Научная статья на тему 'Финансовые инструменты государственной поддержки взаимодействия реального сектора экономики и банков'

Финансовые инструменты государственной поддержки взаимодействия реального сектора экономики и банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
958
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТ / ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / БАНК / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕСУРСЫ / ДОСТУПНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / ГАРАНТИИ / СУБСИДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рахметова А. М.

В статье исследованы механизмы государственной поддержки в области активизации банковского финансирования предприятий реального сектора, наряду с анализом теоретических положений приводится обзор казахстанской и мировой практики применения финансовых инструментов поддержки взаимодействия банков и предприятий, показано, как действующие механизмы могут быть усовершенствованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые инструменты государственной поддержки взаимодействия реального сектора экономики и банков»

43 (523) - 2012

Банковская деятельность

Удк 336.717.061:005.936.3(574)

финансовые инструменты государственной поддержки взаимодействия реального сектора экономики и банков

В статье исследованы механизмы государственной поддержки в области активизации банковского финансирования предприятий реального сектора. Наряду с анализом теоретических положений приводится обзор казахстанской и мировой практики применения финансовых инструментов поддержки взаимодействия банков и предприятий. Показано, как действующие механизмы могут быть усовершенствованы.

Ключевые слова: кредит, процентная ставка, рентабельность, банк, предприятие, ресурсы, доступность, взаимодействие, инвестиции, гарантии, субсидирование.

Одним из главных вопросов в развитии современной казахстанской экономики является необходимость обеспечения адекватного притока капитала в стратегически важные для экономики Казахстана секторы экономики. Результаты анализа современного состояния реального сектора экономики свидетельствуют о невысокой рентабельности многих отечественных товаропроизводителей Средняя рентабельность по EBITDA без учета нефтяного и нефтегазового сектора не превышает 15 %) [12], работающих в обрабатывающей промышленности, что свидетельствует о слабых возможностях расширения воспроизводственного процесса, выхода на новые рынки сбыта, создания

А. М. РАХМЕТОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела E-mail: aibota@mail ru Карагандинский экономический университет

(Республика Казахстан)

товаров, способных конкурировать по цене и качеству с зарубежными аналогами. В этих условиях возрастает роль государства в организации наиболее гармоничных взаимоотношений между реальным и банковским секторами экономики.

В докризисный период развития отечественной экономики государство создало АО «Банк развития Казахстана», деятельность которого направлена на выдачу долгосрочных ссуд низкорентабельным отечественным предприятиям. Однако создание банка вовсе не означает полного решения проблемы финансовой помощи предприятиям реального сектора экономики, поскольку данный институт развития в силу объективных причин не может выдавать ссуды всем нуждающимся в них предприятиям, а также банк не гарантирован от неудач как любое коммерческое или государственное структурное образование.

В условиях влияния мирового финансового кризиса государство по примеру развитых стран, переживавших кризис, в целях поддержания отечественного банковского сектора выделило денежные средства Национального фонда: на рекапитализацию банков (около 4 млрд долл. США), на сохранение последними объемов кредитования внутренней экономики, на увеличение финансирования субъектов малого и среднего бизнеса, сельскому хозяйству и промышленности (около 1 млрд долл.).

Однако, учитывая тот факт, что поддержка распространялась главным образом на четыре крупных системообразующих банка, в банковском секторе по-прежнему сохраняется проблема недостаточности и неадекватности ресурсной базы у остальных банков второго уровня, что не может не сказаться на состоянии реального сектора экономики и степени адекватного удовлетворения их потребностей. В условиях повышенной волатильности и необходимости погашения внешней задолженности рассчитывать на высокие темпы привлечения средств частного сектора особо не приходится (непогашенная задолженность банковского сектора на конец I квартала 2012 г. составила 14 823,4 млрд долл. США) [5], поэтому в Казахстане наблюдается смещение акцентов фондирования банков с внешних источников на внутренние, в качестве которых в основном выступают депозитные ресурсы. Однако, несмотря на то, что в посткризисный период в отечественной банковской системе наблюдается восстановление притока сбережений физических и юридических лиц, они преимущественно имеют краткосрочный характер. В этих условиях использование части накопленных сбережений государственных и квазигосударственных структур, направленное на смягчение дефицита долгосрочных ресурсов, вполне оправданно. Фактически отечественный банковский сектор может стать основным посредником при размещении государственных резервов. Динамика денежной массы при этом значительно не изменится, а процентная маржа останется в пределах страны и будет способствовать укреплению казахстанской экономики.

Согласно концепции Национального фонда Республики Казахстан (далее - Национальный фонд) его активы инвестируются исключительно в зарубежные финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте, и имеют эталонные портфели, включающие ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. Так, доля долларов США в эталонном валютном распределении сберегательного портфеля (в рамках которого происходит более долгосрочное инвестирование Национального фонда) составляет 40 %, а евро - 35 % [3]. В управлении эталонным портфелем Национального фонда для стабилизационного портфеля выступает индекс, составляемый компанией Merrill Lynch, состоящий из казначейских векселей США. Однако, учитывая состояние экономики США и ряда стран Европейского союза, крупных финансовых компаний, а также волатильность на мировых валютных рынках,

целесообразным стало бы внесение изменений в концепцию деятельности Национального фонда о необходимости размещения его средств в Казахстане на основе проведения конкурса по продаже финансовых средств отечественным коммерческим банкам, активно кредитующим реальный сектор в пределах необходимого возможного процента от объема накоплений и реальной потребности банков. Учитывая коммерческий характер деятельности банков, необходимо обеспечить не только четкий контроль за целевым использованием средств (систематическая отчетность по направлениям расходования средств), но и придать данному мероприятию прозрачность на основе проведения открытого конкурса в виде электронных закупок (необходимо отдавать предпочтение банкам, которые предложат наиболее выгодные и застрахованные (хеджированные) условия размещения и обеспечения сохранности денег для будущих поколений страны) [10]. Внедрение такой схемы обеспечит двойной макроэкономический эффект:

- сокращение дефицита внутренних долгосрочных финансовых ресурсов у банков, что приведет к увеличению их кредитного потенциала и объема кредитного портфеля, а также снизит уровень рыночных процентных ставок за кредит, обеспечив их доступность для субъектов реального сектора;

- использование средств Национального фонда на нужды реального сектора страны с размещением активов в минимально рисковые инструменты, сохранение и приумножение ресурсов для будущего поколения.

В рамках использования данной схемы государственной поддержки предприятий реального сектора необходимо помнить и о таком принципе банковского финансирования и кредитования, как целевое назначение средств. В этой связи (учитывая положительный опыт зарубежных стран по финансированию инфраструктурных проектов) необходимо направлять средства в реализацию таких проектов, как строительство транспортных коридоров, железнодорожных линий, ТЭЦ, ГЭС, АЭС, газо- и водопроводов и др.

Кроме использования средств Национального фонда в форме смешанного финансирования и участия в акционерном капитале в запасе у государства имеется следующий ассортимент финансовых инструментов, действие которых направлено на сближение банковского и реального секторов эко-

номики: субсидирование разницы между рыночной и дисконтированной процентными ставками, предоставление гарантий, налоговые льготы.

Повышение рисков вложения банковских ресурсов, а также неадекватность ресурсных баз банков обусловили ограничение доступа предприятий реального сектора к внешнему финансированию. В этой связи важная роль в повышении привлекательности предприятий реального сектора в качестве потенциальных заемщиков банков принадлежит механизму предоставления государственных гарантий и установлению режима наибольшего благо при-ятствования банкам второго уровня, кредитующим отечественные предприятия реального сектора в форме компенсации разницы между рыночной и льготной процентной ставками и страхованием кредитных рисков. От банков в данном случае можно ожидать и требовать увеличения доли в кредитном портфеле проектного и венчурного финансирования как существующего, так и вновь созданного отечественного бизнеса, выдачи средне- и долгосрочных ссуд предприятиям реального сектора (в частности это касается предприятий сельского хозяйства и промышленности, доля которых в общем объеме кредитного портфеля банковского сектора Казахстана незначительна и составляет 4,9 % и 16,2 % соответственно) [14].

Лишь 2-3 % программ государственной поддержки в странах Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) используют такой метод компенсации процентных ставок. В последние годы в мире происходит снижение использования данного вида финансового инструмента в силу увеличения объема фондового рынка как альтернативного инструмента обеспечения притока временно свободных средств в реальный сектор экономики. Напротив, использование такого метода в Казахстане в условиях реализации стратегии индустриализации выступает одним из перспективных в силу недостаточно сильного фондового рынка. С этим мнением согласны и представители банковского сектора большинства стран постсоветского пространства, которые считают, что дотирование государством процентных ставок по кредитам является более эффективной мерой по сравнению с другими, так как действия со стороны государства окажут на банки и заемщиков не только ощутимый психологический эффект, но и снизят существующие риски.

В Российской Федерации субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам и займам

осуществляется за счет средств областных бюджетов, которыми могут воспользоваться не только сельхозпредприятия, но и предприятия транспорта и связи, строительные фирмы, осуществляющие жилищное строительство, а также предприятия малого и среднего бизнеса. При этом не менее 20 % средств, предусмотренных областным бюджетом на субсидирование, направляется на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам. Льготные кредиты на пополнение оборотных средств предприятие может оформить на срок до 11 мес., а на инвестиционные цели - до 35 мес. Схема субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым предприятиями на реконструкцию и обновление производственных мощностей, предусматривает субсидирование 3/4 суммы процентов за пользование кредитом в течение 12 мес. Это позволяет предприятию, реализующему инвестиционный проект, привлечь кредитные ресурсы на обновление оборудования под приемлемый процент - 6,3 % годовых, в то время как стоимость кредитов составляет 25 % годовых [11].

На региональном уровне за счет средств регионального бюджета организуется встречное финансирование предприятий, привлекающих кредиты в целях осуществления инвестиционных проектов. При этом объем бюджетного субсидирования «привязан» к сумме процентов, которую предприятие должно уплатить в течение года за пользование банковским кредитом. В результате, инвестор дополнительно получает средства для компенсации затрат по выплате процентов за пользование кредитом. Помощь предоставляется на конкурсной основе и является особенно значимой в период освоения инвестиций и выхода на проектную мощность. Размер компенсации зависит от объема и срочности кредита, срока окупаемости проекта (как правило, от года до трех лет), а также ожидаемой экономической отдачи от инвестиций. Так, в Ставропольском крае (в одном из первых регионов в Российской Федерации) был разработан и освоен механизм субсидирования процентной ставки по краткосрочным банковским кредитам, привлекаемым на реализацию быстро окупаемых инвестиционных проектов. В регионе действует практика субсидирования 2/3 процентной ставки по кредитам, которые по факту уже использованы на пополнение оборотных средств предприятий агропромышленного комплекса (АПК) [7].

Субсидирование процентных ставок по кредитам является довольно актуальным инструментом

и для Казахстана по причине того, что рыночные процентные ставки отечественных банков по кредитам значительно превышают уровень рентабельности предприятий реального сектора экономики. Следует отметить, что в рамках реализации второго направления государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020» - «Оздоровление предпринимательского сектора» [13] в качестве одного из главных и действенных механизмов по решению проблемы, которая заключалась в погашении банковской задолженности в посткризисный период, была предложена схема частичного субсидирования ставок вознаграждения из государственного бюджета. При этом субсидирование процентной ставки осуществляется по кредитам, по которым банки назначают ставку вознаграждения (она соответствует 12 %, из которых 7 % оплачивает предприятие-заемщик, а от 5 до 8 % (8 % - для экспортно ориентированных производств) компенсирует государство). Максимальный срок такого субсидирования составляет 3 года.

На сегодняшний день практика субсидированного кредитования стала повсеместной и позволила запустить целый ряд новых перспективных проектов. Так, в рамках данной программы, целью которой является форсированное индустриально-инновационное развитие экономики Казахстана, осуществлено субсидий на сумму 4,5 млрд тенге по 972 заключенным договорам [4]. В 2010 г. АО «Банк Развития Казахстана» профинансировал проект по сдаче в эксплуатацию трех газовых турбин общей мощностью 87 Мвт заемщика ТОО «Кристалл менеджмент» общей стоимостью 19,6 млрд тенге. Часть платежей по кредиту данного заемщика будет компенсироваться через программу на протяжении трех лет. Ранее субсидирование части ставки вознаграждения по займу АО «Банк Развития Казахстана» получили: ТОО «Запчасть», ТОО Euroasia Transit Group, Майкудукская птицефабрика и другие предприятия. В 2012 г. было обеспечено 5 %-ное субсидирование ставки вознаграждения по части займа АО «Банк Развития Казахстана» на субсидирование проекта по строительству Акша-булакской газотурбинной электростанции (ГТЭС) в Кызылординской области. Включение проектов в программу было инициировано банком для дополнительной поддержки заемщиков, работающих в несырьевом секторе [2].

Кроме того, в рамках этой же программы Фонд развития предпринимательства «Даму», который

также входит в структуру Фонда национального благосостояния «Самрук - Казына», предлагает за счет государственных средств субсидировать до 50 % процентной ставки по кредитам малого и среднего бизнеса (это касается как действующих предприятий, так и новых проектов). Такое субсидирование фонда распространяется на кредиты, максимальная ставка по которым составит 16 % годовых (срок кредита может достигать 7 лет). В целом на 01.01.2012 количество предприятий, которые смогли получить субсидирование по линии фонда развития предпринимательства «Даму», составило 2,5 тыс.

Вместе с тем необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют банки (за исключением тех, в капитал которых вошло государство в рамках реализации антикризисных мер), которые не вполне готовы назначить по своим кредитам ставку на уровне 12 %, так как источники фондирования с учетом влияния кризиса стали еще дороже, что не может не отразиться на рыночной стоимости кредитов. Рыночная эффективная ставка, по которым выдаются кредиты предприятиям реального сектора, в зависимости от степени риска колеблется в диапазоне от 14 до 18 %. Представители банковского сектора также высказались о том, что долгосрочные ресурсы в посткризисный период, необходимые для выдачи адекватных кредитов предприятиям реального сектора, значительно подорожали, а имеющаяся в их распоряжении ликвидность имеет краткосрочный характер. В этой связи они выступили с предложением о том, что при размещении государственных средств при ставке 1-2 % банки могли бы выдавать деньги под 5-6 % (при условии ограничения банковской маржи до 4 %). Такой механизм может помочь предприятиям развивать новые проекты [1].

Анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что для того, чтобы субсидирование процентных ставок по кредитам, выдаваемым предприятиям реального сектора, стало доступным для всех субъектов хозяйствования, необходимо совершенствование практики использования данного вида финансового инструмента государственной поддержки предприятий реального сектора на основе выполнения следующих условий:

1) необходим учет рыночной стоимости банковских кредитов с тем, чтобы механизм субсидирования стал более доступным для всех банков и их клиентов;

2) необходим более длительный период кредитования - 10 и более лет (при освобождении

предприятия как минимум на первые 2 года от различных выплат);

3) необходимо предоставить возможность возврата взятых в кредит сумм в любое время (без дополнительных выплат и штрафных санкций);

4) необходима возможность размещения временно свободных средств государства на депозитные счета банков, начисленные проценты по которым пойдут в счет уплаты вознаграждения по кредитам предприятиям реального сектора. Реализация указанных условий создаст необходимые стимулы для увеличения объемов кредитования реального сектора экономики и развития неприбыльных, но стратегически важных для экономики видов хозяйственной деятельности.

Другим не менее перспективным в условиях Казахстана видом финансового инструмента являются правительственные гарантии, под которыми понимаются обязательства правительства страны перед кредитором частично или полностью погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком причитающейся с него суммы в установленный срок. Кредитные гарантии актуальны в тех случаях, когда у предпринимателя отсутствует достаточное залоговое обеспечение, но есть интересный проект, который позволит получить финансирование. Данный инструмент получил широкое распространение в сфере кредитования экспортных сделок, технологических программ структурирования устаревших производств. Преимущество государственных гарантий заключается в том, что они вступают в силу только в случае невыполнения заемщиком обязательств по займам.

Необходимо отметить, что большинство стран ОЭСР используют данный инструмент. В практике Казахстана он также был использован, когда правительство страны решило предоставить правительственные гарантии ННК «Казахойл» для привлечения негосударственного внешнего займа. В связи с этим было принято специальное постановление, предписывающее Министерству финансов Республики Казахстан в установленном законодательством порядке предоставить кредитору государственную гарантию в качестве обеспечения ННК «Казахойл» обязательств по привлекаемому негосударственному займу на сумму, включающую основной долг в размере 24,8 млрд японских йен, а также процентные выплаты и иные платежи, подлежащие выплате гарантом [15].

На сегодняшний день в рамках реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020» в действие

вступили гарантии по 43 проектам на общую сумму 3,9 млрд тенге. При этом в региональном разрезе приоритет отдан промышленно развитым областям (Южно-Казахстанская, Павлодарская и Актюбинская области). Лидером по предоставлению таких кредитов под государственные гарантии среди коммерческих банков является АО «БТА банк», который профинансировал 11 проектов на сумму 2,3 млрд тенге. Примечательно, что активное участие в этом процессе принимает и АО «Сбербанк России», который, уступая по количеству проектов, лидирует по сумме предоставляемых кредитов (4 проекта на сумму 4,6 млрд тенге) [15]. Кроме того, Фондом развития предпринимательства «Даму» реализуется система экспресс-гарантирования: в течение 5 рабочих дней выдается гарантия по проекту на сумму до 60 млн тенге.

Среди всего спектра финансовых инструментов кредитные гарантии представляются наиболее перспективными, так как, с одной стороны, гарантии представляют собой пример финансовой помощи нуждающимся предприятиям реального сектора экономики, а с другой стороны - не накладывают дополнительную нагрузку на бюджет, поскольку вступают в действие только в случае наступления дефолта по кредитным обязательствам. Результаты практики предоставления государственных гарантий в Казахстане свидетельствуют, что в секторальном разрезе предпочтение отдается проектам обрабатывающей промышленности, что свидетельствует о поступательной реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2015 г., главной целью которой является устранение сырьевой направленности экономики (см. рисунок).

Посредством продолжения практики внутреннего гарантирования можно способствовать более эффективному переливу капитала в такие перспективные сектора экономики и промышленности, как энергетика, нефтяная и газовая промышленность, черная и цветная металлургия, производство прогрессивных видов продукции химической и нефтехимической промышленности, конверсионный сектор машиностроения, выпускающий наукоемкую продукцию, транспорт и связь, перерабатывающий сектор агропромышленного комплекса. При этом приоритет в предоставлении таких гарантий со стороны государства должен быть отдан экспортно ориентированным проектам, которые основаны на внедрении высоких технологий и имеют высокую эффективность и быструю окупаемость.

3 (47%)

Источник: авторская разработка на основании [16]. Распределение государственных гарантий по программе

«Дорожнаякартабизнеса-2020»вразрезевидов экономической деятельности по итогам Пквартала 2012 г.: 1 - транспорт и складирование; 2 - сельское, лесное и рыбное хозяйство; 3 - обрабатывающая промышленность; 4 -услугипопроживаниюипитанию; 5 - здравоохранение и социальные услуги;

6 - образование

Одним из видов государственного гарантирования является государственное страхование кредитных рисков, которые берут на себя банки, кредитующие предприятия реального сектора экономики. Примеры государственного страхования кредитных рисков в мировой практике существуют, однако распространяется оно преимущественно на международные кредиты. К примеру, страхованием экспортных кредитов в Великобритании занимаются частные компании (компания «Индемните», корпорация «Ллойд») и государственное страховое общество - Департамент гарантии экспортных кредитов (ДГЭК), созданное в 1919 г. и реорганизованное в 1949 г. По английскому образцу созданы такие компании, как государственное страховое агентство «ГИЕК» в Норвегии, агентство «Экспорт кредитиэмиден» в Швеции, агентство «Экспорт девелопмент корпорэйшн» в Канаде и др. [9].

В Казахстане в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12.05.2003 № 442 была создана Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО) (далее - Корпорация). Деятельность этой Корпорации направлена на развитие существую-

щих производственных мощностей, расширение существующих производств и создание новых, а также на пополнение оборотных средств предприятий. На основе государственно-частного партнерства (ГЧП) Корпорация сотрудничает с такими банками второго уровня, как Банк развития Казахстана (АО), БТА банк (АО), Народный сберегательный банк Казахстана (АО), Банк Центр кредит (АО), АТФ банк (АО), Еврг^ийский банк (АО) и Нурбанк (АО). Однако результаты деятельности Корпорации за ряд последних лет свидетельствуют, что в ее страховом портфеле ввды страховашм, не являющиеся согласно уставу приоритетными, занимают львиную долю (82,4 %), в том числе страхование ответственности работодателя (29,4 %), страхование имущества (48,1 %). Доля же принятых Корпорацией страховых обязательств по экспорту в общем объеме несырьевого экспорта республики за ряд лет не превышала 1 % [6].

13 этой связи,учитываяактуальность повышенных кредитных рисков банков при кредитовании стратегически важных гфедгфиятий реального сектора экономики, целесообразно было бы дополнить функции Корпорации страхованием банковских кредитовреаль номусекторуэкономики. Деятель-ностьКорпорации или общего Фонда страхования кредитных рисков можно построить по аналогии с системой страхования вкладов физических лиц. Здесь также применим принцип ГЧП с банками второго уровня, для которых вхождение в систему станет привлекательным в глазах клиентов и стимулирует спрос на банковские услуги. Тем самым возможно не только расширение воспроизводственного процесса отечественными предприятиями, но и улучшение ситуации с возвратом ссуд, выданных банками в реальный сектор, а также повышение качества кредитного портфеля банковского сектора, характеризующегося секторальной диспропорцией. Объектом страхования могут выступать все ссуды (независимо от сроков кредитования), выданные предприятиям реального сектора на осуществление инвестиционной деятельности. Средства фонда могут использоваться только в случае полного расходования той части средств банковского резерва на покрытие убытков, которая была вложена для обеспечения данной конкретной ссуды. В рамках системы страхования кредитных рисков банков целесообразно предусмотреть четкие механизмы регулирования со стороны регуляторов на мероприятия по выплате возмещения страхового возмещения банкам второго уровня в случае наступления стра-

хового события. Государственное регулирование принципиально важно, поскольку необходимо придать данному процессу организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы.

Источниками денежных средств фонда могут стать средства Национального фонда Республики Казахстан, обязательные резервы банков второго уровня, хранящиеся в Национальном Банке Республики Казахстан, государственные ценные бумаги Национального банка Республики Казахстан, часть бюджетных средств, а также денежные средства, полученные по линии международных финансовых организаций.

Стимулирующее действие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования приоритетных секторов промышленности. Кроме того, усиление позиций предприятий, укрепление их финансового положения в результате действия налоговых стимулов придаст большую привлекательность последним в глазах потенциальных банков-кредиторов, а также снизит бремя выплаты процентных платежей и сделает кредитование доступным. При этом главным принципом налогообложения субъектов является то, что налогообложение не должно быть слишком высоким (оно не должно мешать развитию производства). Налоговая система должна быть оптимальной, т. е. с одной стороны, налоговые ставки должны быть достаточно высокими, чтобы предотвратить инфляцию и пополнить бюджет, с другой - в определенных случаях они должны быть низкими, чтобы стимулировать экономическую и инвестиционную активность участников общественного производства.

Традиционно в налоговом кодексе предусматриваются следующие виды льгот по способам реализации:

- изъятие из обложения определенных элементов объекта;

- предоставление налоговых каникул и преференций;

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- целевые налоговые льготы, включая налоговые инвестиционные кредиты (предоставление отсрочки взимания налогов) и др.

Изъятие из обложения определенных элементов объекта широко распространено в США, где из

чистого дохода корпораций вычитаются: штатные и местные налоги на доходы; 100 % дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний; 70-80 % процентов дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций; проценты по ценным бумагам властей и штатов; взносы в благотворительные фонды и др.

Налоговые льготы и преференции по корпоративному подоходному налогу в отношении предприятий реального сектора экономики, которые работают в приоритетных секторах экономики Республики Казахстан, действуют в рамках налогового кодекса. Они дают налогоплательщику при вложении инвестиций в основной капитал (в целях создания новых, расширения и обновления действующих производств) относить на вычеты из совокупного годового дохода стоимость вводимых в эксплуатацию основных средств равными долями в зависимости от срока предоставленных преференций (срок освобождения от 2 до 5 лет). Такой метод предоставления налоговых льгот распространен во всех странах мира. В Италии новые предприятия в некоторых отсталых регионах освобождаются от корпоративного и местного налогов на предпринимательский доход в течение 10 лет. В Финляндии периодическое освобождение от налога, наряду с инвестиционным налоговым кредитом, используется для стимулирования судостроения и судоходства. В Бельгии на 6 лет освобождаются от корпоративного налога те компании, которые добиваются роста производительности труда при одновременном увеличении занятости и улучшении использования производственных мощностей.

Полное освобождение от уплаты налогов в современных условиях развития экономики является нецелесообразным, так как не вполне ясными остаются вопросы эффективности контроля за использованием инвестиционных средств (дело в том, что в эти средства на практике предприятия могли бы включать и средства неинвестиционного характера, а что касается инвесторов, то они могут принять решение о функционировании в течение срока действия преференций, а затем свернуть деятельность, использовав указанный инструмент без пользы для экономики). В этой связи наиболее перспективным для развития предприятий реального сектора экономики является дисконтирование налогов (понижение налоговых ставок), а не полное освобождение от них.

Инвестиционный налоговый кредит в качестве еще одного инструмента государственной подде-

ржки предприятий реального сектора экономики практикуется во многих странах мира. Основной целью инвестиционного налогового кредита является формирование благоприятных условий по созданию или модернизации благоприятных объектов основных средств и нематериальных активов предприятий. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организациям-претендентам по корпоративному налогу и по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых в местные бюджеты). Данный финансовый инструмент призван стимулировать инвестиционную активность на основе срочности, платности и возвратности средств, а не на безвозмездной основе, как механизм ранее действовавших налоговых льгот. По сути, получение кредита означает для предприятия право уменьшать свои платежи по налогу на прибыль и на имущество с последующей поэтапной уплатой сумм кредита и начисленных процентов. Такой вид финансового инструмента получил широкое распространение в Италии для стимулирования развития южных регионов. В Англии компаниям разрешено использовать около 10 % корпоративного налога для заранее оговоренных законом инвестиций. Любопытен опыт ряда стран, где распространена практика уменьшения корпоративного подоходного налога на часть затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Так, во Франции в период с 1992 по 1998 г. было разрешено уменьшать корпоративный налог на половину разности между расходами на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих. В Испании действует постоянный налоговый кредит в размере 20 % расходов предпринимателей на НИОКР. Особая разновидность налогового инвестиционного кредита - это так называемые скидки на истощение недр, уменьшающие налогообложение прибыли отдельных секторов добывающей промышленности, которые сыграли важную роль в развитии добывающей промышленности США и успешно используется и в настоящий момент. Скидка обусловливается требованием реинвестировать полученные средства в те же сектора [11, 15].

В России для предприятий и организаций, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта, была установлена пониженная ставка налога на прибыль, полученную в результате эксплуатации так называемых объектов производственных инвестиций. В Казахстане в 2009 г. был принят новый налоговый кодекс, который предусматривает снижение общей

налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса: ставку корпоративного подоходного налога снизили до 20 %, а НДС - до 12 %. Кроме того, в налоговом кодексе предусмотрено упорядочение сложной системы предоставления налоговых льгот отдельным предприятиям и бизнесменам (подобных преференций в стране существовало более 170). Так, с 01.01.2009 в Казахстане действуют инвестиционные налоговые преференции по уплате корпоративного подоходного налога (по имущественному и земельному налогу преференции не предоставляются). Иными словами, это льгота по освобождению от уплаты корпоративного подоходного налога, заключающаяся в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию. При этом порядок получения инвестиционных налоговых преференций значительно упрощен. Если раньше для получения налоговой преференции необходимо было заключение контракта с комитетом по инвестициям, то теперь налогоплательщик может самостоятельно применить льготную норму по применению преференции без получения соответствующего разрешения. При этом право на применение преференций имеют юридические лица Республики Казахстан, за исключением нижеследующих:

- налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон (СЭЗ);

- налогоплательщиков, осуществляющих производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а именно всех видов спирта, алкогольной продукции, пива (с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 %) и табачных изделий;

- налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов [8].

Необходимо отметить, что налоговые стимулы, о которых шла речь ранее, могут быть применены и в отношении банков второго уровня, которые активно осуществляют кредитование предприятий реального сектора. Иными словами, необходимо формирование такой системы налогообложения банков, которая стимулировала бы их деятельность в направлении увеличения вложений средств в малопривлекательные, но стратегически важные сектора экономики, позволила бы увеличить их доходы, прибыль, что

обеспечило бы впоследствии расширение налогооблагаемой базы. Вместе с тем предлагается проводить мониторинг деятельности банков с позиции структуры их кредитного портфеля в разрезе секторов экономики и изменения процентной ставки за кредит в сторону понижения (чтобы использовать налоговые льготы для тех банков, доля кредитов которых в указанные сектора устойчиво растет).

Список литературы

1. Банкиры попросили деньги по низким ставкам из Нацфонда для кредитования бизнеса. URL: http://www. kursiv. kz.

2. Воднев В. БРК субсидирует проект по строительству Акшабулакской ГТЭС на 530 млн тенге / Агентство международной информации (новости -Казахстан). URL: http://www. newskaz. ru.

3. Дрозд Н. Нацбанк расширяет внешнее управление средствами Нацфонда и ЗВР / Панорама. URL: http://www/is. park. ru.

4. Дынниченко А. Дорожная карта бизнеса-2020: заключена почти тысяча договоров / Биржевой Лидер. URL: http://www. profi-forex. org.

5. Информационное агентство «Новости-Ка-захстан». URL: http://www. invest-market. kz.

6. Итоги внешнего контроля эффективности использования активов государства в АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» / Бюллетень Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. 2010, IV квартал. URL: http://www. nomad. su.

7. Клименко М. С. Основные инструменты государственного стимулирования инвестиционной активности на примере регионов ЮФО // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 1. C.80-85.

8. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (ст. 123125) от 10.12.2008 (с изм. и доп. на 01.01.2012).

9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник для вузов. URL: http://www. bibliotekar. ru.

10. Нурпеисов Е. Предлагаемые антикризисные меры // Банки Казахстана 2009. № 2. С. 4-6.

11. Омарова К. Финансовые инструменты государственной поддержки предприятий реального сектора экономики: сравнительный анализ. Туркестан: МКТУ, 2002. C. 87.

12. Проценты съедают прибыль // Эксперта РА Казахстан. URL: http://raexpert. kz.

13. Программа «Дорожная карта бизнеса-2020»: постановление Правительства Республики Казахстан от 13.04.2010 № 301.

14. Сайт Национального банка Республики Казахстан. URL: http://www. nationalbank. kz.

15. Сабден О. Финансово-кредитное регулирование деятельности промышленных предприятий Казахстана: проблемы и перспективы. Алматы, 2009. С. 312 с.

16. Сайт Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан. URL: http://www. minplan.kz.

21 ноября 2012 г. в конференц-зале «ПАНОРАМА» (г. Киев) компания «Бизнес-Формат» (Украина) проводит международную конференцию

«ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В БАНКАХ»

Основные тематические направления конференции

Секция 1: «Международные стандарты и практика в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (ПОД/ФТ)».

Секция 2: «Построение эффективной системы финансового мониторинга в банках: структура, содержание, задачи».

Секция 3: «Выявление операций повышенного уровня риска: проблемы и правовые аспекты». Информационная поддержка конференции - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» (Россия). За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться в оргкомитет конференции по телефонам +38(056) 375-72-80 (-81,-82,-03) либо e-mail: [email protected]

Смиюха Екатерина www.business-format.com.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.