возникать в короткие промежутки времени. Ожидание указаний сверху может быть губительным, здесь нужна инициатива подчиненного в рамках решения общей задачи.
Принцип твердости и настойчивости в реализации принятых решений заключается в проявлении командующими волевых качеств, направленных на обеспечение личной устойчивости от внешних и внутренних воздействий; умении доводить до конца принятые решения и планы; готовности приложить все усилия, чтобы подчинить свои действия и действия войск достижению поставленной цели, иногда вопреки побуждениям, непосредственно действующим в настоящее время.
Принцип оперативного реагирования на изменение обстановки заключается в своевременном принятии командующими, штабами и другими органами управления решений и постановке ими задач подчиненным органам управления и войскам, обеспечивающим их подготовку к действиям но различным вариантам нормально складывающейся обстановке.
Принцип гибкости обязывает предусматривать возможность маневра, использования тех средств, форм и методов управления, которые в наибольшей мере отвечают специфике изменившейся ситуации, чтобы обеспечить продвижение к намеченной цели даже при возникновении неблагоприятных условий, непредвиденных обстоятельств и осложнений.
Принцип личной ответственности командующих за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач заключается в сознательном соблюдении командующими морально-этических норм, которые не противоречат принятым человеческим ценностям и исключают достижение целей любыми способами и, а также в осуществлении ими контроля за выполнение подчиненными органами управления и войсками принятых норм и правил.
Использованные источники: 1.Черных В.А. Законы и закономерности военного управления // Военная Мысль. 2006. № 6. С. 41.
2.Нужна современная и компактная армия // Российское военное обозрение. 2011. №1. С.22.
Кашина А.О. студент КУБГАУ 3 курс, факультет «Финансы и кредит»
Россия, г. Краснодар Блохина И.М., кандидат экономических наук
доцент ВАК
ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Аннотация: В статье рассматриваются современные финансовые вопросы охраны окружающей среды в Российской Федерации, механизмы их
регулирования, возможность и перспективы развития таких внебюджетных источников поступления денежных средств на природоохранные цели, как внебюджетные экологические фонды и экологическое страхование предприятий.
Ключевые слова: финансирование охраны окружающей среды, юридические требования к природопользованию, составляющие охраны окружающей среды, механизмы регулирования финансирования охраны окружающей среды в РФ, внебюджетные экологические фонды, экологическое страхование предприятий.
The article examines the current financial issues of environmental protection in the Russian Federation, the mechanisms of their regulation, the possibility and prospects of development of such extra-budgetary sources of funds for environmental purposes, as extra-budgetary environmental funds and environmental insurance companies.
Keywords: financing of environmental protection, legal requirements related to environment, components of environment, the regulatory mechanisms of financing environmental protection in the Russian Federation, extra-budgetary environmental funds, environmental insurance companies.
В последние десятилетия, в эпоху глобального технического превосходства, началось необратимое изменение природы, стали возникать опасные явления; в связи со всеобщим загрязнением среды проблема ее охраны из местных и незначительных выросла в международную проблему, поэтому в настоящее время развитые государства выдвинули охрану окружающей среды одним из наиболее важных аспектов развития человечества [1].
Под общим понятием охраны окружающей среды в современном обществе понимается огромный комплекс общих международных, общегосударственных и отдельных местных региональных документов, распоряжений, а также инструкций и общих стандартов. Такой пакет документов конкретизирует общие юридические требования для каждого пользователя природной среды - конкретного загрязнителя - и обеспечивает выполнение этих требований и распоряжений в ходе любой хозяйственной деятельности [2]. При этом должна использоваться личная заинтересованность потенциального загрязнителя или пользователя в выполнении всех этих конкретных мероприятий по сохранению природной среды. Только если все эти составляющие будут соответствовать друг другу по содержанию и формам развития, т. е. укладываться в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.
Охрана окружающей природной среды складывается из нескольких важных составляющих:
- во-первых, это правовая сторона этого вопроса. Только правовая форма имеет формулирующие научные экологические принципы в виде
юридических законов, распоряжений и свод правил обязательных для исполнения любым правовым хозяйствующим субъектам;
- во-вторых, наличие обязательной финансовой составляющей. Необходимость материального стимулирования природоохранной деятельности любого пользователя ресурсов страны и отдельного региона, объясняется в стимулировании заинтересованности выполнять все эти требования и сделать решение этой задачи экономически выгодной для любого субъекта РФ;
- и важная научно-техническая сторона. Необходимость постоянного внедрения инженерных разработок по этой проблематике, которые и будут разрабатывать основы природоохранной и ресурсосберегающих технологий, с использованием новейших достижений в мире научных изысканий.
И здесь, очевидно, проглядывается прямая взаимосвязь в регулировании рационального использования природных ресурсов государства и огромной системы по охране окружающей среды. Нормальное и достаточное финансирование данной сферы - важнейшее условие для решения всех настоящих экологических задач. Охрана окружающей среды государства в целом - самое затратное и финансово зависимое направление деятельности человека. Так, например, стоимость обязательных очистных сооружений при проектировании строительства нового предприятия может достигать и 45% от всей стоимости самого предприятия. Поэтому очевидно, что финансирование любых мероприятий по охране окружающей среды, по, так называемому, остаточному принципу в нашей стране - одна из важных причин того, что природа в нашем государстве находится в самом критическом состоянии.
К наиболее важным элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды в настоящее время относят: четкое планирование системы природопользования и охраны окружающей среды, поэтапное достаточное финансирование охраны окружающей среды, введение и привлечение платежей за любое использование природных ресурсов, экологическое страхование и развитие экономического государственного стимулирования для решения экологических проблем [3].
В данном механизме финансирования мероприятий по охране окружающей среды в Российской Федерации произошли за последнее время огромные изменения. Неэффективность предыдущей внедренной системы была доказана практически. Долгое время у нас основным источником вливания денежных средств оставался только государственный бюджет страны. Кроме этого, предприятия совсем не старались вкладывать собственные накопленные деньги, которые были просто необходимы в основном на модернизацию производства и капитальный ремонт природоохранных сооружений. Они просто несли малые текущие затраты,
связанные с постоянной эксплуатацией очистных водных установок, фильтров очистки воздуха и других аналогичных объектов, которые при этом старались еще и уменьшить. Вот как раз эти факторы - ограниченные возможности бюджета государства и, так называемая, обезличенность денежных вливаний - никак не могли решить нарастающие проблемы в огромной системе охраны окружающей среды. Объем этих вложений зависел только от ситуации в экономике государства на данный момент и никак не был увязан с конкретными потребностями каждого природопользователя в охране среды. Как показала практика, что получали финансирование от государства практически всегда те, кто сумел «пробить» это денежное вливание, а не те, кто действительно в этом нуждался.
Целью нового, разработанного механизма финансирования природоохранной деятельности человека является развитие прямых и косвенных методов государственного и правового регулирования на необходимые природоохранные цели, с использованием не только средств из федерального бюджета, но с привлечением бюджетов субъектов РФ, а также местного бюджета. Однако этого оказалось недостаточно для решения такой важной государственной проблемы, поэтому и возникла проблема поиска дополнительных источников финансирования. Необходимо отметить, что многочисленные международные экономические проекты требуют доскональной и дорогостоящей экологической экспертизы, которая давно приобрела внешнеполитическое значение, потребовала не только сложных технических согласований, но и серьезных международных переговоров [4].
Введение такого понятия, как платность всех используемых природных ресурсов - один из главных элементов этого нового механизма финансирования природохранной сферы, который будет ориентирован на возможные рыночные реформы. Платность природных ресурсов, несомненно, будет повышать материальную заинтересованность каждого субъекта РФ в сохранении природных ресурсов и в более их рациональном использовании.
В условиях тотального дефицита государственного бюджета и очень сложной экономической ситуации в мире, и в России постепенно стали появляться новые, внебюджетные источники поступления денежных средств на природоохранные цели. К ним можно отнести в первую очередь появление экологического страхования предприятий.
До определенного времени в Российской Федерации также были задействованы экологические фонды, которые существовали в 90-годы ХХ столетия и положительно себя зарекомендовали в качестве источников финансирования экологически значимых мероприятий [5].
Формирование таких современных фондов при поддержке государства являлось совершенно новым для российского экологического
права направлением в масштабном регулировании финансирования природоохранных мероприятий.
В соответствии с законодательством РФ финансовые поступления в такие экологические фонды формировались в первую очередь за счет:
- взимания регулярной платы за выбросы, сбросы загрязняющих токсических веществ в окружающую природную среду, размещение любых видов отходов и другие виды загрязнения. В общей сумме основа поступлений в эти фонды представляют именно платежи за загрязнение природы;
- поступления некоторых сумм, которые получали по искам о возмещении нанесенного общего вреда экологии, и денежных штрафов за экологические правонарушения;
- получения определенных денежных средств от реализации конфискованных технических средств для охоты и рыбалки, а также незаконно добытой с их помощью продукции;
- полученных в виде регулярных дивидендов процентов по узким вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и иных юридических лиц;
- инвалютных поступлений от иностранных юридических лиц и граждан.
Таким образом, основным финансовым источником формирования экологических фондов являлись регулярные платежи за общее загрязнение окружающей природной среды [6]. Внебюджетные экологические фонды в настоящее время успешно концентрировали в себе финансовые потоки из других источников и перераспределяли их для осуществления различной природоохранной деятельности, а также и для дальнейшего стимулирования деятельности природопользователя любого субъекта РФ.
Можно определить основные направления расходования денежных средств из таких экологических фондов:
- проведение различных природоохранных мероприятий (например, строительство или реконструкция пылегазоочистных, водоочистных установок, защитных экранов и т.д.);
- осуществление взаимных расчетов природноохранной деятельности с другими предприятиями в конкретном субъекте РФ, а также с юридическими лицами и гражданами;
- участие в финансировании научных разработок для технологической реконструкции основных производственных процессов для предприятий особо загрязняющих природу, которое в дальнейшем приведет к общему значительному снижению загрязнений, выбросов и экологической нагрузке в целом на природную среду.
Существующие в настоящее время в нашей стране экологические фонды способствуют также развитию новых прогрессивных этапов финансирования охраны окружающей среды, таких как:
- вложение больших средств в формирование начального капитала строящихся предприятий, которые предусматривают в дальнейшем выпуск продукции природоохранного назначения,
- выдачу гарантий при поддержке государства коммерческим банкам по ссудам и большим кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.
Собственные средства для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды вправе использовать сами отдельные предприятия, учреждения и организации.
Экологическое же страхование как новый элемент экономического развития системы охраны природной среды - это способ защиты финансовых и имущественных интересов не только отдельных граждан и юридических лиц, но и государства в целом, в случае наступления масштабных неблагоприятных экологических последствий за счет денежных фондов, которые создаются страхователями.
Современный мир, конечно, не мыслим без огромных предприятий, которые производят продукцию, так необходимую для жизни человека. Анализ всего потенциала рынка использования экологического оборудования и услуг будет неполным без оценки финансовых возможностей основных субъектов - предприятий, компаний, регионов и отраслей.
Поэтому так необходимо формирование устойчивой системы финансирования природоохранной сферы и создания единого работающего механизма общего регулирования сферы использования природных ресурсов страны и мероприятий по охране окружающей среды, которые будут включать в себя основные звенья:
- финансирование различных жизненно необходимых экологических программ и природоохранных мероприятий из средств бюджетов различных уровней;
- развитие функциональной системы природоохранных фондов в каждой территориальной единице РФ, с привлечением инновационных экологических фондов субъекта и природоохранных фондов самого предприятия;
- развитие систем новых экологических банков;
- разработка методик привлечение денежных средств из фондов экологического страхования;
- привлечение международных средств из Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также любых иностранных
фондов, организаций и фирм, которые связаны с программой финансирования экологической сферы;
- наладка механизма обязательного использования собственных средств предприятий на природоохранные мероприятия.
Наличие финансовых ресурсов в системе охраны окружающей среды определяет возможности решения имеющихся ряда экологических проблем [7] . Но при этом, стало почти общим правилом недопустимое халатное отношение к окружающей среде со стороны самих предприятий. Руководители таких предприятий постоянно пытаются преуменьшить значение мероприятий по охране и защите окружающей среды, обойти всеми способами принятые обязательные принятые научные природоохранные нормативы под видом того, что производят продукцию первой необходимости.
Но нельзя при этом забывать, что самой первой необходимостью для любого человека должна быть та природная среда, в которой он живет. Даже в условиях жесткого финансового кризиса нельзя допустить, чтобы решение важных экологических проблем уходило на второй план. Недопустимо, также, и уменьшение финансовых ресурсов на различные природоохранные мероприятия и экологические проекты, так как количество и масштабы экологических проблем с расширением производственной деятельности постоянно увеличиваются.
К основным источникам финансирования охраны окружающей среды в РФ на сегодняшний день относятся:
- федеральный бюджет РФ;
- бюджеты субъектов РФ;
- местные бюджеты;
- собственные средства предприятий-загрязнителей;
- коммерческие банки;
- лизинговые компании;
- специальные инвестиционные фонды;
- добровольные взносы юридических лиц и граждан.
Согласно статье 17 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 28 декабря 2016 года) и в редакции, действующей с 1 января 2017 года [8], на сегодняшний день государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством:
- предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Но в настоящее время, в эпоху только рыночных отношений, бороться за окружающую среду лучше всего не только экономическими методами, но и созданием единой экологической культуры, с привлечением общественных экологических партий. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального использования всех природных ресурсов, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу необходимо продолжать.
Недостаточное финансирование может, в конце концов, привести к тому, что за финансовым и политическим кризисом в стране последует еще более серьезный кризис - экологический.
Использованные источники:
1.Пискулова, Н. Место экологии в мировой системе//Международные процессы. 2015. Том 13. № 3. С. 6-25.
2.Саркисов, О.Р. Экологическое право: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования / О.Р.Саркисов, Е.Л. Любарский. -5-е изд. переработанное и доп - Казань: Центр инновационных технологий, 2014. -335 с.
3.Бринчук, М.М. Планирование как правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны природы//Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 3 (29). С. 5-16. Научные сообщения.
4.Спицын, А.Г. Проблемы глобальной экологии в мировой политике XXI века// Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. № 23 (709). С.174-185.
5.Навасардова, Э. С. Экологические фонды как источники финансирования экологически-значимых мероприятий: историко-правовой анализ// Гуманитарные и юридические исследования. 2013. № 1. С.89-94. б.Чернявская, Н.В. Совершенствование системы экологических платежей в Российской Федерации// Вестник Челябинского государственного университета. 2009. 26. [Режим доступа]: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-sistemy-ekologicheskih-platezhey-v-rossiyskoy-federatsii
7.Бородин А.И. Управление предприятием и экология [Текст]: перспективы экомаркетинга и экоаудита / Бородин А.И. // Общественные науки и современность. 2012. №2. С.89-97.