Научная статья на тему 'Финансовые основы инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе Ростовской области'

Финансовые основы инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / INVESTMENT / INVESTMENT ACTIVITY / AGRICULTURE / INVESTMENT PROJECT / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Людмила Викторовна, Баранова Ирина Владимировна

В настоящее время формируется новая экономическая реальность, которая связана с жесткой кредитной политикой Центрального банка и низким уровнем инфляции. В связи с этим перспективы дальнейшего роста и развития сельхозпроизводства Ростовской области не очевидны. Успешное функционирование агропромышленного комплекса требует эффективного управления всеми сферами его деятельности, в том числе и процесса инвестирования. Реализация научных обоснованных решений по стимулированию инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве региона обеспечит устойчивое социальное и экономическое развитие как отдельных предприятий, так и отрасли в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial bases of investment activity in agro-industrial complex of the Rostov region

Currently, a new economic reality is being formed, which is associated with a tight credit policy of the Central Bank and low inflation. In this regard, the prospects for further growth and development of agricultural production in the Rostov region are not obvious. The successful functioning of the agro-industrial complex requires effective management of all spheres of its activity, including the investment process. The implementation of science-based decisions to stimulate investment in agriculture in the region will ensure sustainable social and economic development of both individual enterprises and the industry as a whole.

Текст научной работы на тему «Финансовые основы инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе Ростовской области»

является инициативность и самостоятельность;

- во-вторых, человеческий капитал оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на социально-экономическую сферу сельских территорий, то есть они находятся во взаимозависимом положении;

- в-третьих, все многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование и использование человеческого капитала, можно разделить на две большие группы: экзогенные и эндогенные, что целесообразно учитывать при разработке стратегических направлений по его регулятивной коррекции;

- в-четвертых, использование хронологических рамок в рамках онтогенетического подхода к исследованию системно-ретроспективных закономерностей формирования человеческого капитала в России, позволило определить ключевые детерминанты трансформации изу-

чаемой экономической категории и её сущностное наполнение.

Примечания:

1. Горбунова О.С. Проблемы формирования человеческого капитала в сельском хозяйстве // Аграрный вестник Урала. - 2015. - № 4. - С.128.

2. Диденко Д. В. Интеллектуалоемкая экономика: человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии. - СПб.: Але-тейя, 2015.-259 с.

3. Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации? - Воронеж : ЦИРЭ, 2005. - 252 с. [Электронный ресурс] URL. http://lerc.012345.ru (дата обращения: 10.12.2018).

4. Колоскова Ю.И. Особенности формирования человеческого капитала сельских территорий // Вестник КрасГАУ. - 2012. - №2. - С. 26-32.

5. Трубач Я.Ю., Урусов Е.В. Подходы к определению человеческого капитала в АПК // Актуальные вопросы экономического развития регионов : сб. материалов VI Всероссийской заоч. науч.-практ. конф. - Волгоград, 29 мая 2017 г. - С. 38-44.

FINANCIAL BASES OF INVESTMENT ACTIVITY IN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE ROSTOV REGION Borisova Lyudmila Viktorovna, DSc of Technical sciences, Professor Baranova Irlna Vladimirovna, PhD of Economics, Associate Professor Don State Technical University, Rostov-on-Don

Currently, a new economic reality is being formed, which is associated with a tight credit policy of the Central Bank and low inflation. In this regard, the prospects for further growth and development of agricultural production in the Rostov region are not obvious. The successful functioning of the agro-industrial complex requires effective management of all spheres of its activity, including the investment process. The implementation of science-based decisions to stimulate investment in agriculture in the region will ensure sustainable social and economic development of both individual enterprises and the industry as a whole.

Keywords: in vestment; in vestment activity; agriculture; in vestment project; financing.

УДК 332.146:63(470.61) ВАК РФ 08.00.10

© Борисова Jl.B., 2019 © Баранова И.В., 2019

БОРИСОВА Людмила Викторовна, доктор технических наук, профессор

БАРАНОВА Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону

ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛА СТИ

В настоящее время формируется новая экономическая реальность, которая связана с жесткой кредитной политикой Центрального банка и низким уровнем инфляции. В связи с этим перспективы дальнейшего роста и развития сельхозпроизводства Ростовской области не очевидны. Успешное функционирование агропромышленного комплекса требует эффективного управления всеми сферами его деятельности, в том числе и процесса инвестирования. Реализация научных обоснованных решений по стимулированию инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве региона обеспечит устойчивое социальное и экономическое развитие как отдельных предприятий, так и отрасли в целом.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная деятельность; агропромышленный комплекс; инвестиционный проект; финансирование.

Инвестиции являются важным драйвером экономического роста и развития любой деятельности. Изучение механизма действия инвестиционных процессов и факторов, а также их влияние на развитие регионов имеет важное значение как в науке, так и в практи-

ке. Это необходимо, прежде всего, для создания адекватной и применимой к конкретному региону инвестиционной политики, а также для улучшения инвестиционной деятельности страны в целом. Агропромышленный комплекс является основным сектором и требует особого внимания. В силу отраслевых особенностей АПК Ростовской области не может функционировать самостоятельно, то есть без финансирования извне - инвестирования.

Ростовская область инвестиционно привлекательна в силу следующих конкурентных преимуществ:

- удобное географическое положение;

- развитая транспортная сеть (железнодорожные, автомобильные магистрали, морские и речные порты, международный аэропорт);

- высокая обеспеченность ресурсами (климат, черноземы);

- наличие высококвалифицированных специалистов;

- развитая инфраструктура рыночных институтов (лизинговые компании, инвестиционные компании, страховые компании, банки и др.);

- наличие нормативно-правовой базы;

-опытреализации масштабных инвестиционных проектов [7].

Эти конкурентные преимущества Ростовской области являются стимулом для привлечения инвестиций и развития региона.

В Ростовской области существует Совет по инновациям при Губернаторе Ростовской области. Это постоянно действующий коллегиальный консультативно-совещательный орган, который призван содействовать привлечению инвестиций в экономику Ростовской области. Совет был создан постановлением Правительства Ростовской области по от 14.11.2011 №128 привлечению инвестиций [2]. Также целью Совета является создание наибольшего благоприятного климата для субъектов инвестиционной деятельности. В состав Совета входит председатель В.Ю. Голубев (Губернатор Ростовской области), заместитель председателя - Ю.С. Молодченко (зам. Губернатора Ростовской области), заместитель председателя -Н.И. Присяжнюк (президент Союза "Торгово-промышленная палата Ростовской области"), секретарь, представители законодательных и исполнительных органов Ростовской области, территориальных органов федеральных органов власти.

Совет при необходимости привлекает для участия в своей работе представителей энер-госнабжающих организаций, инвесторов, надзорных органов, территориальных проектных,

кредитных (финансовых) организаций, консалтинговых структур, научно-исследовательских и других организаций.

По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", рейтинг инвестиционного климата Ростовской области был анализирован следующим образом. Инвестиционный климат характеризуется инвестиционным потенциалом и инвестиционным рисков.

Инвестиционный потенциал региона складывается из ресурсного, природного, инновационного, трудового туристического, финансового потребительского, инфраструктурного.

Инвестиционный риск состоит из финансового, социального, экономического, экологического, криминального и управленческого рисков.

На протяжении периода с 2015 по 2017 годы инвестиционный климатобласти стал соответствовать среднему потенциалу-минимальный риск (2А) (2017 год), в то время как в 2015 и 201 б гг. - соответствовал среднему потенциалу - умеренный риск (2В). Инвестиционный риск уменьшился с 21 до 9, а инвестиционный потенциал, наоборотувеличился, с 9 до 18, что является положительной динамикой для области. [4]

В области инвестиционная политика основывается на Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года, Стратегии инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года, государственной программе Ростовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" (подпрограмма "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область"). [3,4]

Основу инвестиционного законодательства Ростовской области составляют: Областной закон "Об инвестициях в Ростовской области" от 1.10.2004г №151 -ЗС; Областной закон "О предоставлении государственных гарантий Ростовской области" от 2.07.2008г. №35-ЗС; Областной закон "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области" от 0.05.2012г. № 843-ЗС и постановления Правительства Ростовской области. [9]

Формирование областной законодательной базы инвестиционной сферы базируется на законодательстве российском. Таким образом сосредотачиваются финансовые средства бюджетов всех уровней на решение задач регионального и федерального значения.

Для инвесторов действует целый комплекс государственных льгот (преференций), таких

¥ >

< X

LU

s ^

u

LU T

о

X О X

ct>

*

* *

266

как: льготы по налогу на прибыль и на имущество организаций (инвесторам, осуществляющим деятельность на территории Ростовской области, в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не больше 5 лет); го-сударственно-частное партнерство; государственные гарантии и субсидии в целях возмещения затрат по уплате процентов по кредитам.

Приоритетными направлениями для инвестирования в растениеводство являются:

- приобретение современной сельскохозяйственной техники;

- строительство современных тепличных комплексов;

-модернизация действующих предприятий, специализирующихся на выращивании овощеводческой продукции в закрытом грунте;

- увеличение площади орошаемых земель;

- строительство логистических центров;

- строительство предприятий по глубокой переработке продукции растениеводства.

Приоритетными направлениями для инвестирования в животноводство являются:

- создание животноводческих комплексов молочного направления;

- создание высокотехнологичных комплексов мясного скотоводства;

- модернизация пред-приятий переработки животноводческого сырья;

- создание животноводческого селекционно-генетического центра по

ведению крупномасштабной селекции.

Анализируя информацию о выполнении основных целевых показателей Госпрограммы развития сельского хозяйства (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 № 396 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы") [1] за 1 полугодие 2018 года, можно сказать следующее. На реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - программа) в 2018 году предусмотрено 6339,1 млн руб. бюджетных средств (из них из федерального бюджета

- 3862,0 млн руб., из областного - 2477,1 млн руб). [5, 6]

По данным Ростовстата, за первое полугодие 2018 года индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2017 годом составил 128,5%. По отрасли растениеводство на 25.07.2018 г. валовой сбор зерновых составил 8,8 млн тонн, что на 14,8% меньше, чем в 2017 году (97,2% от годового плана Госпрограммы).

По животноводству за 6 месяцев 2018 года в области произведено 222,2 тыс. тонн мяса, что на 38% больше, чем в 2017 году (54% от годового плана программы);молока в сельхозор-ганизациях и КФХ 513,5 тыс. тонн, что на 1,2% больше аналогичного периода 2017 года (55,4% больше годового плана программы) [6] (табл.).

Таблица - Выполнение основных целевых показателей Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы заянварь-июнь2018 года

Целевые показатели Ед. изм. Годовой план на 2018 г. Факт 6 мес. 2018 г. в % к годов плану в % к 6 мес 2017 г.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий % к прошл. ГОДУ 101,7 128.5 X X

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства % 101,0 г- т Я 8 СО X X

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) % 15,5 11.4 (1 КВ.) X X

Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве руб 26 200 25487,5 (5мес ) 97,3 111,1

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур тыс. тонн 9050,0 8797,0 97,2 85,2

Производство мяса в живом весе (скота и птицы) в хозяйствах всех категорий тыс. тонн 411,0 222,2 54,1 137,9

Производство молока в хозяйствах всех категорий тыс. тонн 1097.8 513.5 46,8 101,2

Существуют информационные сайты, такие как "Инвестиционный портал Ростовской области" при поддержке Министерства экономического развития Ростовской области (https:// ¡nvest-don.com/ru/) [5], на которых можно изучить новости, анонсы, инвестиционные проекты, основные инвестиционные события, сведения о господдержке, информацию для инвестора и многое другое.

Также большой информативной ценностью известен Официальный портал Правительства Ростовской области (http://www.donland.ru/ economy/Invest) [10]

Например, с 2018 года в агропромышленный комплекс Ростовской области планируют инвестировать в следующие значимые проекты:

-строительство тепличного овощного комплекса в Октябрьском районе (30 тыс. тонн мощностью) - начали реализацию проекта в 2005 году, план ввода в эксплуатацию - 2022 год (стоимость инвестиционного проекта и объем инвестиций - 8000 млн руб.). Инициатором инвестиционного проекта явился ООО "ТК" Донской";

- строительство оптово-распределитель-ного центра в Аксайском районе - начало реализации 2005 год, план ввода в эксплуатацию - 2022 год. (стоимость проекта -19200 млн руб). Инициатором проекта явилось ООО "РусАгро-Маркет - Ростов-на-Дону".

Основными инвестиционными событиями Ростовской области на 2018 год (мероприятия по вопросам развития инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Ростовской области в рамках отдела инновационного развития) являются:

1. Совместное расширенное заседание Совета по вопросам кредитно-финансовой деятельности в сфере развития предпринимательства Ростовской области (1 квартал 2018 г., г. Ростов-на-Дону). В составе участников: члены Совета по вопросам кредитно-финансовой деятельности, приглашенные.

2. Торжественная церемония награждения победителей конкурса "Бизнес Дона" (2 квартал 2018г). В составе участников: представители бизнес-сообщества, общественных организаций предпринимателей региона, финансово-кредитных учреждений, объектов инфраструктуры поддержки бизнеса, вузов, руководители региональных и муниципальных органов исполнительной власти, средства массовой информации.

3. Заседание Совета по инвестициям при Губернаторе Ростовской области (ежеквартально). В повестке мероприятия: рассмотрение вопросов реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области, дополнение перечня "100 Губернаторских инвестиционных проектов". В составе участников: представители органов законодательной и исполнительной власти Ростовской области, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, инвесторов, общественных объединений предпринимателей, эксперты [8,9].

4. Заседание Совета по вопросам кредитно-финансовой деятельности в сфере развития предпринимательства Ростовской области (ежеквартально). В составе участников:

члены Совета по предпринимательству при Правительстве Ростовской области.

5. Инвестиционное послание Губернатора Ростовской области - 2018 (4 квартал).

6. Форум лидеров предпринимательства, который представляет собой презентационную площадку, объединяющую молодых людей, являющиеся предпринимателями или планирующих создать собственное дело, пред-ставителей органов власти и др. (декабрь 2018г.)

7. Отчетная стратегическая сессия Центра инжиниринга Ростовской области. В ее составе: инжиниринговые компании, представители Минэкономразвития области (4 квартал 2018г.).

Для совершенствования инвестиционной деятельности необходимо устраивать на региональном уровне как можно больше конференций, заседаний и других мероприятий, где имели бы возможность встретиться как научные деятели, так и практики, а именно, руководители предприятий, знающих проблемы "изнутри". На таких мероприятиях раскрывались бы проблемы, возникающие непосредственно на производстве и переработке продукции АПК. Для привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс нужны государственные меры (стимулирование банков в части кредитования сельхозпроизводства, отсрочка задолженности, целевые программы), а также рыночные механизмы.

Литература:

1. Национальный доклад "О ходе и результатах реализации в 2013 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http:/ /government.ru/docs/32544/ (дата обращения 24.10.2018).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы" [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения 24.10.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.donland.ru/?pageid=85416 (дата обращения 24.10.2018).

4. Стратегия инвестиционного развития Ростовской области до 2030 года. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.donland.ru/?pageid= 85416 (дата обращения 24.10.2018)

5. Объемы инвестиционных поступлений в Ростовскую область [Электронный ресурс].- Режим

¥ >

< X

lu

S s: U lu

T

о

X

о

et)

*

* *

268

доступа: http://www.donland.ru (дата обращения 24.102018).

6. Баранова И.В., Жидкова H.A. Бегство капитала из Южного федерального округа // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире : материалы Международной науч,-практ. конф., 17июня. - 2014. - Т.2. - С. 76.

7. Диденко Ю.С., Баранова И.В. Финансовая поддержка малого бизнеса Ростовской области // Вестник магистратуры. - 2014. - №12-2(39). - С. 52-55.

8. Инвестиционный портал Ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://

¡nvest-don.com/ru/pravovaya_baza/ (дата обраще-ния24.10.2018).

9. Россия получила рекордный приток иностранных инвестиций [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://expert.ru/201 7/1 2/26/го5$!уа-ро^сЬИа-геко^пуУ-ргКоЫпозиаппу^-туез^Бу/ (дата обращения 25.10.2018). 10.Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.donland.ru (дата обращения 24.10.2018).

SPATIAL DIFFERENTIATION OFTHE FINANCIAL ENVIRONMENTOFTHE BUDGET AS A FACTOR IN THE EFFECTIVENESS OF STATE MUNICIPAL MANAGEMENT

Vasyukova Victoria Alekseevna, PhD of Economics, Associate Professor Vorobeva irina Vasilievna, PhD of Economics, Associate Professor Khalilov Temirkhan Magomedovich, Postgraduate student Nevinnomyssky State Humanities and Technical Institute, Nevinnomyssk

The article examines the problem of evaluating the effectiveness in the field of municipal government, suggests ways to improve it, based on the modernization of the financial mechanism of the relationship of business and the public sector management. Methods and technologies of management in the field of state municipal management are considered in relation to the financial needs of modern practice.

Keywords: municipal government; management; finance; budget; economy; taxes; mechanism.

УДК 338

ВАК РФ 08.00.10

©Васюкова В.А., 2019 © Воробьева И. В., 2019 ©Халилов Т.М., 2019

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ

СРЕДЫ БЮДЖЕТА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье исследуется проблема оценки эффективности в сфере муниципального управления, предлагаются пути его совершенствования, на основе модернизации финансового механизма взаимосвязи бизнеса и государственного сектора управления. Методы и технологии менеджмента в сфере государственного муниципального управления рассматриваются применительно к финансовым потребностям современной практики. Ключевые слова: муниципальное управление; менеджмент; финансы; бюджет; экономика; налоги; механизм.

ВАСЮКОВА Виктория Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент

ВОРОБЬЕВА Ирина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент

ХАЛИЛОВ Темирхан Магомедович, аспирант

Невинномысский государе твенный гуманитарно- технический институт, Невинномысск

Проблемы управления экономикой в Российской Федерации, существовали всегда, особенно интересен вопрос эффективности управления в территориальном контексте. Исследователи-ученые разрабатывали и разрабатывают в нынешнее время теоретические положения по управлению региональными экономиками, касающиеся социально-экономического развития территорий и стратегического плана взаимодействия бизнеса и государственных структур управления.

Конечно же, и законодательные акты Российской Федерации были разработаны и приняты с учетом научного потенциала и накопленного собственного опыта в управлении муниципальными образованиями, поэтому наше исследование взаимосвязано стой нор-мативно-правовой базой, которая уже действует, или же действовала в сфере государственного управления муниципального образования [1,2,3,4].

В диссертационных работах отечественных ученых в наше время мы часто встречаем ссылки на таких ученых, как Й.Г. фон Тюнена,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.