Овчинникова А.В.1, Хангуева С.А.2, Бабоян Н.К.3 ©
’ ’ Студент, спец. «Экономическая безопасность»,
Институт экономики управления и прикладной информатики ФГБОУ ВО Иркутский государственный аграрный университет им. А. А. Ежевского
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ
Аннотация
Межмуниципальное сотрудничество в России является сегодня важной, но слабо развитой функцией местного самоуправления, призванной эффективно использовать потенциал межтерриториальной интеграции и кооперации для достижения стратегических целей социального и экономического развития муниципальных образований. В этой связи одной из актуальных проблем является разработка механизма развития межмуниципальных соглашений в форме создания межмуниципальных хозяйственных обществ.
Ключевые слова: финансы, муниципальные образования, хозяйственные общества, муниципально-частное партнерство.
Keywords: finance, municipalities, business companies, municipal-private partnership.
Перспективы и механизмы межмуниципального сотрудничества в настоящее время стали предметом широкого обсуждения как в органах государственной власти и местного самоуправления, так и среди ученых-экономистов — зарубежных и российских, таких как Фурши Клеман, Х. Пиндт, Э. Маркварт, С. Исупова, Л. Рагозина, Е.А. Гутникова, В.В. Ладыгин, Л.И. Пронина, И.В. Бабичев.
Несмотря на значимость данного механизма сотрудничества, в экономической литературе до сих пор нет единого понимания сущности этого процесса, поэтому задачей нашего исследования является анализ существующих форм и методов межмуниципальных соглашений и выявление источников формирования финансовых ресурсов для их развития. В процессе исследования проведен анализ экономической литературы и нормативных актов, регулирующих процесс развития межмуниципальных соглашений.
Анализ публикаций по исследуемой проблеме показал, что отсутствует однозначное понятие данного процесса. Наиболее часто встречающиеся варианты обозначения межмуниципальных отношений — «взаимодействие муниципальных образований»,
«сотрудничество», «объединение», «партнерство» и «кооперация муниципальных
образований для решения хозяйственных задач». По мнению Л.Г. Рагозиной, межмуниципальные соглашения проявляются в виде межмуниципальной кооперации: «...формы объединения и согласования интересов, координации действий муниципальных образований и (или) их органов в целях обеспечения представительства интересов муниципальных образований на всех уровнях государственной власти Российской Федерации, в международных органах и организациях, а также в целях повышения эффективности и результативности решения вопросов местного значения» .
Ведь действительно можно сказать что, межмуниципальные соглашения — это форма организации деятельности по выполнению расходных полномочий муниципальных образований. По мнению многих экономистов, исследующих проблемы местных бюджетов, потребность налаживании межмуниципального взаимодействия определяется следующими основными причинами [1]:
© Овчинникова А.В., Хангуева С.А., Бабоян Н.К., 2015 г.
• дефицитом собственных финансовых ресурсов для решения возросших расходов, связанных с социально-экономическим развитием муниципального образования;
• наличием дублирующих расходов муниципальных районов и поселений, а также наличием на территориях смежных муниципальных образований значимых «сквозных» объектов и проектов;
• необходимостью реализовывать инфраструктурные инвестиционные проекты, затрагивающие интересы ряда муниципальных образований;
• потребностью в экономии ресурсов на основе принципа «эффект масштаба» (возможность повышения эффективности вложения средств на одном направлении при высвобождении ресурсов для другого).
В этой связи в Г ермании для совместного решения задач муниципального управления наиболее часто выбирается такая форма межмуниципального сотрудничества, как создание совместных администраций. В России же идет процесс объединения администраций муниципального района и городского поселения, административного центра района, в единую администрацию. В соответствии с действующим Федеральным законом № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в зависимости от целей и организационно-правового содержания межмуниципальное сотрудничество может осуществляться в трех основных формах [2]:
• образование советов и иных объединений муниципальных образований (так называемое ассоциативное сотрудничество);
• заключение договоров и соглашений о сотрудничестве, совместной деятельности (так называемое договорное сотрудничество);
• создание хозяйственных и некоммерческих межмуниципальных организаций (так называемое хозяйственное сотрудничество).
Межмуниципальное сотрудничество в России развивается в основном в политической сфере и носит общероссийский и межрегиональный характер. Развитию хозяйственных связей муниципальных образований в регионах и экономической интеграции поселений и муниципальных районов не уделяется должного внимания. На практике чаще всего используются далеко не самые эффективные способы решения, в частности в большинстве случаев поселения предпочитают делегировать исполнение полномочий другим муниципальным образованиям — муниципальным районам.
Анализ зарубежного опыта некоторых европейских стран показывает, что, например, во Франции межмуниципальное сотрудничество было нормативно закреплено государством через принятие нескольких законов [3]:
• закон об управлении территориальными образованиями от 1992 г. закрепляет понятия «сообщество коммун» и «городское сообщество», чем укрепляет процесс межмуниципального сотрудничества;
• закон Шевенмана 1999 г. рационализирует процесс межмуниципального сотрудничества созданием трех публично-правовых структур межмуниципального сотрудничества (ПСМС) с собственным налоговым режимом: сообщество коммун, сообщество агломерации, городское сообщество.
Создание структуры межмуниципального сотрудничества на территории одного из муниципалитетов требует и его финансирования. Поэтому для действительно реального межмуниципального сотрудничества необходимо также внести коррективы и в бюджетное законодательство. В частности, предусмотреть в бюджетной классификации статьи расходов и доходов по передаче средств местных бюджетов из одного бюджета в другой на основе соглашения, и не в виде субсидий или субвенций, а по конкретной статье на выполнение функций по заключенному соглашению.
Создание структуры межмуниципального сотрудничества в виде организации межмуниципального предприятия или учреждения предполагает, что они будут коммерческими предприятиями, поскольку оказание услуг должно оплачиваться. Сегодня практика показывает, что на основе межмуниципального сотрудничества происходит, в
основном, создание общих объектов инфраструктуры — обслуживания ЖКХ, системы водоснабжения, утилизации ТБО и др. По нашему мнению, не следует ограничиваться только объектами инфраструктуры. Поскольку Бюджетным кодексом РФ (ст. 80
«Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями») разрешается за счет средств местного бюджета предоставлять бюджетные инвестиции юридическим лицам в объекты капитального строительства, то на основе муниципально-частного партнерства следует создавать и коммерческие предприятия — межмуниципальные хозяйственные общества. Это касается тех вопросов местного значения, указанных в ст. 14 Закона № 131-ФЗ, по которым муниципальное образование (поселение) обязано создавать условия [4]:
• для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения;
• для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
• для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
• для развития сельскохозяйственного производства;
• для развития малого и среднего предпринимательства.
Результатом функционирования межмуниципальных хозяйственных обществ будет являться увеличение налогового потенциала муниципальных образований — участников соглашений, а следовательно, и повышение доходов местных бюджетов. Увеличение поступлений в доходы бюджета будет осуществляться за счет механизма распределения прибыли межмуниципальных хозяйственных обществ — после уплаты налога на прибыль; оставшаяся часть распределяется на прибыль обществу для его дальнейшего развития и учредившим его муниципальным образованиям пропорционально вложенным средствам.
В заключение можно сделать вывод, что межмуниципальное хозяйственное сотрудничество приводит к эффектам трех видов [5]:
1. экономическому — при создании общих инфраструктурных проектов, которые бы позволили при совпадающих по направленности интересах объединить технические возможности и финансовые средства с целью их более рационального использования;
2. социальному — характеризующему степень удовлетворенности населения качеством жизни;
3. организационному — выражающемуся в усилении взаимосвязи и взаимодействия муниципальных образований, повышении согласованности и упорядоченности отдельных процессов и качества их функционирования.
Литература
1. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. - М.: Экономика, 2012.
2. Курс предпринимательства: учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. -М.: ЮНИТИ, 2011.
3. Nechaev A.S., Antipina O.V., Prokopyeva A.V. The risks of innovation activities in enterprises // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11. С. 574-575.
4. Нечаев А.С. Методика расчета платежей при различных формах кредитования // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2009. № 3. С. 118-132.
5. Тяпкина М.Ф., Ильина Е.А., Ильин А.М. Роль инвестиционной привлекательности предприятий в воспроизводственном процессе // Baikal Research Journal. 2015. Т. 6. № 2. С. 9.