Научная статья на тему 'Финансовые основы реформирования амбулаторно-поликлинических учреждений'

Финансовые основы реформирования амбулаторно-поликлинических учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
413
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Молчанова М. Ю., Мельников А. Е.

В статье дана характеристика состояния здравоохранения в современной России, определены основные недостатки, вызванные существующим сегодня подходом к финансированию в здравоохранении. Предложена модель реформирования учреждений здравоохранения, основанная на разделении поликлинических учреждений на диагностические центры с межрайонной направленностью и амбулаторно-специализированные центры с сохранением зон обслуживания. Это, по мнению авторов, позволит рационально использовать финансовые потоки в здравоохранении и повысить качество предоставляемых медицинских услуг в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые основы реформирования амбулаторно-поликлинических учреждений»

2011

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКА

Вып.2(9)

УДК 658.14/17

ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

М.Ю. Молчанова, к. экон. наук, доц., зав. кафедрой финансов, кредита и биржевого дела

Электронный адрес: Molchanova@econ.psu.ru

А.Е. Мельников, ст. преп. кафедры финансов, кредита и биржевого дела

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15 Электронный адрес: melnikov-ae@yandex.ru

В статье дана характеристика состояния здравоохранения в современной России, определены основные недостатки, вызванные существующим сегодня подходом к финансированию в здравоохранении. Предложена модель реформирования учреждений здравоохранения, основанная на разделении поликлинических учреждений на диагностические центры с межрайонной направленностью и амбулаторно-специализированные центры с сохранением зон обслуживания. Это, по мнению авторов, позволит рационально использовать финансовые потоки в здравоохранении и повысить качество предоставляемых медицинских услуг в регионе.

Ключевые слова: финансовые основы здравоохранения; реформирование финансирования учреждений здравоохранения; реформирование учреждений здравоохранения.

Решение вопросов рационального и эффективного использования существующих ресурсов здравоохранения является ключевым в выборе оптимальных путей его дальнейшего развития. При проведении реформы отечественного здравоохранения, направленной на совершенствование качества и доступность медицинской помощи населению, важную роль играет рациональное управление ресурсным потенциалом учреждений здравоохранения, помещениями, медицинским оборудованием в лечебной деятельности, ориентированными на своевременную и достоверную диагностику и мониторинг эффективности лечебных мероприятий.

Люблянская хартия по реформированию здравоохранения в качестве одного из основополагающих принципов определяет повы-

шение результативности любой реформы в отрасли на основе рационального и эффективного использования ресурсов. При этом ключевая роль отводится регулированию систем финансирования и совершенствованию экономических отношений в здравоохранении. В России вопросы эффективного использования ресурсов имеют свои особенности, обусловленные недостаточным финансированием здравоохранения и структурными диспропорциями в его деятельности.

Показатель расходов на медицинскую помощь на душу населения в России существенно ниже, чем таковой не только в западных странах, но и в большинстве стран Центральной и Восточной Европы (табл. 1) [4].

Таблица 1

Общие расходы на здравоохранение в 2007 г. *_______________________

Страна Общие расходы на здравоохранение, % от ВВП Общие расходы на здравоохранение на душу населения (ППС, долл. США)

Российская Федерация 5,4 797

Латвия 6,2 1071

Литва 6,2 1109

Чешская Республика 6,8 1626

Венгрия 7,4 1388

Соединенное Королевство 8,4 2992

© Молчанова М.Ю., Мельников А.Е., 2011

Германия

10,4

3588

Окончание табл. 1

Страна Общие расходы на здравоохранение, % от ВВП Общие расходы на здравоохранение на душу населения (ППС, долл. США)

Франция 11,0 3709

США 15,7 7285

* Цифры докризисного периода, по мнению авторов, более показательны

При таком низком уровне финансирования медицинской помощи в первую очередь страдает качество предоставляемой услуги, что соответственно влияет на здоровье нации.

Согласно рекомендациям Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) государство должно выделять на здравоохранение минимум 5 - 6 % ВВП. В России выделяют 5,4 % ВВП, что соответствует требуемому уровню, но не соответствует уровню европейских стран (табл.1).

Доля государственного финансирования в ВВП в западноевропейских странах составляет 8 - 11%. К этому уровню финансирования приближаются страны Восточной Европы (Латвия, Литва, Венгрия, Чехия): 6 - 7% ВВП. Позиция

руководства в этих государствах во многом зависит от способности сформулировать четкую стратегию развития здравоохранения и обеспечить его приоритетное финансирование.

В настоящее время в РФ акценты в здравоохранении переносятся со стационара, который длительно рассматривался как основа здравоохранения, на первичную медикосанитарную помощь, но это не всегда поддерживается ресурсами. Больничный сектор, как и в прошлые годы, получает наибольшую долю финансирования, доля стационарной помощи в общем объеме расходов на здравоохранение в России составляет 60% против 30 - 40% в европейских странах (табл. 2) [5].

Таблица 2

Доля расходов на стационарную помощь в общем объеме расходов на здравоохранение,

2007г.

Страна Доля стационарной помощи, %

Россия 60,0

Эстония 30,5

Венгрия 29,0

Чехия 37,8

Франция 41,3

Германия 36,1

Италия 41,5

Сложившаяся в России практика существенно не меняется: доля расходов на стационарную помощь в общем объеме расходов на здравоохранение составила 62% [2], при этом высок удельный вес необоснованных с медикоэкономической точки зрения госпитализаций (примерно 30%). Соответственно этот объем помощи логичнее передать на амбулаторный уровень, где были бы достигнуты эффективность, обоснованность и рациональность использования бюджетных средств.

Исторически структура сети учреждений здравоохранения в России формировалась

по административно - территориальному принципу, который сохраняется и до настоящего времени. Несмотря на проводимые в последние годы мероприятия по оптимизации сети учреждений здравоохранения, сохраняются значительные диспропорции объемов медицинской помощи на разных этапах ее оказания. Реструктуризация больничной сети проводится практически во всех регионах, однако медленными темпами и в основном малоэффективна. За последние 16 лет в целом по стране на 22% сократилась сеть больничных учреждений различных типов (табл. 3) [3].

Таблица 3

Динамика численности лечебных учреждений в РФ, тыс._______________________

Лечебные учреждения Год

1992 1995 2000 2001 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Больничные учреждения 12,6 12,1 10,7 10,6 10,1 9,8 9,5 7,5 6,8 6,5

Врачебные амбулаторнополиклинические учреждения 20,7 21,1 21,3 21,3 21,5 22,1 21,8 18,8 18,3 15,6

Женские консультации, детские поликлиники, амбулатории (самостоятельные) и учреждения, имеющие женские консультации и детские отделения 14,1 15,6 16 15,9 15,3 15,2 15 13,5 11,5 11,7

Фельдшерско-акушерские пункты 46,8 45,8 44,6 44,3 43,6 43,2 43,1 42,3 39,8 39,8

Итого 94,2 94,6 92,6 92,1 90,5 90,3 89,4 82,1 76,4 73,6

При этом в организации амбулаторно -поликлинической помощи имеются проблемы, которые необходимо решать в ходе реформирования здравоохранения. Управление ресурсами амбулаторного звена при переходе к рыночным отношениям стало приоритетным направлением в работе региональных и муниципальных органов здравоохранением.

Многие поликлинические учреждения функционируют на основе принципа многопро-фильности медицинских услуг, оказывая населению стационаро-замещающие, амбулаторные, специализированные, а также лечебнодиагностические услуги. При этом первичную помощь оказывают участковые врачи-терапевты, которые вместе с другими специалистами первичной помощи обслуживают большую часть населения. Вместе с тем поликлинические учреждения столкнулись с проблемой отсутствия комплексного подхода к оценке эффективности размещения диагностических и амбулаторно-специализированных служб и нерациональной расстановки медицинских кадров.

Следствием этого является негативное влияние на результативность работы, что не позволяет в полной мере реализовать на практике технический и кадровый потенциал указанных служб.

По оценке Всемирной организацией здравоохранения Россия существенно отстает от индустриально развитых стран мира по объему финансирования, но еще гораздо больше - по конечным показателям результативности деятельности системы здравоохранения. К числу таковых ВОЗ относит:

1) показатели здоровья населения;

2) рациональность структуры оказания медицинской помощи и способность системы адекватно реагировать на потребности населения, обеспечивать достижение современных стандартов оказания медицинской помощи, приемлемые сроки ожидания плановой помощи и проч.;

3) справедливость распределения средств (уровень социальной защиты наиболее нуждающейся части населения).

Таблица 4

Ранжирование стран по показателям расходов и результатов деятельности систем здраво___________________охранения (оценка ВОЗ. Ранги от 1 до 191)*_________________________

Страна Расходы на здравоохранение на одного жителя (в долл. США по паритету покупательной способности) Относительные показатели результативности систем здравоохранения

Показатели здоровья населения Интегральный показатель деятельности системы здравоохранения

США 1 72 37

Швей- цария 2 26 20

Герма- ния 3 41 25

Фран- ция 4 4 1

Италия 11 3 2

Япония 13 9 10

Вели- кобритания 26 24 18

Чехия 40 8 48

Польша 58 89 50

Эсто- ния 60 115 77

Литва 71 93 73

Россия 75 127 130

Болга- рия 96 92 102

Румы- ния 107 130 160

*См: WHO World Health Report. 2008. P. 152-155.

Как следует из табл. 4, по показателям здоровья населения Россия занимает 127-е место, а по интегральной оценке системы здравоохранения - 130-е, существенно уступая большинству восточноевропейских стран и некоторым латиноамериканским странам со сходным уровнем экономического развития. При этом по показателю расходов на душу населения мы занимаем 75-е место в мире.

Не только Россия сталкивается с разрывом между расходами и полученным результатом. Например, в США тратят на здравоохранение 16% ВВП (по абсолютному размеру это больше, чем весь ВВП России), но имеют крайне затратную и неэффективную систему здравоохранения, поэтому существенно отстают по этим показателям от менее развитых стран. И, наоборот, Великобритания, Япония, Италия,

расходуя относительно меньше, являются лидерами по конечным показателям деятельности здравоохранения [1].

Частота направлений больного участковыми врачами к специалистам в России превышает 30% от числа первых посещений, в то время как в западных странах этот показатель 4 -10%. А поскольку врачи в поликлиниках не имеют мотивации к тому, чтобы больше делать самим и нести реальную ответственность за здоровье населения, вся надежда больного на госпитализацию. Уровень госпитализации и особенно длительность пребывания больных в стационаре в российском здравоохранении заметно выше, чем в европейских странах. Интегрированный показатель объемов госпитализации - число койко-дней на 1 жителя - в РФ почти в 2 раза выше, чем в среднем по Европейскому союзу (табл. 5) [1].

Таблица 5

Показатели развития здравоохранения по данным ВОЗ, 2007 г.*_________________

Стра на Уровень госпитализации на 100 жителей Средний срок госпитализации, дней Общее число дней госпитализации на 100 жителей

Рос- сия 22,8 14,7 334,9

Лат- вия 19,9 11,0 218,3

Лит- ва 23,6 10,7 252,7

Эс- тония 19.1 8,4 159,8

Вен- грия 24,6 8,5 208,9

Поль ша 17,5 7,9 133,4

Че- хия 21,1 ИЗ 238,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гер- мания 23,8 10,9 258,9

Ита- лия 15,7 7,6 119,5

В среднем по ЕС 18,5 9,5 176,4

*См: WHO World Health Report. 2008. P. 152-155.

Существенными недостатками в здравоохранении является крайне низкая техническая оснащенность диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений и слабая материально-техническая база. Износ основных фондов составляет в среднем 58,5%, в том числе медицинского оборудования

- 64%. И это на фоне того, что в мировом здравоохранении в последние 2-3 десятилетия происходят глубокие технологические сдвиги, существенно повышающие клинические результаты медицинской деятельности [1]. При этом темпы материально-технического обновления поликлиник недостаточны для коренного перевооружения первичного звена здравоохранения. Имеет место неравномерное распределение ресурсов диагностического характера между службами амбулаторного и стационарного звена регионального здравоохранения с концентрацией их в стационарах, в результате чего возможности поликлиник в части доступности и своевременности оказания медицинской помощи значительно ограничены.

В связи с этим в поликлинических учреждениях сформировалась острая проблема обеспечения медицинским оборудованием диагностического характера, т.к. приобретаемое оборудование маломощное и не соответствует

современным потребностям. При этом суммарная стоимость дешевого маломощного оборудования весьма значительна, а само оборудование требует большого штата обслуживающего персонала. В результате бюджетные средства направляются на приобретение дополнительных реагентов и расходных материалов, на ремонт и обслуживание некачественного приборного парка, на создание системы обеспечения аналитического качества, что нельзя назвать эффективным распределением средств.

Проблемой является и то, что врачи обеспечиваются диагностическими ресурсами либо за счет диагностических служб собственного лечебного учреждения, либо путем направления пациентов в другие лечебные учреждения, что соответственно увеличивает длительность получения результатов диагностики. В целом учреждения и специалисты первичного звена взаимодействуют с собственными диагностическими подразделениями в рамках формирования потоков пациентов, что достигается за счет формирования квот на диагностические исследования и соответственно отражается на времени получения пациентом диагностической услуги. При этом единственным механизмом решения этой проблемы является увеличение численности медицинского персонала, ока-

зывающего диагностическую услугу, что также отражается на расходах бюджета.

Министерством здравоохранения и социального развития РФ были предприняты шаги к решению данных проблем. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2009 №597н на территории РФ созданы центры здоровья с целью реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

Функции центров здоровья:

• информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

• групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни, профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.), формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;

• формирование у населения принципов "ответственного родительства ";

• обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь при отказе от потребления алкоголя и табака;

• обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей;

• динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний;

• оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья;

• консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;

• разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни;

• проведение мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний.

Как видно из вышеперечисленных функций, государство стремится решить основную задачу - сформировать здоровый образ жизни граждан. Безусловно, это важно для реформирования здравоохранения, остается нерешенной проблема углубленной диагностики, т.к. она основывается на скрининге, что не позволяет в полной мере диагностировать пациента.

Другим шагом в решении проблем амбулаторно-поликлинического звена, является перепрофилирование участковых врачей-

терапевтов во врачей общей практики. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.05.2007 №325 основной целью перепрофилирования является анализ диагностической, лечебно-профилактической и организационной работы участка врача общей практики (семейного врача) с целью улучшения качества оказания первичной медико-санитарной помощи и мониторинга состояния здоровья прикрепленного к участку населения. При этом врач общей практики сочетает в себе следующие медицинские профили: терапия, педиатрия, отоларингология, офтальмология, акушерство и гинекология, функциональная диагностика. Из всех вышеперечисленных профилей к диагностическим услугам относится функциональная диагностика, которая предполагает снятие ЭКГ. Мы считаем, что данный шаг (перепрофилирование) направлен на определение необходимого набора диагностических услуг в каждой поликлинике, а соответственно медицинские услуги, связанные с диагностикой пациентов, должны быть выделены из амбулаторнополиклинического звена.

Совершенствованию амбулаторной помощи во многих странах способствовало создание консультативно-диагностических и специализированных центров. К настоящему времени в мировой медицинской практике существует немало моделей подобных учреждений, разнообразие которых определяется экономическим потенциалом страны, национальными традициями, особенностями финансирования здравоохранения.

Существующая в России система управления и финансирования в здравоохранении не побуждает медицинских работников рационально использовать ресурсы и добиваться стабильности в показателях здоровья населения; отсутствуют инструменты повышения эффективности использования ресурсов; не создана система ответственности за состояние здоровья населения, а это приводит к отставанию системы здравоохранения России от западных стран.

Как вариант рационализации организации амбулаторно-поликлинического звена нами предложена модель разделения поликлинических учреждений на диагностические центры с межрайонной направленностью и амбулаторноспециализированные центры с сохранением зон обслуживания. При этом существующая модель финансирования предусматривает оплату медицинских услуг диагностических и амбулаторно-специализированных центров по системе одноканального финансирования. Сумма финансирования определяется исходя из объема государственного (муниципального) задания и тарифа за оказанные медицинские услуги. Система одноканального финансирования в амбулаторно-поликлиническом звене предполагает

оплату по стоимости 1 посещения за каждый случай амбулаторно-поликлинического обслуживания по врачебной специальности, при этом стоимость случая амбулаторнополиклинического обслуживания определяется произведением стоимости 1 посещения на количество посещений, составляющих каждый случай, данный вариант применим к финансированию амбулаторно-специализированных центров. Оплата услуг диагностическому центру осуществляется по стоимости 1 УЕТы (условная единица трудоемкости) за каждую услугу, при этом стоимость услуги определяется произведением стоимости 1 УЕТы на количество УЕТ, составляющих каждую услугу. В связи с вышесказанным государством созданы предпосылки финансирования данных моделей.

В первую очередь предполагается концентрация в одном месте всех диагностических услуг, обеспечивающих диагностику типичных форм наиболее часто встречающихся заболеваний, лечение которых осуществляется врачами амбулаторно-специализированного центра, а именно: функциональная диагностика, лабораторная диагностика, рентгенологическая и эндоскопическая диагностика. Решение проблем в основном будет связано с первоочередным финансированием диагностических центров, повышением качества профессиональной подготовки специалистов и дополнительными мерами, а также обеспечением взаимодействия с амбулаторно -специализированными центрами.

В целом процесс взаимодействия центров должен осуществляться в следующих направлениях:

• рациональное формирование потоков пациентов;

• минимизация времени получения диагностического результата.

Реализация этих направлений достигается за счет согласованных режимов работы центров, рационального распределения диагностических исследований по объемам, установленным программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, обеспечения установленного порядка направления пациентов на обследование.

На современном этапе центры следует рассматривать в качестве неотъемлемого звена амбулаторного здравоохранения, решающего одну из важнейших задач - установление достоверного диагноза и определение стратегии лечения пациентов на амбулаторном этапе в кратчайшие сроки. Созданные на основе выделения из многофункциональных поликлиник диагностические центры являются серьезной альтернативой неэффективным формам функционирования амбулаторно-поликлинических учреждений.

Из-за высокой стоимости медицинского диагностического оборудования и расходных

материалов нецелесообразно развивать многопрофильную диагностику в каждом поликлиническом учреждении. Диагностика должна развиваться за счет создания диагностических центров, основанных на принципах централизации и автоматизации диагностики с привлечением частного капитала через концессионные соглашения. При этом должно быть учтено: способность диагностических центров аккумулировать рабочие потоки; выгода соотношения «цена -качество» по сравнению с конкурентными частными диагностическими центрами; наличие ресурсов, достаточных для обеспечения результативной работы с учетом возрастающих объемов исследований.

Основное в стратегии концессионных соглашений по медицинскому оборудованию -передать существующий набор оборудования из поликлинических учреждений во вновь образованные центры или оснастить отдельные центры в полном соответствии со стандартами, в том числе по дорогостоящему оборудованию.

Оптимальным вариантом является оснащение медицинских центров в соответствии с их табелем оснащения. Однако на современном этапе наиболее оправданной представляется стратегия поэтапного комплектования их за счет средств концессии. Прежде всего, необходима периодическая инвентаризация, которая позволит выявить морально и физически изношенное оборудование, нуждающееся в замене.

Особое внимание должно быть обращено на оснащение медицинских центров дорогостоящим диагностическим оборудованием.

При формировании региональной стратегии медико-технического оснащения медицинских центров по концессионным соглашениям в качестве первоочередных мероприятий выступают такие:

• учет ресурсов, инвентаризация работающего дорогостоящего оборудования;

• анализ потребности населения в оборудовании, приборах, медицинских инструментах, изделиях и предметах специального назначения, мебели для медицинских центров;

• определение порядка удовлетворения потребности территориальных медицинских центров в объемах имеющихся финансовых возможностей бюджета в рамках реализации государственного и муниципального заказа.

Наиболее рентабельным, в соответствии с проведенными расчетами, представляется использование аппаратов и приборов в медицинских центрах, обслуживающих значительный контингент населения, в частности, до миллиона жителей региона. Однако необходимо учесть, что сосредоточение помощи только на этом уровне резко отдаляет медицинскую помощь от населения, снижает ее доступность. В связи с этим перспективным ориентиром стратегии ме-

дико-технического оснащения должны быть центры значительно меньшей мощности.

Потребность в различных видах оборудования с учетом функционального предназначения в конкретных условиях различна и должна иметь экономическое обоснование.

Среди основополагающих принципов организации центров следует назвать принцип их рационального территориального размещения. В настоящее время отделения, оказывающие диагностические услуги, занимают значительные площади поликлиник. Соответственно при выведении данных служб в отдельные центры необходимо предусмотреть отдельные объекты нежилых помещений, которые впоследствии должны стать объектами концессионных соглашений. Необходимо также учесть степень удаленности любого центра от пациента, т.к. это оказывает влияние на сроки и доступность оказания медицинской помощи.

На практике реализация данного принципа достигается централизацией в регионе разрозненных диагностических центров с формированием межрайонной сети.

В процессе организации централизованных диагностических центров могут быть использованы следующие варианты:

1. По степени территориальной обособленности: самостоятельные в отдельно стоящих зданиях или занимающие отдельную площадь в крупных лечебно-профилактических учреждениях.

2. По принципу взаимодействия: сетевые, независимые.

Целью реструктуризации амбулаторного здравоохранения является модернизация и повышение его медицинской и экономической эффективности, удовлетворение потребностей населения в доступной и качественной помощи.

Реструктуризация обеспечивается проведением целого комплекса организационных, управленческих, финансово-экономических мер, предполагающих перегруппировку материальных и финансовых ресурсов внутри системы регионального здравоохранения с целью выявления возможностей использования наиболее привлекательных объектов для концессионных соглашений, принятия эффективных и наименее затратных решений с учетом местных условий.

Структурные и экономические преобразования предполагают решение следующих задач:

• разработка стратегических целей;

• методическое обоснование поставленных целей;

• анализ возможностей и ресурсов;

• оценка эффективности организационных схем функционирования на уровне регионального и местного здравоохранения;

• оценка эффективности механизмов управления на уровне регионального и местного здравоохранения;

• определение стратегии на перспективу;

• оценка деятельности центров на основе критериев эффективности с учетом поставленных целей.

Реструктуризация амбулаторной помощи для определения объектов концессионных соглашений предполагает проведение следующих мероприятий:

• анализ состояния здоровья населения;

• оценка организации амбулаторноспециализированной и лечебно-

диагностической помощи населению;

• определение реальной потребности в амбулаторно-поликлинических и лечебнодиагностических услугах на основе экспертной оценки;

• определение стратегических целей, задач и приоритетных направлений в развитии амбулаторно-специализированных и лечебнодиагностических центров для региона в целом и в разрезе муниципальных образований;

• оценка материально-технических, финансовых и кадровых возможностей для достижения стратегических целей;

• организация концессионных соглашений при реструктуризации амбулаторноспециализированных и лечебно-диагностических центров для выполнения государственного (муниципального) задания;

• организация управления процессами реструктуризации.

При анализе лечебно-профилактических учреждений, на базе которых планируется создание диагностических центров, необходимо провести исследования по следующим направлениям:

• определить наличие как свободных, так и занятых помещений и возможность их использования,;

• установить связи с лечебной сетью региона и муниципалитетов;

• определить возможности технического присоединения медицинского оборудования;

• определить уровень необходимой транспортной инфраструктуры.

С учетом поставленных перед диагностическим центром задач необходимо:

• определить возможный поток пациентов;

• определить спектр исследований на основе принципов рациональности и эффективности;

• определить экономическую эффективность за счет имеющейся дополнительной возможности для производства услуг на платной

основе с целью формирования привлекательности концессионного соглашения;

• рассчитать потребность в диагностических услугах на региональном и муниципальном уровнях;

• определить объем услуг, который можно выполнить на имеющемся оборудовании;

• определить потребность в приобретаемом оборудовании.

Данная модель позволит наиболее успешно применять современные экономические и управленческие подходы, активно влиять на организацию и функции всех участников процесса оказания амбулаторно-

поликлинической помощи, на перераспределение и поступление финансовых потоков для более полного удовлетворения населения качественной медицинской помощью при условии рационального использования ограниченных ресурсов.

Сосредоточение современного медицинского оборудования по основным направлениям диагностики в одном месте позволит: экономить ограниченные средства региональных и местных бюджетов за счет сокращения необоснованных поставок приборов в районы с малой плотностью населения; сократить сроки обследования; выявлять патологии на ранних стадиях; снижать уровень заболеваемости и инвалидности. За счет концессионных соглашений уменьшится расходование бюджетных средств, т.к. за счет средств концессионера будет производиться замена морально и физически устаревшего диагностического оборудования. Выбор адекватного технологического обеспечения позволит оптимально сбалансировать возможности бюджета, концессионера и населения в реализации нормативно-публичных обязательств региона в сфере здравоохранения.

Таким образом, создание сети медицинских центров за счет средств концессии позволит:

• усилить роль и эффективность работы первичного звена здравоохранения;

• сократить неоправданные расходы и повысить качество и доступность лечебнодиагностических услуг;

• сбалансировать возможности бюджета, концессионера и населения в оказании доступной и качественной медицинской помощи;

• эффективно перераспределить имущество;

• сформировать инвестиционную привлекательность региона в рамках концессионных соглашений.

Список литературы

1. Бирюкова Н.Б. Инновационные аспекты управления системой здравоохранения современной России: национальная практика и международный опыт. М.: Эклибрис-Пресс, 2007. 216 с.

2. URL: http://www.шskazna.ш/_(дата обращения: 19.01.2011).

3. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 21.01.2011).

4. URL: http://www.who.int/ru/ (дата обращения: 25.01.2011).

5. WНО Wогld Неа№ Rероrt. 2008. Р. 152

- 155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.