Научная статья на тему 'Финансовые и организационные предпосылки формирования фондового рынка в республике Мали'

Финансовые и организационные предпосылки формирования фондового рынка в республике Мали Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диаките С.

В экономике современных государств рынок ценных бумаг занимает весьма важное место, особенно тех стран, которые становятся на путь индустриального развития. Поэтому процесс его формирования и развития носит объективный и закономерный характер. Рынок ценных бумаг расширяет и облегчает доступ всем субъектам экономики к получению необходимых им денежных ресурсов. Поскольку одни поставляют на рынок временно свободные денежные средства, а другие приобретают их, предоставляя взамен ценные бумаги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Диаките С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые и организационные предпосылки формирования фондового рынка в республике Мали»

Зарубежный опыт

финансовые и организационные предпосылки формирования фондового рынка в республике мали

с. диаките (республика МАли)

кафедра «финансы и кредит» Российского университета дружбы народов (РУДН)

В экономике современных государств рынок ценных бумаг занимает весьма важное место, особенно тех стран, которые становятся на путь индустриального развития. Поэтому процесс его формирования и развития носит объективный и закономерный характер. Рынок ценных бумаг расширяет и облегчает доступ всем субъектам экономики к получению необходимых им денежных ресурсов. Поскольку одни поставляют на рынок временно свободные денежные средства, а другие приобретают их, предоставляя взамен ценные бумаги.

Как известно, зрелый фондовый рынок формируется в странах с развитой экономикой и длительными внешнеторговыми связями. В Африке лишь в горнодобывающей промышленности функционируют крупные и средние предприятия, а структура ее промышленного производства характеризуется преобладанием пищевой и текстильной отраслей, производственная инфраструктура не развита. Проблема производительного накопления стоит очень остро: значительные средства используются для покупки недвижимости, процветает ростовщичество, незначителен вес внутри фирменной торговли. А так как внутренние инвестиционные ресурсы не могут покрыть потребностей, странам Африки необходимо их привлекать из внешних источников.

Следует отметить, что ситуация на мировом рынке капитала для Африки складывается неблагоприятно. В большинстве стран доля зарубежных инвестиций крайне незначительна. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, политической нестабильностью региона, неэффективностью моделей экономического развития, чрезмерной централизацией управления экономикой, недостаточностью сравнительных преимуществ стран

данного региона. Поэтому развитие экономики африканских стран в большей степени зависит от безвозмездной иностранной помощи и займов (преимущественно правительственных или гарантируемых правительством), фондовый рынок здесь лишь формируется. В этом отношении не составляет исключения и Республика Мали.

С 1992 г. правительство Мали осуществило ряд программ реформирования, которые позволили достичь определенных успехов в либерализации экономики, редукции макроэкономических дисбалансов и восстановлении условий долгосрочного роста экономики. Развитию способствовали успехи в области золотодобычи, хлопководства, в агропромышленном секторе и строительстве. Инфляция с 33,2 % в 1994 г. упала до 12,5 % в 1995 г., 4-6 % в 1996 г., 0,9 % -в 1997г. и 1,8 % -в 2006 г. Реформируемая экономика Мали остро нуждается в инвестиционных ресурсах. В условиях отсутствия у предприятий собственных финансовых средств, недостаточности государственного финансирования и невозможности получения кредитных ресурсов в банковской системе именно национальный эффективно работающий и стабильный рынок ценных бумаг мог бы стать источником столь необходимых инвестиционных ресурсов для модернизации и расширения наиболее эффективных отраслей общественного воспроизводства.

В настоящее время происходит глобализация мировых финансовых рынков, которая обусловлена необходимостью эффективного перераспределения ресурсов на планетарном уровне. Странам с развивающимися фондовыми рынками глобализация предоставляет возможность мобилизации на международных рынках в значительных объемах, столь необходимых им, инвестиционных ресурсов.

Формирование Региональной фондовой биржи (BRVM), входящей в состав фондового рынка Республики Мали, обусловлено необходимостью развития экономики стран Западной Африки, процессов движения ссудного капитала, внедрения финансовых нововведений. В этом отношении большую роль играет Западно-Африканский экономический и валютный союз (UEMOA). Помимо усиления эффективности инструментов валютной политики, провозглашаемых союзом, выполняется работа по становлению рынка ценных бумаг, усилиями которого покрывается потребность предприятий в дополнительных финансовых ресурсах, снижается уровень неплатежей, повышается степень налоговой дисциплины. Для государств—членов союза (Бенин, Буркина Фасо, Гвинея-Биссау, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Того и Сенегал) необходимо:

1) укрепление финансовой системы в государствах Союза;

2) стимулирование мобилизации вкладов;

3) увеличение ассигнования денежных ресурсов в зону Союза;

4) адекватность мощностей и потребностей в финансировании.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА

Организация фондового рынка. Представляет собой совокупность участников и процессов, обусловленных их взаимодействием с целью выполнения операций с ценными бумагами. институциональные структуры 1.Региональный совет общественного вклада и финансовых рынков (CREPMF).

Региональный совет образован 20 ноября 1997 г. В соответствии с соглашением участников, в их составе присутствуют такие иностранные организации, как: Securities Exchange Commission (SEC) из США, Commission des Oprnations de Bourse (COB) Франции, Commissione Nazionale per Societa e la Borsa (CONSOB) и Италии, совет должен, с одной стороны, формировать заявки на вклад в общественный фонд, а с другой — лицензировать и контролировать деятельность участников на региональном финансовым рынке.

Таким образом, любая общественная заявка на вклад требует предоставления предварительной визы Регионального совета (CREPMF). В рамках применения этого положения возможно размещение заявки на вклад государства или любой другой организации, если:

• ценные бумаги размещены среди ста и более независимых инвесторов;

• существует предложение на приобретение ценных бумаг широкой публике в виде рекламы

или соглашения с покупателями и партнерами

по бизнесу;

• ценные бумаги зарегистрированы на BRVM.

Однако для получения заемных средств с фондового рынка эмитенту не требуется разрешения (лицензии) Регионального совета (CREPMF), если его обязательства гарантированы государством или группой государств союза (иЕМОА).

Вместе с тем Региональный совет предоставляет определенные права участникам фондового рынка, а именно Обществу управления и посредничества и Обществу управления имуществом. Он дает разрешение (лицензии) профессиональным участникам рынка ценных бумаг, юридическим и физическим лицам, формирует коллегию бухгалтеров-ревизоров, осуществляет надзор за выполнением правила о раскрытии информации подотчетных организаций. Кроме того, Региональный совет в целях соблюдения общественных интересов осуществляет управление процессами фондового рынка, используя нормативные акты, обеспечивающие информационную прозрачность в области использования рекламы и финансовой отчетности. Особенно важно то, что Региональный совет выполняет работу по защите прав инвесторов в условиях регулярно функционирующего фондового рынка. Он имеет право разрешать разногласия, возникающие между участниками рынка ценных бумаг и профессиональными (коммерческими) организациями.

Региональный совет санкционирует контроль третьих лиц и выполняемых ими операций с ценными бумагами, проверяет дееспособность эмитентов ценных бумаг при получении ими заявок на поставку ценных бумаг. Этот контроль может распространяться непосредственно на процедуру выполняемой операции и на действующих участников, например посредников — профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом Региональный совет через своих инспекторов может пригласить любого из них и потребовать предоставить информацию по существу рассматриваемого вопроса.

Наконец, Региональный совет располагает полномочиями налагать финансовые, административные и дисциплинарные санкции независимо от судебных преследований на профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые должны быть исполнены незамедлительно и по полному праву на всех территориях стран—членов Союза (иЕМОА).

2. Региональная фондовая биржа (BRVM). Она составлена из двух структурных подразделений: Фондовой биржи и Центрального депозитария (Банк урегулирования).

2.1. Фондовая биржа — частное общество, капитал которого сформирован биржевыми посредниками, представляющими Общество управления и посредничества (SGI). Она пользуется концессией коммунального обслуживания, согласно условиям, определенным Советом Министров Союза. Это обстоятельство дает бирже возможность функционировать в соответствии с правилами, установленными монополией.

Функции биржи сводятся к организации торговых сессий и регистрации участников торгов, осуществлению листинга и делистинга ценных бумаг, формированию котировального списка и распространения биржевой информации. Биржа также берет на себя важную роль в вопросе стимулирования и развития финансовой культуры внутри союза с помощью акций образования, формирования инвестиционной активности, соблюдения законодательных норм и информированности широкой публики.

Фондовая биржа любому заинтересованному лицу обязана раскрыть следующую информацию:

• правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

• правила допуска к торгам ценных бумаг;

• правила заключения и сверки сделок;

• правила регистрации сделок;

• порядок исполнения сделок;

• правила, ограничивающие манипулирование ценами;

• расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

• регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции;

• список ценных бумаг, допущенных к торгам. Кроме этого о каждой сделке предоставляется

следующая информация:

• дата и время заключения сделки;

• наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

• государственный регистрационный номер выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

• цена одной ценной бумаги;

• количество ценных бумаг.

2.2.Центральный депозитарий (Банк урегулирования) — акционерное общество, капитал которого сформирован биржевыми посредниками.

Центральный депозитарий банк (Банк урегулирования) осуществляет управление счетами ценных бумаг SGI, применяя централизованный метод. В этих рамках он в соответствии с депозитарным договором ведет учет во внутренних документах и счетах—депо ценных бумаг SGI. Он также исполняет роль, связанную с урегулированием взаимоотношений между участниками процесса при выполнении обязательств по ценным бумагам, и управляет, таким образом, процессом функционирования фондового рынка в целом. В рамках своей миссии урегулирования Центральный депозитарий банк (Банк урегулирования) сформировал специальную службу, имеющую широкие полномочия внутри государств союза (UEMOA).

Депозитарный договор должен содержать следующие условия:

• однозначное определение предмета договора: предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги;

• порядок передачи депонентом депозитарию информации о распоряжении депонированными в депозитарии ценными бумагами депонента;

• срок действия договора;

• размер и порядок оплаты услуг депозитария, предусмотренных договором;

• форму и периодичность отчетности депозитария перед депонентом;

• обязанности депозитария. 2.3.Национальные агенты биржи (ANB): Фондовая биржа и Центральный депозитарий в

каждой из экономических столиц союза (UEMOA) через национальных агентов биржи (ANB) подтверждают:

1) достоверность распространяемой биржевой информации в каждой из стран союза в режиме реального времени в целях обеспечения равенства и справедливости в доступности информации о сделках, что является главным принципом, которым руководствуется BRVM;

2) выполнение мер по стимулированию биржевого рынка в различных странах союза;

3) распространение постановлений и распоряжений Общества управления и посредничества (SGI) участникам рынка ценных бумаг и отчетов об их исполнении, а также организацию информационного обмена между профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Коммерческие участники рынка ценных бумаг—

небольшие частные структуры, оказывающие ус-

луги участникам рынка ценных бумаг на профессиональном уровне и не контролируемые банками. Основная цель состоит в привлечении профессиональных посредников и развитие здоровой конкуренции внутри финансовой системы.

Существуют различные типы коммерческих участников:

1) Общество управления и посредничества (SGI). Участники этого общества на рынке ценных бумаг выполняют функции экономических операторов. Они являются акционерами Фондовой биржи и Центрального депозитария (Банка урегулирования). Этим обстоятельством обусловлена двойственность их статуса — биржевого посредничества и управления ценными бумагами.

Общество управления и посредничества (SGI) самостоятельно устанавливает тарифы, официально утвержденные региональным советом. Это является необходимым условием противостояния возможным злоупотреблениям в связи с монополистическим положением этих структур, которое свойственно большей части стран союза.

2) Агенты покупателей на рынке ценных бумаг. Функции агентов зачастую выполняют банки как независимые коммерческие участники рынка ценных бумаг, наделенные региональным Советом правом совершения гражданско-правовых сделок с ценными бумагами. Данные организации, передавая заявки клиентов на совершение сделок с ценными бумагами, занимаются посреднической деятельностью за вознаграждение, принимая на себя ответственность выполнять ее честно и добросовестно.

3) Управляющие портфелем ценных бумаг или имуществом. Данные участники рынка ценных бумаг наделены правом доверительного управления ценными бумагами или имуществом, совершать операции по покупке или продаже ценных бумаг в интересах доверителя. Этот вид деятельности является исключительно профессиональным и выполняется профессиональным участником рынка ценных бумаг. Управляющими могут быть как физические, так и юридические лица.

4) Фонды коллективного инвестирования в ценные бумаги. Ввиду слабой финансовой культуры и большого числа мелких потенциальных инвесторов организация специализированных фондов коллективного инвестирования в ценные бумаги одобрена соответствующим положением. Фонды коллективного инвестирования в бумаги могут быть структурами без образования юридического лица. В этом случае ими будет управлять

управляющая компания Общества управления имуществом.

Условия допуска ценных бумаг к котировке на BRVM

1) Условия для получения титулов капитала. • Общие условия:

— учреждение в форме акционерного общества;

— письменное обязательство эмитента по требованию биржи раскрывать информацию путем публикаций ежегодных отчетов в официальном Бюллетене доли (ВОС);

— письменное обязательство эмитента принимать участие в организации и функционировании рынка;

— письменное обязательство эмитента подчиняться правилам, установленным Региональной биржей.

Условия допуска ценных бумаг к первому котировальному уровню:

— биржевая капитализация компании должна быть более 500 млн FCFA (местная денежная единица);

— иметь прирост чистой прибыли в каждом из последних трех лет не менее 3 %;

— представлять за последние пять лет зарегистрированные счета;

— подписать контракт на поддержание двусторонней котировки ценных бумаг;

— для допуска к торгам на фондовой бирже не менее 20 % капитала должно быть размещено среди широкой публики;

— каждые полгода в обязательном порядке публиковать отчет об итогах производственно-хозяйственной деятельности в официальном Бюллетене доли.

Условия допуска ценных бумаг ко второму котировальному уровню:

биржевая капитализация компании должна быть более 200 млн FCFA (местная денежная единица);

— иметь прирост чистой прибыли в каждом из последних трех лет не менее 3 %;

— представлять за последние два года зарегистрированные счета;

— подписать контракт на поддержание двусторонней котировки ценных бумаг;

— для допуска к торгам на фондовой бирже не менее 20 % капитала в течение двух лет или 15 % капитала в случае его приращения.

2) Условия для титулов долга:

— письменное обязательство эмитента распространять информацию, необходимую фондовой бирже, путем публикаций ежегодных отчетов в официальном Бюллетене доли;

— письменное обязательство эмитента в финансовом отношении принимать участие в организации и функционировании рынка;

— письменное обязательство эмитента подчиняться распоряжениям и постановлениям Региональной биржи;

— минимальное число ценных бумаг, предназначенных к размещению, не менее 25 000;

— минимальная номинальная стоимость их равна 500 млн FCFA.

Следует отметить, что займы государств союза допускаются на основе долевого участия.

В целом рынок ценных бумаг позволяет предприятиям реального сектора экономики расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь банковскими кредитами, а потенциальным инвесторам, в свою очередь, с помощью рынка ценных бумаг дает возможность вкладывать сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым, получая широкие возможности для выбора. Рынок ценных бумаг является структурным элементом финансовой, экономической и социальной систем государства. Практика его функционирования в период становления обнаружила ряд теоретических проблем, а также проблем прикладного характера.

Экономические проблемы. В экономике Республики Мали важное место занимает сектор торговли. Эти предприятия в силу своего юридического статуса не могут выполнять на бирже операций как агент, нуждающийся в финансировании. Кроме того, они традиционно ориентированы на краткосрочные инвестиции.

Проблемы социально-экономического характера. В обществе существует устойчивое недоверие к финансовым операциям и банковским структурам.

Проблемы связаны с UEMOA в целом. Учитывая несоответствие в экономическом развитии стран — членов союза из-за географического положения, уровня индустриализации, ряду участников становится более выгодно выполнять на этом рынке операции, чем другим. Таким образом, существует неравенство участников союза. Это обстоятельство неблагоприятно сказывается на положении, например предприятий Мали, у которых нет высокой биржевой квалификации, что приводит к вытеснению их в ранг представительств или в единицы субподрядов. К тому же отсутствие собственной биржевой площадки, организационные особенности функционирования биржи в Абиджане приводят к необходимости формирования фондового рынка непосредственно в Республике Мали.

Литература

1. Витухина Г. О., Онучко В. Г. Республика Мали. Ин-т Африки. -3-е изд. , М. : Вост. Лит. , 2005. — 279 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. BRVM, Revue Trimestrielle 2 janvier — 31 mars 2006.

3. Rapports de la BCEAO 1998

4. Rapports de la DNSI (Direction Nationale de la Statistique et de l'Informatique) 2006.

5. www. brvm. org

6. www. izf. net

7. www.malinet.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.