Научная статья на тему 'Финансовый бюджетный надзор как способ обеспечения экономической безопасности'

Финансовый бюджетный надзор как способ обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / ЗАКОН / LAW / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ОВД / ОРГАНЫ / МИНИСТЕРСТВО / MINISTRY / ПРЕСЕЧЕНИЕ / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПРАВО / ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ / PRESIDENT OF RUSSIA / РОСФИННАДЗОР / ROSFINNADZOR / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / СЛУЖБА / SERVICE / СОТРУДНИК / EMPLOYEE / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / TERRITORIAL AUTHORITIES / ФИНАНСЫ / ЭКОНОМИКА / ADMINISTRATION / THE ATS AUTHORITIES / INTERDICTION / FINANCE AND ECONOMICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торопин Ю. В., Васильев Ф. П.

Рассматриваются вопросы правового положения Росфиннадзора, особенности регулирования его деятельности; роль Росфиннадзора в обеспечении экономической безопасности России и необходимость его взаимодействия с органами внутренних дел (полицией).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The implementation of the budget of the financial supervision as a way of ensuring economic security

In this article the author examines the issues of the legal status of Rosfinnadzor, especially regulation of its activity, as well as Rosfinnadzor role in ensuring economic security of Russia and the need to interact with the bodies of internal affairs (police).

Текст научной работы на тему «Финансовый бюджетный надзор как способ обеспечения экономической безопасности»

ФИНАНСОВЫЙ БЮДЖЕТНЫЙ НАДЗОР КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ю.В. ТОРОПИН

кандидат юридических наук, первый заместитель начальника Академии управления МВД России, генерал-майор полиции

Ф.П. ВАСИЛЬЕВ

доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, полковник полиции,

член Российской академии юридических наук (РАЮН) Научная специальность: 12.00.14 — Административное право; административный процесс

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются вопросы правового положения Росфиннадзора, особенности регулирования его деятельности; роль Росфиннадзора в обеспечении экономической безопасности России и необходимость его взаимодействия с органами внутренних дел (полицией).

Ключевые слова: административная деятельность, экономическая безопасность, государство, закон, обучение, ОВД, органы, министерство, пресечение, полиция, право, Президент России, Росфиннадзор, регулирование, служба, сотрудник, субъект, территориальные органы, финансы, экономика.

FINANCIAL BUDGETARY SUPERVISION AS WAY OF PROVIDING ECONOMIC SECURITY

YU. V. TOROPIN

candidate of the jurisprudence, first deputy chief ofAcademy of management of the Ministry of Internal Affairs ofRussia,

police major general F.P. VASILYEV

doctor of jurisprudence, associate professor, associate professor of UDSOOP of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, police colonel, member of the Russian Academy ofJurisprudence (RAYUN)

Annotation. In this article the author examines the issues of the legal status of Rosfinnadzor , especially regulation of its activity, as well as Rosfinnadzor role in ensuring economic security of Russia and the need to interact with the bodies of internal affairs (police).

Key words: administration, economic security, government, law , education, the ATS authorities, ministry, interdiction, police, law, the President of Russia, Rosfinnadzor, regulation, service, employee, subject, territorial authorities, finance and economics.

Вопросы осуществления в России надзорно-контрольных функций по существу с момента развала СССР и до настоящего времени обеспечивались не на должном уровне, даже если они пересматривались постановлениями Правительства России. Совершенствовались вопросы исполнения государственных функций, контроля и надзора по определенным направлениям. Причиной этому являлись: недостаточный контроль за оттоком финансовых (бюджетных) средств из России в другие страны; поверхностный подход к вопросам борьбы с кор-

рупцией, в том числе и в системе государственной власти (финансовых операций).

Одним из основных шагов в области укреплении государственной правовой дисциплины являются действия Президента России и Правительства Российской Федерации в области пересмотра государственных функций всех ФОИВ1. Сюда же следует отнести и постановление Правительства России от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора»2 (далее — Росфиннадзор).

Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности». В своей деятельности Росфиннадзор руководствуется Конституцией России, ФКЗ РФ и ФЗ РФ, актами Президента России и Правительства России, международными договорами России и НПА Минфина России. Рос-финнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с субъектами управления всех уровней, общественными объединениями и ины- ф ми организациями. Распоряжением Правительства России от 30 июля 2004 г. № 1024-р Росфиннадзору переданы в ведение контрольно-ревизионные орга- ф ны, территориальные органы по валютному контролю Минфина России3. Росфиннадзор вправе запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (см. письмо Минфина России от 23 марта 2006 г. № 07-02/32).

В целях совершенствования управленческой деятельности в настоящее время изданы (пересмотрены) административные регламенты: исполнения Росфиннадзором государственной функции по ф контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями — утвержден приказом Минфина России от 24 апреля 2013 г. № 48н; исполнения Росфиннадзором государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности» — утвержден приказом Минфина от 11 января 2013 г. № 3н.

В настоящее время Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия: ф V- осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законода-

тельства России, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений4; за соблюдением требований бюджетного законодательства России получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства России, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля всех ФОИВ, органов государственной власти субъектов России, органов местного самоуправления законодательства России о финансово-бюджетном контроле и надзоре; представляет в судебных органах права и законные интересы страны по вопросам, отнесенным к компетенции Росфиннадзора; обеспечивает: мобилизационную подготовку Росфиннадзора, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ведении службы организаций по их мобилизационной подготовке; соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации5; организует профессиональную подготовку и переподготовку своих работников, повышение квалификации и стажировку; взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд Росфиннадзора; осуществляет: функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на службу функций; прием граждан; обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный за-

конодательством России срок; производство по делам об административных правонарушени-ях6; организацию и ведение ГО в Росфиннадзо-ре; работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы; сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности; иные функции в сфере финансового надзора, если такие функции предусмотрены федеральными законами, НПА Президента России и Правительства России; В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росфиннадзор имеет право: проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства России, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

Данная федеральная служба в процессе обеспечения финансовой безопасности страны также обладает следующими полномочиями: Ф проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка); направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;

осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств; за деятельностью территориальных органов Росфиннадзора и подведомственных организаций; V запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений, а также запрашивать и получать в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций необходимую для проверки документацию и информацию; заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора; привлекать для проработки вопросов, отнесенных к Росфиннадзору, научные и иные организации, ученых и специалистов; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии); разрабатывать и утверждать образцы удостоверений государственных инспекторов. Росфиннадзор не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, определяемых указами Президента России и постановлениями Правительства РФ, а также управление госимуществом и оказание платных услуг.

Министром определена организация деятельности7 Росфиннадзора. Службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов России. Руководитель Росфиннадзора несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу задач и функций. Сотрудники Росфиннадзора: при осуществлении ревизий и проверок имеют право прохода во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности; при проведении ревизий и проверок не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, если иное не установлено законом.

Руководитель Росфиннадзора: распределяет обязанности между своими заместителями; пред-

ставляет Министру финансов России — проект положения о Росфиннадзоре; предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов; предложения по кандидатурам на должности заместителей руководителя Росфиннадзора; предложения по кандидатурам на должности руководителей территориальных органов; ежегодный план работы и свои показатели деятельности, а также отчет о деятельности; предложения по формированию федерального бюджета и финансированию Росфиннадзора; предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами России, Почетной грамотой Президента, к поощрению в виде объявления благодарности Президента России работникам центрального аппарата Росфиннадзора, территориальных органов и подведомственных организаций. Руководитель службы должен определять вопросы взаимодействия с другими субъектами управления (контроля, надзора), а также с правоохранительными органами, в том числе и МВД России.

Руководитель службы: назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата и заместителей руководителей ее территориальных органов; решает в соответствии с ФЗ РФ о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Росфиннадзоре8; издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности — приказы ненормативного характера.

Руководитель службы утверждает: структуру и штатное расписание аппарата установленных Правительством России фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Рос-финнадзора, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных

в федеральном бюджете. Росфиннадзор является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба России и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также открываемые счета.

Вопросы служебной дисциплины, регулирование прохождения государственной гражданской службы регламентируются ведомственными НПА: v- приказом Росфиннадзора от 2 июля 2012 г. № 264 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Росфиннадзора»; положением об организации и проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Рос-финнадзора, утвержденным приказом Росфиннадзора от 15 сентября 2011 г. № 409; v- Кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденный приказом Росфиннадзора от 18 июля 2011 г. № 323 и др. Вместе с тем, если A.A. Молдаванцев в своем диссертационном исследовании уделил научно-теоретическое внимание участию органов внутренних дел МВД России в обеспечении экономической безопасности предприятий9 (в 2004 г.), то, в настоящее время подобные подходы не приемлемы как в научном, так и практическом плане.

Причинами этого являются: v- начиная с 2008 г. Президент России, возложил на Росфиннадзор и МВД России и на их территориальные органы обязанность (окружные, региональные и районные — всех уровней) пресекать экономические правонарушения (административные и уголовные) и коррупционные факты; создание специальных (отдельных) подразделений для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации; ф наличие крупномасштабных хищений бюджетных средств и отмывание денежных средств юридическими и физическими лицами, а также наличие коррупции в системе власти всех уровней и др.

Тем самым как Росфиннадзор, так и МВД России не в состоянии качественно, эффективно и в полной мере обеспечить экономическую безопасность (экономическую правовую дисциплину) участников правоотношения (в том числе государства) на должном уровне. В связи с чем, они обязаны пересмотреть свои прежние позиции взаимодействия с учетом состояния фактического использования и оборота финансовых средств.

1 Федеральные органы исполнительной власти.

2 СЗ РФ от 21 июня 2004 г. № 25. Ст. 2561 (с изменениями и дополнениями на 25 декабря 2012 г.). В данном случае следует учитывать также постановление Правительства России от 8 апреля 2004 г. № 198 «О вопросах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

3 Рекомендации о порядке взаимодействия должностных лиц и сотрудников центрального аппарата и территориальных управлений Росфиннадзора с представителями государственных органов и иных организаций по вопросам, связанным с осуществлением контрольной и надзорной деятельности, утвержденные приказом Росфиннадзора от 23 апреля 2009 г. № 90.

4 Согласно постановлению Правительства России от 15 августа 2006 г. № 503 Росфиннадзор принимает акты о прекращении действия выданных резидентам разрешений, за исключением разрешений, выданных ЦБР или его территориальным учреждением. Дополнительно см. Административный регламент Росфиннадзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля, утвержденный приказом Минфина России от 6 ноября 2007 г. № 98н.

5 Для полного понимания о функциях и задачах данной федеральной службы см: Инструкцию о порядке обращения с конфиденциальной информацией в центральном аппарате и территориальных управлениях Росфиннадзора: приказ Росфиннадзора от 5 апреля 2007 г. № 54; Регламент по защите информации ограниченного доступа в центральном аппарате Росфиннадзора при ее обработке на объектах информа-

тизации: приказ Росфиннадзора от 5 марта 2008 г. № 41; Регламент по защите информации ограниченного доступа при подготовке к открытому опубликованию информационных материалов о деятельности центрального аппарата Росфиннадзора: приказ Росфиннадзора от 19 ноября 2008 г. № 291 и Соглашение об информационном взаимодействии между ЦБР и Росфиннадзора по вопросам валютного контроля. 6 О должностных лицах Росфиннадзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях см. приказы Росфиннадзора от 17 ноября 2004 г. № 102 и от

6 августа 2007 г. № 91.

7 Административный регламент исполнения Росфиннадзо-ром государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства России в финансово-бюджетной сфере при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности: приказ Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н; Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими федеральных служб, находящихся в ведении Минфина России, и их территориальных органов, назначаемыми на должность Министром финансов России, утвержденные приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. № 81н.

8 О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Росфиннадзора: приказ Росфиннадзо-ра от 2 июля 2012 г. № 264; Положение об организации и проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Росфиннадзора: приказ Росфиннадзора от 15 сентября 2011 г. № 409; Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: приказ Росфиннадзора от 18 июля 2011 г. № 323.

9 Молдаванцев A.A. Участие органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности предприятия: дисс. ... канд. экон. наук. М., 2004.

Актуальные проблемы теории государства и права. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [М.М. Рассолов и др.]; под ред. А.И. Бастрыкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. (Серия «Magister»).

Исследуются проблемы предмета и методов теории государства и права, новые теоретические аспекты происхождения права и государства, проблемы государственной власти в условиях глобализации, признаки, типология, строение и функции современного государства. Рассматриваются сущность и парадигмы права, новые подходы к формам, правотворчеству и систематизации нормативно-правовых актов, а также вопросы теории правоотношений, реализации, толкования норм права и ответственности в демократическом обществе.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, всех интересующихся проблемами развития государства и права.

1ЖЕЕ1

Актуальные проблемы теории государства и права

Трттъ^ H|,iinii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.