Научная статья на тему 'Финансовый анализ в планировании деятельности предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг'

Финансовый анализ в планировании деятельности предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый анализ в планировании деятельности предприятий сферы физкультурно-оздоровительных услуг»

тация детей и подростков приводит к большим потерям, травмирует психику ребенка, не позволяет повысить качество тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте, - М.: ФиС, 1986. - 192 с.

2. Валик Б. Тренерам юных легкоатлетов.- М.: ФиС, 1974.-167с.

3. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б.,Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине.- М.: ФиС, 1988.-197с.

4. Мехрикадзе В.В. Тренировка юного спринтера.- М.: ФиС, 1999.-150 с.

5. Попов В.Б. Прыжок в длину. Изд. - 3-е. - М.: Физкультура и спорт. 1986. - 174 с.

6. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливадо Е.И. Юный легкоатлет.- М.: ФиС, 1984.-223 с.

7. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина.- М.: Медицина, 1991.-536с.

8. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене.- М.: ФиС, 1982.-150 с.

9. Шварц В.Б., Хрущёв С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: ФиС, 1984. - 151с. - (Наука - спорту. Спортивная медицина).

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ В ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

УСЛУГ

А.А. Паульс

Принятая в начале января 2006 года Федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта с 2006 по 2015 гг. определила базовые цифры и источники финансирования целой группы программ по формированию здорового образа жизни населения. Предприятия, оказывающие физкультурно-оздоровительные услуги населению, относятся к группе малых и средних предприятий, т.е. хозяйствующих субъектов наиболее подверженных колебаниям рынка. Результатом этого факта является низкая финансовая стабильность таких предприятий. Успешность функционирования таких предприятий в условиях жесткой конкуренции, высокого уровня инфляции, постоянно меняющейся системы государственного и налогового регулирования финансово-хозяйственной деятельности, существенно зависит от финансового анализа. Повышаются требования к степени подготовленности и компетентности финансовых аналитиков в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Это предполагает, что выпускник экономического факультета СПбГУФК им П.Ф. Лесгафта в области финансового анализа должен обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для проведения расчетных процедур. Он должен иметь достаточный опыт, уметь ориентироваться в современной экономической ситуации, чтобы сделать правильные, объективные и достоверные выводы по итогам проведенного анализа.

Можно выделить несколько основных проблем, с которыми сталкивается финансовый аналитик, работающий в сфере физкультурно-

оздоровительных услуг в ходе проведения анализа.

Одна из них - это получение и обработка исходной информации для проведения анализа. Финансовый анализ является частью экономического анализа. Иногда его называют внешним финансовым анализом, так как он проводится с позиций внешних пользователей - нет доступа к внутрифирменной информации. Основной информационной базой такого анализа является доступная бухгалтерская финансовая отчетность предприятия. В том случае, когда заказчиком проведения финансового анализа являются внутренние пользователи, информационная база анализа значительно расширяется и включает в себя любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. В этой связи с главным требованием к информации, необходимой для проведения финансового анализа, является полнота, достоверность, прозрачность, объективность и нейтральность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Кроме того, бухгалтерская отчетность должна содержать данные, необходимые для принятия обоснованных управленческих решений в области инвестиционной политики; оценки динамики и перспектив изменения прибыли предприятия; а также оценки имеющихся у предприятия ресурсов, происходящих в них изменений и эффективности их использования.

Как известно, финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные стороны деятельности предприятия и его финансовое состояние. На этом этапе возникает еще одна проблема. Существует большое количество методик проведения финансового анализа. Названия одних и тех же показателей и их нормативные (оптимальные) значения различны в различных источниках. Например, коэффициент промежуточной ликвидности имеет такие синонимы, как «Коэффициент срочной ликвидности» и «Коэффициент относительной ликвидности», а коэффициент абсолютной ликвидности - «Коэффициент немедленной ликвидности», «Коэффициент мгновенной платежеспособности» и «Коэффициент лакмусовой бумажки». Финансовый аналитик должен быть знаком с наиболее прогрессивными и традиционными методиками анализа, уметь не только математически рассчитывать коэффициенты, но и понимать их экономическую сущность. В этой связи финансовый анализ в сфере физкультурно-оздоровительных услуг имеет ряд особенностей, связанных с тем, что качество услуги определяется только после того, как услуга оказана. В этой связи, возрастает роль экономического моделирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия сферы физкультурно-оздоровительных услуг.

В настоящее время процессы принятия решения в социальноэкономических отраслях деятельности человека опираются на достаточно большой арсенал экономико-математических методов (Н.Б. Кобелев, 2000, 2003). Эти работы являются введением в экономико-математическое моделирование и могут служить учебно-практическим пособием по системному исследованию объектов имитационного моделирования сложных социальных и экономических систем (предприятий, банков, транспортных, добывающих и энергетических систем) и процессов принятия решений (политических, экономических, социальных, экологических). При экономико-математическом моделировании и моделировании социальных систем понятие системы дается в более формализованном виде, очищенном от содержательных характеристик

элементов, отношений порядка и связей между ними.

Системой (Н.Б. Кобелев, 2003) называют организацию, образующую целостное единство и имеющую общую цель функционирования. Организация становится системой только при наличии общей цели функционирования для всех ее элементов. Из этого определения системы берет свое название системный подход — метод исследования организаций, имеющих общую цель. Понятия организации и системы относительны, так как элементы и связи между ними всегда могут быть агрегированы в более крупные и расчленены на более мелкие. Поэтому в зависимости от степени дробления элементов и связей внутри каждой организации и системы в них всегда можно выделить другие организации и системы.

Под структурой системы понимают способ ее существования, фиксирующий вполне определенные приоритеты и взаимосвязи ее элементов. Для каждой системы можно построить несколько типов структур.

После определения проблемы, полученной на этапе формирования системы, следующим по важности этапом анализа становится выявление целей.

Наиболее трудным и наиболее творческим этапом системного анализа является формирование альтернатив и поиск самой лучшей альтернативы в заданном множестве с помощью критериев. От критериев требуется как можно большее сходство с целями, чтобы оптимизация по критериям соответствовала максимальному приближению к цели.

Следующий этап — процесс создания модели реальной системы и проведение экспериментов на этой модели с целью понять поведение системы и оценить различные стратегии, обеспечивающие функционирование данной системы. В процессе исследований модель непрерывно корректируется и модифицируется, чтобы отображать только те аспекты, которые соответствуют задачам исследования.

Конечная цель системного (финансового) анализа — изменение существующей ситуации в соответствии с поставленными целями. Поэтому окончательное суждение о правильности и полезности системного анализа или о его неправильности можно сделать на основании результатов его практического применения.

Под моделью понимается представление объекта, системы или какого-либо понятия в некоторой форме, отличной от формы их реального существования. Она служит средством, помогающим в объяснении, понимании или совершенствовании системы. (Н.Б. Кобелев, 2003).

Существующие методы финансового анализа в основном затрагивает вопросы промышленного производства, в тоже время финансовый анализ в сфере услуг разработан, на наш взгляд недостаточно. Это обстоятельство имеет объективные причины. В первую очередь, на наш взгляд, что качество услуги оценивает потребитель, тогда как в сфере промышленного производства, контроль качества осуществляется на стадии изготовления продукции.

По определению (Ф.Котлер, 1998):

Услуга — это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона предлагает другой и которая неосязаема и не приводит к завладению чем-либо.

Материальные услуги связаны с товаром в его материальном виде, тогда как нематериальные услуги не связаны с товаром. По Ф. Котлеру (1998) услуги имеют четыре основных качества:

1) неосязаемость;

2) несохраняемость;

3) неотделимость от источника;

4) непостоянство качества.

Неосязаемость услуг означает, что их невозможно транспортировать, хранить, упаковывать или изучать до покупки. Нельзя увидеть изменение состояния своего здоровья до начала лечения, можно лишь верить в результат.

Несохраняемость означает, что услуги нельзя хранить с целью последующей реализации.

Неотделимы от источника многие виды услуг. Контакт с потребителями — неотъемлемая часть предоставления услуг

Непостоянство качества обусловлено тем, что оказание услуг пока слабо механизировано и автоматизировано.

Классификация услуг. При выборе сегмента рынка сферы физкультурно-оздоровительных услуг следует обращать внимание на сходство и различия покупателей — отдельных лиц и покупателей от имени организаций. Основные виды услуг могут предлагаться и тем и другим. Различия между этими сегментами рынка связаны с размером спроса на услуги, объемом требуемых услуг и их сложностью. Услуги важно различать по мотивам их приобретения. Услуги существенно различаются по осязаемости. В целом, чем слабее выражен этот признак, тем менее их маркетинг напоминает маркетинг товаров. Для нематериальных услуг деятельность может оцениваться только после их выполнения, при этом трудно поддерживать постоянный уровень обслуживания.

Относительно услуг, требующих высокой квалификации, потребители проявляют большую избирательность при выборе. Наконец, услуги могут классифицироваться по степени контакта с потребителями. В тех случаях, когда он достаточно тесен, необходимо обучать обслуживающий персонал вопросам межличностных отношений. Именно этот случай имеет место при оказании физкультурно-оздоровительных услуг.

Согласование спроса и предложения. Такое согласование необходимо, поскольку услуги нельзя хранить. Используют несколько методов согласования спроса и предложения:

1) предлагаются аналогичные услуги потребительским сегментам с различной структурой спроса;

2) реализуются новые услуги, уравновешивающие колебания спроса на существующий ассортимент услуг;

3) оказываются дополнительные (к основным) услуги в периоды отсутствия максимального спроса;

4) разрабатываются новые услуги, на которые не сказываются имеющиеся ограничения по возможностям;

5) персонал обучается совмещению функций, нанимаются временные сотрудники в период пика спроса;

6) потребители информируются об использовании услуг, им предлагаются скидки с цен и другие льготы в периоды низкого спроса.

Ценообразование. Во многих видах обслуживания потребители видят только результат работы. При установлении цен необходимо принять решения:

а) устанавливать ли цену на основе общепринятого прейскуранта или,

зная, сколько стоит время работы, определять ее после по затраченному времени;

б) определять ли отдельно цены на анализ проблемы, диагностику и обслуживание;

в) должна ли цена меняться в зависимости оттого, что обслуживание осуществляется специалистами разной квалификации;

г) что включать в базовое обслуживание при установлении стандартных

цен.

Продвижение услуг на рынок. Неосязаемый характер услуг затрудняет их продвижение на рынок. Существуют три основных подхода к продвижению услуг:

1) создание материального представления услуги (например, кредитная карточка сама по себе не является финансовой услугой, но выступает в качестве ее объекта);

2) формирование ассоциативной связи услуги с осязаемым объектом, например: «Ваши деньги в хороших руках, когда вы пользуетесь услугами Сбербанка России»;

3) упор на взаимоотношения между продавцом услуги и ее пользователем и отход от самой неосязаемости, т.е., по сути, продажа компетентности и квалификации персонала.

Личное участие. В отношениях между производителем и потребителем в сфере услуг важна роль межличностного общения. Это подтверждается многочисленными исследованиями, когда неизменно выяснялось, что в сбыте услуг требуется больше личного участия персонала, контактов и получения информации от потребителей, чем это необходимо при реализации товаров.

Таким образом, финансовый аналитик, составляя прогноз финансовохозяйственной деятельности предприятия сферы физкультурнооздоровительных услуг, должен учитывать все вышеперечисленные обстоятельства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кобелев, Н.Б. Основы имитационного моделирования сложных экономических систем / Н.Б. Кобелев. - М. : Дело, 2003. - 336 с.

2. Кобелев, Н.Б. Практика применения экономикоматематических методов и моделей : учеб.-практ. пособие / Н.Б. Кобелев. - М. : ЗАО «Финстатинформ», 2000 - 246 с.

3. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг ; пер. с англ. - 2-е европ. изд. - Киев; М; СПб.: изд. дом "Ви-лья-ме", 1998. - 1056 с.

КАСКАДНЫЙ СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ

Р.Н. Терехина, С.И. Борисенко, К. Хатзизисис

Для спортивной гимнастики характерно обострение конкуренции и постоянный рост сложности соревновательных упражнений. Каждый вид многоборья имеет свою специфику и изменяется по своим законам.

Брусья разной высоты специфичны тем, что все упражнение выполняет-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.