Научная статья на тему 'Финансовый аспект экономической безопасности региона (на примере Новосибирской области)'

Финансовый аспект экономической безопасности региона (на примере Новосибирской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC SECURITY / FINANCIAL SECURITY / FISCAL REVENUE / FISCAL SPENDING / FISCAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анофриков Сергей Павлович, Афончикова Вера Алексеевна, Дукарт Сергей Александрович

В современных условиях нестабильной экономической и политической обстановки на мировом уровне особую актуальность приобретают вопросы, связанные с экономической безопасностью государства. Однако исследования данной проблемы важны не только на уровне страны, но и на уровне отдельного региона. В понятии экономической безопасности находят отражение несколько элементов. Цель работы: рассмотреть влияние финансовой составляющей на уровень экономической безопасности региона. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ статистических и научных материалов, анализ особенностей развития бюджетной сферы Новосибирской области. Результаты. Исследуются подходы различных авторов к определению экономической безопасности, а также обосновывается важность ее финансового элемента. В ходе исследования определены некоторые современные факторы, оказавшие влияние на уровень экономической безопасности как России в целом, так и Новосибирской области в частности. Среди них можно выделить введение санкций со стороны западных государств, переход к режиму плавающего валютного курса и т. д. Также рассматриваются основные виды налоговых доходов региона и направления расходования бюджетных средств. Выявляется взаимозависимость бюджетных характеристик и социально-экономических показателей развития региона. Сформулирован общий вывод о существенном влиянии финансовой сферы на экономическую безопасность региона.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анофриков Сергей Павлович, Афончикова Вера Алексеевна, Дукарт Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n modern conditions of unstable economic and political situation in the world, the issues related to the economic security of the state are particularly relevant. However, investigation of this problem is important not only at the country level, but also at the level of an individual region. The concept of economic security includes several elements. The main aim: consider the impact of the financial component on the region's level of economic security. Methods: comparison and collation of statistical and scientific content data; analysis of the features of Novosibirsk region budget development. Results. The authors study the approaches of various authors to definition of economic security, and substantiate the importance of its financial element. The research identified some modern factors that influenced the level of economic security of Russia as a whole, and the Novosibirsk region, in particular. The sanctions from Western governments, the conversion to a floating exchange rate are among them. The paper considers as well the main types of fiscal revenues in the region and directions of budget spending. The interdependence of budgetary characteristics and socio-economic indicators of regional development are revealed. The authors formulate the significant impact of the financial sector on the region's economic security.

Текст научной работы на тему «Финансовый аспект экономической безопасности региона (на примере Новосибирской области)»

УДК 332.146:005.934:336.1(571.14)

ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Анофриков Сергей Павлович1,

anofrikov@rambler.ru

Афончикова Вера Алексеевна1,

dacnsk@gmail.com

Дукарт Сергей Александрович2-4,

dukart@mail.ru

1 Новосибирский государственный университет экономики и управления, Россия, 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52/1.

2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30;

3 Западно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия,

Россия, 634050, г. Томск, пл. Ленина, 2

4 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 40.

Анофриков Сергей Павлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры общественных финансов Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Афончикова Вера Алексеевна, старший преподаватель кафедры общественных финансов Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Дукарт Сергей Александрович, кандидат исторических наук, доцент отделения социально-гуманитарных наук Школы базовой инженерной подготовки Национального исследовательского Томского политехнического университета; доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия; доцент кафедры экономики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.

В современных условиях нестабильной экономической и политической обстановки на мировом уровне особую актуальность приобретают вопросы, связанные с экономической безопасностью государства. Однако исследования данной проблемы важны не только на уровне страны, но и на уровне отдельного региона. В понятии экономической безопасности находят отражение несколько элементов. Цель работы: рассмотреть влияние финансовой составляющей на уровень экономической безопасности региона. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ статистических и научных материалов, анализ особенностей развития бюджетной сферы Новосибирской области. Результаты. Исследуются подходы различных авторов к определению экономической безопасности, а также обосновывается важность ее финансового элемента. В ходе исследования определены некоторые современные факторы, оказавшие влияние на уровень экономической безопасности как России в целом, так и Новосибирской области в частности. Среди них можно выделить введение санкций со стороны западных государств, переход к режиму плавающего валютного курса и т. д. Также рассматриваются основные виды налоговых доходов региона и направления расходования бюджетных средств. Выявляется взаимозависимость бюджетных ха-

рактеристик и социально-экономических показателей развития региона. Сформулирован общий вывод о существенном влиянии финансовой сферы на экономическую безопасность региона.

Ключевые слова: Экономическая безопасность, финансовая безопасность, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетно-налоговая политика.

Проблема экономической безопасности изучается достаточно давно, и в современных источниках можно встретить различные взгляды на определение экономической безопасности.

Рассматривая их, можно выделить несколько групп ученых в зависимости от их подхода к пониманию этого термина.

К первой группе, рассматривающей экономическую безопасность как совокупность условий, которые защищают хозяйство страны от внешних и внутренних угроз, можно отнести таких авторов, как Л.И. Абалкин, С.А. Афонцев, С.Ю. Глазьев, В.Г. Медведев, В.С. Паньков, M.A. Diamescu, V. Ioan-Franc [1].

С. А. Афонцев определяет экономическую безопасность как «устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического и политического происхождения, проявляющуюся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально происшедшими шоками» [2, с. 66].

Вторая группа определяет экономическую безопасность как состояние экономики страны, которое позволяет защищать ее жизненно важные интересы. Данной позиции придерживаются Г.В. Гутман, А.А. Проховский, В.К. Сенчагов, А.С. Татаркин и др.

Так, по мнению В.К. Сенчагова, экономическая безопасность - это «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [3, с. 36].

По В.А. Савину, экономическая безопасность - это система защиты жизненных интересов России. Объектами защиты могут выступать народное хозяйство страны, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности.

С точки зрения Б. А. Райзберга, экономическая безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов людей, организаций общества и государства от внутренних и внешних угроз и опасностей.

И третья группа рассматривает экономическую безопасность как способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях. К этой группе можно отнести таких авторов, как А.И. Архипов, А.Е. Городецкий, А.Н. Илларионов и др.

В остальном мире под экономической безопасностью иногда понимают усиление значимости национальной экономики во внешней среде, её воздействия на экономику других стран [4]. Изучением роли и места теории экономической безопасности в системе экономических наук занимались такие зарубежные ученые, как B. Fischhoff, S. Watson [5], W. Hudson [6], H. Willett Allan [7], L. von Bertalanffy [8], Walter Isard, Dick K. Nanto [9], F. Andrew and Jr. Krepinevich [10], C. Murdoch [11], W. Hager [12] и др.

Экономическую безопасность можно представить в виде сложной многоуровневой структуры со своими элементами. Согласно одному из подходов такими элементами выступают информационная, технико-технологическая, правовая, кадровая и финансовая безопасность.

Остановимся подробней на таком важном элементе экономической безопасности, как финансовая безопасность.

Авторы по-разному подходят к определению данного понятия. Финансовая безопасность рассматривается как основное условие способности государства осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами и как состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных финансовых потоков государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций.

Согласно Б.В. Губину сущность понятия финансовой безопасности заключается в обеспечении необходимых финансовых условий для стабильного социально-экономического и финансового развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную налоговую и валютную системы), а также преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.

Финансовая безопасность, по мнению М.Е. Каратонова, - это «состояние экономики, при котором обеспечивается формирование достаточных финансовых ресурсов государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций при соответствующем контроле за законным их формированием и расходованием».

Часто финансовая безопасность государства рассматривается как состояние национальной финансовой системы, характеризующееся высоким уровнем развития, устойчивостью и конкурентоспособностью, обеспечивающим необходимую основу для осуществления эффективной финансовой политики в целях обеспечения национальной безопасности и защиты важнейших интересов личности, общества и государства в финансовой сфере [13].

Иногда вместо термина «финансовая безопасность» используется термин «устойчивость финансовой системы». Так, В.Ф. Солтаганов указывает, что устойчивость финансовой системы определяется «состоянием федерального бюджета и платежного баланса страны, нормализацией финансовых потоков и расчётных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищённости интересов вкладчиков денежных средств в финансовые институты, объёмом золотовалютных резервов, развитием российского фондового рынка, а также снижением государственного внешнего долга, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционного процесса» [14, с. 20].

На текущий момент вопрос экономической безопасности страны, а следовательно, и отдельно взятого региона не теряет своей актуальности.

Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» были выделены основные стратегические угрозы национальной безопасности в сфере экономики. Среди них названы следующие:

1. Низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.

2. Отставание в разработке и внедрении перспективных технологий.

3. Несбалансированность национальной бюджетной системы и т. д.

Безусловно, это неполный перечень угроз, сюда же можно отнести сокращение

добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых, проблемы нехватки трудовых ресурсов, сохранение значительной доли теневой экономики, проблемы коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений [15].

Кроме того, в Стратегии отмечается отрицательное воздействие на экономическую безопасность введенных против Российской Федерации санкций.

В качестве мер по противодействию угрозам национальной безопасности среди прочего Стратегией предполагается:

1. Укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля.

2. Развитие новых высокотехнологичных отраслей, восстановление лидерских позиций в отраслях промышленности, восстановление электронной и легкой промышленности.

3. Обеспечение сбалансированности бюджетной системы и совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации и т. д.

Если говорить о проблеме устойчивости валютного курса рубля, то стоит упомянуть о тенденциях последних нескольких лет. На текущий момент в России принят режим плавающего валютного курса.

Плавающий курс является важной составляющей режима таргетирования инфляции, при этом основной целью Банка России является обеспечение ценовой стабильности.

Банк России прекратил валютные интервенции и перешел к режиму плавающего валютного курса в ноябре 2014 г. После этого российская валюта стремительно девальвировала по отношению ко всем резервным валютам, причем курс рубля стал весьма волатильным [16].

На рис. 1 показана динамика курса рубля за доллар США с 03.06.2014 по 01.12.2018 г.

С 2014 по 2018 г. курс рубля вырос на 31,64 р. за доллар США (с 34,89 р. на 03.06.2014 до 66,53 р. на 01.12.2018). За весь период наибольшего значения курс рубля за доллар США достиг 22.01.2016, когда составил 83,59 р., что равнозначно более чем двукратному обесцениванию рубля по отношению к ведущей резервной валюте.

Стоит отметить, что все валюты мира девальвировали по отношению к доллару США. Но при этом рубль обесценился по отношению не только к доллару, но и ко всем валютам, включая «сырьевые» [17].

in in in in in ЧО ЧО ЧО ЧО чо чо 00 00 00 00 00 00

о о о о О О о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о

VO ОО О ■t VO 00 О ■t vn 00 О vn 00 О ■t ЧО 00 о

О о '—1 '—i О о О о '—1 '—i О о о о '—1 '—i О о о о '—1 '—i О о о о '—1 '—1

Рис. 1. Динамика курса рубля за доллар США [18] Fig. 1. Dynamics of ruble exchange rate for US dollar [18]

Тем не менее можно отметить, что после пикового значения в январе 2016 г. на протяжении двух лет ситуация несколько стабилизировалась. Но очевидно, что тенден-

ция падения курса рубля отрицательно сказалась на промышленности страны и отдельных регионов.

Волатильность валютного рынка негативно сказалась на отраслях российской промышленности ориентированных на экспорт.

Кроме того, отрицательное влияние на экономику России оказало снижение цен на нефть и санкционные меры. Эти два процесса не являются изолированным: негативное воздействие санкционных мер было усилено в результате снижения цен на нефть и довольно трудно определить, где заканчивается влияние одного фактора и начинается влияние другого.

В частности, согласно отчёту Всемирного банка, в большинстве стран, экспортирующих нефть, наблюдалось снижение темпов роста ВВП во второй половине 2014 г., что связывают со снижением цен на нефть и переоценкой темпов роста стран-экспортеров нефти со стороны инвесторов. Можно предположить, что ключевую роль в снижении курса рубля сыграло снижение цен на нефть, а последствия санкций имели второстепенное значение.

Безусловно, в 2014-2015 гг. экономика России столкнулась с серьезными проблемами, вызванными как внешними, так и внутренними экономическими факторами. Эти проблемы отразились и на экономике регионов, в том числе Новосибирской области.

В 2013-2015 гг. наблюдается стабильное снижение по валовому региональному продукту Новосибирской области, период 2014-2016 гг. сопровождался спадом инвестиций в основной капитал (75,9 % в 2015 г. и 92,2 % в 2016 г.), в 2014 г. наблюдается снижение промышленного производства в регионе.

Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, на текущий момент мы можем говорить о некоторой стабилизации экономической ситуации. В 2016 г. валовой региональный продукт прекращает своё снижение и остаётся на уровне 2015 г., в 2017 г. его объем составил 1112,9 млрд р., что выше уровня 2016 г. на 2,6 %.

Снизившееся к 2014 г. промышленное производство растёт: в 2015 и 2016 гг. наблюдался рост на 1 %, в 2017 г. - на 3 %. На 2018 г. министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области даёт прогноз роста показателя промышленного производства на 3 % [19].

В целях создания условий для развития экономики и социальной стабильности в период неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры особое внимание правительством Новосибирской области было уделено реализации мер, направленных на повышение бюджетной устойчивости. Данный курс соотносится с мерами по противодействию угрозам национальной безопасности, определёнными на общенациональном уровне.

Основные статьи расходов областного бюджета Новосибирской области за последние четыре года - это образование, социальная политика, национальная экономика, здравоохранение и межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации муниципальных образований.

В целом в последние четыре года наблюдается положительная динамика расходов бюджета Новосибирской области. Общая сумма расходов за 2017 г. составила 121 277,21 млн р., что составляет 102,4 % от уровня расходов предыдущего года и 109,7 % от уровня расходов 2014 г.

В 2017 г. наблюдается рост расходов на социальную политику (с 25 344,52 млн р. в 2016 г. до 36 900,01 млн р. в 2017 г.). Доля расходов на социальную политику в структуре расходов впервые за последние четыре года показывает значительное увеличение: 9 п.п. в 2017 г. по сравнению с 2016 г.

Одновременно в 2017 г. наблюдается существенное снижение расходов на здравоохранение: с 19 350,21 млн р. в 2016 г. (16,34 % в общей структуре расходов) до 7 777,74 млн р. в 2017 г. (6,41 %).

По уточнённым данным на конец мая 2018 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается небольшое снижение динамики исполнения расходов бюджета Новосибирской области по таким статьям, как национальная безопасность и правоохранительная деятельность (99,66 % к аналогичному периоду прошлого года) и средства массовой информации (89,46 %). По остальным статьям наблюдается рост показателей, значительный рост показывают расходы на образование (147,9 % к аналогичному периоду предыдущего года, 31,35 % - доля в общей структуре расходов), расходы на социальную политику (107,29 % по сравнению с 5 месяцами 2016 г., 31,38 % в общей структуре расходов) [20].

На 2019 г. согласно проекту закона Новосибирской области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» запланированы расходы в размере 151 363,9 млн р., на 2020 г. - 153 708,2 млн р., на 2021 г. - 162 490,4 р.

Стоит отметить, что индекс потребительских цен по Новосибирской области в 2014 г. показал значительное увеличение по сравнению с несколькими предыдущими периодами и составил 110,23 %. Такого роста индекса потребительских цен в области не наблюдалось с 2007-2008 гг. В 2015 г. этот показатель достиг 111,38 %, в 2016 и 2017 гг. наблюдается его снижение 104,42 % и 101,53 % соответственно [21].

Доходы бюджета Новосибирской области за последние четыре года выросли с 98 563,15 млн р. в 2014 г. до 124 677,05 млн р. в 2017 г. Наблюдается рост налоговых и неналоговых доходов и снижение безвозмездных поступлений [22].

Основную долю в структуре поступлений занимают налог на прибыль организаций (26,34 % в 2017 г., что на 5,07 п.п. больше, чем в 2014 г.) и налог на доходы физических лиц (26,97 % в 2017 г.), в меньше степени, но всё же значительно на доходы областного бюджета влияют поступления акцизов (12,08 %), налога на имущество организаций (9,26 %), налогов на совокупный доход (6,46 %).

В целом за последние четыре года поступления по налогу на прибыль организаций выросли на 11 906,77 млн р. (темп прироста за четыре года составил 56,8 %), при этом основной рост наблюдался в 2016 г., в то время как в 2015 г. по сравнению с 2014 г. наблюдалось небольшое снижение поступлений по этому налогу. Динамика поступлений по налогу на прибыль организаций отражена на рис. 2.

С 2014 г. наблюдается рост поступлений по налогу на прибыль организаций по обрабатывающим производствам (в 2017 г. этот показатель в два раза выше, чем в 2014 г.). Темп прироста поступлений по налогу на прибыль организаций по отрасли «торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» в 2017 г. составил 31 %, по отрасли «деятельность финансовая и страховая» - 83,8 %.

В целом по бюджету Новосибирской области в 2017 г. наблюдается профицит в размере 3,39 млрд р., в то время как в 2014 г. дефицит областного бюджета составлял 11,93 млрд р.

Законом Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» был утверждён общий объём доходов областного бюджета на 2018 г. в сумме 135 440,2 млн р., общий объем расходов областного бюджета в сумме 139 372,1 млн р. Дефицит областного бюджета был утверждён в сумме 3,93 млрд р.

На 2019 г. согласно закону Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в первом чтении за-

планирован объём доходов областного бюджета в сумме 147 583,2 млн р., общий объем расходов областного бюджета, как уже было сказано выше, прогнозируется на уровне 151 363,9 млн р., а прогнозируемый дефицит областного бюджета должен составить 3,78 млрд р. Что примерно соответствует уровню прогнозируемого дефицита в 2018 г. [24].

40000,00

35000,00

30000,00

»о .с 25000,00

а й

- г 5Л = 20000,00

15000,00

В 10000,00

5000,00

0,00

32673,57

29758,11

20962,83

20681,94

2014

2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016

33631,22

2017

Налог на прибыль организаций, Corporate profit tax Налог на доходы физических лиц, Individual income tax

Рис. 2. Динамика поступлений по налогу на прибыль организации и налогу на доходы физических лиц в бюджет Новосибирской области [23]

Fig. 2. Tax revenue dynamics of corporate profit tax and individual income tax in the budget of the Novosibirsk region [23]

В 2016-2017 гг. в Новосибирской области завершился период адаптации к негативным внешнеполитическим и экономическим тенденциям, сформировавшимся еще в 2014-2015 гг. Замедлилось, а по отдельным показателям прекратилось снижение основных макроэкономических показателей. Не удалось достичь плановых значений роста по ряду ключевых показателей - индексу валового регионального продукта, обороту оптовой и розничной торговли, росту инвестиций в основной капитал, объему выполненных работ по виду деятельности «строительство».

В сложившейся ситуации необходимо принятие мер, направленных на повышения уровня экономического развития региона, в том числе посредством бюджетно-налоговой политики. Именно по этой причине среди приоритетов социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг. указывается стимулирование инвестиционный активности и экономического роста через предоставление действенных налоговых льгот. В то же время уровень экономического развития региона зависит от выбора направлений расходования бюджетных средств и от доступных объёмов финансирования, откуда вытекают задачи повышения собираемости налогов и эффективности управления бюджетными средствами.

Таким образом, необходимо создание условий для долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Новосибирской области и принятие мер, направленных на увеличение налогового потенциала региона посредством эффективной, разумной и сбалансированной бюджетно-налоговой политики.

Увеличение налогового потенциала невозможно без преодоления факторов и ограничений, сдерживающих социально-экономическое развитие Новосибирской области, среди них можно выделить следующие:

• недостаток инвестиций;

• недостаточный уровень внедрения инновационных технологий;

• несбалансированность территориального развития;

• недостаточный уровень развития инфраструктуры и т. д.

Здесь стоит отметить, что согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации достижение сбалансированного территориального развития страны, устранение инфраструктурных ограничений, а также повышение уровня внедрения инновационных технологий выделяют как одни из основных направлений обеспечения национальной безопасности.

По ключевым характеристикам научного потенциала Новосибирская область является одним из лидеров Российской Федерации. Например, по показателю численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками Новосибирская область в 2017 г. занимала 5-е место по Российской Федерации (22 256 человек), что сопоставимо с показателем по всему Южному федеральному округу. По показателю разработанных передовых производственных технологий Новосибирская область делит 9-е место среди регионов с Пермским краем (33 единицы). Но в то же время по показателю используемых передовых производственных технологий Новосибирска область занимает только 22-е место (3219 единиц), при этом существенно уступая лидерам: Москве (20 649 единиц), Московской области (16 819 единиц), Свердловской области (10 662 единиц), Республика Башкортостан (10 026 единиц) [25].

Существующий разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и низкой восприимчивостью производственной системы региона к инновациям является одной из специфических проблем развития Новосибирской области.

Технологическое отставание промышленных предприятий, недостаток средств на финансирование НИОКР и связанные с ними технологические риски, низкая производительность труда и дефицит высококвалифицированных кадров препятствуют активному внедрению новых конкурентоспособных технологий в производство. Также ограничивающим фактором является недостаточное развитие механизмов коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок.

Данные проблемы могут быть решены через государственную поддержку научно-технических и инновационных проектов, комплексное развитие инновационной инфраструктуры и благодаря поддержке инновационных проектов, например через закупку инновационной продукции.

В целях решения задачи совершенствования инновационной инфраструктуры в Новосибирской области продолжается развитие технопарков («Технопарк Новосибирского Академгородка», технопарк «Новосибирск», технопарк в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово), медтехнопарка, бизнес-инкубаторов, в том числе при образовательных учреждениях.

Обеспечение экономической безопасности можно назвать важной стратегической задачей, решение которой необходимо для достижения устойчивости национальной экономики перед внешними и внутренними угрозами. Экономическая безопасность -это сложная многоуровневая структура, частью которой является финансовая сфера. Как показывает практика, состояние экономики территории и показатели финансовой безопасности во многом зависят от размера и сферы приложения расходов федерального и региональных бюджетов. По этой причине проблемы несбалансированности национальной бюджетной системы отнесены к числу угроз национальной безопасности России и приоритетам социально-экономического развития регионов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ioan-Franc V., Diamescu M.A. Some Opinions on the Relation between Security Economy and Economic Security // Revista Romana de Economie. - 2010. - № 31 (2). - P. 129-159.

2. Афонцев С.А. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия XXI. - 2001. - № 2. - С. 38-67.

3. Сенчагов В.К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. - 2007. - № 6. - С. 36-37.

4. Kober S. The Fallacy of Economic Security. URL: https://object.cato.org/sites/cato.org/files/pubs/pdf/ pa219.pdf (дата обращения 15.11.2018).

5. Fischhoff B., Watson S., Hope C. Defining risk // Policy Sciences. - 1984. - № 17. - P. 123-139.

6. Hudson W. Economic Security for All: How to End Poverty in the United States. URL: http://shults.org/wadehudson/esfa/ (дата обращения 15.11.2018).

7. Willett A.H. The economic theory of risk and insurance. URL: https://www.casact.org/pubs/forum/ 91wforum/91wf469.pdf (дата обращения 10.11.2018).

8. Von Bertalanffy L. General System Theory. URL: https://monoskop.org/images/7/77/Von_Bertalanffy_ Ludwig_General_System_Theory_1968.pdf (дата обращения 10.11.2018).

9. Economics and National Security: Issues and Implications for U.S. Policy CRS Report for Congress, 2011. URL: https://fas.org/sgp/crs/natsec/R41589.pdf (дата обращения 10.11.2018).

10. Krepinevich A.F. National Security Strategy in an Era of Growing Challenges and Resource Constraints. -Washington: Center for Strategic and Budgetary Assessments Perspective, 2010. - 10 p.

11. Murdoch C. Economic factors as objects of security: Economics security & vulnerability // Economics issues & national security. - Lawrence: Regents Press of Kansas, 1977. - P. 67-98.

12. Hager W. Western Europe's economic security // Intereconomics. - 1980. - V. 15. - № 4. - P. 168-172.

13. Елизарова В.В. Место и роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России // Статистика и экономика. - 2015. - № 2. - С. 45-48.

14. Солтаганов В.Ф. Новые вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2003. - № 3. - С. 19-22.

15. Анофриков С.П. Коррупция и экономическая безопасность государства // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 11 (88). - С. 1174-1176.

16. Обижаева А. А. Кризис рубля в декабре 2014 г. // Вопросы экономики. - 2016. - № 5. - С. 66-86.

17. Курганский С.А. Идентификация и анализ факторов обменного курса российского рубля // Управленец. - 2016. - № 5 (63). - С. 62-69.

18. Динамика официального курса заданной валюты. URL: https://www.cbr.ru/currency_base/dynamics/ (дата обращения 03.11.2018).

19. Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. URL: https://novo-sibirsk.ru/upload/finance/0snovnie%20 napravleniya%20BiNpolitiki%20na%202019-2021godi.pdf (дата обращения 15.11.2018).

20. Расходы бюджета: Открытый бюджет Новосибирской области. URL: https://openbudget.mfnso.ru/ formirovanie-budgeta/raskhody-byudzheta (дата обращения 10.08.2018).

21. Индексы потребительских цен на товары и услуги. URL: http://home.novosibstat.ru/ region_16/region16_1.xls (дата обращения 25.11.2018).

22. Доходы бюджета: Открытый бюджет Новосибирской области. URL: https://openbudget.mfnso.ru/ formirovanie-budgeta/dokhody-byudzheta (дата обращения 10.08.2018).

23. Открытый бюджет Новосибирской области. URL: https://openbudget.mfnso.ru/ (дата обращения 12.08.2018).

24. Об областном бюджете Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов: проект закона Новосибирской области с дополнительными материалами. URL: https://mfnso.nso.ru/page/2755 (дата обращения 17.11.2018).

25. Наука и инновации. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_ and_innovations/science/# (дата обращения 25.11.2018).

Поступила 27.11.2018 г.

UDC 332.146:005.934:336.1(571.14)

FINANCIAL ASPECT OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE NOVOSIBIRSK REGION)

Sergey P. Anofrikov1,

anofrikov@rambler.ru

Vera A. Afonchikova1,

dacnsk@gmail.com

Sergey A. Dukart2-4,

dukart@mail.ru

1 Novosibirsk State University of Economics and Management, 52/1, Kamenskaya street, Novosibirsk, 630099, Russia.

2 National Research Tomsk Polytechnic University, 30, Lenin Avenue, Tomsk, 634050, Russia

3 West-Siberian Branch Russian State University of Justice,

2, Lenin Square, Tomsk, 634050, Russia.

4 State University of Control Systems and Radioelectronics,

40, Lenin Avenue, 634050, Tomsk, Russia.

Sergey P. Anofrikov, Cand. Sc., associate professor, Novosibirsk State University of Economics and Management.

Vera A. Afonchikova, senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management.

Sergey A. Dukart, Cand. Sc., associate professor, National Research Tomsk Polytechnic University; associate professor, West-Siberian Branch Russian State University of Justice; associate professor, State University of Control Systems and Radioelectronics.

In modern conditions of unstable economic and political situation in the world, the issues related to the economic security of the state are particularly relevant. However, investigation of this problem is important not only at the country level, but also at the level of an individual region. The concept of economic security includes several elements. The main aim: consider the impact of the financial component on the region's level of economic security. Methods: comparison and collation of statistical and scientific content data; analysis of the features of Novosibirsk region budget development. Results. The authors study the approaches of various authors to definition of economic security, and substantiate the importance of its financial element. The research identified some modern factors that influenced the level of economic security of Russia as a whole, and the Novosibirsk region, in particular. The sanctions from Western governments, the conversion to a floating exchange rate are among them. The paper considers as well the main types of fiscal revenues in the region and directions of budget spending. The interdependence of budgetary characteristics and socio-economic indicators of regional development are revealed. The authors formulate the significant impact of the financial sector on the region's economic security.

Key words: Economic security, financial security, fiscal revenue, fiscal spending, fiscal policy.

REFERENCES

1. Ioan-Franc V., Diamescu M.A. Some Opinions on the Relation between Security Economy and Economic Security. Revista Romana de Economie, 2010, no. 31 (2), pp. 129-159.

2. Afontsev S.A. Controversial Issues of the National Economic Security Concept. Russia XXI, 2001, no. 2, pp. 38-67. In Rus.

3. Sengachev V.K. Kak obespechit ekonomicheskuyu bezopasnost Rossii [How to ensure the economic security of Russia]. Rossiyskaya Federatsiya segodnya, 2007, no. 6, pp. 36-37.

4. Kober S. The Fallacy of Economic Security, 1995. Available at: https://object.cato.org/sites/cato.org/ files/pubs/pdf/pa219.pdf (accessed 15 November 2018).

5. Fischhoff B., Watson S., Hope C. Defining risk. Policy Sciences, 1984, no. 17, pp. 123-139.

6. Hudson W. Economic Security for All: How to End Poverty in the United States. Available at: http://shults.org/wadehudson/esfa/ (accessed 10 November 2018).

7. Willett A.H. The Economic Theory of risk and insurance. Available at: https://www.casact.org/pubs/forum/ 91wforum/91wf469.pdf (accessed 10 November 2018).

8. Von Bertalanffy L. General System Theory. Available at: https://monoskop.org/images/7Z77/Von_ Ber-talanffy_Ludwig_General_System_Theory_1968.pdf (accessed 10 November 2018).

9. Economics and National Security: Issues and Implications for U.S. Policy CRS Report for Congress, 2011. Available at: https://fas.org/sgp/crs/natsec/R41589.pdf (accessed 10 November 2018).

10. Krepinevich A.F. National Security Strategy in an Era of Growing Challenges and Resource Constraints. Washington, Center for Strategic and Budgetary Assessments Perspective, 2010. 10 p.

11. Murdoch C. Economic factors as objects of security: Economics security & vulnerability. Economics issues & national security. Lawrence, Regents Press of Kansas, 1977. pp. 67-98.

12. Hager W. Western Europe's economic security. Intereconomics, 1980, vol. 15, no. 4, pp. 168-172.

13. Elizarova V.V. Mesto i rol finansovoy bezopasnosti v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [The position and role of financial security in ensuring the economic security of Russia]. Statistics and Economics, 2015, no. 2, pp. 45-48.

14. Soltaganov V.F. Novye vyzovy i ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsiy [New challenges and threats to the economic security of the Russian Federation]. Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii, 2003, no. 3, pp. 19-22.

15. Anofrikov S.P. Corruption and economic security of the state. Journal of Economy and entrepreneurship, 2017, no. 11 (88), pp. 1174-1176. In Rus.

16. Obizhaeva A.A. The Russian ruble crisis of December 2014. Voprosy Ekonomiki, 2016, no. 5, pp. 66-86. In Rus.

17. Kurganskiy S.A. Identification and Analysis of the Factors Affecting the Exchange Rate of the Russian Ruble. Upravlenets, 2016, no. 5 (63), pp. 62-69. In Rus.

18. Dinamika ofitsialnogo kursa zadannoy valyuty [Dynamics of the official exchange rates]. Available at: https://www.cbr.ru/currency_base/dynamics/ (accessed 3 November 2018).

19. Osnovnye napravleniya byudzhetnoy i nalogovoy politiki Novosibirskoy oblasti na 2019 god i planovy period 2020 i 2021 godov [The main directions of the budget and tax policy of the Novosibirsk region for 2019 and the planned period of 2020 and 2021]. Available at: https://novo-sibirsk.ru/upload/finance/Osnovnie% 20napravleniya%20BiNpolitiki%20na%202019-2021godi.pdf (accessed 15 November 2018).

20. Raskhody byudzheta: Otkryty byudzhet Novosibirskoy oblasti [Budget expenses: Open budget of the Novosibirsk Region]. Available at https://openbudget.mfnso.ru/formirovanie-budgeta/raskhody-byudzheta (accessed 10 August 2018).

21. Indeksypotrebitelskikh tsen na tovary i uslugi [Consumer price indices for goods and services, total]. Available at: http://home.novosibstat.ru/region_16/region16_1.xls (accessed 25 November 2018).

22. Dokhody byudzheta: Otkryty byudzhet Novosibirskoy oblasti [Budget revenues: Open budget of the Novosibirsk Region]. Available at: https://openbudget.mfnso.ru/formirovanie-budgeta/dokhody-byudzheta (accessed 10 August 2018).

23. Otkryty byudzhet Novosibirskoy oblasti [Open budget of the Novosibirsk Region]. Available at: https://openbudget.mfnso.ru/ (accessed 12 August 2018).

24. Ob oblastnom byudzhete oblasti na 2019 god i planovy period 2020 i 2021 godov [The draft law of the Novosibirsk region «On the regional budget of the Novosibirsk region for 2019 and the planned period of 2020 and 2021» with additional materials]. Proekt zakona Novosibirskoy oblasti s dopolnitelnymi materialami. Available at: https://mfnso.nso.ru/page/2755 (accessed 17 November 2018).

25. Nauka i innovatsii [Science and Innovation]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (accessed 25 November 2018).

Received: 27November 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.