Научная статья на тему 'Финансовые риски инвестиций в объекты искусства'

Финансовые риски инвестиций в объекты искусства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
894
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ФИНАНСЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТОРЫ / АНАЛИЗ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ТЕЗАВРАЦИИ / ИСКУССТВО / КОМПАНИИ / БАНКИ / MARKET / FINANCE / FINANCING / INVESTMENTS / INVESTORS / ANALYSIS / EFFICIENCY / HOARDING OBJECTS / ART / COMPANIES / BANKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щурина Светлана Валентиновна

Современный финансовый рынок находится в постоянном поиске новых объектовинвестирования, к которым относятся объекты тезаврации, то есть золото и предметыколлекционного спроса. Активными участниками инвестиций в искусство являются компании, формирующие корпоративные коллекции и коммерческие банки, которые осу-ществляют тезаврационные инвестиции как для себя, так и своих клиентов, расширяяперечень предоставляемых услуг. Появляются новые институты, предлагающие услугина рынке искусства, такие как инвестиционные фонды художественных ценностей и арт-биржи. Несмотря на высокие риски, перспективы рынка тезаврационных инвестиций вмировой практике стремительно возрастают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial risks of investing to art objects

The modern financial market always looks for new investment objects and such hoardingobjects as gold and collectibles have been in great demand lately, with companies and commercialbanks being active art investors. Companies create corporate collections and commercial banksinvest in objects of hoarding both on behalf of themselves and on behalf of their clients, expandingthe list of the services they provide. New institutions such as investment funds and art exchanges,which offer services on the art-market, appear. Despite high risks, the prospects for investment inthe objects of hoarding around the world are promising.

Текст научной работы на тему «Финансовые риски инвестиций в объекты искусства»

Финансовые риски инвестиций в объекты искусства

Для инвестиционного рынка характерен поиск новых видов объектов инвестирования, которым могут быть присущи высокорисковые черты. К ним могут быть отнесены объекты тезаврации: золото и предметы коллекционного спроса. Их наличие в портфеле компании или банка позволяет не только диверсифицировать риски, но и обеспечить дополнительную доходность, опережающую некоторые показатели фондового рынка.

Конкуренция в банковской среде приводит к развитию новых услуг, которые постепенно переходят из сферы client entertainment в область серьезных инвестиционных перспектив. Происходит формирование институтов, которые специализируются на инвестициях в объекты тезаврации: инвестиционные фонды художественных ценностей и арт-биржи, которые есть в Китае и не так давно открылись в Европе. Другими участниками рынка являются эксперты, оценщики, страховые организации, образующие инфраструктуру рынка. Таким образом, можно говорить о формировании индустрии, услугами которой пользуются инвесторы во всём мире.

Можно дать несколько определений тезаврации1:

0 Изъятие драгоценных металлов, монет и банкнот из обращения с целью накопления, а не получения доходов, в ожидании роста их стоимости или получения прибыли в будущем;

0 Накопление драгоценных металлов (в виде слитков, монет, ювелирных изделий) частными владельцами в виде сокровища или страховых фондов;

0 Создание золотого запаса государства.

Из определений следует, что главными объектами тезаврации являются золото и драгоценные металлы.

Главное свойство объектов тезаврации - их способность сохранять свою ценность. Таким свойством обладают не только драгоценные металлы и изделия из них, но и предметы коллекционного спроса или антиквариат.

С.В. Щурина

УДК 339.7:330.322 ББК 65.268 Щ-981

1 Шестаков А.В. "Экономика и право: Энциклопедический словарь" М.: "Дашков и К". 2004. С. 316

9 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

65 Q

На основе ряда критериев, определённый объект можно отнести к антиквариату. В порядке значимости они могут быть соотнесены следующим образом2:

0 возраст (не менее 50 лет);

0 раритетность (редкость, уникальность вещи);

0 связанность с исторической эпохой или с историческими событиями (то есть насколько вещь отражает модные тенденции своей эпохи);

0 художественная (историческая, культурная) ценность;

0 материальная ценность.

Возрастной ценз (не менее 50-ти лет) характерен для российского законодательства, в США, например, предмет антиквариата должен быть изготовлен до 1830 года, в Канаде до 1847 года, а в Великобритании ему должно быть не меньше 100 лет. Следует выделить еще один критерий - наличие художественной (культурной) ценности. Еще одно важнейшее свойство объектов тезаврации коллекционного спроса - субъективное признание их ценности, не позволяющее унифицировать их систему оценки, что выступает главным препятствием для отнесения данных предметов к полноценным объектам инвестирования.

Если объекты тезаврации рассматривать как объекты инвестирования, то к ним относятся и произведения искусства, имеющие возраст менее пятидесяти лет, т.е. винтажные предметы, коллекционные вина, раритетные автомобили. Возраст не является критерием для определения стоимости объекта тезаврации - современное искусство может быть оценено на аукционе дороже старинного антикварного предмета и принести инвестору гораздо больше прибыли, согласно тенденциям на инвестиционных рынках.

Совокупность объектов тезаврации - это постоянно меняющаяся система. Объекты тезаврации обладают уникальным свойством - эмоциональной ценностью.

Инвестиции в объекты тезаврации относятся к группе финансовых инвестиций.

Финансовые инвестиции - вложение капитала в различные финансовые инструменты, прежде всего в ценные бумаги, а также активы других предприятий.3

При осуществлении финансовых инвестиций инвестор ставит перед собой цель увеличения своего финансового капитала в виде дивидендов или иных доходов. Финансовые инвестиции могут быть ориентированы на долгосрочные вложения, но зачастую имеют спекулятивный характер.

К финансовым инвестициям относятся вложения:

0 в акции, облигации, другие ценные бумаги, выпущенные предприятиями, государством и местными органами власти;

0 иностранные валюты;

2 Шестаков А.В. "Экономика и право: Энциклопедический словарь". М.: "Дашков и К". 2004. С. 317

3 Лахметкина Н.И. "Инвестиционная стратегия предприятия" 6-е изд., стер. М.: КНО-РУС. 2012. С. 14

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2014

0 банковские депозиты;

0 объекты тезаврации.

Тезаврационные вложения связаны с видами самих объектов тезаврации и включают в себя:

0 вложения в золото, серебро, другие драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них;

0 вложения в объекты коллекционного спроса.

Отличительной особенностью инвестиций в объекты тезаврации является отсутствие текущего дохода по ним. Инвестор получает прибыль за счёт роста стоимости объектов, в которых были вложены средства, за счёт разницы между ценой покупки и продажи, таким образом, тезаврационные вложения обладают спекулятивным характером.

Финансовые риски - это опасность потенциальной возможности потерять ресурсы или недополучить доходы, по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данной сфере деятельности, а также вероятность получения дополнительного объёма прибыли, связанного с риском. Можно говорить о возможности отнесения финансовых рисков к группе спекулятивных рисков, которые в результате возникновения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Данная характеристика финансовых рисков говорит об их высокой вероятности проявления при инвестициях в объекты тезаврации.

Классификация финансовых рисков по основным признакам весьма обширна, однако можно выделить отдельные их виды, особо характерные для инвестиций в объекты тезаврации (см. таблицу 1)4.

Таблица 1

Классификация финансовых рисков, характерная для инвестиций в объекты

тезаврации

Признаки классификации финансовых рисков Виды финансовых рисков

1. По видам финансовых рисков налоговый, инвестиционный, неплатёжеспособности, криминогенный риски

2. По сфере возникновения риск, возникающий в экономической, финансовой, инвестиционной сферах

3. По комплексности исследования простой (не делится на подвиды) и сложный финансовый риск

4. 4. По источникам возникновения внешний и внутренний риск

4 Разработано автором.

9 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

67 ^

Признаки классификации финансовых рисков Виды финансовых рисков

5. По уровню финансовых последствий риск, влекущий только экономические потери; риск упущенной выгоды; риск, влекущий получение дополнительной прибыли

6. По степени воздействия управляемый и неуправляемый риск

7. 7. По характеру проявления во времени временный и постоянный финансовый риск; ретроспективный, текущий и перспективный риск

8. По оперативности реагирования на возникновение рисков риски, предоставляющие возможность быстро и без потерь перестроиться и не позволяющие перестроиться при изменениях в конъюнктуре рынка

9. По возможности предвидения прогнозируемый и непрогнозируемый финансовый риск

10. По возможности страхования страхуемый и не страхуемый финансовый риск

11. По степени ликвидности риски, связанные с неспособностью быстро продать активы без существенной потери в цене (при необходимости продажи объекта инвестирования)

Частные банки осознают потенциал рынка искусства как средства привлечения своих клиентов. Deutsche Bank и UBS стали крупнейшими спонсорами ярмарок искусства, включая Art Basel и Art Basel Miami, Frieze Art Fair и ARTHK (Hong Kong). Коммерческие банки предлагают искусство своим клиентам в качестве альтернативного актива. Данная услуга из сферы wealth management получила распространение в последние годы, однако её широкому внедрению мешают риски.

Респондентами данного опроса, проведенного Deloitte, стали 19 иностранных частных банков. Из рисунка видно, что в числе наиболее значимых рисков респонденты выделяются: отсутствие качественной экспертизы, недостаток информации о рынке и недостаточную регулируемость рынка. 61% опрошенных представителей частных банков считают недостаток прозрачности главным минусом, 72% считают, что рынок недостаточно регулируется; 50% считают, что сложно найти хорошую экспертизу; 39% представителей банков сказали, что оценить стоимость инвестиций просто, в отличие от оценки возвратных доходов.

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2014

Рисунок 15

Наибольшие трудности, связанные с предложением клиентам арт-услуг

Работа с искусством как с активом, связана в банковской среде с направлением Client Entertainment, а взаимодействие с инвестиционными фондами художественных ценностей встречается крайне редко (см. рисунок 2).

Основные арт-услуги, предоставляемые банками

Рисунок 26

5 Art and Finance Report 2011. Сайт компании Deloitte. http://www.redprintdna.com/news/ deloitte-art-finance-report-2013-is-out/

6 Art and Finance Report 2011. Сайт компании Deloitte. http://www.redprintdna.com/news/ deloitte-art-finance-report-2013-is-out/

9 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

69 Q

Одним из направлений роста рынка инвестиций в искусство стало развитие деятельности инвестиционных арт-фондов в мире. Профессиональные инвесторы говорят о новом понятии инвестирования в SWAG (silver, wine, art and gold), что свидетельствует о том, что предметы коллекционирования и объекты искусства готовы занять ведущее место в сфере альтернативных активов.

Рисунок 37

Развитие инвестиционных фондов художественных ценностей в мире

2000-2011 гг.

График отражает динамику роста количества инвестиционных фондов художественных ценностей (см. рисунок 3). Несмотря на интенсивное развитие данного рынка, на лицо его сильная чувствительность к экономической нестабильности. Главная тенденция - это преобладающий рост количества арт-фондов в Китае.

При анализе инвестиций в объекты тезаврации в России в сегменте искусства применялись индексы ARTIMX и ARTIMXp. Данные индексы были разработаны по уникальной методике специалистов ARTinvestment.RU и являются интегральными показателями, характеризующими относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. В семейство индексов ARTIMX входит общий индекс ARTIMX, характеризующий состояние всего мирового рынка, а также его подмножества ARTIMX Painting и ARTIMX Graphics, рассчитанные соответственно для живописи и графики.

7 Там же.

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2014

Рисунок 48

Ценовой индекс ARTIMX для российского и мирового рынков в 2001-2014 гг.

с ^ с ^ 5 ? л-п п о 5 5 3 5 ^ 5 3 я"о ? с ^ 5 5 с-п с о ^

На рисунке 4 представлен индекс изменения цен на искусство с начала 2001 года. Нижняя линия характеризует динамику для мирового рынка, верхняя - для российского. Показатель 2,889, установленный на начало апреля 2014 года, показывает, что усреднённая цена на искусство в России увеличилась более чем в два раза по сравнению с 2001 годом.

В целом на российском рынке искусства наблюдается та же динамика, что и на мировом рынке: до 2008 год происходило бурное развитие, потом резкий спад в годы финансового кризиса и в данный момент рынок только возвращается на утраченные позиции, но на лицо главное отличие - цены на искусство в России почти в два раза больше, чем на мировом. Данная особенность российского рынка характеризует его недоступность для большого количества мелких инвесторов, поскольку возможности осуществления вложений с бюджетом менее 1000 долларов отсутствуют.

Кроме ценовых индексов, при анализе используются индексы ARTIMXp, ориентированные больше на оценку инвестиционной привлекательности объектов ис-

8 Портал об инвестициях в искусство ArtInvestment.ru http://artinvestment.ru/indices/ айшх/?йе1=/Ла11з/0 1 0 0 0 0 0 0 0 0&ífc2=/charts/6 100000000

9 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

71 ^

кусства, поскольку они рассматривают ключевой показатель доходности. Данные индексы отражают доходность произведений искусства и являются аналогами индексов ARTIMX, скорректированными с учётом инфляции цен на текущий момент времени, отнесенной к базовому уровню по состоянию на 1 января 2011 года. Инфляционная коррекция осуществляется на основе данных индекса CPI, публикуемого аналитическим ресурсом Financial Trend Forecaster.

Рисунок 59

Индекс доходности ARTIMXp для российского и мирового рынков 2001-2014 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AR4MKD fiRTIMX rinofitt

График доходности напрямую связан с ценовым графиком, поэтому динамика равносильна для обоих рисунков (нижняя линия характеризует динамику для мирового рынка, верхняя - для российского). ARTIMX profit показывает, что инвестировать в искусство в России на порядок выгоднее, чем в зарубежных странах. Доходность вложений неуклонно росла до 2008 года, в годы кризиса наступил спад, но уже в 2012 году соответствующий показатель превысил высшую точку предыдущего периода. Однако при анализе не учитываются другие ключевые показатели, такие как покупательная способность и покупательная активность.

9 Портал об инвестициях в искусство ArtInvestment.ru http://artinvestment.ru/indices/ artimx/?ffc1=/charts/0 1 0 0 0 0 0 0 0 0&ffc2=/charts/6 100000000

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2014

Таким образом, одной из главных особенностей рынка инвестиций в искусство в России является низкая покупательская активность. Можно также выделить факторы внешней среды, негативно сказывающиеся на уровне инвестиционной привлекательности и условиях осуществления эффективных инвестиций. Этот фактор - коррупция, причём как её наличие, так и борьба с ней. Антикоррупционные кампании влияют как на падение спроса на искусство, так и на уменьшение количества потенциальных инвесторов.

Арт-рынок неоднороден по своей природе и к оценке рисков можно подходить по-разному.

Среди самых значимых проблем внутреннего рынка можно отметить снижение общего спроса, связанное с экономической и политической ситуацией, а также дефицит предложения высококлассных предметов. Острота проблемы недостоверных экспертных заключений, преследующая рынок все последние годы, постепенно снижается. Это связано с развитием процессов самоорганизации и саморегуляции в профессиональном обществе и формирование сообщества специалистов в области экспертизы произведений искусства.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Федеральный закон от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 23.07.2013) "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (Federal'nyj zakon ot 15.04.1993 N 4804-1 (red. ot 23.07.2013) "O vyvoze i vvoze kul'turnyh cennostej").

Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (Federal'nyj zakon ot 29.11.2001 № 156-FZ "Ob investicionnyh fondah").

Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия. Учебное пособие. 6-е изд., стер. М.: КНОРУС. 2012. 232 с. (Lahmetkina N.I. Investicionnaja strategija predprijatija. Uchebnoe posobie. 6-e izd., ster. M.: KNORUS. 2012. 232 s.)

Шестаков А.В. "Экономика и право: Энциклопедический словарь" - М.: "Дашков и К". 2004. 410 с. (Shestakov A.V. "Jekonomika i pravo: Jenciklopedicheskij slovar'" - M.: "Dashkov i K". 2004. 410 s.)

Art and Finance Report 2011. Сайт компании Deloitte http://www.deloitte.com http://www. redprintdna.com/news/deloitte-art-finance-report-2013-is-out/

Портал об инвестициях в искусство ArtInvestment.ru http://artinvestment.ru/indices/ artimx/?ffc1=/charts/0_1_0_0_0_0_0_0_0_0&ífc2=/charts/6_1_0_0_0_0_0_0_0_0 (Portal ob investicijah v iskusstvo)

9 - 2014

Российский внешнеэкономический вестник

73 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.