Финансовые риски инвестиций в объекты искусства
Для инвестиционного рынка характерен поиск новых видов объектов инвестирования, которым могут быть присущи высокорисковые черты. К ним могут быть отнесены объекты тезаврации: золото и предметы коллекционного спроса. Их наличие в портфеле компании или банка позволяет не только диверсифицировать риски, но и обеспечить дополнительную доходность, опережающую некоторые показатели фондового рынка.
Конкуренция в банковской среде приводит к развитию новых услуг, которые постепенно переходят из сферы client entertainment в область серьезных инвестиционных перспектив. Происходит формирование институтов, которые специализируются на инвестициях в объекты тезаврации: инвестиционные фонды художественных ценностей и арт-биржи, которые есть в Китае и не так давно открылись в Европе. Другими участниками рынка являются эксперты, оценщики, страховые организации, образующие инфраструктуру рынка. Таким образом, можно говорить о формировании индустрии, услугами которой пользуются инвесторы во всём мире.
Можно дать несколько определений тезаврации1:
0 Изъятие драгоценных металлов, монет и банкнот из обращения с целью накопления, а не получения доходов, в ожидании роста их стоимости или получения прибыли в будущем;
0 Накопление драгоценных металлов (в виде слитков, монет, ювелирных изделий) частными владельцами в виде сокровища или страховых фондов;
0 Создание золотого запаса государства.
Из определений следует, что главными объектами тезаврации являются золото и драгоценные металлы.
Главное свойство объектов тезаврации - их способность сохранять свою ценность. Таким свойством обладают не только драгоценные металлы и изделия из них, но и предметы коллекционного спроса или антиквариат.
С.В. Щурина
УДК 339.7:330.322 ББК 65.268 Щ-981
1 Шестаков А.В. "Экономика и право: Энциклопедический словарь" М.: "Дашков и К". 2004. С. 316
9 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
65 Q
На основе ряда критериев, определённый объект можно отнести к антиквариату. В порядке значимости они могут быть соотнесены следующим образом2:
0 возраст (не менее 50 лет);
0 раритетность (редкость, уникальность вещи);
0 связанность с исторической эпохой или с историческими событиями (то есть насколько вещь отражает модные тенденции своей эпохи);
0 художественная (историческая, культурная) ценность;
0 материальная ценность.
Возрастной ценз (не менее 50-ти лет) характерен для российского законодательства, в США, например, предмет антиквариата должен быть изготовлен до 1830 года, в Канаде до 1847 года, а в Великобритании ему должно быть не меньше 100 лет. Следует выделить еще один критерий - наличие художественной (культурной) ценности. Еще одно важнейшее свойство объектов тезаврации коллекционного спроса - субъективное признание их ценности, не позволяющее унифицировать их систему оценки, что выступает главным препятствием для отнесения данных предметов к полноценным объектам инвестирования.
Если объекты тезаврации рассматривать как объекты инвестирования, то к ним относятся и произведения искусства, имеющие возраст менее пятидесяти лет, т.е. винтажные предметы, коллекционные вина, раритетные автомобили. Возраст не является критерием для определения стоимости объекта тезаврации - современное искусство может быть оценено на аукционе дороже старинного антикварного предмета и принести инвестору гораздо больше прибыли, согласно тенденциям на инвестиционных рынках.
Совокупность объектов тезаврации - это постоянно меняющаяся система. Объекты тезаврации обладают уникальным свойством - эмоциональной ценностью.
Инвестиции в объекты тезаврации относятся к группе финансовых инвестиций.
Финансовые инвестиции - вложение капитала в различные финансовые инструменты, прежде всего в ценные бумаги, а также активы других предприятий.3
При осуществлении финансовых инвестиций инвестор ставит перед собой цель увеличения своего финансового капитала в виде дивидендов или иных доходов. Финансовые инвестиции могут быть ориентированы на долгосрочные вложения, но зачастую имеют спекулятивный характер.
К финансовым инвестициям относятся вложения:
0 в акции, облигации, другие ценные бумаги, выпущенные предприятиями, государством и местными органами власти;
0 иностранные валюты;
2 Шестаков А.В. "Экономика и право: Энциклопедический словарь". М.: "Дашков и К". 2004. С. 317
3 Лахметкина Н.И. "Инвестиционная стратегия предприятия" 6-е изд., стер. М.: КНО-РУС. 2012. С. 14
^ 66
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2014
0 банковские депозиты;
0 объекты тезаврации.
Тезаврационные вложения связаны с видами самих объектов тезаврации и включают в себя:
0 вложения в золото, серебро, другие драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них;
0 вложения в объекты коллекционного спроса.
Отличительной особенностью инвестиций в объекты тезаврации является отсутствие текущего дохода по ним. Инвестор получает прибыль за счёт роста стоимости объектов, в которых были вложены средства, за счёт разницы между ценой покупки и продажи, таким образом, тезаврационные вложения обладают спекулятивным характером.
Финансовые риски - это опасность потенциальной возможности потерять ресурсы или недополучить доходы, по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данной сфере деятельности, а также вероятность получения дополнительного объёма прибыли, связанного с риском. Можно говорить о возможности отнесения финансовых рисков к группе спекулятивных рисков, которые в результате возникновения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Данная характеристика финансовых рисков говорит об их высокой вероятности проявления при инвестициях в объекты тезаврации.
Классификация финансовых рисков по основным признакам весьма обширна, однако можно выделить отдельные их виды, особо характерные для инвестиций в объекты тезаврации (см. таблицу 1)4.
Таблица 1
Классификация финансовых рисков, характерная для инвестиций в объекты
тезаврации
Признаки классификации финансовых рисков Виды финансовых рисков
1. По видам финансовых рисков налоговый, инвестиционный, неплатёжеспособности, криминогенный риски
2. По сфере возникновения риск, возникающий в экономической, финансовой, инвестиционной сферах
3. По комплексности исследования простой (не делится на подвиды) и сложный финансовый риск
4. 4. По источникам возникновения внешний и внутренний риск
4 Разработано автором.
9 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
67 ^
Признаки классификации финансовых рисков Виды финансовых рисков
5. По уровню финансовых последствий риск, влекущий только экономические потери; риск упущенной выгоды; риск, влекущий получение дополнительной прибыли
6. По степени воздействия управляемый и неуправляемый риск
7. 7. По характеру проявления во времени временный и постоянный финансовый риск; ретроспективный, текущий и перспективный риск
8. По оперативности реагирования на возникновение рисков риски, предоставляющие возможность быстро и без потерь перестроиться и не позволяющие перестроиться при изменениях в конъюнктуре рынка
9. По возможности предвидения прогнозируемый и непрогнозируемый финансовый риск
10. По возможности страхования страхуемый и не страхуемый финансовый риск
11. По степени ликвидности риски, связанные с неспособностью быстро продать активы без существенной потери в цене (при необходимости продажи объекта инвестирования)
Частные банки осознают потенциал рынка искусства как средства привлечения своих клиентов. Deutsche Bank и UBS стали крупнейшими спонсорами ярмарок искусства, включая Art Basel и Art Basel Miami, Frieze Art Fair и ARTHK (Hong Kong). Коммерческие банки предлагают искусство своим клиентам в качестве альтернативного актива. Данная услуга из сферы wealth management получила распространение в последние годы, однако её широкому внедрению мешают риски.
Респондентами данного опроса, проведенного Deloitte, стали 19 иностранных частных банков. Из рисунка видно, что в числе наиболее значимых рисков респонденты выделяются: отсутствие качественной экспертизы, недостаток информации о рынке и недостаточную регулируемость рынка. 61% опрошенных представителей частных банков считают недостаток прозрачности главным минусом, 72% считают, что рынок недостаточно регулируется; 50% считают, что сложно найти хорошую экспертизу; 39% представителей банков сказали, что оценить стоимость инвестиций просто, в отличие от оценки возвратных доходов.
^ 68
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2014
Рисунок 15
Наибольшие трудности, связанные с предложением клиентам арт-услуг
Работа с искусством как с активом, связана в банковской среде с направлением Client Entertainment, а взаимодействие с инвестиционными фондами художественных ценностей встречается крайне редко (см. рисунок 2).
Основные арт-услуги, предоставляемые банками
Рисунок 26
5 Art and Finance Report 2011. Сайт компании Deloitte. http://www.redprintdna.com/news/ deloitte-art-finance-report-2013-is-out/
6 Art and Finance Report 2011. Сайт компании Deloitte. http://www.redprintdna.com/news/ deloitte-art-finance-report-2013-is-out/
9 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
69 Q
Одним из направлений роста рынка инвестиций в искусство стало развитие деятельности инвестиционных арт-фондов в мире. Профессиональные инвесторы говорят о новом понятии инвестирования в SWAG (silver, wine, art and gold), что свидетельствует о том, что предметы коллекционирования и объекты искусства готовы занять ведущее место в сфере альтернативных активов.
Рисунок 37
Развитие инвестиционных фондов художественных ценностей в мире
2000-2011 гг.
График отражает динамику роста количества инвестиционных фондов художественных ценностей (см. рисунок 3). Несмотря на интенсивное развитие данного рынка, на лицо его сильная чувствительность к экономической нестабильности. Главная тенденция - это преобладающий рост количества арт-фондов в Китае.
При анализе инвестиций в объекты тезаврации в России в сегменте искусства применялись индексы ARTIMX и ARTIMXp. Данные индексы были разработаны по уникальной методике специалистов ARTinvestment.RU и являются интегральными показателями, характеризующими относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. В семейство индексов ARTIMX входит общий индекс ARTIMX, характеризующий состояние всего мирового рынка, а также его подмножества ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics, рассчитанные соответственно для живописи и графики.
7 Там же.
^ 70
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2014
Рисунок 48
Ценовой индекс ARTIMX для российского и мирового рынков в 2001-2014 гг.
с ^ с ^ 5 ? л-п п о 5 5 3 5 ^ 5 3 я"о ? с ^ 5 5 с-п с о ^
На рисунке 4 представлен индекс изменения цен на искусство с начала 2001 года. Нижняя линия характеризует динамику для мирового рынка, верхняя - для российского. Показатель 2,889, установленный на начало апреля 2014 года, показывает, что усреднённая цена на искусство в России увеличилась более чем в два раза по сравнению с 2001 годом.
В целом на российском рынке искусства наблюдается та же динамика, что и на мировом рынке: до 2008 год происходило бурное развитие, потом резкий спад в годы финансового кризиса и в данный момент рынок только возвращается на утраченные позиции, но на лицо главное отличие - цены на искусство в России почти в два раза больше, чем на мировом. Данная особенность российского рынка характеризует его недоступность для большого количества мелких инвесторов, поскольку возможности осуществления вложений с бюджетом менее 1000 долларов отсутствуют.
Кроме ценовых индексов, при анализе используются индексы ARTIMXp, ориентированные больше на оценку инвестиционной привлекательности объектов ис-
8 Портал об инвестициях в искусство ArtInvestment.ru http://artinvestment.ru/indices/ айшх/?йе1=/Ла11з/0 1 0 0 0 0 0 0 0 0&ífc2=/charts/6 100000000
9 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
71 ^
кусства, поскольку они рассматривают ключевой показатель доходности. Данные индексы отражают доходность произведений искусства и являются аналогами индексов ARTIMX, скорректированными с учётом инфляции цен на текущий момент времени, отнесенной к базовому уровню по состоянию на 1 января 2011 года. Инфляционная коррекция осуществляется на основе данных индекса CPI, публикуемого аналитическим ресурсом Financial Trend Forecaster.
Рисунок 59
Индекс доходности ARTIMXp для российского и мирового рынков 2001-2014 гг.
AR4MKD fiRTIMX rinofitt
График доходности напрямую связан с ценовым графиком, поэтому динамика равносильна для обоих рисунков (нижняя линия характеризует динамику для мирового рынка, верхняя - для российского). ARTIMX profit показывает, что инвестировать в искусство в России на порядок выгоднее, чем в зарубежных странах. Доходность вложений неуклонно росла до 2008 года, в годы кризиса наступил спад, но уже в 2012 году соответствующий показатель превысил высшую точку предыдущего периода. Однако при анализе не учитываются другие ключевые показатели, такие как покупательная способность и покупательная активность.
9 Портал об инвестициях в искусство ArtInvestment.ru http://artinvestment.ru/indices/ artimx/?ffc1=/charts/0 1 0 0 0 0 0 0 0 0&ffc2=/charts/6 100000000
^ 72
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2014
Таким образом, одной из главных особенностей рынка инвестиций в искусство в России является низкая покупательская активность. Можно также выделить факторы внешней среды, негативно сказывающиеся на уровне инвестиционной привлекательности и условиях осуществления эффективных инвестиций. Этот фактор - коррупция, причём как её наличие, так и борьба с ней. Антикоррупционные кампании влияют как на падение спроса на искусство, так и на уменьшение количества потенциальных инвесторов.
Арт-рынок неоднороден по своей природе и к оценке рисков можно подходить по-разному.
Среди самых значимых проблем внутреннего рынка можно отметить снижение общего спроса, связанное с экономической и политической ситуацией, а также дефицит предложения высококлассных предметов. Острота проблемы недостоверных экспертных заключений, преследующая рынок все последние годы, постепенно снижается. Это связано с развитием процессов самоорганизации и саморегуляции в профессиональном обществе и формирование сообщества специалистов в области экспертизы произведений искусства.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Федеральный закон от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 23.07.2013) "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (Federal'nyj zakon ot 15.04.1993 N 4804-1 (red. ot 23.07.2013) "O vyvoze i vvoze kul'turnyh cennostej").
Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (Federal'nyj zakon ot 29.11.2001 № 156-FZ "Ob investicionnyh fondah").
Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия. Учебное пособие. 6-е изд., стер. М.: КНОРУС. 2012. 232 с. (Lahmetkina N.I. Investicionnaja strategija predprijatija. Uchebnoe posobie. 6-e izd., ster. M.: KNORUS. 2012. 232 s.)
Шестаков А.В. "Экономика и право: Энциклопедический словарь" - М.: "Дашков и К". 2004. 410 с. (Shestakov A.V. "Jekonomika i pravo: Jenciklopedicheskij slovar'" - M.: "Dashkov i K". 2004. 410 s.)
Art and Finance Report 2011. Сайт компании Deloitte http://www.deloitte.com http://www. redprintdna.com/news/deloitte-art-finance-report-2013-is-out/
Портал об инвестициях в искусство ArtInvestment.ru http://artinvestment.ru/indices/ artimx/?ffc1=/charts/0_1_0_0_0_0_0_0_0_0&ífc2=/charts/6_1_0_0_0_0_0_0_0_0 (Portal ob investicijah v iskusstvo)
9 - 2014
Российский внешнеэкономический вестник
73 Q