Научная статья на тему 'Функционально-организационная специфика туристской отрасли и ее роль в рыночной экономике'

Функционально-организационная специфика туристской отрасли и ее роль в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / УСЛУГА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХОЛДИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородин В. В.

Исследованы вопросы, касающиеся сущности понятия «услуга», и рассмотрены причины спроса на туристские услуги. Также рассмотрены типы туристских организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации, с точки зрения их способности удовлетворить требованиям покупателей туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционально-организационная специфика туристской отрасли и ее роль в рыночной экономике»

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКАТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ И ЕЕ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В. В. БОРОДИН,

аспирант кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» E-mail: rus-bc@mail.ru Тихоокеанский государственный экономический университет

Исследованы вопросы, касающиеся сущности понятия «услуга», и рассмотрены причины спроса на туристские услуги. Также рассмотрены типы туристских организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации, с точки зрения их способности удовлетворить требованиям покупателей туристских услуг.

Ключевые слова: туризм, услуга, экономическая деятельность, холдинг.

С конца ХХв. туризм является важной сферой экономической деятельности, и все указывает на то, что значение этого сектора будет продолжать расти. Особенно это актуально для стран, обладающих специфическими ресурсами, к которым относится и Россия. Диверсификация турпродук-тов выражается, в частности, в увеличении популярности всех форм природно ориентированного, экологического, сельского туризма, посещения национальных и природных парков. Туристы становятся более искушенными и требовательными не только в отношении комфорта, но ив отношении значимости получаемого из путешествия опыта, включая информацию о культурных ценностях, контакты с местным населением, знания о флоре и фауне, экосистемах, а также жизни дикой природы и ее сохранении [9].

Для того чтобы определить функционально-организационную специфику туристской отрасли и показать роль туризма в рыночной экономике, необходимо дать четкое определение услуге (как предмету экономических взаимоотношений), туристской услуге (как предмету экономических взаимоотношений в сфере туризма), туризму, туристской деятельности и типам организаций, занятых в туризме.

По определению Ф. Котлера [11], «Услуги — это объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений». Именно сфера услуг является самой быстро развивающейся отраслью экономики.

В Российской Федерации в 1994 г. введен в действие ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» [5]. В соответствии с этим документом под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные.

Материальная услуга — это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуги.

Социально-культурная услуга — это услуга по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Она обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства.

Деятельность по оказанию услуг — это производство потребительских стоимостей, которые, как правило, не имеют овеществленной формы. Вследствие этого рынки услуг не похожи на другие рынки, что объясняется двумя причинами.

Во-первых, услуга не существует до ее предоставления, т. е. продукт создается в процессе предоставления услуги. Это делает невозможным сравнение предложений двух разных продавцов, двух конкурирующих фирм даже в том случае, когда продукты кажутся идентичными. Подобное

сравнение возможно только после получения услуги, тогда как товары в материальной форме можно сравнивать различными способами еще до покупки. Единственное, что можно сделать на рынке услуг — сравнить выгоды ожидаемые и полученные.

Во-вторых, предоставление услуг нередко требует специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно не только оценить, но зачастую и понять. Высокая степень неопределенности при предоставлении услуг ставит клиента в крайне невыгодное положение, может вызвать чувство обиды, настороженности, подозрительности.

Нередко клиент стремится работать с одним и тем же продавцом — туристской фирмой. Эта инерция работает на продавца, так как в данном случае услуга является особенностью повторяемости контактов.

Эти черты присущи практически всем рынкам услуг. В совокупности с особенностями самих услуг они определяют особый подход к предпринимательской деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги. При всем разнообразии услуг все они как товар имеют следующие общие характерные черты: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость качества, неспособность к хранению.

Неосязаемость услуг означает, что их невозможно продемонстрировать, увидеть при заключении договора или изучить до получения, переслать по почте. Покупателю трудно разобраться и оценить, что продается как до, так и после получения услуги. Он вынужден верить продавцу услуг на слово. Вследствие этого со стороны потребителей обязательно присутствует элемент надежды и доверия к продавцу услуги.

В то же время неосязаемость услуг осложняет деятельность продавца. У предприятий, оказывающих услуги, возникают две проблемы. С одной стороны, чрезвычайно сложно показать клиентам свой товар, с другой — еще сложнее объяснить клиентам, за что они платят деньги. Продавец может лишь описать преимущества, которые получит покупатель после предоставления услуги, а сами услуги можно оценить только после их выполнения. Поэтому основными критериями качества услуг являются польза или выгода, которые получит клиент, обратившись за получением услуги.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Система менеджмента качества» [6], туристская услуга является результатом по меньшей мере одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии

поставщика и потребителя. При этом она, как правило, нематериальна.

О качестве туристских услуг клиент может судить, в основном, по рекламным материалам, описывающим туристическую услугу, внешнему виду фирмы и ее интерьеру, профессионализму сотрудников турфирмы, их способности расположить к себе клиента и дать исчерпывающую информацию о туре, известности торговой марки туристского предприятия, имиджу турфирмы.

Туристскую услугу, которую приобретает клиент, можно представить по каталогам и проспектам, буклетам и видеофильмам, в которых — фотографии достопримечательностей, отелей и номеров, где будут останавливаться туристы. Этот визуальный ряд способствует материализации туристской услуги.

Важной особенностью туристской услуги является неразрывность производства и потребления, заключающаяся в принципиально разной схеме создания и реализации материальных товаров и услуг. Для материальных товаров характерно то, что их производство и потребление разнесено во времени. Другими словами, покупатель практически никогда не знает, какой конкретно человек произвел данный товар. Принципиально иная ситуация существует при оказании туристских услуг. В этом случае процесс производства услуги происходит одновременно с ее потреблением, т. е. обязательно присутствует тот, кому услуга оказывается, и тот, кто эту услугу предоставляет.

Следствием неразрывности производства и потребления является изменчивость качества услуги, которое существенно зависит оттого, кто и когда ее оказывает. По мнению В. С. Новикова, существенное влияние на изменчивость качества услуг оказываютдве группы факторов [13].

Первая группа непосредственно связана с организацией управления персоналом предприятия. Так, изменчивость качества услуг может быть вызвана невысокой квалификацией работников, недостатком коммуникаций и информации, отсутствием надлежащего контроля за работой персонала.

Ко второй группе изменчивости услуг следует отнести уникальность покупателя, что объясняет высокую степень индивидуализации услуги в соответствии с требованиями потребителя. Одновременно это вызывает необходимость тщательного, всестороннего и систематического изучения поведения потребителей. В результате у предприятия, оказывающего услуги, появляется возможность уп-

равления поведением потребителей или учета психологических аспектов при работе с клиентами.

Однако, на взгляд автора, изменчивость предоставления туристской услуги невозможно оценить только этими группами факторов, так как предоставление туристской услуги подвержено систематическим рискам, которые присущи всем институциональным единицам.

Это позволило сгруппировать и классифицировать факторы, оказывающие влияние натуристскую услугу, следующим образом (рис. 1).

Характерной чертой услуг является их неспособность к хранению. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи (отсутствуют товарные запасы). Услуга, не реализованная сегодня, приводит к потере прибыли туристского предприятия.

Несохраняемость услуг предъявляет более жесткие требования к учету и выравниванию соотношения между спросом и предложением. Если спрос на услуги выше предложения, то имеется так называемая упущенная выгода. Если предложение туристских услуг превышает спрос на них, то турфирма теряет прибыль, так как предлагаемые услуги могут быть реализованы только частично. Несохраняемость услуг означает, что необходимо предпринимать особые меры по выравниванию спроса и предложения. К числу таких стимулиру-

ющих воздействий можно отнести: установление дифференцированных цен, применение скидок, введение системы предварительных заказов, реализацию «горящих» туров, увеличение скорости обслуживания, совмещение функций персонала.

Туристская услуга является одним из основных элементов категориального аппарата туризма.

Многие отечественные ученые (Л. П. Шмать-ко, Л. В. Жлобова, Г. И. Ляшко, В. Г. Тахтамышев и др.) дают следующее определение термина «туризм». Туризм — это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная цель которого — обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом [14].

Однако существует мнение других исследователей (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов и др.), противопоставляющих свою точку зрения указанной отраслевой теории туризма. В работах указанных авторов встречается следующая интерпретация понятия «туризм». Туризм — это межотраслевой комплекс, или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формируеттуристский продукт [12].

В научной литературе также существует много разных подходов к определению туризма. Так, например, П. Бернекер определяет туризм как «со-

Рис. 1. Группировка факторов, влияющихнатуризм

вокупность взаимоотношений и услуг, связанных временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам» [18]. Понятие туризма В. И. Азар формулирует следующим образом: «туризм следует рассматривать как большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом» [1].

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (сизм. идоп. от01.06. 2007) [8], туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Предоставление туристской услуги связано с туристской деятельностью. Туристская деятельность трактуется как «туроператорская и турагент-сткая деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий» [8].

При этом многие отечественные и зарубежные [16—20] авторы выделяют среди основных типов организаций, занимающихся туристской деятельностью, следующие две основные категории — это турагент и туроператор. Вместе с тем туристские организации к обслуживающим относят предприятия и организации общественного питания, развлекательные учреждения, автотранспортные центры и др.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» однозначно определяет туроператорскую деятельность как деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую юридическим лицом. Турагентскую деятельность тот же закон определяет как деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемую юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Соответственно, под термином «туроператор» следует понимать хозяйствующий субъект, который занимается разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, организует

рекламу, устанавливает цены на туры турагентам для выпуска по ним путевок и их реализации; а под термином «турагент» — хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки туристам.

Что касается терминов «туроператор» и «турагент», то, вероятно, к ним целесообразно добавить понятие «туристский холдинг», которое будет заключать в себе отличительный тип организационно-правовой формы собственности туристских организаций. Предлагается следующее определение туристского холдинга.

Туристский холдинг — организационно-правовая форма собственности, представляющая собой комплекс (совокупность) малых предприятий, состоящий из предприятий гостиничного типа, развлекательных и спортивных учреждений, заведений ресторанного типа (предприятия общественного питания), размещенных на отдельной (компактной) территории, а также сеть туроператорских и турагентских организаций, размещенных на аналогичной и (или) смежной территории и выполняющих непосредственную задачу по формированию, привлечению, распространению и реализации туров на территорию данного холдинга [3,4].

Также нами предлагается следующая функционально-организационная структура туристского холдинга, показанная на рис. 2.

На данной схеме представлены четыре группы предприятий, входящих в туристский холдинг: туроператоры, турагенты, гостиничные комплексы, развлекательные и спортивные учреждения. Туроператоры и турагенты имеют соответствующие филиальные сети.

Туроператоры и турагенты совместно со своей филиальной сетью работают во взаимосвязи с правлением туристского холдинга (связь 1 и 3), гостиничными комплексами (связь 13, 15; связь 21, 23 соответственно), развлекательными и спортивными учреждениями (связь 17, 19; связь 25, 27 соответственно) одновременно.

Гостиничные комплексы, развлекательные и спортивные учреждения могут работать как во взаимосвязи с туроператорами и их филиальной сетью (связь 13—14, 15—16; 17—18, 19—20), стурагентами и их филиальной сетью (связь 21—22,23—24; 25—26, 27—28), так и напрямую с правлением туристского холдинга (связь 5—6, 7—8), т. е. оказывать соответствующие услуги — гостиничные, развлекательные

Правление туристского холдинга

Внешние туроператоры

Рис. 2. Функционально-организационная структуратуристского холдинга

— без непосредственного участия туроператоров и турагентов.

Турагенты, входящие в туристский холдинг, могут приобретать турпродукты двумя способами:

1) приобретение турпродуктов у туроператоров, входящих в холдинг (связь 29-30);

2) приобретение турпродуктов у сторонних туроператоров, не входящих в данный туристский холдинг (связь 31).

Каждый сегмент туристского холдинга направляет отчетную информацию (финансовую, управленческую, статистическую) в базу данных правления холдинга (связь 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18,20,22, 24,26,28,30).

Таким образом, создание туристского холдинга позволит через устранение дублирования организационных функций между смежными организациями (или устранения посредников) минимизировать затраты и тем самым повысить качество финансовых результатов.

Туризм является одной из крупнейших динамично развивающихся отраслей мировой экономики. По прогнозным оценкам специалистов и экспертов Всемирной туристской организации (ЮНВТО), туризм будет динамично развиваться и в XXI в. и станет двигателем мировой экономики. Среди 10 стран — лидеров по выезду туристов будет

первенствовать Германия (10,2% в мировом потоке), за ней - Япония (8,8%) и США (7,7%) [15]. Состояние мирового туризма, динамику его развития и, соответственно, его влияние на экономику стран можно проследить по материалу, собранному в базе данных ЮНВТО. База данных ЮНВТО имеет информацию о более чем 200 странах, начиная с 1980 г., постоянно поддерживается и периодически обновляется секретариатом ЮНВТО.

В табл. 1 приведены десять стран — лидеров по выезду туристов.

Таблица 1

Страны — лидеры по выезду туристов к 2020 г. (прогноз по данным ЮНВТО)

Рейтинг Страна Выезд туристов, млн чел. Доля в мировом потоке, %

1 Германия 163,5 10,2

2 Япония 141,5 8,8

3 США 123,3 7,7

4 Китай 100,0 6,2

5 Великобритания 96,1 6,0

6 Франция 37,6 2,3

7 Нидерланды 35,4 2,2

8 Канада 31,3 2,0

9 Россия 30,5 1,9

10 Италия 29,7 1,7

Всего... 788,9 49,2

По данным Федерального агентства по туризму (Ростуризма), выезд российских граждан за границу в 2000г. составил 18 371 тыс. чел., а в конце 2008 г. — 36 538 тыс. чел. Сравнивая прогноз и фактические данные, можно сказать, что уже к 2009 г. прогнозы ЮНВТО не оправдались. Таким образом, за восемь лет (2000—2008 гг.) количество выездов из Российской Федерации выросло вдвое, а к 2020 г. может увеличиться еще вдвое и составить примерно 70—75 млн чел.

В табл. 2 приведены десять стран — лидеров по приему туристов.

По данным Ростуризма, въезд иностранных граждан на территорию Российской Федерации в 2000 г. составил 21 169 тыс. чел., в 2008 г. — 23 677 тыс. чел., т.е. произошел рост прибытий. По данным ЮНВТО, Россия к 2020 г. будет иметь 41,1 млн прибытий в год. В отношении прибытий прогноз ЮНВТО может оправдаться, так как в России еще не наблюдается существенного (качественного) развития системы предоставления туристских услуг. По мнению автора, для комплексного преобразования и развития туристской сферы в Российской Федерации необходимо, по меньшей мере, лет семь—десять. В связи с этим прогноз может полностью оправдаться.

Данные о странах собираются в базу из официальных источников (как в странах — членах ЮНВТО, так и в странах, не являющихся таковыми) или предоставляются международными организациями (такими как Международный валютный фонд).

Однако существуют определенные трудности в использовании статистических данных по туризму. Несмотря на значительный прогресс в этой сфере, достигнутый за последние десятилетия, международная статистика по туризму часто не унифицирована, так как методы сбора и обработки информации в разных странах различны. По этой причине, используя данные ЮНВТО, можно представить лишь общую картину влияния туризма как отрасли национальной экономики на валовый внутренний продукт стран, занимающихся развитием туризма, в том числе и в России.

Таблица 2

Страны-лидеры по приему туристов к 2020 г. (прогноз по данным ЮНВТО)

Рейтинг Страна Въезд туристов, млн чел. Доля в мировом потоке, % Среднегодовой роств 1995 -2020 гг., %

1 Китай 137,1 8,6 8,0

2 США 102,4 6,4 3,5

3 Франция 93,3 5,8 1,8

4 Испания 71,0 4,4 2,4

5 Гонконг (Китай) 59,3 3,7 7,3

6 Италия 52,9 3,3 2,2

7 Великобритания 52,8 3,3 3,0

8 Мексика 48,9 3,1 3,6

9 Россия 47,1 2,9 6,7

10 Чехия 44,1 2,7 4,0

Всего... 708,8 44,2 -

На рис. 3 представлен ретроспективный анализ развития въездного международного туризма с 1995-2008 гг.

На рис. 4 представлена структура международных туристских прибытий по регионам за 2008 г.

В 2008 г. международные туристские прибытия достигли 925 млн, увеличившись в течение 2007 г. на17 млн, что составляет рост в2 %.

Туристский спрос в течение этого года сильно замедлился под влиянием исключительно неустойчивой мировой экономики (финансовый кризис, рост цен на товары и нефть, резкие колебания валютных курсов), что подорвало доверие как потребителей, так и мира бизнеса и привело к глобальной экономической рецессии. Во второй половине 2008 г. рост остановился, и число международных прибытий слегка снизилось, причем ожидается, что эта тенденция продолжится и в 2009 г.

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поданным ЮНВТО.

Рис. 3. Международные туристские прибытия в 1995—2008 гг.

Европа, 489 млн, 53%

Азиатско-Тихоокеанский

регион, 188 млн, 20%

Америка, 148 млн, 16%

Африка, 47 млн, 5%

Ближний Восток, 53 млн, 6%

По данным ЮНВТО.

Рис. 4. Структура международных туристских прибытий за 2008 г.

В течение 2008 г. все регионы имели положительные результаты, исключая Европу, где наблюдалась стагнация в прибытиях. Самыми высокими были показатели на Ближнем Востоке (+11 %), в Африке (рост 4 %) и американском регионе (+4 %). Что касается американского региона, то они обусловлены сильным движением в сторону США вплоть до августа и благоприятными результатами, показанными большинством туристских центров Центральной и Южной Америки.

Негативным в течение последних шести месяцев 2008 г. был спад как в Европе (-3 %), так и в Азии (-1 %). Спад был даже еще более заметным в Азии, учитывая двузначный рост в 2007 г. и высокие показатели в первой половине 2008 г. (+6 %). С другой стороны, во второй половине года американский регион (+1 %), Африка (+3 %) и Ближний Восток (+3 %) все еще показывали позитивные результаты, хотя и со значительным замедлением по сравнению с периодом между январем и июнем.

Несмотря на общее замедление, ряд туристских направлений повсюду в мире показал в 2008 г. позитивные результаты во всех регионах мира — в особенности Гондурас, Никарагуа, Панама, Уругвай, Республика Корея, Макао (Китай), Индонезия, Индия, Египет, Ливан, Иордания, Марокко и Турция.

Всемирная туристическая организация ожидает, что в 2009 г. спад в международном туризме будет находиться в диапазоне от0до2 %. Помимо американского региона, более всего пострадает Европа с точки зрения общих результатов в туризме, поскольку большинство ее направляющих рынков уже испытывают рецессию или входят в нее. В Азии и Тихоокеанском регионе результаты, по прогнозам, будут позитивными, хотя рост значительно замедлится по сравнению с результатами,

показанными в последние годы; это же справедливо и применительно к Африке и Ближнему Востоку.

Независимо от этой оценки ЮНВТО подчеркивает, что ослабление роста международного туризма началось после четырех лет беспрецедентно сильного роста.

Для принимающих стран доходы от международного туризма считаются экспортом. Сюда входят все сделки по товарам и услугам, которыми пользуются въехавшие туристы, т.е. проживание, питание, напитки, топливо, внутренние транспортные услуги, развлечение, покупки. Причем это касается сделок, совершаемых как туристами, так и однодневными посетителями, может быть весьма значителен, особенно между соседними странами, где большое количество товаров и услуг приобретается в трансграничном режиме.

При этом сюда стоит приплюсовать доходы от международного транспорта при сделках, заключенных с компаниями вне страны проживания путешественника. Такие доходы учитываются по отдельной статье международных транспортных доходов. За последние годы они составили примерно 17 % от совокупных туристских и транспортных доходов в мировом масштабе. В 2004 г. это оценивалось в127 млрд долл.

Таким образом, общая стоимость экспорта международного туризма, включая доходы от транспорта, составила 750 млрддолл.

По классификации доходности и туристских прибытий Российскую Федерацию эксперты ЮНВТО включили в группу ТГ — международные туристские прибытия на границу (исключая однодневных посетителей). Данный факт означает, что правильный подсчет туристов, посетивших страну, невозможен, так как по группе ТГ учитываются все иностранцы, посещающие страну, вне зависимости от цели поездки.

Рейтинг является наивысшим знаком для страны в области туризма и грамотного построения статистической отчетности по туризму, так как по данной классификации иностранные граждане, посещающие страну и останавливающиеся в коллективных средствах размещения (гостиницах), представляют наибольший интерес для туристской отрасли страны с точки зрения расходования средств на покупку туристских услуг.

Характерными «туристскими» странами являются Германия, Швеция, Швейцария, Хорватия и некоторые скандинавские страны — об этом свидетельствует и рейтинг перечисленных стран по данным ЮНВТО.

В качестве заключения можно сделать вывод о том, что туризм как отрасль национальной экономики страны и как сфера экономической деятельности человека представляет немалый интерес для специалистов-аналитиков. В связи с развитием средств получения и передачи информации, развитием научно-технического прогресса человек стремится увидеть много нового, изучить то, чего раньше было невозможно достичь обычными средствами передвижения.

Туризм в этом смысле является двигателем и способом получения знаний в различных областях человеческой жизни. Для этого необходимо на государственном и частном уровнях решать вопросы развития и укрепления материально-технической и законодательной базы туристской деятельности в стране.

Как показали изложенные данные ЮНВТО, туризм занимает одну из ведущих отраслей мирового хозяйства и способен проявить себя в будущем в виде значительного роста поступлений от оказания туристских и сопутствующих услуг; в туризме заложен потенциал, который еще не используется в полную силу зачастую большинством стран.

Список литературы

1. Азар В. И. Введение в экономику иностранного туризма (Вопросы методологии). М., 1975.

2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма / учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. 1999.

3. Бородин В. В. Характеристика экономических показателей, используемых при оценке финансово-хозяйственной деятельности туристских организаций // Финансовый менеджмент. М.: Финпресс, 2007. № 5.

4. Бородин В. В. Туристские холдинги: целесообразность создания //Вестник «Национальной академии туризма». М.: HAT, 2008. № 2.

5. ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94. Услуги на-

селению. Термины и определения // М.: ИПК «Издательство стандартов». 1994.

6. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Требования //М.: ИПК «Издательство стандартов». 2001.

7. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности: учебноепособие. М.: Нолидж, 1996.

8. Закон от 24.11.1996 № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации //Российская газета. 1996.

9. Игле Р., МакКул С. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. Руководство по планированию и управлению. М.: 2006.

10. Карпова Г. А. Экономика современного туризма: учеб. пособие. М.: ТД «Герда», 1998.

11. Котлер Ф. Основы маркетинга // М.: Прогресс. 1991.

12. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: учеб. М.: Финансы и статистика. 2001.

13. Новиков В. С. Менеджмент в туризме: учеб. пособие. М.: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2006.

14. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. 2-е изд-е. М: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону. Издательский центр «МарТ». 2005.

15. Яковлев Г. А. . Экономика и статистика туризма: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство РДЛ. 2007.

16. Alkire С. Funding strategies for wilderness management. In McCool S.F., Cole D.N., Borrie W.Т., O'Loughlin .[.(compilers wilderness science in a time of change conference, Missoula, Montana, May 23-27,1999. Proceedings. USDA, Forest service, ogden, UT, USA.

17. Bosselman F. P., Managing tourism growth: issues and applications. Island press, Washington, DC, USA.

18. Bernecker P. Fundamentals of tourism. Geneva. 1964.

19. Ceballos Lascurain H. Tourism, ecotourism and protected areas. IUCN, Gland, Switzerland and Cambridge/ UK.

20. Eagles P. F. /.Nature — based tourism management. P. 181-232 in G. Wall (Ed.), Contemporary perspectives on tourism, Occasional paper number 17. Department of Geography Publication series, University ofWaterloo, Waterloo, Ontario. Canada.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.