Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПАО «АЭРОФЛОТ»: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПАО «АЭРОФЛОТ»: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4229
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИНАМИКА / ЛИКВИДНОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Анастасия Валерьевна

В статье автор ставит перед собой цель формирование путей совершенствования финансового состояния ПАО «Аэрофлот» с учетом развития цифровизации экономики. Для достижения поставленной цели автором проведен финансовый анализ корпорации, выявлены актуальные проблемы её финансового состояния и рассмотрены преимущества применения цифровых технологий в менеджменте. Финансовый анализ в рамках данной работы включает в себя горизонтальный и вертикальный анализ, оценку ликвидности и рентабельности, определение типа финансовой устойчивости организации и многое другое. Итогом статьи является выявление путей совершенствования финансового состояния ПАО «Аэрофлот» с использованием цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ANALYSIS OF PJSC "AEROFLOT": TOPICAL PROBLEMS OF THE FINANCIAL CONDITION AND WAYS TO SOLVE THEM

In the article, the author sets himself the goal of forming ways to improve the financial condition of PJSC Aeroflot, taking into account the development of digitalization of the economy. To achieve this goal, a financial analysis of the corporation was carried out, topical problems of its financial condition were identified, and the advantages of using digital technologies in management were considered. Financial analysis in this paper includes horizontal and vertical analysis, liquidity and profitability, determining the type of financial institution and much more. The result is an amazing identification of ways to improve the financial condition of PJSC Aeroflot using digital technologies.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПАО «АЭРОФЛОТ»: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Финансовый анализ ПАО «Аэрофлот»: актуальные проблемы финансового состояния

и пути их решения

Financial analysis of PJSC "Aeroflot": topical problems of the financial condition and ways

to solve them

Алексеева Анастасия Валерьевна

Магистрант 1 курса Факультет Экономики и управления Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

Конева-36-37 e-mail: 89029660601@list.ru

Alekseeva Anastasia Valerievna

Master student 1 term Faculty of Economics and Management Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

Koneva-36-37 e-mail: 89029660601@list.ru

Аннотация.

В статье автор ставит перед собой цель формирование путей совершенствования финансового состояния ПАО «Аэрофлот» с учетом развития цифровизации экономики. Для достижения поставленной цели автором проведен финансовый анализ корпорации, выявлены актуальные проблемы её финансового состояния и рассмотрены преимущества применения цифровых технологий в менеджменте. Финансовый анализ в рамках данной работы включает в себя горизонтальный и вертикальный анализ, оценку ликвидности и рентабельности, определение типа финансовой устойчивости организации и многое другое. Итогом статьи является выявление путей совершенствования финансового состояния ПАО «Аэрофлот» с использованием цифровых технологий.

Annotation.

In the article, the author sets himself the goal of forming ways to improve the financial condition of PJSC Aeroflot, taking into account the development of digitalization of the economy. To achieve this goal, a financial analysis of the corporation was carried out, topical problems of its financial condition were identified, and the advantages of using digital technologies in management were considered. Financial analysis in this paper includes horizontal and vertical analysis, liquidity and profitability, determining the type of financial institution and much more. The result is an amazing identification of ways to improve the financial condition of PJSC Aeroflot using digital technologies.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, финансовый анализ, цифровизация, цифровые технологии, максимизация прибыли, финансовое состояние, динамика, ликвидность, рентабельность.

Key words: financial management, financial analysis, digitalization, digital technologies, profit maximization, financial condition, dynamics, liquidity, profitability.

На сегодняшний день финансовый анализ является основой финансового менеджмента компании. В свою очередь важность финансового менеджмента трудно переоценить, т.к. он позволяет максимизировать прибыль благодаря выработке эффективной финансовой политики. Также финансовый анализ играет важнейшую роль в принятии управленческих решений, которые, в свою очередь, оказывают влияние на общее развитие организации.

Финансовый анализ - это система инструментов, направленных на исследование хозяйственной деятельности организации, которая нацелена на получение определенных финансовых результатов и находится в зависимости от субъективных и объективных факторов [5].

Данная система широко освящена как в отечественной (Жилкина А. Н., Куприянова Л. М., Турманидзе Т. У. и т. д.), так и в зарубежной литературе (Л. А. Бернстайн, Б. Грэхем, Э. Рис и т. д.). Однако, описание финансового анализа на конкретном примере несет в себе не только практическую значимость для конкретной

организации (получаемые выводы способствуют повышению эффективности финансового менеджмента), но и более глубокую научную проработку данной темы.

Методика финансового анализа включает в себя:

• горизонтальный и вертикальный анализ активов и пассивов;

• распределение активов и пассивов по группам ликвидности;

• соотношение активов и пассивов по группам ликвидности;

• оценка ликвидности и платежеспособности;

• анализ величины источников средств и показателей обеспеченности запасов и затрат;

• определение типа финансовой устойчивости;

• анализ относительных показатели финансовой устойчивости;

• выявление динамики финансовых результатов;

• анализ деловой активности;

• оценка рентабельности;

• комплексная оценка финансового состояния;

• оценка риска банкротства;

• анализ показателей эффективности использования активов и определение их кругооборота и т.д.

Финансовый анализ публичных акционерных обществ (далее - ПАО) актуален тем, что такие

предприятия в подавляющем большинстве случаев осуществляют свою деятельность в рамках национальных целей. Соответственно, определение проблем устойчивости ПАО является залогом обеспечения стабильности развития государства в целом.

Для исследования выбрано именно ПАО «Аэрофлот», т.к. выбранная организация является лидером авиаперевозок в Российской Федерации («национальным авиаперевозчиком»), а также регулярно представляет в открытом доступе отчетность, обладающую обширной структурой статей баланса. Период исследования: 20172019 гг.

Финансовый анализ следует начинать с выявления динамики валюты баланса ПАО «Аэрофлот» в рамках указанного периода. Так в 2018 году валюта баланса организации имеет отрицательное значение: по сравнению с 2017 годом итоговое значение снизилось на 7% (или на 12 854 325 тыс. руб.). Однако, уже в следующем периоде отмечается положительная тенденция: рост валюты баланса в 2019 году по сравнению с 2018 составил 16% (или 27 279 841 тыс. руб.).

Горизонтальный и вертикальный анализ активов и пассивов ПАО «Аэрофлот» позволил проанализировать соотношение разделов баланса за период 2017-2019 гг. Преобладающими активами в структуре баланса ПАО «Аэрофлот» в течение всего периода исследования являются оборотные активы, преобладающими пассивами - краткосрочные обязательства. В 2018 году внеоборотные активы увеличились на 42,67%, а в 2019 году сократились на 3,17%. Динамика оборотных активов также непостоянна: по сравнению с 2017 годом в 2018 году произошло сокращение на 15,81%, а в 2019 году наблюдается незначительное увеличение - на 1, 99%.

В исследуемом периоде наблюдается уменьшение капиталов и резервов за все периоды исследования. С 2017 по 2018 год оно составило 17,72%, но уже на следующий год сократилось практически полностью и составило 0,15%. Долгосрочные обязательства в 2018 году по сравнению с 2017 снизились на 23,34%, но уже к 2019 году немного возросли - на 2,98%.

Рост краткосрочных обязательств в 2018 году составил 17,45%, однако в 2019 году по сравнению с 2018 годом происходит незначительное уменьшение, которое составляет 0,14%.

Наибольший удельный вес среди активов баланса ПАО «Аэрофлот» во всех исследуемых периодах занимает дебиторская задолженность (изменения в пределах 2-3%). В 2017 году одним из «лидеров» являлись денежные средства и денежные эквиваленты, занимая 18,48% активов. Однако в 2018 и 2019 годах эта статья падает и одной из основных статей становится дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Её значение находится на приблизительно одинаковом уровне, также, как и удельный вес финансовых вложений за все исследуемые периоды.

В 2017 и 2018 годах в структуре пассивов баланса ПАО «Аэрофлот» преобладали такие статьи, как нераспределенная прибыль, кредиторская задолженность и оценочные обязательства со сроком погашения менее чем 12 месяцев после отчетной даты. При чем в обоих отчетных периодах наибольший удельный вес занимает кредиторская задолженность, демонстрируя при этом в течении данных 2-х лет положительную динамику роста (около 22%). Однако в 2019 году удельный вес заемных средств увеличивается и данная статья по итогам 2019 года становится одной из основных в структуре пассивов исследуемого баланса.

Таким образом, горизонтальный и вертикальный анализ активов и пассивов ПАО «Аэрофлот» за исследуемый период позволил выявить наиболее серьезные изменения в динамике показателей:

• резкое сокращение нематериальных активов в 2018 году на 41,36% (28 879 тыс. руб.) и резкое увеличение в 2019 году - на 1227,15% или 502 467 тыс руб.;

• снижение займов, предоставляемых организациям на срок более 12 месяце на 71,63% (или 2 382 552 тыс. руб.) в 2018 году и значительный рост в 2019 году на 237,07%, что составляет 2 237 219 тыс. руб. (т.е. происходит возврат к показателям 2017 года);

• отрицательная динамика авансов, выданных под капитальные вложения в основные средства, приобретения внеоборотных активов: в 2018 году составила 97,55%, в 2019 - 32,90%;

• появление финансовых вложений с 2018 года;

• появление прочих краткосрочных финансовых вложений в 2019 году;

• отрицательное значение статьи пассивов «Собственные акции, выкупленные у акционеров» (7 039 736 тыс. руб.);

• отсутсвие динамики у резерного капитала;

• взаимозаменяемые уменьшение и увеличение в 2018 и 2019 годах соответвенно по статье нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет (уменьшение на 90,17%, последующий рост составил 89,08%);

• значительный рост отложенных налоговых обязательств в 2019 году, который составляет 144,63% или 815 810 тыс. руб.;

• появление в 2019 году кредитов банков, подлежащих погашению менее чем через 12 месяцев после отчетной даты;

• значительный рост доходов будущих периодов в 2019 году после снижения данного показателя в 2018 году: рост в 2019 году составил 201% или 723 041 тыс. руб.

При распределении активов и пассивов по группам ликвидности выявлены следующие тенденции [1]:

• резкое увеличение наиболее ликвидных активов в 2018 году и резкое уменьшение в 2019;

• уменьшение быстро реализуемых активов в 2018 году с последующим восстановлением и увеличением их значения в 2019;

• положительная динамика медленно реализуемых и трудно реализуемых активов;

• положительная динамика наиболее срочных обязательств;

• отсутствие краткосрочных обязательств в 2017 и 2018 годах, появление только в 2019 году;

• уменьшение долгосрочных обязательств и постоянных пассивов в 2018 году и их незначительное увеличение в 2019 году.

Анализ соотношения активов и пассивов баланса по группам ликвидности показал, что ситуация в ПАО «Аэрофлот» одинакова во всех исследуемых периодах: соблюдаются все нормативные неравенства за исключением первого, т.е. А1<П1. Данная ситуация характерна для большинства российских компаний в связи с риском обесценения денег и невыгодностью быстрого погашения кредиторской задолженности. В связи с тем, что все остальные неравенства соблюдены, можно говорить о том, что баланс ПАО «Аэрофлот» ликвиден [3].

Оценка ликвидности и платежеспособности по относительным показателям позволила сделать следующие выводы:

• коэффициент текущей ликвидности по всем исследуемым периодам ниже рекомендуемого значения (уменьшение в 2018 году и незначительный рост в 2019), что говорит о том, что краткосрочные обязательства ПАО «Аэрофлот» недостаточно обеспечены активами;

• коэффициент критической ликвидности достигает рекомендуемого значения по всем исследуемым периодам (незначительное увеличение показателя в 2018 году и уменьшение в 2019), а это значит, что объем краткосрочных обязательств, которые могут быть погашены за счет имеющихся у ПАО «Аэрофлот» денежных средств и краткосрочных финансовых вложений соответствует норме;

• коэффициент абсолютной ликвидности значительно меньше рекомендуемого значения по всем исследуемым периодам (прослеживается значительное увеличение показателя в 2018 году и уменьшение в 2019), что говорит о недостаточных возможностях ПАО «Аэрофлот» в перспективе при своевременном проведении расчетов с дебиторами;

• коэффициент общей ликвидности меньше рекомендуемого значения по всем исследуемым периодам (существует положительная динамика роста показателя по всем периодам, однако до нормативного значения все еще далеко), из чего можно сделать вывод, что у ПАО «Аэрофлот» существуют проблемы с ликвидностью баланса.

Таким образом, в ПАО «Аэрофлот» только один из относительных показателей ликвидности и платежеспособности находится в норме.

Анализ величины источников средств и показателей обеспеченности запасов и затрат показал:

• отрицательные значения собственных оборотных средств в 2018 и 2019 годах;

• значительное уменьшение функционального капитала в 2018 году и незначительное увеличение в 2019

году;

• отрицательная динамика величины источников формирования запасов и затрат по всем исследуемым периодам (с учетом того, что данный показатель отрицателен во всех годах);

• излишек собственных оборотных средств в 2017 году и недостаток в 2018 и 2019 годах;

• излишек функционального капитала в 2017 году и недостаток в 2018 и 2019 годах;

• недостаток величины источников формирования запасов и затрат по всем периодам исследования.

Таким образом, можно сделать вывод, что в 2017 году ПАО «Аэрофлот» обладало абсолютной

финансовой устойчивостью, а в 2018 и 2019 годах имеет кризисное финансовое состояние [1].

Анализ относительных показателей финансовой устойчивости позволил сделать следующие выводы:

• коэффициент автономии (независимости) во всех исследуемых периодах не достигает рекомендуемого значения (наиболее близко значение в 2017 году, далее отмечается снижение в 2018 году с сохранением значения

в 2019 году), что говорит о недостаточной доли формирования активов за счет собственного капитала ПАО «Аэрофлот» [4];

• коэффициент финансирования невозможно оценить в 2017 и 2018 году из-за отсутствия у ПАО «Аэрофлот» в данных периодах заемного капитала, в 2019 году данный показатель превышает рекомендуемый порог, что говорит о приемлемом соотношении между собственным капиталом и привлеченными заемными средствами компании [4];

• коэффициент финансовой зависимости равен 0 в 2017 и 2018 году из-за отсутствия у ПАО «Аэрофлот» в данных периодах заемного капитала, в 2019 году данный показатель отвечает рекомендуемому значению, а это значит, что прослеживается допустимая степень зависимости компании от привлеченных заемных средств [4];

• коэффициент финансовой устойчивости во всех исследуемых периодах не достигает рекомендуемого значения (в 2018 году отмечается снижение с сохранением значения в 2019 году), что говорит о недостаточной доли формирования активов ПАО «Аэрофлот» за счет долгосрочных источников [4];

• коэффициент финансового рычага (финансовый леверидж) равен 0 в 2017 и 2018 году из-за отсутствия у ПАО «Аэрофлот» в данных периодах заемного капитала, в 2019 году данный показатель отвечает рекомендуемому значению, а это значит, что в компании прослеживается допустимый уровень финансовой активности по привлеченным заемным средствам [4];

• коэффициент (индекс) постоянного актива по всем исследуемым периодам отвечает рекомендуемому значению (наименьшим значение было в 2017 году, далее отмечается приближение к выходу из нормативного пространства данного показателя), что говорит о допустимой доли собственного капитала ПАО «Аэрофлот», направляемого на формирование внеоборотных активов [4];

• коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами достигает нормативного значения лишь в 2017 году, что говорит о приемлемой доли формирования оборотных активов за счет собственного капитала в ПАО «Аэрофлот», в последующих периодах показатель принимает отрицательное значение, что сигнализирует о нарушении описанного соотношения [4].

Динамика финансовых результатов деятельности ПАО «Аэрофлот» показывает, что чистая прибыль ПАО «Аэрофлот» снизилась в 2018 году по сравнению с 2017 годом более чем на 90%. В 2019 году чистая прибыль выросла на 89% по сравнению с 2018 годом, однако для первоначального значения 2017 года этот рост является весьма незначительным.

Если смотреть на динамику выручки и себестоимости, то можно увидеть, что оба показателя находятся в положительной динамике по всем исследуемым периодам: рост выручки в 2018 году и 2019 году составил 13% и 9,33% соответственно, рост себестоимости в 2018 году и в 2019 году составил 24,84% и 8,66% соответственно.

Иначе же обстоит дело с показателями валовой прибыли, прибыли (а в данном случае убытка) от продаж и прибыли до налогообложения. Если посмотреть на график, можно увидеть, что тенденция их снижения пропорциональна. По всем исследуемым периодам отмечается убыток от продаж, который очень сильно увеличился в 2018 году по сравнению с 2017 годом (2418,54%) и слегка уменьшился в 2019 году по сравнению с 2018 годом (на 4, 71%).

В связи с этим можно сделать вывод, что влияние на резкое уменьшение чистой прибыли ПАО «Аэрофлот» оказало резкое увеличение убытка от продаж. Незначительный рост в 2019 году обеспечивается как за счет сокращения убытков от продаж, так и за счет роста выручки и себестоимости.

Анализируя показатели деловой активности ПАО «Аэрофлот» можно выделить следующие тенденции:

• ежегодное уменьшение периодов оборота активов, оборотных средств, денежных средств (самая значительная отрицательная динамика: 35,5% и 64,2% в 2018 и 2019 годах соответственно), дебиторской задолженности и кредиторской задолженности [3];

• неизменность периодов оборота запасов (как по выручке, так и по себестоимости) [3];

• положительная динамика коэффициентов оборачиваемости активов, оборотных средств, денежных средств (также самая значительная положительная динамика: 55,04% и 179,32% в 2018 и 2019 годах соответственно), дебиторской задолженности, кредиторской задолженности [3].

Таким образом, по большинству показателей деловой активности ПАО «Аэрофлот» показывает хорошие результаты, т.к. большая часть коэффициентов находится в положительной динамике, а это значит, что величина выручки на 1 рубль того или иного имущества с каждым годом становится все больше, а также что предприятие с каждым годом расплачивается со своими долгами быстрее.

Оценка рентабельности ПАО «Аэрофлот» в период 2017-2019 гг. сводится к следующим закономерностям:

• постоянная значительная отрицательная динамика рентабельности продукции (92,13% и 98,26% в 2018 и 2019 годах соответственно), что говорит о постоянном снижении размера чистой прибыли на 1 рубль себестоимости в течение исследуемого периода [3];

• отрицательные значения показателя рентабельности продаж по всем исследуемым периодам (т.к. операционная прибыль, т.е. разность между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами, отрицательна по всем исследуемым периодам), а также резкое уменьшение показателя в 2018 году - на 2128,87%; рост показателя в 2019 году по сравнению с 2018 годом составил всего лишь 12,84%; это говорит об уменьшении доли прибыли от продаж в структуре выручки [3];

• отрицательные значения показателя рентабельности активов по всем исследуемым периодам (т.к. прибыль (убыток) от продаж отрицательна по всем исследуемым периодам), а также резкое уменьшение показателя в 2018 году - на 2607, 14%; рост показателя в 2019 году по сравнению с 2018 годом составил всего лишь 17,77%; это говорит об уменьшении размера операционной прибыли на 1 рубль активов [3];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• резкое снижение показателя рентабельности собственного капитала в 2018 году на 87,16%, рост показателя в 2019 году по сравнению с 2018 годом, составивший 63,4% является незначительным при сравнении с 2017 годом; это говорит об уменьшении размера чистой прибыли на 1 рубль собственного капитала [3];

• резкое снижение показателя рентабельности внеоборотного капитала в 2018 году на 92,56%, рост показателя в 2019 году по сравнению с 2018 годом, составивший 68,49% является незначительным при сравнении с 2017 годом; это говорит об уменьшении размера чистой прибыли на 1 рубль внеоборотных активов [3];

• резкое снижение показателя рентабельности оборотных активов в 2018 году на 87,45%, рост показателя в 2019 году по сравнению с 2018 годом, составивший 59,96% является незначительным при сравнении с 2017 годом; это говорит об уменьшении размера чистой прибыли на 1 рубль оборотных активов [3];

• резкое снижение показателя рентабельности заемного капитала в 2018 году на 90,66%, рост показателя в 2019 году по сравнению с 2018 годом, составивший 63,01% является незначительным при сравнении с 2017 годом; это говорит об уменьшении размера чистой прибыли на 1 рубль заемного капитала [3];

• отрицательные значения показателя рентабельности производства по всем исследуемым периодам (прибыль от продаж отрицательна по всем исследуемым периодам), а также резкое уменьшение показателя в 2018 году - на 1917,46%; рост показателя в 2019 году по сравнению с 2018 годом составил всего лишь 12,3%; это говорит об уменьшении размера прибыли от продаж на 1 рубль себестоимости [3].

В рамках работы проведена комплексная оценка финансового состояния ПАО «Аэрофлот» за выбранный период. Можно заметить, что в 2017 году ПАО «Аэрофлот» можно отнести ко 2 классу финансового состояния (75,408 баллов), что говорит о нормальном финансовом состоянии компании; финансовые показатели ПАО «Аэрофлот» в целом находятся близко к оптимальным, но по отдельным коэффициентам допущено некоторое отставание; ПАО «Аэрофлот» в данном периоде является обычно рентабельной организацией [1].

В 2018 и 2019 гг., судя по расчетам, ПАО «Аэрофлот» относится уже к 3 классу финансового состояния (по 65,2 балла в каждом периоде), а это значит, что финансовое состояние ухудшилось по сравнению с 2017 годом и по данным периодам его можно оценить, как среднее [1].

Риск банкротства ПАО «Аэрофлот» проводился по пятифакторной модели Альтмана для компаний, чьи акции котируются на бирже [4]. Получились следующие результаты:

2017 год: Ъ = 2,23

2018 год: Ъ = 0,2

2019 год: Ъ = 0,68

Можно сделать вывод, что в 2017 году средняя вероятность банкротства ПАО «Аэрофлот» составляла 35-50%. В 2018 и 2019 году ситуация ухудшается, в связи с этим растет вероятность банкротства предприятия -в данных периодах она составляет 80-100%.

Анализ показателей эффективности использования основных средств ПАО «Аэрофлот» показал:

• относительную стабильность показателя фондоотдачи, что говорит о поддержании ПАО «Аэрофлот» эффективности использования основных средств организации в период 2017-2019 гг. [2];

• относительную стабильность показателя фондоемкости, что говорит о стабильности суммы основных средств предприятия, приходящейся на 1 рубль полученной выручки за весь исследуемый период [2];

• положительную динамику фондовооруженности за весь исследуемый период, в связи с чем можно предположить, что в ПАО «Аэрофлот» происходит замещение живого труда техникой, ликвидация ручных процессов, повышение степени механизации деятельности [2];

• значительное сокращение фондорентабельности в период 2017-2019 гг., в связи с чем можно предположить, что ПАО «Аэрофлот» внедряет новые услуги или осваивает новую технологию. Это требует инвестиций в основные фонды, отдача от которых происходит не сразу [2].

Анализ показателей эффективности использования оборотных активов ПАО «Аэрофлот» выявил:

• положительную динамику коэффициента оборачиваемости по всем исследуемым периодам, что говорит о росте величины выручки от реализации продукции на 1 рубль вложенных активов [2];

• постоянное уменьшение длительности оборота в течении 2017-2019 гг., что говорит о том, что компании необходимо меньше ресурсов для финансирования своих оборотных активов [2];

• отрицательную динамику коэффициента загрузки оборотных средств, что свидетельствует об оптимальном режиме использования оборотных средств, эффективной работе компании [2].

Оценка кругооборота оборотных средств ПАО «Аэрофлот» позволяет заметить следующие тенденции:

• сокращение длительности операционного цикла в динамике говорит о том, что капитал, вложенный в оборотные активы, совершает больше оборотов, в связи с чем компания генерирует большую прибыль при прочих равных условиях [2];

• незначительное увеличение длительности производственного цикла может привести к незначительному увеличению потребности в финансовых ресурсах [2];

• сокращение длительности финансового цикла говорит об улучшении финансового состояния ПАО «Аэрофлот», повышении эффективности управления кредиторской, дебиторской задолженностью и оборотными активами, увеличении платежеспособности и ликвидности [2].

Таким образом, управление активами ПАО «Аэрофлот» в целом позволяет поддерживать стабильный уровень эффективности их использования. Компания стремится к формированию новых активов, а также модернизации существующих объектов для увеличения прибыли.

На основе проведенного анализа можно выявить круг проблем финансового состояния ПАО «Аэрофлот»:

1. Сокращение капитала и резервов с одновременным ростом краткосрочных обязательств говорит о неэффективном распределении ресурсов и ухудшении финансовой устойчивости организации.

2. Ухудшение платежеспособности органнизации в следствие сокращения объема денежных средств и денежных эквивалентов.

3. Неэффективная политика формирования резервов (отсутвие динамики данной статьи в балансе).

4. Краткосрочные обязательства ПАО «Аэрофлот» недостаточно обеспечены активами.

5. Недостаточность возможностей ПАО «Аэрофлот» в своевременных расчетах с дебиторами в перспективе.

6. Проблемы с ликвидностью баланса ПАО «Аэрофлот».

7. Сохранение кризисного типа финансовой устойчивости.

8. Недостаточность доли формирования активов за счет собственного капитала и за счет долгосрочных источников.

9. Резкое снижение прибыли ПАО «Аэрофлот», что вместе с неэффективным распределение ресурсов приводит к снижению рентабельности ПАО «Аэрофлот».

10. Увеличение риска банкротства ПАО «Аэрофлот».

11. Рост (хоть и незначительный) потребности ПАО «Аэрофлот» в финансовых ресурсах.

В общем виде преодоление перечисленных проблем сводится к решению задач по формированию резервов, реформированию финансовой стратегии (структура займов, условия выдачи займов, приоритетность источников финансирования и т.д.), повышению ликвидности и рентабельности, а также внедрению риск-менеджмента.

Однако, в современных условиях глобализации и цифровизации процессов, в т. ч. и в финансовом менеджменте, наибольшей действенностью обладает применение цифровых технологий. Их применение имеет ряд преимуществ]:

• автоматизация процессов прогнозирования, планирования и принятия решений финансовыми менеджерами [6];

• оптимизация инвестиционной деятельности посредством всестороннего учета специфики отдельной организации, потребностей рынка, условия использования капитала и других факторов [6];

• повышение оперативности анализа информации [6];

• гибкая система повышения квалификации кадров [6];

• повышение производительности за счет сокращения времени, необходимого для установления контактов со стейкхолдерами и для структуризации деятельности как внутри компании, так и с клиентами [6].

На сегодняшний день ПАО «Аэрофлот» активно вводит инструменты цифровой экономики в свою основную деятельность: активно развивается веб-сайт, происходит переориентация на мобильные устройства, создана система автоматизированного аэропорта, используются роботизация, искусственный интеллект и

облачные технологии, усиливается киберзащита, создан центр инноваций и многое другое. Все это оказывает влияние на позиционирование и привлечение клиентов [7]. Однако, в данном случае возникает вопрос об использовании цифровых технологии в области финансового менеджмента.

Таким образом, в связи с выявленной проблематикой финансового состояния ПАО «Аэрофлот» и с учетом развития цифровых технологий в финансовом менеджменте можно определить следующие пути свершенствования корпорации:

1. Применение возможностей искусственного интеллекта для отслеживания соотношений между капиталом и обязательствами, активами и обязательствами, активами и капиталом, прибылью и ресурсами и т.д., а также поддержания необходимого уровня имеющихся в организации денежных средств и денежных эквивалентов. Сохранение оптимальных значений между указанными разделами баланса позволит сохранять финансовую устойчивость, при этом оперативно реагировать на влияние тех или иных факторов.

2. Использование специальных технологий и аналитических методов в системе «Big Data», которые позволят сформировать наиболее оптимальные пути формирования резервов корпорации. Данные инструменты позволят с «наименьшими потерями» в заданные сроки сформировать устойчивый запас финансовых активов.

3. Формирование индикативной системы отслеживания коэффициентов ликвидности. Владение информацией по различным коэффициентам ликвидности позволит не только видеть возникающие проблемы системно, но и устанавливать взаимосвязи между процессами, приводящими к той или иной проблеме.

4. Использование возможностей нейросетей для подбора наиболее оптимального источника срочного привлечения финансовых ресурсов. Данная система позволит одновременно учитывать и особенности запроса на ресурсы, и особенности предоставления ресурсов.

5. Формирование корпоративной сети с дебиторами (кредиторами), используя возможности современных мессенджеров. Внедрение неформальных инструментов в формальное общение позволит не только владеть информацией, но и строить прогнозы в финансовой стратегии корпорации.

6. Использование автоматизированной системы риск-менеджмента (например, «Risk Defender»), которая позволит максимизировать прибыль в следствие профилактики возникновения и уменьшения ущерба от возникших рисков, а также предотвращать риск банкротства.

Проведенный финансовый анализ ПАО «Аэрофлот» позволяет сделать вывод о важности подобных расчетов и их толкования для формирования стратегии устойчивого развития корпорации. С одной стороны, ПАО «Аэрофлот» - это признанный лидер области, постоянно развивающийся хозяйствующий субъект, использующий современные технологии для наращивания своих мощностей. А с другой - внутри организации существуют проблемы финансовой устойчивости, которые при отсутствии грамотной политики их преодоления в перспективе могут привести к прекращению деятельности. Все это позволяет увидеть именно финансовый анализ: и проблемы, существующие продолжительное время (отсутствие сформированных резервов), и проблемы, которые только начинают проявляться (рост потребности в финансовых ресурсах).

Цифровизация экономики на сегодняшний день имеет большое количество преимуществ для предприятия. Экономия ресурсов и времени, автоматизация процессов, оперативность реагирования на изменения как во внешне, так и во внутренней среде - все это позволяет улучшать финансовые результаты предприятия.

В связи с этим можно сделать вывод, что финансовый анализ вместе с применением цифровых технологий учета, прогнозирования и планирования составляют основу эффективного финансового менеджмента.

Представленные в работе пути совершенствования финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот» имеют место быть и как часть действующих в организации систем, и как абсолютно новые программные продукты. Первостепенным в данном случае будет являться грамотная «увязка» конкретных полученных результатов с обширными современными цифровыми возможностями.

Список используемой литературы:

1. Жилкина, А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 285 с.

2. Куприянова, Л. М. Финансовый анализ: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 157 с.

3. Литовченко В. П. Финансовый анализ: учебное пособие. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 215 с.

4. Турманидзе, Т.У. Финансовый анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 288 с.

5. Сафина, В. Р. Применение методики финансового анализа в процессе анализа финансовых результатов / В. Р. Сафина // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - Москва, 2019. - N 2. - С. 448-454.

6. Скрыпник, Д. В. Влияние цифровых технологий на организацию финансового менеджмента и формирование финансовой политики организации / Д. В. Скрыпник // Наука и современное общество: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза, 2021. - С. 78-81.

7. Аэрофлот. Информационные технологии и инновации [Электронный ресурс]. - URL: http://ar2021.aeroflot.ru/reports/aeroflot/annual/2019/gb/Russian/203535/.html

8. Аэрофлот. Центр отчетности. Финансовая отчетность. РСБУ [Электронный ресурс]. - URL: https://ir.aeroflot.ru/reporting/financial-results/ras/

9. Bernstein, Leopold A., Wild, John J. (Eds.). Financial statement analysis : theory, application, and interpretation. - Boston, Mass. : Irwin/McGraw-Hill, 1998. - 864 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.