Научная статья на тему 'Финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации'

Финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КОММЕРЧЕСКИЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ / НАПРАВЛЕНИЕ / КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ИНСТРУМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И. В., Митина А. С., Егиян А. Н.

Объективные условия внешней экономической среды привели к пониманию значимости финансового внутрикорпоративного контроля и необходимости его трансформации с учетом нужд компании. В работе описаны различные аспекты финансового контроля коммерческой деятельности, его сущность, задачи, специфические особенности. Представлена классификация рассматриваемого направления финансового контроля по множеству признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации»

УДК 336.717

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИИ*

И. В. ШЕВЧЕНКО,

доктор экономических наук, декан экономического факультета E-mail: decan@econ. kubsu. ru А. С. МИТИНА,

кандидат экономических наук,

преподаватель кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: annmitina@mail. ru А. Н. ЕГИЯН,

аспирант кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: aramyeghiyan@yahoo. com Кубанский государственный университет

Неопределенность перспектив мирового экономического развития наряду с ужесточением конкурентной среды усиливает значимость финансового контроля как с точки зрения сохранения рыночных позиций и поддержания результативности компаний, так и со стороны соблюдения норм права и легальности финансовых операций.

Представляя форму реализации контрольной функции финансов, эта деятельность является важной составляющей системы управления звеньями финансовой системы, обеспечивающей трансляцию стратегии хозяйствующего субъекта на операционный уровень, распределение ответственности, координацию работы всех подразделений и функций, прозрачный контроль за расходами.

Обобщенное понятие финансового контроля имеет множество определений. С точки зрения права это механизм обеспечения законности финансовой деятельности, который представляет собой проверку исполнения норм законодательства Российской Федерации хозяйствующими субъектами, органами

* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения». 2013. № 19 (157).

государственной власти и местного самоуправления. Как экономическая категория финансовый контроль является совокупностью действий в ходе образования, распределения и использования финансовых ресурсов; мер, направленных на получение достоверных данных о финансово-экономической деятельности.

Изучаемое понятие несет разную смысловую нагрузку в зависимости от субъекта контроля. Государственный финансовый контроль включает контроль за исполнением бюджетов различных уровней бюджетной системы, состоянием долговых обязательств и государственных резервов, функционированием системы денежного обращения. Внутрифирменный контроль рассматривается в качестве совокупности контрольных мероприятий, реализующихся посредством специфических приемов, методов и направленных на выполнение результатов в соответствии с установленными параметрами, призванных обеспечить соответствие проводимых финансовых операций интересам собственников компании.

Разновидностью внутрифирменного контроля является внутрикорпоративный финансовый контроль, специфика которого обусловлена особеннос-

тями корпорации как субъекта хозяйствования. Под корпоративным финансовым контролем понимают систему наблюдений за соответствием процессов функционирования объекта управления принятым управленческим решениям, за результатами управленческих воздействий на объект управления в сравнении с целями, стоящими перед предприятием. Таким образом, финансовый корпоративный контроль охватывает вопросы проверки выполнения коммерческой стратегии и оперативных планов, формирования и актуализации бюджетов, анализа и аудита управленческой отчетности.

В финансовой теории и практике относительно малоизученным является понятие финансового контроля коммерческой деятельности. Последняя, выступая основным источником выручки компании, формирует основу для операционной прибыли компании. Однако зачастую в отдельную область этот вид контроля не выделяют.

Финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации - деятельность ответственных подразделений по систематическому наблюдению за отклонениями от коммерческой стратегии и целевых показателей эффективности коммерческой деятельности для обеспечения выполнения финансового плана. Таким образом, к зоне компетенции этого контроля относится проверка формирования, распределения и использования операционных фондов денежных средств, связанных с коммерческой деятельностью корпорации, а целью является своевременное выявление отклонений от выручки и прибыли от параметров операционной деятельности, утвержденных в консолидированном бюджете компании.

Задачи, присущие финансовому контролю, также актуальны и для финансового контроля коммерческой деятельности компании:

- содействие сбалансированности доходов и расходов;

- выявление внутренних резервов;

- рациональная направленность использования выделяемых средств;

- обеспечение правового ведения учета, отчетности, анализа.

Содействие сбалансированности доходов и расходов проявляется в контроле за достаточностью выручки от основной деятельности и себестоимости произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг в ходе бюджетного процесса, реализации установленных планов.

Выявление внутренних резервов базируется на анализе операционных количественных и качественных показателей, выдаче рекомендаций по вне-

сению изменений в структуру тарифной политики, ценообразования.

Содействие рациональному использованию выделяемых средств трактуется как возможность финансовой службы влиять на принимаемые в корпорации решения, касающиеся внедрения коммерческих инициатив в эксплуатацию.

Учитывая использование многими корпорациями международных стандартов финансовой отчетности, задача обеспечения правового ведения учета, отчетности, анализа включает в себя финансовый контроль за корректным отнесением выручки по статьям, многокомпонентным продуктам, а также аудита отражения доходов и расходов по коммерческой деятельности.

Финансовый контроль коммерческой деятельности характеризуется следующими специфическими особенностями:

- направленностью контрольных мероприятий на выполнение целевых финансовых показателей выручки от основной деятельности, получение операционной прибыли и операционного дохода до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов (OIBDA);

- влиянием контрольных мероприятий на запуск коммерческих инициатив;

- цикличностью контрольных мероприятий с момента формирования бюджета корпорации до его конечного исполнения.

В основе классификации финансового контроля лежит ряд признаков в зависимости от времени проведения, приемов и способов осуществления контрольных мероприятий, субъектов и объектов контроля, инструментов, используемых для проверки.

В табл. 1 представлено сравнение классификации финансового контроля и финансового контроля коммерческой деятельности корпорации по критерию времени проведения.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации делится на предварительный, текущий и последующий.

Основной целью предварительной формы контроля является выявление соответствия финансовых показателей выручки от основной деятельности, себестоимости основной деятельности, ключевых индикаторов коммерческой деятельности утвержденной коммерческой стратегии на этапе формирования бюджета. Результаты предварительного контроля оформляются приказами, служебными записками, распоряжениями, указаниями, регламентирующими методологию, этапы и сроки формирования ежемесячных и ежеквартальных операционных отчетов

Таблица 1

Сравнение классификации финансового

контроля и финансового контроля коммерческой деятельности корпорации в зависимости от времени проведения

об основных показателях деятельности, а также единого бюджета корпорации, оперативных планов, операционных и среднесрочных прогнозов.

Текущий, или оперативный, финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации проводится в ходе исполнения утвержденного бюджета и выполнения показателей финансовых планов выручки от основной деятельности, ключевых показателей эффективности, OIBDA на основе внутренней управленческой отчетности. Основными целями данной формы контроля являются выявление отклонений фактических показателей от запланированных в бюджете (ежемесячно и накопительным итогом с начала финансового года) и принятие решений о возможной корректировке или пересмотре утвержденного бюджета в рамках статей, сегментов бизнеса, функциональных единиц, структурных подразделений.

Последующий финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации имеет место после исполнения годового бюджета, выполнения оперативных планов, операционных и среднесрочных прогнозов и реализуется в качестве систематизации, обработки и анализа фактических данных для выявления причин отклонений показателей от бюджетных значений, а также нарушений учета и признания доходов от основной деятельности.

Суть внутрикорпоративного финансового контроля определяет круг его субъектов, которые делятся на две категории: контролируемых и контролирующих субъектов (табл. 2). Коммерческая служба корпорации выступает в качестве контролируемого

субъекта, а финансовое подразделение - в качестве финансовых контролеров, риск-менеджеров, внутренних аудиторов соответственно.

Объектами внутрикорпоративного контроля коммерческой деятельности выступают коммерческие инициативы, услуги, продукты, сервисы, запускаемые в эксплуатацию для продажи, с одной стороны, и количественные и качественные операционные показатели, включающие выручку и себестоимость от основной деятельности, операционную прибыль, OIBDA, ключевые показатели эффективности - с другой.

С точки зрения приемов и способов осуществления контрольных мероприятий различают следующие методы внутрикорпоративного контроля коммерческой деятельности:

- аудит, субъектами которого выступают внутренние аудиторы, осуществляющие контроль правомерности признания выручки от основной деятельности, отклонений коммерческой отчетности от управленческой;

- экономический анализ, включающий детальное изучение периодической и годовой финансовой отчетности в ключе коммерческой деятельности для оценки выполнения операционных показателей;

- мониторинг - внутрикорпоративная система постоянно совершаемых контрольных действий

Таблица 2

Сравнение классификации финансового

контроля и финансового контроля коммерческой деятельности корпорации в зависимости от субъекта контроля

Категория Финансовый контроль Финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации

Контролируемые субъекты Органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц Коммерческая служба корпорации

Контролирующие субъекты Уполномоченные органы государственной власти и их должностные лица, специализированные контролирующие органы и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях Финансовая служба корпорации: финансовые контролеры; риск-менеджеры; внутренние аудиторы

Форма Финансовый контроль Финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации

Предварительный До начала финансово-хозяйственной деятельности На этапе формирования коммерческой стратегии и предварительного бюджета

Текущий (оперативный) В период осуществления финансово-хозяйственной деятельности В ходе исполнения утвержденного бюджета

Последующий После завершения финансовых операций, выполнения финансовых планов, исполнения бюджета После исполнения годового бюджета и ежемесячных планов, прогнозов

для определения текущих отклонений от годового финансового плана;

- постанализ запущенных акций, продуктов, предполагающий выявление финансового эффекта от внедренных коммерческих инициатив в частности и влияния их на бюджет в целом.

Таким образом, классификация финансового контроля коммерческой деятельности основывается на различиях во времени проведения контрольных мероприятий, в субъектах и объектах контроля, приемах и методах. К дополнительному классификационному признаку можно отнести инструментарий, который находится в прямой зависимости от перечисленных аспектов и общего механизма (рис. 1).

К специфическим инструментам финансового контроля коммерческой деятельности корпорации можно отнести бизнес-кейсы, паспорта коммерческих инициатив, оперативные планы, операционные прогнозы, карточки корректировки бюджета.

Бизнес-кейс представляет собой детализированное описание инвестиционного проекта, позиционирующее цели и условия бизнеса. Бизнес-кейс поставляет информацию для принятия решения о

реализации инвестиционного проекта и содержит анализ затрат, выгод и рисков, связанных с предлагаемыми инвестициями.

Паспорт коммерческой инициативы характеризуется как финансовое описание коммерческой инициативы, содержащее расчет ключевых показателей эффективности вводимых изменений и их влияние на исполнение годового бюджета структурной единицы. Данный документ содержит в себе следующие сведения:

- тип коммерческой инициативы, представленный в форме новой услуги, продукта, сервиса, товара или изменения ценовых или неценовых параметров существующих товаров, услуг, сервисов;

- масштаб распространения коммерческой инициативы в зависимости от организационно-правовой структуры корпорации, т. е. регионы внедрения коммерческой инициативы;

- цели внедрения;

- краткое описание инициативы и определение уникальности рыночного предложения либо конкурентного преимущества с уточнением текущих предложений на рынке по данному направлению;

- срок и длительность проведения инициативы;

Финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации

V

V

• На этапе формирования коммерческой стратегии, предварительного бюджета

• В ходе исполнения утвержденного бюджета

• После исполнения годового бюджета и ежемесячных планов, прогнозов

• Коммерческая служба корпорации

в качестве

контролируемого

субъекта

• Финансовая служба корпорации: финансовые контролеры, риск-менеджеры, внутренние аудиторы

в качестве

контролирующего

субъекта

• Услуги, продукты, товары, сервисы, запускаемые

в коммерческую эксплуатацию

• Выручка

и себестоимость отосновной деятельности, операционная прибыль, О1В0А, ключевые показатели эффективности

• Аудит коммерческой деятельности

• Экономический анализ

• Мониторинг

• Постанализ запущенных акций, продуктов

• Бизнес-кейс

• Паспорта коммерческих инициатив

• Оперативные планы

• Операционные прогнозы

• Карточки корректировки бюджета

Рис. 1. Классификация финансового контроля коммерческой деятельности корпорации

Рис. 2. Направления финансового контроля финансово-экономических показателей

- совокупность финансовых параметров инициативы: дополнительные выручка, себестоимость от реализации внедренных или модифицированных товаров, продуктов, услуг; добавочные операционные и капитальные затраты, связанные с внедрением товаров, продуктов, сервисов, спрогнозированные из количественных и качественных предпосылок введения продуктов на рынок.

От бизнес-кейса паспорт коммерческой инициативы отличает привязка к выполнению бюджетных значений, которая позволяет оценить влияние внедренного продукта или сервиса на показатели финансового плана корпорации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оперативный план представляет собой бюджет с учетом согласованных изменений или расширений. С точки зрения финансового контроля коммерческой деятельности оперативный план необходим для отражения объективных текущих корректировок, связанных с изменениями законодательства, договорных обязательств, конкурентной среды.

Операционный прогноз заключается в оценке будущих результатов деятельности и исполнения бюджета корпорации за период с месяца, следующего за отчетным, до конца текущего календарного года. Как инструмент финансового контроля коммерческой деятельности операционный прогноз играет важную роль в достижении стратегических ориентиров, управлении результативностью компании и координации всех функций.

Карточка корректировки бюджета формируется для внесения необходимых объективных изменений в бюджет, связанных с изменениями законодательства, договорных обязательств, конкурентной среды, и контролируется на этапе согласования и утверждения.

Учитывая изложенную специфику финансового контроля коммерческой деятельности корпорации, следует выделить финансово-экономические индикаторы, которые входят в его область. Базовыми аналитическими показателями являются:

- выручка от основной деятельности;

- операционная прибыль;

- OIBDA - операционный доход до вычета процентов, налога на прибыль, износа основных средств, амортизации нематериальных активов и убытков, связанных с обесцениванием;

- доля рынка по выручке;

- ключевые показатели эффективности, которые зависят от направления деятельности и специализации компании.

Все перечисленные параметры, исходя из направлений контроля, можно разделить по рыночным сегментам, видам бизнеса и технологиям, контрагентам, функциональным сферам, бюджето-держателям, проектам, регионам или структурным единицам (рис. 2).

Рыночными являются сегменты рынка, в которых оказываются услуги, реализуются товары, оказываются работы. Как правило, сегменты классифицируют на частные лица (В2С), бизнес или коммерческие организации (В2В) и государственные организации (B2G). Исходя из масштаба деятельности компании и ее размеров, сегменты могут делиться на подсегменты в зависимости от нужд управленческого анализа и финансового контроля.

Под видами бизнеса понимается набор товарных категорий, работ в различных направлениях, услуг, разделенных по принципу принадлежности к той или иной технологии, и т. д.

Контрагентами являются юридические лица, с которыми производятся расчеты за предоставленные услуги, оборудование, товары или которым поставляются услуги, оборудование, товары. Финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации по контрагентам необходим с точки зрения выявления финансовых правонарушений, неоправданно завышенных ставок вознаграждения.

Проверка деятельности корпорации по функциональным сферам, отражающим группировку однородных видов доходов и расходов, позволяет

проводить детальный анализ доходов в разрезе оказываемых услуг, выполненных работ, реализованных товаров и, соответственно, вести надзор в ходе исполнения бюджета.

Бюджетодержатели несут ответственность за доходы и расходы в рамках выделенного бюджета и выступают в качестве контролируемых субъектов.

Организационные единицы представляют собой иерархию структурных подразделений, агрегированных по принципу необходимости раздельного учета и планирования, географии и юрисдикции на материнскую и дочерние компании, головной офис и филиальную сеть, офисы продаж.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что финансовый контроль коммерческой деятельности корпорации характеризуется рядом специфических особенностей по различным классификационным признакам и может быть выделен в отдельную область финансового контроля, обеспечивающего надзор за результативностью выполнения коммерческих показателей компании.

Список литературы

1. Гританс Я. М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и правовые аспекты. 2-е изд., доп. М.: Волтерс Клувер, 2008. 224 с.

2. Ивлев В. А. Концепция контроллинга с применением функционально-стоимостного анализа / В. А. Ивлев, Т. В. Попова // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2001. № 1.

3. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. 1024 с.

4. Финансы / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004. 504 с.

5. Юдина Л. Н. Управленческий учет и контроллинг // Финансовый менеджмент. 2005. № 1.

Р^ШЯConferences

агентство маркетинговых коммуникаций

17 сентября 2013 г. в Москве CNews Conferences и CNews Analytics проведут конференцию

«Банковская информатизация 2013»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы конференции:

• какие задачи в сфере банковской информатизации требуют немедленного решения;

• как определить эффективность процессов;

• как повысить экономическую эффективность с помощью ИТ;

• какие новые решения предлагает рынок банковской информатизации;

• как вендоры реагируют на новые потребности банков.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-11 (доб. 3141, 3435, 3477, 3439, 3478 либо e-mail: events@cnews.ru Армен Айвазов, Алексей Четеернин, Елена Забродина, Ольга Крысина, Наталья Теличееа

http://events.cnews.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.