение данной ответственности не на нескольких, а на одного сотрудника, при этом есть возможность

составления общего положения и внесения дополнений в должностные инструкции данного сотрудника. При этом, если контрольные функции будут осуществляться специалистами различных отделов или подразделений учреждения, то это необходимо осветить в соответствующих документах, таких как положение об отделе и в должностных инструкциях. Делается это с целью закрепления функций и наделения ответственностью данных сотрудников во избежание неприятных казусов и неразрешимых конфликтов. Различных вариантов ведения контроля в бюджетных учреждениях масса, но правило одно - необходимо данный факт закрепить не устной договоренностью, а приказом, внесением изменений и т.д. Кроме этого, данные факты нововведений должны быть освещены учетной политикой учреждения.

Актуальным и очень серьезным фактом является проблема обеспечения финансовой стабильности, особенно в современных условиях. Данную проблему должен решать глава учреждения, что прописано в его должностных обязанностях. Это выражается в том, что с определенной периодичностью главой учреждения должна быть проведена оценка и пересмотр системы внутреннего контроля. При его не-

эффективности, необходимо вносить необходимые поправки и корректировки с целью предотвращения негативных последствий в будущем.

Как только определены список лиц либо одно лицо, которое будет осуществлять контрольные мероприятия в отношении финансовой деятельности учреждения, наступает следующий не менее важный этап контроля, а именно разработка плана мероприятий. Сложно осуществлять контрольную деятельность без обозначения четких направлений деятельности с указанием сроков, вопросов, методов проверки, ответственных на конкретные участки. Эффективность проверки сводится к нулю без четких действий и указаний. Например, мероприятий группируют на следующие направления:

- денежные средства и бланки строгой отчетности;

- банковские операции;

- дебиторская и кредиторская задолженности;

- фонд оплаты труда (сюда входят выплаты в виде премий, поощрений, материальной помощи, различных компенсаций (использование личного автомобиля в служебных целях, мобильная связь и др.));

- товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);

- бухгалтерский учет и отчетность.

Каждое направление должно иметь четкие сроки выполнения, ФИО, должность исполнителей, обозначаются формы проверки. Данный план расписывается на весь календарный год с распределением определенной нагрузки на каждого исполнителя в целях недопущения срывов работ или нехватки кадров.

В дальнейшем речь пойдет о плановых и внеплановых проверках, которые имеют место быть и находят свое выражение в деятельности бюджетного учреждения.

Плановые проверки имеют свои сроки проведения, которые учреждение устанавливает самостоятельно, но не реже, чем по предписаниям бюджетного (бухгалтерского) законодательства (п. 20 Инструкции №157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49) [1].

Внеплановая проверка нужна при поступлении внешнего сигнала, который ставит под сомнение законность осуществления бюджетным учреждением своей деятельности. Данную проверку можно выполнять сплошным или выборочным способом, в зависимости от решения проверяющего лица. Данные методы приемлемы и для контролирующих органов в рамках внешнего финансового контроля бюджетного учреждения. Данный вид контроля осуществляют несколько уполномоченных органов, среди которых Счетная палата, Росфиннадзор, ФНС и др. Вопросы проверки, методы и методика очень схожи с внутренним финансовым контролем, цель которого - проверка достоверности отчетных данных, отраженных в отчетности, правильность ведения хозяйственной деятельности, соответствие Уставу, внутренним документам учреждения и др. [4].

По результатам внутреннего контроля составляются служебные записки на имя главы учреждения с целью устранения недочетов в учете, привлечения к ответственности, а по итогам внутреннего контроля контролирующими органами нарушения указываются в акте проверки, в которых описаны нарушения, их детальное обоснование и ссылки на действующее законодательство, размер пеней, штрафов и иных санкций. Данные документы должны иметь подпись руководителя проверяющей группы или исполнителя.

По итогам контрольных мероприятий выявляются должностные лица, допустившие нарушение, которые должны на предъявленные обвинения согласно актов и служебных записок, представить объяснения в определенный срок, который оговорен в положении о внутреннем контроле или в срок, установленный законодательно по итогам акта нарушений, если речь идет о внешнем контроле. При осуществлении контрольных мероприятий, необходимо обеспечить законность своих действий, а также обеспечить ее четкую, понятную и прозрачную составляющие. Необходимо понимать, что система контроля вмещает в себя множество элементов и общий результат контрольных мероприятий складывает не из действий одного сотрудника

или одного звена, а из всей команды. На этом построена система премирования сотрудников ФНС, когда по итогам контрольных мероприятий, например, отчетного года или квартала, премии получают не конкретно определенные работники, а отделы (например, отдел выездных проверок за показатели доначислений на одну выездную проверку).

Нет одинаковой проверки, они существенно отличаются в зависимости от объема работ, ее охвата, кадровых возможностей учреждения, перечня вопросов, функционала учреждения и др.

Контрольные органы внешнего контроля, как и должностные лица, осуществляющие внутренний контроль государственного учреждения помимо прав на проведение проверки, доступ к объекту проверки имеют и обязанности, которые законодательно закреплены, а именно:

- должностные лица органы контроля должны соблюдать свою деятельность

Библиографический список

1. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"

2. Ельева М.С. Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов в современной экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. - Волгоград, 2017. -26 с.

3. Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы. - 2017. - №10. - С. 6-10.

4. Киреева М.С. Бюджетирование в бюджетных учреждениях с планом на социально-экономическое развитие страны // Управление социальными системами. - 2017. - №1. -С. 23-27.

только согласно актов законодательства, ссылаясь на них,

- проводить аудиторские проверки, ссылаясь на документ программы проверки и плана;

- программа аудиторской проверки и ее результаты должны быть донесены руководителю или уполномоченному должностному лицу объекта аудита, а также с ее результатами [3].

Таким образом, можно говорить о необходимости внутреннего и внешнего контроля бюджетных учреждений в целях предотвращения негативных действий со стороны руководства учреждения, в целях обеспечения достоверности бухгалтерского бюджетного учета, целесообразности расходования денежных средств по целевому назначению, правильности представления отчетности в контролирующие органы и др. [2].

THE CONCEPT OF FINANCIAL CONTROL OF BUDGETARY INSTITUTIONS AND

ITS ROLE AT THE PRESENT STAGE

L. S. Akmurzina, Graduate Student

G. A. Galimova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article discusses the concept and role of financial control of budgetary institutions. A methodology for conducting financial control in a budgetary institution was presented. In connection with the growth of this need on the part of regulatory authorities, we can talk about the relevance of this article. It was determined that internal and external control of budgetary institutions is a necessity in order to prevent negative actions by the management of the institution and to ensure the reliability of accounting budgetary accounting, the expediency of spending funds for their intended purpose, and the correctness of reporting to the regulatory authorities.

Keywords: financial control, budgetary institution, internal financial control, external financial control, regulatory authorities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.